Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Проект концепции проекта закона Дата создания: 16/01/2023 00:00:00 Публичное обсуждение до: 06/02/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 06/02/2023 12:30:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 06/02/2023 18:00:00
1. Название проекта закона
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (далее - проект Закона).
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
Настоящая концепция разработана в целях реализации поручения по пересмотру Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиа-сферы, озвученного Президентом Республики Казахстан К.К. Токаевым в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года.
О необходимости совершенствования законодательства о массовой информации указано в Концептуальном плане законотворческой работы на 2021-2026 годы, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 24 мая 2021 года № 582.
Повышение статуса журналиста требует наличия эффективных механизмов защиты прав журналистов, о чем не раз заявляло профессиональное сообщество. Сфера журналистики как социальный институт, занимающийся поиском и трансляцией важной общественной информации, должна обладать необходимыми правовыми гарантиями. Работа по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях должна качественно изменить основы правового регулирования законодательства о средствах массовой информации.
Для разработки вышеуказанных изменений и дополнений, предлагается совместно с активным привлечением общественности и представителей отрасли проведение встреч и обсуждений, для дальнейшего их внедрения в «Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».
С целью реализации вышеуказанных инициатив предлагается внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.
2.1. Усиление ответственности за воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста.
На сегодняшний день нормы по защите журналистов в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» отсутствуют. Согласно статистике правоприменительной практики, за последние 5 лет по статье 158 Уголовного Кодекса Республики Казахстан зарегистрировано всего 9 фактов досудебного расследования. Тем не менее журналисты регулярно отмечают нарушения связанные с из профессиональной деятельностью, что в первую очередь указывает на необходимость дополнительного введения административной ответственности.
В качестве решения данной проблемы, предлагается частичная декриминализации части первой статьи 158 Уголовного Кодекса Республики Казахстан путем переноса в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
В то же время, ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия или угрозы его применения в отношении журналиста или его близких либо с повреждением или уничтожением их имущества, останется в Уголовном Кодексе РК.
3. Результаты публичного обсуждения
Внесенные рекомендации будут рассмотрены и учтены в ходе дальнейшей разработки проекта.
№ | Предлагаемое решение | Отношение общественности (целевых групп) |
4. Цели принятия проекта закона
Законопроект разработан в целях исполнения поручения Президента Республики Казахстан, а также совершенствования законодательства в сфере масс-медиа, которое будет направлено на повышении статуса журналиста и усиления механизмов защиты прав журналистов.
5. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения в области масс-медиа в Республике Казахстан.
6. Структура и содержание проекта закона
Проект Закона состоит из 2 статей.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие Закона усилит правовые гарантии для журналистов в Республике Казахстан.
Проект Закона после его принятия обеспечит соответствие отраслевого закона актуальным интересам государства, запросам общества и современным тенденциям развития медиа-сферы.
Принятие проекта Закона не влечет за собой отрицательных социально-экономических последствий, и будет способствовать:
В целом принятие Закона позволит выстроить общественные отношения между субъектами информации, в том числе государственных органов.
Предлагаемые новшества будут содействовать улучшению позиций Казахстана в международных рейтингах и оценках.
Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия проекта закона не предполагается.
8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Принятие проекта Закона не потребует выделения дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Не требуется.
- 4
- Министерство информации и общественного развития РК
- 1 0
- 247
- 2
- 0
БИРЖАНОВА ГУЛЬМИРА (Другие)
В качестве решения данной проблемы, предлагается ч... посмотреть текст 25/01 - 10:49
Частичная декриминализации части первой статьи 158 УК РК путем переноса в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» должна быть реализована иным способом, Есть разные виды покушений на профессиональную деятельность журналистов. При наличии таких составов как - повреждение аппаратуры , побои в лифте, использование средств для блокировок дверей и использование газовых баллонов -должна быть предусмотрена уголовная ответственность . Использование цензуры, вынесли на руках из акимата, не пускают на заседания , запретили использовать диктофон на открытых судебных процессах, нарушения прав при освещении митинга и других мероприятий, а также множество таких правонарушений, где нет уголовного состава, то в этом случае должна быть дополнительная ответственность . Решение- два раза административная ответственность и потом уголовная ответственность- не решит проблему. И плюс должны быть серьёзные санкции. Таким образом , просто перевод части первой статьи 158 УК РК без обозначения правонарушений не решит проблему нарушений прав журналистов в Казахстане.
02/02 - 17:05
Уважаемая Гульмира! Министерство выражает Вам благодарность и признательность за высказанную позицию по проекту Закона. Ваши предложения и замечания будут учтены в ходе дальнейшей работы над законопроектом.
"Қазақстан Республикасының Әділет министрлігі" мемлекеттік мекемесі (Член МВК)
3. Результаты публичного обсуждения... посмотреть текст 26/01 - 19:10
Министерство юстиции, рассмотрев проект Концепции законопроекта, в пределах своей компетенции сообщает следующее. Пунктом 2.1 проекта Концепции предлагается усиление ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Так, орган-разработчик предлагает частичную декриминализацию части первой статьи 158 Уголовного кодекса (далее – УК РК) путем переноса в Кодекс «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП). Необходимость предлагаемого изменения в действующее законодательство орган-разработчик связывает с тем, что в Казахстане не сложилась практика применения данной нормы. Согласно статистике (сведения взяты из КПСиСУ) правоприменительной практики, за последние пять лет по статье 158 УК РК зарегистрировано всего 9 фактов досудебного расследования. Кроме того, орган-разработчик приводит доводы о том, что с момента переноса указанного правонарушения и внедрения формулировки диспозиции части первой статьи 158 УК РК шире, чем она существовала изначально. 1. Так, в соответствии с Правилами изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия законодательного акта, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно эффективным действующим законодательством. При этом, орган-разработчик не привел анализ возможных причин неэффективности уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности журналиста (к примеру, наличие пробелов в процессуальной части либо проблемы в квалификации как отдельного преступления). 2. В свою очередь, проведенный анализ международного опыта показал о том, что во многих странах ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста предусмотрена в Уголовном кодексе, а где-то и вовсе отсутствует. Справочно: Наиболее либеральное для масс-медиа законодательство и ответственность за ее нарушение имеет Грузия, за ней идут Украина, Армения и Литва. Степень свободы средств массовой информации в этих странах с точки зрения законодательного регулирования по оценкам международных организаций признается высокой. В вышеуказанных странах за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста предусмотрена уголовная ответственность. Республика Узбекистан: Хотя в ряде законов Узбекистана упоминается защита журналистов от давления и угроз, в кодексах ответственность за это не предусмотрена. Еще в 2019, 2020 годах обсуждался законопроект о введении уголовной ответственности за воспрепятствование журналистской деятельности. В начале 2021 года была анонсирована новая редакция Уголовного кодекса. Она предусматривала введение ответственности за воспрепятствование деятельности журналиста. Однако до сих пор ни один из вышеперечисленных проектов не был принят. Республика Беларусь В соответствии со статьей 198 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста) воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналиста либо принуждение его к распространению или отказу от распространения информации, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, уничтожением или повреждением имущества, ущемлением прав и законных интересов журналиста, — наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. 3. Согласно пункту 17 Плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан - для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» (утвержден Указом Президента 26 ноября 2022 года № 2) МЮ совместно с государственными органами и представителями адвокатского и научного сообществ проведена ревизия УК и УПК по результатам которого выработаны поправки и разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Законопроект согласован с государственными органами (срок внесения в КПМ – январь 2023 года). Дополнительно сообщаем, что Министерством юстиции в рамках Концепции правовой политики до 2030 года ведется работа по проработке новых понятий «административное правонарушение» и «уголовное правонарушение», которые позволят разграничить уголовные преступления, уголовные проступки от административно - деликтного законодательства. Учитывая проводимую работу по совершенствованию УК и КоАП изложенное, рассматриваемое предложение о частичной декриминализации части первой статьи 158 УК необходимо дополнительно проработать после окончания работы по выработке понятий «административное правонарушение» и «уголовное правонарушение». Таким образом, данное предложение преждевременно.
Прикреплённые файлы:     ПЗ по КоАП.docx
02/02 - 16:57
принято в работу