Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 25/11/2022 23:49:35
Публичное обсуждение до: 09/12/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 09/12/2022 10:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 09/12/2022 13:00:00
Приложенные документы:

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года»

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года».

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                                    А. Смаилов

Комментарий

ПЕТРОВА ЛЮДМИЛА

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 23:57 /

1. Немалая часть Казахстана подвергается стихийным бедствиям, например наводнения в период весенних паводков, которые наносят огромный ущерб населению. Небольшие реки приносят большие беды, поскольку отсутствуют комплексные меры по противопаводковым мероприятиям, в том числе с учетом изменения климата. 2. Уделить особое внимание в сфере ЖКХ: Высокий уровень износа тепловых сетей и котельного оборудования; ветшание жилищного фонда многоквартирных жилых домов и отсутствие специалистов элементарно выявить потери тепла и устранить их. Уголь низкого качества. Теплотехнические характеристики зданий не отвечают современным требованиям. Низкая активность собственников жилищного фонда к проведению мероприятий по энергосбережению. Большие потери электроэнергии, тепла и воды в коммунальных сетях. В секторе ЖКХ наблюдается высокая энергоемкость и низкая энергоэффективность экономики. 3. В сельских населенных пунктах и частном секторе малых городов отсутствует система канализации, при этом в домах уже проводится центральное водоснабжение. Также существующие системы канализации находятся во многих регионах в аварийном состоянии, что приводит к выбросам метана, ПГ.

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 10:19

1. В Стратегии отдельным разделом выделены адаптационные мероприятия, которые создают основы для осуществления мероприятий по снижению ущерба для уязвимых секторов от климатических рисков. Заложенные в Стратегии подходы по адаптации позволят придать импульс разработке региональным стратегиям адаптации к изменению климата и включить их в экономическое планирование регионов. При этом важнейшей задачей в данном направлении является налаживание сбора климатической информации и методологическая оценка климатических рисков для разработки и реализации наиболее эффективных мероприятий по адаптации к последствиям изменения климата. Данные подходы должны начаться в кратчайшие сроки после принятия Стратегии. 2. Стратегия содержит также раздел по декарбонизации сектора зданий. В рамках Стратегии предполагается, что будут предприняты шаги по введению системы мониторинга, отчетности, верификации энергоэффективности зданий и установлению жестких требований по энергетической эффективности новых жилых, общественных и промышленных зданий не ниже класса C. Термомодернизация зданий и внедрение новых технологий отопления необходимы для существенного снижения спроса на энергию для целей отопления, поэтому будет осуществлено масштабное внедрение автоматизированных систем контроля и учёта тепловой энергии. Повышение энергоэффективности через термомодернизацию зданий и внедрение новых энергоэффективных технологий приведет к снижению энергопотребления и сопутствующих негативных общественных издержек от сжигания ископаемого топлива в зданиях. 3. В рамках Стратегии заложены основы для перехода к использованию более эффективных водосберегающих приборов и оборудования в целях сокращения объема сточных вод и минимизации объемов образования отходов и сточных вод. Детальный аудит региональных и проведение дополнительных систем канализации будет реализован в рамках нижестоящих документов реализационного характера.

РОМАНОВА ОЛЬГА

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 22:26 /

Здравствуйте, не уверена что предыдущий комментарий ушел на модерацию.... Продублирую на всякий случай. Если просто модератор уже домой ушел - то пожалуйста второй раз не дублируйте. А если первый раз не ушло - тогда следующий комментарий Уважаемые инициаторы и разработчики. В первую очередь хочу выразить благодарность что предыдущие комментарии были частично отражены в новой версии стратегии, а именно необходимость развития и поддержки агролесоводства, частного лесоводства и регенеративных сельскохозяйственных практик. Считаю что какие-то моменты нужно прописать более детально, дабы они отражали суть почему важны для стратегии углеродной нейтральности РК. К разделу 3.3.1.3. Сельское и лесное хозяйство предлагаю более детально прописать следующие компоненты и стратегии, которые будут способствовать снижению выбросов парниковых газов и их секвестрации: Животноводство: - «…. устойчивое управление пастбищами», включая стимулирование и поддержку развития сильвопастбищ (зонтичных пастбищ) и ротационной системы выпаса MIG, способствующих восстановлению пастбищ и их способности секвестировать углерод. - восстановление пастбищ путем подсева многолетних кормовых культур; - поддержка кормопроизводства на базе древесных культур (акации, тутовник и пр.) и исследований в этой области. Корм на базе древесных культур способствует предотвращению выбросов СО из почв, так как не требует ежегодной вспашки и обработки земли. Сельское хозяйство и частное лесоводство. - Расширение применения и поддержка практик агролесоводства (целенаправленной интеграции деревьев и кустарников с сельскохозяйственными культурами и/или животными для получения экологических, экономических и социальных выгод), включая такие практики как ветрополосы, междурядное размещение культур, сильвопастбища (зонтичные пастбища), выращивание под пологом леса, многоуровневые огороды, прибрежные буферные полосы. Обоснование: Интеграция древесных пород в растениеводство/животноводство имеет потенциал для диверсификации и увеличения доходов фермеров за счет предоставления продовольствия, древесины, волокна и лекарств, обеспечивая при этом такие преимущества, как повышение плодородия почв, борьба с эрозией, связывание углерода, регулирование водных ресурсов, сохранение биоразнообразие и устойчивость к стихийным бедствиям 2. Растущий объем научной литературы демонстрирует разнообразие выгод, получаемых от внедрения агролесоводства. Агролесоводство может способствовать реализации девяти из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), оказывающих самое сильное воздействие на сокращение бедности (ЦУР 1) и сокращение масштабов голода (ЦУР 2), а также на климатические действия (ЦУР 13), сохранение биоразнообразия и устойчивое управление земельными ресурсами (ЦУР 15) 3,4,5 2 FAO, Agroforestry portal https://www.fao.org/forestry/agroforestry/en/ 3 Simone Borelli, Yujuan Chen, FAO, Agroforestry basic knowledge https://www.fao.org/sustainable-forest-management/toolbox/modules/agroforestry/basic-knowledge/en/?type=111 4 Andersson, L. (Ed.). (2018). Achieving the global goals through agroforestry. Agroforestry Network and VI-Skogen. 5 Noordwijk, M. van. (2020). Agroforestry as nexus of sustainable development goals. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 449(1), 012001. https://doi.org/10.1088/1755-1315/449/1/012001 Внедрение агролесоводства также поможет более эффективной реализации планов по посадке 2 млрд деревьев, тем что это будет выгодно населению и фермерам внедряющим практики агролесоводства. То есть когда в планах не просто «посадка» деревьев но и их выживание и уход за деревьями. Например, для предпринимателя посадившего деревья ореха и пока деревья подрастают выращивающего в междурядьях озимую пшеницу или фуражные культуры, будет важно сохранить деревья (и свои вложения в них и будущий урожай). А такие практики агролесоводства как ветрополосы ранее широко и успешно применялись в Казахстане и способствовали защите сельскохозяйственных культур и предотвращению деградации почв. Ветрополосы можно также успешно применять для обеспечения снегозащиты транспортных путей (дорог и железнодорожных дорог). Учитывая выше сказанное и общемировой тренд по поддержке и продвижению устойчивых практик в сельском хозяйстве и, в частности, агролесоводства, считаю принципиально важным расширить данный пункт в Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года. Если у Вас возникнут вопросы по выше-озвученному предложению, пожалуйста обращайтесь. Как эксперт в области устойчивых практик, я буду рада дать пояснения, а также помочь с научным обоснованием агролесоводческих практик.

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 10:11

Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 (далее - СГП) доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу и утверждается Президентом РК. Порядок разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт определяется уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом по стратегическому планированию и Администрацией Президента Республики Казахстан (пункт 8 СГП). Так, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 3 сентября 2021 года № 83 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 7 сентября 2021 года № 24252) (далее – Правила), разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов СГП; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов СГП; 3) излагается кратко и четко. Таким образом более детальные мероприятия по декарбонизации отдельных секторов, а также более детальные и декомпозированные целевые индикаторы и мероприятия будут отражены в нижестоящих документах.

ТОНКОБАЕВА АЛИЯ (Другие)

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 21:35 /

В основные действия по декарбонизации сельского хозяйства добавить развитие рынка растительного белка, то есть растительных аналогов мясо-молочных продуктов. У таких аналогов в разы меньше углеродный след, на них (как на более здоровые и экологичные продукты) есть запрос у населения, есть интерес у самих производителей (например, см. интервью Серика Толукпаева из Группы компаний Aitas в публикации forbes.kz от 25 апреля 2022 г. "Что тревожит руководителей казахстанских компаний"). Но такие продукты поступают к нам в основном из-за рубежа и потому стоят очень дорого.

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 09:49

Спасибо вам за предложение. Принято к сведению.

РОМАНОВА ОЛЬГА

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:28 /

Уважаемые инициаторы и разработчики. В первую очередь хочу выразить благодарность что предыдущие комментарии были частично отражены в новой версии стратегии, а именно необходимость развития и поддержки агролесоводства, частного лесоводства и регенеративных сельскохозяйственных практик. Считаю что какие-то моменты нужно прописать более детально, дабы они отражали суть почему важны для стратегии углеродной нейтральности РК. К разделу 3.3.1.3. Сельское и лесное хозяйство предлагаю более детально прописать следующие компоненты и стратегии, которые будут способствовать снижению выбросов парниковых газов и их секвестрации: Животноводство: - «…. устойчивое управление пастбищами», включая стимулирование и поддержку развития сильвопастбищ (зонтичных пастбищ) и ротационной системы выпаса MIG, способствующих восстановлению пастбищ и их способности секвестировать углерод. - восстановление пастбищ путем подсева многолетних кормовых культур; - поддержка кормопроизводства на базе древесных культур (акации, тутовник и пр.) и исследований в этой области. Корм на базе древесных культур способствует предотвращению выбросов СО из почв, так как не требует ежегодной вспашки и обработки земли. Сельское хозяйство и частное лесоводство. - Расширение применения и поддержка практик агролесоводства (целенаправленной интеграции деревьев и кустарников с сельскохозяйственными культурами и/или животными для получения экологических, экономических и социальных выгод), включая такие практики как ветрополосы, междурядное размещение культур, сильвопастбища (зонтичные пастбища), выращивание под пологом леса, многоуровневые огороды, прибрежные буферные полосы. Обоснование: Интеграция древесных пород в растениеводство/животноводство имеет потенциал для диверсификации и увеличения доходов фермеров за счет предоставления продовольствия, древесины, волокна и лекарств, обеспечивая при этом такие преимущества, как повышение плодородия почв, борьба с эрозией, связывание углерода, регулирование водных ресурсов, сохранение биоразнообразие и устойчивость к стихийным бедствиям (2). Растущий объем научной литературы демонстрирует разнообразие выгод, получаемых от внедрения агролесоводства. Агролесоводство может способствовать реализации девяти из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), оказывающих самое сильное воздействие на сокращение бедности (ЦУР 1) и сокращение масштабов голода (ЦУР 2), а также на климатические действия (ЦУР 13), сохранение биоразнообразия и устойчивое управление земельными ресурсами (ЦУР 15) (3,4,5) 2 FAO, Agroforestry portal https://www.fao.org/forestry/agroforestry/en/ 3 Simone Borelli, Yujuan Chen, FAO, Agroforestry basic knowledge https://www.fao.org/sustainable-forest-management/toolbox/modules/agroforestry/basic-knowledge/en/?type=111 4 Andersson, L. (Ed.). (2018). Achieving the global goals through agroforestry. Agroforestry Network and VI-Skogen. 5 Noordwijk, M. van. (2020). Agroforestry as nexus of sustainable development goals. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 449(1), 012001. https://doi.org/10.1088/1755-1315/449/1/012001 Внедрение агролесоводства также поможет более эффективной реализации планов по посадке 2 млрд деревьев, тем что это будет выгодно населению и фермерам внедряющим практики агролесоводства. То есть когда в планах не просто «посадка» деревьев но и их выживание и уход за деревьями. Например, для предпринимателя посадившего деревья ореха и пока деревья подрастают выращивающего в междурядьях озимую пшеницу или фуражные культуры, будет важно сохранить деревья (и свои вложения в них и будущий урожай). А такие практики агролесоводства как ветрополосы ранее широко и успешно применялись в Казахстане и способствовали защите сельскохозяйственных культур и предотвращению деградации почв. Ветрополосы можно также успешно применять для обеспечения снегозащиты транспортных путей (дорог и железнодорожных дорог). Учитывая выше сказанное и общемировой тренд по поддержке и продвижению устойчивых практик в сельском хозяйстве и, в частности, агролесоводства, считаю принципиально важным расширить данный пункт в Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года. Если у Вас возникнут вопросы по выше-озвученному предложению, пожалуйста обращайтесь. Как эксперт в области устойчивых практик, я буду рада дать пояснения, а также помочь с научным обоснованием агролесоводческих практик.

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 10:10

Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 (далее - СГП) доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу и утверждается Президентом РК. Порядок разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт определяется уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом по стратегическому планированию и Администрацией Президента Республики Казахстан (пункт 8 СГП). Так, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 3 сентября 2021 года № 83 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 7 сентября 2021 года № 24252) (далее – Правила), разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов СГП; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов СГП; 3) излагается кратко и четко. Таким образом более детальные мероприятия по декарбонизации отдельных секторов, а также более детальные и декомпозированные целевые индикаторы и мероприятия будут отражены в нижестоящих документах.

ОБОРИНА ЕКАТЕРИНА (Другие)

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:26 /

В проекте 2021 года формулировка «отказ от угля» использована четыре раза, в представленном здесь проекте – ни разу! Без каких-либо планов по отказу от использования угля достижение углеродной нейтральности для Казахстана неосуществимо. Представленный проект Стратегии вводит в заблуждение, так как достичь на его основе поставленных целей по достижению углеродной нейтральности невозможно.

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 10:01

Следует отметить, что одним из основных принципов реализации Стратегии является рациональность (сбалансированность) – сохранение баланса между достижением цели и обеспечением безопасности (экономической, энергетической, социальной) и стабильности, что важно в текущих мировых условиях (геополитическая напряженность, санкции, экономическая нестабильность, нарушение глобальных цепочек поставок, высокий уровень инфляции и др.). На сегодня в производстве электроэнергии и тепла угольная генерация сохраняет доминирующее положение, но для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет предусмотрено поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации. Резкий отказ от угольной генерации несет в себе угрозу энергетической безопасности страны. Для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации, с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива. В средне- и долгосрочной перспективе ожидается использование технологии УХУ для улавливания ПГ. В связи с чем, будет разработано видение по выведению из эксплуатации угольных мощностей с текущими сроками эксплуатации более 30 лет и внедрению технологии улавливания и хранения углерода для тех блоков, которые продолжат работу после 2035 года. При этом выводимым угольным мощностям будет предоставлено приоритетное право на реализацию зеленых проектов в области энергетики.

ОБОРИНА ЕКАТЕРИНА (Другие)

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:25 /

Продолжение инвестирования в добычу угля и его использование для генерации энергии, которое предусматривается проектом стратегии, противоречит поставленным целям, не выводит экономику на наименее затратный путь снижения выбросов и в конечном итоге приведет к «застрявшим активам», то есть нерентабельности уже осуществленных инвестиций.

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 10:02

Следует отметить, что согласно Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере должна быть достигнута в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Следовательно, с учетом того, что угольная генерация в производстве электроэнергии и тепла сохраняет доминирующее положение, необходимо поэтапное планомерное снижение ее доли. Резкий отказ от угольной генерации несет в себе угрозу энергетической безопасности страны. В целом, Стратегией предусматривается, что для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации, с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива.

ЕСЕКИН БУЛАТ

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:21 /

1. Согласно последним решениям конференций РКИК ООН (КС-26, КС-27) стратегии углеродной нейтральности должны включать задачи и меры по сохранению экосистем и биоразнообразия- природной основы сохранения глобального климата на планете на протяжении миллионов лет! Сохранение экосистем, особенно водных экосистем (Арала, Каспия, др), является также особой- стратегической задачей для Казахстана, Секретариат РКИК и МГИК настоятельно рекомендуют всем странам в качестве приоритетных мер по митигации и адаптации выбирать решения, основанные на природных процессах. Однако настоящий проект не включает целей и мероприятий по сохранению экосистем. 2. Раздел по адаптации к изменению климата- неотъемлемая часть ОНУВ и Стратегий по клим. нейтральности и особенно важное направление для климатически уязвимого Казахстана, учитывая прогнозируемые опустынивание, сокращение урожайности, доступности питьевой водой и др. быстро нарастающие негативные процессы. Однако этот раздел в данном проекте декларативный - практически отсутствует! ПРООН по заказу МЭПР с участием международных экспертов подготовил подробные рекомендации по секторам и в целом: https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link 3. Сокращение выбросов в 15% не является амбициозным решением! Об этом свидетельствует международный рейтинг, к в котором Казахстан, в т.ч. по принятым обязательствам, занимает последние в мире места! Но РК может принять более сильные обязательства только за счет отказа от угля, который составляет более 50% выбросов и при этом обеспечивает менее 0,3% занятости. При этом выгоды от прекращения сжигания угля только в здравоохранении (в связи с грязным воздухом) превышают все потери в угольном секторе (оценка GIZ -Немецкое правительственное агентство по межд. развитию). 4. Согласно международным оценкам АЭС ("стабильный источник"?!), МСЗ (конфликтный проект) и биоэтанол (угроза продовольственной и экологической безопасности) и не являются климатическими решениями и в скором времени будут (вместе с продукцией, полученной на их основе) облагаться международными налогами, включая пограничные ЕС. 5. В документе крайне декларативно обозначены меры по поддержке развития ВИЭ для населения. Нынешняя политика по ВИЭ развивается только для крупных бизнеса и банков. Но необходимы сильная господдержка этого направления с ясными индикаторами, сроками и инвестициями! 6. Несмотря на приведенные в самом документе убедительные аргументы, что нужны ранние инвестиции (стр. 19), все основные меры и инвестиции отнесены за 2030: "При этом, инвестиционная потребность до 2030 года составляет $10 млрд. Остальные $600 млрд будут инвестированы до конца 2060 года"! Это означает растущие ущербы для экономики и людей, перекладывание ответственности и реальных мер с нынешнего правительства на будущее! 7. Цель стратегии: "достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году- это непонятный для профессионалов набор терминов! 8. Принципы также сформулированы неправильно ("циркулярная экономика" не сводится к «вторичным ресурсам и сокращению потребления"! Или принцип 7: "баланс между достижением цели и обеспечением экономической и др. безопасностей? Это неправильное понимание цели РКИК и Стратегии: Нужен не баланс, а приоритет цели по сохранению климата и биосферы - как основы и условия для социально-экономического развития и экологической безопасности - самой жизни на планете! 9. В целом данный документ не является стратегией, тк не содержит всех необходимых и минимальных для такого статуса необходимых элементов, включая конкретные и ясные действия, механизмы и ресурсы по всем направлениям и задачам. Все направления декларативны, совсем нет результатов, нет индикаторов

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 08:52

1.Стратегия выстроена по секторальному принципу, принятому в международной практике для учета выбросов парниковых газов (далее – ПГ) по источникам. Фокус Стратегии направлен именно на сектора, которые являются ключевыми для страны с точки зрения снижения выбросов ПГ. Как следствие, косвенными выгодами данных подходов будут улучшение состояния природных экосистем, повышения биоразнообразия, экологического состояния и здоровья населения. Однако необходимо отметить, что данные сферы не входят в сферу охваченных Стратегией секторов. Они будут рассмотрены на уровне обновляемой Концепции по переходу к зеленой экономики РК, после принятия рассматриваемой Стратегии. 2. Стратегия содержит раздел и подходы по адаптации к последствиям изменения климата, которые создают основы для осуществления мероприятий по снижению ущерба для уязвимых секторов от климатических рисков. Заложенные в Стратегии подходы по адаптации позволят дать импульс разработке региональным стратегиям адаптации к изменению климата и включить их в экономическое планирование регионов. При этом важнейшей задачей в данном направлении является налаживание сбора климатической информации и методологической оценке климатических рисков для разработки и реализации наиболее эффективных мероприятий по адаптации к последствиям изменения климата. Данные подходы должны начаться в кратчайшие сроки после принятия Стратегии. Детализация в части конкретных мер по адаптации (в т.ч. представленных по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link) будет осуществляться через нижестоящие документы. 3. Следует отметить, что одним из основных принципов реализации Стратегии является рациональность (сбалансированность) – сохранение баланса между достижением цели и обеспечением безопасности (экономической, энергетической, социальной) и стабильности, что важно в текущих мировых условиях (геополитическая напряженность, санкции, экономическая нестабильность, нарушение глобальных цепочек поставок, высокий уровень инфляции и др.). На сегодня в производстве электроэнергии и тепла угольная генерация сохраняет доминирующее положение, но для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет предусмотрено поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации. Резкий отказ от угольной генерации несет в себе угрозу энергетической безопасности страны. Для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации, с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива. В средне- и долгосрочной перспективе ожидается использование технологии УХУ для улавливания ПГ. В связи с чем, будет разработано видение по выведению из эксплуатации угольных мощностей с текущими сроками эксплуатации более 30 лет и внедрению технологии улавливания и хранения углерода для тех блоков, которые продолжат работу после 2035 года. При этом выводимым угольным мощностям будет предоставлено приоритетное право на реализацию зеленых проектов в области энергетики. 4. Касательно АЭС В настоящее время атом (наряду с газом) включены Европейской комиссией в список зеленых технологий (таксономию). В частности, ЕК определила их как «устойчивые» с точки зрения влияния на окружающую среду. В частности, выбросы парниковых газов от атомной энергетики на протяжении всего срока службы ниже выбросов от угля в 68 раз, от газа – в 41 раз, от солнечных установок – в 4 раза, от гидростанций – в 2 раза. Атомная энергетика имеет самую низкую материалоемкость по сравнению с другими видами «зеленой» энергетики. К примеру, металлоемкость для производства 1 МВт электроэнергии на АЭС в 13 раз меньше, чем у ветрогенерации. Все действующие АЭС в мире потенциально «сокращают» выбросы парниковых газов, объем которых сопоставим с уровнем их поглощения всем мировым лесным фондом. Если представить, что в мире произойдет полный отказ от атомной энергетики, то к 2040 году дополнительные выбросы углекислого газа в атмосферу могут составить 4 млрд. тонн. Международная практика показывает, что страны активно используют атомную энергетику. Доля выработки электроэнергии на АЭС в 12 странах превышает 30% (Франция – 70%, Украина – 53,9%, Словакия – 53,9%, Венгрия – 49,2%, Бельгия – 47,6%, Болгария – 37,5%, Финляндия – 34,7%, Южная Корея – 26,2%). Рост генерации электрической энергии от АЭС в мире прогнозируется в 1,8 раза к 2050 году (Международное агентство атомной энергетики). Польша (70% генерации электроэнергии на угле) заявила о своем намерении использовать АЭС как один из инструментов перехода к углеродной нейтральности. Касательно МСЗ В настоящей Стратегии отсутствует направления касательно сжигания отходов. Касательно биоэтанола На примере Европейского союза предусматривается определение количества/доли использования биоэтанола в транспортном секторе не приводящим к ухудшению ситуации в части экологической и продовольственной безопасности. Данная мера будет более детально проработана в рамках нижестоящих документов системы государственного планирования. 5. В настоящей Стратегии указано, что созданные условия для развития ВИЭ направлены на поддержку крупномасштабного производства электроэнергии из ВИЭ. Существующие механизмы поддержки маломасштабного производства электроэнергии из ВИЭ не функционируют в полную меру. При этом в Стратегии заложено, что будет проводиться стимулирование развития маломасштабных ВИЭ, будет оказана государственная поддержка в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования безуглеродных технологий и технологий с низким уровнем выбросов ПГ, будут разработаны механизмы стимулирования энергосбережения и внедрения низкоуглеродных и безуглеродных технологий. 6. Энергопереход подразумевает тщательную подготовку «платформы». В частности, требуется создание благоприятной законодательной и институциональной среды, создание и развитие необходимой финансовой и физической инфраструктуры. Реализация данных мероприятий требует временных ресурсов, так как только качественно выстроенная инфраструктура позволит механизмам энергоперехода работать «бесперебойно» и, в конечном счете, достичь поставленных целей. 7. В рамках доработки Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года была создана Рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов, отечественных и зарубежных экспертов, общественных и международных организации. В рамках деятельности Рабочей группы было проведено более 20 совещаний, что позволило собрать предложения и замечания по основным структурным частям Стратегии, проработать их. Так, в рамках деятельности Рабочей группы экспертным путем была определена цель Стратегии: достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году. Более того, поставленная цель является аналогичной стратегиям низкоуглеродного развития других стран (к примеру, Германия, Австралия, Канада, Китай, Франция, Норвегия и др.). 8. Конечная цель Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата – добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Следует подчеркнуть, что достижение углеродной нейтральности подразумевает масштабные преобразования экономического, технологического и социального характера, что требует закладывание основы для того, чтобы развитие страны было планомерным с устойчивым экономическим ростом и предусматривает необходимость выполнения перехода с первичным фокусом на максимальное нивелирование ущерба социально-экономическому развитию страны. Следовательно, принцип рациональности (сбалансированности) является существенным элементом реализации Стратегии. Касательно принципа «циркулярная экономика» Считаем, что эти аспекты «циркулярной» экономики являются ключевыми для снижения выбросов парниковых газов. 9. Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу. Также, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, от 3 сентября 2021 года № 83, разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов системы государственного планирования; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов системы государственного планирования; 3) излагается кратко и четко. Настоящая стратегия определяет общенациональные подходы, стратегический курс государственной политики по последовательной трансформации экономики для обеспечения благополучия, устойчивого экономического роста и справедливого социального прогресса, и принимается для обеспечения согласованности и координации государственных политик. Детализация в части развития экономики и других вопросов будет осуществляться через нижестоящие документы.

ЕСЕКИН БУЛАТ

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:21 /

1. Согласно последним решениям конференций РКИК ООН (КС-26, КС-27) стратегии углеродной нейтральности должны включать задачи и меры по сохранению экосистем и биоразнообразия- природной основы сохранения глобального климата на планете на протяжении миллионов лет! Сохранение экосистем, особенно водных экосистем (Арала, Каспия, др), является также особой- стратегической задачей для Казахстана, Секретариат РКИК и МГИК настоятельно рекомендуют всем странам в качестве приоритетных мер по митигации и адаптации выбирать решения, основанные на природных процессах. Однако настоящий проект не включает целей и мероприятий по сохранению экосистем. 2. Раздел по адаптации к изменению климата- неотъемлемая часть ОНУВ и Стратегий по клим. нейтральности и особенно важное направление для климатически уязвимого Казахстана, учитывая прогнозируемые опустынивание, сокращение урожайности, доступности питьевой водой и др. быстро нарастающие негативные процессы. Однако этот раздел в данном проекте декларативный - практически отсутствует! ПРООН по заказу МЭПР с участием международных экспертов подготовил подробные рекомендации по секторам и в целом: https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link 3. Сокращение выбросов в 15% не является амбициозным решением! Об этом свидетельствует международный рейтинг, к в котором Казахстан, в т.ч. по принятым обязательствам, занимает последние в мире места! Но РК может принять более сильные обязательства только за счет отказа от угля, который составляет более 50% выбросов и при этом обеспечивает менее 0,3% занятости. При этом выгоды от прекращения сжигания угля только в здравоохранении (в связи с грязным воздухом) превышают все потери в угольном секторе (оценка GIZ -Немецкое правительственное агентство по межд. развитию). 4. Согласно международным оценкам АЭС ("стабильный источник"?!), МСЗ (конфликтный проект) и биоэтанол (угроза продовольственной и экологической безопасности) и не являются климатическими решениями и в скором времени будут (вместе с продукцией, полученной на их основе) облагаться международными налогами, включая пограничные ЕС. 5. В документе крайне декларативно обозначены меры по поддержке развития ВИЭ для населения. Нынешняя политика по ВИЭ развивается только для крупных бизнеса и банков. Но необходимы сильная господдержка этого направления с ясными индикаторами, сроками и инвестициями! 6. Несмотря на приведенные в самом документе убедительные аргументы, что нужны ранние инвестиции (стр. 19), все основные меры и инвестиции отнесены за 2030: "При этом, инвестиционная потребность до 2030 года составляет $10 млрд. Остальные $600 млрд будут инвестированы до конца 2060 года"! Это означает растущие ущербы для экономики и людей, перекладывание ответственности и реальных мер с нынешнего правительства на будущее! 7. Цель стратегии: "достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году- это непонятный для профессионалов набор терминов! 8. Принципы также сформулированы неправильно ("циркулярная экономика" не сводится к «вторичным ресурсам и сокращению потребления"! Или принцип 7: "баланс между достижением цели и обеспечением экономической и др. безопасностей? Это неправильное понимание цели РКИК и Стратегии: Нужен не баланс, а приоритет цели по сохранению климата и биосферы - как основы и условия для социально-экономического развития и экологической безопасности - самой жизни на планете! 9. В целом данный документ не является стратегией, тк не содержит всех необходимых и минимальных для такого статуса необходимых элементов, включая конкретные и ясные действия, механизмы и ресурсы по всем направлениям и задачам. Все направления декларативны, совсем нет результатов, нет индикаторов

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 08:49

1.Стратегия выстроена по секторальному принципу, принятому в международной практике для учета выбросов парниковых газов (далее – ПГ) по источникам. Фокус Стратегии направлен именно на сектора, которые являются ключевыми для страны с точки зрения снижения выбросов ПГ. Как следствие, косвенными выгодами данных подходов будут улучшение состояния природных экосистем, повышения биоразнообразия, экологического состояния и здоровья населения. Однако необходимо отметить, что данные сферы не входят в сферу охваченных Стратегией секторов. Они будут рассмотрены на уровне обновляемой Концепции по переходу к зеленой экономики РК, после принятия рассматриваемой Стратегии. 2. Стратегия содержит раздел и подходы по адаптации к последствиям изменения климата, которые создают основы для осуществления мероприятий по снижению ущерба для уязвимых секторов от климатических рисков. Заложенные в Стратегии подходы по адаптации позволят дать импульс разработке региональным стратегиям адаптации к изменению климата и включить их в экономическое планирование регионов. При этом важнейшей задачей в данном направлении является налаживание сбора климатической информации и методологической оценке климатических рисков для разработки и реализации наиболее эффективных мероприятий по адаптации к последствиям изменения климата. Данные подходы должны начаться в кратчайшие сроки после принятия Стратегии. Детализация в части конкретных мер по адаптации (в т.ч. представленных по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link) будет осуществляться через нижестоящие документы. 3. Следует отметить, что одним из основных принципов реализации Стратегии является рациональность (сбалансированность) – сохранение баланса между достижением цели и обеспечением безопасности (экономической, энергетической, социальной) и стабильности, что важно в текущих мировых условиях (геополитическая напряженность, санкции, экономическая нестабильность, нарушение глобальных цепочек поставок, высокий уровень инфляции и др.). На сегодня в производстве электроэнергии и тепла угольная генерация сохраняет доминирующее положение, но для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет предусмотрено поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации. Резкий отказ от угольной генерации несет в себе угрозу энергетической безопасности страны. Для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации, с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива. В средне- и долгосрочной перспективе ожидается использование технологии УХУ для улавливания ПГ. В связи с чем, будет разработано видение по выведению из эксплуатации угольных мощностей с текущими сроками эксплуатации более 30 лет и внедрению технологии улавливания и хранения углерода для тех блоков, которые продолжат работу после 2035 года. При этом выводимым угольным мощностям будет предоставлено приоритетное право на реализацию зеленых проектов в области энергетики. 4. Касательно АЭС В настоящее время атом (наряду с газом) включены Европейской комиссией в список зеленых технологий (таксономию). В частности, ЕК определила их как «устойчивые» с точки зрения влияния на окружающую среду. В частности, выбросы парниковых газов от атомной энергетики на протяжении всего срока службы ниже выбросов от угля в 68 раз, от газа – в 41 раз, от солнечных установок – в 4 раза, от гидростанций – в 2 раза. Атомная энергетика имеет самую низкую материалоемкость по сравнению с другими видами «зеленой» энергетики. К примеру, металлоемкость для производства 1 МВт электроэнергии на АЭС в 13 раз меньше, чем у ветрогенерации. Все действующие АЭС в мире потенциально «сокращают» выбросы парниковых газов, объем которых сопоставим с уровнем их поглощения всем мировым лесным фондом. Если представить, что в мире произойдет полный отказ от атомной энергетики, то к 2040 году дополнительные выбросы углекислого газа в атмосферу могут составить 4 млрд. тонн. Международная практика показывает, что страны активно используют атомную энергетику. Доля выработки электроэнергии на АЭС в 12 странах превышает 30% (Франция – 70%, Украина – 53,9%, Словакия – 53,9%, Венгрия – 49,2%, Бельгия – 47,6%, Болгария – 37,5%, Финляндия – 34,7%, Южная Корея – 26,2%). Рост генерации электрической энергии от АЭС в мире прогнозируется в 1,8 раза к 2050 году (Международное агентство атомной энергетики). Польша (70% генерации электроэнергии на угле) заявила о своем намерении использовать АЭС как один из инструментов перехода к углеродной нейтральности. Касательно МСЗ В настоящей Стратегии отсутствует направления касательно сжигания отходов. Касательно биоэтанола На примере Европейского союза предусматривается определение количества/доли использования биоэтанола в транспортном секторе не приводящим к ухудшению ситуации в части экологической и продовольственной безопасности. Данная мера будет более детально проработана в рамках нижестоящих документов системы государственного планирования. 5. В настоящей Стратегии указано, что созданные условия для развития ВИЭ направлены на поддержку крупномасштабного производства электроэнергии из ВИЭ. Существующие механизмы поддержки маломасштабного производства электроэнергии из ВИЭ не функционируют в полную меру. При этом в Стратегии заложено, что будет проводиться стимулирование развития маломасштабных ВИЭ, будет оказана государственная поддержка в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования безуглеродных технологий и технологий с низким уровнем выбросов ПГ, будут разработаны механизмы стимулирования энергосбережения и внедрения низкоуглеродных и безуглеродных технологий. 6. Энергопереход подразумевает тщательную подготовку «платформы». В частности, требуется создание благоприятной законодательной и институциональной среды, создание и развитие необходимой финансовой и физической инфраструктуры. Реализация данных мероприятий требует временных ресурсов, так как только качественно выстроенная инфраструктура позволит механизмам энергоперехода работать «бесперебойно» и, в конечном счете, достичь поставленных целей. 7. В рамках доработки Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года была создана Рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов, отечественных и зарубежных экспертов, общественных и международных организации. В рамках деятельности Рабочей группы было проведено более 20 совещаний, что позволило собрать предложения и замечания по основным структурным частям Стратегии, проработать их. Так, в рамках деятельности Рабочей группы экспертным путем была определена цель Стратегии: достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году. Более того, поставленная цель является аналогичной стратегиям низкоуглеродного развития других стран (к примеру, Германия, Австралия, Канада, Китай, Франция, Норвегия и др.). 8. Конечная цель Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата – добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Следует подчеркнуть, что достижение углеродной нейтральности подразумевает масштабные преобразования экономического, технологического и социального характера, что требует закладывание основы для того, чтобы развитие страны было планомерным с устойчивым экономическим ростом и предусматривает необходимость выполнения перехода с первичным фокусом на максимальное нивелирование ущерба социально-экономическому развитию страны. Следовательно, принцип рациональности (сбалансированности) является существенным элементом реализации Стратегии. Касательно принципа «циркулярная экономика» Считаем, что эти аспекты «циркулярной» экономики являются ключевыми для снижения выбросов парниковых газов. 9. Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу. Также, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, от 3 сентября 2021 года № 83, разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов системы государственного планирования; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов системы государственного планирования; 3) излагается кратко и четко. Настоящая стратегия определяет общенациональные подходы, стратегический курс государственной политики по последовательной трансформации экономики для обеспечения благополучия, устойчивого экономического роста и справедливого социального прогресса, и принимается для обеспечения согласованности и координации государственных политик. Детализация в части развития экономики и других вопросов будет осуществляться через нижестоящие документы.

ЕРЗАКОВИЧ ЕЛЕНА (Другие)

внести на рассмотрение Президента Республики Казах... посмотреть текст 08/12 - 17:54 /

К сожалении данный проект стратегии так и остался декларативным учебником, а не политическим документом действия. Во вложении направляю свои комментарии по разделу транспорта, который напоминает констатацию плохо пересказанных банальностей о подходах к декарбонизации в данном секторе , но не раскрывает в показателях ни одного вопроса касающегося конкретных мер по снижение последствий от использования углеродного топлива. Почему в Стратегии не нашлось места для оценки влияния фискальных мер на декарбонизацию сектора совершенно непонятно. Где данные по ожиданиям потребления топлива сектором и динамике снижения выбросов на отдельных видах транспорта, почему не уделено внимание развитию инфраструктуры которая требуется для электрофикации на развных видах транспорте. В документе нет показателей в части городских перевозок на разных видах транспорта и расчетов влияния на политику декарбонизации.


Прикреплённые файлы:     комментарии к стратегии_Ерзакович .docx

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 08:20

Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 (далее - СГП) доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу и утверждается Президентом РК. Порядок разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт определяется уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом по стратегическому планированию и Администрацией Президента Республики Казахстан (пункт 8 СГП). Так, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 3 сентября 2021 года № 83 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 7 сентября 2021 года № 24252) (далее – Правила), разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов СГП; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов СГП; 3) излагается кратко и четко. Таким образом, более детальные мероприятия по декарбонизации отдельных секторов, в том числе транспорта будут отражены в нижестоящих документах системы государственного планирования.

КАЛМЫКОВ ДМИТРИЙ (Другие)

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 17:21 /

Проект Стратегии от 1 ноября 2022 в представленной версии не будет выполнять ожидаемую от нее роль и не приведет к эффективному достижению поставленной основной цели. Международные рейтинги Казахстана будут снижены в случае принятия и «реализации» настоящей Стратегии.

Министерство национальной экономики РК 09/12 - 08:45

Настоящая Стратегия достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года разработана с учетом глобальных климатических трендов и во исполнение соответствующих международных обязательств. Стратегия определяет общенациональные подходы, стратегический курс государственной политики по последовательной трансформации экономики для обеспечения благополучия, устойчивого экономического роста и справедливого социального прогресса, и принимается для обеспечения согласованности и координации государственных политик. Стратегия учитывает необходимость адаптации экономики Казахстана к глобальным климатическим трендам, таким как внедрение МТУР, распространение принципов ESG, продвижение и привлечение зеленых инвестиций, энергоэффективное производство, электрификация и другие. Достижение поставленной цели Стратегии будет обеспечено посредством комплексной реализации низкоуглеродной политики и применения секторальных (в энергетике, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, управлении отходами) и сквозных подходов (справедливый переход, «зеленое» финансирования, НИОКР и образование, общественное сознание, международное сотрудничество, адаптация к изменению климата, система углеродного регулирования). Следует еще раз подчеркнуть, что разработка долгосрочной страновой стратегии с низким уровнем выбросов парниковых газов подтверждает приверженность Казахстана в борьбе с изменением климата. В этой связи позиция страны в Международном индексе усилий по смягчению изменения климата не в полной мере отражает текущую объективную реальность, так как данный рейтинг составляется на основе опроса двух экспертов. Тем не менее, позиции страны по вышеуказанному рейтингу будут укреплены в 2023 году после проверки международными экспертами очередного Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом.