О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан
Краткое содержание: О противодействии торговле людьми в Республике КазахстанСтатус: Архив
Версия проекта: Версия 5 ( Версия 4 , Версия 3 , Версия 2 , Версия 1 )
Тип НПА: Проект Закона Дата создания: 01/12/2022 00:00:00 Публичное обсуждение до: 23/12/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 23/12/2022 15:20:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 23/12/2022 18:30:00
Проект
Закон Республики Казахстан
«О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан»
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия торговле людьми и направлен на реализацию государственной политики Республики Казахстан в указанной области.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- жертва торговли людьми – физическое лицо, идентифицированное как жертва торговли людьми независимо от наличия факта досудебного расследования по данному поводу, а равно лицо, признанное в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан потерпевшим от преступлений, связанных с торговлей людьми; - потенциальная жертва торговли людьми – физическое лицо, находящееся в уязвимом положении, создающем условия к совершению в отношении него преступлений, связанных с торговлей людьми;
- уязвимое положение – это состояние, в котором лицо находится и может стать объектом насилия или эксплуатации, вследствие материальной, психологической или иной зависимости, несовершеннолетнего или престарелого возраста, сиротства или безнадзорности несовершеннолетнего, беременности, инвалидности, психического и иного заболевания, злоупотребления наркотическими, алкогольными или психотропными веществами, безработицы, недокументированности, бездомности, а также неурегулированного миграционного статуса;
4) предполагаемая жертва торговли людьми – физическое лицо, выявленное как возможная жертва торговли людьми, либо заявившее о себе в качестве жертвы торговли людьми, до прохождения идентификации в качестве жертвы торговли людьми;
5) идентификация жертвы торговли людьми – установленная законодательством Республики Казахстан процедура признания лица жертвой торговли людьми;
6) порядок перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи – совместная деятельность государственных органов и некоммерческих организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту жертв торговли людьми, обеспечение прав человека в отношении жертв торговли людьми, а также потенциальных и предполагаемых жертв торговли людьми;
7) государственная политика в сфере противодействия торговле людьми – деятельность уполномоченных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления по созданию, развитию и реализации системы противодействия торговле людьми в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;
8) субъекты противодействия торговле людьми – уполномоченные органы, другие государственные органы, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, негосударственные коммерческие юридические лица, международные организации, аккредитованные на территории Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции противодействие торговле людьми, а также физические лица;
9) уполномоченные органы – Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции координацию деятельности субъектов противодействия торговле людьми;
10) торговля людьми – купля-продажа или совершение иных сделок в отношении лица, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение, а также совершение иных деяний
в целях эксплуатации;
11) торговля несовершеннолетними – купля-продажа или совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации;
12) эксплуатация человека:
использование виновным принудительного труда, то есть любой работы или службы, требуемой от лица путем применения насилия или угрозы его применения, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, и других форм принуждения, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
использование виновным занятия проституцией другим лицом или иных оказываемых им услуг путем применения насилия или угрозы его применения, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, и других форм принуждения, в целях присвоения полученных доходов, а равно принуждение лица к оказанию услуг сексуального характера без преследования виновным этой цели;
принуждение лица путем применения насилия или угрозы его применения, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, и других форм принуждения к занятию попрошайничеством, то есть к совершению антиобщественного деяния, связанного с выпрашиванием у других лиц денег и (или) иного имущества;
иные действия, связанные с осуществлением виновным полномочий собственника в отношении лица, которое по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ и (или) услуг для виновного и (или) другого лица;
13) преступления, связанные с торговлей людьми – деяния, предусмотренные статьями 116, 125 (пунктом 2) части третьей), 126 (пунктом 2) части третьей), 128, 134, 135, 308, 309 Уголовного кодекса Республики Казахстан;
14) меры предупреждения – совокупность организационных, правовых, исследовательских, просветительских, информационных, социальных и экономических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих торговле людьми;
15) противодействие торговле людьми – деятельность субъектов противодействия торговле людьми по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми, а также оказанию помощи жертвам торговли людьми, защите и обеспечению их прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Казахстан, кандасов, а также постоянно либо временно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии торговле людьми
1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии торговле людьми основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Порядок и условия действия международного договора определяются законодательством Республики Казахстан.
Статья 4. Основные принципы противодействия торговле людьми
1. Противодействие торговли людьми основывается на следующих основных принципах:
1) законности;
2) приоритета обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) гласности;
4) приоритета предупредительных мер;
5) комплексности, системности, непрерывности противодействия торговле людьми совместными усилиями всех субъектов противодействия торговли людьми;
6) определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности;
7) неотвратимости наказания за совершение преступлений, связанных
с торговлей людьми;
8) недопустимости дискриминации жертв торговли людьми, обеспечения их безопасности и оказания им помощи.
Жертвы торговли людьми не могут подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного
и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения
к религии, убеждений, места жительства, гражданства, иммиграционного статуса или по любым иным обстоятельствам.
9) обеспечения подхода, ориентированного на права жертв торговли людьми, включая потребности, благополучие и безопасность при оказании им помощи в соответствии со стандартом, установленным законодательством Республики Казахстан и во время уголовного процесса.
Жертвы торговли людьми подлежат защите от дальнейшей эксплуатации и ущерба и имеют право на доступ к специальным социальным услугам независимо от их способности или желания сотрудничать с правоохранительными органами.
10) недопустимости выдворения за пределы Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан;
11) обеспечения гендерно-чувствительного подхода в реализации программ по противодействию торговле людьми;
12) обеспечения конфиденциальности информации, относящейся к жертвам торговли людьми, всеми субъектами противодействия торговле людьми.
Защита права на личную жизнь жертв торговли людьми обеспечивается путем сохранения конфиденциальности и добровольности принятия ими помощи или отказа.
13) обеспечения конфиденциальности информации о личности ребенка и сведений, которые позволяют установить ребенку статус жертвы торговли людьми;
14) уважения к мнению несовершеннолетних жертв торговли людьми, относительно мер, которые к нему применяются, с учетом его возраста, состояния здоровья, интеллектуального и физического развития и интересов;
15) разъяснения несовершеннолетней жертве торговли людьми, в понятной для нее форме ее прав и обязанностей.
Статья 5. Цель и задачи Закона
1. Целью Закона является обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства в сфере противодействия торговле людьми.
2. Задачами Закона являются:
1) организация и координация деятельности единой системы противодействия торговле людьми и преступлениям, связанным с торговлей людьми, на территории Республики Казахстан;
2) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов жертв торговли людьми, в том числе женщин и детей, предоставление помощи жертвам торговли людьми и обеспечение их безопасности и конфиденциальности частной жизни;
3) предупреждение, выявление и пресечение преступлений, связанных с торговлей людьми и привлечение виновных лиц к ответственности, установленной Уголовным кодексом Республики Казахстан;
4) укрепление взаимодействия субъектов противодействия торговле людьми;
5) создание организационно-правовых основ международного сотрудничества по противодействию торговле людьми и выполнению им своих международных обязательств.
Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Статья 6. Задачи уполномоченных органов
Задачами уполномоченных органов, в пределах своей компетенции, являются:
1) реализация государственной политики в сфере противодействия торговле людьми;
2) координация деятельности субъектов противодействия торговле людьми;
3) осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия торговле людьми.
Статья 7. Совместные функции уполномоченных органов
Уполномоченные органы в пределах своей компетенции:
1) взаимодействуют с субъектами противодействия торговле людьми, Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан, в соответствии
с настоящим Законом;
2) разрабатывают нормативные правовые акты, инструкции, методические рекомендации в сфере противодействия торговле людьми;
3) обобщают практику применения законодательства Республики Казахстан о предотвращении и пресечении торговли людьми, о защите прав и оказанию помощи жертвам торговли людьми, а также разрабатывают и вносят предложения по его совершенствованию;
- осуществляют функции рабочего органа Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми (далее - Межведомственная комиссия);
- разрабатывают совместно с субъектами противодействия торговле людьми План мероприятий по противодействию торговле людьми (далее – План мероприятий), стратегические, программные и иные документы;
- координируют и осуществляют мониторинг исполнения субъектами противодействия торговле людьми Плана мероприятий;
- разрабатывают и утверждают методологию по сбору данных от субъектов противодействия торговле людьми для оценки рисков торговли людьми;
- разрабатывают и утверждают порядок перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи;
- разрабатывают и утверждают типовое положение о региональной комиссии по противодействию торговле людьми;
- разрабатывают и утверждают положение о Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми;
- координируют деятельность субъектов противодействия торговле людьми при организации и реализации мер по противодействию торговле людьми, в том числе при оценке рисков торговли людьми, применении порядка перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи;
- организуют и проводят исследования в сфере противодействия торговле людьми, разрабатывают и осуществляют программы международного сотрудничества;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 8. Права и обязанности уполномоченных органов
- Уполномоченные органы вправе:
1) взаимодействовать с субъектами противодействия торговле людьми, запрашивать необходимую информацию из действующих баз данных субъектов противодействия торговле людьми;
2) привлекать к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере противодействия торговле людьми;
3) участвовать в работе координационных советов, межведомственных комиссий, рабочих и экспертных групп правоохранительных, специальных и иных государственных органов по вопросам противодействия торговле людьми;
4) по запросу или самостоятельно обмениваться информацией и сведениями с компетентным органом иностранного государства в сфере противодействия торговле людьми;
5) по запросу или самостоятельно обмениваться информацией и сведениями с международными организациями, аккредитованными в Республике Казахстан, в сфере противодействия торговле людьми.
2. Уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечивать соответствующий режим хранения, защиты и сохранности полученных в процессе своей деятельности информации, сведений и документов, составляющих служебную или иную охраняемую законом тайну;
2) обеспечить соблюдение прав и законных интересов личности, общества и государства в процессе осуществления противодействия торговле людьми.
Глава 3. КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Статья 9. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
- определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия торговле людьми и организует их осуществление;
2) обеспечивает межведомственное взаимодействие субъектов противодействия торговле людьми и координацию их деятельности;
3) утверждает План мероприятий, стратегические, программные и иные документы;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы
1. Местные представительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в пределах своей компетенции:
1) согласовывают состав региональных комиссий по противодействию торговле людьми;
2) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на противодействие торговле людьми.
2. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в пределах своей компетенции:
1) реализуют государственную политику в сфере противодействия торговле людьми;
2) утверждают положения о региональных комиссиях по противодействию торговле людьми по согласованию с местными представительными органами и обеспечивают их функционирование;
3) участвуют в реализации Плана мероприятий, стратегических, программных и иных документов;
4) обеспечивают создание и деятельность организаций, оказывающих специальные социальные услуги жертвам торговли людьми в области социальной защиты населения и организаций, оказывающих специальные социальные услуги несовершеннолетним жертвам торговли людьми в области образования и защиты прав детей, в том числе путем размещения государственного социального заказа;
5) ходатайствуют для оформления разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан, сроком до шести месяцев с возможностью продления, но не более трех месяцев, для получения специальных социальных услуг в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах;
6) организуют проверки на основе оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;
7) беспрепятственно посещают работодателей в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан
в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
8) обеспечивают деятельность некоммерческих организаций по противодействию торговле людьми, в том числе путем размещения государственного социального заказа;
9) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 11. Общая компетенция государственных органов
Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции противодействие торговле людьми:
1) реализуют государственную политику в сфере противодействия торговле людьми;
2) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия торговле людьми;
3) взаимодействуют с уполномоченными органами и другими субъектами противодействия торговле людьми;
4) участвуют в реализации Плана мероприятий, стратегических, программных и иных документов;
5) участвуют в оценке рисков торговли людьми и разработке предложений по их минимизации, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
6) принимают меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих торговле людьми;
7) участвуют в перенаправлении жертв торговли людьми для оказания им помощи в порядке, установленном уполномоченными органами;
8) информируют органы внутренних дел о ставших известными им фактах готовящихся либо совершенных преступлениях, связанных с торговлей людьми;
9) информируют общественность о результатах деятельности в сфере противодействия торговле людьми;
10) осуществляют международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми;
11) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 12. Компетенция государственных органов
1. Органы внутренних дел:
1) выявляют, предотвращают, пресекают и раскрывают преступления, связанные с торговлей людьми, в том числе имеющие характер транснациональной организованной преступности, осуществляют досудебное производство по уголовным делам;
2) обеспечивают государственную защиту лиц, участвующих в уголовном процессе в установленном законодательством порядке;
3) разрабатывают порядок оформления разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан;
4) обеспечивают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, организацию учебных курсов по противодействию торговле людьми и идентификации жертв торговли людьми для сотрудников органов внутренних дел;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган по финансовому мониторингу:
1) при наличии оснований полагать, что деятельность физических и юридических лиц связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступлений, связанных с торговлей людьми, направляет информацию в правоохранительные и специальные государственные органы Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией для принятия решения и уведомляет об этом Генеральную прокуратуру Республики Казахстан;
2) осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами и специальными государственными органами по переданной информации в области противодействия торговле людьми;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
3. Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан:
1) содействует правоохранительным органам Республики Казахстан в защите граждан и соблюдении миграционного законодательства Республики Казахстан в пограничном пространстве;
2) совместно с другими государственными органами и организациями в пределах своей компетенции принимает участие в мероприятиях по предупреждению торговли людьми;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
4. Органы юстиции:
1) координируют деятельность государственных органов в области обеспечения верховенства прав и свобод человека и гражданина;
2) координируют деятельность лиц, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь в виде правового консультирования;
3) обеспечивают правовую пропаганду в сфере противодействия торговле людьми;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
5. Уполномоченный орган в области труда и социальной защиты населения:
1) обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, организацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров в области труда и социальной защиты населения в сфере противодействия торговле людьми;
2) принимает меры по обеспечению занятости жертв торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) принимает информационные меры по недопущению эксплуатации детского труда, вербовки людей для сексуальной и (или) иной эксплуатации при регистрации работодателей и частных агентств занятости на государственном информационном портале «Электронная биржа труда»;
4) размещает в средствах массовой информации сведения о частных агентствах занятости, оказывающих трудовое посредничество, связанное
с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
6. Уполномоченный орган в сфере образования и защиты прав детей:
1) обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, организацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров образования в сфере противодействия торговле людьми;
2) формирует в рамках учебно-воспитательного процесса знания, умения и навыки у обучающихся и воспитанников организаций образования по вопросам предупреждения торговли людьми;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
7. Уполномоченный орган в области здравоохранения:
1) обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, организацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения в сфере противодействия торговле людьми;
2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
8. Уполномоченный орган в сфере внешней политики:
1) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию внешнеполитического курса Республики Казахстан в области международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми;
2) обеспечивает защиту прав и интересов граждан Республики Казахстан, ставших жертвами торговли людьми за границей;
3) принимает меры по обеспечению соответствующими документами и возвращению в Республику Казахстан граждан Республики Казахстан, ставших жертвами торговли людьми за границей;
4) принимает меры по аннулированию визы Республики Казахстан, отказу в выдаче виз Республики Казахстан или въезду в Республику Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых имеется достоверная информация о совершенном ими тяжком или особо тяжком преступлении, связанном с торговлей людьми;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
9.Уполномоченный орган в области культуры, спорта и туризма:
1) осуществляет контроль в области культуры, спорта и туризма;
2) осуществляет контроль деятельности туристических операторов и туристических агентств, организаций модельного бизнеса, отдыха и развлечения, а также в отношении других видов деятельности, которые могут быть использованы для вовлечения потенциальных жертв торговли людьми;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
10. Уполномоченный орган в области информации и общественного развития:
1) содействует в обеспечении правовой пропаганды в средствах массовой информации;
2) обеспечивает размещение социальных проектов и государственных социальных заказов в сфере противодействия торговле людьми;
3) поддерживает некоммерческие организации в системе противодействия торговле людьми через размещение государственных социальных заказов;
4) способствует освещению в средствах массовой информации деятельности субъектов противодействия торговле людьми;
5) взаимодействует с субъектами противодействия торговле людьми
по вопросам ограничения распространения в сетях телекоммуникаций информации, запрещенной законами Республики Казахстан, в том числе связанной с торговлей людьми;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 13. Компетенция органов прокуратуры
Органы прокуратуры:
1) осуществляют высший надзор за соблюдением законности в сфере противодействия торговле людьми;
2) формируют государственную правовую статистику и ведут специальные учеты преступлений, связанных с торговлей людьми;
3) обеспечивают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, организацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров органов прокуратуры в сфере противодействия торговле людьми;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция иных субъектов противодействия торговли людьми
1. Организации, оказывающие специальные социальные услуги жертвам торговли людьми:
1) осуществляют идентификацию жертв торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) оказывают жертвам торговли людьми специальные социальные услуги, а также обращаются в их интересах в местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы с заявлением о предоставлении специальных социальных услуг;
3) обращаются в местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы с заявлением о ходатайстве для оформления разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан, сроком до шести месяцев с возможностью продления, но не более трех месяцев, для получения специальных социальных услуг в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах;
4) содействуют возвращению иностранцев, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан, в страну гражданской принадлежности;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
2. Организации здравоохранения:
1) оказывают медицинскую помощь идентифицированным жертвам торговли людьми согласно перечню медицинских услуг в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи в объеме, определяемом уполномоченным органом в сфере здравоохранения, в том числе в стационарных условиях независимо от места проживания жертв торговли людьми;
2) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
3. Организации образования:
1) оказывают несовершеннолетним жертвам торговли людьми специальные социальные услуги, а также обращаются в их интересах
в местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы с заявлением о предоставлении специальных социальных услуг;
2) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
4. Некоммерческие организации:
- осуществляют идентификацию жертв торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
- оказывают жертвам торговли людьми специальные социальные услуги в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
- оказывают услуги по реабилитации жертв торговли людьми независимо от источника финансирования;
- информируют органы внутренних дел о фактах обращения жертв торговли людьми с соблюдением конфиденциальности их персональных данных;
- обращаются в местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы с заявлением о ходатайстве для оформления разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан, сроком до шести месяцев с возможностью продления, но не более трех месяцев, для получения специальных социальных услуг в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах;
- содействуют возвращению иностранцев, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан, в страну гражданской принадлежности;
- взаимодействуют с субъектами противодействия торговле людьми по вопросам предупреждения торговли людьми, предоставления защиты и оказания помощи жертвам торговли людьми;
- участвуют в работе координационных советов, межведомственных комиссий, рабочих и экспертных групп государственных органов по вопросам противодействия торговле людьми;
- организуют информационные кампании по противодействию торговле людьми, в том числе по вопросам рисков, которым могут подвергаться жертвы торговли людьми;
10) участвуют в оценке рисков торговли людьми и разработке предложений по их минимизации с использованием международного опыта;
11) участвуют в перенаправлении жертв торговли людьми
для оказания им помощи в порядке, установленном уполномоченными органами;
12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
5. Негосударственные коммерческие юридические лица:
1) осуществляют в качестве субъектов туристской деятельности информационные меры, направленные на предотвращение использования туризма в целях незаконной миграции и транзита в третьи страны, сексуальной, трудовой и иной эксплуатации граждан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан»;
2) осуществляют в качестве частных агентств занятости информационные меры по недопущению эксплуатации детского труда, вербовки людей для сексуальной и (или) иной эксплуатации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения»;
3) осуществляют в качестве частных агентств занятости формирование сведений о работодателях, имеющих вакансии, оформление разрешительных документов на вывоз в случае трудоустройства лиц за границей, заключение договоров с обратившимися лицами о предоставлении услуг по трудовому посредничеству и другие меры в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 15. Компетенция Межведомственной и региональных комиссий по противодействию торговле людьми
- Межведомственная комиссия является консультативно-совещательным органом при уполномоченных органах, региональные комиссии являются консультативно-совещательными органами при местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения
и столицы. - Рабочим органом Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми являются структурные подразделения уполномоченных органов, рабочими органами региональных комиссий по противодействию торговле людьми – структурные подразделения местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы.
3. Межведомственная комиссия координирует деятельность региональных комиссий.
4. Состав, полномочия и порядок деятельности Межведомственной комиссии определяются совместным правовым актом, утвержденным уполномоченными органами.
5. Положения о региональных комиссиях, предусматривающие состав, полномочия и порядок их деятельности, утверждаются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения
и столицы по согласованию с местными представительными органами в порядке, установленном уполномоченными органами.
Глава 4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья 16. Оценка рисков торговли людьми
1. Оценка рисков торговли людьми производится в целях определения угроз и возможностей проблемы торговли людьми в Республике Казахстан, выявления недостатков реализации мер по противодействию торговле людьми.
2. Методология по сбору данных от субъектов противодействия торговле людьми для оценки рисков торговли людьми разрабатывается в порядке, установленном уполномоченными органами.
3. Результат оценки рисков торговли людьми и выработанные рекомендации, направленные на совершенствование деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению торговли людьми, и осуществлению деятельности по противодействию торговле людьми рассматриваются на заседании Межведомственной комиссии и доводятся до субъектов противодействия торговле людьми.
4. Рекомендации, направленные на совершенствование деятельности
в сфере противодействия торговле людьми по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению торговли людьми, и осуществлению деятельности по противодействию торговле людьми учитываются при разработке Плана мероприятий, стратегических, программных и иных документов.
Статья 17. Меры предупреждения
- Основными направлениями мер предупреждения торговли людьми являются:
организационные;
правовые;
исследовательские;
информационные;
просветительские;
социальные;
экономические.
- Организационные меры предупреждения включают разработку
и реализацию нормативных правовых актов, Планов, стратегических, программных и иных документов, регламентирующих деятельность в сфере противодействия торговле людьми, информационно-образовательную деятельность, в том числе – создание телефонов доверия по борьбе с торговлей людьми, разработку образовательных программ по вопросам противодействия торговле людьми, разработку и распространение информационных материалов о предотвращении торговли людьми, об организациях защиты, помощи и реабилитации жертв торговли людьми. - Правовые меры предупреждения включают повышение правовой культуры общества и правовой образованности граждан в части противодействия торговле людьми, правовую и социальную защиты потенциальных жертв торговли людьми, в том числе женщин и детей, как наиболее уязвимых к рискам торговли людьми.
- Исследовательские меры предупреждения включают – поисковые, комплексные, аналитические работы, анализ правоприменительной практики, научные заключения, связанные с изучением проблемы торговли людьми, в том числе форм, масштабов и других данных.
- Информационно-просветительские меры среди населения включают просветительскую и пропагандистскую работу, в том числе в сети интернет:
по повышению уровня информированности о рисках торговли людьми, правах жертв торговли людьми, о мерах их защиты;
по сокращению потребительского спроса и уязвимости к торговле людьми, в том числе несовершеннолетними, проституции, детской проституции и детской порнографии, а также административной, уголовной ответственности и других мерах по противодействию торговле людьми;
по сокращению спроса на принудительный труд и устранению условий, способствующих торговле людьми, трудовой эксплуатации, в том числе мигрантов и иммигрантов, а также административной, уголовной ответственности и других мерах по противодействию торговле людьми;
по повышению осведомленности иностранцев и лиц без гражданства о требованиях законодательства Республики Казахстан в области миграции, а также об имеющихся телефонах доверия и горячих линиях для получения информации и их консультирования;
по информированию пассажиров на транспорте и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалы и станции, пункты обслуживания пассажиров, линии метрополитена, порты, аэропорты) о рисках торговли людьми.
5) Социально-экономические меры предупреждения включают подготовку и реализацию социальных проектов, направленных на предупреждение торговли людьми, устранение и сокращение причин и условий торговли людьми (бедность, безработица, неравенство возможностей и дискриминация во всех ее формах), а также улучшение социально-экономического положения населения, относящегося к группам риска.
2. Пропаганда, производство, распространение или размещение рекламы услуг, связанных с торговлей людьми, запрещаются.
Глава 5. ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕСЕЧЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Статья 18. Выявление, пресечение преступлений, связанных с торговлей людьми
1. В целях выявления и пресечения преступлений, связанных с торговлей людьми, на постоянной и специализированной основе осуществляются профилактические, оперативно-розыскные мероприятия и иные меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. В рамках выявления, пресечения преступлений, связанных с торговлей людьми, осуществляется идентификация жертв торговли людьми и перенаправление для оказания им помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Согласие потерпевшего на запланированную эксплуатацию
не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в части второй статьи 128 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Согласие несовершеннолетнего потерпевшего на запланированную эксплуатацию для привлечения к уголовной ответственности по статье
135 Уголовного кодекса во внимание не принимается.
Статья 19. Раскрытие и расследование преступлений, связанных с торговлей людьми
Раскрытие и досудебное расследование преступлений, связанных с торговлей людьми, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.
Статья 20. Ответственность за преступления, связанные с торговлей людьми, и другие правонарушения им способствующие
Преступления, связанные с торговлей людьми, влекут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан.
Правонарушения, создающие условия и способствующие торговле людьми влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 6. ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И ОКАЗАНИЕ ИМ ПОМОЩИ
Статья 21. Права и обязанности лица, ставшего жертвой торговли людьми
1. Лицо, ставшее жертвой торговли людьми, имеет право:
1) получать информацию о правах и обязанностях, защите и помощи, предоставляемой государством в соответствии с порядком перенаправления жертв торговли людьми и оказания им помощи, установленном уполномоченными органами;
2) обратиться за прохождением идентификации и получением специальных социальных услуг в виде социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-культурных, социально-экономических, социально-правовых услуг в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) получать согласно перечню медицинских услуг в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи в объеме, определяемом уполномоченным органом в сфере здравоохранения, в том числе в стационарных условиях независимо от места проживания жертв торговли людьми;
4) получать компенсацию из средств Фонда компенсации потерпевшим
в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) получать гарантированную государством юридическую помощь в виде правового консультирования, комплексную социальную юридическую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
6) несовершеннолетний свидетель или потерпевший имеет право на обязательное участие психолога в ходе допроса в рамках досудебного расследования и рассмотрения уголовного дела в суде;
7) обратиться за возмещением материального, морального вреда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
8) на государственную защиту в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) обдумывать и принимать решение об участии в уголовном процессе;
10) обращаться за получением статуса беженца либо гражданства Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
11) сохранять конфиденциальность персональных данных субъектами противодействия торговле людьми;
12) получать содействие в организации доступа к представительствам и консульствам страны происхождения;
13) на освобождение от административной ответственности, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, признано в порядке, установленном законами Республики Казахстан потерпевшим по уголовному делу о преступлении, связанном с торговлей людьми;
14) на недопустимость выдворения за пределы Республики Казахстан, если иностранец или лицо без гражданства сообщит о совершенном в отношении него деянии, признанном в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан тяжким или особо тяжким преступлением, до принятия решения по сообщению или заявлению в порядке, установленном статьей 179 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
15) на временное проживание на территории Республики Казахстан для получения иностранцем или лицом без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертвы торговли людьми на территории Республики Казахстан, гарантированного объема специальных социальных услуг согласно действующему законодательству Республики Казахстан в сфере предоставления специальных социальных услуг;
16) на реабилитацию и размышление (обдумывание действий) на период не менее тридцати дней, в течение которых иностранец или лицо без гражданства, выявленное и идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми на территории Республики Казахстан, может принять решение об обращении в правоохранительные органы и сотрудничестве с ними;
17) на осуществление трудовой деятельности иностранцем или лицом без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертвы торговли людьми на территории Республики Казахстан, без разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы на период производства по конкретному уголовному делу, связанному с торговлей людьми, до вступления в законную силу приговора суда;
18) обратиться с просьбой о возвращении в страну своего происхождения или в страну, где иностранец или лицо без гражданства, выявленное и идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми на территории Республики Казахстан, имело право постоянно проживать в момент своей эксплуатации.
2. Обязанности лица, ставшего жертвой торговли людьми:
1) соблюдать действующее законодательство Республики Казахстан;
2) заботиться и нести солидарную ответственность за сохранение
и укрепление своего здоровья, ресоциализацию и реинтеграцию;
3) при взаимодействии с субъектами противодействия торговле людьми для защиты и получения помощи предоставлять полную и достоверную информацию о себе с учетом психологического состояния и состояния здоровья.
Статья 22. Идентификация и статус жертвы торговли людьми
1. Идентификация предполагаемой жертвы торговли людьми, осуществляется для присвоения статуса жертвы торговли людьми, предоставления необходимой помощи и защиты, а также предотвращения риска повторного вовлечения в торговлю людьми.
2. Присвоение статуса жертвы торговли людьми осуществляется по результатам идентификации жертв торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Идентификация жертв торговли людьми проводится органами внутренних дел совместно с районным (городским) уполномоченным органом занятости и социальных программ, организацией, оказывающей специальные социальные услуги жертвам торговли людьми в области социальной защиты населения или образования, некоммерческими организациями.
Статья 23. Временное пребывание (проживание)
Иностранцам и лицам без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, выдается разрешение на временное проживание либо виза на основании ходатайства от местных исполнительных органов.
Статья 24. Возвращение иностранцев и лиц без гражданства, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан
- Иностранцы и лица без гражданства, выявленные и идентифицированные в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан не могут быть возвращены в иностранное государство при наличии опасения, что их безопасность не будет обеспечена в случае возвращения. При принятии решения о возвращении указанных лиц, следует учитывать также их особые нужды, психологическое и физическое состояние.
2. Возвращение иностранца или лица без гражданства осуществляется по согласованию с ним после завершения предоставления специальных социальных услуг и (или) уголовного процесса, если он в нем участвовал.
3. Любое решение о возвращении жертвы торговли людьми в страну происхождения принимается с учетом принципа недопустимости выдворения за пределы Республики Казахстан и запрета на негуманное или унижающее достоинство обращение.
Статья 25. Возвращение граждан Республики Казахстан и постоянно проживающих в Республике Казахстан лиц, являющихся жертвами торговли людьми
Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом сотрудничают с Министерством внутренних дел Республики Казахстан и другими субъектами противодействия торговле людьми в целях выдачи в кратчайшие сроки свидетельства на возвращение в Республику Казахстан и обеспечения безопасного возвращения в Республику Казахстан жертв торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Глава 7. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И ОКАЗАНИЕ ИМ ПОМОЩИ
Статья 26. Защита прав несовершеннолетних жертв торговли людьми
1. Несовершеннолетней жертве торговли людьми обеспечивается особая забота и внимание.
2. Если возраст жертвы торговли людьми точно не определен и есть основания полагать, что жертва является несовершеннолетним лицом, то действует презумпция, согласно которой оно считается ребенком и подлежит соответствующему обращению до выяснения его возраста.
3. Если несовершеннолетней жертвой торговли людьми является несопровождаемое несовершеннолетнее лицо, то осуществляются действия в соответствии с требованиями Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».
Статья 27. Предупреждение торговли несовершеннолетними
- Субъекты противодействия торговле людьми принимают меры:
по профилактической работе с несовершеннолетними и их законными представителями;
по повышению уровня осведомленности о противодействии торговле людьми среди лиц, работающих с детьми в сфере образования, воспитания и развития, организациях отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства;
по разработке и внедрению в образовательные и воспитательные учреждения программы по противодействию торговле людьми;
по регулированию вопросов предупреждения торговли людьми или преступлений, связанных с торговлей людьми в информационной сфере, а также устранению причин и условий, способствующих торговле несовершеннолетними.
- В организации в сфере образования, воспитания и развития, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускается трудоустройство лиц, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за торговлю людьми, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
- Сотрудниками филиала и (или) представительства агентства, а также сотрудниками организации по оказанию содействия в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за торговлю людьми, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
- Усыновителями, опекунами или попечителями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за торговлю людьми, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 28. Возвращение или оставление несовершеннолетней жертвы торговли людьми
1. В случае выявления в Республике Казахстан несовершеннолетней жертвы торговли людьми, являющейся иностранцем или лицом без гражданства, в установленном порядке принимается одно из следующих решений:
1) возвращение ребенка в страну происхождения;
2) оставление ребенка в Республике Казахстан.
2. Несовершеннолетняя жертва торговли людьми подлежит возвращению в страну происхождения при условии, что родители или лица, их заменяющие, или организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка страны происхождения ребенка, согласились и имеют возможность взять на себя ответственность за ребенка и предоставить ему надлежащую помощь и защиту.
3. Несовершеннолетняя жертва торговли людьми, подлежит оставлению в Республике Казахстан в случае невозможности ее возвращения в страну происхождения и при наличии условий для интеграции ребенка в Республике Казахстан в части обеспечения прав на здравоохранения, образование, социальную защиту.
При решении вопроса о возвращении или оставлении ребенка следует учитывать мнение ребенка, принимая во внимание возраст, физическое, интеллектуальное развитие и интересы ребенка.
4. Несовершеннолетняя жертва торговли людьми, не возвращается в страну происхождения, если есть признаки того, что такое возвращение ставит под угрозу ее безопасность и не соответствует ее наилучшим интересам.
Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 29. Основы международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми
1. В сфере противодействия торговле людьми Республика Казахстан на основании законодательства Республики Казахстан, в том числе международных договоров, сотрудничает с другими государствами, их правоохранительными органами, а также международными и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в сфере противодействия торговле людьми.
2. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми являются:
1) разработка и заключение международных договоров в сфере противодействия торговле людьми, в том числе по вопросам защиты и реабилитации жертв торговли людьми;
2) взаимодействие со специализированными органами иностранных государств, включая оперативно-розыскные мероприятия, в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми, а также защиты прав потерпевших;
3) совместное создание и развитие информационных систем и средств оперативного оповещения, реагирования и контроля, направленных на повышение эффективности противодействия торговле людьми;
4) обмен опытом.
3. Оказание международной правовой помощи по уголовным делам о преступлениях, связанных с торговлей людьми, осуществляется в соответствии с международными договорами, а в случае их отсутствия – на основе принципа взаимности в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
4. Выдача лиц, совершивших преступления, связанные с торговлей людьми, иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания производится на основе международных договоров, а в случае их отсутствия – в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Соблюдение конфиденциальности
Субъекты противодействия торговле людьми, которым стали известны персональные данные жертв торговли людьми, обязаны обеспечивать их конфиденциальность.
Нарушение законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
О проекте Закона Республики Казахстан
«О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан»
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О противодействии торговле людьми
в Республике Казахстан».
Премьер-Министр
Республики Казахстан А. Смаилов
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Смаилову А.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Республики Казахстан
«О проекте Закона Республики Казахстан «О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан»
- Наименование государственного органа-разработчика.
Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
- Основания для принятия проекта со ссылкой на соответствующие правовые акты, нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, решения международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, протокольные и иные поручения Президента, Руководства Администрации Президента, Правительства
и Канцелярии и/или другие обоснования необходимости его принятия.
В рамках реализации пункта 24 Плана дальнейших мер в области прав человека, утвержденного постановлением Правительства Республика Казахстан
от 28 апреля 2022 года №258.
- Необходимость финансовых затрат по проекту и его финансовая обеспеченность, в том числе источник финансирования, а также в случае необходимости – решение Республиканской бюджетной комиссии (соответствующие расчеты, ссылка на источник финансирования, копия решения Республиканской бюджетной комиссии в обязательном порядке прикладываются к пояснительной записке).
Реализация проекта закона не предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.
- Предполагаемые социально-экономические, правовые и (или) иные последствия в случае принятия проекта, а также влияние положений проекта на обеспечение национальной безопасности.
Принятие проекта не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых и (или) иных последствий, а также не повлияет негативно на осуществление деятельности по обеспечению национальной безопасности.
- Конкретные цели и сроки ожидаемых результатов.
Законодательные поправки предусматривают создание правовых основ государственной политики в сфере противодействия торговле людьми; приведение в соответствие с международными стандартами некоторых определений; закрепление уполномоченных органов, вопросов межведомственной координации и взаимодействия; закрепление компетенции других государственных органов и организаций, являющихся субъектами противодействия; защиту прав и оказание помощи иностранным жертвам торговли; обеспечение защиты прав несовершеннолетних потерпевших и выполнение других международных обязательств.
- Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации.
Не имеется.
- Необходимость приведения законодательства в соответствие с вносимым проектом в случае его принятия (указать требуется ли принятие других правовых актов или внесение изменений и/или дополнений
в действующие акты) либо отсутствие такой необходимости.
Требуется внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Кодекс Республики Казахстан
об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О рекламе», Закон Республики Казахстан «О миграции населения» и Закон Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим».
- Информация о необходимости последующей ратификации представленного проекта международного договора.
Не является международным договором.
- Возможность передачи проекта и материалов к нему на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему "Мобильный офис Правительства Республики Казахстан", за исключением проектов, содержащих государственные секреты и (или) служебную информацию, в соответствии с перечнем служебной информации, разрешенной к передаче в информационной системе "Мобильный офис Правительства Республики Казахстан", утвержденным совместным приказом Руководителя Канцелярии и Министерства связи и информации от 20 мая 2011 года № 25-1-32 дсп/22П-дсп.
Разрешается.
10. Информация о размещении проекта на интернет-ресурсе государственного органа, а также интернет-портале открытых нормативных правовых актов (дата, количество байт).
Проект размещен 1 декабря 2022 года на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан www.mvd.gov.kz в разделе «Нормативно-правовая база» и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов (251 КБ).
11. Информация о размещении пресс-релиза к проекту постановления, имеющего социальное значение, на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов.
Не требуется.
12.Соответствие проекта международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и решениям международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан.
Не требуется.
13. Результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие проекта.
Не требуются.
14. Обоснование причин несогласия с экспертным заключением Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и экспертных советов субъектов предпринимательства.
Не требуется.
Министр внутренних дел
Республики Казахстан М. Ахметжанов
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Республики Казахстан «О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан»
Проект Закона Республики Казахстан «О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан» (далее – проект Закона) разработан
в реализацию пункта 24 Плана дальнейших мер в области прав человека
и верховенства закона, утвержденного постановлением Правительства Республика Казахстан от 28 апреля 2022 года №258.
Проект Закона предусматривает:
- приведение определений в соответствие с международными стандартами, а также введение новых понятий;
- определение круга лиц, на которых будут распространяться положения Закона;
- установление уполномоченных органов в сфере противодействия торговле людьми, их прав и обязанностей;
- определение субъектов противодействия торговле людьми
и их компетенции;
- внедрение оценки рисков торговли людьми и механизма перенаправления жертв;
- вовлечение коммерческих организаций в профилактику торговли людьми (организации туризма, занятости);
- утверждение правового положения комиссий;
- определение роли неправительственных организаций;
- права и обязанности жертв торговли людьми;
- защиту прав несовершеннолетних лиц;
- основы международного сотрудничества.
Это позволит создать необходимые законодательные правовые основы для повышения эффективности работы в сфере противодействия торговле людьми, а также совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики в соответствии с международными стандартами.
В целом принятие законопроекта повлечет положительные правовые последствия.
Принятие проекта не повлечет отрицательных социально – экономических, правовых и (или) иных последствий.
На основании вышеизложенного, Правительство Республики Казахстан вносит законопроект на Ваше рассмотрение.
Премьер-Министр
Республики Казахстан А. Смаилов
- 8
- Министерство внутренних дел РК
- 1 0
- 876
- 1
- 3
"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы (НПП)
Проект... посмотреть текст 21/12 - 12:06
Экспертное заключение
Прикреплённые файлы:     12.12 1 Бланк Каз (2).docx
22/12 - 18:49
Принято.
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Проект... посмотреть текст 13/12 - 10:27
Заключение Института законодательства и правовой информации РК на проект Закона
Прикреплённые файлы:     Заключение ПЗ торг людьми.pdf
22/12 - 18:53
Ответ на заключение.
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Проект... посмотреть текст 13/12 - 10:27
Заключение Института законодательства и правовой информации РК на проект Закона
Прикреплённые файлы:     Заключение ПЗ торг людьми.pdf
22/12 - 18:53
Ответ на заключение.
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Закон Республики Казахстан... посмотреть текст 02/12 - 14:39
Согласно пункту 45 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 необходимо направить уведомление в Институт законодательства о размещении проекта закона на интернет-портале открытых НПА для получения (экспертных) заключений
05/12 - 11:55
Добрый день! Благодарим за комментарий и сообщаем, что МВД в соответствии с пунктом 45 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан направлено уведомление о размещении проекта Закона на портале открытых НПА и интернет-ресурсе МВД в ИЗ ПИ МЮ РК письмом от 3 декабря т.г. №1-42-5-34/5710-И.