Концепция развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан до 2035 года
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 2 ( Версия 1 )
Тип НПА: Постановление Дата создания: 26/09/2022 20:19:58 Публичное обсуждение до: 10/10/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 23/11/2022 10:30:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 23/11/2022 11:30:00
- 20
- Министерство энергетики РК
- 0 1
- 1625
- 10
- 0
Комментарий
НАУРЫЗБАЕВ АСЕТ
В соответствии с поручением Президента Республики ... посмотреть текст (Версия 1) 07/10 - 17:34 /
В качестве решения вышеуказанных проблем предлагаю свой вариант концепции, который во многом совпадает с предлагаемой концепцией, но при этом решает перечисленные мной задачи.
Прикреплённые файлы:     Концепция реформы электроэнергетики Казахстана.pdf
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:33
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
НАУРЫЗБАЕВ АСЕТ
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электр... посмотреть текст (Версия 1) 07/10 - 17:32 /
Предлагаемая концепция не отвечает на главный вопрос: каким образом заданная надежность энергоснабжения будет достигнута за минимально возможную цену? Более того, очевидно, что появление в проекте АЭС вызывает удорожание электроэнергии для всех потребителей на сумму порядка полутора миллиардов долларов США в год. Нет необходимости в отделении Системного оператора от сетей и тем более нет необходимости передавать его Минэнерго. В Германии четыре частных системных оператора прекрасно справляются с управлением энергосистемой. Замена заблаговременного формирования резервов генерации на спотовый рынок угрожает одномоментным ростом неограниченным стоимости цены на электроэнергию, как это было в некоторых странах Европы весной этого года. Необходим другой механизм выравнивания неравномерностей спроса и генерации. Генеральная схема размещения объектов энергетики должна быть результатом сценарного анализа и решения оптимизационной задачи по снижению стоимости электроэнергии, а не итогом кулуарных договоренностей. Механизм выравнивания тарифов не предложен, поскольку неясно, что будет после введения Единого оператора с регионами, где цена электроэнергии была невелика. Набор и происхождение целевых индикаторов непонятно, целевой функцией энергосистемы не может быть величина установленной мощности - это ошибка. Целевая функция - это цена электроэнергии при заданной надежности, либо величина надежности при заданной цене. Доля возобновляемой энергетики является производной функцией от указанной выше целевой функции. Разработка документов реформы исключительно госорганами приведет к однобоким решениям, неучетом интересов потребителей, рыночных игроков. Центром реформы должен стать независимый орган регулирования отрасли, а не госорганы. Самой крупной ошибкой является перечисление объектов, которые необходимо построить ДО того, как появится Генеральная схема размещения объектов энергетики, которая в свою очередь появится в результате решения оптимизационной задачи.
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:33
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
НАУРЫЗБАЕВ АСЕТ
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электр... посмотреть текст (Версия 1) 07/10 - 17:31 /
Предлагаемая концепция не отвечает на главный вопрос: каким образом заданная надежность энергоснабжения будет достигнута за минимально возможную цену? Более того, очевидно, что появление в проекте АЭС вызывает удорожание электроэнергии для всех потребителей на сумму порядка полутора миллиардов долларов США в год. Нет необходимости в отделении Системного оператора от сетей и тем более нет необходимости передавать его Минэнерго. В Германии четыре частных системных оператора прекрасно справляются с управлением энергосистемой. Замена заблаговременного формирования резервов генерации на спотовый рынок угрожает одномоментным ростом неограниченным стоимости цены на электроэнергию, как это было в некоторых странах Европы весной этого года. Необходим другой механизм выравнивания неравномерностей спроса и генерации. Генеральная схема размещения объектов энергетики должна быть результатом сценарного анализа и решения оптимизационной задачи по снижению стоимости электроэнергии, а не итогом кулуарных договоренностей. Механизм выравнивания тарифов не предложен, поскольку неясно, что будет после введения Единого оператора с регионами, где цена электроэнергии была невелика. Набор и происхождение целевых индикаторов непонятно, целевой функцией энергосистемы не может быть величина установленной мощности - это ошибка. Целевая функция - это цена электроэнергии при заданной надежности, либо величина надежности при заданной цене. Доля возобновляемой энергетики является производной функцией от указанной выше целевой функции. Разработка документов реформы исключительно госорганами приведет к однобоким решениям, неучетом интересов потребителей, рыночных игроков. Центром реформы должен стать независимый орган регулирования отрасли, а не госорганы. Самой крупной ошибкой является перечисление объектов, которые необходимо построить ДО того, как появится Генеральная схема размещения объектов энергетики, которая в свою очередь появится в результате решения оптимизационной задачи.
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:33
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
НАУРЫЗБАЕВ АСЕТ
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электр... посмотреть текст (Версия 1) 07/10 - 17:31 /
Предлагаемая концепция не отвечает на главный вопрос: каким образом заданная надежность энергоснабжения будет достигнута за минимально возможную цену? Более того, очевидно, что появление в проекте АЭС вызывает удорожание электроэнергии для всех потребителей на сумму порядка полутора миллиардов долларов США в год. Нет необходимости в отделении Системного оператора от сетей и тем более нет необходимости передавать его Минэнерго. В Германии четыре частных системных оператора прекрасно справляются с управлением энергосистемой. Замена заблаговременного формирования резервов генерации на спотовый рынок угрожает одномоментным ростом неограниченным стоимости цены на электроэнергию, как это было в некоторых странах Европы весной этого года. Необходим другой механизм выравнивания неравномерностей спроса и генерации. Генеральная схема размещения объектов энергетики должна быть результатом сценарного анализа и решения оптимизационной задачи по снижению стоимости электроэнергии, а не итогом кулуарных договоренностей. Механизм выравнивания тарифов не предложен, поскольку неясно, что будет после введения Единого оператора с регионами, где цена электроэнергии была невелика. Набор и происхождение целевых индикаторов непонятно, целевой функцией энергосистемы не может быть величина установленной мощности - это ошибка. Целевая функция - это цена электроэнергии при заданной надежности, либо величина надежности при заданной цене. Доля возобновляемой энергетики является производной функцией от указанной выше целевой функции. Разработка документов реформы исключительно госорганами приведет к однобоким решениям, неучетом интересов потребителей, рыночных игроков. Центром реформы должен стать независимый орган регулирования отрасли, а не госорганы. Самой крупной ошибкой является перечисление объектов, которые необходимо построить ДО того, как появится Генеральная схема размещения объектов энергетики, которая в свою очередь появится в результате решения оптимизационной задачи.
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:34
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
БАЙКУБЕНОВА ЗАЙДА
В соответствии с поручением Президента Республики ... посмотреть текст (Версия 1) 07/10 - 16:38 /
Евразийская промышленная Ассоциация, рассмотрев проект постановления Праивтельства Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан до 2035 года», направляет замечания и предложения, изложенные в виде сравнительной таблицы (прилагается).
Прикреплённые файлы:     2196 МЭ.pdf
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:34
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
ЛИ АЛЕКСАНДР
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электр... посмотреть текст (Версия 1) 05/10 - 14:02 /
Предполагаю, что концепция должна быть основана на прогнозах развития экономики Казахстана в период до 2050 года, а не на экстраполяции данных. Цифры роста потребления не обоснованы. Модель рынка ещё непонятна. Нет видения о том, как она будет функционировать. Если оставить все обсуждения на потом - на период разработки законопроектов, то там всё и застрянет. Нет оценки рисков. Ни в каком виде. Есть много предположений, что мы будем развиваться как и другие страны, но этому нет никаких обоснований. И нет никакой оценки угроз. В том числе геополитических. Нет важнейших целевых показателей по объемам инвестиций, которые предполагается привлечь в результате изменения модели рынка, и по тарифной политике для предприятий и особенно для населения. Отсутствие SMART-целей превращает документ в декларацию намерений, а не в программу реальных действий. Частные комментарии - в приложенном файле
Прикреплённые файлы:     Комментарии к концепции реформы электроэнергетики Ли А.И..docx
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:34
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
СВОИК ПЕТР
В соответствии с поручением Президента Республики ... посмотреть текст (Версия 1) 03/10 - 21:19 /
В приложении наши предложения к Концепции Предложения к проекту «Концепции развития электроэнергетики Казахстана до 2035 года» – инициативная записка Единый закупщик, общенациональный тариф, балансирующий рынок и рынок мощности, как необходимый набор для нормализации текущего состояния и обеспечения развития электроэнергетики Казахстана Нынешнее состояние электроэнергетики и объем накопившихся проблем Характерно, что электроэнергетика, только в последние два-три года вышедшая на объемы выработки и потребления последних лет существования Казахской ССР и, соответственно, столкнувшаяся с необходимостью отсутствующего за все три десятилетия суверенитета постоянного ежегодного прироста мощностей, первой натолкнулась на невозможность такого наращивания в рамках нынешней экономической модели вообще и устройства рынка электроэнергии в частности. Иллюстрацией служит случившийся 25 января нынешнего года блэкаут, погасивший электроснабжение в Узбекистане, Киргизии и на юге Казахстана, начатый выпадением 1200 МВт мощности на Сырдарьинской ГРЭС. После чего отключились все три ВЛ-500, связывающие Северную зону Казахстана с Южной, с дальнейшим распадом частей общей энергосистемы на изолированную работу. Общие выводы по системной аварии: - накопившийся дефицит как генерации, так и пропускной способности межсистемных линий по всей Центральной Азии, соответственно, ограниченная способность получать мощность из достаточно профицитной энергосистемы России и пока еще сохраняющей профицит Северной энерго-зоны Казахстана; - отсутствие, при физически общей энергосистеме Россия – Центральная Азия единой диспетчеризации и общей противоаварийной автоматики. Для понимания ситуации стоит заметить, что блэкаут в совершенно рядовой день 25 января в отнюдь не пиковые по нагрузке 12 часов дня, произошел в момент, когда энергосистема Казахстана имела формальный запаса располагаемой мощности порядка 2 ГВт, при фактической нагрузке не превышающей 16 ГВт. Однако уже тогда, в условиях неплановых аварийных ремонтов, она работала на пределе возможностей. В прошедший зимний сезон со стороны регулирующей частоту энергосистемы РАО ЕС Казахстан получал от 500 до 800, а в отдельные моменты и до 1500 МВт. Еще более драматически складывается ситуация на перспективу, отражаясь в утвержденных Минэнерго «Балансах электрической энергии и мощности до 2035 года». На предстоящий зимний сезон, при максимуме нагрузки 17629 Мвт и располагаемой, с учетом всех запланированных вводов, мощности 19526 МВт, в балансы официально заложен дефицит 1645 МВт. На уровне 2035 года максимум нагрузки вырастет до 22714 МВт, располагаемую мощность предстоит увеличить на 8,3 ГВт, до 27829 МВт, и при этом дефицит не исчезает, а всего лишь снизится до 730 МВ. Чрезвычайно иллюстративен набор мощностей, с помощью которого Минэнерго собирается покрывать рост нагрузок в оставшиеся до 2035 года тринадцать лет. Это и старание выполнить политическую установку на доведение выработки ВИЭ до 30%, и достаточно трезвая констатация необходимости едва ли не полного дублирования тех же ВИЭ в реалиях местного климата. В результате энергетике предлагается развиваться сразу в три стороны – атом, солнце-ветер и газ, фактически утраивая затраты ресурсов и времени. Так, к 2035 году должны быть введены два блока по 1200 МВт на Балхашской АЭС, мощность ветровых станций доведена до 6084 МВт, малых ГЭС до 2165 МВт, солнечных до 1932 МВт и биогазовых до 117 Мвт. Одновременно предстоит повысить мощность ГТУ до 3361 МВт и ПГУ до 1850 МВт. При этом в балансах располагаемой мощности специалисты Минэнерго трезво закладывают только 20% мощности ветровых установок, от малых ГЭС ожидают только 30%, а отдача от солнечных станций показана нулевой. Другими словами, большая часть построенного будет простаивать именно тогда, когда энергосистеме предстоит проходить пики нагрузок! И в целом, если посчитать всю закладываемую в «Балансы …» Минэнерго новую устанавливаемую мощность, то для покрытия прироста максима нагрузки с 2022 по 2035 год величиной всего чуть более пяти гигаватт (5085 МВт), придется, ради выполнения политической установки на «зеленую энергетику», затратить средства на возведение разнообразных генерирующих мощностей общей величиной более шестнадцати с половиной тысяч (16517 МВт) гигаватт! Характерно, что в Концепции вообще обойден молчанием ключевой вопрос: объем затрат по такому варианту энергетического развития и соответствующая величина тарифа. Понятно почему: если взять достаточно скромный норматив полтора миллиона долларов на МВт возводимой мощности, потребуется 25 млрд долларов, или примерно по два миллиарда ежегодно. Применительно к выработке, это дает по три с половиной цента или примерно по 17 тенге на каждый кВт-час удорожания только по капительной составляющей и только на генерацию. Развитие сетей потребует примерно столько же, в результате конечный потребительский тариф выходит на уровень порядка 50 тенге за кВт-час или еще выше. Что объективно уже ставит крест на таком варианте. Примечательно, что в балансах Минэнерго вообще не отражен и вопрос обеспечения газом запланированных 5211 МВт мощностей ГТУ и ПГУ, из которых 2900 МВт еще только предстоит построить. Между тем, баланс производимого в самом Казахстане газа уже сейчас подходит к обнулению экспорта, за счет которого пока удается поддерживать низкие цены на внутреннем рынке. Тем более нет ответа на вопрос, каким образом, и за счет каких затрат, можно будет обеспечивать накопление запасов газа для залпового его использования в пиковые моменты зимнего сезона. И уж подавно ни в балансах Минэнерго, ни в других документах никак не отражен вопрос тарифов. Хотя заранее ясно, что в рамках действующей экономической модели есть только один способ финансирования – за счет тарифов. Такая альтернатива, как банковский кредит всего лишь оттягивает, но при этом еще более усугубляет ситуацию, потому что через тариф придется возвращать, кроме капитальных затрат, еще и банковский процент. Несложный оценочный расчет показывает, что даже при минимальных нормативах, без учета коррупции и неизбежных осложнений, капитальные вложения в такой набор мощностей никак не могут быть ниже 35 млрд долларов, или примерно по 2,5 млрд ежегодно, если начинать финансирование немедленно. Применительно к тарифу это означает его повышение на 12-15 тенге за кВт-час, только на генерацию. Развитие электросетей потребует примерно столько же. И это – только капитальная составляющая, без учета тоже неизбежно потребующей увеличения эксплуатационной части тарифа. Другими словами, речь идет о, как минимум, удвоении тарифов для населения и МСБ, и кратном повышении тарифов для непосредственных покупателей на оптовом рынке. Что представляется мало осуществимым как по экономическим, так и политическим соображениям. В любом случае, начинать придется с реорганизации системы оптового и розничных рынков электроэнергии, выстроенной под интерес приватизировавших ключевые энергомощности энергетических и горно-металлургических олигархий. Средневзвешенная цена на оптовом рынке – порядка 9 тенге за кВт-час, но отдельные «избранные» потребители, имеющие к тому же и собственные электростанции, пользуются электроэнергией всего по 5-7 тенге, а кое-кто и ниже. Сколько именно, сказать нельзя - данные по объемам контрактов, контрактующимся парам и тарифам на оптовом рынке засекречены. Известно одно: примерно три четверти всей вырабатываемой в Казахстане электроэнергии распределяются закрытым образом и по заведомо более низким ценам. Оставшаяся же четверть достается региональным розничным рынкам, то есть населению, малому-среднему бизнесу и бюджетным организациям, по самым высоким для данного региона тарифам. К тому же еще и с громадными региональными разбежками по величинам тарифов и категориям потребителей. Ниже излагаются системные предложения по решениям накопившихся проблем. Недопущение тарифной эскалации, как главный принцип развития электроэнергетики Казахстана Унаследованная еще от советской электроэнергетики низкая стоимость выработки является важнейшим конкурентным преимуществом, сохранение которого должно быть положено в основу Концепции. Для этого предлагается: Отказаться от примата доведения «зеленой» выработки до 30% к 2035 году. Ввод мощностей ВИЭ осуществляется в общем и конкурентном порядке. Отказаться от примата развития электроэнергетики исключительно за счет тарифа. Исходить из того, что не менее половины инвестиций осуществляются государством, на безвозвратной и некоммерческой основе. Реорганизация действующего рынка электроэнергии для решения задач развития Перейти к системе «Единого закупщика», а в рамках такой системы к организации двух связанных рынков: балансирующего рынка текущей выработки и потребления электроэнергии и рынка вновь вводимой мощности. К этом же рынкам добавляется рынок системных услуг. Деятельность Единого закупщика организуется на площадке КОРЭМ, при этом ему передаются кадры и организационная основа РФЦ по поддержке ВИЭ. Система Единого закупщика соединяется с Национальной диспетчерской службой, которая выводится из под КЕГОК. Работа балансирующего рынка строится на закупе электроэнергии у энерго-производящих организаций, работающих не по электрическому графику по установленным для них предельным тарифам, а также конкурентном закупе электроэнергии у энерго-производящих организаций, участвующих в балансировании графика электропотребления, исходя из наименьшего для данного часа предлагаемого ими тарифа. Единый закупщик на балансирующем рынке осуществляет накопительный учет всей производимой электроэнергии и реализует ее на оптовом рынке по единому общенациональному трех-ставочному тарифу: для часов ночных провалов ставка тарифа принимается с понижающим коэффициентом, для часов пикового потребления – с повышающим коэффициентом к базовому среднесуточному значению. Соответственно, потребители на розничном рынке электроэнергии вправе, по своему выбору, оплачивать электроэнергию по среднесуточному базовому или трех-ставочному тарифу. Кроме того, потребители розничного рынка вправе самостоятельно выбирать энерго-снабжающую организацию (ЭСО), исходя из наименьшей сбытовой надбавки или иных соображений по качеству услуг. В случае же отсутствия реальной конкуренции между ЭСО в данном регионе, сбытовые надбавки ограничиваются по предельной величине. Единый общенациональный тариф утверждается на парламентском уровне на каждый следующий год или несколько лет и может корректироваться только по необходимости. На таком же уровне для особо энергоемких предприятий, а также производителей сельскохозяйственной и другой важной для внутреннего рынка продукции, социально защищаемых категорий потребителей устанавливаются понижающие коэффициенты к базовому национальному тарифу. И наоборот, для отдельных категорий потребления устанавливаются повышающие коэффициенты. Предельные тарифы для энерго-производящих организаций формируются из двух составляющих: условно постоянная плата за готовность к несению нагрузки, определяемая заявляемой Системного оператору располагаемой мощностью, и переменная часть тарифа, рассчитываемая по зависящим от величины несомой нагрузки затратам. Соответственно, общенациональный потребительский тариф также формируется из двух частей: условно постоянная часть (абонентская плата), определяемая подключенной договорной нагрузкой, и переменная часть, используемая при определении ежемесячного платежа по показаниям учетных проборов. Единый закупщик через накопительный учет осуществляет долгосрочное балансирование затрат на приобретение электроэнергии и выручки от ее реализации. Финансовые дисбалансы при необходимости компенсируются понижением или повышением общенационального тарифа, либо передаются на рынок мощности. Рынок мощности формируется за счет включения в общенациональный потребительский тариф надбавки на развитие генерирующих и сетевых мощностей национальной энергосистемы, включая распределительные сети, на предстоящие годы. Получателями средств на развитие становятся действующие или вновь создаваемые энерго-производящие и сетевые предприятия, включенные в План развития электроэнергетики Казахстана. План развития электроэнергетики включает в себя как генерирующие, так и сетевые мощности и утверждается на парламентском уровне на следующие пять и десять лет и ежегодно корректируется. Кроме того, финансирование от рынка мощности получают инициативные субъекты производства и транспорта электроэнергии, предложившие тарифы ниже, чем заложенные для включенных в План развития электроэнергетики аналогичных предприятий. Для чего Единый закупщик проводит на рынке мощности регулярные тендеры. При этом заявки на участие в тендерах от солнечных электростанций принимаются с учетом финансирования строительства в центрах потребления аккумулирующих устройств, перемещающих наработку в солнечные дни в пиковые часы электрического графика. Аналогично, заявки по ветровым электростанциям дополняются обязательствами доплачивать Единому закупщику рассчитанную им часть для финансирования накопителей или строительства компенсирующей газовой генерации. В свою очередь, государство, в целях сдерживания тарифного роста и ликвидации дефицита генерирующих и сетевых мощностей, принимает участие в финансировании рынка мощности. Такое финансирование осуществляется за счет утверждаемого в республиканском бюджете ежегодного финансирования, целевых траншей из Национального фонда, а также инвестиций через институты развития. Устанавливается порядок, по которому свободные от текущих выплат накопления ЕНПФ передаются Единому закупщику и используются для финансирования рынка мощности. Возврат пенсионных накоплений, с начислением гарантированной сверх инфляции доходности, осуществляется через соответствующий тариф рынка мощности. Гарантированный процент доходности по инвестируемым в электроэнергетику пенсионным накоплениям утверждается ежегодно на парламентском уровне. Кроме того, утверждается дополнительный повышающий коэффициент для добровольных пенсионных отчислений или иным накопительным взносам в развитие электроэнергетики от граждан и юридических лиц-потребителей. Реорганизация структуры управления рынком электроэнергии Все функции по утверждению долгосрочных, предельных, компенсирующих и иных тарифов, как и сбытовых надбавок на рынке электроэнергии полностью передаются в ведение Министерства энергетики. А для опоры тарифного регулирования на достоверную информацию, организуется, на основе государственного социального заказа, независимый профессиональный мониторинг эксплуатационной и инвестиционной деятельности электростанций и сетевых предприятий. Для должного укрупнения ныне раздробленных по отдельным владельцам, либо вовсе бесхозных электросетей устанавливается порядок, по которому тариф назначается только региональному сетевому предприятию. А уже РЭК-тарифодержатель заключает договоры на содержание других сетей на основе сметы затрат, либо принимает мелкие сети на свой баланс или обслуживание. Одновременно целевым политическим решением районным сетевым предприятиям передаются подстанции и разводящие сети в дачно-садовых пригородных массивах. Для взаимодействия с Единым закупщиком, разработки предложений по улучшению деятельности и контроля за правильным использованием финансовых ресурсов реорганизуется Совет рынка. Совет рынка состоит из 12 работающих на постоянной основе уполномоченных и имеет исполнительный аппарат. Четырех уполномоченных делегирует Электроэнергетическая ассоциация, четыре – Мажилис и четырех, включая председателя Совета, назначает президент. АО «Самурк-Энерго» и АО КЕГОК передаются в ведение Минэнерго. Само Минэнерго реорганизуется в Министерство нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности и в Министерство электроэнергетики. Республика Казахстан выходит с инициативой преобразования Координационного Электроэнергетического Совета Центральной Азии из консультативного в полномочный координирующий орган для организации совместного диспетчерского управления, меж-страновой анти-аварийной защиты и разработки общих планов развития Центрально-Азиатской и Российской энергосистемы. Первоочередные мероприятия по развитию национальной энергосистемы Разработать совместно с «Росатомом» ТЭО Балхашской АЭС и приступить к его реализации с финансированием через рынок мощности, исходя из необходимости ввода первых двух блоков уже к 2030 году и еще двух не позже 2035 года. В ТЭО предусмотреть способ инвестирования, исключающий излишнее повышение тарифов, с использованием возврата затрат на строительство следующих блоков. В пакет договоренностей включить также поддерживающие поставки электроэнергии из России до ввода АЭС по приемлемым тарифам. Обратиться к «Газпрому» с предложением продления газопровода «Сары-Арка» до соединения с российской газотранспортной системой, с получением газа по внутрироссийским ценам. Использовать такую интегрированную газовую сеть для строительства маневренных газотурбинных станций в Южном регионе. Разработать ТЭО достройки Экибастузской ГРЭС-2 до полной мощности, учтя при этом наилучшие доступные технологии в части применения сверхкритических параметров пара и газоочистки. Что даст возможность поддерживать базовую генерацию до ввода АЭС, а в дальнейшем проводить политику снижения угольной генерации сначала на изношенном оборудовании за счет использования вновь построенного эффективного, с перспективным, по мере развития атомной генерации, переводом и новых мощностей во вспомогательные и резервирующие объемы. Разработать и приступить к реализации с финансированием через рынок мощности ТЭО Кербулакской и Булакской ГЭС-контр-регуляторов на Или и Иртыше. Аналогично провести модернизацию канала «Иртыш-Караганда» для использования его в качестве тоже контр-регулятора в энергосистеме. Отказаться от авантюры строительства на площадке Алматинской ТЭЦ-2 дублирующей ТЭЦ, с консервацией действующего оборудования. Вместо этого утвердить специальные ТУ и элементарно перевести на газ действующие котлоагрегаты. Разработать ТЭО модернизации Жамбылской ГРЭС с использованием половины действующих блоков в базовом, а другой половины в пиковом режиме. Рассмотреть в ТЭО вопрос о последовательной замене блоков с переводом в режим ПГУ и ГТУ, как базовой и маневренной мощности в Южном энергетическом регионе. Кроме того, рассмотреть возможность трехстороннего «Кыргызстан-Казахстан-Россия» партнерства по строительству комплекса Камбаратинских ГЭС, начиная с ГЭС-1. Что обеспечит весь регион сразу базовой и регулирующей генераций при наименьших по сравнению с иными вариантами инвестициях. Восстановить практику разработки схем теплоснабжения городов. Разработать проекты новых ТЭЦ для областных центров, их не имеющих (Костанай, Тараз, Талды-Корган), либо нуждающихся в их полной замене (Петропавловск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Жезказган, Шимкент), а также проекты модернизации и расширения действующих ТЭЦ. Включить такие проекты в финансирование через рынок мощности. Финансирование рынка мощности Для сдерживания тарифного роста, как минимум половину необходимых вложений осуществлять за счет нетарифных источников. Прежде всего, предлагается использовать ныне бесполезно закачиваемые в финансовый «пузырь» накопления ЕНПФ. Свободные от текущих выплат пенсионные накопления инвестировать в объекты электроэнергетики, под тарифные гарантии их возвратности и положительной сверх инфляции прибыльности. Так, имеющихся на середину 2022 года 13,5 трлн тенге вполне хватило бы на финансирование первой очереди Балхашской АЭС. И при этом такая принадлежащая будущим и состоявшимся пенсионерам электростанция стала бы надежнейшим гарантом сохранности и прибыльности их накоплений. Кроме того, планировать и осуществлять инвестиции, - прежде всего требующие валютного обеспечения, за счет активов Национального фонда. В любом случае, все вложения в энергообъекты, производимые с рынка мощности, засчитываются, как государственная доля в их собственности. Установить принципиальный запрет на инвестирование электроэнергетики за счет коммерческого банковского кредита. Одновременно подготовить и осуществить переход на проектное финансирование электроэнергетики через отраслевой «ЭнергоСтройБанк», капитализируемый Национальным банком по целевой кредитной линии. Петр Своик, член Комитета по энергетике Президиума НПП «Атамекен», председатель президиума «Казахстанской ассоциации «Прозрачный тариф», к.т.н. Марат Дулкаиров, заслуженный энергетик Республики Казахстан и СНГ, генеральный директор «Союза инженеров-энергетиков Казахстана»
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:33
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
СУХАНОВ АНДРЕЙ
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электр... посмотреть текст (Версия 1) 28/09 - 16:06 /
Город Нур-Султан по тексту Концепции следует заменить на город Астану (см. Указ Президента Республики Казахстан от 17 сентября 2022 года № 1017, введен в действие 19.09.2022г.).
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:33
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
СЕРИКОВ ДАНИЯР
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электр... посмотреть текст (Версия 1) 27/09 - 14:57 /
Не понял, как KEGOC будут выделять в отдельную структуру уполномоченного органа (насколько понимаю, это будет минэнерго или же какой-то отраслевой регулятор) на втором этапе реализации концепции, если он сейчас входит в "Самрук-Казына" и при этом частично его акции размещены в публичном обращении, вскоре планируется еще часть акций системного оператора передать в конкурентную среду.
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:32
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
СЕРИКОВ ДАНИЯР
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электр... посмотреть текст (Версия 1) 27/09 - 12:00 /
Добрый день, из прочтения концепции непонятно, как будет работать механизм единого закупщика, не детализированы и не регламентированы его действия, которые будут влиять на инвестиционные возможности и ценовые тенденции рынка электроэнергии. Кроме того, в предлагаемом усилении активности Совета рынка не прописан механизм, как потребители из числа населения будут в нем представлены и как будет осуществляться набор независимых членов Совета рынка из отраслей и населения.
Министерство энергетики РК 03/11 - 18:32
Ваши замечания приняты к сведению и будут рассмотрены при утверждении правового акта с учетом позиций заинтересованных государственных органов и организаций.
 
В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан №ЗТ-К-17709,1 от 26 января 2022 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан до 2035 года.
2. Министерству энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.