Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 7 ( Версия 6 , Версия 5 , Версия 4 , Версия 3 , Версия 2 , Версия 1 )
Тип НПА: КДРП Дата создания: 03/10/2022 00:00:00 Публичное обсуждение до: 22/10/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/10/2022 15:30:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/10/2022 18:30:00
1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики
Основанием разработки настоящего консультативного документа регуляторной политики является реализация следующих мероприятий:
1.1. В соответствии с принятыми поправками в статью 24 Конституции РК принудительный труд допускается на основании судебного акта о признании виновным в совершении административного правонарушения.В целях реализации указанной нормы Конституции РК необходимо в Кодекс об административных правонарушениях (далее-КоАП)предусмотреть данный вид административного взыскания, определить механизм его исполнения, а также составы Особенной части КоАП, по которым его возможно применять.
1.2. В своем Послании Глава государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», отметил, что необходимо расширить сферу административной юстиции. В этой связи сфера административной юстиции подлежит расширению, в том числе, составами предусматривающими санкцию в виде лишения специального права, лишения разрешения либо приостановления его действия, а также исключение из реестра приостановления или запрещения деятельности, поскольку указанные санкции связаны с осуществлением административной процедуры.
1.3. В настоящее время Министерством юстиции ведется работа по реализации положений Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года в части исключения составов административных правонарушений, содержащих санкции за неконкретизированные требования нормативных правовых актов, корректировка диспозиций с учетом позиций уполномоченных органов.
Кроме того, прорабатываются вопросы градации административных правонарушений(на категории незначительных, значительных и грубых правонарушений) и формирования единого подхода при определении размера штрафа.
1.4. Институт уголовных проступков нивелирует неумолимость и цель уголовной ответственности, в силу своего незначительного наказания. В связи с этим, возможно, будет проработан вопрос исключения уголовных проступков из УК с одновременной проработкой возможности включения этих составов в КоАП.
1.5. Анализ норм КоАП указал на то, что в нем не предусмотрен особый порядок производства дел об административных правонарушениях и право суда (должностных лиц)приостанавливать сроки рассмотрения дел в условиях режима чрезвычайного положения. Дела в этот период рассматривались в общем порядке и в установленные КоАП сроки.
1.6. В целях реализации Посланий Конституционного Совета от 5 июня 2018 года и от 22 июня 2020 года «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан», в частности в посланиях отмечено, что из пункта 1 статьи 39 Конституции следует, что права и свободы человека могут быть ограничены только законами (нормативные постановления Конституционного Совета от 4 апреля 2002 года № 2, от 27 февраля 2008 года № 2, послание Конституционного Совета от 27 июня 2005 года и другие).Однако на практике некоторые законы содержат лишь упоминание об указанных ограничениях, механизм же их применения, сопровождающийся серьезными мерами правоограничительного характера, регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами, что недопустимо. Таким образом, необходима законодательная регламентация вопросов применения привода в производстве по делам об административных правонарушениях.
1.7. В целях дальнейшего совершенствования законодательства об административных правонарушениях полагаем возможным продолжить работу по разграничению полномочий судов и государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по которым последние могли бы рассматривать дела самостоятельно.
1.8. В правоприменительной практикеКоАП выявлен ряд правовых пробелов и коллизий, которые требуют законодательного урегулирования путем внесения соответствующих поправок в КоАП, а также поправок, направленных на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства.
2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование
№ | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
8 июня 2022 года в статью 24 Конституции РК введена поправка по обеспечению применения принудительного труда. | Ввиду отсутствия механизмов реализации института принудительного труда и конкретных составов, необходимо в КоАП предусмотреть данный вид административного взыскания. |
Во многих развитых странах разрешается применять принудительный труд по решению суда и как меру, к примеру, за более мелкие правонарушения, где необходимо, чтобы право оказало воспитательное воздействие. Кроме того, имеют место случаи неплатежеспособности лиц, привлекаемых в административной ответственности. Таким образом, предлагаемая новелла будет оказывать хорошее воспитательное и превентивное воздействие на правонарушителя, особенно в отношении лиц, посягающих на нарушение общественного порядка. |
|
2 | Сфера административной юстиции подлежит расширению в том числе, составами КоАП, предусматривающими санкцию в виде лишения специального права, лишения разрешения либо приостановления его действия, а также исключение из реестра приостановления или запрещения деятельности, в отраслевые нормативные правовые акты, поскольку указанные санкции связаны с осуществлением административной процедуры. | Отсутствие в системе национального законодательства нормативного правового акта, регулирующего отношения между государственным аппаратом и лицами (физические/ юридические), на момент принятия КоАП. |
Министерством юстиции проведен анализ по рассматриваемому вопросу, который показал следующие результаты. Так, действующая редакция КоАП содержит 86 статей, в которых предусмотрены: - «лишение специального права» (11 статей); - «лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра» (12 статей); - «приостановление или запрещение деятельности» (63 статьи). Ряд статей КоАП связан с получением соответствующих разрешительных документов по итогам оказания государственных услуг, что предполагает установление взаимоотношений с уполномоченным государственным органом. Результатом данных взаимоотношений является разрешительный документ, предоставляющий лицу право заниматься определенной деятельностью, выданный по решению государственного органа. Статьи, не связанные с получением государственной услуги, также могут быть охвачены Административным процедурно-процессуальным кодексом (далее - АППК), поскольку приостановление деятельности, либо ее запрещение, исключение из реестра может быть осуществлено на основании решения административного органа. Наличие рассматриваемых видов административных взысканий в редакции КоАП обосновывается отсутствием в период введения в действие КоАП нормативного правового акта, подробно регулирующего стадии рассмотрения соответствующих запросов лиц. В этой связи, видится целесообразным, в целом, исключение рассматриваемых видов административных взысканий из КоАП (общей и особенной частей), с возможностью их применения в рамках отраслевых законов и последующим регулированием АППК, при обжаловании действий/решений административных органов. |
3 | Исключение/корректировка диспозиции составов административных правонарушений, содержащих санкции за неконкретизированные требования нормативных правовых актов. |
Данное направление обеспечит прозрачностьзаконодательства, а также минимизирует возможность должностных лицгосударственных органов, судов двояко трактовать положения нормативныхправовых актов, являющихся материальной нормой. Кроме того, с учетом общественной опасности, характернойправонарушениям, конкретизация диспозиции позволит установитьадминистративную ответственность лишь за наиболее общественно-опасныеконкретные деяния. |
Посредством анализа действующих статей Особенной части КоАП на предмет наличия неконкретизированных диспозиций Министерством юстиции было выявлено 128 статей, предусмотренных различными главами КоАП. В настоящее время лицо может подлежать административной ответственности за нарушение любого требования НПА. В целях конкретизации действий (бездействий), являющихся основанием для административной ответственности необходимо уточнить каждый состав административного правонарушения. |
4 | Действующее законодательство не содержит четких критериев различия между административным правонарушением и уголовным проступком. |
После принятия Уголовного кодекса от 3 июля 2014 года нередко ставится вопрос о переносе ряда статей из УК в КоАП обратно, то есть криминализация (в УК из КоАП) и декриминализация (из УК в КоАП). Это связано тем, что отсутствуют четкие критерии разграничения уголовных проступков от административных правонарушений и преступлений. И в том, и в другом случае они не представляют большой общественной опасности, как в случае совершения преступления, санкции, устанавливаемые за их совершение, во многом совпадают (например, штраф, арест, выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства). |
Отсутствие ясных критериев, позволяющих отличить административные правонарушения от уголовных проступков, оказывает отрицательный эффект на стабильность административного и уголовного законодательств. Об этом свидетельствует криминализация/декриминализация составов правонарушений (например, побои, клевета, которые являлись уголовными правонарушениями, но были декриминализованы Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства и уголовного законодательства» от 26 июня 2020 года № 349-VI ЗРК). |
5 |
В правоприменительной практике КоАП выявлен ряд правовых пробелов и коллизий, которые требуют законодательного урегулирования путем внесения соответствующих поправок в КоАП, а также поправок, направленных на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства |
Анализ норм КоАП показал на то, что в нем не предусмотрен особый порядок производства дел об административных правонарушениях и право суда (должностных лиц) приостанавливать сроки рассмотрения дел в условиях режима чрезвычайного положения. Вместе с тем статья 790 КоАП, регулирующая применение привода не раскрывает механизм, порядок и условия применения привода.
|
В связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавируса и введением Президентом Республики Казахстан на территории страны чрезвычайного положения на государственный аппарат возложена большая ответственность по обеспечению бесперебойной работы всех сфер жизнедеятельности. В целях предотвращения массового распространения инфекции физические лица, субъекты предпринимательства и государственные органы временно приостанавливали свою деятельность или переходили на дистанционный режим работы. Вместе с тем анализ норм КоАП указывал на то, что в нем не предусмотрен особый порядок производства дел об административных правонарушениях и право суда (должностных лиц)приостанавливать сроки рассмотрения дел в условиях режима чрезвычайного положения. Дела в этот период рассматривались в общем порядке и в установленные КоАП сроки. В этой связи на основании имеющихся проблем в правоприменительной практике по производству дел в условиях чрезвычайного положения (с учетом сроков давности, дистанционного производства дел и т.д.)возникает необходимость принятия законодательных мер по их устранению.
Наряду с этим отмечаем, что в целях реализации Посланий Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 июня 2018 года и от 22 июня 2020 года «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан», в частности в посланиях КС отмечено, что из пункта 1 статьи 39 Конституции следует, что права и свободы человека могут быть ограничены только законами (нормативные постановления Конституционного Совета от 4 апреля 2002 года № 2, от 27 февраля 2008 года № 2, послание Конституционного Совета от 27 июня 2005 года и другие). Однако на практике некоторые законы содержат лишь упоминание об указанных ограничениях, механизм же их применения, сопровождающийся серьезными мерами правоограничительного характера, регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами, что недопустимо. Таким образом, необходима законодательная регламентация вопросов применения привода в производстве по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем отмечаем, что Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» от 31 декабря 2019 года направлен на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательств, в том числе направленного на передачу от судов в подведомственность государственных органов определенных составов, санкциями которых не предусмотрены взыскания, налагаемые исключительно в судебном порядке, а также поэтапное разграничение полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов. Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования законодательства об административных правонарушениях полагаем возможным продолжить работу по разграничению полномочий судов и государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по которым последние могли бы рассматривать дела самостоятельно. |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы
Касательного принудительного труда:
- отнесение общественных работ к видам административных взысканий;
- определение составов в Особенной части КоАП, по которым судом будет применено взыскание в виде привлечения к общественным работам;
- определение общественных работ как основной или дополнительной меры административного взыскания;
- определение ответственного государственного органа за исполнение постановления суда о привлечении к общественным работам, а также порядок (механизм) его исполнения;
- возможность замены назначенного взыскания в случаях невозможности исполнения (лицо, не имеющее возможности выплачивать штраф, может согласиться на замену общественными работами), а также в случаях уклонения лица от его исполнения;
- привлечение к общественным работам по решению суда вне зависимости от согласия правонарушителя или с добровольного согласия правонарушителей и т.д.
Положительные последствия
Применение принудительного труда за совершение административного правонарушения позволит оказать воспитательное воздействие на «виновное» лицо.Кроме того, данный вид административного взыскания может быть альтернативой административному штрафу, в случае отсутствия у «виновного» лица финансовых средств.
Негативные последствия
Учитывая, что административные правонарушения на практике совершаются чаще, чем уголовные проступки, возможно, введение данного института вызовет негативную общественную реакцию.
Касательно расширения сферы административной юстиции
Осуществление смены «регуляторного законодательства» видится возможным посредством следующего механизма:
1. установление в отраслевых законах компетенции уполномоченного государственного органа по приостановлению деятельности, действия лицензии, а также ее лишения, исключению из реестра, с последующим вынесением соответствующего решения;
2. установление в отраслевых законах исчерпывающих оснований, по которым возможно осуществление вышеуказанных действий уполномоченными государственными органами/должностными лицами;
В случае реализации предлагаемого механизма, полагаем необходимым государственным органам соблюсти следующие требования:
- указать лишь наиболее серьезные основания, поскольку деятельность лица может быть единственным источником дохода;
- в целях минимизации «недовольства» общественности, прописать «конкретные» основания, тем самым предупредив возможность двоякого толкования представителями государственных органов;
- в случае если есть вероятность наступления негативных последствий – приостанавливать деятельность лица, действие разрешительного документа, временно исключать из реестра;
- при наступлении негативных последствий – запрещать деятельность, лишать разрешительных документов, исключать из реестра.
3. предусмотреть поводы к началу соответствующей процедуры (при необходимости);
По данному вопросу поводами могут служить основания, установленные частью первой статьи 62 АППК, то есть обращения, либо инициатива административного органа, должностного лица.
4. возможность лица (физического/юридического) обжаловать решение/действия уполномоченного государственного органа;
Данный пункт является связующим звеном отраслевого закона и АППК, поскольку обжалование соответствующего решения государственного органа будет проходить в соответствии с порядком, установленного последним.
5. проведение анализа регуляторного воздействия (поскольку в силу пункта 1 статьи 82 Предпринимательского кодекса при введении нового регуляторного инструмента и (или) требования, необходимо провести процедуру анализа регуляторного воздействия).
Положительные последствия
Замена «регуляторного законодательства» позволит эффективнее задействовать механизмы АППК, направленные на восстановление прав лиц.
Негативные последствия
У регулируемых субъектов,возможно, вызовет недовольство расширение сферы административной юстиции, поскольку решение о приостановлении деятельности, действий лицензии, а также ее лишения будут принимать уполномоченные государственные органы вместо судебных органов.
Например, предлагаемый механизм может привести к повышению рисков совершения коррупционных правонарушений и злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных органов, вследствие чего возможен «конфликт интересов», наличие которого будет негативно влиять на доверие к государственным органам.
Касательно исключения/корректировки диспозиции составов административных правонарушений, содержащих санкции за неконкретизированные требования нормативных правовых актов
Посредством анализа действующих статей Особенной части КоАП на предмет наличия неконкретизированных диспозиций было выявлено 128 статей, предусмотренных различными главами КоАП.
Положительные последствия
Конкретизация диспозиций обеспечит прозрачность норм, за нарушение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности, а также минимизирует возможность сотрудников государственных органов «двояко» толковать нормы.
Негативные последствия
Несмотря на положительный эффект уточнения диспозиций, ряд сфер имеет свои особенности, конкретизация которых, возможно, вызовет некоторые затруднения.
К примеру, нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия (статья 425) и пожарной безопасности (статья 410), конкретизация требований данных отраслей, ввиду их количества, осложнит восприятие нормы КоАП и загромоздит его текст (например, требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов).
Касательно переноса уголовных проступков в КоАП
Введение в уголовное законодательство нашей страны института уголовных проступков было и остается одним из наиболее спорных. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии разграничения уголовных проступков от административных правонарушений.
Указанное предполагает проведение постатейного анализа составов уголовных правонарушений, выработка критериев, позволяющих отнести деяния к уголовным проступкам либо адмправонарушениям, выстроить четкую систему санкций.
Положительные последствия
Разрешения вопроса уголовных проступков в системе национального законодательства обеспечит некоторую систематичность определения определенного противоправного деяния к конкретной категории правонарушения – административному правонарушению или преступлению. Кроме того, возможно, будет установлена некая градация, в части видов и размеров наказаний, назначаемых за административное правонарушение и преступление.
Негативные последствия
Неопределенный, спорный подход к «перебрасыванию» составов правонарушений между УК и КоАП может вызвать негативные последствия.
Касательно дальнейшего совершенствования административно-деликтного законодательства
-установление особого порядка производства дел об административных правонарушениях и право суда (должностных лиц) приостанавливать сроки рассмотрения дел в условиях режима чрезвычайного положения;
- регламентация вопросов применения привода в производстве по делам об административных правонарушениях;
- передача от судов в подведомственность государственных органов определенных составов, санкциями которых не предусмотрены взыскания, налагаемые исключительно в судебном порядке;
- поэтапное разграничение полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения, приостановление или запрещение деятельности, или отдельных ее видов;
- введение новой административной ответственности, усиление действующей административной ответственности, а также исключение и смягчение административной ответственности и т.д.(при необходимости).
Положительные последствия
Реализация вышеуказанных направлений позволит обновить и усовершенствовать КоАП, с учетом развития национального законодательства.
Негативные последствия
Одномоментное введение ответственности, усиление/ужесточение действующих размеров административных взысканий.
4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив) : отсутствуют.
5. Целевые группы для публичного обсуждения: физические и юридические лица, общественные объединения, неправительственные организации, государственные органы и организации.
6. Способы уведомления целевых групп: публикация объявления на интернет – ресурсе Министерства юстиции, социальных сетях, а также адресная рассылка почтовой связью, посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы
7. Способ публичного обсуждения: планируется размещения консультативного документа регуляторной политики и прилагающих к нему материалов на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.
8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования
№ | Текущая ситуация | Международный опыт | Предлагаемое регулирование |
1 |
В настоящее время в КоАП отсутствует «принудительный труд» как вид административного взыскания. В этой связи необходимо определить механизм его исполнения, а также определить составы Особенной части КоАП, по которым его возможно применять. |
Литовская Республика - Согласно Кодексу об административных правонарушениях Литовской Республики привлечение к общественным работам не применяется как основной вид наказания. При этом общественные работы могут быть применены в качестве альтернативного вида наказания. Эстонская Республика - Общественные работы применяются в соответствии с Уголовным кодексом Эстонской Республики исключительно в качестве альтернативного вида наказания за уголовные правонарушения. Республика Кыргызстан – Согласно Кодексу Кыргызской Республики о правонарушениях привлечение к общественным работам налагаются как основной вид взыскания. Республика Беларусь - Общественные работы применяются в качестве основного административного взыскания. Российская Федерация - Обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. В Эстонской Республике общественные работы применяются как вид наказания за уголовные правонарушения. При этом согласие правонарушителя требуется в случае замены ареста или лишения свободы на общественные работы. В свою очередь, по опыту Российской Федерации и Республики Кыргызстан при отправлении правосудия согласие правонарушителя не требуется. По практике Республики Кыргызстан предусмотрена отдельная статья, предусматривающая замену взыскания в виде общественных работ. В Республике Беларусь также предусмотрена отдельная статья, предусматривающая освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие заболевания. В Кыргызской Республике привлечение к общественным работам налагается за административные правонарушения: - против здоровья; - против интересов детей и уклада семейных отношений; - в сфере здравоохранения и труда; - против порядка управления в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров; - против порядка управления в сфере обеспечения общественного порядка, обращения оружия, других опасных предметов и веществ, а также обеспечения общественной и пожарной безопасности; - против порядка управления в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта и электротранспорта; - порядка управления в сфере охраны собственности; - против порядка управления в сфере обеспечения военной безопасности. В Республике Беларусь привлечение к общественным работам налагаются за административные правонарушения: - посягающие на права и свободы человека и гражданина; - против собственности; - в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности; - против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования; - против здоровья населения; - против общественного порядка и общественной нравственности; - против порядка управления; - против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции. |
Дополнить виды административных взысканий КоАП “общественными работами”, а также пересмотреть составы/сферы по которым он будет применяться. Регламентировать механизм и порядок применения общественных работ. |
2 |
Действующая редакция КоАП содержит ряд статей, в которых предусмотрены лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, а также приостановление или запрещение деятельности. Наличие рассматриваемых видов административных взысканий в редакции КоАП обосновывается отсутствием в период введения в действие КоАП нормативного правового акта, подробно регулирующего стадии рассмотрения соответствующих запросов лиц. |
В Германии лишение специальных прав или разрешений является административным решением, а основания для соответствующего решения установлены в законах, регулирующих конкретные сферы деятельности. Аналогичный подход (как в Германии) используется в Латвии. Законодательство Армении, имея в своей системе Кодекс Армении об административных правонарушениях, устанавливает в его регулировании лишь вопрос о лишении особого права, под которым понимается лишение права управления транспортным средством и права на охоту. Лишение разрешения (лицензии) или приостановление его действия как вид административного взыскания КоАП Армении не предусматривает. Согласно Главе 30 «Производство по делам об оспаривании правомерности решений уполномоченного органа, связанных с лицензией» Административно-процессуального кодекса Армении административному суду подсудны, в том числе, дела об оспаривании правомерности решения уполномоченного органа о приостановлении лицензии или отмене этого решения, дела об оспаривании правомерности решения уполномоченного органа о прекращении действия лицензии. Подход армянского законодателя заключается в следующем. Решения о приостановлении лицензий или о прекращении действия лицензий выносятся непосредственно административными органами в соответствии с Законом об административных процедурах Армении. Обжалование же данных решений осуществляется в административном суде путем подачи соответствующего иска в рамках АПК Армении, в котором предусматриваются процессуальные особенности для данной категории дел. |
Считаем необходимым урегулировать следующие вопросы: - установить в отраслевых законах компетенцию уполномоченного государственного органа по приостановлению деятельности, действия лицензии, а также ее лишения, исключению из реестра, с последующим вынесением соответствующего решения; - установить в отраслевых законах перечень исчерпывающих оснований, по которым возможно осуществление вышеуказанных действий уполномоченными государственными органами/должностными лицами; - предусмотреть поводы к началу соответствующей процедуры (при необходимости); - закрепить возможность лица (физического/юридического) обжаловать решение/действия уполномоченного государственного органа; |
3 |
Ряд статей КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение НПА в целом. Применение данного положения на практике является затруднительным, так как не предусмотрен конкретный состав, то есть, действие (бездействие) за нарушение которого лицо подлежит ответственности. |
Анализ законодательств стран бывшего СССР (Российская федерация, Республика Беларусь, Азербайджан, Узбекистан и Кыргызстан), в системе которых имеется аналог КоАП, показал, что редакция подобного нормативного правового акта содержит отсылочные нормы к требованиям, предусмотренным в иных нормативных правовых актах. | Предлагаем исключить либо конкретизировать составы, которые вытекают из НПА. |
4 |
Не выработаны правовые подходы по уточнению и разграничению уголовных проступков и административных правонарушений, исходя из степени их общественной опасности и иных критериев. |
Страны Латинской Америки не закрепляют понятие преступления, Мексика, Колумбия отражают признаки преступления (противоправность, типичность и виновность). Примечательно, что противоправность как раз и выступает общественной опасностью: «чтобы типичное поведение было наказуемым, оно должно причинить вред охраняемым законом правовым интересам или поставить их в опасность без оправдательной причины». Законодательство США преступления делит на две группы: опасные преступления – фелонии, и менее опасные – мисдиминоры, разграничение которых проводится по признаку наказуемости. Франция: трехступенчатое деление преступных деяний (преступления, проступки и нарушения), при этом критерием разграничения выступает тяжесть деяния и связывается с наказаниями, которые назначаются за их совершение. Следует отметить, что институт уголовных проступков в отечественное уголовное законодательство заимствован из правовых систем зарубежных стран. В частности, двухзвенная система уголовных правонарушений (проступков и преступлений) предусматривается уголовными кодексами Германии, Испании, Австрии, Норвегии, Чехии, Албании, Литвы, Латвии, Турции и ряда других стран. При этом при имплементации уголовного института, не применены аналогии, касающиеся расследования таких проступков. |
Возможны изменения в УК, путем исключения составов уголовных правонарушений, являющихся уголовными проступками, либо отнесение их к преступлениям небольшой тяжести. |
5 | В правоприменительной практике выявлен ряд правовых пробелов и коллизий, которые требуют законодательного урегулирования путем внесения соответствующих поправок в КоАП, а также поправок, направленных на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства. |
Привод является самостоятельной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях правонарушении в законодательстве РФ. Так, процессуальным основанием привода выступает определение - процессуальный акт, выносимый компетентным органом, должностным лицом. Привод осуществляется: 1) органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; 2) органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Вместе с тем одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность в Белоруссии и РФ является совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Порядок привлечения к административной ответственности в Республике Беларусь определяется Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно положениям данного законодательного акта, подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена в случаях, помимо прочего, если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в административном процессе по причине заболевания либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в административном процессе, - до устранения соответствующих причин. Принимая во внимание, что понятие «уважительные причины» является оценочным, под ним также может пониматься введение режима чрезвычайного положения. Вместе с тем в ходе анализа законодательства о привлечении к административной ответственности других стран постсоветского пространства норм, позволяющих приостановить производство не обнаружено. |
Дополнить КоАП нормами, которые регулируют вопросы привода, а также устанавливают особый порядок производства дел об административных правонарушениях и право суда (должностных лиц) приостанавливать сроки рассмотрения дел в условиях режима чрезвычайного положения и т.д. |
9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты
№ | Текущие показатели | Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона) |
1 | Отсутствует нормативное регулирование применения принудительного труда (понятие, порядок, а также механизм его применения) | КоАП дополнится положениями, связанными с принудительным трудом | КоАП дополнится положениями, связанными с принудительным трудом | КоАП дополнится положениями, связанными с принудительным трудом | КоАП дополнится положениями, связанными с принудительным трудом | КоАП дополнится положениями, связанными с принудительным трудом |
2 | КоАП регулирует вопросы, которые могут быть переданы в сферу административной юстиции | Отношения, вытекающие из сферы административной юстиции полноценно заработают | Отношения, вытекающие из сферы административной юстиции полноценно заработают | Отношения, вытекающие из сферы административной юстиции полноценно заработают | Отношения, вытекающие из сферы административной юстиции полноценно заработают | Отношения, вытекающие из сферы административной юстиции полноценно заработают |
3 | Ряд статей КоАП содержит неконкретизированные требования |
Исключение/ конкретизация составов КоАП, которые содержат ссылку на требования НПА, в целом,которые влекут административную ответственность |
Исключение/ конкретизация составов КоАП, которые содержат ссылку на требования НПА, в целом,которые влекут административную ответственность |
Исключение/ конкретизация составов КоАП, которые содержат ссылку на требования НПА, в целом,которые влекут административную ответственность |
Исключение/ конкретизация составов КоАП, которые содержат ссылку на требования НПА, в целом,которые влекут административную ответственность |
Исключение/ конкретизация составов КоАП, которые содержат ссылку на требования НПА, в целом,которые влекут административную ответственность |
4 | Отсутствие градации между уголовными проступками и административным правонарушением | Декриминализация ряда статей УК | Декриминализация ряда статей УК | Декриминализация ряда статей УК | Декриминализация ряда статей УК | Декриминализация ряда статей УК |
5 | Дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства | Совершенствование норм КоАП | Совершенствование норм КоАП | Совершенствование норм КоАП | Совершенствование норм КоАП | Совершенствование норм КоАП |
- 14
- Министерство юстиции РК
- 1 1
- 866
- 0
- 7
СУХАНОВ АНДРЕЙ
1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст (Версия 1) 03/10 - 11:04
«Размещение разработанного проекта и прилагаемых к нему документов на интернет-портале открытых НПА обеспечивается на казахском и русском языках.» (см. часть третью пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РК от 6 октября 2016 года № 568). Ваш КДРП размещен во вложенном файле только на казахском языке.
04/10 - 10:20
Здравствуйте, Андрей! Благодарим Вас за комментарии! КДРП к проекту Закона опубликован на двух языках. В случае необходимости дополнительно можем выслать Вам на электронную почту.
СУХАНОВ АНДРЕЙ
1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст (Версия 1) 03/10 - 11:03
Подобные проекты должны размещаться в разделе КДРП Портала.
04/10 - 10:20
Добрый день, Андрей! Благодарим Вас за комментарии! КДРП к проекту Закона опубликован в разделе КДРП.
"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы (НПП)
1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 21/10 - 20:08
Экспертное заключение Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен".
Прикреплённые файлы:     ЭЗ на КДРП по КоАП бланк.docx
22/10 - 15:03
Выражаем благодарность за представленное экспертное заключение!
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 03/10 - 12:44
В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в Институт законодательства и правовой информации (ИЗПИ) уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.
04/10 - 10:21
Здравствуйте! 3 октября т.г. Министерством юстиции в адрес Института законодательства и правовой информации направлено соответствующее уведомление (номер письма № З-1-З-/7010-И)
АНАСТАСИЯДИ МИХАИЛ (Другие)
У регулируемых субъектов,возможно, вызовет недовол... посмотреть текст 20/10 - 17:06
Изучая соответствующее выражение необходимо уточнить следующее, то есть, если субъекты не будут удовлетворены соответствующим решением о приостановлении деятельности, действий лицензии, а также ее лишения, предпринятым в сфере административной юстиции, данные субъекты всё-таки будут вправе обратиться в судебные органы для обжалования соответствующего решения? Если данные решения будут всё равно обжаловаться в судебном порядке для восстановления нарушенных прав (если конечно не будет доказано обратное) закрепленные Конституцией Республики Казахстан, то для чего необходимо изменять соответствующий порядок и расширять полномочия? Прошу дать разъяснение. Благодарю
22/10 - 14:38
Здравствуйте Михаил! Выражаем Вам благодарность за активную гражданскую позицию! Рассмотрев Ваши вопросы, связанные с расширением сферы административной юстиции, отмечаем следующее. Актуальность данного подхода связана с тем фактом, что введенные с 1 июля 2021 года новые принципы и правовые гарантии Административного процедурно-процессуального кодекса (далее-АППК) не могут распространяться на публично-правовые споры, которые сохранились в Кодексе об административных правонарушениях (далее -КоАП). Передача регулирования из КоАП в отраслевые законы с применением механизмов АППК позволит полноценно задействовать механизмы защиты прав и свобод лиц. Наличие рассматриваемых видов административных взысканий в редакции КоАП обосновывается отсутствием в период введения в действие КоАП нормативного правового акта, подробно регулирующего стадии рассмотрения соответствующих запросов лиц. В этой связи, указанные виды административных взысканий (в виде лишения специального права, лишения разрешения либо приостановления его действия, а также исключение из реестра приостановления или запрещения деятельности) предлагается перенести в плоскость АППК. Действительно, право на судебную защиту, гарантированное конституционным правом, сохраняется. Однако до обращения в судебные органы действуют нормы АППК, которые регулируются в порядке обжалования. Так, АППК устанавливает обращение в суд после обжалования в досудебном порядке, если иное не предусмотрено законом. Иными словами, досудебный порядок подразумевает под собой укрепления ведомственного контроля, то есть вышестоящий орган будет ревизировать решения нижестоящих инстанций. Например, если субъекты не будут удовлетворены «решением» уполномоченных органов/должностных лиц о приостановлении деятельности до обращения в судебные органы они (субъекты) сначала должны будут обратиться к вышестоящему административному органу/должностному лицу. Таким образом, производство по рассмотрению жалобы будет проходить в сравнительно ускоренном порядке (20 рабочих дней, когда как процесс рассмотрения споров в суде может занимать месяцы) и позволит сэкономить время и избежать судебных расходов. В этой связи, регулирование рассматриваемых видов административных взысканий отраслевыми НПА и АППК, обусловлено логической формулой – орган, выдавший лицензию или иной разрешительный документ, должен обладать полномочиями по его отзыву. В случае возникновения дополнительных вопросов готовы к диалогу! Хорошего дня!
ДОСАНОВА ДАНА (Другие)
- введение новой административной ответственности,... посмотреть текст 19/10 - 17:38
Сейчас большинство людей ради хайпа в соцсетях матерятся, совершают иные виды хулиганства, что негативно влияет на молодежь, способствует формированию у молодого поколения склонности к таким правонарушениям. В этой связи, предлагается усилить ответственность за хулиганство, нарушение Правил дорожного движения и иные виды административных правонарушений, совершаемые ради хайпа в соцсетях.
22/10 - 14:33
Здравствуйте Дана! Выражаем Вам благодарность за активную гражданскую позицию! Ваше предложение является конструктивным, поскольку действительно проблема, обозначенная вами, имеет место быть. В этой связи Ваше предложение будет рассмотрено совместно с соответствующими уполномоченными органами. Хорошего дня!
АЙКЫНБАЕВА НУРШАТ (Другие)
- введение новой административной ответственности,... посмотреть текст 18/10 - 16:19
Сейчас многие дети матерятся во дворе, автобусе и других общественных местах. Подростками проявляется неуважение к старшим. Процветают жестокость, невоспитанность молодежи из-за неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию, бездействия уполномоченного органа по культуре и отсутствия эффективной политики по повышению уровня культуры. В этой связи, в целях недопущения дальнейшего снижения уровня культуры, предлагается усилить ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 127, 434 и 435 Кодекса об административных правонарушениях.
22/10 - 14:32
Здравствуйте Нуршат! Выражаем Вам благодарность за активную гражданскую позицию! Ваше предложение является конструктивным, поскольку действительно проблема, обозначенная вами, имеет место быть. В этой связи Ваше предложение будет рассмотрено совместно с соответствующими уполномоченными органами. Хорошего дня!