Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи некоторых государственных функций в области автомобильных перевозок пассажиров в саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии)»

Краткое содержание: Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 24/10/2022 17:43:48
Публичное обсуждение до: 15/11/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 15/11/2022 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 15/11/2022 12:00:00
Протокол:
Приложенные документы:
Аналитическая база:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики (далее – КДРП) являются:

1.1. 97 шаг Программы Президента Республики Казахстан «План нации - 100 конкретных шагов»: «Расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования
и местного самоуправления. передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и
саморегулируемым организациям. Правительство станет компактным за счет сокращения несвойственных государству
и избыточных функций»;

1.2. Послание Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог  – основа стабильности и процветания Казахстана»: «Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед потребителями и гражданами. В период действия моратория необходимо активизировать инструменты саморегулирования, общественного контроля»;

1.3.  Поручение Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 октября 2019 года № 17-12/2139 «Проводить работу в соответствии с действующим законодательством и ежеквартально информировать о проводимой работе» (МИИР, МЮ, МФ, МНЭ, НПП «Атамекен» (по согласованию);

1.4. Протокол заседания Рабочей группы по вопросам передачи некоторых функций в сфере автомобильного транспорта в конкурентную среду от 6 февраля 2020 года, на котором был определен способ передачи данных функций в конкурентную среду через саморегулирование;

1.5. Протокол заседания Комитета по вопросам развития саморегулирования Президиума НПП «Атамекен»
от 16 июня 2021 года № 7, на котором был одобрен вопрос введения обязательного саморегулирования в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

1.6. Протокол заседания Экспертной группы по вопросам предпринимательства от 16 июля 2021 года № 108,                   на котором принято решение о целесообразности введения саморегулирования на основе обязательного членства;

1.7. Протокол заседания Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности от 27 августа 2022 года № 71, по итогам которого были одобрены результаты АРВ по введению обязательного саморегулирования в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

1.8. Поручение Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан  Скляра Р.В. от 14 сентября                      2022 года № 17-07/4715 «Принять меры по своевременной подготовке проекта закона и его концепции в установленном законодательством порядке» (МИИР, МЮ, МФ, МНЭ, НПП «Атамекен» (по согласованию).


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

№ п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

  1.  

Большое количество   дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов,

осуществляющих

регулярные международных, межобластные и нерегулярные перевозки

 

На сегодняшний день на пассажирских перевозках автомобильным транспортом дорожно-транспортные происшествия (ДТП) совершаются
из-за недостаточного обеспечения безопасности перевозок перевозчиками и отсутствия механизма охвата всех перевозчиков контролем за соблюдением установленных требований законодательства.

Статистика показателей аварийности за последние три года показывает, что число ДТП и тяжести их последствий с участием автобусов остается высоким:

2019 год - 543 ДТП (81 погибший и 949 травмированных),

2020 год - 327 ДТП (29 погибших и 455 травмированных),

2021 год - 379 ДТП (38 погибших и 487 травмированных).

За 8 мес. 2022 года – 198 ДТП (21 погибших и 339 травмированных).

       2.

Высокая доля изношенных автобусов на регулярных международных и межобластных маршрутах

 

Наличие нелегальных пассажирских перевозок в стране создает недобросовестную конкуренцию  перевозчикам, осуществляющим регулярные международные и межобластные перевозки пассажиров. Подобное положение привело к снижению рентабельности официальных перевозок, вследствие чего у них недостаточная финансовая возможность, а также отсутствует стимул для привлечения инвестиций для обновления парка подвижного состава.

В настоящее время доля изношенных автобусов на регулярных международных и межобластных маршрутах составляет
84% и 71% соответственно.

 

       3.

Наличие нелегальных пассажирских перевозок автотранспортом, осуществляющим

регулярные международных, межобластные и нерегулярные перевозки, а также такси

Ранее перевозками пассажиров занимались исключительно государственные предприятия и с момента приватизации с 1993 года перевозка пассажиров перешла в частные руки. Однако, основной Закон об автотранспорте принят в 2003 году, то есть в течение 10 лет установился нецивилизованный рынок перевозок, на котором перевозки осуществлялись практически по своему усмотрению, без установленных стандартов.

Запоздалое принятие законодательства не позволило эффективно урегулировать укоренившуюся ситуацию осуществления перевозок и сформировало правовой нигилизм у субъектов рынка и взаимоотношения по понятиям теневой экономики.

В стране зарегистрировано 86,7 тыс. автобусов, из них на регулярных маршрутах работает 15,5 тыс. ед. и на нерегулярных (перевозка пассажиров без установленных маршрутов) занято около 1,2 тыс. ед.

По оценке экспертов, 9-10 тыс. автобусов перевозят работников компаний и организаций. Касательно деятельности остальных автобусов (60 тыс. ед.) сведения по ним отсутствуют и предположительно часть из них может заниматься нелегальными перевозками.

Официально зарегистрировано 2,8 тыс. перевозчиков такси с 10,6 тыс. автомобилей из числа зарегистрированных 4,1 миллиона легкового транспорта. По имеющимся сведениям (ассоциация такси) официально зарегистрированные такси составляют порядка 8% от общего рынка такси. То есть, 92% или более 130 тыс. автомашин-такси находятся в теневом рынке.

       4.

Неэффективный контроль за пассажирскими перевозками автотранспортом, осуществляющим

регулярные международных, межобластные и нерегулярные перевозки, а также такси

В настоящее время в стране имеется
51 передвижной пост транспортного контроля (один регион 3 ед.), который выполняет свои функций путем физической проверки автотранспортных средств на дорогах (грузовой транспорт, автобусы, такси, иностранные транспортные средства).

При этом, на один передвижной пост приходится контролировать 6,5 тыс. км. автодорог (в общей протяжённости 128 тыс. км автодорог) и порядка 10,7 тыс. ед. коммерческого транспорта Казахстана (общий 548,4 тыс. ед.) и       4,7 тыс. ед иностранных автотранспортных средств (общий 240,7 тыс. ед.).

Поэтому существующий механизм и способ физического осуществления контроля на дороге за деятельностью пассажирских перевозок является неэффективным и устарелым.

Аварийность с участием автобусов остается высоким (аналитическое сведения приведены в пункте 1) и наличие большого количества нелегальных перевозок (аналитические сведения приведены в пункте 3).

Также, по результатом проведенного ежегодного социологического исследования по вопросам защиты прав потребителей 17,4% респондентов не удовлетворены услугами междугородного  и международного автомобильного транспорта.

 

 

        5.

Недостаточность трудовых ресурсов регулирующих органов

На всю автотранспортную отрасль страны, где задействовано более  
500 тыс. человек, в уполномоченном государственном органе выделено одно управление с малочисленными кадрами (8 чел.).

Имеется текучесть кадров и дефицит специалистов также объясняется низким уровнем заработной платы.

В акиматах созданы управления, которые занимаются строительством автодорог, вопросами авиа, ж/д, автомобильного транспорта и инфраструктуры.

Поэтому вопросами автотранспорта занимается только несколько сотрудников. Также, проведенное за  последние годы сокращение численности государственных служащих коснулось и в отношении автотранспортных специалистов.

В настоящее время в стране вопросами организации 1244 городских маршрутов, 1156 внутриобластных маршрутов, 284 межобластные маршруты, 38 автовокзалов, 113 автостанций, 2833 перевозчиков такси, а также автомобильными стоянками и остановками общественного транспорта в акиматах областных центров и городов республиканского значения выделено по               2-3 сотрудника.

Также, по вопросам организации 117   международных маршрутов в Комитете транспорта МИИР РК работает 1 сотрудник, который помимо своих других функциональных обязанностей занимается международными маршрутами. 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
       
       

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Видение разработчика

Внесение изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты в части передачи некоторых государственных функций в области автомобильных перевозок пассажиров в саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии).

Возможные положительные последствия: Расширение возможности участников перевозочного процесса самостоятельно участвовать в процессе принятия организационных решений, а также оперативно принимать необходимые стандарты и правила с учетом требований и реалий времени. Функции контроля за работой перевозочного процесса с государственного уровня переходит на внутренний организационный уровень саморегулирования, который позволит контролировать работу каждого своего члена, как участника рынка перевозок. Дается возможность работать в союзе единомышленников, самостоятельно отсекающих недобросовестных перевозчиков. Внедрение менее обременительной и эффективной формы контроля в рамках принятых внутренних стандартов и исключающих негативных аспектов государственного регулирования.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

Отсутствует.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

 

Граждане, центральные и местные исполнительные органы, перевозчики осуществляющие регулярные международные, межобластные и нерегулярные перевозки, а также такси, общественные объединения в сфере автотранспортных пассажирских перевозок. Данные целевые группы являются исчерпывающим перечнем целевых групп предполагаемого регулирования.

Предполагаемое регулирование имеет косвенное воздействие на граждан, центральные и местные исполнительные органы, общественные объединения в сфере автотранспортных пассажирских перевозок.

Предполагаемое регулирование имеет непосредственное воздействие на перевозчиков, осуществляющих регулярные международные, межобластные и нерегулярные перевозки, а также такси, так как саморегулируемая организация принимает внутренние стандарты и правила, которые распространяются на своих членов (участников).                                                                                                                                                                                                  

Консультации будут проводиться с гражданами, перевозчиками, осуществляющими регулярные международные, межобластные и нерегулярные перевозки, а также такси, общественными объединения в сфере автотранспортных пассажирских перевозок.

 


 

6. Способы уведомления целевых групп

Обсуждение на портале «Открытые НПА», пресс-релиз на сайте Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, а также в средствах массовой информации (печатное издание или информация на телеканалах, интернет порталах, Facebook, Instagram, Telegram).


 

7. Способ публичного обсуждения

На портале «Открытые НПА» для проведения публичного обсуждения, на сайте Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

№ п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

  1.  

В настоящее время сфера пассажирских перевозок автомобильным транспортом находится в неудовлетворительном состоянии из-за недостаточной численности работников и специалистов в исполнительных органах, задействованных на реализации необходимых функций.

Неполное или в большей степени отсутствие исполнения некоторых функций не обеспечивает полноценного развития сферы пассажирских перевозок, а также повышению уровня качества и безопасности услуг.

В результате экономическая устойчивость перевозчиков пассажирских перевозок снижается, что негативно влияет на дальнейшие их развитие.

Длительность и забюрократизированность принятия решений для регулирования рынка пассажирских перевозок, подготовка без глубокого анализа нормативных документов, а также стратегических планов развития перевозочной среды,
негативно воздействуют на развитие данной сферы.

В современном понимании саморегулирование начало активно эволюционировать в Европе и Америке более 50 лет назад в ответ на то, что возник запрос на быстрое формирование стандартов для динамично меняющихся обстоятельств.

Английская ассоциация грузового транспорта представляет собой объединение, созданное в 1889 году, в которое входят не только перевозчики, но и грузовладельцы.

В настоящее время в ассоциацию входят более 13 тыс. членов, которые представляют около половины всего грузового автомобильного парка Великобритании, а также являются отправителями почти 90% грузов, перевозимых по железной дороге, и 70% морского и воздушного экспорта.

В США институт саморегулирования  действует практически во всех отраслях деятельности профильных специалистов (включая здравоохранение) и предпринимателей. Примечательно, что благодаря эффективному функционированию саморегулирование в рекламной сфере в США по сей день нет необходимости в принятии специальных законов о рекламе.

В России порядок образования и деятельности саморегулирование  регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 года.

В 1991 году ни одно казахстанское автотранспортное средство не работало на международных перевозках. Перевозку осуществлял «Совавтотранас» при Минтрансе СССР.

В Казахстане с 1997 года в сфере автомобильных грузоперевозок успешно работает аналог СРО.

В 1994 году создан КазАТО в состав, которого вошли 36 компаний с 253 автотранспортных средств.

В 1997 году Постановлением Правительства РК КазАТО уполномочен выдавать книжки МДП перевозчикам.

В настоящее время КазАТО объединяет 370 компаний и 7651 автотранспортных средств, работающих по системе МДП и доля отечественных перевозчиков на рынке международных грузоперевозок достиг в 2018 году 51% или около 3 млн. тонн грузов.

Передать некоторые государственные функции в области автомобильных перевозок пассажиров (организация регулярных международных, межобластных и нерегулярных перевозок, а также такси) в саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии).

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
       
       

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

№ п/п

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за

1 год
(после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты
за 2 года
(после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты
за 3 года 

(после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты
за 4 года
(после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты
за 5 лет
(после принятия закона)

1.

Большое количество   дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов,

осуществляющих

регулярные международных, межобластные и нерегулярные перевозки

Снижение количества ДТП по вине водителей автобусов на 5%

Снижение количества ДТП по вине водителей автобусов на 10%

Снижение количества ДТП по вине водителей автобусов на 15%.

Снижение количества ДТП по вине водителей автобусов на 20%.

Снижение количества ДТП по вине водителей автобусов на 25%

2.

Высокая доля изношенных автобусов на регулярных международных и межобластных маршрутах

Уменьшение доли изношенных автобусов со сроком эксплуатации более 10 лет от общего количества автобусов на 2%

Уменьшение доли изношенных автобусов со сроком эксплуатации более 10 лет от общего количества автобусов на 5%

Уменьшение доли изношенных автобусов со сроком эксплуатации более 10 лет от общего количества автобусов на 10%

Уменьшение доли изношенных автобусов со сроком эксплуатации более 10 лет от общего количества автобусов на 15%

Уменьшение доли изношенных автобусов со сроком эксплуатации более 10 лет от общего количества автобусов на 20%

3.

Наличие нелегальных пассажирских перевозок

автотранспортом, осуществляющим

регулярные международных, межобластные и нерегулярные перевозки, а также такси

Снижение доли транспортных средств, выполняющих нелегальные перевозки на 2%

Снижение доли транспортных средств, выполняющих нелегальные перевозки на 4%

Снижение доли транспортных средств, выполняющих нелегальные перевозки на 8%

Снижение доли транспортных средств, выполняющих нелегальные перевозки на 12%

Снижение доли транспортных средств, выполняющих нелегальные перевозки на 15%

4.

Неэффективный контроль за автотранспортом, осуществляющим

регулярные международных, межобластные и нерегулярные перевозки, а также такси

Охват контролем автотранспорт- ных средств, осуществляю-щих указанные пассажирские перевозки на 10%

Охват контролем автотранспорт-ных средств, осуществляю-щих указанные пассажирские перевозки на 20%

Охват контролем автотранспорт-ных средств, осуществляю-щих указанные пассажирские перевозки на 30%

Охват контролем автотранспорт-ных средств, осуществляю-щих указанные пассажирские перевозки на 50%

Охват контролем автотранспорт-ных средств, осуществляю-щих указанные пассажирские перевозки на 70%


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
             
             

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 26/10 - 12:41 /

Подобные проекты должны размещаться в разделе КДРП Портала "Открытые НПА".

Министерство транспорта РК 28/10 - 11:10

Данный Консультативный документ регуляторной политики размещен в разделе КДРП портала "Открытые НПА", где по ссылке https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14268965 также указан тип документа КДРП.