Проект Водного кодекса Республики Казахстан
Краткое содержание: Принятие новой редакции Водного кодекса позволит продолжить работу по дальнейшему устойчивому развитию государства в целомСтатус: На рассмотрении
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Проект Закона Дата создания: 13/01/2023 Публичное обсуждение до: 27/01/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: Дата окончания онлайн-обсуждения:
Водный кодекс Республики Казахстан
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общая часть
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Право собственности и иные вещные права на водные объекты. Право водопользования
Глава 3. Государственное управление водными ресурсами
Глава 4. Государственное регулирование и контроль в области охраны и использования водного фонда
Параграф 1. Государственное планирование
Параграф 2. Государственный учет водного фонда
Параграф 3. Государственное нормирование, стандартизация и экспертиза
Параграф 4. Разрешения и уведомления
Параграф 5. Государственный контроль
Глава 5. Управление спросом в области охраны и использования водного фонда
Глава 6. Права и обязанности иных субъектов водных отношений. Производственный и общественный контроль
Глава 7. Гидротехнические сооружения
Особенная часть
Глава 8. Охрана и воспроизводство водного фонда
Глава 9. Водоснабжение и водоотведение населенных пунктов
Параграф 1. Системы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов
Параграф 2. Регулирование отношений в области водоснабжения и водоотведения населенных пунктов
Глава 10. Использование водных объектов и гидротехнических сооружений в отраслях экономики
Глава 11. Международное сотрудничество в области охраны и использования трансграничных водных объектов
Глава 12. Заключительные и переходные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
1) маловодный год – календарный год с девяностопятипроцентной обеспеченностью стока;
2) акватория – водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами;
3) питьевая вода – вода в ее естественном состоянии или после обработки, отвечающая по качеству установленным национальным стандартам и гигиеническим нормативам, предназначенная для удовлетворения питьевых и хозяйственных нужд;
4) безальтернативные источники питьевого водоснабжения – единственные для водопотребителей источники питьевого водоснабжения, замена которых невозможна и нецелесообразна;
5) бассейновый принцип управления – управление водным фондом по гидрографическим признакам в пределах водохозяйственных бассейнов, реализуемое при охране и использовании водных ресурсов;
6) водоотведение – совокупность мероприятий, обеспечивающих сбор, транспортировку, очистку и отведение сточных и дренажных вод через системы водоотведения в водные объекты, накопители сточных вод или рельеф местности;
7) дренажные воды – вода, собираемая и сбрасываемая коллекторно-дренажными сетями в водные объекты и (или) на рельефы местности;
8) накопители сточных вод – сооружения, предназначенные для естественной биологической очистки сточных вод (пруды-накопители, поля фильтрации и пруды-испарители);
9) водопользователь – физическое или юридическое лицо, которому в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обладает и реализует право водопользования;
10) водосбережение – система мер, обеспечивающая экономное и эффективное использование водных ресурсов;
11) подземные воды – постоянные или временные сосредоточения вод ниже поверхности земли, включающие определенный объем подземных вод в водоносном горизонте (горизонтах);
12) месторождение и участок подземных вод – пространственно ограниченная часть водоносной системы, в которой имеются благоприятные условия для добычи подземных вод определенного качества в количестве, достаточном для их целевого использования;
13) поверхностный водный объект – постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и водный режим;
14) многофакторное обследование – оценка технического состояния гидротехнических сооружений и основного оборудования, определение остаточного ресурса их элементов методом визуального осмотра и проведением комплекса инженерных исследований (геодезических, геофизических, геотехнических, гидрографических и других) в целях предупреждения вредного воздействия вод;
15) трубчатый фильтровый колодец – отрезок трубы с рядом отверстий, забиваемый в первый от поверхности водоносный горизонт;
16) сточные воды – воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека и получившие при этом дополнительные примеси (загрязнения), изменившие их первоначальный состав или физические свойства.
17) каналы, приравненные к рекам, – искусственные сооружения, предназначенные для переброски воды из одного бассейна в другой, из одной речной системы в другую, межгосударственные каналы, а также подводящий и отводящий каналы Коксарайского контррегулятора на реке Сырдарья;
18) точка выдела – место забора водных ресурсов водопотребителем из водного объекта, а также место передачи водных ресурсов от первичного водопотребителя к вторичному;
19) средство измерений – техническое средство, предназначенное для измерений и имеющее метрологические характеристики;
20) водосборная площадь – территория, в пределах границ которой формируются водные ресурсы водного объекта;
21) водоохранная зона – территория, шириной не менее пятисот метров, примыкающая к поверхностным водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод;
22) водоохранная полоса – территория шириной не менее тридцати пяти метров в пределах водоохранной зоны, прилегающая к поверхностному водному объекту, на которой устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности;
23) уполномоченный орган в области охраны и использования водного фонда (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий функции управления, контроля в области охраны и использования водного фонда;
24) водно-болотные угодья – районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов, естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шесть метров;
25) водоснабжение – совокупность мероприятий, обеспечивающих забор, хранение, подготовку, подачу и распределение водных ресурсов;
26) водообеспечение – совокупность мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения, окружающей среды и отраслей экономики в водных ресурсах;
27) особо важные групповые и локальные системы водоснабжения – групповые и локальные системы водоснабжения питьевой водой, имеющие приоритетность и социальную значимость и отнесенные к категории особо важных систем водоснабжения уполномоченным органом в области жилищно-коммунального хозяйства;
28) охрана водных объектов – система мер, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство водных объектов;
29) использование водных объектов – пользование водными объектами в качестве компонента природной среды;
30) бассейн водного объекта – территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных поверхностных и грунтовых вод;
31) водный режим – естественное или искусственное изменение во времени уровней, расходов и объемов поверхностных и подземных вод;
32) нормативы качества воды – количественные показатели предельных гидрохимической, микробиологической, физической характеристик воды, которые должны быть соблюдены для использования по целевому назначению;
33) водный сервитут – право ограниченного пользования водным объектом;
34) водозаборное сооружение – комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов;
35) гидроузел – группа технологически связанных гидротехнических сооружений различного назначения, расположенных в одном створе;
36) удельная норма водопотребления или водоотведения – установленное количество потребляемой или отводимой сточной воды на единицу производимой продукции (на определенный объем выполняемой работы) при водопотреблении;
37) укрупненная норма водопотребления или водоотведения – удельная норма водопотребления или водоотведения для отрасли экономики;
38) водное хозяйство – отрасль экономики, связанная с охраной, воспроизводством водного фонда и использованием водных ресурсов;
39) водохозяйственная система – комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений;
40) водохозяйственные организации – юридические лица, деятельность которых связана с регулированием, доставкой, воспроизводством водных ресурсов, водоснабжением, водоотведением, развитием и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
41) трансграничные водные объекты – поверхностные или подземные водные ресурсы, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах;
42) шахтный колодец – вертикальная горная выработка, глубина которой больше поперечного сечения, созданная для забора подземных вод в первом от поверхности водоносном горизонте в целях водоснабжения, осушения горных пород и отвода с поверхности земли атмосферных и поверхностных вод;
43) каптажное сооружение – инженерно-техническое сооружение, обеспечивающее вскрытие и использование подземных вод на их естественном выходе на поверхность земли;
44) водный фонд – совокупность поверхностных и подземных водных объектов в пределах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр;
45) водные ресурсы – вода, содержащаяся в поверхностных и подземных водных объектах, в том числе доступная для использования с учетом охраны от истощения, загрязнения;
46) гидротехническое сооружение – инженерное сооружение, включая объекты инженерно-технического обеспечения функционирования данного сооружения, используемое для забора и регулирования поверхностных вод, добычи и мониторинга подземных вод, водоотведения, закачки вод в недра, предупреждения вредного воздействия вод;
47) санация поверхностных водных объектов – восстановление гидрологического режима поверхностного водного объекта путем очистки от донных и иловых отложений, дноуглубительных, русловыпрямительных, берегоукрепительных и других работ;
48) регулирование поверхностного стока – распределение (перераспределение) речного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений в зависимости от водности года для удовлетворения потребности различных водопользователей в воде с учетом охраны водных объектов и недопущения вредного воздействия вод;
49) уполномоченный орган в области жилищно-коммунального хозяйства – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области водоснабжения и водоотведения населения;
50) сточные воды – воды:
использованные на производственные или бытовые нужды и получившие при этом дополнительные примеси загрязняющих веществ, изменившие их первоначальный состав или физические свойства;
дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, стекающие с территорий населенных пунктов и промышленных предприятий;
подземные воды, попутно забранные при проведении операций по недропользованию (карьерные, шахтные, рудничные воды, пластовые воды, добытые попутно с углеводородами).
Статья 2. Водное законодательство Республики Казахстан
1. Водное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международных договоров.
Статья 3. Цели и задачи водного законодательства Республики Казахстан
1. Целью водного законодательства является определение правовых основ, задач и принципов, а также механизмов реализации единой государственной политики и регулирования общественных отношений в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан.
2. Задачей водного законодательства Республики Казахстан является обеспечение правовых основ:
1) формирования и реализации государственной политики в области охраны и использования водного фонда;
2) водной безопасности Республики Казахстан;
3) деятельности субъектов водных отношений;
4) формирования и развития общенациональной политики водосбережения;
5) применения научно обоснованного подхода при управлении, охране, использовании, воспроизводстве водного фонда и развитии гидротехнических сооружений;
6) осуществления международного сотрудничества в области охраны и использования водного фонда.
Статья 4. Принципы водного законодательства Республики Казахстан
Правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны и использования водного фонда в Республике Казахстан основывается на следующих принципах:
1) признания воды как неотъемлемой части окружающей среды, основы жизнедеятельности населения и экономического развития;
2) приоритета охраны водного фонда;
3) справедливого и равного доступа к воде всех субъектов водных отношений;
4) первоочередного обеспечения населения питьевой водой гарантированного количества и качества;
5) признания государством экономической ценности водных ресурсов при их использовании;
6) комплексного использования поверхностных и подземных водных ресурсов;
7) принцип водосбережения:
научно обоснованное нормирование водопользования;
стимулирование деятельности субъектов водных отношений к экономному и эффективному использованию водных ресурсов
снижение непродуктивных потерь на всех уровнях водопользования;
просвещение и привитие населению бережного отношения к воде;
8) доступности информации о состоянии водного фонда;
9) привлечения общественности к решению задач по охране и использованию водного фонда;
10) привлечения к юридической ответственности за нарушения водного законодательства Республики Казахстан.
Статья 5. Отношения в области охраны и использования водного фонда, регулируемые водным и иным законодательством Республики Казахстан
1. Водное законодательство Республики Казахстан регулирует общественные отношения в области охраны и использования водного фонда, а также эксплуатации и развития гидротехнических сооружений.
2. Отношения в части земель, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, водных объектов особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, питьевого водоснабжения и водоотведения, ирригации и дренажа, государственного геологического изучения и разведки подземных вод, охраны подземных сооружений от вредного воздействия вод, безопасности гидротехнических сооружений, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на водных объектах, судоходства и мореплавания, а также иные отношения, возникающие при охране и использовании водного фонда, регулируются соответствующими отраслями законодательства и настоящим Кодексом.
3. Отношения, связанные с охраной и использованием трансграничных водных объектов, регулируются настоящим Кодексом, законодательством Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 6. Водная безопасность Республики Казахстан
1. Под водной безопасностью Республики Казахстан понимается часть национальной безопасности, выражающаяся в состоянии защищенности окружающей среды, населения и экономики от реальных и потенциальных угроз, связанных с истощением, загрязнением и засорением водного фонда, а также вредным воздействием вод.
2. Критериями водной безопасности являются:
1) соблюдение международных обязательств Республики Казахстан и приграничных стран в области охраны и использования трансграничных водных объектов;
2) обеспеченность населения питьевой водой и централизованным водоснабжением;
3) соблюдение принципов водосбережения;
4) проведение водоохранных мероприятий;
5) уровень технической безопасности гидротехнических сооружений;
6) своевременность и точность гидрометеорологических прогнозов;
7) защищенность от вредного воздействия вод;
3. Водная безопасность обеспечивается решениями и (или) действиями государственных органов, физических и юридических лиц, направленными на:
1) предотвращение и устранение негативных последствий истощения, загрязнения и засорения водного фонда;
- 9
- Комитет по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РК
- 1 1
- 673
- 2
- 2
БАЙКУБЕНОВА ЗАЙДА (Член Экспертного совета)
Водный кодекс Республики Казахстан... посмотреть текст 26/01 - 18:11
Еуразиялық өнеркәсіптік Ассоциациясы (бұдан әрі - ЕӨА) «Қазақстан Республикасының Су кодексі» жобасын және «Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне су ресурстарын қорғау және пайдалану мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасының Заңының жобасын қарап, келесіні хабарлайды. Еуразиялық өнеркәсіптік Ассоциациясы (бұдан әрі - ЕӨА) Қазақстан Республикасы Су кодексінің жобасын (бұдан әрі – СК жобасы), сондай-ақ «Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне су ресурстарын қорғау және пайдалану мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасы Заңының жобасын (бұдан әрі - ілеспе заң жобасы) қарап, төмендегідей ескертулері/ұсыныстары бар. СК жобасы бойынша 1. СК жобасының 75-бабы стратегиялық гидротехникалық құрылыстар (бұдан әрі-ГТҚ) бөлігінде ережелерді көздейді. Атап айтқанда, СК жобасының 75-бабы 1-тармағының 1) тармақшасына сәйкес су объектілерінде тікелей орналасқан ГТҚ стратегиялық ГТҚ-ға жатқызылды. Бұл ретте СК жобасының 75-бабының 2-тармағына сәйкес стратегиялық ГТҚ мемлекеттік меншікте болады, жалға, сенімгерлік басқаруға берілмейді және иеліктен шығаруға жатпайды. Қолданыстағы ГТҚ-ның бір бөлігі қазірдің өзінде жеке меншікте екенін және оларды мемлекеттік меншікке беру іс жүзінде мүмкін еместігін, ал кейбір жағдайда іс жүзінде мүмкін еместігін атап өткен жөн. Атап айтқанда, кейбір өнеркәсіптік кәсіпорындарда-ЕӨА мүшелерінде өндірістік қызметте пайдаланылатын және өндірістік циклге қатысатын су объектілерінде тікелей орналасқан ГТҚ меншік құқығында болады. Бүгінгі таңда жекелеген ГТҚ «Самұрық-Қазына» ұлттық әл-ауқат қоры» АҚ-ға тиесілі, бұл да СК жобасының 75-бабы 2-тармағының ережелеріне қайшы келеді. Осыған байланысты, СК жобасының 75-бабының 2-тармағында белгіленген тыйым салу (шектеу) ҚР Су кодегін қабылдаған күні жеке меншікте болатын, сондай-ақ квазимемлекеттік сектор субъектілерінің иелігінде болатын ГТҚ-ға қолданылмауы тиіс деп есептейміз. Бұдан басқа, аталған баптың 1 және 3-тармақтарының ережелерінің сәйкессіздігіне назар аударамыз. Мәселен, атап айтқанда, 1-тармақ стратегиялық болып табылатын ГТҚ түрлерін айқындайды. Сонымен қатар, 3-тармақта ерекше стратегиялық маңызы бар ГТҚ тізбесін ҚР Үкіметі айқындайтыны көрсетіледі. Бұл ретте ерекше стратегиялық маңызы бар ГТҚ-ны танудың салдары көрсетілмеген. Осыған байланысты СК жобасының 75-бабының ережелері елеулі пысықтауды талап етеді. 2. СК жобасының 1-бабының 46) тармақшасында ГТҚ ұғымының анықтамасы берілген. ГТҚ-ны жобалауға, салуға және пайдалануға байланысты мәселелерді реттейтін барлық нормативтік құқықтық актілерде ГТҚ ұғымын біркелкі анықтау қажет деп санаймыз. Ұсынылған СК редакциясының жобасында ГТҚ туралы өте тар түсінік берілген. Осыған байланысты СК жобасында «Гидротехникалық құрылыстардың қауіпсіздігі туралы» ҚР Заңының жобасында бекітілген ГТҚ ұғымын келтіруді ұсынамыз, ол ГТҚ ұғымын, түрлері мен нысаналы мақсатын толық көлемде ашады. Атап айтқанда, СК жобасының 1-бабының 46) тармақшасы мынадай редакцияда жазылсын: «46) гидротехникалық құрылыстар – су электр станциялары, бөгеттер, су төгетін, су ағызатын және су шығаратын құрылыстар, туннельдер, каналдар, магистральдық су құбырлары, сорғы станциялары; кеме қатынасы шлюздері, кеме көтергіштері; су шаруашылығы мақсатындағы су қоймаларын қоршайтын құрылыстар (бөгеттер); Қазақстан Республикасына тиесілі секторда орналасқан балық өткізу және балық қорғау құрылыстары трансшекаралық өзендер мен су айдындарының құрылыстары, су тасқынынан, су қоймаларының, өзендердің жағалаулары мен түбін қиратудан қорғауға арналған құрылыстар (бөгеттер); өнеркәсіптік және ауыл шаруашылығы ұйымдарының сұйық қалдықтарының қоймаларын қоршайтын құрылыстар (бөгеттер); арналардағы шайылып кетуден құрылғылар, сондай-ақ су ресурстарын пайдалануға және су мен сұйық қалдықтардың теріс әсерін болғызбауға арналған басқа да құрылыстар, ғимараттар, құрылғылар және өзге де объектілер;». 3. СК жобасының 90-бабында жер үсті су объектілерінде, су қорғау аймақтары мен белдеулерінде қызметті жүзеге асыруға тыйым салулар белгіленген. Тұрақты және маусымдық өзендердің арналарын, жасанды жер үсті су айдындарын бұру, су объектілеріне төгер алдында жер үсті ағындарын тазарту және техногендік суларды тазарту бойынша жаңа озық технологияларды қолдану жөніндегі шарттарды орындау кезінде қатты пайдалы қазбаларды (бұдан әрі – ҚПҚ) өндіруді ашық тәсілмен өндіруді жүзеге асыруға рұқсат беру бөлігінде СК жобасының 90-бабына толықтыруды ұсынамыз. Тиісті түзетулер ілеспе заң жобасына, оның ішінде «Жер қойнауы және жер қойнауын пайдалану туралы» ҚР Кодексіне және ҚР Экологиялық кодексіне де қажет болады. Сонымен қатар, ҚПҚ-ны ашық тәсілмен өндіруге рұқсат беру оны үнемді ететініне назар аударамыз, ал су қорғау аймақтары мен жолақтары бар ҚПҚ кен орындарында жерасты әдісімен өндіру көп жағдайда тиімсіз болып табылады. 4. СК жобасының 42-бабы 3-тармағының 1) тармақшасына сәйкес арнайы су пайдалануға шахталық және құбырлы сүзгі құдықтарын, сондай-ақ орталықтандырылған сумен жабдықтау үшін пайдаланылмайтын сулы белдеу бетінен біріншісінен тәулігіне бес текше метрден аспайтын барлық жағдайда суды алып, деңгейін мәжбүрлітөмендетпей жұмыс істейтін каптаждық құрылыстарды пайдалану кезінде коммерциялық емес мақсаттарда (өз қажеттіліктерін қанағаттандыру үшін) су ресурстарын алу жатпайды. Жоғарыда келтірілген нормада тәулігіне 5 текше метрдің орнына 50 текше метр көрсетілуі тиіс деп есептейміз, себебі бұл СК жобасының 43-бабы 3-тармағының ережелеріне сәйкес келеді. 5. СК жобасында су қабылдағыштарда, қалдық қоймаларында, жасанды су айдындарында, гидротехникалық құрылыстарда және жұмыс істеп тұрған ҚПҚ кен орындарында гидрологиялық және гидрогеологиялық мониторинг жүргізу бойынша талаптарды регламенттейтін құжаттарға сілтемелер жоқ. 6. СК жобасының 1-бабының 24) тармақшасында келтірілген сулы-батпақты жерлер ұғымын нақтылауды ұсынамыз, себебіі редакция негізінде кез-келген батпақты сулы-батпақты жерлерге жатқызуға болады. Мұндай объектілерді бөлу өлшемшарттары анықталуы керек деп санаймыз. 7. СК жобасының 82-бабының 3-тармағына сәйкес уәкілетті орган су объектісінің жеке алынған бассейні үшін жол берілетін ағызу нормативтерін белгілеу жөніндегі әдістемені әзірлейді. Осы ереженің ҚР Экологиялық кодексінің 36-бабының 12-тармағына сәйкес келмейтініне назар аударамыз. 8. СК жобасының 82-бабының 6-тармағына сәйкес сарқынды суларды ағынсыз су объектілеріне және оларға құятын өзендер мен бұлақтарға, шағын су объектілеріне, табиғи емдік қасиеттері бар, сондай-ақ емдеу-профилактикалық мақсаттар үшін қолайлы су объектілеріне ағызуға тыйым салынады. Бұл норма кәсіпкерлік субъектілеріне қатысты реттеуді күшейтеді. Осыған байланысты ҚР Кәсіпкерлік кодексінің (бұдан әрі - КК) талаптарына сәйкес реттеушілік әсерге талдау жүргізу қажет деп есептейміз. Норма реттеуші құралдарды қалыптастыру шарттарына - негізділік, орындылық, айқындылыққа сәйкес келмейді (КК 81-1-бабы). Сарқынды сулардың сапасы сарқынды емес су объектілеріндегі сулардың сапасына сәйкес келген жағдайда (немесе сарқынды сулар табиғи суға қарағанда таза болған кезде), мұндай ағызу су объектісінің жағдайына және оның экожүйесіне оң әсер етуі мүмкін. Бұдан басқа, осы тармақта «ағынсыз су объектілері және оларға, шағын су объектілеріне құятын өзендер мен бұлақтар» деген мынадай тұжырымдаманы алып тастау қажет, себебі бұл редакция осы баптың 2, 3 және 5-тармақтарына қайшы келеді. Аталған баптың 2-тармағына сәйкес жер үсті су объектілерін қорғау мақсатында ластаушы заттарды нормалау, яғни белгіленген норматив болған кезде жер үсті су объектілеріне төгуге жол беріледі, ал 6-тармақта жер үсті су объектілеріне төгуге және оның ішінде нормалауға тыйым салынғаны көрсетілген. 9. СК жобасының 94-бабы су объектілерінің жай-күйіне теріс әсер ететін құрылыстарды пайдалануға беруге тыйым салуды белгілейді. Бұл бап тазарту құрылыстары мен санитариялық-қорғау аймақтары жоқ өндірістік кешендерді пайдалануға беруге тыйым салу бөлігінде пысықтауды талап етеді деп санаймыз (3) тармақша 1-тармақ); су объектілерінің суару объектілерімен тікелей байланысының болмауы (2-тармақ); жерді рекультивациялау жөніндегі жұмыстарды аяқтамай су шаруашылығы объектілерін пайдалануға беруге тыйым салу (3-тармақ). 10. СК жобасының 95-бабының 3-тармағында, егер бұл жер асты суларының жай-күйіне әсер етсе немесе әсер етуі мүмкін болса, жерді сарқынды сулармен суаруға тыйым салынады. Бұл бап нақтылауды қажет етеді деп санаймыз, себебі тазартылған сарқынды сулармен суару оң әсер етуі мүмкін және халықаралық тәжірибе болып табылады. Ілеспе заң жобасы бойынша қоса беріліп отырған салыстырмалы кестеде берілген ҚР Экологиялық кодексіне ұсыныстар бар. Жоғарыда айтылғандар негізінде СК жобасы мен ілеспе заң жобасы пысықтауды талап етеді. Евразийская промышленная Ассоциация (далее - ЕПА), рассмотрев проект Водного кодекса Республики Казахстан (далее – проект ВК), а также проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны и использования водных ресурсов» (далее – сопутствующий законопроект), имеет нижеследующие замечания/предложения. По проекту ВК 1. Статья 75 проекта ВК предусматривает положения в части стратегических гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В частности, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 75 проекта ВК к стратегическим ГТС отнесены ГТС, непосредственно расположенные на водных объектах. При этом согласно пункту 2 статьи 75 проекта ВК стратегические ГТС находятся в государственной собственности, не могут быть переданы в аренду, доверительное управление и не подлежат отчуждению. Необходимо отметить тот факт, что часть действующих ГТС уже находятся в частной собственности и их передача в государственную собственность нецелесообразна, а в ряде случаев практически невозможна. В частности, у некоторых промышленных предприятий-членов ЕПА имеются на праве собственности ГТС, непосредственно расположенные на водных объектах, которые используются в производственной деятельности и задействованы в производственном цикле. Отдельные ГТС на сегодняшний день также принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», что также будет противоречить положениям пункта 2 статьи 75 проекта ВК. В этой связи считаем, что запрет (ограничение), установленный пунктом 2 статьи 75 проекта ВК не должен распространяться на ГТС, которые на дату принятия Водного кодека РК уже находятся в частной собственности, а также находятся во владении субъектов квазигосударственного сектора. Кроме того, обращаем внимание на несоответствие положений пунктов 1 и 3 указанной статьи. Так, в частности, пункт 1 определяет виды ГТС, которые являются стратегическими. Между тем в пункте 3 указывается, что перечень ГТС, имеющих особое стратегическое значение, определяется Правительством РК. При этом не отражены последствия признания ГТС, имеющими особое стратегическое значение. В связи с чем положения статьи 75 проекта ВК требуют существенной доработки. 2. В подпункте 46) статьи 1 проекта ВК приводится определение понятия ГТС. Полагаем, что необходимо единообразное определение понятия ГТС во всех нормативных правовых актах, регулирующих вопросы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией ГТС. В предлагаемой проекте ВК редакции дается очень узкое понятие ГТС. В связи с чем предлагаем привести в проекте ВК понятие ГТС, закрепленное в проекте Закона РК «О безопасности гидротехнических сооружений», которое в полном объеме раскрывает понятие, виды и целевое назначение ГТС. В частности, предлагаем подпункт 46) статьи 1 проекта ВК изложить в следующей редакции: «46) гидротехнические сооружения – гидроэлектростанции, плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, магистральные водопроводы, насосные станции; судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения (дамбы), ограждающие водохранилища водохозяйственного назначения; рыбопропускные и рыбозащитные сооружения, расположенные в принадлежащем Республике Казахстан секторе трансграничных рек и водоёмов; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;». 3. В статье 90 проекта ВК установлены запреты осуществления деятельности на поверхностных водных объектах, в водоохранных зонах и полосах. Предлагаем дополнить статью 90 проекта ВК в части разрешения осуществлять добычу твердых полезных ископаемых (далее – ТПИ) открытым способом при выполнении условий по отведению русел постоянных и сезонных рек, искусственных поверхностных водоемов, очистке поверхностных стоков перед сбросом в водные объекты и применению новых наилучших технологий по очистке техногенных вод. Соответствующие поправки также потребуются в сопутствующий законопроект, в том числе в Кодекс РК «О недрах и недропользовании» и Экологический кодекс РК. Дополнительно обращаем внимание на то, что разрешение осуществлять добычу ТПИ открытым способом сделает ее рентабельной, тогда как добыча подземным способом на месторождениях ТПИ при водоохранных зонах и полосах в большинстве случаях является нерентабельной. 4. Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 42 проекта ВК к специальному водопользованию не относится забор водных ресурсов в некоммерческих целях (для удовлетворения собственных нужд) при использовании шахтных и трубчатых фильтровых колодцев, а также каптажных сооружений, работающих без принудительного понижения уровня с изъятием воды во всех случаях не более пяти кубических метров в сутки из первого от поверхности водоносного горизонта, неиспользуемого для централизованного водоснабжения. Полагаем, что вместо 5 кубических метров в сутки в вышеприведенной норме должно быть указано 50 кубических метров, поскольку это согласуется с положениями пункта 3 статьи 43 проекта ВК. 5. В проекте ВК отсутствуют ссылки на документы, которые регламентируют требования по проведению гидрологического и гидрогеологического мониторинга на водозаборах, хвостохранилищах, искусственных водоемах, гидротехнических сооружениях и действующих месторождениях ТПИ. 6. Предлагаем уточнить понятие водно-болотные угодья, приведенное в подпункте 24) статьи 1 проекта ВК, поскольку исходя из редакции любое болото можно отнести к водно-болотным угодьям. Считаем, что должны быть определены критерии отнесения таких объектов. 7. В соответствии с пунктом 3 статьи 82 проекта ВК уполномоченный орган разрабатывает методику по установлению нормативов допустимого сброса для отдельно взятого бассейна водного объекта. Обращаем внимание на несоответствие данного положения пункту 12 статьи 36 Экологического кодекса РК. 8. Согласно пункту 6 статьи 82 проекта ВК запрещается сброс сточных вод в бессточные водные объекты и впадающие в них реки и родники, в малые водные объекты, в водные объекты, обладающие природными лечебными свойствами, а также благоприятные для лечебно-профилактических целей. Данная норма ужесточает регулирование в отношении субъектов предпринимательства. В связи с чем полагаем необходимым проведение анализа регуляторного воздействия в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса РК (далее - ПК). Норма не соответствует условиям формирования регуляторных инструментов – обоснованности, исполнимости, определенности (статья 81-1 ПК). В случае соответствия качества сточных вод качеству вод в бессточных водных объектах (либо когда сточные воды чище природной), то такой сброс может положительно влиять на состояние водного объекта и его экосистему. Кроме того, в данном пункте необходимо исключить следующую формулировку «бессточные водные объекты и впадающие в них реки и родники, в малые водные объекты», так как данная редакция противоречит пунктам 2, 3 и 5 данной статьи. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в целях охраны поверхностных водных объектов проводится нормирование загрязняющих веществ, т.е. сброс в поверхностные водные объекты допустим при наличии установленного норматива, тогда как в пункте 6 указано, что запрещен сброс в поверхностные водные объекты, и нормирование в том числе. 9. Статья 94 проекта ВК устанавливает запрет ввода в эксплуатацию сооружений, отрицательно влияющих на состояние водных объектов. Считаем, что данная статья требует доработки в части запрета ввода в эксплуатацию производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон (подпункт 3) пункт 1); отсутствия прямой связи водных объектов с объектами орошения (пункт 2); запрета ввода в эксплуатацию водохозяйственных объектов без завершения работ по рекультивации земель (пункт 3). 10. Пунктом 3 статьи 95 проекта ВК запрещается орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных вод. Считаем, что данная статья требует доработки, так как орошение очищенными сточными водами может повлиять положительно и является международной практикой. По сопутствующему законопроекту имеются предложения в Экологический кодекс РК, изложенные в прилагаемой сравнительной таблице. На основании вышеизложенного проект ВК и сопутствующий законопроект требуют доработки.
Прикреплённые файлы:     0166 МЭПР ВК.pdf     Исх-20-0064 (26.01.2023) прилож к.docx     Исх-20-0064 (26.01.2023) прилож р.docx
27/01 - 11:33
Комментарий жазғанынызға рахмет. Сіздің ұсыныстарыныз заң жобаға пысықтау жасаған кезде енгізіледі.
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Водный кодекс Республики Казахстан... посмотреть текст 02/02 - 18:00 / Подписаться
заключение ИЗПИ
Прикреплённые файлы:     заключение ИЗПИ.pdf
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Водный кодекс Республики Казахстан... посмотреть текст 20/01 - 16:50
Согласно пункту 45 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 необходимо направить уведомление в Институт законодательства о размещении проекта закона на интернет-портале открытых НПА для получения (экспертных) заключений
25/01 - 10:49
Извещение о размещении проекта Водного кодекса Республики Казахстан на портале открытых НПА было направлено 16 января 2023 года письмом № 05-29/133-И (копия прилагается).
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Водный кодекс Республики Казахстан... посмотреть текст 20/01 - 16:50
Согласно пункту 45 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 необходимо направить уведомление в Институт законодательства о размещении проекта закона на интернет-портале открытых НПА для получения (экспертных) заключений
25/01 - 10:48
Извещение о размещении проекта Водного кодекса Республики Казахстан на портале открытых НПА было направлено 16 января 2023 года письмом № 05-29/133-И (копия прилагается).
ТОНКОБАЕВА АЛИЯ (Другие)
Водный кодекс Республики Казахстан... посмотреть текст 26/01 - 22:35
Уважаемые разработчики, учитывая то, что к 2040 году прогнозируется дефицит водных ресурсов в РК в объёме 50% от потребностей и это связано прежде всего с последствиями изменения климата, климатическая проблематика получила достаточно слабое отражение в проекте Водного кодекса. А ведь именно эти последствия будут определять наличие того ресурса, для управления которого принимается данный кодекс. ПЕРВОЕ: Такие функции как "проводят в пределах своей компетенции оценку уязвимости к изменению климата; определяют в пределах своей компетенции приоритеты и меры по адаптации к изменению климата; осуществляют в пределах своей компетенции меры по адаптации к изменению климата; осуществляют мониторинг и оценку эффективности мер по адаптации к изменению климата, определенных в пределах своей компетенции, и корректируют эти меры на основе результатов мониторинга и оценки" прописаны в данной редакции только в компетенции местных исполнительных органов, у которых на это нет ни ресурсов, ни знаний. Предлагаю включить те же фукнции и В СТАТЬЮ 20, чтобы уполномоченный орган мог заниматься этими мегаважными вопросами в рамках своей - более широкой - компетенции. ВТОРОЕ: Дополнительно к этому, в компетенцию уполномоченного органа (СТАТЬЯ 20) и научно-исследовательского и аналитического центра водных ресурсов Республики Казахстан (СТАТЬЯ 25) включить функцию по повышению потенциала местных исполнительных органов по управлению водными ресурсами в условиях меняющегося климата и повышающейся засушливости. ТРЕТЬЕ: Предлагаю усилить климатический компонент в СТАТЬЯХ 26 и 27: национальный план интегрированного управления водными ресурсами и бассейновые планы должны учитывать изменение климата не "просто" среди прочего, а в первую очередь. Поскольку Национальный план, как указано в п. 3 статьи 26, "является основой разработки Национального плана развития Республики Казахстан, Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан, плана территориального развития страны, концепций развития отраслей (сфер), национальных проектов, планов развития государственных органов, планов развития области, города республиканского значения, столицы, планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний", если климатические вызовы в национальном и бассейновом плане не прозвучат сильно и серьёзно, то остальных планах более низкого уровня они вообще потеряются. При этом последствия изменения климата в водном секторе уже дают о себе знать через сокращение стоков и понижение уровня подземных вод, сельчане вынуждены углублять колодцы и ставить более мощные насосы и эти расходы ложаться на них самих. В связи с этим - ЧЕТВЁРТОЕ: в статье 18 в компетенцию Правительства РК внести разработку мер по адаптации населения Казахстана к усиливающейся засушливости климата.
27/01 - 11:29
спасибо за комментарий. Ваши предложения будут учтены при доработке законопроекта