Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 25/11/2022 00:00:00
Публичное обсуждение до: 09/12/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 09/12/2022 10:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 09/12/2022 13:00:00
Приложенные документы:

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года»

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года».

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                                    А. Смаилов

Комментарий

ПЕТРОВА ЛЮДМИЛА

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 23:57

1. Немалая часть Казахстана подвергается стихийным бедствиям, например наводнения в период весенних паводков, которые наносят огромный ущерб населению. Небольшие реки приносят большие беды, поскольку отсутствуют комплексные меры по противопаводковым мероприятиям, в том числе с учетом изменения климата. 2. Уделить особое внимание в сфере ЖКХ: Высокий уровень износа тепловых сетей и котельного оборудования; ветшание жилищного фонда многоквартирных жилых домов и отсутствие специалистов элементарно выявить потери тепла и устранить их. Уголь низкого качества. Теплотехнические характеристики зданий не отвечают современным требованиям. Низкая активность собственников жилищного фонда к проведению мероприятий по энергосбережению. Большие потери электроэнергии, тепла и воды в коммунальных сетях. В секторе ЖКХ наблюдается высокая энергоемкость и низкая энергоэффективность экономики. 3. В сельских населенных пунктах и частном секторе малых городов отсутствует система канализации, при этом в домах уже проводится центральное водоснабжение. Также существующие системы канализации находятся во многих регионах в аварийном состоянии, что приводит к выбросам метана, ПГ.

09/12 - 10:19

1. В Стратегии отдельным разделом выделены адаптационные мероприятия, которые создают основы для осуществления мероприятий по снижению ущерба для уязвимых секторов от климатических рисков. Заложенные в Стратегии подходы по адаптации позволят придать импульс разработке региональным стратегиям адаптации к изменению климата и включить их в экономическое планирование регионов. При этом важнейшей задачей в данном направлении является налаживание сбора климатической информации и методологическая оценка климатических рисков для разработки и реализации наиболее эффективных мероприятий по адаптации к последствиям изменения климата. Данные подходы должны начаться в кратчайшие сроки после принятия Стратегии. 2. Стратегия содержит также раздел по декарбонизации сектора зданий. В рамках Стратегии предполагается, что будут предприняты шаги по введению системы мониторинга, отчетности, верификации энергоэффективности зданий и установлению жестких требований по энергетической эффективности новых жилых, общественных и промышленных зданий не ниже класса C. Термомодернизация зданий и внедрение новых технологий отопления необходимы для существенного снижения спроса на энергию для целей отопления, поэтому будет осуществлено масштабное внедрение автоматизированных систем контроля и учёта тепловой энергии. Повышение энергоэффективности через термомодернизацию зданий и внедрение новых энергоэффективных технологий приведет к снижению энергопотребления и сопутствующих негативных общественных издержек от сжигания ископаемого топлива в зданиях. 3. В рамках Стратегии заложены основы для перехода к использованию более эффективных водосберегающих приборов и оборудования в целях сокращения объема сточных вод и минимизации объемов образования отходов и сточных вод. Детальный аудит региональных и проведение дополнительных систем канализации будет реализован в рамках нижестоящих документов реализационного характера.

РОМАНОВА ОЛЬГА

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 22:26

Здравствуйте, не уверена что предыдущий комментарий ушел на модерацию.... Продублирую на всякий случай. Если просто модератор уже домой ушел - то пожалуйста второй раз не дублируйте. А если первый раз не ушло - тогда следующий комментарий Уважаемые инициаторы и разработчики. В первую очередь хочу выразить благодарность что предыдущие комментарии были частично отражены в новой версии стратегии, а именно необходимость развития и поддержки агролесоводства, частного лесоводства и регенеративных сельскохозяйственных практик. Считаю что какие-то моменты нужно прописать более детально, дабы они отражали суть почему важны для стратегии углеродной нейтральности РК. К разделу 3.3.1.3. Сельское и лесное хозяйство предлагаю более детально прописать следующие компоненты и стратегии, которые будут способствовать снижению выбросов парниковых газов и их секвестрации: Животноводство: - «…. устойчивое управление пастбищами», включая стимулирование и поддержку развития сильвопастбищ (зонтичных пастбищ) и ротационной системы выпаса MIG, способствующих восстановлению пастбищ и их способности секвестировать углерод. - восстановление пастбищ путем подсева многолетних кормовых культур; - поддержка кормопроизводства на базе древесных культур (акации, тутовник и пр.) и исследований в этой области. Корм на базе древесных культур способствует предотвращению выбросов СО из почв, так как не требует ежегодной вспашки и обработки земли. Сельское хозяйство и частное лесоводство. - Расширение применения и поддержка практик агролесоводства (целенаправленной интеграции деревьев и кустарников с сельскохозяйственными культурами и/или животными для получения экологических, экономических и социальных выгод), включая такие практики как ветрополосы, междурядное размещение культур, сильвопастбища (зонтичные пастбища), выращивание под пологом леса, многоуровневые огороды, прибрежные буферные полосы. Обоснование: Интеграция древесных пород в растениеводство/животноводство имеет потенциал для диверсификации и увеличения доходов фермеров за счет предоставления продовольствия, древесины, волокна и лекарств, обеспечивая при этом такие преимущества, как повышение плодородия почв, борьба с эрозией, связывание углерода, регулирование водных ресурсов, сохранение биоразнообразие и устойчивость к стихийным бедствиям 2. Растущий объем научной литературы демонстрирует разнообразие выгод, получаемых от внедрения агролесоводства. Агролесоводство может способствовать реализации девяти из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), оказывающих самое сильное воздействие на сокращение бедности (ЦУР 1) и сокращение масштабов голода (ЦУР 2), а также на климатические действия (ЦУР 13), сохранение биоразнообразия и устойчивое управление земельными ресурсами (ЦУР 15) 3,4,5 2 FAO, Agroforestry portal https://www.fao.org/forestry/agroforestry/en/ 3 Simone Borelli, Yujuan Chen, FAO, Agroforestry basic knowledge https://www.fao.org/sustainable-forest-management/toolbox/modules/agroforestry/basic-knowledge/en/?type=111 4 Andersson, L. (Ed.). (2018). Achieving the global goals through agroforestry. Agroforestry Network and VI-Skogen. 5 Noordwijk, M. van. (2020). Agroforestry as nexus of sustainable development goals. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 449(1), 012001. https://doi.org/10.1088/1755-1315/449/1/012001 Внедрение агролесоводства также поможет более эффективной реализации планов по посадке 2 млрд деревьев, тем что это будет выгодно населению и фермерам внедряющим практики агролесоводства. То есть когда в планах не просто «посадка» деревьев но и их выживание и уход за деревьями. Например, для предпринимателя посадившего деревья ореха и пока деревья подрастают выращивающего в междурядьях озимую пшеницу или фуражные культуры, будет важно сохранить деревья (и свои вложения в них и будущий урожай). А такие практики агролесоводства как ветрополосы ранее широко и успешно применялись в Казахстане и способствовали защите сельскохозяйственных культур и предотвращению деградации почв. Ветрополосы можно также успешно применять для обеспечения снегозащиты транспортных путей (дорог и железнодорожных дорог). Учитывая выше сказанное и общемировой тренд по поддержке и продвижению устойчивых практик в сельском хозяйстве и, в частности, агролесоводства, считаю принципиально важным расширить данный пункт в Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года. Если у Вас возникнут вопросы по выше-озвученному предложению, пожалуйста обращайтесь. Как эксперт в области устойчивых практик, я буду рада дать пояснения, а также помочь с научным обоснованием агролесоводческих практик.

09/12 - 10:11

Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 (далее - СГП) доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу и утверждается Президентом РК. Порядок разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт определяется уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом по стратегическому планированию и Администрацией Президента Республики Казахстан (пункт 8 СГП). Так, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 3 сентября 2021 года № 83 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 7 сентября 2021 года № 24252) (далее – Правила), разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов СГП; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов СГП; 3) излагается кратко и четко. Таким образом более детальные мероприятия по декарбонизации отдельных секторов, а также более детальные и декомпозированные целевые индикаторы и мероприятия будут отражены в нижестоящих документах.

РОМАНОВА ОЛЬГА

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:28

Уважаемые инициаторы и разработчики. В первую очередь хочу выразить благодарность что предыдущие комментарии были частично отражены в новой версии стратегии, а именно необходимость развития и поддержки агролесоводства, частного лесоводства и регенеративных сельскохозяйственных практик. Считаю что какие-то моменты нужно прописать более детально, дабы они отражали суть почему важны для стратегии углеродной нейтральности РК. К разделу 3.3.1.3. Сельское и лесное хозяйство предлагаю более детально прописать следующие компоненты и стратегии, которые будут способствовать снижению выбросов парниковых газов и их секвестрации: Животноводство: - «…. устойчивое управление пастбищами», включая стимулирование и поддержку развития сильвопастбищ (зонтичных пастбищ) и ротационной системы выпаса MIG, способствующих восстановлению пастбищ и их способности секвестировать углерод. - восстановление пастбищ путем подсева многолетних кормовых культур; - поддержка кормопроизводства на базе древесных культур (акации, тутовник и пр.) и исследований в этой области. Корм на базе древесных культур способствует предотвращению выбросов СО из почв, так как не требует ежегодной вспашки и обработки земли. Сельское хозяйство и частное лесоводство. - Расширение применения и поддержка практик агролесоводства (целенаправленной интеграции деревьев и кустарников с сельскохозяйственными культурами и/или животными для получения экологических, экономических и социальных выгод), включая такие практики как ветрополосы, междурядное размещение культур, сильвопастбища (зонтичные пастбища), выращивание под пологом леса, многоуровневые огороды, прибрежные буферные полосы. Обоснование: Интеграция древесных пород в растениеводство/животноводство имеет потенциал для диверсификации и увеличения доходов фермеров за счет предоставления продовольствия, древесины, волокна и лекарств, обеспечивая при этом такие преимущества, как повышение плодородия почв, борьба с эрозией, связывание углерода, регулирование водных ресурсов, сохранение биоразнообразие и устойчивость к стихийным бедствиям (2). Растущий объем научной литературы демонстрирует разнообразие выгод, получаемых от внедрения агролесоводства. Агролесоводство может способствовать реализации девяти из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), оказывающих самое сильное воздействие на сокращение бедности (ЦУР 1) и сокращение масштабов голода (ЦУР 2), а также на климатические действия (ЦУР 13), сохранение биоразнообразия и устойчивое управление земельными ресурсами (ЦУР 15) (3,4,5) 2 FAO, Agroforestry portal https://www.fao.org/forestry/agroforestry/en/ 3 Simone Borelli, Yujuan Chen, FAO, Agroforestry basic knowledge https://www.fao.org/sustainable-forest-management/toolbox/modules/agroforestry/basic-knowledge/en/?type=111 4 Andersson, L. (Ed.). (2018). Achieving the global goals through agroforestry. Agroforestry Network and VI-Skogen. 5 Noordwijk, M. van. (2020). Agroforestry as nexus of sustainable development goals. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 449(1), 012001. https://doi.org/10.1088/1755-1315/449/1/012001 Внедрение агролесоводства также поможет более эффективной реализации планов по посадке 2 млрд деревьев, тем что это будет выгодно населению и фермерам внедряющим практики агролесоводства. То есть когда в планах не просто «посадка» деревьев но и их выживание и уход за деревьями. Например, для предпринимателя посадившего деревья ореха и пока деревья подрастают выращивающего в междурядьях озимую пшеницу или фуражные культуры, будет важно сохранить деревья (и свои вложения в них и будущий урожай). А такие практики агролесоводства как ветрополосы ранее широко и успешно применялись в Казахстане и способствовали защите сельскохозяйственных культур и предотвращению деградации почв. Ветрополосы можно также успешно применять для обеспечения снегозащиты транспортных путей (дорог и железнодорожных дорог). Учитывая выше сказанное и общемировой тренд по поддержке и продвижению устойчивых практик в сельском хозяйстве и, в частности, агролесоводства, считаю принципиально важным расширить данный пункт в Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года. Если у Вас возникнут вопросы по выше-озвученному предложению, пожалуйста обращайтесь. Как эксперт в области устойчивых практик, я буду рада дать пояснения, а также помочь с научным обоснованием агролесоводческих практик.

09/12 - 10:10

Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 (далее - СГП) доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу и утверждается Президентом РК. Порядок разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт определяется уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом по стратегическому планированию и Администрацией Президента Республики Казахстан (пункт 8 СГП). Так, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 3 сентября 2021 года № 83 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 7 сентября 2021 года № 24252) (далее – Правила), разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов СГП; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов СГП; 3) излагается кратко и четко. Таким образом более детальные мероприятия по декарбонизации отдельных секторов, а также более детальные и декомпозированные целевые индикаторы и мероприятия будут отражены в нижестоящих документах.

ЕСЕКИН БУЛАТ

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:21

1. Согласно последним решениям конференций РКИК ООН (КС-26, КС-27) стратегии углеродной нейтральности должны включать задачи и меры по сохранению экосистем и биоразнообразия- природной основы сохранения глобального климата на планете на протяжении миллионов лет! Сохранение экосистем, особенно водных экосистем (Арала, Каспия, др), является также особой- стратегической задачей для Казахстана, Секретариат РКИК и МГИК настоятельно рекомендуют всем странам в качестве приоритетных мер по митигации и адаптации выбирать решения, основанные на природных процессах. Однако настоящий проект не включает целей и мероприятий по сохранению экосистем. 2. Раздел по адаптации к изменению климата- неотъемлемая часть ОНУВ и Стратегий по клим. нейтральности и особенно важное направление для климатически уязвимого Казахстана, учитывая прогнозируемые опустынивание, сокращение урожайности, доступности питьевой водой и др. быстро нарастающие негативные процессы. Однако этот раздел в данном проекте декларативный - практически отсутствует! ПРООН по заказу МЭПР с участием международных экспертов подготовил подробные рекомендации по секторам и в целом: https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link 3. Сокращение выбросов в 15% не является амбициозным решением! Об этом свидетельствует международный рейтинг, к в котором Казахстан, в т.ч. по принятым обязательствам, занимает последние в мире места! Но РК может принять более сильные обязательства только за счет отказа от угля, который составляет более 50% выбросов и при этом обеспечивает менее 0,3% занятости. При этом выгоды от прекращения сжигания угля только в здравоохранении (в связи с грязным воздухом) превышают все потери в угольном секторе (оценка GIZ -Немецкое правительственное агентство по межд. развитию). 4. Согласно международным оценкам АЭС ("стабильный источник"?!), МСЗ (конфликтный проект) и биоэтанол (угроза продовольственной и экологической безопасности) и не являются климатическими решениями и в скором времени будут (вместе с продукцией, полученной на их основе) облагаться международными налогами, включая пограничные ЕС. 5. В документе крайне декларативно обозначены меры по поддержке развития ВИЭ для населения. Нынешняя политика по ВИЭ развивается только для крупных бизнеса и банков. Но необходимы сильная господдержка этого направления с ясными индикаторами, сроками и инвестициями! 6. Несмотря на приведенные в самом документе убедительные аргументы, что нужны ранние инвестиции (стр. 19), все основные меры и инвестиции отнесены за 2030: "При этом, инвестиционная потребность до 2030 года составляет $10 млрд. Остальные $600 млрд будут инвестированы до конца 2060 года"! Это означает растущие ущербы для экономики и людей, перекладывание ответственности и реальных мер с нынешнего правительства на будущее! 7. Цель стратегии: "достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году- это непонятный для профессионалов набор терминов! 8. Принципы также сформулированы неправильно ("циркулярная экономика" не сводится к «вторичным ресурсам и сокращению потребления"! Или принцип 7: "баланс между достижением цели и обеспечением экономической и др. безопасностей? Это неправильное понимание цели РКИК и Стратегии: Нужен не баланс, а приоритет цели по сохранению климата и биосферы - как основы и условия для социально-экономического развития и экологической безопасности - самой жизни на планете! 9. В целом данный документ не является стратегией, тк не содержит всех необходимых и минимальных для такого статуса необходимых элементов, включая конкретные и ясные действия, механизмы и ресурсы по всем направлениям и задачам. Все направления декларативны, совсем нет результатов, нет индикаторов

09/12 - 08:52

1.Стратегия выстроена по секторальному принципу, принятому в международной практике для учета выбросов парниковых газов (далее – ПГ) по источникам. Фокус Стратегии направлен именно на сектора, которые являются ключевыми для страны с точки зрения снижения выбросов ПГ. Как следствие, косвенными выгодами данных подходов будут улучшение состояния природных экосистем, повышения биоразнообразия, экологического состояния и здоровья населения. Однако необходимо отметить, что данные сферы не входят в сферу охваченных Стратегией секторов. Они будут рассмотрены на уровне обновляемой Концепции по переходу к зеленой экономики РК, после принятия рассматриваемой Стратегии. 2. Стратегия содержит раздел и подходы по адаптации к последствиям изменения климата, которые создают основы для осуществления мероприятий по снижению ущерба для уязвимых секторов от климатических рисков. Заложенные в Стратегии подходы по адаптации позволят дать импульс разработке региональным стратегиям адаптации к изменению климата и включить их в экономическое планирование регионов. При этом важнейшей задачей в данном направлении является налаживание сбора климатической информации и методологической оценке климатических рисков для разработки и реализации наиболее эффективных мероприятий по адаптации к последствиям изменения климата. Данные подходы должны начаться в кратчайшие сроки после принятия Стратегии. Детализация в части конкретных мер по адаптации (в т.ч. представленных по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link) будет осуществляться через нижестоящие документы. 3. Следует отметить, что одним из основных принципов реализации Стратегии является рациональность (сбалансированность) – сохранение баланса между достижением цели и обеспечением безопасности (экономической, энергетической, социальной) и стабильности, что важно в текущих мировых условиях (геополитическая напряженность, санкции, экономическая нестабильность, нарушение глобальных цепочек поставок, высокий уровень инфляции и др.). На сегодня в производстве электроэнергии и тепла угольная генерация сохраняет доминирующее положение, но для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет предусмотрено поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации. Резкий отказ от угольной генерации несет в себе угрозу энергетической безопасности страны. Для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации, с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива. В средне- и долгосрочной перспективе ожидается использование технологии УХУ для улавливания ПГ. В связи с чем, будет разработано видение по выведению из эксплуатации угольных мощностей с текущими сроками эксплуатации более 30 лет и внедрению технологии улавливания и хранения углерода для тех блоков, которые продолжат работу после 2035 года. При этом выводимым угольным мощностям будет предоставлено приоритетное право на реализацию зеленых проектов в области энергетики. 4. Касательно АЭС В настоящее время атом (наряду с газом) включены Европейской комиссией в список зеленых технологий (таксономию). В частности, ЕК определила их как «устойчивые» с точки зрения влияния на окружающую среду. В частности, выбросы парниковых газов от атомной энергетики на протяжении всего срока службы ниже выбросов от угля в 68 раз, от газа – в 41 раз, от солнечных установок – в 4 раза, от гидростанций – в 2 раза. Атомная энергетика имеет самую низкую материалоемкость по сравнению с другими видами «зеленой» энергетики. К примеру, металлоемкость для производства 1 МВт электроэнергии на АЭС в 13 раз меньше, чем у ветрогенерации. Все действующие АЭС в мире потенциально «сокращают» выбросы парниковых газов, объем которых сопоставим с уровнем их поглощения всем мировым лесным фондом. Если представить, что в мире произойдет полный отказ от атомной энергетики, то к 2040 году дополнительные выбросы углекислого газа в атмосферу могут составить 4 млрд. тонн. Международная практика показывает, что страны активно используют атомную энергетику. Доля выработки электроэнергии на АЭС в 12 странах превышает 30% (Франция – 70%, Украина – 53,9%, Словакия – 53,9%, Венгрия – 49,2%, Бельгия – 47,6%, Болгария – 37,5%, Финляндия – 34,7%, Южная Корея – 26,2%). Рост генерации электрической энергии от АЭС в мире прогнозируется в 1,8 раза к 2050 году (Международное агентство атомной энергетики). Польша (70% генерации электроэнергии на угле) заявила о своем намерении использовать АЭС как один из инструментов перехода к углеродной нейтральности. Касательно МСЗ В настоящей Стратегии отсутствует направления касательно сжигания отходов. Касательно биоэтанола На примере Европейского союза предусматривается определение количества/доли использования биоэтанола в транспортном секторе не приводящим к ухудшению ситуации в части экологической и продовольственной безопасности. Данная мера будет более детально проработана в рамках нижестоящих документов системы государственного планирования. 5. В настоящей Стратегии указано, что созданные условия для развития ВИЭ направлены на поддержку крупномасштабного производства электроэнергии из ВИЭ. Существующие механизмы поддержки маломасштабного производства электроэнергии из ВИЭ не функционируют в полную меру. При этом в Стратегии заложено, что будет проводиться стимулирование развития маломасштабных ВИЭ, будет оказана государственная поддержка в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования безуглеродных технологий и технологий с низким уровнем выбросов ПГ, будут разработаны механизмы стимулирования энергосбережения и внедрения низкоуглеродных и безуглеродных технологий. 6. Энергопереход подразумевает тщательную подготовку «платформы». В частности, требуется создание благоприятной законодательной и институциональной среды, создание и развитие необходимой финансовой и физической инфраструктуры. Реализация данных мероприятий требует временных ресурсов, так как только качественно выстроенная инфраструктура позволит механизмам энергоперехода работать «бесперебойно» и, в конечном счете, достичь поставленных целей. 7. В рамках доработки Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года была создана Рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов, отечественных и зарубежных экспертов, общественных и международных организации. В рамках деятельности Рабочей группы было проведено более 20 совещаний, что позволило собрать предложения и замечания по основным структурным частям Стратегии, проработать их. Так, в рамках деятельности Рабочей группы экспертным путем была определена цель Стратегии: достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году. Более того, поставленная цель является аналогичной стратегиям низкоуглеродного развития других стран (к примеру, Германия, Австралия, Канада, Китай, Франция, Норвегия и др.). 8. Конечная цель Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата – добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Следует подчеркнуть, что достижение углеродной нейтральности подразумевает масштабные преобразования экономического, технологического и социального характера, что требует закладывание основы для того, чтобы развитие страны было планомерным с устойчивым экономическим ростом и предусматривает необходимость выполнения перехода с первичным фокусом на максимальное нивелирование ущерба социально-экономическому развитию страны. Следовательно, принцип рациональности (сбалансированности) является существенным элементом реализации Стратегии. Касательно принципа «циркулярная экономика» Считаем, что эти аспекты «циркулярной» экономики являются ключевыми для снижения выбросов парниковых газов. 9. Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу. Также, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, от 3 сентября 2021 года № 83, разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов системы государственного планирования; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов системы государственного планирования; 3) излагается кратко и четко. Настоящая стратегия определяет общенациональные подходы, стратегический курс государственной политики по последовательной трансформации экономики для обеспечения благополучия, устойчивого экономического роста и справедливого социального прогресса, и принимается для обеспечения согласованности и координации государственных политик. Детализация в части развития экономики и других вопросов будет осуществляться через нижестоящие документы.

ЕСЕКИН БУЛАТ

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 18:21

1. Согласно последним решениям конференций РКИК ООН (КС-26, КС-27) стратегии углеродной нейтральности должны включать задачи и меры по сохранению экосистем и биоразнообразия- природной основы сохранения глобального климата на планете на протяжении миллионов лет! Сохранение экосистем, особенно водных экосистем (Арала, Каспия, др), является также особой- стратегической задачей для Казахстана, Секретариат РКИК и МГИК настоятельно рекомендуют всем странам в качестве приоритетных мер по митигации и адаптации выбирать решения, основанные на природных процессах. Однако настоящий проект не включает целей и мероприятий по сохранению экосистем. 2. Раздел по адаптации к изменению климата- неотъемлемая часть ОНУВ и Стратегий по клим. нейтральности и особенно важное направление для климатически уязвимого Казахстана, учитывая прогнозируемые опустынивание, сокращение урожайности, доступности питьевой водой и др. быстро нарастающие негативные процессы. Однако этот раздел в данном проекте декларативный - практически отсутствует! ПРООН по заказу МЭПР с участием международных экспертов подготовил подробные рекомендации по секторам и в целом: https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link 3. Сокращение выбросов в 15% не является амбициозным решением! Об этом свидетельствует международный рейтинг, к в котором Казахстан, в т.ч. по принятым обязательствам, занимает последние в мире места! Но РК может принять более сильные обязательства только за счет отказа от угля, который составляет более 50% выбросов и при этом обеспечивает менее 0,3% занятости. При этом выгоды от прекращения сжигания угля только в здравоохранении (в связи с грязным воздухом) превышают все потери в угольном секторе (оценка GIZ -Немецкое правительственное агентство по межд. развитию). 4. Согласно международным оценкам АЭС ("стабильный источник"?!), МСЗ (конфликтный проект) и биоэтанол (угроза продовольственной и экологической безопасности) и не являются климатическими решениями и в скором времени будут (вместе с продукцией, полученной на их основе) облагаться международными налогами, включая пограничные ЕС. 5. В документе крайне декларативно обозначены меры по поддержке развития ВИЭ для населения. Нынешняя политика по ВИЭ развивается только для крупных бизнеса и банков. Но необходимы сильная господдержка этого направления с ясными индикаторами, сроками и инвестициями! 6. Несмотря на приведенные в самом документе убедительные аргументы, что нужны ранние инвестиции (стр. 19), все основные меры и инвестиции отнесены за 2030: "При этом, инвестиционная потребность до 2030 года составляет $10 млрд. Остальные $600 млрд будут инвестированы до конца 2060 года"! Это означает растущие ущербы для экономики и людей, перекладывание ответственности и реальных мер с нынешнего правительства на будущее! 7. Цель стратегии: "достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году- это непонятный для профессионалов набор терминов! 8. Принципы также сформулированы неправильно ("циркулярная экономика" не сводится к «вторичным ресурсам и сокращению потребления"! Или принцип 7: "баланс между достижением цели и обеспечением экономической и др. безопасностей? Это неправильное понимание цели РКИК и Стратегии: Нужен не баланс, а приоритет цели по сохранению климата и биосферы - как основы и условия для социально-экономического развития и экологической безопасности - самой жизни на планете! 9. В целом данный документ не является стратегией, тк не содержит всех необходимых и минимальных для такого статуса необходимых элементов, включая конкретные и ясные действия, механизмы и ресурсы по всем направлениям и задачам. Все направления декларативны, совсем нет результатов, нет индикаторов

09/12 - 08:49

1.Стратегия выстроена по секторальному принципу, принятому в международной практике для учета выбросов парниковых газов (далее – ПГ) по источникам. Фокус Стратегии направлен именно на сектора, которые являются ключевыми для страны с точки зрения снижения выбросов ПГ. Как следствие, косвенными выгодами данных подходов будут улучшение состояния природных экосистем, повышения биоразнообразия, экологического состояния и здоровья населения. Однако необходимо отметить, что данные сферы не входят в сферу охваченных Стратегией секторов. Они будут рассмотрены на уровне обновляемой Концепции по переходу к зеленой экономики РК, после принятия рассматриваемой Стратегии. 2. Стратегия содержит раздел и подходы по адаптации к последствиям изменения климата, которые создают основы для осуществления мероприятий по снижению ущерба для уязвимых секторов от климатических рисков. Заложенные в Стратегии подходы по адаптации позволят дать импульс разработке региональным стратегиям адаптации к изменению климата и включить их в экономическое планирование регионов. При этом важнейшей задачей в данном направлении является налаживание сбора климатической информации и методологической оценке климатических рисков для разработки и реализации наиболее эффективных мероприятий по адаптации к последствиям изменения климата. Данные подходы должны начаться в кратчайшие сроки после принятия Стратегии. Детализация в части конкретных мер по адаптации (в т.ч. представленных по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1p5kwsICjIHhnDuYOXbsqa_Triw1VdSkI?usp=share_link) будет осуществляться через нижестоящие документы. 3. Следует отметить, что одним из основных принципов реализации Стратегии является рациональность (сбалансированность) – сохранение баланса между достижением цели и обеспечением безопасности (экономической, энергетической, социальной) и стабильности, что важно в текущих мировых условиях (геополитическая напряженность, санкции, экономическая нестабильность, нарушение глобальных цепочек поставок, высокий уровень инфляции и др.). На сегодня в производстве электроэнергии и тепла угольная генерация сохраняет доминирующее положение, но для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет предусмотрено поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации. Резкий отказ от угольной генерации несет в себе угрозу энергетической безопасности страны. Для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации, с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива. В средне- и долгосрочной перспективе ожидается использование технологии УХУ для улавливания ПГ. В связи с чем, будет разработано видение по выведению из эксплуатации угольных мощностей с текущими сроками эксплуатации более 30 лет и внедрению технологии улавливания и хранения углерода для тех блоков, которые продолжат работу после 2035 года. При этом выводимым угольным мощностям будет предоставлено приоритетное право на реализацию зеленых проектов в области энергетики. 4. Касательно АЭС В настоящее время атом (наряду с газом) включены Европейской комиссией в список зеленых технологий (таксономию). В частности, ЕК определила их как «устойчивые» с точки зрения влияния на окружающую среду. В частности, выбросы парниковых газов от атомной энергетики на протяжении всего срока службы ниже выбросов от угля в 68 раз, от газа – в 41 раз, от солнечных установок – в 4 раза, от гидростанций – в 2 раза. Атомная энергетика имеет самую низкую материалоемкость по сравнению с другими видами «зеленой» энергетики. К примеру, металлоемкость для производства 1 МВт электроэнергии на АЭС в 13 раз меньше, чем у ветрогенерации. Все действующие АЭС в мире потенциально «сокращают» выбросы парниковых газов, объем которых сопоставим с уровнем их поглощения всем мировым лесным фондом. Если представить, что в мире произойдет полный отказ от атомной энергетики, то к 2040 году дополнительные выбросы углекислого газа в атмосферу могут составить 4 млрд. тонн. Международная практика показывает, что страны активно используют атомную энергетику. Доля выработки электроэнергии на АЭС в 12 странах превышает 30% (Франция – 70%, Украина – 53,9%, Словакия – 53,9%, Венгрия – 49,2%, Бельгия – 47,6%, Болгария – 37,5%, Финляндия – 34,7%, Южная Корея – 26,2%). Рост генерации электрической энергии от АЭС в мире прогнозируется в 1,8 раза к 2050 году (Международное агентство атомной энергетики). Польша (70% генерации электроэнергии на угле) заявила о своем намерении использовать АЭС как один из инструментов перехода к углеродной нейтральности. Касательно МСЗ В настоящей Стратегии отсутствует направления касательно сжигания отходов. Касательно биоэтанола На примере Европейского союза предусматривается определение количества/доли использования биоэтанола в транспортном секторе не приводящим к ухудшению ситуации в части экологической и продовольственной безопасности. Данная мера будет более детально проработана в рамках нижестоящих документов системы государственного планирования. 5. В настоящей Стратегии указано, что созданные условия для развития ВИЭ направлены на поддержку крупномасштабного производства электроэнергии из ВИЭ. Существующие механизмы поддержки маломасштабного производства электроэнергии из ВИЭ не функционируют в полную меру. При этом в Стратегии заложено, что будет проводиться стимулирование развития маломасштабных ВИЭ, будет оказана государственная поддержка в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования безуглеродных технологий и технологий с низким уровнем выбросов ПГ, будут разработаны механизмы стимулирования энергосбережения и внедрения низкоуглеродных и безуглеродных технологий. 6. Энергопереход подразумевает тщательную подготовку «платформы». В частности, требуется создание благоприятной законодательной и институциональной среды, создание и развитие необходимой финансовой и физической инфраструктуры. Реализация данных мероприятий требует временных ресурсов, так как только качественно выстроенная инфраструктура позволит механизмам энергоперехода работать «бесперебойно» и, в конечном счете, достичь поставленных целей. 7. В рамках доработки Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года была создана Рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов, отечественных и зарубежных экспертов, общественных и международных организации. В рамках деятельности Рабочей группы было проведено более 20 совещаний, что позволило собрать предложения и замечания по основным структурным частям Стратегии, проработать их. Так, в рамках деятельности Рабочей группы экспертным путем была определена цель Стратегии: достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году. Более того, поставленная цель является аналогичной стратегиям низкоуглеродного развития других стран (к примеру, Германия, Австралия, Канада, Китай, Франция, Норвегия и др.). 8. Конечная цель Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата – добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе. Следует подчеркнуть, что достижение углеродной нейтральности подразумевает масштабные преобразования экономического, технологического и социального характера, что требует закладывание основы для того, чтобы развитие страны было планомерным с устойчивым экономическим ростом и предусматривает необходимость выполнения перехода с первичным фокусом на максимальное нивелирование ущерба социально-экономическому развитию страны. Следовательно, принцип рациональности (сбалансированности) является существенным элементом реализации Стратегии. Касательно принципа «циркулярная экономика» Считаем, что эти аспекты «циркулярной» экономики являются ключевыми для снижения выбросов парниковых газов. 9. Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу. Также, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, от 3 сентября 2021 года № 83, разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов системы государственного планирования; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов системы государственного планирования; 3) излагается кратко и четко. Настоящая стратегия определяет общенациональные подходы, стратегический курс государственной политики по последовательной трансформации экономики для обеспечения благополучия, устойчивого экономического роста и справедливого социального прогресса, и принимается для обеспечения согласованности и координации государственных политик. Детализация в части развития экономики и других вопросов будет осуществляться через нижестоящие документы.

КАЛМЫКОВ ДМИТРИЙ

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 17:18

К сожалению, новый проект приведет к тому, что Казахстан будет повторять ошибки других стран, а не избегать их. Ключевой такой ошибкой является декларация цели снижения выбросов в общем по экономике без распределения ответственности. Поскольку в проекте отсутствуют конкретно сформулированные задачи по снижению выбросов в разрезе по секторам экономики, стратегия не сможет стать основой, даже частичной, для формирования секторальных политик и целей. Отсутствие секторальных целей подвергает риску успех в достижении общей цели снижения выбросов по всей экономике, поскольку потенциал снижения сильно различается по секторам: быстро растущие сектора (как, например, сельское хозяйство) будут увеличивать выбросы и «обвиняться» в срыве государственных стратегических целей, тогда как сектора, где существенное снижение выбросов возможно достичь наименее затратным образом (энергетика, ЖКХ), будут существенно замедлять деятельность по снижению выбросов или даже продолжать бизнес как обычно. В результате, стратегические цели по снижению выбросов достигнуты не будут.

09/12 - 08:40

Стратегия выстроена по секторальному принципу, принятому в международной практике для учета выбросов парниковых газов по источникам. Фокус Стратегии направлен на такие сектора экономики, как энергетика, промышленность, сельское и лесное хозяйство, управление отходами. Данные сектора являются ключевыми для страны с точки зрения снижения выбросов парниковых газов. Согласно секторальному подходу достижение Казахстаном углеродной нейтральности является амбициозной задачей, которая будет достигнута через реализацию инициатив по 3-м ключевым направлениям: 1. декарбонизация отраслей и процессов, связанных с ископаемым топливом; 2. декарбонизация отраслей и процессов, не связанных с ископаемым топливом; 3. наращивание природных источников поглощения выбросов и внедрение промышленных решений улавливания, использования и длительного хранение / депонирования углерода. В каждом из рассматриваемых секторов определены основные подходы декарбонизации. Более того, секторальное видение усилено кросс-секторальными подходами, предусматривающими реализацию направлений: ‒ введение мер финансовой и налоговой политики, стимулирующих снижение выбросов ПГ в углеродоемких отраслях экономики; ‒ оказание государственной поддержки в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования безуглеродных технологий и технологий с низким уровнем выбросов ПГ; ‒ изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики с учетом вызовов развития с низким уровнем выбросов ПГ; ‒ учет последствий для изменения баланса ПГ при осуществлении бюджетных расходов и инвестиций; ‒ принятие и реализация отраслевых и региональных планов по снижению выбросов; ‒ применение стимулов по использованию вторичных энергетических ресурсов в производстве товаров и по поддержке и распространению технологий улавливания, захоронения и дальнейшего использования ПГ; ‒ разработка механизмов стимулирования энергосбережения и внедрения низкоуглеродных и безуглеродных технологий; ‒ развитие национального научного и инженерного потенциала; ‒ развитие системы «белых» и «зеленых» сертификатов, системы публичной нефинансовой отчетности компаний и нормативной правовой базы. Необходимо отметить, что горизонт планирования Стратегии охватывает временной период до 2060 года, что поднимает вопрос о диапазоне неопределенности в будущем. Однако поставленная цель достижения углеродной нейтральности позволит проводить планомерную работу по достижению цели и при появлении новых научно-технических разработок, своевременно вводить их в технологическую структуру экономики страны. Для этого необходимо в первую очередь принять Стратегию и начать реализацию политики низкоуглеродного развития. Таким образом, выбранный подход позволить проводить комплексную и взаимосвязанную политику в выбранных секторах, что, в конечном счете, положительно отразится на достижении поставленных целей.

ИГНАТОВИЧ ИРИНА

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 16:15

Проект стратегии предусматривает минимальное снижение выбросов до 2030 года и последующее сокращение в сравнительно одинаковых объемах за три десятилетия: 2030-2040, 2040-2050, 2050-2060. Таким образом не учитывается, что снижение последних 10%-15% общих выбросов – это самая дорогая и трудная задача. То есть на последнее десятилетие планируемого временного горизонта оставляется самая сложная работа, большую часть которой можно было бы распределить на период между 2023 и 2050 годами, а не обременять экономику в один узкий период. Моделирование, которое подтверждало бы, что экономика может справиться с данным бременем не проводилось, поэтому предполагаемая динамика не только остается неэффективной, но и не отвечает условиям «справедливой трансформации» (бремя перекладывается на будущие поколения) и является сомнительной по реализации в целом. Данный проект стратегии опустит Казахстан значительно ниже возможного потенциала по формированию политики низкоуглеродного и устойчивого развития и международной инвестиционной привлекательности. Необходимо дополнить декларативную суть документа целевыми показателями, распределением ответственности по снижению выбросов между секторами и справедливым распределением бремени по снижению выбросов между поколениями казахстанцев.

09/12 - 08:29

Прогнозируемая траектория снижения выбросов была рассчитана на основе комплекса сложных оптимизационных моделей с использованием линейного программирования для создания энергосистемы с наименьшими затратами, оптимизированной в соответствии с рядом ограничений на долгосрочные временные горизонты. Результатом модели выступает оптимальное сочетание технологий и видов топлива в каждый период вместе с соответствующими выбросами для удовлетворения спроса на энергию на уровне экономики. Поэтому уровни выбросов, которые отражены в Стратегии, являются оптимальными с учетом всех возможностей и ограничений. Что же касается дороговизны и трудности снижения «последних» выбросов, то они таковыми являются с точки зрения тех знаний, которые нам доступны на сегодняшний день. Однако развитие технологии не стоит на месте, уже сегодня вкладываются большой объем инвестиции в НИОКР в области новых решений по снижению выбросов и в горизонте будущих 40 лет они вполне могут стать экономически целесообразными. Приведем лишь пример того, что буквально два десятилетия назад солнечная энергия была в 99 раз дороже, чем сейчас. Поэтому, считаем, что в горизонте до 2060 года будет наблюдаться быстрое развитие технологий и их зрелости, что сокращение «последних» выбросов будут экономически целесообразными.

МАЛИКОВА АЙГУЛЬ

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 16:11

Новый проект Стратегии, к сожалению, не является доработкой предыдущего проекта (Доктрина 2021), которая предполагала бы корректировку отдельных целевых показателей и формулировок. Вопреки ожиданиям, представленный здесь проект был существенно сокращен (на 40%), из него опущены ключевые и, на наш взгляд, решающие позиции. Таким образом, сама суть ранее предусмотренной стратегии подверглась радикальным изменениям. Разработанный в 2021 году проект Стратегии заслуживал позитивного отзыва. Представленный здесь проект заслуживает негативного отзыва. Кроме оставшихся декларативных формулировок, из проекта удалены важные целевые индикаторы и инструментарий достижения заявленных целей, поэтому непонятна его потребность и дальнейшая роль в снижении выбросов в Казахстане. Представленный проект Стратегии не обеспечит достижение заявленных Казахстаном целей снижения выбросов парниковых газов, достижения углеродной нейтральности.

09/12 - 08:26

Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 (далее - СГП) доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу и утверждается Президентом РК. Порядок разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт определяется уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом по стратегическому планированию и Администрацией Президента Республики Казахстан (пункт 8 СГП). Так, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 3 сентября 2021 года № 83 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 7 сентября 2021 года № 24252) (далее – Правила), разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов СГП; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов СГП; 3) излагается кратко и четко. Таким образом, более детальные мероприятия по декарбонизации отдельных секторов, а также более детальные и декомпозированные целевые индикаторы будут отражены в нижестоящих документах системы государственного планирования.

МОГИЛЮК СВЕТЛАНА (Член Общественного совета)

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 08/12 - 16:41

Документ очень слабый так как не содержит четких целевых показателей и многие важные меры упущены. Направляем свои замечания и предложения в следующем виде: 1. В Стратегии достижения углеродной нейтральности отсутствуют цели по секторам экономики. Есть только валовые национальные цели по выбросам, улавливанию и поглощению ПГ. Такой подход не позволит эффективно оценивать достижения целей по отдельным секторам деятельности. 2. Меры по сокращению использования угля необходимо внедрять не позднее 30 года, иначе потребуется гораздо больше инвестиций, сначала на восстановление угольных генераций и потом на введение новых генераций без угля. 3. Основной мерой для поглощения предлагается посадка искусственных лесов – в частности, в стратегии речь идёт о посадке двух миллиардов деревьев в период с 2020 по 2025 годы. Это является очень неустойчивой мерой в условиях Казахстана. Крайняя засушливость климата, что будет только усугубляться в связи с текущими климатическими изменениями, требует больших затрат водных ресурсов на выращивание и поддержание жизнеспособности зеленых насаждений. Гораздо более эффективным подходом является сохранение естественных экосистем, что будет основной не только для смягчения последствий изменения климата, но и адаптацией к ним. 4. Блок по адаптации к изменению климата, которая должна являться неотъемлемой частью определяемых на национальном уровне вкладов и стратегий низкоуглеродного развития , представлен в данной стратегии крайне слабо. В частности, в нем предусмотрены только «разработка методологий сбора данных по ущербу от последствий изменения климата для дальнейшего анализа и принятий решений по адаптационным мерам» и «разработка методологий учета климатических рисков в макроэкономическом прогнозировании экономики в целом и по секторам краткосрочном и среднесрочных периода». Мы считаем необходимым в рамках разработки Стратегии провести инвентаризацию многочисленных исследований по возможностям адаптации экономики Казахстана к изменению климата и внести в планируемые мероприятия конкретные меры по адаптации водного, сельскохозяйственного и других секторов. 5. Мы ставим под сомнение эффективность предлагаемой в Стратегии меры по стимулированию энергосбережения через поднятие тарифов с частичной компенсацией для населения с низким уровнем доходов. В качестве более эффективной меры, которая будет работать не только на смягчение, но и адаптацию, Экофорум Казахстана вносит предложение о создании условий для развития децентрализованных систем электроснабжения с использованием ВИЭ и локальных систем тепло-, водо- и канализационного снабжения на основе новых зеленых технологий. Такие системы могут развиваться с участием населения и МСБ при государственной поддержке в форме льгот и субсидий. 6. Среди подходов по декарбонизации сектора управления отходами запланирована «рекуперация энергии». Мы хотим обратить внимание МНЭ на то, что ни в международной практике, ни согласно Экологическому кодексу РК энергетическая утилизация отходов не является устойчивым подходом к управлению отходами. Статья 329 ЭК РК определяет предотвращение образования отходов, подготовку отходов к повторному использованию и переработку как наиболее устойчивые. Тогда как меры по переработке отходов нашли отражение в данной стратегии, меры по предотвращению образования отходов отсутствуют. Экофорум Казахстана считает, что в Стратегию необходимо включить проведение информационно-образовательной работы с различными группами населения по предотвращению образования отходов. 7. В проекте Стратегии поставлены необоснованные задачи по наращиванию ГЭС. Увеличить в 2,5 раз выработку ГЭС в Казахстане за оставшиеся до 2030 года 8 лет совершенно нереальная задача, а также гибельно для водных экосистем страны. В условиях растущих засух и непредсказуемых флуктуаций климата это также губительно и для энергосистем. Необходимо также иметь в виду, что разработка проектов ГЭС, получение финансирования и проведение экспертиз требует существенно больше чем 10 лет. Это направление, помимо прочего, существенно дороже, чем достижение того же результата иными, более дешевыми и безопасными способами. https://www.transrivers.org/2022/3695/ Вместо такого предложения в СНУР необходимо предложить использование существующих маневренных мощностей, в том числе ГЭС, для поддержки и развития ВИЭ. 8. В отношении предложений по развитию в Казахстане АЭС позиция РКИК ООН и Парижского соглашения уже сформирована: АЭС не являются климатическим решением! Достаточно привести тот факт, что представители атомной энергии не были даже допущены на переговоры по изменению климата в Глазго. Многочисленными и международными авторитетными институтами также доказано, что энергия АЭС намного дороже чем энергосбережение и ВИЭ, значительно увеличивает риски для экономики, здоровья людей и перекладывает затраты на их строительство, а также растущие расходы на хранение радиоактивных отходов на будущие поколения. Такое предложение в Стратегии является политически ошибочным, обременительным для населения страны, существенно снижает национальную безопасность и показывает зависимость нашей страны от военного и атомного лобби. 9. Для расширения частного софинансирования проектов коммерциализации и прикладных научных исследований в области низкоуглеродного развития и зеленой экономики следует эффективнее использовать обязанность природопользователей направлять определенный объем средств (да, следует увеличить от 1 % до 3-4%) на исследования, привлекая ученных в регионах Казахстана для разработки именно местных мер по метигации и адаптации. 10. Недостаточно мер по образованию и вовлечению населения. В системе образования необходимо устранить имеющиеся существенные пробелы в охвате тем устойчивого развития, обеспечить подготовку специалистов по узким направлениям (климатическая политика, экономика окружающей среды, устойчивое проектирование, адаптация к изменению климата). Работа по широкому внедрению курсов по экологическим и социальным вопросам, включая низкоуглеродное развитие, в учебные планы как вузов, так и средних школ должна быть продолжена и усилена. Среди прочего, необходимы мероприятия по информационному обеспечению деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности в сфере ЖКХ, чтобы стимулировать не только частное энергосбережение, но и участие собственников в модернизации общедомовых инженерных систем, установке общедомовых приборов учета и других мерах по общему повышению энергоэффективности зданий. Международное сотрудничество в области исследований, инноваций и образования также является важным шагом на пути к углеродной нейтральности.

09/12 - 08:37

Стратегия достижения углеродной нейтральности была разработана с участием широкого круга заинтересованных лиц, что позволило выработать документ, который нацелен на исполнение заявлений высокого уровня, сделанные Главой Государства в разное время по экологическим проблемам и вопросам изменения климата. В данной работе приняли участие более сотни представителей различных экспертных и научных организаций как международных так и отечественных. В работе также принимали участие представители государственных органов, ответственных за развитие секторов и экономики страны, представители неправительственных организаций и общественные деятели РК. 1. Стратегией заложены ключевые цели по снижению выбросов ПГ в долгосрочной перспективе и разработанные подходы, видение развития секторов и принципы реализации позволят достигнуть заявленной цели. Надо отметить, что горизонт Стратегии охватывает большой временной период до 2060 года, что поднимает вопрос о диапазоне неопределенности в будущем. Стратегия содержит видение и подходы по декарбонизации в секторальной разбивке. Количественные цели должны быть выработаны на основе принятой Стратегии с участием широкого круга заинтересованных сторон со стороны соответствующих отраслей. Представленные в Стратегии валовые национальные цели по выбросам, улавливанию и поглощению ПГ позволяют установить конкретные рамки, в рамках которых необходимо продолжить работу по секторальным целям. 2. Вопрос сокращения использования угля был многократно рассмотрен во время работы над Стратегией с широким участием экспертного сообщества и других заинтересованных лиц. Было выработано видение, в рамках которого будет проводиться планомерная работа по постепенному сокращению использования угля, при этом во главу угла будет ставиться социальное самочувствие населения и вопросы поддержки социально-уязвимых слоев населения. При существующем положении с различным уровнем доступа к природному газу, стабильностью магистральных и распределительных сетей электроэнергии и других технических проблем невозможно быстро сокращать использование угля. Поэтому данное направление будет проводиться постепенно с наращиванием возможностей по увеличению альтернативных и возобновляемых источников энергии. 3. Неустойчивость меры по посадке лесов в условиях Казахстана поднималась во время обсуждений, однако, не было представлено обоснованных качественных и количественных доказательств этого. В то же время, было поддержано, что данная мера является одним из наименее затратных, в части снижения выбросов ПГ путем поглощения. При этом отмечается, что необходимо реализовывать данное мероприятие с учетом климатических условий, то есть подбором засухоустойчивых пород лесов, налаживанием надежной системы по уходу за лесами. В дополнение, надо отметить, что данная мера будет содействовать повышению доходов населения через создание возможностей для открытия новых предприятий. Как результат будет увеличиваться занятость населения. Существует неопределённость последствий изменения климата в стране, так как не до конца изучены все неявные эффекты, поэтому невозможно говорить об усугублении природных условий на территории Казахстана. При этом Стратегия не содержит подходов, направленных на ухудшение естественных экосистем. 4. Стратегия содержит раздел по адаптации, которая содержит подходы, позволяющие создать необходимые основы для разработки дальнейших детальных и конкретных адаптационных мер. Для того чтобы расписать адаптацию детально по секторам и сквозных подходах, необходимо провести комплексный анализ, в то время, как показал предварительный анализ по оценке влияния адаптационных мер на экономическое развитие, у нас в РК недостаточно налажен сбор необходимых данных для такой работы. Надо отметить, что были проанализированы исследования по возможностям адаптации экономики Казахстана к изменению климата. Количество таких исследований ограничено, в особенности, исследования с количественными оценками. Поэтому, данная Стратегия закладывает основы для того чтобы были созданы базы данных и далее разработаны детальные адаптационные меры с детальной экономической оценкой. 5. Эффективность мер по стимулированию энергосбережения подтверждена международной практикой и многочисленными исследованиями. Низкие тарифы не позволяют окупить затраты на мероприятия энергосбережения. При этом от низких тарифов, в первую очередь выигрывают состоятельные слои населения в силу большего потребления энергоресурсов. Более эффективным является мероприятия по поддержке социально-уязвимых слоев населения. Поэтому планомерное постепенное повышение тарифов с одновременной поддержкой социально-уязвимых слоев населения позволит стимулировать энергосбережение и, как результат снизить потребление энергоресурсов. Другим результатом будет снижение расходов населения, через снижение потребления энергоресурсов, несмотря на увеличение тарифов. Стратегия содержит подходы, направленные на децентрализацию системы электро- и теплоснабжения с использованием альтернативных и возобновляемых источников энергии. Закладываются основы для реализации таких подходов с участием населения и государственной поддержки в различных формах. 6. Стратегия не содержит планов по «рекуперации энергии» и мер по энергетической утилизации отходов. В Стратегии отражается, что одним из основными шагов по декарбонизации системы управления отходами будет выступать «сокращение объемов образования отходов», которое содержит в себе предотвращение их образования. Стратегия содержит соответствующие разделы, которые содержат необходимость изменения общественного сознания, в рамках которого возможно реализовывать проведение информационно-образовательной работы с различными группами населения по предотвращению образования отходов. 7. Текущая версия Стратегии не содержит количественные показатели по выработке от ГЭС. Поэтому, просим использовать версию, представленную на портале «Открытые НПА» для внесения комментариев. 8. Согласно зеленой таксономии Европейского союза АЭС является технологией, которая не имеет выбросов ПГ. Согласно отчетам по приведенной стоимости, стоимость ВИЭ ниже чем от АЭС до того момента, когда не используется устройства хранения электроэнергии. Если же брать в учет устройства хранения, то стоимость электроэнергии становится значительно выше чем от АЭС. Грамотная эксплуатация АЭС нивелирует риски, связанные с её эксплуатацией. Это было уже доказано успешной работой БН-350 в городе Актау в течении 25 лет. При этом используемая технология в городе Актау (реактор на быстрых нейтронах) является самой сложной из имеющихся видов технологий. При эксплуатации АЭС в атмосферу не выбрасываются загрязняющие вещества, которые негативно влияют на здоровье населения. Более того, использование угольной генерации, при одинаковой мощности, имеет намного большие уровни радиоактивных веществ, которые содержаться в угле. С экономической точки зрения, АЭС также более предпочтительней ВИЭ, так как влияет на развитие таких отраслей как медицина, пищевая промышленность, сельское хозяйство, материаловедение и многие другие. АЭС создает возможности для проведения широкого круга НИОКР, которые создают возможности для новых видов деятельности. Таким образом, являясь более дешевым видом энергии, АЭС также создает добавочный продукт через смежные отрасли, что не учитывается при расчете приведенных стоимостей электроэнергии. Также необходимо добавить, что Казахстан является лидером в области производства уранового топлива, что положительно влияет на снижение стоимости энергии от АЭС. Необходимо отметить, что радиоактивные отходы на самом деле являются не отходами, а ценным источником химических элементов для будущих поколений. В данный момент, по всему миру ведутся научные разработки, которые позволят использовать радиоактивные отходы в будущем для целей экономического развития. По поводу военного и атомного лобби, не имеются достаточных основании предполагать возникновение данного положения в будущем. 9.Данное направление уже имеется, и меры по эффективности использования данных средств не входит в фокус Стратегии. 10. Стратегия содержит все необходимые основы для предлагаемых мер в пункте 10. Необходимо принятие Стратегии для запуска реализации низкоуглеродных инициатив и мер.

БАЙКУБЕНОВА ЗАЙДА (Член Экспертного совета)

О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О... посмотреть текст 07/12 - 17:52

Еуразиялық өнеркәсіптік Ассоциациясы «Қазақстан Республикасының 2060 жылға дейін көміртегі бейтараптығына қол жеткізу стратегиясын бекiту туралы» Қазақстан Республикасының Президенті Жарлығының жобасы туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің қаулы жобасын қарап, салыстырмалы кесте (қосымша берілген) түрінде баяндалған ескертулер мен ұсыныстарды жолдайды. Евразийская промышленная Ассоциация, рассмотрев проект постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года», направляет замечания и предложения, изложенные в виде сравнительной таблицы (прилагается).


Прикреплённые файлы:     2930 МНЭ.pdf

09/12 - 08:56

На исх. №20-1832 от 7 декабря 2022 года На Ваше письмо с экспертным заключением, направленным 7 декабря 2022 года, предоставляем ответ с разбивкой по пунктам. Пункт 1. Действующая формулировка не противоречит предлагаемой формулировке и несет аналогичный смысл. Пункт 2. Приведенные цифровые значения были отработаны с АО «Жасыл даму», которая занимается расчетами выбросов и поглощения парниковых газов в РК и составляет Государственный кадастр ПГ. Данный абзац Стратегии не относится к производству электрической и тепловой энергии, которые учитываются в подкатегории 1.А.1.а. Выбросы от сектора добычи в кадастре охватывают не только подкатегорию 1.В. «Летучие выбросы», но и подкатегорию 1.А.1.с «Производство твердого топлива и другие отрасли энергетики». Общие суммарные выбросы от этих подкатегории составляет 16,6% всех выбросов ПГ или 58,3 млн. тонн СО2-эквивалент. Словосочетания «из них 8,1 п.п» и «из них 6,7 п.п» относятся к цифре 16,6%. То есть из 16,6 п.п. 8,1 п.п приходится на «Летучие эмиссии» и 6.7 п.п на летучие выбросы от угля. Надо отметить что фраза «производство первичной энергии (сектор добычи)» является устоявшим словосочетанием, используемым в экспертном сообществе, занимающимся топливно-энергетическим балансов и выбросами ПГ. Поэтому эта фраза не требует уточнения, так как явно указывает на сектора, которые связанные с добычей и производством топлива в первичном натуральном виде. Дополнительно сообщаем, что электроэнергия и теплоэнергия относятся к вторичным видам энергии. Пункт 3. Приведенные цифры в Стратегии соответствуют топливно-энергетическому балансу РК за 2020 год, которая составляется на основе «Методики по формированию топливно-энергетического баланса и расчету отдельных статистических показателей, характеризующих отрасль энергетики. 11.08.2016 №160». Данная Методика относится к общегосударственным статистическим наблюдениям, утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» (далее – Закон). Методика применяется органами статистики при формировании топливно-энергетического баланса и расчете отдельных статистических показателей, характеризующих отрасль энергетики, в соответствии с международными стандартами, рекомендациями Евростата, Международного Энергетического Агентства и других международных организаций в сфере статистики энергетики. Топливно-энергетический баланс РК и методика доступны на официальном сайте Бюро национальной статистики АСПиР РК для ознакомления. Фраза «в структуре использованных внутри страны ТЭР» означает топливно-энергетические ресурсы. В Стратегии, опубликованной на портале «Открытые НПА» данная фраза приведена как «В структуре использованных внутри страны топливно-энергетических ресурсов», то есть аббревиатура приведена в расшифрованном виде. Данные топливно-энергетические ресурсы являются энергоресурсами, включающими все виды энергии (в том числе и ВИЭ), которые используются внутри страны для функционирования экономики РК. Так как в Стратегии используется официальные цифры статистики, то доли угля, природного газа по различным срезам рассчитаны согласно официального топливно-энергетического баланса РК. Пункт 4. Как было упомянуто в предыдущем пункте, приведенные цифры в Стратегии соответствуют официальному топливно-энергетическому балансу РК за 2020 год. Цифровое значение по доли промышленности в выбросах ПГ уточнена в тексте согласно комментарию на значение 13,5%. Пункт 5. В рамках доработки Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года была создана Рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов, отечественных и зарубежных экспертов, общественных и международных организации. В рамках деятельности Рабочей группы было проведено более 20 совещаний, что позволило собрать предложения и замечания по основным структурным частям Стратегии, проработать их. Так, в рамках деятельности Рабочей группы экспертным путем была определена цель Стратегии: достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году. Более того, поставленная цель является аналогичной стратегиям низкоуглеродного развития других стран (к примеру, Германия, Австралия, Канада, Китай, Франция, Норвегия и др.). Пункт 6. «Таблица 2. Целевые индикаторы по выбросам, улавливанию и поглощению ПГ» составлена согласно международной практики отчетности и представления выбросов ПГ, где нетто-выбросы ПГ и выбросы ПГ (без учета ЗИЗЛХ) отличаются на величину поглощения. При этом выбросы, улавливаемые различными процессами уже входят в выбросы ПГ (без учета ЗИЗЛХ). В рамках доработки Стратегии достижения углеродной нейтральности использовались расчеты, проведенные в процессе расчетов выбросов ПГ от процессов поглощения с учетом всех комментариев, полученных от национальных экспертов в рамках ряда консультации. Поэтому величина поглощения рассчитана на основе реально существующего потенциала, при принятии необходимых мер для этого. При расчетах не использовались необоснованные предпосылки и идеи разработчиков, неподкрепленные детальным анализом достижимости. Пункт 7. См. ниже Пункт 8. Формулировка будет расширена следующим образом: «Переход к использованию водорода, биотоплива и синтетических низкоуглеродных видов топлива». Пункт 9. Предусматривается следующая формулировка: «В связи с ростом доли выработки электроэнергии на ВИЭ и альтернативных источниках необходим дополнительный ввод маневренных источников генерации. В этой связи, будет разработано долгосрочное видение по развитию солнечной и ветряной генерации». Пункт 10. Данные предложения о необходимости проведения гармонизации законодательства должны быть проработаны в процессе реализации Стратегии уполномоченным органом, отвечающим за политику в области загрязнения атмосферного воздух, в области сокращения ПГ и внедрения НДТ. Пункты 7, 11, 12, 13. Согласно пункту 7 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790 доктрина (стратегия) – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов, видения и подходов к развитию по определенному вопросу. Также, согласно пункту 5 Правил разработки доктрин (стратегий), государственных программ, комплексных планов, дорожных карт, от 3 сентября 2021 года № 83, разработка проекта доктрины (стратегии) осуществляется с учетом следующих требований: 1) направлена на реализацию документов системы государственного планирования; 2) содержит цели и принципы, обеспечивающие достижение целей вышестоящих документов системы государственного планирования; 3) излагается кратко и четко. При этом, предлагаемые корректировки/дополнения в текст Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан носят точечный характер (пункт 11, 12, 13) и, следовательно, должны быть отражены в нижестоящих документах. Кроме того, в Стратегии имеется пункт 3.3.1.5. «Кросс-секторальное видение по низкоуглеродному развитию», в котором отражены/охвачены все основные направления/мероприятия по поддержке, как бизнеса, так и населения. Например, предусматривается, что:  будет оказана государственная поддержка в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования безуглеродных технологий и технологий с низким уровнем выбросов ПГ;  буду изменены налоговые, таможенные и бюджетные политики с учетом вызовов развития с низким уровнем выбросов ПГ и учет последствия для изменения баланса ПГ при осуществлении бюджетных расходов и инвестиций;  будут приняты и реализованы отраслевые и региональные планы по снижению выбросов. Будут установлены отраслевые цели по переходу на развитие с низким уровнем выбросов ПГ и повышение энергетической и экологической эффективности в секторах экономики;  будут применены стимулы по использованию вторичных энергетических ресурсов в производстве товаров и по поддержке и распространению технологий улавливания, захоронения и дальнейшего использования ПГ;  будут разработаны механизмы стимулирования энергосбережения и внедрения низкоуглеродных и безуглеродных технологий;  и др.