Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении стандартов казахских пород собак

Краткое содержание: Об утверждении стандартов казахских пород собак
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 17/02/2023 00:00:00
Публичное обсуждение до: 03/03/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 03/03/2023 15:45:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 03/03/2023 18:30:00
Приложенные документы:

В соответствии с подпунктом 3-2) статьи 9 Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые стандарты казахских пород собак.
  2. Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
  1. государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
  2. размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
  3. в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
  2. Настоящий приказ вводится в действие 1 июля 2023 года.

 

Комментарий

ТУРСУНБЕКОВ САФАРАЛИ

В соответствии с подпунктом 3-2) статьи 9 Закона Р... посмотреть текст 24/02 - 13:29

Мен келіспеймін. Қазақий ит тұқымдарының стандартын бекіту туралы асықпағандарыңызды сұраймын. Еліміздегі тазы, төбеттерімізге сәйкес келмейтін жерлері өте көп. Әсіресе төбетіміздің салмақ мәселесінде. 8 ғасырда француз саяхатшысы Марко Полоның елімізге жасалған саяхаты туралы жазбаларында, қасқыр алатын ірі денелі, биік Тайыншадай келетін төбеттеріміз жайлы жазған. Тағыда көптеген жыр, дастандарымызда, ертегі әңгімелерде және әдебиеттерімізде ірі денелі Тайыншадай Арлан, Сырттан төбеттеріміз туралы көп кездеседі. Кәзіргі күнде 100кг салмақтан асатын төбеттеріміз бар. Елімізде аралап төбет, тазы ұстап, оны дамытып отырған бапкерлерден сауалнама жасалғаны дұрыс деп ойлаймын. Асықпай қайтадан қарап шығуларыңызды сұраймын.

03/03 - 15:38

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

ТУРСУНБЕКОВ САФАРАЛИ

Утвердить прилагаемые стандарты казахских пород со... посмотреть текст 24/02 - 13:00

Қазақи ит тұқымдарының стандартын бекіту туралы бұйрықты шығаруға асықпағандарыңызды сұраймын. Мына бұйрықтың көп жерлері сәйкес келмейді біздің елдің тазы, төбеттеріне. Әсіресе төбетіміздің салмақ мәселесінде жазғандарыңыз. Француз саяхатшысы Марко Полоның өзі 8 ғасырда біздің жерімізге жасаған саяхатындағы жазбаларында төбетіміз туралы жазған. Онда қасқыр алатын биік әрі ірі денелі ТАЙЫНШАДАЙ иттерді көрдім деген. Одан басқа да жыр, дастандарымызда, ертегі әңгімелері мізде, әдебий әңімелерімізде ірі төбеттеріміз жайлы жазбалар көп кездеседі. Кәзіргі күнде де 100кг салмақтан асып түсетін төбеттеріміз табылады. Сол үшін асықпай, елімізде аралап. Қазақий төбет, тазы ұстап, оны дамытып отырған аға -інілеріміз саулнама жүргізулеріңізді сұраймын.

03/03 - 15:41

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

МУСАГУЛОВ СУНГАТ

Утвердить прилагаемые стандарты казахских пород со... посмотреть текст 23/02 - 20:49

Я не согласен с этим решением под единый стандарт ,так как наши тобеты это не западные квартирные болонки которые были выведены в 19-20х веках, при участии людей под единый стандарт . Розводились людьми единый окрас , единый вес , единый рост , цвет . В это же время наши тобеты жили в свободной степи, как мы сами и вольны были в выборе . Люди не участвовали в их размножении и по этому они были разного окраса , веста , роста . В горных местностях были длинашерстные , а южнее(в теплых местах) были короткошерстные ,так как они жили в естественной среде обитания и выживали сильнейшие , они при отаре встречались и с дикими животными как медведь ,волк, шакал ,так что с этим решением не нужно торопиться и нужны специалисты , которые тесно связаны с тобетами как Танкеев Сеиткасым ,ведь ваше это решение останется наследием для будущего поколение и нам не должно быть стыдно перед ними

03/03 - 15:39

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

АДЫЛОВ АРМАН

Утвердить прилагаемые стандарты казахских пород со... посмотреть текст 22/02 - 17:24

Я не согласен, наш Казахстан очень большой, нельзя так прямолинейно ставить стандарты под один типаж.

03/03 - 15:37

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

КУРМАНАЛИ АРСЛАН

Қоса беріліп отырған Қазақы ит тұқымдарының станда... посмотреть текст 22/02 - 12:43

«Жануарлар дүниесiн қорғау, өсiмiн молайту және пайдалану туралы» Қазақстан Республикасының Заңы 9-бабының 3-2) тармақшасына сәйкес "Қазақы ит тұқымдарының стандартын бекіту" туралы Қазақстан Республикасы Экология және табиғи ресурстар министрлігінің Орман шаруашылығы және жануарлар дүниесі комитетінің бұйрығына қоса беріліп отырған алғашқы Қазақы ит тұқымдарының стандартының бекітілуін қуана қолдаймыз! Сонымен қатар Қазақ тіліндегі бұйрыққа қоса беріліп отырған "Қазақы ит тұқымдарының стандарты" қосымшасына: 1. "Қазақ тазысы стандарты" қосымшасы терминіндеріндегі еркек тазыны "Төбет" атауының орнына "Арлан" деген терминмен алмастыруды ; 2. "Қазақ төбетінің стандарты" қосымшасы атауындағы "Тазы" сөзін "Төбет" сөзімен алмастыруды; 3. "Қазақ тазысы стандарты" қосымшасы терминіндеріндегі "Жарғақ құлақ тазы" терминімен қоса "Шашақ құлақ тазы"терминін пайдалануды; 4. Қазақы ит тұқымдарының стандартының қосымшасын бекіткенде, "Таңғыт тазы" мен тума "Шолақ төбет" атауларына да көңіл бөлулеріңізді; 5. Тек Қазақы ит тұқымдарының стандартының бекітілуі бұйрықтарында ғана емес, жалпы Қазақ елінің ұлттық құндылықтарының негізі Қазақ тілін қолданысқа енгізілетін заңнамаларына немқұрайлы қарамауларыңызды өтінеміз! Ширек ғасыр күткен бұл "Қазақы ит тұқымдарының стандартын бекіту туралы" бұйрықтарыңызбен құтықтай отырып, бұл жалпы стандарт негізі екендігін, басқа да Қазақстан Республикасының заңнамалық актілеріндей болашақта ұшталып, дамып, толықтырылатын жалпы жанашар жамағаттың түсінетіндігін ескере отырып, қолданысқа енгізіленін мәресіне ойдағыдай жеткізулеріңізге тілектеспіз!!!

03/03 - 15:39

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

ТАНКЕЕВ СЕИТКАСЫМ

Утвердить прилагаемые стандарты казахских пород со... посмотреть текст 21/02 - 23:51

Данный приказ полагаю преждевременный, доводы постараюсь указать ниже. Тем более сроки обсуждения стандартов сжатые и большинство собаководов скажем честно либо в неведении этого проекта приказа. Почему не проводите обсуждение этого приказа с приглашением ученых,, зооветспециалистов и заводчиков. Раз выделили деньги, надо быстрее их использовать, получается так. Или имеется какой то лоббист, который под параметры собак своего питомника хочет подогнать всех тобетов РК и получать из бюджета деньги. Почему не учитываете разнообразный природные условия РК- горы, равнины, лесостепь и леса пустыню Кызыл-Кум. За счет тобетов у казахов до революции было 55 млн.овец. Казахи же занимались овцеводством на территории нынешнего Узбекистана, их поголовье овец не входило в вышеуказанные 55 млн.овец. И узбеки до недавнего времени тобетов так и звали қазақ ит или же шопан ит. Казахи сами называли также не тобетами,а просто қазақ ит. Назваание тлбет закрепилось в последние лет 25, когда на первом всеказахстанском соревновании по тестовым испытаниям ставился вопрос как называть наших собак одним словом и по предложению собакововода по имени Мажит из города Актобе решили называть тобет. Чтобы у вас не возникало возражении по этому вопросу, что делали ка - захи в на территории Узбекитана до революции - они там жили. Для этого просто посмотрите где захоронены два бия-Старшего и Младшего Жузов- Толе-би и Айтеке-би. Казахи Западного Казахстана также занимались овцеводством также и на территории Туркменистана и объективные их старики говорил что алабай это собака казахов. Не собираюсь забирать название "алабай", они молодцы своевременное этим занялись и запатентовали это слово и породу. В свое время при СССР в г. Ленинграде в 1985 г. одном из музее видел композицию, сделанную в конце 19 века - два чабана казаха у костра и чучела трех собак однотонного песочного цвета, с купированными ушами и обрезными хвостами под 80 кг. примерно. Сейчас эту композицию по интернету не нашел. Почитайте как описал тобетов 1925 года журналист Гайса Сармурзин, вспоминая про Ауэзова Мухтара Омархаановича, который любил охоту на волков и попросил своего друга Каныша Сатпаева передать через Алкея Маргулана (оба академики и корифеи науки Казахстана для сведения) двух волкодавов по кличке Аккаска и Сарыкаска, которые были огромны, каждый ростом почти годовалого жеребенка. Вместо того чтобы устанавливать стандарты улучшенные стандарты, вы тянете назад. Современные большого размера тобеты, - это селекция тобетов в 3-5 поколении от указанных вами среднего стандарта роста и веса. Когда брались лучшие и скрещивались с лучшими и хороший уход и питание. Даже их потомство, если не уделять внимание и хорошее питание, через 1-2 поколения уменьшаться до 70-78 см. в холке и вес под 50 кг. Да сейчас очень много собак, где намешали разные породы. и выдают их за тобетов. Но специалисты и патриоты тобетов таких собак и так сразу распознают и думаю до мероприятий по тазы и тобетам таких не допустят.

03/03 - 15:37

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

АЛИПБАЕВ ДАМИР

Утвердить прилагаемые стандарты казахских пород со... посмотреть текст 20/02 - 15:01

Предлагаю не спешить с решением о принятием стандарта! Во-первых- досконально изучить о предлагаемых породах собак, так как это должно стать одним из достоянии Казахстана. Президент об этом вопросе высказался не так давно и по этой причине не надо спешить. у нас скорее всего еще нет полной и достоверной информации. Сөздің қысқасы - президент айтты екен деп апыл-ғұпыл бәрін қате заңдастырмай асықпай нақты әрі дұрыс шешім қабылдау қажет. Жететін шығар - өткен шақта не болса соған шешім қабылдағаны№

03/03 - 15:36

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

СУХАНОВ АНДРЕЙ

размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе ... посмотреть текст 17/02 - 20:16

В этом подпункте следует привести в соответствие наименование Министерства.

03/03 - 15:34

данное замечание принято и устранено.

КУРМАНАЛИ АРСЛАН (Член Общественного совета)

4. Осы бұйрық 2023 жылғы 1 шілде күні қолданысқа е... посмотреть текст 22/02 - 12:42

Ширек ғасыр күткен бұл "Қазақы ит тұқымдарының стандартын бекіту туралы" бұйрықтарыңызбен құтықтай отырып, бұл жалпы стандарт негізі екендігін, басқа да Қазақстан Республикасының заңнамалық актілеріндей болашақта ұшталып, дамып, толықтырылатын жалпы жанашар жамағаттың түсінетіндігін ескере отырып, қолданысқа енгізіленін мәресіне ойдағыдай жеткізулеріңізге тілектеспіз!!!

03/03 - 15:42

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!

БЕКМАГАМБЕТОВ АРМАН (Член Общественного совета)

Утвердить прилагаемые стандарты казахских пород со... посмотреть текст 20/02 - 12:40

Представленный вами стандарт отражает типичную среднеазиатскую овчарку... Ниже прикреплен реальный стандарт Тобета который описали люди с 30-ти и более летним стажем по возрождению Казахского Тобета... ОО "Жетi Казына" на данный момент имеет поголовье с явно выраженым фенотипом и генетическими данными Казахского Тобета... Прошу Вас пересмотреть представленный вами стандарт!!!


Прикреплённые файлы:     Стандарт породы Тобет 2023.docx

03/03 - 15:36

Настоящие стандарты разработаны на основании утвержденных стандартов МСХ (№ 3-3/1119. На сегодняшний день, нет единого мнения среди кинологов и заводчиков тазы и тобет по описанию стандартов казахских пород собак. Вместе с тем, и исторические источники описывают указанные породы по разному. Необходимо отметить, что в настоящее время создается научный центр в компетенцию которого входит разработка этих стандартов. Спасибо за Ваш комментарий!