Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочного листа в области государственного контроля за деятельностью финансового управляющего в процедурах восстановления платежеспособности и судебного банкротства
Краткое содержание: СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗСтатус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Приказ Дата создания: 26/01/2023 Публичное обсуждение до: 09/02/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 09/02/2023 09:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 09/02/2023 18:30:00
- 0
- Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан
- 1 0
- 150
- 0
- 0
СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ
Об утверждении критериев оценки степени рисков
и проверочного листа в области государственного контроля
за деятельностью финансового управляющего в процедурах восстановления платежеспособности и судебного банкротства
В соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Казахстан
«О восстановлении платежеспособности и банкротства граждан», а также пунктом 4 Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от
22 июня 2022 года № 48 «Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении формы проверочного листа» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371), ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени рисков в области государственного контроля
за деятельностью финансового управляющего в процедурах восстановления платежеспособности и судебного банкротства согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан в отношении финансового управляющего согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Должность ФИО
«СОГЛАСОВАН»
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1
к совместному приказу
Критерии
оценки степени рисков в области государственного контроля
за деятельностью финансового управляющего в процедурах восстановления платежеспособности и судебного банкротства
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени рисков в области государственного контроля за деятельностью финансового управляющего в процедурах восстановления платежеспособности и судебного банкротства (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О восстановлении платежеспособности и банкротства граждан» (далее – Закон), а также
пунктом 4 Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан
от 22 июня 2022 года № 48 «Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля
2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577) и предназначены для отнесения субъектов контроля к степеням риска (высокая, средняя и низкая) с целью их отбора для проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) субъект контроля – финансовый управляющий;
2) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан, допущение которых не влечет нарушение законных интересов и прав физических и юридических лиц, государства;
3) значительные нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан, по недостижению целей процедуры восстановления платежеспособности или судебного банкротства, допущение которых влечет нарушение законных интересов и прав физических и юридических лиц, государства;
4) грубые нарушения – наличие начатых в отношении субъекта контроля досудебных расследований либо досудебных расследований, по которым прерваны сроки, наличие судебных актов, подтверждающих неправомерность действий/бездействия субъекта контроля, наличие нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан, устранение которых невозможно, неустранение нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля, а также наличие нарушений прав кредиторов, установленных Законом;
5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам кредиторов с учетом степени тяжести его последствий;
6) критерии оценки степени рисков – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъектов контроля к различным степеням риска;
7) объективные критерии оценки степени рисков (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени рисков, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в области восстановления платежеспособности и банкротства граждан и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
8) субъективные критерии оценки степени рисков (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени рисков, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
9) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля;
10) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля в отношении конкретного субъекта контроля проводится при условии, что в предшествующем данному контролю году проводился в отношении данного субъекта контроля профилактический контроль без посещения субъекта контроля в соответствии с пунктом 5 статьи 131 и статьей 144-1 Кодекса.
4. Кратность профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа в отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой и средней степеням риска, не чаще двух раз в год.
5. Основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта контроля является полугодовой список субъектов контроля, утвержденный первым руководителем регулирующего государственного органа.
Полугодовые списки проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются в отношении субъектов контроля с обязательным указанием объектов, в отношении которых назначен профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
6. Критерии оценки степени рисков для профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
7. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
8. Определение риска осуществляется по объективным критериям на основании наибольшей вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, государства.
К высокой степени риска относятся субъекты контроля, проводящие процедуры восстановления платежеспособности и судебного банкротства в отношении должников, относящихся к социально уязвимым слоям населения.
К средней степени риска относятся следующие субъекты контроля, проводящие процедуры восстановления платежеспособности и судебного банкротства в отношении должников, имеющих имущественную массу и доходы.
Субъекты контроля, не отнесенные к высокой и средней степеням риска по объективным критериям, подлежат отнесению к низкой степени риска.
Глава 3. Субъективные критерии
9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля;
3) результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля;
4) наличие жалоб и обращений;
5) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
6) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
11. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
12. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Субъективные критерии оценки степени рисков изложены в приложении к настоящим Критериям.
13. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
14. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится в отношении конкретного субъекта контроля по его объектам, находящимся в судебном банкротстве, в которых по результатам анализа и оценки субъективных критериев установлены нарушения, за исключением требований, указанных в пункте 16 настоящих Критерий.
15. При установлении нарушений по критериям, указанным в пунктах 13, 15 и 16 приложения к настоящим Критериям, профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится в отношении конкретного субъекта контроля по всем его объектам, в которых он назначен в качестве финансового управляющего.
Глава 4. Управление рисками
16. Субъект контроля, являющийся членом саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О саморегулировании», с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации, переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска.
Глава 5. Особенности формирования системы оценки и управления рисками
17. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
18. При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта контроля, не должен превышать 5 (пяти) процентов от общего количества таких субъектов контроля.
Глава 6. Расчет общего показателя степени риска по субъективным критериям
19. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска:
1) при выявлении 1 (одного) грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени;
2) при определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и рассчитывается по формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
3) при определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и рассчитывается по формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений согласно формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Приложение к Критериям
оценки степени рисков
в области государственного контроля за деятельностью финансового управляющего в процедурах восстановления платежеспособности и судебного банкротства
Субъективные критерии оценки степени рисков
№
Критерии
Степень нарушения
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля и предыдущих внеплановых проверок
1
Исполнение обязанности по участию в разработке плана восстановления платежеспособности
Значительное
2
Принятие решения о признании требования кредитора обоснованным (необоснованным) и включении признанного требования в реестр требований кредиторов
Грубое
3
Обеспечение проведения инвентаризации имущества должника, в сроки установленные Законом Республики Казахстан «О восстановлении платежеспособности и банкротства граждан» (далее – Закон)
Значительное
4
Обеспечение проведения оценки имущества должника, в сроки установленные Законом
Значительное
5
Соблюдение очередности при удовлетворении требований кредиторов
Грубое
6
Соблюдение порядка проведения электронного аукциона по продаже имущества должника в процедуре судебного банкротства
Значительное
7
Осуществление реализации имущества банкрота в соответствии с планом продажи
Грубое
8
Осуществление расчета с кредиторами после поступления денег в пользу должника
Значительное
9
Обеспечение составления заключительного отчета и направление его в суд в сроки, установленные Законом
Значительное
Результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля
10
Наличие нарушений норм Закона, которые невозможно устранить, после завершения процедуры судебного банкротства, а также должникам, в отношении которых прекращена процедура восстановления платежеспособности
Грубое
11
Наличие нарушений норм Закона, которые невозможно устранить, по должникам, находящимся в процедурах восстановления платежеспособности или судебного банкротства
Грубое
12
Неустранение нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля
Грубое
Наличие жалоб и обращений
13
Наличие 2 (двух) и более жалоб физических и (или) юридических лиц, по которым подтвержден факт нарушений
Грубое
Анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации
14
Соблюдение порядка проведения электронного аукциона по продаже имущества должника
Значительное
Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями
15
Наличие начатых в отношении субъекта контроля досудебных расследований либо досудебных расследований, по которым прерваны сроки, в сфере экономической деятельности, а также по факту совершения коррупционных и иных уголовных правонарушений против интересов государственной службы и государственного управления
Грубое
16
Наличие 2 (двух) и более вступивших в законную силу судебных актов (в том числе частных определений), подтверждающих неправомерность действий/бездействия субъекта контроля либо причинение ущерба интересам кредиторов или должника по результатам его действий/бездействия
Грубое
Приложение 2
к совместному приказу
Проверочный лист
за соблюдением законодательства Республики Казахстан
о восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан
в отношении финансового управляющего
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с посещением субъекта контроля ______________________________
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля ___________________________________________________
(№, дата)
Фамилия, имя, отчество (далее – Ф.И.О.) (при его наличии) субъекта контроля ____________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН) субъекта контроля ________________________________________________________
Ф.И.О. (при его наличии) объекта контроля _________________________ ________________________________________________________________
ИИН объекта контроля __________________________________________
Адрес места жительства объекта контроля: _________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
№
Перечень требований
Соответствует требованиям
Не соответствует требованиям
1
2
3
4
1
Исполнение обязанности по участию в разработке плана восстановления платежеспособности
2
Принятие решения о признании требования кредитора обоснованным (необоснованным) и включении признанного требования в реестр требований кредиторов
3
Обеспечение проведения инвентаризации имущества должника
4
Обеспечение проведения оценки имущества должника
5
Соблюдение очередности при удовлетворении требований кредиторов
6
Соблюдение порядка проведения электронного аукциона по продаже имущества должника в процедуре судебного банкротства
7
Осуществление реализации имущества должника в соответствии с планом продажи
8
Осуществление расчета с кредиторами после поступления денег в пользу должника
9
Обеспечение составления заключения и предоставления его в суд
10
Обеспечение составления заключительного отчета и направление его в суд
Должностное (ые) лицо (а) уполномоченного органа:
____________________________________ ____________________
(должность) (подпись)
____________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии))
Отметка о получении проверочного листа
Финансовый управляющий:
____________________________________ __________________
(Ф.И.О. (при его наличии)) (подпись)
Дата «____»_______________20______ года