Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Информационной доктрины Республики Казахстан»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 14/12/2022 00:00:00
Публичное обсуждение до: 29/12/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 29/12/2022 10:50:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 29/12/2022 17:00:00
Приложенные документы:

 

О проекте Указа Президента Республики Казахстан

«Об утверждении Информационной доктрины Республики Казахстан»

 

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Информационной доктрины Республики Казахстан».

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан

 

А. Смаилов

 

 

 

 

Об утверждении Информационной доктрины

Республики Казахстан

 

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Информационную доктрину Республики Казахстан.

2. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

 

 

Президент

Республики Казахстан

 

К. Токаев

 

 

Астана, Акорда,

      2022 года №

 

 

 

Утверждена

Указом Президента

Республики Казахстан

от «   »            года

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОКТРИНА

 РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

Содержание

 

1. Введение

2. Анализ текущей ситуации

3. Основные положения

4. Заключение

 

  1. Введение

 

Сегодня мир входит в новый этап своего развития. Продолжается процесс глобализации, который затрагивает и информационную сферу. Динамичное развитие технологий, массовое проникновение цифровых и информационно-коммуникационных инструментов кардинально преобразили современное медиапространство.

Геополитическая турбулентность и усиливающееся взаимное недоверие на международной политической арене заставляют по-новому смотреть на вопросы информационного взаимодействия. Становятся актуальными вопросы распространения достоверной информации, противодействия фейковой и манипулятивной информации, а также повышения доверия общества к средствам массовой информации (далее – СМИ).

В этой связи перед Республикой Казахстан как полноправным  участником глобальной информационной экосистемы стоит задача выработки четких информационно-коммуникационных императивов и ценностных ориентиров, отображающих суть национальных интересов страны в данной сфере.

1. Информационная доктрина (далее – Доктрина) представляет систему взглядов и принципов развития отечественной информационной сферы, механизмов повышения ее открытости и конкурентоспособности. Доктрина будет определять идейно-ценностные установки, отвечающие интересам общества и способствующие дальнейшему развитию государства.

2. Доктрина является основополагающим документом для формирования государственной политики в информационно-коммуникационной сфере и развития общественных отношений.

3. Доктрина направлена на создание равных условий и реализацию прав всех субъектов медийного процесса, обеспечение свободы слова, получение и распространение информации любым не запрещенным законом способом с учетом соблюдения конституционных прав, а также на повышение уровня доверия среди всех участников информационного процесса.

4. Ключевым направлением реализации Доктрины является обеспечение информационной безопасности и своевременное реагирование на внешние вызовы и риски.

 

  1. Анализ текущей ситуации

 

2.1. Мировые тенденции развития информационного пространства

 

Бурное развитие цифровых технологий открыло огромное количество новых каналов коммуникаций. Социальные сети и мессенджеры позволили потребителю получать информацию в онлайн режиме. Таким образом, на медиа-рынке появились новые направления, которые коренным образом изменили процесс обмена информацией.

Учитывая указанные тенденции, для эффективной реализации информационной политики следует системно и оперативно реагировать на меняющиеся мировые процессы, а также активно внедрять новые коммуникационные инструменты в соответствии с национальными интересами страны.

В этой связи определены следующие направления в сфере развития медиапространства:

1) рост популярности социальных сетей. Социальные сети стали главным каналом коммуникаций и средой распространения контента, что в результате привело к снижению доли потребления информации посредством традиционных СМИ. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 дополнительно усилила позиции социальных медиа.

2) смена парадигм медиаотрасли или трансформация журналистики.  На фоне быстроразвивающихся технологий необходимо подчеркнуть фактор конвергентности. С развитием мессенджеров, появлением феномена блогерства претерпели трансформацию классическое понятие традиционной журналистики и методы информирования аудитории.  Аудитория фокусирует внимание на событиях, происходящих «здесь и сейчас». Изменение привычек медиапотребления требует от журналистов новых навыков для оперативного и объективного информирования общественности и удержания своей аудитории.

3) новые акторы или инфлюенсеры. На текущий момент аудитории некоторых блогеров могут конкурировать с аудиториями отдельных СМИ. Вместе с тем, если вначале блогосфера пользовалась популярностью сугубо по тематическим направлениям, то сегодня инфлюенсеры (пользователи имеющие обширную аудиторию и оказывающие влияние на общественное мнение) становятся альтернативным каналом получения общественно-политической информации.

4) новые медиа или концепция Web 3.0. Отмечается рост популярности таких технологий, как виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR), которые позволят интегрироваться с социальными сетями, обеспечивая более активное взаимодействие с потребителями. Внедрение виртуальной реальности находится на ранней стадии, однако AR уже сейчас используется на платформах популярных социальных сетей для улучшения визуальных эффектов. В ближайшее время развитие информационно-коммуникационных технологий AR и виртуальной реальности VR станет еще одним ключевым источником потребления информации.

5) изменение особенностей медиапотребления. Сегодня наряду с другими трендами наблюдается рост популярности короткого и неперегруженного контента. Потребители акцентируют  внимание на эстетическом и визуальном содержании «клипового» и стриммингового контента (онлайн-видеоконтент, транслируемый в режиме реального времени). В результате у потребителей  отмечается снижение  уровня  критического  мышления  и способности к анализу контента, что приводит к увеличивению масштабов дезинформации и манипуляций общественным мнением. Аудитория потребляет кликбейтные заголовки (яркие заголовки, несущие искаженную недостоверную информацию).

Так информационная экосистема становится площадкой, где зарождаются новые формы противоправной деятельности, в том числе и производство провокационного и дискредитирующего контента с использованием различных манипуляторных технологий, что еще раз подчеркивает важность обеспечения информационной безопасности граждан.

Следует отметить, что резкий рост числа пользователей средств массовой коммуникации и социальных сетей нельзя назвать угрозой, оказывающей негативное влияние на развитие традиционных медиа. Сейчас традиционные СМИ активно работают на социальных платформах. Таким образом, они производят качественные и содержательные продукты, ориентированные на их аудиторию.

 

 

2.2. Особенности развития информационного пространства Республики Казахстан

 

В стране осуществляют свою деятельность более 5 тысяч средств массовой информации. При этом на протяжении последних лет национальное медиапространство претерпевает значительную трансформацию. В настоящее время перед отраслью медиа в Республике Казахстан стоят новые вызовы по развитию СМИ и массовых коммуникаций.

Поэтому особое внимание необходимо уделить задачам обеспечения доступности информации и повышения доверия общества к СМИ.

1) печатные  СМИ. На сегодняшний день для свыше 9% граждан печатные издания до сих пор остаются основным источником информации. При этом отмечается прямая зависимость интереса к чтению газет от возраста – чем старше человек, тем чаще читает печатные СМИ. Таким образом, большую часть аудитории печатных СМИ составляют лица старше 50–55 лет, преимущественно проживающие в сельской местности. Переход широкой аудитории на альтернативные каналы коммуникации свидетельствует о том, что  неуклонно снижается интерес к печатным изданиям.

Кроме того, информация, публикуемая в газетах теряет свою актуальность по причине несвоевременной доставки газет и журналов читателям.  Вместе с тем, удорожание стоимости типографских услуг, газетной бумаги также усугубляет положение газет. Поэтому в дальнейшем необходимо изменить подходы  работы на рынке печатных изданий, усилив экспертно-аналитическую работу журналистов, внедряя визуальные, дизайнерские новшества. Кроме того, необходимо рассмотреть механизмы государственной поддержки.

          2) телевидение и радио. Схожая ситуация прослеживается и в телерадиоиндустрии. Тем не менее, отечественные теле- и радиостанции показывают, что могут конкурировать с зарубежными медиа-гигантами. При этом заметна положительная динамика роста контента на государственном языке, и в среднесрочной перспективе этот тренд будет только усиливаться, учитывая интерес соответствующей телеаудитории ко всем жанрам телевизионных передач (прежде всего развлекательным и информационно-аналитическим).

Кроме того, с активным распространением Интернета, необходимо развивать Интернет-телевидение как доступную и новую альтернативу доставки контента потребителю.

Также необходимо отметить, что краеугольным камнем государственной информационной политики является работа телевидения в регионах. В разрезе регионов отмечается большой разрыв в уровне популярности регионального телевидения на местах. В связи низким уровнем монетизации и отсутствием качественного контента, региональные телеканалы не пользуется популряностью среди населения. Коммерческие проекты пользуются популярностью в ряде республиканских каналов (аудитория, частота и иные факторы), тогда как региональные телеканалы практически не имеют альтернативного финансирования.

Тем не менее телевидение и радио остаются одними из самых влиятельных источников информации с самой широкой аудиторией. Кроме того, они являются инструментом для решения задач оперативного информирования населения в чрезвычайных ситуациях, позволяют достичь самых отдаленных точек страны и дают возможность людям принимать участие в общественных дискуссиях и жизни независимо от географии их проживания. Вместе с тем в связи со стремительным развитием информационных технологий в мире возникает необходимость модернизации имеющейся технической базы всех субъектов сферы телерадиовещания.

3) интернет-СМИ. Несмотря на то, что в последние годы интернет-ресурсы набирали широкую популярность среди отечественных СМИ, все так же остается актуальным вопрос производства качественного контента в государственном языке.

Другой актуальный вопрос –  оперативность информирования населения на местах. Зачастую открытым остается вопрос нехватки профессиональных кадров, компетентных в вопросах конвергентной и мультимедийной журналистики.

В Республике Казахстан интернет-СМИ стали превалировать только в формате новостных лент. Следует развивать создание профильных новостных материалов, авторской и расследовательской журналистики.

В результате интернет-СМИ стали позиционироваться в основном в качестве новостных агрегаторов, что породило недоверие со стороны читателей, а также способствовало их миграции в социальные медиа.

Другой актуальный вопрос в данном направлении – ограниченность рынка. С аудиторией в 19 миллионов интернет-СМИ очень сложно монетизировать свою работу. Это также негативно сказывается и на качестве компетенций журналистов Казахстана.

         4) социальные сети. Благодаря развитию мобильного Интернета (по состоянию на 1 полугодие 2022 года число абонентов сотовой связи с доступом к сети Интернет достигло порядка 17 млн единиц, что на 6% больше аналогичного показателя 2021 года) данный сегмент стал основным источником информации как минимум для половины населения страны, причем преимущественно молодежи. Как показали социологические исследования за 2021 год, 45,2% респондентов предпочитают получать информацию в социальных медиа.

Более того, развитие глобальных мессенджеров и онлайн-платформ кардинально изменило архитектуру медиаиндустрии. Отмечается высокий рост политизации некоторых социальных сетей, которые и стали главными источниками дезинформации.

В целом, анализ развития информационного пространства Республики Казахстан показывает наличие некоторой уязвимости отечественной информационной среды от внешнего деструктивного воздействия, которая негативным образом влияет на ценностно-идеологические установки граждан и несет угрозу внутриполитической стабильности.

 

3. Основные положения (задачи отрасли)

 

3.1. Цели и принципы доктрины

 

Целью настоящей Доктрины является создание условий для развития отечественной информационной сферы и выработка мер по обеспечению информационного суверенитета Республики Казахстан.

Доктрина определяет следующие основные принципы взаимодействия всех участников информационной сферы:

свобода слова. Доктрина придерживается принципа защиты свободы слова и плюрализма мнений как основополагающего фактора единства и консолидации казахстанцев.

–  доступ к информации. Доктрина исходит из права каждого гражданина, гарантированного государством и закрепленного в Конституции и законах Республики Казахстан, свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.

ориентир на развитие. Одной из ключевых задач Доктрины является создание условий для непрерывного развития и качественного роста всего информационного пространства, а также повышения конкурентоспособности и востребованности отечественной медиапродукции среди граждан.

доверие и конфиденциальность. Участники медийного процесса, транслирующие информацию, в том числе и СМИ, должны быть заинтересованы в предоставлении объективной и достоверной информации без элементов искажения и манипулирования. Все меры должны быть нацелены на повышение уровня доверия между всеми участниками коммуникативного процесса. Доктрина поддерживает право граждан на конфиденциальность их персональных данных.

обеспечение информационной безопасности. Развитие национального информационного пространства и формирование конкурентоспособной отечественной медиасферы должны стать ключевым фактором по противодействию и снижению последствий внешних вызовов, а также базовым условием устойчивого развития отрасли.

Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Республики Казахстан, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан и международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

Исходя из этого, настоящая Доктрина ставит перед собой следующие задачи:

1) повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции и всей сферы в целом;

2) выработка эффективных механизмов сдерживания внешнего информационного влияния и наращивание информационного доминирования на региональном уровне;

3) определение и реализация новых механизмов повышения качества профессиональной подготовки всех представителей СМИ и их продвижения;

4) контентное доминирование в основных политико-идеологических направлениях информационного поля;

5) формирование эффективной системы реализации государственной информационной политики на республиканском и региональном уровне.

 

3.2. Политико-правовые меры совершенствования информационной политики

 

В целях эффективного определения дальнейшего развития информационного пространства Казахстана необходимо принятие следующих нормативных изменений:

1) совершенствование законодательства в области антимонопольной защиты информационного рынка, обеспечение свободной конкуренции среди СМИ и стимулирование развития конкурентоспособной среды;

2) дальнейшая системная поддержка развития печатных изданий (газет и журналов). Меры поддержки будут осуществляться в отношении печатных изданий для производства и распространения печатной продукции, что предоставит возможность газетам и журналам Казахстана укрепить свое экономическое положение и сохранить свое место на медиарынке;

3) введение новых понятий, связанных с развитием средств массовой коммуникации и социальных медиа. Реализация нововведений приведет к планомерному увеличению в коллективах СМИ числа специалистов по SMM-маркетингу, социологов, психологов, продюсеров и креаторов. В разрабатываемых соответствующих нормативных-правовых актах следует отметить правовое обеспечение их деятельности на основе принципа добровольности;

4) системное решение вопросов по прохождению курсов повышения квалификации работников СМИ в целях освоения новых информационных трендов и цифровых технологий, а также развития отраслевой журналистики;

5) разработка подходов к внедрению современных стандартов качества звука и изображения, кодирования и сжатия сигнала теле-радиоканалов в сфере телерадиовещания, а также формирование методов  государственной поддержки;

6) повышение прозрачности и подотчетности, а также эффективности государственного информационного заказа посредством модернизации действующего механизма финансирования и предоставления поддержки новым субъектам СМИ (социальные сети, мессенджеры, онлайн-платформы и другие) через реализацию крупных разножанровых проектов;

7) актуализация всех действующих программных документов в сфере информации, включая Концепцию «Киберщит Казахстана», а также законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О персональных данных и их защите», «О доступе к информации» и национальные технические стандарты.

 

3.3. Меры по повышению конкурентоспособности и качества отечественного информационного контента

 

В целях повышения конкурентоспособности отечественных СМИ, формирования качественного отечественного контента, увеличения его востребованности, а также снижения зависимости от иностранной информационной продукции предлагаются следующие меры:

1) выстраивание сотрудничества между государством и обществом в сфере реагирования на угрозы негативного информационного воздействия. Усиление механизма по противодействию дезинформации и нивелированию внешних информационных угроз;

2) необходимо развивать контент с аналитическим содержанием, формируя тем самым критическое мышление у населения. Данная мера должна сопровождаться механизмами повышения информационной и правовой грамотности самих журналистов и блогеров. Следует качественно развивать контентную составляющую в отечественных СМИ и активно продвигать разножанровую информационную продукцию, включая аналитическую, познавательную, анимационную, развлекательную;

3) создание эффективной системы стратегических коммуникаций. Совершенствование модели коммуникативной политики государственных органов. Непрерывное повышение квалификации всех государственных менеджеров, сотрудников пресс-служб и специалистов отдела по связям с общественностью.

4) обеспечение общего доступа к информации, находящейся в распоряжении государства;

5) стимулирование выхода отечественных производителей информационной продукции на внешние рынки. Также создание условий для продвижения на условиях паритета в пакетах кабельного вещания иностранных государств;

6) продолжение политики развития телекоммуникационной инфраструктуры, снижение разрыва в доступе к Интернету между городом и селом.

 

3.4. Мероприятия по формированию информационного пространства

 

Идеологическая составляющая государственной информационной политики будет направлена на консолидацию общества и обеспечение целостности государства. Несомненно, важно формирование единой атмосферы общественных ценностей и политико-социального мировоззрения, особенно в условиях исторической турбулентности.

В основу мировоззренческих установок, транслируемых через различные медиаканалы, должны лечь идеи, которые соответствуют позициям Казахстана на мировой арене, доносящие до каждого гражданина основные ценности нашего общества.

1) независимость и патриотизм как главная ценность казахстанского общества. Власть и общество должны выйти на новый уровень взаимодействия и консолидации для укрепления государственности.

Единство, сотрудничество, толерантность, взаимное уважение должны стать основными ценностями всей проводимой работы.

Главным ресурсом страны должен всегда оставаться гражданин Казахстана и защита его прав, свобод и законных интересов. Ответственный гражданин – сильное государство;

2) справедливость, верховенство закона и нулевая терпимость к коррупции. Правовая культура - это возможность для реализации политических, гражданских, культурных прав каждого гражданина. Необходимо постоянное повышение правовой культуры. Верховенство закона должно проистекать исключительно из Конституции страны. Свобода слова, а также запрет цензуры должны оставаться главным двигателем развития информационной сферы;

3) государственный язык, история и культура. Следует постоянно расширять казахоязычный сегмент аудитории в стране. Государственный язык является консолидирующим и защитным фактором в сохранении единства страны.  Необходимо продолжить системную работу по поддержке данного направления с опорой на сохранение собственного этнического кода, семейных ценностей и казахской культуры. Информационная идеология направлена на продолжение традиционного института семьи, нравственного воспитания и преемственности поколений, защиту национальных ценностей, особенно материнства и детства.

4) трудолюбие и стремление к знаниям. Особую значимость в развитии страны должны представлять такие ценности как профессионализм и компетентность. В нашем обществе человек труда должен стать образцом для подражания. Трудолюбие и стремление к знаниям, а также всецелая поддержка государства – все это станет залогом движения по повышению благосостояния граждан.

5) общество равных возможностей. Для обеспечения качественного роста и построения справедливого общества необходимо формирование системы, где каждый член социума (вне зависимости от пола, этнической принадлежности, возраста, физиологических особенностей) имеет свободный доступ к информации. Равенство возможностей важно для формирования ценностей социальной справедливости в системе ценностного развития казахстанского общества.

6) бережное отношение к природе, окружающему миру. Привитие экологического мышления должно стать ключевым направлением в жизни казахстанцев. Экологичность – это стратегический жизненный принцип для всех граждан, государства и бизнеса.

7) созидательность и прогрессивность. Стремительно меняющийся мир требует от государства и общества постоянного решения на вызовы и угрозы. Энергия, талант и трудолюбие наших граждан должны стать ключевым фактором развития страны. Создание наиболее комфортных и благоприятных условий для наших граждан придаст динамику созидательной силе нашего народа. Наша страна должна двигаться в соответствии с лучшими мировыми трендами и быть конкурентоспособной во многих сферах.

 

 

4. Заключение

 

Стратегические ориентиры доктрины должны оставаться неизменными в долгосрочной перспективе. Доктрина должна стать основным документом, задающим ключевые векторы развития отечественной информационной отрасли. Следуя обозначенным в ней принципам, она должна позволить выйти на новый уровень взаимодействия между государством, обществом и медиа.

Для качественной реализации вышеуказанных мероприятий прежде всего, необходимо внесение соответствующей редакции в стратегические документы и законы, нормативные акты. Следует отметить, что средства и механизмы их реализации должны совершенствоваться с учетом развития информационных технологий и объективных изменений в медиа пространстве. Кроме того, основным фактором достижения стратегических ориентиров является аргументация и принцип высокого уровня взаимного доверия.

Реализация Доктрины позволит совершенствовать государственный механизм противодействия дезинформации, создать эффективную систему стратегических коммуникаций и обеспечить всестороннее развитие казахской культуры и утверждение казахстанской гражданской идентичности.

Только при наличии качественных и конкурентоспособных масс-медиа наша страна сможет продолжить свой курс на построение справедливого Казахстана.

 

 

 

 

 

Комментарий

СЕРГАЛИЕВ МАКСОТ

Республики Казахстан... посмотреть текст 26/12 - 12:38

1. Замечания к первым 2 абзацам проекта: «Сегодня мир входит в новый этап своего развития. Продолжается процесс глобализации, который затрагивает и информационную сферу. Динамичное развитие технологий, массовое проникновение цифровых и информационно-коммуникационных инструментов кардинально преобразили современное медиапространство. Геополитическая турбулентность и усиливающееся взаимное недоверие на международной политической арене заставляют по-новому смотреть на вопросы информационного взаимодействия. Становятся актуальными вопросы распространения достоверной информации, противодействия фейковой и манипулятивной информации, а также повышения доверия общества к средствам массовой информации (далее – СМИ)». Полагаем, что процесс глобализации не просто «затрагивает» информационную сферу. Скорее, именно информационная сфера является одним из самых мощных драйверов глобализации (если не самым мощным). Далее не согласен с определением проблемы в настоящем времени («становятся актуальными вопросы распространения достоверной информации). Эта проблема возникла явно давно, - т.е. она «не становится» сегодня, а скорее «все более актуализируется». Эти замечания имеют внешне технический характер. Однако считаю, что в доктринальных документах точность используемых формулировок имеет принципиальное значение. 2. В п.1.4. введения проекта указывается, что «ключевым направлением реализации Доктрины является обеспечение информационной безопасности». Напомню, что информационная безопасность имеет два взаимосвязанных аспекта: технический и социально-политический (см. «Концепция информационной безопасности Республики Казахстан до 2016года», утвержденной указом президента РК № 174 от 14.11.2011г.). В то же время, в проекте Доктрины рассматривается лишь социально-политический аспект (ссылку на «Киберщит» вряд ли можно отнести к рассмотрению технического аспекта проблемы), - о причинах такого подхода разработчиков следовало бы сообщить в вводной части. Кроме того, во избежание двусмысленностей, по крайней мере некоторые из рассматриваемых в проекте терминов (особенно «информационную безопасность») следовало бы указать в отдельном подразделе введения, - это предусмотрено п.12 «Правилами разработки концепции, доктрин», утвержденных приказом № 2111 Министра национальной экономики РК от 11 июня 2018 года. 3. Проект Доктрины указывает некоторые тренды, проблемы, не раскрывая при этом причины их возникновения. Например, в п.п.2.1.5 сообщается о росте популярности короткого и неперегруженного контента, в результате потребления которого у потребителей отмечается снижение уровня критического мышления и способности к анализу контента. Мне это кажется очевидным упрощением проблемы, что недопустимо в документах уровня Доктрины. Разработчики проекта «не видят» проблему, - соответственно, не ставят цели ее решения. В частности, представляется, что «снижение уровня критического мышления и способности к анализу контента» связано в первую очередь с падением уровня образования нашего общества, его многолетним «оболваниванием». Соответственно, эта сфера нуждается в «лечении». 4. Имеется еще и другие подтверждения необходимости коррекции организации образования в нашей стране. Например, в проекте декларируется «трудолюбие и стремление к знаниям», однако каким образом привить их нашему обществу не указывается. Между тем президент К.Токаев неоднократно подчеркивал наличие у казахстанцев иждивенческих настроений, - проект не указывает путей от их избавления. 5. Существенные претензии по главе 2.2. «Особенности развития информационного пространства Республики Казахстан». Она практически не рассматривает существующие проблемы информационной безопасности, что ставит под сомнение эффективность документа в целом. Повод для этого возникает практически сразу с первого абзаца: «В стране осуществляют свою деятельность более 5 тысяч средств массовой информации. При этом на протяжении последних лет национальное медиапространство претерпевает значительную трансформацию. В настоящее время перед отраслью медиа в Республике Казахстан стоят новые вызовы по развитию СМИ и массовых коммуникаций». За внешней эффектной цифрой 5 тыс СМИ скрываются слабость этой сферы, неспособность эффективно противостоять деструктивному контенту и сохраняющееся негативное влияние иностранных СМИ, - об этом вообще не говорится! Зато предлагается «особое внимание необходимо уделить задачам обеспечения доступности информации и повышения доверия общества к СМИ», - каким образом общество будет доверять СМИ, не удовлетворяющим его актуальные потребности? * * * Еще пример: при рассмотрении печатных СМИ разработчики проекта сообщают, что их потребляют 9% наших граждан. Признавая, что «региональные телеканалы не пользуется популярностью среди населения», ни словом не упоминают о существовании аналогичной проблемы в печатных СМИ, финансируемых из государственного бюджета. При этом непонятно, осведомлены ли авторы документа о практически нулевой эффективности большинства казахстанских т.н. общественно-политических изданий (как на государственном, так и на русском языках)? Знают ли они о том, что наши госслужащие и работники бюджетных организаций несут на себе ежегодное бремя подписки на эти газеты, которые никто не читает? Понимают ли, что редакции этих изданий фактически вросли в бюрократический аппарат, привыкли к гарантированному финансированию независимо от содержания контента? Между тем, государство продолжает затрачивать огромные средства на их содержание, из года в год нехотя признавая их неэффективность. Почему, зачем? Согласен, что «в дальнейшем необходимо изменить подходы работы на рынке печатных изданий, рассмотреть механизмы государственной поддержки». Полагаю, что общество заинтересовано в получении информации о планах по коррекции этой работы. Главу 2 завершает аккуратный вывод о существовании «некоторой уязвимости отечественной информационной среды от внешнего деструктивного воздействия». Такие оценки явно не соответствуют реальным условиям. Уязвимость не «некоторая», а как минимум «существенная». * * * В главе 3.4 в числе цементирующих общество факторов упомянута история. Именно упомянута, далее о ней ни слова. Между тем, именно история как наука и образовательная дисциплина содержит огромный потенциал для консолидации общества, формирования и развития патриотизма, обеспечения информационной безопасности. Парадоксальна ситуация, когда в казахстанской школе этот учебный предмет превратился в один из самых скучных и непопулярных. В вузах самостоятельные исторические факультеты сокращаются, - так же как и число историков. Кто будет профессионально защищать страну от регулярных информационных нападок? В данном контексте существование этого пробела в проекте Доктрины представляется труднообъяснимым и подлежащим исправлению. Напомню, что в соответствии с логикой и вышеупомянутыми «Правилами…» структура доктрины должна содержать анализ текущей ситуации, который, в свою очередь, предполагает выявление проблемных аспектов. Эта задача в представленном к рассмотрению проекте, по моему мнению, была решена явно не эффективно. Последствием этого могут стать разработка малоэффективных мер и декларативный характер документа в целом, - в итоге мы будем иметь сохранение и усугубление в Казахстане проблем информационной безопасности. Подобное в нашей стране уже имело место. Принятая в 2011 году «Концепция информационной безопасности» изначально содержала невыполнимые цели и задачи. В частности, она явно оптимистично прогнозировала «обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан будет осуществлено в течение 5 лет». Решение других задач также было провалено, полностью или частично, убедитесь в этом сами: 1) развитие информационных технологий и телекоммуникаций; 2) будет обеспечено недопущение инцидентов, влекущих за собой несанкционированный доступ, потерю или искажение информации; 3) будет обеспечена ежегодная 100% аттестация государственных информационных систем по требованиям информационной безопасности; 4) уровень востребованности потребителями отечественной информационной продукции в 2012 году составит 35%, в 2013 году - 40%, в 2014 году - 45%, в 2015 - 50%, в 2016 - 55%; 5) доля отечественного контента в СМИ будет поддержана на уровне 50%; 6) увеличится доля граждан, имеющих доступ к сети Интернет, которая составит в 2012 году - 34,6%, в 2013 - 35,2%, в 2014 году - 35,8%, в 2015 году - 36%, в 2016 году - 36,6%; 7) к 2016 году уровень обеспечения устранения простоя информационных систем из-за проблем информационной безопасности сократится до 20 минут; 8) будет обеспечено производство отечественного компьютерного оборудования, комплектующих, периферийных устройств и программных продуктов; 9) повысится уровень инновационной активности промышленных предприятий; 10) будет усовершенствована нормативно-правовая база, регулирующая информационную сферу, в том числе в рамках международного сотрудничества; 11) будет совершенствована система кадрового обеспечения в области информационной безопасности и защиты государственных секретов.

28/12 - 16:55

Благодарим Вас за проявленный интерес к разработанной доктрине. Все Ваши замечания и предложения будут учтены. При наличии дополнительных предложений Министерство готово обсудить их с вами. Для организации встречи по обсуждению Доктрины необходимо обратиться в Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан по телефону 8 (7172) 74-05-35, 74-04-73.

ШИН АНТОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН... посмотреть текст 18/12 - 22:33

Министру информации и общественного развития Республики Казахстан г-ну Кыдырали Д.К. от Шин А.Г., адрес для переписки: город Алматы, улица Карасай батыра, 191а, ИИН 830906300404. Уважаемая Дархан Куандыкулы! В сети Интернет, по адресу: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14343421, был размещён проект информационной доктрины Республики Казахстан. Я внимательно прочёл текст доктрины и у меня возникло немало важных замечаний к опубликованному проекту. К сожалению, в тексте доктрины нет ни одного упоминания о таком явлении, как незаконное распространение иностранного спутникового вещания в регионах нашей страны. Нет ни слова о практике кабельных операторов в некоторых регионах нашей страны включать в пакеты своего вещания не поставленные на учёт иностранные телеканалы. Нет ни слова о полном отсутствии в стране автоматизированной системы мониторинга информационного пространства, которая бы вела мониторинг распространения не поставленных на учёт в Республике Казахстан иностранных телеканалов. Можно ли в этих условиях утверждать, что доктрина полностью отражает заявленную тему? Нет. Соответственно, в доктрине нет ни слова о намерениях государства в области борьбы с указанными выше явлениями. Как говорится, нет проблемы – нет, и методов борьбы с ними. Нет ни одного упоминания о том, что большинство операторов кабельного вещания, распространяющих не поставленные на учёт иностранные телевизионные каналы, лиц, распространяющих комплекты для приёма сигнала иностранных платформ спутникового телевидения, является субъектами малого бизнеса, в то время, как ряд операторов спутникового и кабельного вещания, чьи сети охватывают большую часть территории страны, соблюдающих законодательство в этой части, являются субъектами крупного предпринимательства. Вследствие этого, в силу действующего моратория на проверки субъектов малого предпринимательства, первые фактически имеют индульгенцию на совершение описанных выше правонарушений. В этой связи, настоящим прошу Вас внести необходимые корректировки в текст доктрины. О результатах рассмотрения настоящего обращения прошу сообщить в установленный законом срок. Шин А.Г.


Прикреплённые файлы:     Министру информации.docx

22/12 - 12:09

Благодарим Вас за обратную связь! В разделе 3.2 Информационной доктрины предусмотрено принятие нормативных изменений по совершенствованию законодательства в области антимонопольной защиты информационного рынка, обеспечение свободной конкуренции среди СМИ и стимулирование развития конкурентоспособной среды. Касательно незаконного распространения иностранного спутникового вещания сообщаем, что информационная доктрина РК ставит перед собой задачу по выработке эффективных механизмов сдерживания внешнего информационного влияния и наращивание информационного доминирования на региональном уровне. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.3 Информационной доктрины РК, в целях повышения конкурентоспособности отечественных СМИ, формирования качественного отечественного контента, увеличения его востребованности, а также снижения зависимости от иностранной информационной продукции предлагаются меры по выстраиванию сотрудничества между государством и обществом в сфере реагирования на угрозы негативного информационного воздействия, усиление механизма по противодействию дезинформации и нивелированию внешних информационных угроз. В частности, Министерством планируется принятие ряд законодательных и иных мер по ограничению распространения карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и(или) оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, не имеющих лицензию в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан («серые тарелки»).

СЕРИКОВ ДАНИЯР

«Об утверждении Информационной доктрины Республики... посмотреть текст 17/12 - 20:19

Добрый день, предлагаю обеспечить рекомендацию для СМИ, получающих госзаказ в размере более 80% их финансирования, наряду с социологами, психологами, креаторами, продюсерами нанимать одного-двух аналитиков, которые бы анализировали и отслеживали данные основных отраслей Казахстана - ГМК, энергетика, нефтегазовый сектор, строительство, финансовый сектор, сельское хозяйство, транспорт и так далее, чтобы они могли консультировать их журналистов по экономическим вопросам во избежание ошибок, а также чтобы они могли сами выступать в качестве профильных источников экспертной информации с комментариями в этих СМИ.

22/12 - 11:54

Благодарим Вас за обратную связь! Как было отмечено в Информационной доктрине с появлением феномена блогерства претерпели трансформацию классическое понятие традиционной журналистики и методы информирования аудитории. Наблюдается рост популярности короткого и неперегруженного контента. Потребители акцентируют внимание на эстетическом и визуальном содержании контента. В результате у потребителей отмечается снижение уровня критического мышления и способности к анализу контента, что приводит к увеличивению масштабов дезинформации и манипуляций общественным мнением. В этой связи, развитие отраслевой журналистики является актуальным на фоне быстроразвивающихся технологий. На основании вышеизложенного, в информационной доктрине Республики Казахстан поставлены задачи по определению и реализации новых механизмов повышения качества профессиональной подготовки всех представителей СМИ, повышению конкурентоспособности отечественной информационной продукции и всей сферы в целом. Кроме того, в пункте 4 раздела 3.2. «Политико-правовые меры совершенствования информационной политики» предусмотрено принятие нормативных изменений по решению вопросов по прохождению курсов повышения квалификации работников СМИ в целях освоения новых информационных трендов и цифровых технологий, а также развития отраслевой журналистики. В рамках этих задач будет проведена работа, направленная на повышение уровня отраслевой журналистики среди сотрудников редакции (журналистов).