Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект Водного кодекса Республики Казахстан

Краткое содержание: Принятие новой редакции Водного кодекса позволит продолжить работу по дальнейшему устойчивому развитию государства в целом
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 13/01/2023 17:12:16
Публичное обсуждение до: 27/01/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:
Приложенные документы:

Водный кодекс Республики Казахстан

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общая часть

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Право собственности и иные вещные права на водные объекты. Право водопользования

Глава 3. Государственное управление водными ресурсами

Глава 4. Государственное регулирование и контроль в области охраны и использования водного фонда

Параграф 1. Государственное планирование

Параграф 2. Государственный учет водного фонда

Параграф 3. Государственное нормирование, стандартизация и экспертиза

Параграф 4. Разрешения и уведомления

Параграф 5. Государственный контроль

Глава 5. Управление спросом в области охраны и использования водного фонда

Глава 6. Права и обязанности иных субъектов водных отношений. Производственный и общественный контроль

Глава 7. Гидротехнические сооружения

Особенная часть

Глава 8. Охрана и воспроизводство водного фонда

Глава 9. Водоснабжение и водоотведение населенных пунктов

Параграф 1. Системы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов

Параграф 2. Регулирование отношений в области водоснабжения и водоотведения населенных пунктов

Глава 10. Использование водных объектов и гидротехнических сооружений в отраслях экономики

Глава 11. Международное сотрудничество в области охраны и использования трансграничных водных объектов

Глава 12. Заключительные и переходные положения

 

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

1) маловодный год – календарный год с девяностопятипроцентной обеспеченностью стока;

2) акватория – водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами;

3) питьевая вода – вода в ее естественном состоянии или после обработки, отвечающая по качеству установленным национальным стандартам и гигиеническим нормативам, предназначенная для удовлетворения питьевых и хозяйственных нужд;

4) безальтернативные источники питьевого водоснабжения – единственные для водопотребителей источники питьевого водоснабжения, замена которых невозможна и нецелесообразна;

5) бассейновый принцип управления – управление водным фондом по гидрографическим признакам в пределах водохозяйственных бассейнов, реализуемое при охране и использовании водных ресурсов;

6) водоотведение – совокупность мероприятий, обеспечивающих сбор, транспортировку, очистку и отведение сточных и дренажных вод через системы водоотведения в водные объекты, накопители сточных вод или рельеф местности;

7) дренажные воды – вода, собираемая и сбрасываемая коллекторно-дренажными сетями в водные объекты и (или) на рельефы местности;

8) накопители сточных вод – сооружения, предназначенные для естественной биологической очистки сточных вод (пруды-накопители, поля фильтрации и пруды-испарители);

9) водопользователь – физическое или юридическое лицо, которому в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обладает и реализует право водопользования;

10) водосбережение – система мер, обеспечивающая экономное и эффективное использование водных ресурсов;

11) подземные воды – постоянные или временные сосредоточения вод ниже поверхности земли, включающие определенный объем подземных вод в водоносном горизонте (горизонтах);

12) месторождение и участок подземных вод – пространственно ограниченная часть водоносной системы, в которой имеются благоприятные условия для добычи подземных вод определенного качества в количестве, достаточном для их целевого использования;

13) поверхностный водный объект – постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и водный режим;

14) многофакторное обследование – оценка технического состояния гидротехнических сооружений и основного оборудования, определение остаточного ресурса их элементов методом визуального осмотра и проведением комплекса инженерных исследований (геодезических, геофизических, геотехнических, гидрографических и других) в целях предупреждения вредного воздействия вод;

15) трубчатый фильтровый колодец – отрезок трубы с рядом отверстий, забиваемый в первый от поверхности водоносный горизонт;

16) сточные воды – воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека и получившие при этом дополнительные примеси (загрязнения), изменившие их первоначальный состав или физические свойства.

17) каналы, приравненные к рекам, – искусственные сооружения, предназначенные для переброски воды из одного бассейна в другой, из одной речной системы в другую, межгосударственные каналы, а также подводящий и отводящий каналы Коксарайского контррегулятора на реке Сырдарья;

18) точка выдела – место забора водных ресурсов водопотребителем из водного объекта, а также место передачи водных ресурсов от первичного водопотребителя к вторичному;

19) средство измерений – техническое средство, предназначенное для измерений и имеющее метрологические характеристики;

20) водосборная площадь – территория, в пределах границ которой формируются водные ресурсы водного объекта;

21) водоохранная зона – территория, шириной не менее пятисот метров, примыкающая к поверхностным водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод;

22) водоохранная полоса – территория шириной не менее тридцати пяти метров в пределах водоохранной зоны, прилегающая к поверхностному водному объекту, на которой устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности;

23) уполномоченный орган в области охраны и использования водного фонда (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий функции управления, контроля в области охраны и использования водного фонда;

24) водно-болотные угодья – районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов, естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шесть метров;

25) водоснабжение – совокупность мероприятий, обеспечивающих забор, хранение, подготовку, подачу и распределение водных ресурсов;

26) водообеспечение – совокупность мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения, окружающей среды и отраслей экономики в водных ресурсах;

27) особо важные групповые и локальные системы водоснабжения – групповые и локальные системы водоснабжения питьевой водой, имеющие приоритетность и социальную значимость и отнесенные к категории особо важных систем водоснабжения уполномоченным органом в области жилищно-коммунального хозяйства;

28) охрана водных объектов – система мер, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство водных объектов;

29) использование водных объектов – пользование водными объектами в качестве компонента природной среды;

30) бассейн водного объекта – территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных поверхностных и грунтовых вод;

31) водный режим – естественное или искусственное изменение во времени уровней, расходов и объемов поверхностных и подземных вод;

32) нормативы качества воды – количественные показатели предельных гидрохимической, микробиологической, физической характеристик воды, которые должны быть соблюдены для использования по целевому назначению;

33) водный сервитут – право ограниченного пользования водным объектом;

34) водозаборное сооружение – комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов;

35) гидроузел – группа технологически связанных гидротехнических сооружений различного назначения, расположенных в одном створе;

36) удельная норма водопотребления или водоотведения – установленное количество потребляемой или отводимой сточной воды на единицу производимой продукции (на определенный объем выполняемой работы) при водопотреблении;

37) укрупненная норма водопотребления или водоотведения – удельная норма водопотребления или водоотведения для отрасли экономики;

38) водное хозяйство – отрасль экономики, связанная с охраной, воспроизводством водного фонда и использованием водных ресурсов;

39) водохозяйственная система – комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений;

40) водохозяйственные организации – юридические лица, деятельность которых связана с регулированием, доставкой, воспроизводством водных ресурсов, водоснабжением, водоотведением, развитием и эксплуатацией гидротехнических сооружений;

41) трансграничные водные объекты – поверхностные или подземные водные ресурсы, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах;

42) шахтный колодец – вертикальная горная выработка, глубина которой больше поперечного сечения, созданная для забора подземных вод в первом от поверхности водоносном горизонте в целях водоснабжения, осушения горных пород и отвода с поверхности земли атмосферных и поверхностных вод;

43) каптажное сооружение – инженерно-техническое сооружение, обеспечивающее вскрытие и использование подземных вод на их естественном выходе на поверхность земли;

44) водный фонд – совокупность поверхностных и подземных водных объектов в пределах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр;

45) водные ресурсы – вода, содержащаяся в поверхностных и подземных водных объектах, в том числе доступная для использования с учетом охраны от истощения, загрязнения;

46) гидротехническое сооружение – инженерное сооружение, включая объекты инженерно-технического обеспечения функционирования данного сооружения, используемое для забора и регулирования поверхностных вод, добычи и мониторинга подземных вод, водоотведения, закачки вод в недра, предупреждения вредного воздействия вод;

47) санация поверхностных водных объектов – восстановление гидрологического режима поверхностного водного объекта путем очистки от донных и иловых отложений, дноуглубительных, русловыпрямительных, берегоукрепительных и других работ;

48) регулирование поверхностного стока – распределение (перераспределение) речного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений в зависимости от водности года для удовлетворения потребности различных водопользователей в воде с учетом охраны водных объектов и недопущения вредного воздействия вод;

49) уполномоченный орган в области жилищно-коммунального хозяйства – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области водоснабжения и водоотведения населения;

50) сточные воды – воды:

использованные на производственные или бытовые нужды и получившие при этом дополнительные примеси загрязняющих веществ, изменившие их первоначальный состав или физические свойства;

дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, стекающие с территорий населенных пунктов и промышленных предприятий;

подземные воды, попутно забранные при проведении операций по недропользованию (карьерные, шахтные, рудничные воды, пластовые воды, добытые попутно с углеводородами).

 

Статья 2. Водное законодательство Республики Казахстан

1. Водное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международных договоров.

 

Статья 3. Цели и задачи водного законодательства Республики Казахстан

1. Целью водного законодательства является определение правовых основ, задач и принципов, а также механизмов реализации единой государственной политики и регулирования общественных отношений в области охраны и использования водного фонда Республики Казахстан.

2. Задачей водного законодательства Республики Казахстан является обеспечение правовых основ:

1) формирования и реализации государственной политики в области охраны и использования водного фонда;

2) водной безопасности Республики Казахстан;

3) деятельности субъектов водных отношений;

4) формирования и развития общенациональной политики водосбережения;

5) применения научно обоснованного подхода при управлении, охране, использовании, воспроизводстве водного фонда и развитии гидротехнических сооружений;

6) осуществления международного сотрудничества в области охраны и использования водного фонда.

 

Статья 4. Принципы водного законодательства Республики Казахстан

Правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны и использования водного фонда в Республике Казахстан основывается на следующих принципах:

1) признания воды как неотъемлемой части окружающей среды, основы жизнедеятельности населения и экономического развития;

2) приоритета охраны водного фонда;

3) справедливого и равного доступа к воде всех субъектов водных отношений;

4) первоочередного обеспечения населения питьевой водой гарантированного количества и качества;

5) признания государством экономической ценности водных ресурсов при их использовании;

6) комплексного использования поверхностных и подземных водных ресурсов;

7) принцип водосбережения:

научно обоснованное нормирование водопользования;

стимулирование деятельности субъектов водных отношений к экономному и эффективному использованию водных ресурсов

снижение непродуктивных потерь на всех уровнях водопользования;

просвещение и привитие населению бережного отношения к воде;

8) доступности информации о состоянии водного фонда;

9) привлечения общественности к решению задач по охране и использованию водного фонда;

10) привлечения к юридической ответственности за нарушения водного законодательства Республики Казахстан.

 

Статья 5. Отношения в области охраны и использования водного фонда, регулируемые водным и иным законодательством Республики Казахстан

1. Водное законодательство Республики Казахстан регулирует общественные отношения в области охраны и использования водного фонда, а также эксплуатации и развития гидротехнических сооружений.

2. Отношения в части земель, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, водных объектов особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, питьевого водоснабжения и водоотведения, ирригации и дренажа, государственного геологического изучения и разведки подземных вод, охраны подземных сооружений от вредного воздействия вод, безопасности гидротехнических сооружений, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на водных объектах, судоходства и мореплавания, а также иные отношения, возникающие при охране и использовании водного фонда, регулируются соответствующими отраслями законодательства и настоящим Кодексом.

3. Отношения, связанные с охраной и использованием трансграничных водных объектов, регулируются настоящим Кодексом, законодательством Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

 

Статья 6. Водная безопасность Республики Казахстан

1. Под водной безопасностью Республики Казахстан понимается часть национальной безопасности, выражающаяся в состоянии защищенности окружающей среды, населения и экономики от реальных и потенциальных угроз, связанных с истощением, загрязнением и засорением водного фонда, а также вредным воздействием вод.

2. Критериями водной безопасности являются:

1) соблюдение международных обязательств Республики Казахстан и приграничных стран в области охраны и использования трансграничных водных объектов;

2) обеспеченность населения питьевой водой и централизованным водоснабжением;

3) соблюдение принципов водосбережения;

4) проведение водоохранных мероприятий;

5) уровень технической безопасности гидротехнических сооружений;

6) своевременность и точность гидрометеорологических прогнозов;

7) защищенность от вредного воздействия вод;

3. Водная безопасность обеспечивается решениями и (или) действиями государственных органов, физических и юридических лиц, направленными на:

1) предотвращение и устранение негативных последствий истощения, загрязнения и засорения водного фонда;

  • 9
  • Комитет водного хозяйства Министерства водных ресурсов и ирригации РК
  • 1 1
  • 2920
  • 2
  • 2

Комментарий

ТОНКОБАЕВА АЛИЯ (Другие)

Водный кодекс Республики Казахстан... посмотреть текст 26/01 - 22:35 /

Уважаемые разработчики, учитывая то, что к 2040 году прогнозируется дефицит водных ресурсов в РК в объёме 50% от потребностей и это связано прежде всего с последствиями изменения климата, климатическая проблематика получила достаточно слабое отражение в проекте Водного кодекса. А ведь именно эти последствия будут определять наличие того ресурса, для управления которого принимается данный кодекс. ПЕРВОЕ: Такие функции как "проводят в пределах своей компетенции оценку уязвимости к изменению климата; определяют в пределах своей компетенции приоритеты и меры по адаптации к изменению климата; осуществляют в пределах своей компетенции меры по адаптации к изменению климата; осуществляют мониторинг и оценку эффективности мер по адаптации к изменению климата, определенных в пределах своей компетенции, и корректируют эти меры на основе результатов мониторинга и оценки" прописаны в данной редакции только в компетенции местных исполнительных органов, у которых на это нет ни ресурсов, ни знаний. Предлагаю включить те же фукнции и В СТАТЬЮ 20, чтобы уполномоченный орган мог заниматься этими мегаважными вопросами в рамках своей - более широкой - компетенции. ВТОРОЕ: Дополнительно к этому, в компетенцию уполномоченного органа (СТАТЬЯ 20) и научно-исследовательского и аналитического центра водных ресурсов Республики Казахстан (СТАТЬЯ 25) включить функцию по повышению потенциала местных исполнительных органов по управлению водными ресурсами в условиях меняющегося климата и повышающейся засушливости. ТРЕТЬЕ: Предлагаю усилить климатический компонент в СТАТЬЯХ 26 и 27: национальный план интегрированного управления водными ресурсами и бассейновые планы должны учитывать изменение климата не "просто" среди прочего, а в первую очередь. Поскольку Национальный план, как указано в п. 3 статьи 26, "является основой разработки Национального плана развития Республики Казахстан, Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан, плана территориального развития страны, концепций развития отраслей (сфер), национальных проектов, планов развития государственных органов, планов развития области, города республиканского значения, столицы, планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний", если климатические вызовы в национальном и бассейновом плане не прозвучат сильно и серьёзно, то остальных планах более низкого уровня они вообще потеряются. При этом последствия изменения климата в водном секторе уже дают о себе знать через сокращение стоков и понижение уровня подземных вод, сельчане вынуждены углублять колодцы и ставить более мощные насосы и эти расходы ложаться на них самих. В связи с этим - ЧЕТВЁРТОЕ: в статье 18 в компетенцию Правительства РК внести разработку мер по адаптации населения Казахстана к усиливающейся засушливости климата.

Комитет водного хозяйства Министерства водных ресурсов и ирригации РК 27/01 - 11:29

спасибо за комментарий. Ваши предложения будут учтены при доработке законопроекта