о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 2 ( Версия 1 )
Тип НПА: Проект Закона Дата создания: 20/03/2023 00:00:00 Публичное обсуждение до: 13/04/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 13/04/2023 09:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 13/04/2023 18:30:00
ПРОЕКТ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности
№ п\п |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Обоснование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» |
||||
|
Статья 35
новый пункт 5-1 |
Статья 34. Банковская заемная операция … 5-1. отсутствует
|
Статья 34. Банковская заемная операция … 5-1. Запрещается предоставление банковского займа физическому лицу, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, имеющему просроченную задолженность по банковскому займу и (или) микрокредиту свыше девяносто календарных дней. Данный запрет не распространяется на случаи выдачи банковского займа в целях погашения банковского займа и (или) микрокредита физического лица, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. |
Во избежание рисков дальнейшего роста долговой нагрузки граждан, предлагается ограничить выдачу потребительских займов лицам, имеющим просроченную задолженность свыше 90 дней по займам банков второго уровня (далее – БВУ), а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (далее – МФО). При этом с целью ограничения роста проблемной задолженности и снижения долговой нагрузки заемщиков по действующим займам необходимо сохранить право заемщиков на рефинансирование задолженности, в том числе на более выгодных условиях.
|
|
Статья 36
подпункт 3) пункта 2-1
новый подпункт 3-1) пункта 2-1 |
Статья 36. Условия и порядок урегулирования задолженности и меры, применяемые в отношении неплатежеспособного заемщика … 2-1. В случаях неудовлетворения требования, предусмотренного подпунктом 1) части первой пункта 1 настоящей статьи, а также нереализации заемщиком – физическим лицом по договору банковского займа прав, предусмотренных пунктом 1-1 настоящей статьи, либо отсутствия согласия между заемщиком – физическим лицом и банком (организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций) по изменению условий договора банковского займа банк (организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций), помимо мер, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе: … 3) уступить право (требование) по договору банковского займа лицу, указанному в пункте 4 статьи 36-1 настоящего Закона, при наличии у заемщика просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа физического лица, не связанного с предпринимательской деятельностью, свыше девяноста последовательных календарных дней, по ипотечному займу, выданному физическому лицу, – свыше ста восьмидесяти последовательных календарных дней; …
3-1) отсутствует …
|
… 2-1. В случаях неудовлетворения требования, предусмотренного подпунктом 1) части первой пункта 1 настоящей статьи, а также нереализации заемщиком – физическим лицом по договору банковского займа прав, предусмотренных пунктом 1-1 настоящей статьи, либо отсутствия согласия между заемщиком – физическим лицом и банком (организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций) по изменению условий договора банковского займа банк (организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций), помимо мер, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе: … 3) уступить право (требование) по договору банковского займа лицу, указанному в пункте 4 статьи 36-1 настоящего Закона, за исключением коллекторского агентства, при наличии у заемщика просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа физического лица, не связанного с предпринимательской деятельностью, свыше девяноста последовательных календарных дней, по ипотечному займу, выданному физическому лицу, - свыше ста восьмидесяти последовательных календарных дней; … |
В настоящее время с целью быстрой очистки ссудного портфеля от просроченных займов и высвобождения средств в сегменте потребительского кредитования БВУ и МФО используют практику уступки прав требований коллекторским агентствам (далее – КА) по проблемным займам и микрокредитам. Для создания стимулов заемщикам по решению проблем с просроченной задолженностью с 1 октября 2021 года введен в действие единый досудебный порядок урегулирования БВУ и МФО просроченной задолженности по выданным кредитам населению, обязывающий кредиторов рассматривать предложения заемщика по реструктуризации имеющейся задолженности. В настоящее время нет законодательных требований переуступки кредитов физических лиц после выполнения процедуры урегулирования проблемной задолженности. В результате, права отдельных проблемных заемщиков не реализуются. На сегодня КА занимаются только возвратом долгов через механизм исполнительного производства. При этом, особо проблемным вопросом является продажа БВУ и МФО кредитов граждан КА по стоимости в размере 15-25% от суммы задолженности заемщиков. При этом КА продолжают взыскание долга в 100% размере. Принимая во внимание законодательно закрепленную обязанность БВУ и МФО по урегулированию проблемной задолженности, для усиления ответственности кредиторов за выдачу кредитов неплатежеспособным заемщикам и защиты прав заемщиков необходимо предусмотреть возможность продажи КА банковских кредитов и микрокредитов граждан при выполнении процедуры досудебного урегулирования проблемной задолженности и наличии просроченной задолженности более 18 месяцев. Справочно, под улучшением условий договора банковского займа для обеспечения снижения обязательства для заемщика понимаются: изменение в сторону уменьшения или полная отмена комиссий и иных платежей за оказание услуг, связанных с обслуживанием банковского займа; изменение в сторону уменьшения или полная отмена неустойки (штрафа, пени); изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору банковского займа; прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения.
|
Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 474-II «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» |
||||
|
Статья 6-5
новый подпункт 17-1) части второй |
Статья 6-5. Правление уполномоченного органа и его полномочия … Правление уполномоченного органа: … 17-1) отсутствует; … |
Статья 6-5. Правление уполномоченного органа и его полномочия … Правление уполномоченного органа: … 17-1) утверждает правила урегулирования коллекторскими агентствами задолженности физических лиц; … |
Сохранение высокого уровня проблемной задолженности граждан обуславливает необходимость принятия государством необходимых мер по решению данной проблемы. С целью предотвращения роста проблемной задолженности и снижения социальной напряженности, совершенствования механизмов досудебного и внесудебного урегулирования споров, усиления прав должников, а также снижения нагрузки на судебную систему в октябре 2021 года введен единый досудебный порядок урегулирования проблемной задолженности до принятия кредитором мер принудительного взыскания, в соответствии с которым: - введена обязанность кредитора по уведомлению заемщика о возникновении просрочки исполнения обязательства по кредиту; - расширены условия урегулирования задолженности, с предложением которых должник вправе обратиться к кредитору; - должнику предоставлено право обращения в уполномоченный орган при недостижении с кредитором взаимоприемлемого решения по условиям урегулирования задолженности. При этом Агентство по регулированию и развитию финансового рынка наделено полномочиями по определению порядка рассмотрения кредиторами обращений проблемных заемщиков по вопросам изменения условий договоров банковского займа, микрокредита в соответствии с постановлениями №84[1] и №82[2] КА наряду с БВУ и МФО могут выступать кредитором по договору банковского займа, договора о предоставлении микрокредита в соответствии с законодательно закрепленным правом по приобретению права требования по таким договорам. В связи с этим, Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» (далее – Закон о коллекторской деятельности) предусмотрена обязанность КА соблюдать требования и ограничения, предъявляемые законодательством Республики Казахстан к взаимоотношениям первоначального кредитора и должника, а также к такому договору, при уступке кредитором прав (требований). Однако отсутствие отдельного порядка по рассмотрению КА-кредитором обращений проблемных заемщиков по вопросам изменения условий договоров банковского займа, микрокредита, ущемляет права заемщиков КА, ставя их в неравное положение с заемщиками БВУ и МФО. Учитывая сохраняющийся рост обращений заемщиков с просьбой оказать содействие в реструктуризации задолженности, в том числе КА, а также в целях обеспечения прозрачности процедуры взаимодействия должника с КА, выступающим новым кредитором по договору банковского займа, договора о предоставлении микрокредита, предлагается ввести в отношении КА обязанность при уступке кредитором прав (требований) по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита принимать меры по урегулированию задолженности должника – физического лица в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного органа по вопросам урегулирования коллекторскими агентствами задолженности физических лиц. |
|
Статья 9
подпункт 4) пункта 1
|
Статья 9. Функции и полномочия уполномоченного органа. 1. В целях государственного регулирования, контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также иных лиц в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан уполномоченный орган: …. 4) издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан; … |
Статья 9. Функции и полномочия уполномоченного органа. 1. В целях государственного регулирования, контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также иных лиц в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан уполномоченный орган: …. 4) издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, коллекторскими агентствами, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан; … |
|
Закон Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года № 56-V «О микрофинансовой деятельности» |
||||
|
Статья 7
подпункт 1-1) пункта 3 |
Статья 7. Права и обязанности микрофинансовой организации 3. Микрофинансовая организация не вправе: ……. 1-1) предоставлять микрокредит, указанный в пункте 3-1 статьи 4 настоящего Закона, физическим лицам, имеющим просроченную задолженность по беззалоговым банковским займам и микрокредитам свыше шестидесяти календарных дней, в размере, равном или превышающем пятикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Отсутствует Требование, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ломбарды; …. |
Статья 7. Права и обязанности микрофинансовой организации 3. Микрофинансовая организация не вправе: ……. 1-1) предоставлять микрокредит физическому лицу, не связанному с осуществлением предпринимательской деятельности, имеющему просроченную задолженность по банковскому займу и (или) микрокредиту свыше девяносто календарных дней. Данный запрет не распространяется на случаи выдачи микрокредита в целях погашения банковского займа и (или) микрокредита физического лица, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Требование, установленное абзацем первым настоящего подпункта, не распространяется на микрокредиты, предоставляемые ломбардами под залог движимого имущества, не подлежащего обязательной регистрации. …. |
Во избежание рисков дальнейшего роста долговой нагрузки граждан, предлагается ограничить выдачу потребительских займов лицам, имеющим просроченную задолженность свыше 90 дней по займам БВУ, а также МФО. При этом с целью ограничения роста проблемной задолженности и снижения долговой нагрузки заемщиков по действующим микрокредитам необходимо сохранить право заемщиков на рефинансирование задолженности, в том числе на более выгодных условиях.
При этом ввиду отсутствия риска предлагается закрепить за заемщиком право на получение микрокредита, выдаваемого ломбардом под залог движимого имущества, не подлежащего обязательной регистрации
|
|
Статья 9-1
новый пункт 5-1 |
Статья 9-1. Порядок передачи задолженности на досудебные взыскание и урегулирование или уступки права (требования) … 5-1. Отсутствует. |
Статья 9-1. Порядок передачи задолженности на досудебные взыскание и урегулирование или уступки права (требования) … 5-1. Микрофинансовая организация вправе уступить коллекторскому агентству право (требование) по договору о предоставлении микрокредита физического лица, при проведении в отношении такого заемщика в течение последовательных восемнадцати месяцев с момента возникновения просроченной задолженности процедуры урегулирования задолженности на улучшающих условиях, предусмотренных пунктом 6 статьи 3 и (или) подпунктом 5) пункта 2 статьи 9-2 настоящего Закона и обеспечивающих снижение обязательства заемщика по микрокредиту. …
|
В настоящее время с целью быстрой очистки ссудного портфеля от просроченных займов и высвобождения средств в сегменте потребительского кредитования БВУ и МФО используют практику уступки прав требований КА по проблемным займам и микрокредитам. Следует отметить, что для создания стимулов заемщикам по решению проблем с просроченной задолженностью с 1 октября 2021 года введен в действие единый досудебный порядок урегулирования БВУ и МФО просроченной задолженности по выданным кредитам населению, обязывающий кредиторов рассматривать предложения заемщика по реструктуризации имеющейся задолженности. В настоящее время нет законодательных требований переуступки кредитов физических лиц после выполнения процедуры урегулирования проблемной задолженности. В результате, права отдельных проблемных заемщиков не реализуются. На сегодня КА занимаются только возвратом долгов через механизм исполнительного производства. При этом, особо проблемным вопросом является продажа БВУ и МФО кредитов граждан КА по стоимости в размере 15-25% от суммы задолженности заемщиков. При этом КА продолжают взыскание долга в 100% размере. Принимая во внимание, законодательно закрепленную обязанность БВУ и МФО по урегулированию проблемной задолженности, для усиления ответственности кредиторов за выдачу кредитов неплатежеспособным заемщикам и защиты прав заемщиков необходимо предусмотреть возможность продажи КА банковских кредитов и микрокредитов граждан при выполнении процедуры досудебного урегулирования проблемной задолженности и наличии просроченной задолженности более 18 месяцев. |
|
Статья 9-2
подпункт 2-1) пункта 5 |
Статья 9-2. Условия и порядок урегулирования задолженности и меры, применяемые в отношении неплатежеспособного заемщика …
5. В случаях неудовлетворения требования, предусмотренного подпунктом 1) части первой пункта 1 настоящей статьи, а также нереализации заемщиком - физическим лицом по договору о предоставлении микрокредита прав, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, либо отсутствия согласия между заемщиком - физическим лицом и микрофинансовой организацией по изменению условий договора о предоставлении микрокредита микрофинансовая организация вправе: … 2-1) отсутствует
|
Статья 9-2. Условия и порядок урегулирования задолженности и меры, применяемые в отношении неплатежеспособного заемщика …
5. В случаях неудовлетворения требования, предусмотренного подпунктом 1) части первой пункта 1 настоящей статьи, а также нереализации заемщиком - физическим лицом по договору о предоставлении микрокредита прав, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, либо отсутствия согласия между заемщиком - физическим лицом и микрофинансовой организацией по изменению условий договора о предоставлении микрокредита микрофинансовая организация вправе: … 2-1) уступить право (требование) по договору о предоставлении микрокредита лицам, предусмотренным пунктом 5 статьи 9-1 настоящего Закона, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5-1 статьи 9-1 настоящего Закона; … |
Пункт 5 статьи 9-2 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности» (далее – Закон о МФД) необходимо дополнить нормой, предусматривающей право МФО произвести уступку прав требований по договору о предоставлении микрокредита физического лица после выполнения обязательного досудебного порядка урегулирования задолженности. При этом порядок уступки прав требований установлен статьей 9-1 Закона о МФД. |
|
Статья 26
новая часть вторая |
Статья 26. Пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты, устанавливаемые для микрофинансовой организации … Отсутствует.
|
Статья 26. Пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты, устанавливаемые для микрофинансовой организации … Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты.
|
Законом о микрофинансовой деятельности определен перечень основных пруденциальных нормативов. Вместе с тем, на фоне активного развития микрофинансового сектора и высоких темпов кредитования, существует необходимость оперативного реагирования на риски, возникающие по причине роста закредитованности населения, изменения качества кредитного портфеля.
|
Закон Республики Казахстан от 6 мая 2017 года № 62-VI «О коллекторской деятельности» |
||||
|
Статья 6
пункт 1
абзац первый пункта 3
подпункт 3) пункта 3
пункт 6
новый пункт 6-1
|
Статья 6. Особенности досудебного порядка урегулирования задолженности. 1. Для реализации права, предусмотренного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, должник – физическое лицо и (или) его представитель в течение тридцати календарных дней после даты их (его) информирования коллекторским агентством обращаются (обращается) в коллекторское агентство с письменным заявлением об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита. В письменном заявлении раскрываются сведения о причинах возникновения задолженности, других подтвержденных обстоятельствах (фактах), которые обуславливают его ходатайство об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, а также предоставляются достоверная информация об образовании, уровне доходов и расходов, о составе (членах) семьи, месте жительства, наличии имущества, иные сведения, необходимые кредитору для рассмотрения письменного заявления и определения достаточности собственных средств должника для исполнения обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита. … 3. Кредитор в течение пятнадцати календарных дней после дня получения письменного заявления должника рассматривает предложенные условия изменения договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита и в письменной форме сообщает коллекторскому агентству о (об): … 3) отказе в изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа. …
6. Действия (бездействие) кредитора либо коллекторского агентства по вопросу досудебного порядка урегулирования задолженности, предусмотренного настоящей статьей, могут быть обжалованы должником и (или) его представителем в уполномоченный орган. 6-1. Отсутствует |
Статья 6. Порядок урегулирования задолженности. 1. При первичном контактеколлекторское агентство информирует должника – физическое лицо и (или) его представителя о их (его) праве обратиться в коллекторское агентство с письменным заявлением об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита. Должник – физическое лицо и (или) его представитель в течение тридцати календарных дней после даты их (его) информирования коллекторским агентством обращаются (обращается) в коллекторское агентство с письменным заявлением об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, в котором указываются причины и обстоятельства возникновения задолженности, сведения о доходах и расходах, составе (членах) семьи, месте жительства, наличии имущества, иные сведения, необходимые кредитору для рассмотрения письменного заявления и определения достаточности собственных средств должника для исполнения обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита.
… 3. Кредитор в течение пятнадцати календарных дней после дня получения письменного заявления должника рассматривает предложенные условия изменения договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита и в письменной форме сообщает коллекторскому агентству и должнику и (или) его представителю о (об): … 3) исключить. …
6. Действия (бездействие) кредитора либо коллекторского агентства по вопросу урегулирования задолженности, предусмотренного настоящей статьей, могут быть обжалованы должником и (или) его представителем в уполномоченный орган. 6-1. Требования пунктов 1, 3, 5 и 6 настоящей статьи распространяются также на коллекторское агентство при реализации им своих прав кредитора, возникших в результате уступки права (требования) по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита.
|
В связи с расширением обязанностей КА по принятию мер по урегулированию задолженности должника физического лица при уступке кредитором прав (требований) по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита (новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 15 Закона о коллекторской деятельности), предлагается распространить требования по порядку урегулирования задолженности должника -физического лица на КА, выступающего новым кредитором по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита. Вместе с тем из сведений, указание которых необходимо в заявлении об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, исключена информация об образовании, в связи с тем, что такая информация не влияет на определение достаточности собственных средств должника для исполнения обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита.
В целях достижения согласия между кредитором и должником. БВУ и МФО законодательно наделены полномочиями по урегулированию задолженности до принятия решения о ее передачи в работу КА (в частности, в порядке статьи 36 Закона о банках и статьи 9-2 Закона о МФД). В этой связи исключение законодательной возможности отказа кредитором в изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита должнику предполагает, что БВУ, МФО передают КА задолженность на взыскание при недостижении соглашения по задолженности с намерением ее урегулирования на взаимоприемлемых условиях без возможности дачи отказа в изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита.
Редакционная правка.
|
|
Статья 14
подпункт 5)
|
Статья 14. Права коллекторского агентства Коллекторское агентство вправе: … 5) заключать договор уступки права требования с кредитором по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита, по которому имеется просрочка исполнения обязательства свыше девяноста последовательных календарных дней, по ипотечному займу, выданному физическому лицу, - свыше ста восьмидесяти последовательных календарных дней; … |
Статья 14. Права коллекторского агентства Коллекторское агентство вправе: … 5) заключать договор уступки права требования с кредитором по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита физического лица при условии соблюдения кредитором требований, предусмотренных подпунктом 3-1) пункта 2-1 статьи 36 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и пунктом 5-1 статьи 9-1 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности»; … |
В настоящее время с целью быстрой очистки ссудного портфеля от просроченных займов и высвобождения средств в сегменте потребительского кредитования БВУ и МФО используют практику уступки прав требований КА по проблемным займам и микрокредитам. Следует отметить, что для создания стимулов заемщикам по решению проблем с просроченной задолженностью с 1 октября 2021 года введен в действие единый досудебный порядок урегулирования БВУ и МФО просроченной задолженности по выданным кредитам населению, обязывающий кредиторов рассматривать предложения заемщика по реструктуризации имеющейся задолженности. В настоящее время нет законодательных требований переуступки кредитов физических лиц после выполнения процедуры урегулирования проблемной задолженности. В результате, права отдельных проблемных заемщиков не реализуются. На сегодня КА занимаются только возвратом долгов через механизм исполнительного производства. При этом, особо проблемным вопросом является продажа БВУ и МФО кредитов граждан КА по стоимости в размере 15-25% от суммы задолженности заемщиков. При этом КА продолжают взыскание долга в 100% размере. Принимая во внимание, законодательно закрепленную обязанность БВУ и МФО по урегулированию проблемной задолженности, для усиления ответственности кредиторов за выдачу кредитов неплатежеспособным заемщикам и защиты прав заемщиков необходимо предусмотреть возможность продажи КА банковских кредитов и микрокредитов граждан, несвязанных с предпринимательской деятельностью, при выполнении процедуры досудебного урегулирования проблемной задолженности и наличии просроченной задолженности более 18 месяцев. |
|
Статья 15
новый подпункт 3-1) |
Статья 15. Обязанности коллекторского агентства
… 3-1) отсутствует |
Статья 15. Обязанности коллекторского агентства
… 3-1) при уступке кредитором прав (требований) по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита принимать меры по урегулированию задолженности должника физического лица в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного органа по вопросам урегулирования коллекторскими агентствами задолженности физических лиц; |
КА наряду с БВУ и МФО могут выступать кредитором по договору банковского займа, договора о предоставлении микрокредита в соответствии с законодательно закрепленным правом по приобретению права требования по таким договорам. В связи с этим, Законом о коллекторской деятельности предусмотрена обязанность коллекторского агентства соблюдать требования и ограничения, предъявляемые законодательством Республики Казахстан к взаимоотношениям первоначального кредитора и должника, а также к такому договору, при уступке кредитором прав (требований). Однако отсутствие отдельного порядка, аналогичного Правилам №84[3] и №82[4] по рассмотрению КА-кредитором обращений проблемных заемщиков по вопросам изменения условий договоров банковского займа, микрокредита, ущемляет права заемщиков КА, ставя их в неравное положение с заемщиками БВУ и МФО. Учитывая сохраняющийся рост обращений заемщиков с просьбой оказать содействие в реструктуризации задолженности, в том числе КА, а также в целях обеспечения прозрачности процедуры взаимодействия должника с КА, выступающим новым кредитором по договору банковского займа, договора о предоставлении микрокредита, предлагается ввести в отношении КА обязанность при уступке кредитором прав (требований) по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита принимать меры по урегулированию задолженности должника – физического лица в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного органа по вопросам урегулирования коллекторскими агентствами задолженности физических лиц. |
|
Статья 16 |
Статья 16. Права и обязанности должника и (или) его представителя
… 3) на досудебный порядок урегулирования задолженности в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; |
Статья 16. Права и обязанности должника и (или) его представителя
… 3) урегулировать задолженность в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Закона; |
[1] постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 16 июля 2021 года № 84 «Об утверждении Правил рассмотрения изменений в условия договора банковского займа»
[2] постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 16 июля 2021 года № 82 «Об утверждении Правил рассмотрения изменений в условия договора о предоставлении микрокредита»
[3] постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 16 июля 2021 года № 84 «Об утверждении Правил рассмотрения изменений в условия договора банковского займа»4
[4] постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 16 июля 2021 года № 82 «Об утверждении Правил рассмотрения изменений в условия договора о предоставлении микрокредита»
- 12
- Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка
- 0 1
- 1051
- 4
- 2
БАХМУТОВА ЕЛЕНА
ПРОЕКТ... посмотреть текст 12/04 - 19:14
Ассоциация финансистов Казахстана, рассмотрев проект Закона Республики Казахстан «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности» (далее – Проект) размещенный на портале «Открытые НПА» по ссылке https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14457821, направляет замечания и предложения к Проекту согласно Приложению № 1.
13/04 - 15:37
При поступлении замечаний и предложений Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка будет предоставлен ответ в установленном законодательством порядке.
ИН ОЛЕСЯ
[3] постановление Правления Агентства Республики К... посмотреть текст 11/04 - 09:56
Распространяется ли данный Закон на ранее выданные кредиты? Если на дату Закона уже имеется кредит свыше 18 мес просроченной задолженности.
13/04 - 16:00
Разработанные поправки будут применяться к договорам банковского займа, договорам о предоставлении микрокредита, действующим на момент введения в действие поправок, право требования по которым не уступлены коллекторским агентствам при отсутствии применения мер по урегулированию задолженности
ИН ОЛЕСЯ
[3] постановление Правления Агентства Республики К... посмотреть текст 10/04 - 18:54
Здравствуйте! Если у меня кредит свыше 18 мес. и Банк не проводил процедуры по урегулированию задолженности. Сможет ли в этом случае банк продать или передать мой займ коллекторам?
13/04 - 15:59
Разработанные поправки будут применяться к договорам банковского займа, договорам о предоставлении микрокредита, действующим на момент введения в действие поправок, право требования по которым не уступлены коллекторским агентствам при отсутствии применения мер по урегулированию задолженности
ЕШМАҒАНБЕТ БОТАКӨЗ (Другие)
ПРОЕКТ... посмотреть текст (Версия 1) 21/03 - 00:58
Изучив, выложенные на обсуждение изменения, хотелось бы законодательно закрепить обязанность МФО записывать и хранить записи телефонных разговоров с должниками по аналогии с коллекторскими агентствами. А так же обязанность осуществлять звонки только с телефонных номеров, зарегистрированных за МФО. На практите, со стороны МФО часто поступают угрозы, разглашение тайны микрокредита, а также звонки третьим лицам по займам должников.
30/03 - 20:39
Проект поправок о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности разработан в реализацию Указа Президента Республики Казахстан № 140 от 10 марта 2023 года «О мерах по расширению кредитования реального сектора экономики и снижению закредитованности населения» и направлен на снижение закредитованности населения, в связи с чем, изложенные Вами предложения не относятся к предмету регулирования разработанных поправок. Вместе с тем, предложения будут рассмотрены в рамках дальнейшей нормотворческой деятельности.
СУХАНОВ АНДРЕЙ
о внесении изменений и дополнений в некоторые зако... посмотреть текст (Версия 1) 20/03 - 20:25
Срок публичного обсуждения проектов законов на интернет-портале открытых НПА не может быть менее пятнадцати рабочих дней (см. часть вторую пункта 2 статьи 20 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»). Т.е. в данном случае имеет место нарушение законодательно установленного срока публичного обсуждения законопроекта.
30/03 - 20:37
Учтено.
СУХАНОВ АНДРЕЙ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА... посмотреть текст (Версия 1) 20/03 - 20:24
А где сам законопроект?
30/03 - 20:38
Проект поправок о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности разработан в реализацию Указа Президента Республики Казахстан № 140 от 10 марта 2023 года «О мерах по расширению кредитования реального сектора экономики и снижению закредитованности населения». Порядок разработки и согласования поправок в рассматриваемом случае осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 января 2023 года № 10.