Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования и защиты прав ребенка»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 5    (  Версия 4  ,  Версия 3  ,  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 03/10/2022 21:11:14
Публичное обсуждение до: 22/10/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/10/2022 15:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/10/2022 16:00:00
Приложенные документы:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования и защиты прав ребенка» разработан во исполнение поручений Главы государства К.К. Токаев, данного на VI заседании Национального совета общественного доверия.

Наряду с этим, в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 11 июня 2022 года  № 917 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» предусмотрено разделение компетенций уполномоченного органа в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования, охраны прав детей, обеспечения качества в сфере дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, цифровизации дошкольного, среднего, технического и профессионального образования и уполномоченного органа в области высшего и послевузовского образования, языковой политики, науки, обеспечения качества в сфере высшего и послевузовского образования и науки, цифровизации высшего и послевузовского образования.

В ходе проведения правового мониторинга выявлены противоречия и коллизии в некоторых законодательных актах, которые требуют незамедлительного устранения, а также имеется необходимость совершенствования законодательства в области образования и защиты прав ребенка.

В своём новогоднем обращении к казахстанцам глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил 2022 год Годом детей: «Особое внимание нужно уделить детям. Их благополучие – надёжная гарантия успешного будущего нашего государства. Поэтому считаю, что следующий год следует объявить Годом детей. Речь идет не о лозунгах и праздничных мероприятиях, но прежде всего, о конкретных мерах со стороны властных органов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения с целью защиты детства. Гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения – это наша общенациональная задача». Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка, которая обеспечивает ему надлежащее воспитание, содержание, доступное образование, а также защищает его права. Не исключены случаи, когда родители исходя из своих личных интересов пренебрегают своими родительскими обязанности и правами ребенка, что имеет место быть при расторжении брака. Зачастую нарушаются права ребенка на общение с родственниками (бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети и другие). Также государство обязано обеспечивать защиту казахстанских детей как в республике, так и за ее пределами. Кроме того, также необходимо учитывать и реализовывать права ребенка на проживание в как в родной, так и в приемной семье, где последнюю требуется преобразовать в профессиональную.  Рекомендации 70-ой сессии Комитетом ООН по правам ребенка в г.Женева Республике Казахстан по итогам защиты четвертого периодического доклада Казахстана.

 


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
1 Нарушения прав ребенка на общение с родственниками Создание родителями препятствий для общения с другими родственниками, ввиду отсутствия  законодательного механизма, регламентирующего порядок общения ребенка с родственниками и близкими родственниками. Функциональный обзор деятельности специалистов органов опеки и попечительства показал, что в целях защиты прав и интересов 6 млн. 474 тыс. 205 детей, органами опеки и попечительства в 2021 году разрешено 6871 споров, связанных с воспитанием детей, в том числе и определение порядка общения ребенка с родственниками. 
2 Непредставление образовательных услуг организацией образования ввиду расторжения трудового договора по инициативе педагога в течение учебного года, а также наличие трудовых договоров, заключаемых между школой и педагогом на учебный год, а не на рабочий год. Также случаи упущения сроков истечения трудовых договоров, что влечет их пролонгацию на неопределенный период

Педагоги, трудоустраиваясь в организации образования изъявляют желание обучать детей, но в силу своих материальных интересов, зачастую увольняются по собственному желанию в середине учебного года, оставляя при этом детей без образования.

Имеются случаи трудовых отношений со сроком на один учебный год, что в последующем работодателями используется в целях непредоставления им оздоровительных выплат, и в целом ежегодного трудового отпуска.   

Отсутствие контроля со стороны работодателя по срокам трудовых договор, что дает основание для продления трудового договора на неопределенный период. Данный фактор отрицательно влияет на качество образования, поскольку некоторые педагоги при наличии трудового договора с неопределенным сроком, т.е. на постоянной основе влияет на качество образования
Наличие жалоб во время встреч руководителей государственного органа в регионах, а также жалоб на личных их приемах.
3 Наличие случаев «скрытого умысла» при отказе от ребенка родителем (родителями)

Письменное заявление об отказе от родительских прав не прекращает прав родителя, поскольку согласно статье 27 Конституции Республики Казахстан забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.

Статьи 70-72 Кодекса устанавливают основные обязанности родителей по воспитанию и образованию, защите прав и интересов, осуществлению своих прав в интересах ребенка. Пунктом 2 статьи 68 Кодекса предусмотрено, что указанные права и обязанности прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак (супружество). Другими способами по желанию самого родителя прекратить эти обязанности невозможно.

Право на личное воспитание ребенка может быть утрачено лишь на основании решения суда о лишении родительских прав. Вместе с тем, статьей 84 КоБС предусмотрено, что усыновлению подлежат дети от которых отказались один или оба родителя. Тем самым, установлено противоречия в указанных нормах, которые создают условия для скрытой торговли несовершеннолетними.

Во исполнение поручения Главы государства, органами прокуратуры изучены вопросы усыновления детей в контексте скрытой торговли несовершеннолетними.  Установлено несколько противоправных схем, повлекших массовые случаи незаконного усыновления, в т.ч. гражданами иностранных государств. Нарушениям способствуют действия и бездействие должностных лиц, пробелы в законодательстве и несовершенство Республиканского банка данных детей-сирот (далее – РБД), детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять их на воспитание в свои семьи. Наиболее распространена схема, когда в отношении детей устанавливается отцовство мужчины, состоящего в браке с другой женщиной, а биологическая мать отказывается от ребенка и передает его «отцу». Согласно пункту 5 статьи 47 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс) отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в регистрирующий орган совместного заявления. Это позволяет потенциальным усыновителям договориться с беременными женщинами, планирующими отказаться от ребенка, обходя тем самым требование о постановке на учет и прохождении сопутствующих усыновлению процедур.  При этом как показывает практика, во многих случаях указанные отцами лица фактически ими не являются.

Другая распространенная схема – усыновление на основании заявлений об отказе от детей (по сведениям Министерства юстиции с 2015 года нотариально удостоверено 1,4 тыс. таких действий), в том числе в пользу родственников. Наличие родства в этих случаях судами устанавливалось со слов заявителей и свидетелей (в делах нет документов, подтверждающих родственные отношения). Например, в Алматинской области решением суда от 29.06.2020 года удовлетворено заявление супругов «Ш.Ж.К.» и «С.Л.Б.» об удочерении «Е.С.». Между тем, при опросе прокуратурой, усыновители пояснили, что в ноябре 2019 года «Е.М.Е.» (коллега одного из усыновителей) родила вне брака дочь и по их просьбе передала ребенка сразу же после рождения. При этом усыновители не являются родственниками биологической матери ребенка, в орган опеки не обращались и на учете (как потенциальные усыновители) не состояли.  Несмотря на несоблюдение процедуры усыновления, отсутствие родственных связей, орган опеки попросил суд удовлетворить заявление. Другая часть заявлений об отказе от детей выписана в пользу третьих лиц, тогда как Кодекс с 2016 года не предусматривает адресное усыновление. Всего установлено 150 таких отказов, на основании которых усыновлены дети. Кроме того, при оформлении указанных отказов имеются действия, по которым нотариусами осуществлено удостоверение подписи в заявлениях об отказе от ребенка, хотя Законом «О нотариате» такая форма не предусмотрена. Необходимо отметить, что на сегодня отсутствует четкая регламентация порядка действий органов опеки и лиц, в пользу которых мать (родители) отказывается от ребенка, до окончательного разрешения вопроса и вступления решения суда в законную силу.  В основном, усыновители, получив нотариально удостоверенное заявление от матери, сразу же забирают ребенка, инициируя усыновление только через некоторое время. Так, в Акмолинской области «Ж.Н.А.» и «Ж.Т.Ғ.» получили ребенка от «Е.А.О.» в ноябре 2018 года, а вопрос усыновления поднят лишь в 2020 году. В некоторых случаях такой вопрос не поднимается вовсе.
4 Отсутствие порядка продления, приостановления и (или) прекращения деятельности организаций по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан страны Согласно статье 111 Кодекса о браке (супружестве) и семье предусмотрена аккредитация некоммерческих организаций, осуществляющие деятельность по защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в отношении данных организаций не предусмотрен порядок продления, приостановления и (или) прекращения их деятельности Согласно законодательству предусмотрен порядок продления, приостановления и (или) прекращения деятельности для агентств по усыновлению. При этом, учитывается, что агентства не являются единственными организациями, которые подлежат аккредитации. В 2020 году аккредитованы Общественный фонд «Ана үйі» и Учреждение «Ковчег», в 2021 году Учреждение «Ковчег» выразило право добровольного отказа от аккредитации. При поступлении заявления от данной организации, уполномоченный орган в сфере защиты прав детей затруднился в в разрешении вопроса ввиду отсутствия механизма прекращения аккредитации. 
5 Отсутствие информации о состоянии здоровья, воспитания детей, переданных под опеку гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающих за пределами страны или иностранным гражданам. Статьей 126 Кодекса о браке (супружестве) и семье предусмотрено, что опекун обязан не реже одного раза в шесть месяцев представлять органу, осуществляющему функции по опеке или попечительству, отчеты о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом. При этом опекунами признаются лица, назначенные в установленном законом Республики Казахстан порядке для осуществления функций по опеке или попечительству. Однако, законодательство не конкретизирует принадлежность указанных лиц к стране их проживания, тем самым создает возможность невыполнения обязанности опекуна, являющего гражданином Республики Казахстан, постоянно проживающих за пределами страны или иностранным гражданином по представлению информации о состоянии здоровья, воспитания детей переданных им под опеку. Отсутствие данной конкретизации влечет неосведомленность государства о своих детях. В целях систематизации порядка предоставления информации. 
6 Отсутствие единого механизма предоставления информации о положении детей от других государственных органов в пределах их отрасли

Уполномоченный орган в области защиты прав детей наделен компетенцией по представлению ежегодного государственного доклада о положении детей в Республике Казахстан Президенту страны.

При подготовке уполномоченный орган сталкивается с бюррократизацией среди государственных органов, в части получения сведений о детях и принимаемых ими мерах по улучшению положений детей. Для искоренения бюррократизации требуется определение конкретного порядка взаимодействия уполномоченного органа с отраслевыми государственными органами.
На подготовку ежегодного государственного доклада о положении детей в Республике Казахстан уполномоченным органом проводится анализ статистических сведений, принимаемых мер в разрезе каждой отрасли. По итогам проведенной работы вырабатываются соответствующие выводы и предложения. При этом за достоверность и сроки ответственность несет уполномоченный орган. Однако, имеются факты несвоевременного предоставления информации, а также некачественной и неполной, что может повлечь введение в заблуждение Главы государства и всю общественность. Также имеются случаи затягивания в предоставлении сведений, указывая на отсутствие регламентированности в подзаконных актах конкретных сроков. 
7 Отсутствие полномочия у уполномоченного органа в области защиты прав детей по обращению в судебные органы с заявлением, направленного на защиту прав детей  Отсутствие инструментов воздействия у уполномоченного органа при установлении фактов нарушения прав детей по результатам рассмотрения обращений на организации, допустившие их. 

В соответствии с Законом РК «О правах ребенка» уполномоченный орган осуществляет контрольные функции в области защиты прав ребенка, а именно в части соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также прав детей на образования, организацию питания, подвоза, отдыха, оздоровления и досуга. По итогам контрольных мероприятий, уполномоченный орган вправе составлять предписание, акт по итогам проверки, но не вправе привлекать к административной ответственности за выявленные нарушения, за исключением ненадлежащего ведения Республиканского банка данных детей-сирот. Единственным решением является направление в местные исполнительные органы письма, содержащего рекомендации по устранению выявленных нарушений, которые не несут обязательного исполнения. В большинстве случаев, данные письма игнорируются местными исполнительными органами, а также и самими организациями. При этом нарушение не устраняется и права детей как нарушались, так и нарушаются. Комитетом по охране прав детей проведено внеплановых проверок в 2021 году – 25, в 2022 году – 1.

Также имеет место быть, когда физические либо юридические лица обращаются по факту нарушения прав детей и с просьбой принять соответствующие меры (более 120 случаев за последние 2 года). Однако, как и указано выше, уполномоченный орган при установлении конкретных случаев, вправе только направить рекомендательные письма, которые не несут должного результата. 
8 Расширение контрольных функций уполномоченного органа в области защиты прав детей в части предотвращения вреда жизни, здоровью ребенка Увеличение случаев жестокого обращения с детьми В ходе мониторинга информации, уполномоченным органом установлено 117 случаев применения насилия в отношении детей, большинство из которых совершаются в организациях, предназначенных для содержания, воспитания детей. За совершение таких преступлений виновник привлекается к уголовной либо административной ответственности органами внутренних дел. Совершение указанных правонарушений является последствием отсутствия механизма профилактики, предупреждения, которые могли бы предотвратить совершения противозаконного деяния. 
9 Отсутствие учета организаций дополнительного образования для детей и контроля за их деятельностью

До 2011 года деятельность организаций дополнительного образования детей (ДО) лицензировалась как самостоятельный уровень образования (ст. 23 ЗРК «О лицензировании» от 11 января 2007 года №214).

Согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности организаций ДО, имелся ряд требований к таким организациям. Например, наличие качественного состава преподавателей (доля педагогов высшей и первой категории от их общего числа - не менее 30%), соответствие учебной площади санитарным нормам и правилам, наличие собственной учебно-материальной базы, также учитывался возраст детей от 6 до 18 лет.

В настоящее время уполномоченный орган в области образования и его территориальные подразделения не располагают сведениями о количестве, направлениях деятельности организаций ДО. Отсутствует контроль за их деятельностью, что является не безопасным для здоровья и жизни детей.

В Национальной образовательной базе данных (НОБД) зарегистрировано 1523 ДОПО (гос – 1332, частн. - 191). В реальности количество организаций ДО значительно больше и конкретная цифра не известна. Это является следствием отсутствия уведомительного порядка деятельности организаций ДО для детей.

Отсюда возникает вопрос и о качестве обучения, и условиях обучения в организациях ДО, поскольку нигде не обозначена их ответственность.

Так, выявлены факты грубого нарушения со стороны таких организаций по соблюдению санитарных норм. Например, в частном лагере «Нұрлы аймақ» («Сұңқар»), расположенном в селе Алатау Толебийского района, Туркестанской области, где отдыхали 134 ребенка, произошло жестокое обращение в отношении отдыхающих детей.

В ходе изучения ситуации, выяснилось, что данный лагерь работал без заключения санитарно-эпидемиологических служб и не включен в перечень лагерей области, так как значился как частная зона отдыха.

И таких примеров немало. В связи с этим, считаем целесообразным введения нормы по приему уведомлений о начале или прекращении осуществления деятельности ДОПО и ведения государственного электронного реестра. Это позволит упорядочить деятельность организаций ДО и сформировать электронный реестр уведомлений. Данные меры позволят вести учет организаций ДО для детей, координировать и контролировать качество услуг по ДО.

10 Отсутствие онлайн-обучения в организациях среднего образования и ТиПО

В условиях пандемии и цифровизации особо выросла актуальность онлайн-обучения.

Увеличилось число родителей, желающих обучать детей дистанционно, зарубежные организации образования предлагают онлайн-обучение.

Например, в России 15 онлайн-школ, которые предлагают индивидуальные образовательные маршруты. Учебный год с сентября по май с зимними и летними каникулами. Промежуточную и итоговую аттестацию проходят в школе, а контрольные работы сдают через прокторинг.

Такие же примеры предоставления онлайн-обучения можно привести и в США, и в Великобритании, и в Канаде и т.д.

      В этой связи, назрела необходимость создания такой образовательной среды для обучающихся, которая позволила бы им получать полноценное образование в онлайн-режиме.

Ситуация с пандемией Covid-19 обусловила организации образования вынужденно внедрять технологии дистанционного обучения, полагаясь на всех участников образовательного процесса. С одной стороны, нельзя констатировать тот факт, что школы и колледжи были не готовы к внедрению такой формы образования, потому как в настоящее время существуют различные платформы и on-line ресурсы, внедрение которых активно использовалось во многих школах и колледжах имело положительные результаты.

В этой связи, полагаем целесообразным внедрить онлайн, как форму обучения по подобию вузов, у которых уже законодательно закреплена форма онлайн-обучения с обязательным обеспечением цифровой и информационной инфраструктуры, LMS-системы, ІТ-компетентности педагогов, цифрового контента образовательных программ, виртуальных лабораторий и других составляющих онлайн-обучения, в том числе к системе прокторинга и цифрового следа обучения.
11

Процедуры получения лицензии на квалификацию

Действующая нормативная система получения лицензии и приложения к лицензии на каждую квалификацию занимает довольно продолжительное время и требует значительных усилий со стороны организации ТиПО и не позволяет вовремя начать подготовку специалистов на запрашиваемую сферой труда квалификацию.

 

На сегодняшний день для реализации одной образовательной программы организация ТиПО вынуждена несколько раз подавать заявку на получение приложения к лицензии (количество заявок зависит от количества квалификаций, предусмотренных образовательной программой).

Сроки получения лицензии на квалификацию и необходимый набор ресурсов усложняют процесс обновления содержания ОП в колледжах, замедляют процесс подготовки кадров для рынка труда

Система ТиПО кадров готовит для сферы труда. Поэтому лицензирование должно дать колледжам возможность в рамках специальности ориентироваться на документы (отраслевые рамки квалификации, профессиональные стандарты, ЕТКС, НКЗ) в сфере труда, чтобы соответствовать ожиданиям работодателей.

Лицензирование по квалификациям не позволяет гибко реагировать на потребности рынка труда в случае появления необходимости включения новой квалификации или исключения старой квалификации.

Поскольку наличие ОП является необходимым условием для предоставления лицензии, при лицензировании по специальности с учетом структуры и содержания образовательных программ определяется направление подготовки каждой организаций ТиПО.

В частности, при разработке ОП организации ТиПО смогут выбирать несколько квалификаций в рамках одной специальности для получения лицензии.

12 Отсутствие единого подхода к аккредитации организаций образования.

Законом РК «Об образовании» предусмотрена аккредитация организаций образования, как добровольная процедура, проводимая на основе стандартов, самостоятельно разработанных аккредитационными органами.

Однако данный порядок аккредитации организаций образования на сегодняшний день сформировался в основном в системе высшего и послевузовского образования.

Входящие в Реестр уполномоченного органа аккредитационные органы специализируются в основном на аккредитации вузов.

В этой связи необходимо обозначить порядок аккредитации организаций образования предшествующих уровней образования, тем более международные школы, НИШ, БИЛ уже проходят международную аккредитацию в целях повышения востребованности их выпускников.    

При прохождении организациями образования процедуры внешнего обеспечения качества следует учитывать требования национального законодательства.

Основой управления и обеспечения качества должно стать руководство по обеспечению качества образования. Зарубежный опыт показывает, что в большинстве из них имеются национальные стандарты обеспечения качества.

Данное Руководство по обеспечению качества образования будет использоваться организациями образования, аккредитационными органами, государственными органами в качестве документа, регулирующего системы внешнего и внутреннего обеспечения качества образования.

При этом важно, чтобы аккредитационные органы гарантировали заинтересованным сторонам, включая общественность, наличие у организации образования политики и системы внутреннего обеспечения качества и оказывали поддержку им в этой работе.

А организации образования несли ответственность за качество и обеспечение качества своей деятельности путем создания системы внутреннего обеспечения качества и формирования культуры качества.

Соответственно для уровней дошкольного, среднего, ТиПО, дополнительного образования необходимо формирование Реестра аккредитационных органов, специализирующихся на данных уровнях образования. 
13 Отсутствие контроля за соблюдением педагогической этики.

Согласно подпункта 3) статьи 1 Закона РК «О статусе педагога» в организациях образования создаются советы по педагогической этике, как коллегиальный орган, рассматривающий вопросы соблюдения педагогами педагогической этики.

Однако практика за последние 2 года показала, что советы по педагогической этике при организации образования не на должном уровне выполняют свои функции. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы и обращения.

Только за 2021 год по вопросам педагогической этики и защите прав педагога поступило около 3000 обращений и жалоб. Подтвердились факты в 773 случаях. Большинство из них установлено в Туркестанской, Алматинской, Жамбылской областях и г.Алматы, а также в ВКО и г.Нур-Султан. 

Все лица, допустившие нарушения, привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. В том числе 470 – замечания и предупреждения, 295 – выговор и строгий выговор, 8 – административный штраф.

118 случаев рассмотрены на заседании Совета по педагогической этике, которые созданы сегодня как консультативно-совещательные органы при Департаментах по обеспечению качества в сфере образования. Решения данного совета носят рекомендательный характер и не всегда исполняются органами управления образованием и организациями образования.

В этой связи целесообразно определить уполномоченного по вопросам педагогической этики, который осуществлял бы деятельность по обеспечению соблюдения норм педагогической этики и профилактики нарушений законодательства о статусе педагога, об образовании Республики Казахстан, а также консультирующий в пределах своих функций педагогов.
14 Отсутствие ответственных лиц, которые обеспечивали бы соблюдение основных гарантий прав и законных интересов обучающихся в общеобразовательных учреждениях 

Казахстанская статистика по правонарушениям показывает, что количество правонарушений среди несовершеннолетних в 2021 году составило 1529 единиц. Число уголовных правонарушений в отношении детей - 2088 фактов. Более 12% учащихся или свыше 300 тысяч школьников, подвергались травле (буллингу).

Кроме того, наблюдается рост суицида и попыток суицида. Если в 2020 году было зафиксировано 144 факта суицида, то в 2021 году – 175. Имеются факты приписки «мертвых душ» в организациях образования. К примеру, в одной только школе г.Шымкент было обнаружено 183 таких ученика.

Такие нарушения допускаются вследствие того, что на местах нет лиц, которые бы оперативного реагировали и принимали необходимые меры.

В настоящее время на местах координацию работ осуществляют Департаменты по обеспечению качества в сфере образования (ДОКСО). Основными функциями ДОКСО являются лицензирование образовательной деятельности, проведение государственной аттестации и профилактического контроля, защита прав педагога и обучающихся. Штат ДОКСО составляет 139 человек, в среднем в одном департаменте работают от 6 до 10 специалистов в зависимости от количества организаций образования в каждом регионе (от 500 до 2400 организаций образования). Малочисленный штат ДОКСО не позволяет охватить в полной мере все организации образования всеми мероприятиями, обеспечивающих соблюдение основных гарантий прав и законных интересов обучающихся.

В целях полноценной координации проблемных вопросов системы образования на местах, полагаем целесообразным внедрить по опыту Грузии инспекторов по образованию в полнокомплектных школах с прикреплением магнитных школ.

 

15 Передача государственных социальных объектов в частный сектор Отсутствие на законодательном уровне запрета по отчуждению государственных социальных объектов образования 

В соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение, пользование и распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан. 

Согласно подпункту 7) пункта 1 статьи 6 и подпункта 5) пункта 2 статьи 19 данного Закона качество
образования входит в основные интересы Республики Казахстан и снижение
его уровня и качества образования, в том числе интеллектуального потенциала страны является основной угрозой национальной безопасности
государства.  

Как и во многих республиках постсоветского пространства, после распада СССР и обретения независимости в Казахстане прошло несколько кампаний по приватизации.

Серьезный удар по объектам системы образования нанесли приватизация и оптимизация, коснувшиеся всех без исключения районов и городов страны. Так к примеру, из 652 детских садов, функционировавших в Южно-Казахстанской области в начале 90-х годов, к 2000 году осталось лишь 10. В итоге сеть детских садов сохранилась лишь на 13 процентов. По Южно-Казахстанской области 191 детский учреждений были приватизированы и отданы под жилье. Также 56 детских садов отданы для размещения других учебных учреждений. В 38 садах находятся различные государственные структуры, еще в 10 – подразделения пограничной службы. Например, в городе Семей всего за несколько лет были проданы или отданы в доверительное управление более 200 зданий детских садов.

Согласно комплексному плану приватизации до конца 2025 года планируется продать или передать в доверительное управление 670 объектов. Анализ показывает, что список объектов, подлежащих приватизации, в большинстве своем входят предприятия коммунального сектора. Большинство коммунальных казенных предприятий нацелены на оказание услуг для граждан – государственные поликлиники, детсады и т.д. Многие из таких предприятий социально-ориентированы.

Исходя из вышеизложенного объекты дошкольного, среднего и дополнительного образования необходимо на законодательном уровне внести в перечень объектов, не подлежащих отчуждению.

16 Нарушение прав педагогов в части предоставления социальных гарантий Непредоставление отпусков ввиду не отработки периода времени, дающего право на ежегодный трудовой отпуск

В Министерство поступают жалобы со стороны педагогов, которые осуществляли трудовую деятельность с 1 сентября по 25 мая в организациях образования.

В соответствии с ЗРК «О статусе педагога» каждый педагог имеет право на получение ежегодного трудового отпуска в количестве 56 календарных дней. Однако, согласно Трудового кодекса, оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон предоставляется в любое время рабочего года. Рабочий год составляет двенадцать календарных месяцев, исчисленных с первого дня работы работника.

Таким образом, ввиду неполного рабочего года педагогами не предоставляются полное количество отпускных дней, а также не выплачивается оздоровительного пособия. 
17

Несоответствие приемной семьи для получения детей без направления их в «детский  дом», тем самым нарушая права ребенка на проживание в семье

 

Действующий порядок предусматривает передачу детей в приемные семьи исключительно после их определения «детский дом», тем самым причиняя психологический вред ребенку, направляя его неподготовленного в данное учреждение. 

В целях обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье в Республике Казахстан существуют 4 формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство), патронатное воспитание, приемная семья; предусмотрена материальная поддержка семей, воспитывающих детей-сирот (пособия на содержание), функционирует Республиканский банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  работают организации по оказанию содействия в устройстве детей-сирот в семьи граждан (общественный фонд «Ана уйі»), введена обязательная психологическая подготовка потенциальных приемных родителей на безвозмездной основе.

В результате наблюдается снижение общего контингента воспитанников детских домов. За период с 2017 - 2021 годы количество воспитанников детских домов сократилось на 32 % - с 6223 детей до 4244, сеть детдомов сократилась с 138 до 89 т.е. на 36%.

Однако, принимаемые меры не в полной мере обеспечивают реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье. В детских домах остаются дети, имеющие тяжелые заболевания, а также дети, имеющие братьев и сестер.  В связи с этим необходимо пересмотреть  формат приемных семей путем ее преобразования в приемную профессиональную семью.  

18 Низкий уровень предоставления образования педагогами, имеющими дипломы о завершении послевузовского обучения в зарубежных организациях образования ЗРК «О статусе педагога» предусматривает надбавку к заработной плате педагога при наличии степени магистра по научно-педагогическому направлению в размере 10 МРП.   В целях улучшения своих материальных благ, некоторые педагоги получили степень магистра в организациях высшего и (или) послевузовского образования, которые не аккредитованы соответствующими организациями и не входят в список топовых вузов. 
19 Назначение местными исполнительными органами руководителя органа управления образованием при отсутствии положительного согласования кандидатуры уполномоченным органом в области образования  С соответствующим порядком местным исполнительным органом проводится формальное согласование, вследствие чего не учитывается позиция Министерства 

В 2021 года Министерством проведено собеседование с 83 кандидатами на занятие должностей первых руководителей органов управления образованием районов (городов областного значения):

- 15 кандидатов (регион) (УО г. Нур-Султан - 4, УО Мангистауской области – 1, УО Жамбылской области – 1, УО СКО – 3, ОО Карагандинской области – 3, ОО Кызылординской области - 3), из них назначены на должности 7 руководителей;

- 68 кандидатов (область), из них 7 кандидатов отказалось от участия в собеседовании (Туркестанская, Алматинская, ВКО, Актюбинская области), 42 назначены.

При этом, 7 человек назначены с отрицательным заключением согласования  Министерства: Туркестанская область – 3, Актюбинская область – 1, Алматинская область – 2, г. Нур-Султан – 1.

В 2022 года Министерством проведено собеседование с 70 кандидатами на занятие должностей первых руководителей органов управления образованием районов (городов областного значения), из них 17 кандидатов  (Туркестанская область - 4, Мангистауская область – 4, Кызылординская область – 2, Павлодарская область – 1, Алматинская область – 1, Атырауская область – 1, Кызылординская область – 1, Жетысуская область – 1, Улытауская область - 2), назначены на должности 6 руководителей, 1 руководитель с отрицательным заключением (Алматинская область).
20 Недостаточность ученических мест в густозастроенных районах городов При строительстве многоквартирных комплексов не учитывается наличие школы в плане детальной планировки соответствующего района

Застройщики строят жилые комплексы с разрешения акимата без учета социальной инфраструктуры в данном районе, т.е. школы.

В результате дети жильцов таких комплексов ходят в школу, расположенную рядом. При этом проектная мощность данной школы не предназначена для обслуживания превышенной нормы ученических мест, поскольку при ее строительстве предусматривалось, что в ней будут обучаться 1200 учеников (пример), т.е. детей уже построенных домов, без учета детей, проживающих после построенных домов рядом. Данный фактор влияет на сменность школы. По итогу совершения указанных действий со стороны застройщиков и акимата, нарушаются права детей на получение качественного образования. 
21 Отсутствие уполномоченного по правам ребенка при акиматах Уполномоченный по правам ребенка предназначен для гарантии прав и законных интересов детей, а также восстановления их нарушенных прав и свобод во взаимодействии с государственными и общественными институтами. Для реализации указанной функции ему необходимы такие же люди, которые занимались аналогичными функциями на местах. Институциональное укрепление статуса Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан
22 Не равные условия детей иностранных граждан, временно пребывающих на территории страны с иностранными детьми, постоянно проживающими в стране Дети, иностранных граждан, не получивших ни один из статуса на территории не могут обучаться в организациях образования. 

Согласно статье 3 ЗРК «О правовом положении иностранцев» иностранцы в РК имеют все права и свободы,    а также несут все обязанности, установленные Конституцией и законами страны, международными договорами.

В настоящее время согласно ЗРК «Об образовании» правом на образование наделены:

1) иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК;

2) иностранцы, въехавшие в РК с целью воссоединения семьи.

Однако, норма по предоставлению образования временно пребывающим в Казахстане детям-иностранцам отсутствует: школы данных детей не принимают на обучение, ЦПД и ЦАНы не имеют право предоставлять им свои услуги.

По данным Международной организации миграции (МОМ),                             в период с 2017 по 2020 годы на территории РК выявлено                    15 детей – жертв торговли людьми (с 2004 года  – 198).

МОМ в 2020 году в ходе исследования 12 регионов страны выявлено более 1000 детей-мигрантов (Россия, Монголия, Узбекистан, Молдова, Таджикистан и др.), «застрявших»                         в нашей стране в связи с пандемией и не охваченных обучением.

Данная проблема является системной, не решается на протяжении многих лет и подвергается постоянной острой критике со стороны международных и неправительственных организаций.

В связи с вышеизложенным, и на основании Конвенции о правах ребенка полагаем целесообразным включение в Законы РК «Об образовании» (ст. 8, 47), «О правовом положении иностранцев» (ст. 10) норму по обеспечению права на образование иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан, за исключением подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам до принятия процессуального решения уполномоченными органами в отношении них либо их родителей или иных законных представителей.
23 Отсутствие единого механизма по проведению мониторинга благополучия детей на основе индекса благополучия детей и методики ее расчета Отсутствие установления возможности в определении уровня благополучия детей в регионах

Рекомендации 70-ой сессии Комитетом ООН по правам ребенка в г.Женева Республике Казахстан по итогам защиты четвертого периодического доклада Казахстана:

рекомендация № 15 «В свете своего замечания общего порядка № 5 (2003 год) об общих мерах по осуществлению Комитет настоятельно призывает государство-участник оперативно усовершенствовать свою систему сбора данных и определить конкретные показатели. Кроме того, Комитет рекомендует наладить обмен данными и показателями между соответствующими министерствами и их использование для разработки, мониторинга и оценки мер политики, программ и проектов в интересах эффективного осуществления Конвенции. В этой связи Комитет рекомендует также государству-участнику укрепить его техническое сотрудничество, в частности с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и региональными механизмами;

- рекомендация № 23 «В свете своего замечания общего порядка № 14 (2013 год) о праве ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов Комитет рекомендует государству-участнику активизировать свои усилия, с тем чтобы обеспечить надлежащее отражение и последовательное толкование и применение этого права во всех законодательных, административных и судебных процедурах и решениях, а также во всех стратегиях, программах и проектах, которые имеют отношение к детям и оказывают на них воздействие. В этой связи государству-участнику предлагается разработать процедуры и критерии, которыми могут руководствоваться все соответствующие уполномоченные лица для определения наилучших интересов ребенка во всех сферах и для придания им должного веса в качестве приоритетного соображения».
24 Несменяемость руководителя организации образования расположенной в селах Наличие в селах исключительно 1 школы исключают возможность ротации директора школы при действующем механизме ротации В большинстве селах страны находятся только по одной школе, где директора работают более 10 лет, что негативно влияет на качество образования. 
25 Несоблюдение прав, обучающихся в предоставлении льготного проезда на такси Отсутствие возможности предоставлять подтверждающие документы при использовании частных извозчиков  В период зимних и летних каникул дети используют для передвижения такси (индрайвер), чтобы иметь возможность добраться домой, где проживают их родственники. Причиной использования данного вида транспорта служат несколько условий, как экономность времени, погода, отсутствие билетов на другие виды транспорта либо вообще отсутствие иного транспорта кроме такси, а также расстояние. 
26 Определение точной часовой нагрузки на уровне закона  Отсутствие возможности уполномоченного органу самостоятельно определять учебную нагрузку в государственных организациях образования   В соответствии с поручением Президента РК, предлагается исключить излишнюю детальную регламентацию на уровне закона, что возможно перенести на уровень нормативного акта Министра, тем самым закрепив за ним персонализированную ответственность. 
27 Затягивание процесса приобретения учебников и учебно-методических комплексов путем из одного источника Ввиду внесения изменений 1 января 2022 года в ЗРК «О государственных закупках» вступила в силу обновленная редакция ст. 41 Закона, согласно которой способ из одного источника подлежит применению в исключительных случаях, когда невозможно приобрести товары, работы и услуги конкурентными способами (запрос ценовых предложений, конкурс, аукцион и электронный магазин). Данное изменение в Закон привело к выставлению департаментами внутреннего госаудита уведомления о необоснованности способа закупа в большинстве регионов в 2022 году. В результате, заключение договоров между МИО и издательствами затянулись до августа и создало угрозу срыва своевременного обеспечения обучающихся учебными изданиями.
28 Отсутствие у отдельных специализированых школ обучаться по единым образовательным программам «сетевые школы» Отсутствие возможности у одаренных детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах обучаться в организациях образования, соответствующих их знаниям и способствующих раскрытию их потенциала и предоставления возможности выбора будущей профессии. Поскольку указанные организации образования расположены в центральных города страны (Астана, Алматы). 

Ежегодно в сельских организациях образования выпускаются не менее 70 тыс.детей, из них около 25 тыс детей, окончивших на «хорошо» и «отлично». Указанное количество детей не имеют возможности обучаться в организациях образования, которые соответствовали бы им, исходя из их отдаленности. В целях предоставления обучения в таких организациях требуется их открытие с определенным направлением.

 

 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

         I. Уведомительный характер будет введен в организациях ДО в соответствии с ЗРК «О разрешениях и уведомлениях». Формирования реестра организаций ДО будет осуществляется в информационной системе Е-лицензирование. Услуга полностью автоматизирована. Организациям ДО перед началом осуществления деятельности необходимо будет посредством ИС «Е-лицензирование» направлять уведомление в уполномоченный орган в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования с указанием основных сведений: наличие педагогов, наличие учебной площади соответствующей санитарным правилам и нормам пожарной безопасности. и др. Указанные в уведомлении организаций ДО сведения на предмет соответствия их действительности до начала осуществления деятельности не проверяются.

Воздействие на бизнес:

  1. при введении уведомительного порядка бизнес сектор не несет финансовых потерь, а наоборот будет в списке устойчивых организаций ДО, имеющих уведомление на образовательную деятельность на рынке услуг, повышение востребованности (приоритетность) и конкурентоспособности организаций ДО.
  2. отрицательные: нет

для населения:

  1. положительные: повышение качества образования
  2. отрицательные: нет

для государства:

  1. наличие реестра организаций ДО, ведение реестра автоматизирована и осуществляется посредством ИС «Е-лицензирование».
  2. отрицательные: нет

II. Предусмотреть в Законе РК «Об образовании» введение поправок в части лицензирования по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования.

Основная цель внедрения лицензирования по специальностям – создание условий для получения нескольких родственных квалификаций в рамках одной специальности.

К значимым преимуществам лицензирования по специальностям относятся следующие:

1. Лицензирование по специальностям будет осуществляться на основе Классификатора специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования, в котором специальности состоят из группы родственных квалификаций. В состав одной специальности входят от 2 до 5 родственных квалификаций. Квалификации объединены в одну специальность на базе общности их фундаментальной части. Поэтому организации образования самостоятельно могут включать и исключать квалификации из специальности в рамках академической свободы. Путем введения новой востребованной квалификации или исключением неактуальной, можно избежать разрыва между сферой труда и образованием.

2. Организации образования смогут гибко реагировать на потребности рынка труда и в случае необходимости включать новые квалификации и исключать старые.

3. При необходимости открытия новой квалификации организация ТиПО будет подавать заявку на специальность, что значительно расширит возможности по подготовке кадров и оперативному реагированию на требования работодателей.

4. Такая модель лицензирования представляется экономически оправданной.

При лицензировании по специальностям нет необходимости подтверждения соответствия квалификационным требованиям по каждой квалификации, так как материально-техническая и учебно-методическая база, а также педагогический состав при подготовке по родственным квалификациям не имеют особых различий.

5. Новые правила лицензирования не повлекут за собой сокращения педагогических ставок и штатных единиц организаций ТиПО, так как подготовка кадров будет осуществляться согласно рабочему учебному плану по каждой квалификации.

6. Лицензирование специальности и входящих в нее родственных квалификаций предоставит возможность изменять сроки обучения, а также выстраивать образовательную траекторию для получения набора необходимых и востребованных на рынке труда компетенций.

Организации образования ТиПО, осуществляя подготовку по той или иной специальности, смогут формировать свою профилизацию с учетом потребностей рынка труда и своих ресурсов. Они наполнят профилизацию с учетом потребностей заказчиков кадров, согласовывая с ними то или иное направление.

III. Внесение поправок в Кодекс о браке (супружестве) и семье в части наделения уполномоченного органа в области защиты прав ребенка компетенцией принятия нормативного правового акта, регламентирующего процедуру рассмотрения споров о порядке общения детей с родственниками, а также иные поправки, в том числе в Законе Республике Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан, направленные на обеспечение защиты прав ребенка.

IV. Внесение изменений в ЗРК «Об образовании» в части разделения компетенций между вновь созданными Министерствами просвещения и науки и высшего образования, а также совершенствование законодательства в сфере дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего и дополнительного образования и иного смежного законодательства.  


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

Анализ не проводился.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

Целевые группы законодательного регулирования:

граждане, центральные и местные исполнительные органы, Генеральная прокуратура и Верховный суд, Уполномоченный по правам ребенка, субъекты предпринимательства, НПП «Атамекен», общественный совет уполномоченного органа, организации образования, общественные объединения.

Государственные органы являются ключевыми участниками по реализации вводимых норм.

Все вышеперечисленные субъекты являются основными субъектами, применяющими в своей деятельности вводимые нормы.

Консультации будут проводиться с гражданами, представителями предпринимательства, квазигосударственного сектора, государственных органов.


 

6. Способы уведомления целевых групп

обсуждение на портале «Открытые НПА», пресс-релиз на сайтах Министерства просвещения, Комитетов по охране прав детей и обеспечения качества образования, в социальных сетях «Facebook», «Telegram», «Twitter», адресная рассылка целевым группам.

Также будут проведены общественные обсуждения, согласно Закону «О правовых актах»: круглый стол, совещания (очные или посредством видеоконференций с представителями общественности, бизнеса и заинтересованным государственным органом).


 

7. Способ публичного обсуждения

Планируется размещение КДРП и прилагающих к нему материалов на интернет-портале «Открытые НПА». Направление в НПП и экспертные советы уведомления о размещении КДРП на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами. 


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование  
1

Отсутствие учета организаций дополнительного образования для детей и контроля за их деятельностью.

Швеция, Испания, Сингапур, Великобритания

Формируют директивы организаций дополнительного образования

Великобритания, Сингапур, Россия

Ведет уведомление или регистрация организаций дополнительного образования

Ведение уведомительного порядка – обязательное ведение уведомительного порядка организаций ДО до начала и прекращения осуществления деятельности

Уведомительный порядок позволит упорядочить деятельность организаций ДО и сформировать электронный реестр уведомлений. Данные меры позволят вести учет организаций ДО для детей, координировать и контролировать качество услуг по ДО. 
 
2 Право ребенка на общение возникает с момента рождения, хотя в реальной жизни это не всегда возможно. Проблемы ребенка в общении возникают в тех случаях, когда имеется конфликт между родителями и (или) родственниками ребенка, родители расторгли брак или проживают раздельно. Органами опеки и попечительства в 2021 году разрешено 6871 споров, связанных с воспитанием детей, в том числе и определение порядка общения ребенка с родственниками. Создание родителями препятствий для общения с другими родственниками, ввиду отсутствия  законодательного механизма, регламентирующего порядок общения ребенка с родственниками и близкими родственниками. Функциональный обзор деятельности специалистов органов опеки и попечительства показал, что в целях защиты прав и интересов 6 млн. 474 тыс. 205 детей, органами опеки и попечительства в 2021 году разрешено 6871 споров, связанных с воспитанием детей, в том числе и определение порядка общения ребенка с родственниками.   
3

В Казахстане продолжается реализация комплексного плана приватизации. До конца 2025 года планируется продать на торгах или передать в доверительное управление 670 объектов. Анализ показывает, что список объектов, подлежащих приватизации, в большинстве своем входят предприятия коммунального сектора. Большинство из таких предприятий социально-ориентированы.

В начале марта 2021 года к премьер-министру страны обратились 10 депутатов с просьбой не допустить приватизацию детских музыкальных школ города Алматы. В письме Аскару Мамину народные избранники пишут, что передача музыкальных школ в частные руки может привести к росту платы за обучение и сделает музыкальное образование недоступным для сотен алматинских семей. Один из них был зафиксирован в городе Алматы, где школа искусств была отчуждена в частный сектор.

С конца 1970-х годов приватизацию рассматривали как инструмент бюджетного регулирования в целях упорядочения государственных финансов. В некоторых развивающихся и переходных экономиках приватизационные сделки были крайне непродуктивными, доходы не покрывали не только величину государственного долга, но и не возмещали издержек, связанных с сопровождением таких сделок (Аргентина Бразилия, Россия). В Бельгии попытка приватизировать государственную собственность потерпела неудачу, так как в 1983 году бельгийские профсоюзы организовали забастовку, длившуюся несколько недель, и вынудили правительство отложить реформу государственного сектора.   

Правительства некоторых стран не спешат отказываться от государственной собственности, являющийся важнейшим инструментом перераспределения дохода, либо не способны это сделать из-за законодательных ограничений (конституции Португалии, Италии и Мексики). В некоторых странах приватизация возможна только после одобрения законодательным органом (Марокко, Сенегал и Индия). 

Исходя из вышеизложенного объекты дошкольного, среднего и дополнительного образования необходимо на законодательном уровне внести в перечень объектов, не подлежащих отчуждению.

 
4 В трудовом законодательстве не предусмотрено регулирования трудовых отношений педагогов с учетом ЗРК «О статусе педагога Трудовым кодексом Республики Киргизии предусмотрены особенности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками. Введение в Трудовом кодексе Республики Казахстан отдельную статьюв главу, предусматриваемую особенности регулирования труда отдельных категорий работников, а именно педагогов.   
5 Лицензирование организаций ТиПО регулируется законами РК «Об образовании», «О разрешениях и уведомлениях», приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года № 391 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им». В настоящее время организации ТиПО получают лицензию на каждую квалификацию в рамках одной специальности.

Прохождение процедуры лицензирования с получением единого обязательного документа характерно для Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Испании, Канады, Мексики, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Эстонии, Южной Кореи (14 из 34 стран ОЭСР).

Основными критериями допуска к осуществлению образовательной деятельности в странах ОЭСР являются безопасность условий, квалификация педагогического состава и соответствие уровня образовательной деятельности утвержденным образовательным стандартом.

В Южной Кореи право на ведение образовательной деятельности предоставляется по образовательным программам.

В Японии получению лицензии предшествует создание образовательной корпорации, представляющей собой коллективный орган, входящий состав объединения образовательных корпораций страны. Таким образом, образовательная организация создается образовательной корпорацией, а лицензия является коллективной.

В Российской Федерации лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование по специальностям относится к государственной услуге со 100% автоматизацией, регулируется нормативными правовыми актами в области образования и разрешительным законодательством.

Лицензирование будет включать подачу в уполномоченный орган в сфере образования заявления в ИС «Е-лицензирование» с приложением документов, подтверждающих соответствие минимальным КВТ в части наличия: 1) педагогов, 2) учебных планов согласно ГОСО, 3) материально-технической оснащенности, 4) обеспечения безопасности, 5) медицинского обслуживания. При соответствии организации КВТ государственным органом проводится разрешительный контроль с посещением. Принимается комиссионное решение о выдаче лицензии.
 
6 Изменение функционирования приемной семьи

В Финляндии существует четыре принципиально разных вида замещающих семей:

•      родственные фостерные (приемные) семьи (kinship fostering) — замещающие семьи, состоящие из родственников ребенка или других представителей его ближайшего окружения (близких друзей семьи и проч.), устройство в которые, как правило, является приоритетным по сравнению со всеми иными формами;

•      профессиональные фостерные (приемные) семьи;

•      профессиональные фостерные (приемные) семьи в семейных домах / воспитание в семьях замещающих родителей, проживающих в учреждениях — форма устройства, относительно близкая с точки зрения хозяйственной организации к российским семейным детским домам;

•      иные отдельные виды замещающих семей.

Родители по закону, не могут быть лишены родительских прав.

Во Франции существует Центр фостерной семьи, которые являются обычными семьями, в которых могут проживать и родные дети (не более трех).
Предлагается преобразовать приемную семью в целях соблюдения прав и интересов ребенка  
7 На сегодняшний день директора школ заключают трудовые договора с педагогами на период менее 1 рабочего года. При этом, согласно ЗРК «О статусе педагога» и трудового законодательства, право на ежегодный трудовой  отпуск в количестве 56 календарных дней с выплатой оздоровительных предоставляется в любое время рабочего года. Однако, организации образования ввиду неотработки полного рабочего года не предоставляют им полный отпуск  В некоторых странах право на отпуск не привязывается к рабочему году, а к календарному. 

Ввести отдельное регулирование на уровне ЗРК, поскольку предлагается вывести педагогов как отдельную категорию и порядок предоставления отпуска гарантировать на уровне ЗРК «О статусе педагога».

 
8 В РК обучаться в организациях среднего образования вправе дети – иностранцы, постоянно проживающие на территории. При этом, дети – иностранцы, которые сейчас находятся в процессе получения статуса для законного нахождения на территории страны не получают образования, тогда как данный процесс занимает определенное время в период которого указанные дети не получают образования.  В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной Республикой Казахстан каждый ребенок имеет право на образования независимо от его места проживания. Предлагается внести изменения в ЗРК «О правах ребенка» и «О правовм положении иностранцев» в части включения поправок по детям иностранцев, временно пребывающих на территории государства, за исключением детей, подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам до принятия процессуального решения уполномоченными органами в отношении них либо их родителей или иных законных представителей  
9 Отсутствие государственных организаций образования в каждом регионе, направленных на углубленное изучение отдельных дисциплин по специальным образовательным программам «сетевые школы» В Российской Федерации, Республике Узбекистан имеются сетевые школы, которые реализуют единую образовательную программу и (или) отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модулей), практики, иные компоненты, предусмотренные образовательными программами Предлагается создать сеть школ в регионах страны, направленных на углубленное изучение отдельных дисциплин по специальным образовательным программам  

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
1 Отсутствие единого механизма  по разрешению споров, связанных с определением порядка общения детей с другими родственниками. Принятие Правил о порядке рассмотрения споров, связанных с определением порядка общения детей с родственниками Разработка методических рекомендаций (рекомендательный характер) в год. Разработка методических рекомендаций (рекомендательный характер) в год. Разработка методических рекомендаций (рекомендательный характер) в год. Разработка методических рекомендаций (рекомендательный характер)  в год.
2 Наличие случаев «скрытого умысла» при отказе от ребенка родителем (родителями) Исключение возможности усыновления детей, от которых отказались родители  Отсутствие возможности усыновление детей, от которых отказались родители Отсутствие возможности усыновление детей, от которых отказались родители Отсутствие возможности усыновление детей, от которых отказались родители Отсутствие возможности усыновление детей, от которых отказались родители
3

Отсутствие порядка продления, приостановления и (или) прекращения деятельности организаций по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан страны

 
Внесение изменений в правила порядка аккредитации  организаций по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан  Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.
4 Отсутствие обязательства опекунов, являющихся  гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими за пределами страны или иностранными гражданами по предоставлению информации о состоянии здоровья, воспитания детей переданных им под опеку  Наделение опекунов являющихся  гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими за пределами страны или иностранными гражданами, обязанностью по предоставлению информации о состоянии здоровья, воспитания детей переданных им под опеку Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.
5 Отсутствие единого механизма предоставления информации о положении детей от других государственных органов в пределах их отрасли для подготовки ежегодного государственного доклада Принятие правил предоставления информации о положении детей от других государственных органов в пределах их отрасли Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.
6 Отсутствие полномочия у уполномоченного органа в области защиты прав детей по обращению в судебные органы с заявлением, направленного 5на защиту п6рав детей Наделение уполномоченного органа в области защиты прав детей компетенцией, позволяющей обращаться в судебные органы с заявлением, направленного на защиту прав детей Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.
7 Отсутствие механизма осуществления контрольных функций уполномоченного органа в области защиты прав детей в части предотвращения вреда жизни, здоровью ребенка Создание необходимых правовых основ для осуществления контрольных функций уполномоченного органа в области защиты прав детей в части предотвращения вреда жизни здоровью ребенка Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.
8 Отсутствие на законодательном уровне запрета по отчуждению государственных социальных объектов образования Исключение возможности передачи государственных социальных объектов образования в частные руки после внесения изменений и дополнений в ЗРК «Об образовании»  Запрет передачи государственных социальных объектов в частный сектор Запрет передачи государственных социальных объектов в частный сектор Запрет передачи государственных социальных объектов в частный сектор Запрет передачи государственных социальных объектов в частный сектор
9 Отсутствие регламентированности в трудовом кодексе особых условий труда педагогов, а также ЗРК «О статусе педагога» Введение новой статьи в Трудовой кодекс, а также внесение поправки в ЗРК «О статусе педагога» Соблюдение прав обучающегося на качественное образование в период учебного года ввиду заключения ежегодно трудовых договоров сроком на 1 год без пролонгации с ограничением расторжения в период учебного года Соблюдение прав обучающегося на качественное образование в период учебного года ввиду заключения ежегодно трудовых договоров сроком на 1 год без пролонгации с ограничением расторжения в период учебного года Соблюдение прав обучающегося на качественное образование в период учебного года ввиду заключения ежегодно трудовых договоров сроком на 1 год без пролонгации с ограничением расторжения в период учебного года Соблюдение прав обучающегося на качественное образование в период учебного года ввиду заключения ежегодно трудовых договоров сроком на 1 год без пролонгации с ограничением расторжения в период учебного года
10 Отсутствие компетенции у Министерства самостоятельно определять часовую нагрузку для педагогов Внесение изменений в ЗРК «О статусе педагога» и «Об образовании» Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.
11 Отсутствие уполномоченного по правам ребенка в каждом регионе  Ведение института уполномоченного по правам ребенка в областях, городах республиканского значения и столицы Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.
12 Строительство большого количества жилых комплексов на определенном участке  Введение ограничения при выдаче разрешения на строительство многоквартирных жилых комплексов без наличия в плане административно-территориальной единицы школы, обеспечивающей обучение будущих жильцов, при ее проектной несостоятельности не выдавать разрешительный документ на строительство  Отсутствие трехсменных школ Отсутствие трехсменных школ Отсутствие трехсменных школ Отсутствие трехсменных школ
13 Закуп учебников и учебно-методических комплексов в рамках законодательства о государственных закупках Внесение поправок в ЗРК «Об образовании» в части выведения приобретения учебников и учебно-методических комплексов местными исполнительными органами для организаций дошкольного и среднего образования из ЗРК «О государственных закупках» Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении. Описываемые проблемы носят организационно-правовой характер и не подлежат измерению в количественном выражении.

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст (Версия 1) 03/10 - 12:57 /

Подобные проекты должны размещаться в разделе КДРП Портала.

Министерство просвещения РК 14/10 - 18:24

Благодарим Вас за комментарии! КДРП к проекту Закона опубликован в разделе КДРП.