Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов по проекту Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» в части полного запрета оборота электронных систем потребления никотина, ароматизаторов и жидкостей для них
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: АРВ Дата создания: 06/04/2023 00:00:00 Публичное обсуждение до: 11/04/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 06/04/2023 00:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 11/04/2023 00:00:00
Аналитическая форма
по результатам анализа регуляторного воздействия регуляторных
инструментов по проекту Кодекса Республики Казахстан
«О здоровье народа и системе здравоохранения»
в части полного запрета оборота электронных систем потребления никотина, ароматизаторов и жидкостей для них
В рамках внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»
Разработчик проекта документа: Министерство здравоохранения Республики Казахстан
ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь) |
Проблема: Распространение в Казахстане электронных систем потребления никотина (далее по тексту ЭСП/вейпов), содержащих неизвестные химические вещества и значительное количество никотина, приобрело характер эпидемии с высокими темпами роста, о чем свидетельствует следующая статистика:
Согласно исследованию HBSC 2022 года, еще больше мальчиков и девочек стали употреблять вейпы как в течение жизни (увеличение на 3,6%), так и в течение последних 30 дней (увеличение на 2,7%) по сравнению данными 2018 года отмечается массовое приобщение подростков к потреблению никотина. Большой скачок, в два раза, наблюдается в категории с 13 лет к 15 годам, особенно у мальчиков.
Причины проблемы:
В итоге, по вышеуказанным причинам, рынок ЭСП/вейпов с 2020 года вырос почти в 300 (!) раз. Пробелы в законодательстве, в части акцизного сбора, механизмов контроля и применения административных мер наказания, финансовая и территориальная доступность продажи ЭСП/вейпов и ароматизированных жидкостей, маркетинг ориентированный на подростков и молодежь способствовали к росту потребления вейпов детьми - более чем в 3 раза, начиная с 2014 года.
Причинно-следственная связь. Вейп индустрия - причина растущей эпидемии потребления среди населения, в особенности среди подростков и молодежи
Нелегальность рынка ЭСП/вейпов По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, в период с 2020 по 2022 год на территорию Казахстана импортируется никотинсодержащая продукция с кодами товара:
Всего с 2020 по 2022 гг. под кодом ТН ВЭД 8543400000 ввезено 2 954 182 штук электронных сигарет на сумму 10 006 432 долларов США. Данный код не являются подакцизным[4], а значит поступлений в государственный бюджет от данной продукции не поступало в течение нескольких лет. В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года №80 в перечне табачной (никотинсодержащей) продукции[5] была принята поправка, в соответствии с которой слова «из 3824*» заменили словами «из 2404*». Однако, несмотря на решение ЕЭК, в соответствии с базой данных, представленной КГД[6] по импортируемым товарам, в течение 2022 года ЭСП ввозились поставщиками как по коду ТН ВЭД 8543400000, так и по коду ТН ВЭД 2404120000. Так, с кодом ТН ВЭД 8543400000 в 2022 году было импортировано 1 786 194 штук электронных сигарет на сумму 7 585 542 долларов США в обход акцизной политики для данного вида продукции. Если суммировать количество электронных сигарет, ввезенных по обоим кодам в 2022 году, то в страну импортировано 6 301 623 штук, тогда как в 2020 году импортируемое количество электронных сигарет составляло 21 608 штук. Таким образом, рост импорта электронных сигарет возрос в 292 раза.
Пробелы в законодательстве – причина растущей вейп-эпидемии По статистическим данным, в течение последних четырех лет, в 2018-2021 годы, по республике зарегистрировано всего 3 правонарушения по ст.199 КоАП, одно из которых прекращено (в 2021 году). Следующие пробелы в законодательстве препятствует исполнению статьи:
Таким образом, на сегодняшний день государственный контроль данной продукции весьма ограничен, а действующая норма Кодекса о запрете выкладки табачной продукции и открытой демонстрации табачных изделий не исполняется, исполнительные органы не могут контролировать торговлю ЭСП/вейпами. В результате осуществляется повсеместная продажа ЭСП/вейпов, которые опасны для здоровья и жизни их потребителей. Вейпы - причина угрозы общественного здоровья Вейповая эпидемия несет массовую угрозу здоровью населения: одним из самых опасных последствий является болезнь EVALI, которая протекает остро, стремительно и часто со смертельным исходом. В 2020 году в США было сообщено о 2807 случаях госпитализации или смертельных исходах во всех 50 штатах, в округе Колумбия и двух территориях США. Зарегистрировано 68 смертей лиц молодого возраста (средний возраст больных EVALI составлял 24 года, 62 % пациентов были в возрасте от 18 до 34 лет, ещё 16 % — моложе 18 лет. Средний возраст умерших пациентов составил 49,5 года (минимум 15, максимум 85 лет)[7]. Медицинские службы развитых стран говорят о нарастающей эпидемии EVALI, которая протекает скрытно на фоне пандемии коронавируса из-за схожести симптомов этих заболеваний. Одновременно со вспышкой заболевания EVALI в США, подобные случаи были выявлены в других странах. Агенство Bloomberg сообщает о минимум 15 инцидентах в других странах мира, включая Гуам, Японию Великобританию, Канаду[8]. В Канаде было зарегистрировано 20 пострадавших от «болезни вейперов».[9] Среди стран СНГ первый случай был зарегистрирован в России, в московской детской больнице в 2021г.[10]. В Казахстане случаев заболевания пока не выявлено, но ввиду нарастающих темпов вейп-эпидемии, республика несомненно, находится в зоне риска. Вместе с тем, по данным Национальной статистики МЗ РК, в Казахстане заболеваемость и смертность болезней органов дыхания в структуре общей смертности и заболеваемости находятся на 2 месте после болезней системы кровообращения. Отмечается рост хронических фиброзирующих заболеваний легких и дыхательной недостаточности. На текущий момент 300 000 казахстанцев состоят на учете с болезнями органов дыхания. Учитывая трудности в дифференциальной диагностике болезни не исключается, что заболевание EVALI диагностируются под кодировкой других болезней органов дыхания, например, таких, как облитерирующий бронхиолит (тяжёлое респираторное заболевание, обусловленное стойкой прогрессирующей воспалительной и/или фиброзной обструкцией бронхиол (терминальных отделов бронхиального дерева). Систематический обзор выявленных случаев показал, что большинству пациентов с подтвержденным диагнозом EVALI потребовалась госпитализация (94%), а 25% оказались на ИВЛ[11]. Болезнь вейперов обходится в сверхзатраты общественному здравоохранению. Потребление вейпов и ароматизированных жидкостей также приводит к росту других заболеваний легких, сердечно-сосудистым патологиям с раннего возраста, физическим травмам, включая ожоги от взрывов и неисправностей вейпов, а даже инвалидизации и смертельным случаям. Помимо воздействия на легкие, потребление ЭСП повреждает сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт. А недавно опубликованные исследования показали, что курение ЭСП/вейпа способствует развитию эректильной дисфункции, снижая уровень тестостерона на 50%[12], а также способны вызвать бесплодие[13]. Исследования также свидетельствуют о последствиях для развития мозга плода у матерей, потребляющих ЭСП/вейпы.
Вейп и ароматизированные жидкости – причина усиления и укоренения никотиновой зависимости среди населения На сегодня не существует научно обоснованных подтверждений, что ЭСП/вейпы обладают пониженным риском для здоровья человека. Более того, по данным ВОЗ, не существует достоверных независимых исследований, доказавших, что использование ЭСП снижает распространенность курения: наоборот, большинство «традиционных» курильщиков становятся пользователями нескольких способов употребления табака[14]. Основным аргументом введения в продажу ЭСП, со слов производителей, является уменьшение вреда для курильщиков, перешедших с обычных сигарет на ЭСП. Однако клинические исследования не находят клинической разницы между продолжающими курить сигареты и теми, кто перешел на ЭСП. Наоборот, постепенно накапливаются данные по влиянию ЭСП на здоровье, - а именно, исследования уже показали связь использования ЭСП с повреждением клеток легочного эпителия, более частыми респираторными заболеваниями у молодежи, повышенным риском развития пародонтита. В своем последнем докладе по борьбе против табака (2021г.) ВОЗ призвала страны к борьбе с вейпами и регулированию ЭСП: «дети, использующие эти продукты, в три раза чаще прибегают к употреблению табачных изделий в будущем.»[15] Самый существенный вред от потребления ЭСП получает дыхательная система, как первый орган, встречающий весь химический состав никотиновых аэрозолей. Так, исследования показали, что в картриджах и образующемся аэрозоле выявлен целый спектр веществ: бензол, акролеин, летучие органические соединения, оксид пропилена, а также мелкодисперсные частицы - РМ10 и РМ2,5 [16]. С нагревательных элементов сюда добавляются еще и тяжелые металлы – марганец, цинк. ЭСП/вейпы 4-го поколения позволяют генерировать аэрозоль высокой концентрации, который способен вызвать повреждение эпителия дыхательных путей и гипоксию тканей. Также отмечено воздействие формальдегида, аналогичное действию сигаретного дыма. Пропиленгликоль хорошо известен по повышенному риску респираторных заболеваний среди работников театров, где его применяют для создания искусственного тумана. Соли никотина, используемые в ароматизированных жидкостях для электронных сигарет в виде капсул, проникают через клеточную мембрану и оказывают цитотоксическое действие на клетки эпителия. Университет Джона Хопкинса установил, что аэрозоли для «парения» содержат тысячи неизвестных химических веществ и субстанций, не раскрываемых производителями, включая промышленные химикаты[17]. Кроме того, обнаружены конденсированные углеводородоподобные соединения, обычно связанные с горением, - хотя горения, по заверениям производителей, в ЭСП/вейпах не происходит. Также в составе ароматизированной жидкости для вейпов был обнаружен такой стимулятор, как кофеин, который может дать курильщикам дополнительный стимул для продолжения курения наряду с никотином[18]. Ароматизаторы – причина вреда для организма Ароматизаторы стимулируют потребление вейпов молодежью. По данным Tobacco Free Kids[19] , 85% молодых пользователей электронных сигарет используют ароматизированные ЭСП/вейпы. Фрукты, конфеты, десерты и другие сладости, мята и ментол считаются самыми популярными вкусами. Ароматизаторы также являются одним из главных маркетинговых инструментов. В связи с этим, в США ароматизаторы были запрещены, за исключением вкуса мяты и табака. (FDA были отклонены более чем 1 миллион маркетинговых заявок для электронных сигарет с ароматизаторами).[20] Ароматизаторы очень вредны. Например, коричный альдегид, 2,5-диметилпиразин (шоколадный ароматизатор) и 2,3-пентандион способствуют воспалению дыхательных путей и изменению иммунологических реакций. Диацетил описан как причина «попкорнового лёгкого» среди рабочих пищевой промышленности[21]. В 2023 году опубликованы исследование о повреждении ДНК вейперов. Выяснилось, что у вейперов и обычных курильщиков уровни повреждения ДНК в 2,6 и 2,2 раза больше, чем у некурящих, а степень выраженности повреждения ДНК прямо пропорционально интенсивности курения или потребления вейпов. Вейперы, которые использовали ЭСП и ароматизированные жидкости со сладким вкусом отличались самым выраженным повреждением ДНК, чуть менее выражено оно было у вкуса мяты/ментола, еще немного меньше – у вейперов, использующих ЭСП и жидкости к ним с запахом фруктов[22]. Предложения по ограничению вейп-эпидемии В своем последнем докладе по борьбе против табака (2021г.) ВОЗ призвала страны к борьбе с ЭСП и их регулированию, рекомендовав правительствам внедрить нормативные акты, чтобы остановить некурящих людей до начала употребления табака, предотвратить возврат курения в норму в обществе и защитить будущие поколения». По данным ВОЗ, 33 страны своевременно запретили продажу ЭСП/вейпов, в их числе Дания, Норвегия, Уругвай, Аргентина, Панама, Бразилия, Мексика, Канада, Таиланд, Индия, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Ливан, Катар, Оман, Иордания и пр. 79 стран приняли, по крайней мере, одну частичную меру, запрещающую использование этих продуктов в общественных местах, запрещающую их рекламу, продвижение и спонсорство или требующую отображения предупреждений о вреде для здоровья на упаковке. [23] Запрет оборота вейпов также был неоднократно озвучен на высоком политическом уровне: депутатами Мажилиса парламента РК, Администрацией Президента РК, 8 ноября 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что нельзя допустить укоренения пагубных привычек среди молодежи: «Сейчас многие подростки, школьники стали употреблять электронные сигареты, которые можно легко приобрести в любом магазине. Это очень опасная ситуация» - отметил Президент. Ранее, мажилисмены и ведущие эксперты страны неоднократно поддерживали инициативы Министерства здравоохранения РК по полному запрету оборота вейпов/ЭСП. Так, 8 июня 2022 года депутат мажилиса Аманжан Жамалов заявил от лица группы депутатов, что «принято решение о внесении поправок в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, запрещающих в Казахстане продажу и употребление вейпов, так называемых электронных устройств с курительными смесями, в которых используются жидкость, газы и всякие ароматизаторы. Они будут полностью запрещены для реализации и употребления в стране». 4 июня 2022 года, решением совещания у первого заместителя руководителя Администрации Президента РК Сулейменова Т.М., было принято одобрить выработанные подходы по запрету ввоза, производства, продажи и распространения электронных систем потребления (вейпы), ароматизаторов и жидкостей для них (приложение)[24]. Важно отметить, что успешным прецедентом запрета табака в 2020 году, было введение полного запрета оборота некурительных табачных изделий и бестабачных снюсов (пп. 8 статьи 110 Кодекса РК «О здоровье и системе здравоохранения»). Снюсы, ввиду доступности и дешевизны, получили широкое распространение среди подростков и молодежи. Однако национальному законодательству удалось вовремя среагировать и решить проблему полным запретом, чтобы не допустить снюсовой эпидемии среди школьников, что и наблюдается в ряде стран СНГ на текущий момент, особенно в Узбекистане. Таким образом, с учетом сложившейся ситуации, вышеуказанных условий для роста вейпинга и упущенных возможностей по предотвращению распространения вейповой эпидемии на начальном этапе, Министерство здравоохранения РК считает необходимым срочно устранить имеющиеся пробелы в законодательстве и вышеуказанные причины, которые способствуют дальнейшему роста путем введения полного запрета оборота ЭСП/вейпов, ароматизаторов и жидкостей для них. Кроме того, необходим дальнейший контроль данной нормы через разработку соответствующей нормативной базы с четким механизмом регулирования и контроля выкладки данной продукции. Полный запрет оборота ЭСП/вейпов является более актуальным ввиду «серости» рынка. Целевая группа: население Республики Казахстан |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб
|
В результате территориальной и финансовой доступности, значительно выросло потребление ЭСП/вейпов среди детей и подростков:
В 2020 году в США было сообщено о 2 807 госпитализированных случаях заболевания EVALI и зарегистрировано 68 смертей от него лиц молодого возраста из всех 50 штатов, округа Колумбия и двух территорий США. Медицинские службы развитых стран говорят о нарастающей эпидемии EVALI, которая стала скрытой на фоне пандемии коронавируса из-за схожести симптомов этих заболеваний. Одновременно со вспышкой заболевания EVALI в США, подобные случаи были выявлены в других государствах. Bloomberg сообщало о минимум 15 инцидентах в других странах мира, включая Гуам, Японию и Великобританию, Канаду. В Канаде было зарегистрировано 20 пострадавших от «болезни вейперов», о смертельных исходах не сообщалось. Среди стран СНГ первый случай был зарегистрирован в России, в московской детской больнице летом 2021 года. Важно отметить, что, по результатам исследования КСЭК МЗ РК, действительное содержание никотина в жидкости для вейпов варьирует до 67,6 мг/см3, превышая в десятки раз допустимый уровень, допустимый в жидкостях ЭСП согласно приказа МЗ РК - 1 мг/см3. К сведению, в обычной сигарете в среднем содержится 0,7 – 0,9 мг никотина. Также отсутствует достоверная информация на этикетках самих вейпов и жидкостей к ним – производители вводят в заблуждение потребителя по количественному содержанию никотина. Бывает, что и в «безникотиновой» продукции все-таки обнаруживается никотин, превышая допустимый уровень в несколько раз. Существует прямая связь между концентрацией никотина и скоростью развития никотиновой зависимости, так что ЭСП/вейпы практически гарантированно обеспечивают стойкую зависимость уже в подростковом возрасте. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Какова цель вводимого регулирования |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ШАГ 2: Определение регуляторных инструментов/требований |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/ требование |
Пункт 9 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения: «Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение некурительных табачных изделий, электронных систем потребления, ароматизаторов и жидкостей для них». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действующий регуляторный инструмент/требование |
Запрет оборота ЭСП/вейпов отсутствует (пункт 9 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения: «Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение некурительных табачных изделий».) Единственным регулированием по продаже ЭСП/вейпов является подпункт 16) пункта 2 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения: «запрещается продажа табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них: с выкладкой и открытой демонстрацией табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них.» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемые к исключению действующие требования, в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности* 1. 2. * в соответствии с пунктом 10 Параграфа 2 настоящих Правил |
Пункт 2 Статьи 82 Предпринимательского кодекса: «Введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности в порядке, определенном правилами проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований, за исключением случаев, которые могут повлечь массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде и национальной безопасности Республики Казахстан».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Возможные риски и непредвиденные последствия:
|
Механизм реализации (описываются механизмы реализации, предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требования:
Пункт 9 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения: «Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение некурительных табачных изделий, электронных систем потребления, ароматизаторов и жидкостей для них».
|
|
- в статью 3 в качестве дополнительных мер госрегулирования производства и оборота табачных изделий включить проверку и профилактический контроль; - разработать и включить отдельный раздел по регулированию госконтроля за соблюдением запретов и ограничений, предусмотренных статьей 110 Кодекса о здоровье, определить уполномоченные органы, предусмотреть детальный механизм и инструменты реализации компетенции, в т.ч. во взаимодействии с другими органами.
Сроки и этапы внедрения – 2024 г. в случае принятия поправок в Кодекс о здоровье народа и системы здравоохранения в октябре 2023 года. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов – Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Воздействие на общество в целом и население Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как: 1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения (доходы и расходы населения, продолжительность жизни, уровень бедности и другое) 2. Влияния на экологию. 3. Изменения потребительского выбора. 4. Изменения розничных цен. 5. Другое Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме. Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выгоды |
Издержки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование:
Пункт 9 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения (Кодекс): «Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение некурительных табачных изделий, электронных систем потребления, ароматизаторов и жидкостей для них».
|
При введении запрета оборота ЭСП/вейпов и ароматизированных жидкостей к ним в Кодексе значительно снизится потребление данных девайсов и жидкостей с ароматизаторами подростками и молодежью ввиду снижения или отсутствия (в случае хорошего исполнения) как территориальной, так и финансовой доступности;
Что касается негативных последствий и воздействия на незаконную торговлю, - по данным ВОЗ, в странах, где были проведены эффективные антитабачные меры, не сбылось ни одно из предсказаний табачной промышленности относительно сильного общественного возмущения, роста незаконной торговли табачными изделиями или негативных экономических последствий, обусловленных такими мерами. Основными причинами незаконной торговли табачной продукцией являются неадекватные меры борьбы с организованной контрабандой и производством контрафактных табачных изделий, а не антитабачные меры. Для пресечения случаев незаконной торговли табачными изделиями, необходимо реализовывать комплексные стратегии борьбы с преступной деятельностью, сохраняя при этом высокий уровень налогов на табачные изделия в рамках комплексного подхода к сокращению курения.[29] Согласно результатам независимого исследования в отношении контрабанды, охватившего 18 европейских стран, в котором также использовали метод подсчета выброшенных упаковок сигарет, незаконные сигареты составляют в среднем 6,5% от общего объема рынка табачных изделий[30] [31]. Благодаря запрету оборота ЭСП/вейпов будет обеспечена бездымная воздушная среда. В долгосрочной перспективе будет наблюдаться положительный эффект в виде экономического роста - он возрастает ввиду снижения социально-экономических потерь, увеличения производительности труда, улучшения здоровья населения и снижения затрат на здравоохранение. Прямые выгоды для здоровья и общества заключаются в улучшении эпидемиологической ситуации по потреблению ЭСП/вейпов, снижению заболеваемости, инвалидизации, смертности населения от заболеваний, связанных с табакокурением.
В целом возврат инвестиций на осуществление пакета мер борьбы против табака, составит за 5 лет 15,1 млрд тенге, за 15 лет – 45,4 млрд тенге (при общих затратах - 5,0 млрд. тенге за период 5 лет и 15,4 млрд. тенге за 15 лет). |
Не исключено изменение потребительского выбора в сторону традиционных сигарет со стороны курящих взрослых. К обычным сигаретам могут «вернуться парящие» школьники. Однако, это будет осложнено тем, что потребление ЭСП/вейпов легче скрывать от родителей, чем потребление традиционных сигарет.
В этой связи необходимо повышение цен на другие виды табачных изделий, что приведет к значительному сокращению спроса на сигареты, особенно среди молодежи и лиц с относительно низким социально-экономическим статусом, как это рекомендовано РКБТ ВОЗ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действующий регуляторный инструмент/требование:
Подпункт 16) пункта 2 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения: запрещается продажа табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них: с выкладкой и открытой демонстрацией табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них.
Пункт 9 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения: «Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение некурительных табачных изделий». |
Отсутствуют |
Корпус ЭСП/вейпа и компоненты модуля изготовлены из пластика. Пластик представляет собой экологическую проблему, так как не подвергается биологическому разложению, как органические материалы – разложению некоторых пластиковых изделий может потребоваться до сотен лет. Пары также являются токсичными отходами из-за тяжелых металлов, содержащихся в ЭСП/вейпах. Как показывают исследования, электронные системы потребления большинстве случаев выбрасываются как мусор. По мере разложения батарей они могут выщелачивать химические вещества в окружающую среду. Если же они помещены в мусорные контейнеры, то представляют опасность пожара на объектах по переработке отходов и ставят под угрозу безопасность работников, что влечет соответствующие экономические потери. Глобальной проблемой является утилизация ЭСП/вейпов, поскольку в данный момент она не производится. На переработку курительные устройства не направляются из-за невозможности отбора таких отходов из общего потока: они слишком мелкие для отбора, а также состоят из множества компонентов. Но для регулирования утилизации таких отходов данную продукцию необходимо включить в перечень товаров РОП, в отношении которых производители будут обязаны выполнять нормативы утилизации.
Действующее регулирование ЭСП/вейпов способствовало возобновлению моды на курение, его социальной приемлемости, а также появлению нового поколения вейперов. Казахстанцы приобретают зависимость от современных и модных табачных изделий, будут иметь как известные, так и, возможно, еще неизвестные науке вредные последствия для здоровья, которые потребуют огромных средств для их лечения, намного превышающие доходы от акцизов и потенциальную финансовую выгоду о которой говорят некоторые противники запрета ЭСП. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
Предлагаемый регуляторный инструмент/требование (полный запрет оборота) будет иметь следующие положительные изменения:
|
Действующий регуляторный инструмент/требование:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на бизнес с обязательным учетом: Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое. При этом, необходимо произвести расчеты по следующим показателям (прогнозно): объем производства продукции; затраты на ресурсы; численность работников предприятия; среднегодовой доход; налоговые отчисления; заработная плата работников предприятий; доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках; экспорт; другое. Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1б
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выгоды |
Издержки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование: Пункт 9 статьи 110 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения: «Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение некурительных табачных изделий, электронных систем потребления, ароматизаторов и жидкостей для них».
|
Субъекты малого бизнеса Субъекты среднего бизнеса |
Пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса, для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие: 1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции.
|
С учетом объема импорта ЭСП/вейпов в 2022 г., предоставленного комитетом государственных доходов МФ РК, сумма предполагаемых издержек бизнеса для субъектов по текущему курсу составит 8 938 781 168,4 тенге, а упущенная выгода около 1 340 817 147,96 тенге (15%).
Однако, с учетом специализации магазина, при 4х кратном увеличении до 8 вейпов в день и средней стоимости в 2500 тенге, издержки для бизнеса составят около 876 000 000 тенге для всех 800 субъектов. Для одного субъекта около 1 095 000 тенге:
Для всех субъектов: 8 шт*800 магазинов*365*2500 тенге = 5 840 000 000,00 тенге - сумма на все субъекты, упущенная выгода в 15% составит 876 000 000 тенге. Для 1 субъекта: 8*365*2500 = 7 300 000 тенге, 15% упущенная выгода = 1 095 000 тенге. В данном расчете рассматривались только специализированные магазины по продаже ЭСП/вейпов, где продажа вейпов является основной прибылью. Остальные торговые точки являются объектами розничной торговли, с широким ассортиментом продуктов питания, напитков и другими табачными изделиями. Для них дополнительная прибыль от продажи ЭСП/вейпов может быть менее значительной и не определяющей. Вместе с тем, следует отметить, что расчет по количеству продаж ЭСП/вейпов за определенный промежуток времени, был бы точнее. Однако обьем продаж ЭСП/вейпо в месяц трудно установить ввиду соблюдения коммерческой тайны и наличия нерегулируемых онлайн-продаж по интернету. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Субъекты крупного бизнеса |
Не применимо |
Не применимо |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издержки для бизнеса по форме 1а |
|
|
С учетом объема импорта ЭСП/вейпов в 2022 году, предоставленного Комитетом государственных доходов МФ РК, сумма предполагаемых издержек бизнеса для субъектов по текущему курсу составит 8 938 781 168,4 тенге, а упущенная выгода около 1 340 817 147,96 тенге (15%).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действующий регуляторный инструмент/требование |
Субъекты малого бизнеса Субъекты среднего бизнеса |
С учетом того, что в Казахстан ввозится 6 301 623 штук ЭСП/вейпов (по кодам ТН ВЭД 8543400000 и 2404120000) , прибыль вейп-индустрии колеблется от 12 603 246 до 31 809 738 дол США
Ввиду сверхприбыльности вейп-индустрии, территориальной и финансовой доступности вейпов, сложившаяся ситуация весьма выгодна для бизнеса, который будет продолжать игнорировать запрет выкладки и продавать ЭСП/вейпы открыто, а также саботировать все попытки по регулированию. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3 Воздействие на органы государственной власти и экономическую систему Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом: 1. Влияние на бюджет страны (прирост налоговых поступлений) 2. Влияния на преступность включая экономическую, коррупционные риски. 3. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки. 4. Общие последствия для экономического роста 5. Влияние на занятость, рабочие места 6. Другое. Монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выгоды |
Издержки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование |
Введение запрета оборота ЭСП/вейпов приведет к снижению рисков последствий потребления вейпов – болезни EVALI, заболеваемости легочной и сердечно – сосудистой системы, других неинфекционных заболеваний, и как следствие, сокращению расходов государственного бюджета. Согласно ВОЗ, возврат инвестиций на осуществление пакета мер борьбы против табака, составит за 5 лет 15,1 млрд тенге, за 15 лет – 45,4 млрд тенге (при общих затратах - 5,0 млрд. тенге за период 5 лет и 15,4 млрд. тенге за 15 лет). Кроме того, число предотвращенных инсультов составит – 16 891 случай, заболеваний ишемической болезнью сердца – 20 482, число предотвращенных смертей – 71 130, что является выгодным для экономики страны в плане затрат на лечение. Снизится риск болезни EVALI, требующей затратного лечения: средняя цена пересадки легких на 1 человека составляет $93500, (минимальная цена — $90000, максимальная цена — $97000). По текущему курсу это составит порядка от 41 569 286.7 тенге до 44 802 453.5 тенге, не считая затрат на транспортировку пациента и другие расходы. Прогнозируется, что нынешние потребители ЭСП/вейпов в перспективе будут нуждаться в подобных вмешательствах все больше, поскольку проблема продолжает существовать, а вейпинг-эпидемия нарастать.
Положительный эффект для экономического роста в долгосрочной перспективе возрастает ввиду снижения социально-экономических потерь, увеличения производительности труда, улучшения здоровья молодежи и всего населения, снижения затрат на здравоохранение, реабилитацию, инвалидность. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издержки на администрирование по форме 1б |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действующий регуляторный инструмент/требование |
При этом, возврат инвестиций на осуществление пакета мер борьбы против табака, составит за 5 лет 15,1 млрд тенге, за 15 лет – 45,4 млрд тенге (при общих затратах - 5,0 млрд. тенге за период 5 лет и 15,4 млрд. тенге за 15 лет).
|
Проблема продолжает существовать, а вейпинг-эпидемия нарастать. Касательно болезни EVALI, требующей затратного лечения: средняя цена пересадки легких на 1 человека составляет $93500, где минимальная цена — $90000, максимальная цена — $97000, что по текущему курсу это составит порядка от 41 569 286.7 тенге до 44 802 453.5 тенге, не считая затрат на транспортировку пациента и другие расходы. Прогнозируется, что нынешние потребители ЭСП/вейпов в перспективе будут нуждаться в подобных вмешательствах все больше и больше. Например, если потенциально 1% из числа курящих подростков 11 - 15 лет (1 610 700) потребуется пересадка легких (41 569 286.7 тенге *16 107 детей), это будет стоить 669 556 500 876,90 тенге государственному бюджету. Вместе с тем, будет нарастать напряжение и недовольство родительского сообщества в отношении непринятия государством каких-либо мер регулирования в отношении ЭСП/вейпов. На текущий момент регистрируются жалобы с просьбами по принятию тех или иных мер в отношении продажи ЭСП/вейпов детям, учителя забирают ЭСП/вейпы у школьников, но это не приводит к существенным результатам. Наряду с высокими затратами ввиду бремени НИЗ от курения, которые варьируют от 131 млрд до 300 млрд тенге, появятся дополнительные потери для экономики вследствие временной нетрудоспособности, формального присутствия на работе и преждевременной смертности, которые исчисляются в 2 трлн. тенге.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издержки на администрирование по форме 1б |
Сбор с акцизов - 8 480 000,00 ₸ на партию 100 тыс. штук
|
Трансплантация легких 44 802 453.5 тенге на 1 человека Миллиардные затраты на лечение последствий потребления ЭСП - от 131 млрд до 0,3 трлн тенге. Если потенциально 1% из числа курящих подростков 11 - 15 лет (1 610 700 детей 11-15 лет в РК) потребуется пересадка легких, это будет стоить 669 556 500 876, 90 тенге государственному бюджету. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите индикаторы с учетом данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные, доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб" |
Индикатор 1 |
Снизить распространенность потребления ЭСП/вейпов среди подростков РК 13-15-ти лет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индикатор 2 |
Снизить показатель потребления табакокурения в Республике Казахстан до 19% к 2025 году и более, определенного в Национальном проекте «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» на 2021 – 2025 годы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индикатор 3 |
Количество торговых точек в РК, реализующих ЭСП/вейпы с открытой выкладкой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите данные индикаторы в цифровом измерении |
Индикатор 1 |
12% мальчиков и 4% девочек в 2023 году |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индикатор 2 |
19% в 2025 году |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индикатор 3 |
Не более 300 вейп-шопов к декабрю 2023 года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите Методы проведения мониторинга (статистический анализ на базе государственной статистики или ведомственных данных, соцопросы, экспертное интервью.) |
Индикатор 1 |
Результаты HBSC - межнационального опроса школьников: поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста. HBSC каждые четыре года собирает данные о здоровье и благополучии мальчиков и девочек 11, 13 и 15 лет, социальной среде и поведении в отношении здоровья. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индикатор 2 |
Результаты Национального исследования Global Adults Tobacco Survey (GATS) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индикатор 3 |
Данные проведения общественного мониторинга/социологического исследования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента. |
2026 год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подпись ____________
дата "___" ________ 20__ года
|
|
|
Форма 1а Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)
Альтернатива 1- Сохранение текущего положения
Какие действия предполагает использование альтернативы?
Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа
Министерство здравоохранения РК
Таблица 1 |
Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год |
Итого |
Получение и анализ отчетности |
х |
х |
Проведение проверок |
МИО: расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования: С= ФЗП\365 х Т ФЗП – годовой фонд заработной платы с учетом налогов госслужащих, осуществляющих контрольные функции, млн. тенге; Т – продолжительность контрольных мероприятий, в днях; С – затраты на администрирование пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования, млн. тенге; С = 182 169 600,00 ₸/365*24 = 1 996 379,18 ₸ 182 169 600,00₸ - максимальная ставка Руководителя отдела и главного специалиста Областных исполнительных органов, исполнительных органов столицы, города республиканского значения, финансируемые из местного бюджета 24 – дни контрольных мероприятий (не чаще 1-2 раз в год) |
1 996 379,18 ₸ в год 9 981 895,89 ₸ за 5 лет
|
Выдача разрешений |
х |
х |
Иные формы контроля (определить) |
МЗ РК: 12мес* 208 205 (рук.упр.) = 2 498 460 12 мес* 186 551 (гл.эксперт) = 2 238 612
|
4 737 072 (МЗ РК) в год 23 685 360,00 ₸ (МЗ РК) за 5 лет |
Итого за 5 лет |
|
МЗ РК + МИО = 33 667 255,89 ₸ |
Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа. Да ____ Нет _Х__
Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____
Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)
Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы
|
Да |
Нет |
Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки |
|
нет |
Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений |
|
нет
|
Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности) |
|
нет |
Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций) |
|
нет |
Получение справок и разрешений от государственных органов |
|
нет |
Иное: возможно перепрофилирование, закрытие |
да
|
|
Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования
Таблица 1 |
Разовые инвестиции |
Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год) |
Итого |
||||||
Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала |
0 |
0 |
0 |
||||||
Расходы за 5 лет |
0 |
0 |
0 |
||||||
|
|
|
|
||||||
Таблица 2 |
Расходы на экспертизы и заключения |
Периодическое обслуживание третьими лицами (в год) |
Итого |
||||||
Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений |
0 |
0 |
0
|
||||||
Расходы за 5 лет |
|
|
0 |
||||||
Таблица 3 |
Государственные пошлины |
Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год |
Итого |
||||||
Периодическая отчетность государству |
|
|
|
||||||
Расходы за 5 лет |
|
|
|
||||||
Таблица 4 |
Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год |
Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год |
Итого |
||||||
Государственные проверки (специализированные по альтернативе) |
|
|
|
||||||
Расходы за 5 лет |
|
|
|
||||||
Таблица 5 |
Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы |
Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год |
Итого |
||||||
Получение разрешений, иных государственных документов |
|
|
|
||||||
Расходы за 5 лет |
|
|
|
||||||
Таблица 6 |
Затраты, связанные с созданием саморегулируемой организации |
Цена затраты рабочего времени работников саморегулируемой организации (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год |
Обеспечение имущественной ответственности |
Итого |
|||||
Издержки, связанные с введением саморегулирования основанного на обязательном членстве (участии) |
|
|
|
|
|||||
Расходы за 5 лет |
|
|
|
|
|||||
Таблица 7 |
Сумма взносов в год |
Цена затраты рабочего времени на заключение договора со страховой компанией (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год |
Итого |
||||||
Издержки, связанные с введением страхования гражданско-правовой ответственности |
|
|
|
||||||
Расходы за 5 лет |
|
|
|
||||||
Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются
Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы
Предполагается сокращение рабочих мест специализированных магазинов, осуществляющих продажу ЭСП/вейпов и ароматизированных жидкостей для них (вейп-шопы). По данным бизнес-сообщества, по Казахстану насчитывается около 800 таких субъектов. В одном магазине работает бухгалтер, продавец, кассир, управляющий. Соответственно, предполагается потеря около 3200 рабочих мест.
Исходя из данных Комитета государственных доходов МФ РК, в 2022 году в Казахстан импортировано 6 301 623 штук вейпов на сумму 19 647 831,59 долларов США. По текущему курсу сумма упущенной выгоды составит около 1 340 817 147,96 тенге (15%).
В рамках данной нормы предполагается закрытие специализированных вейп-шопов. По второму варианту расчетов сумма упущенной выгоды будет составлять для всех субъектов 876 000 000,00 ₸ в год.
Таб.1 Расчет издержек для магазинов вариант 1
Количество продаж вейпов в 2022 году, штук |
Общая сумма импорта, долл сша |
15% наценка |
6 301 623 |
$19 647 832 |
$2 947 174,74 |
|
8 938 781 168,4 тенге |
1 340 817 147,96 тенге |
Таб.2 Среднее количество продаж ЭСП/вейпов в день
Реализация вейпов в год (2022г.) |
Дней |
Общее количество всех субъектов предпринимательства реализующих вейпы |
В среднем реализация в день |
6 301 623,115 |
365 |
8000 |
2,2 |
Вариант 2 Таб.3 Расчет издержек для специализированных магазинов |
|
|
||||||
Количество продаж ЭСП/вейпов в день |
Количество субъектов предпринимательства |
Количество дней в году |
средняя стоимость ЭСП/вейпа |
сумма общая на 1 субъекта |
упущенная выгода 15% для 1 субъекта |
сумма общая на все субъекты |
упущенная выгода для всех субъектов 15% |
|
8 |
800 |
365 |
2500 |
7 300 000,00 ₸ |
1 095 000,00 ₸ |
5 840 000 000,00 ₸ |
876 000 000,00 ₸ |
|
Расчеты затрат на администрирование по МИО |
|
|
|
|
||||
Областные исполнительные органы, исполнительные органы столицы, города республиканского значения, финансируемые из местного бюджета |
Максимальная ставка, тенге |
Количество регионов РК |
Количество месяцев |
итого в год фзп |
Расчет с учетом продолжительности 2 контрольных дней в год (итого/365*4 дня на 2х специалистов) |
за 5 лет с учетом продолжительности 2 контрольных дней в год (итого/365*4 дня на 2х специалистов) |
||
Руководитель отдела |
462 644 |
20 |
12 |
111 034 560,00 ₸ |
2 |
|
||
Главный специалист |
296 396 |
20 |
12 |
71 135 040,00 ₸ |
2 |
|
||
|
|
|
итого |
182 169 600,00 ₸ |
1 996 379,18 ₸ |
9 981 895,89 ₸ |
||
Расчеты затрат на администрирование по МЗ РК (годовой ФЗП рук.упр и глав.эксперт) |
|
|
|
|
||||
МЗ РК в год (рук.упр.и глав.эксперт) |
МЗ РК 5 лет (рук.упр.и глав.эксперт) |
|||||||
4 737 072,00 ₸ |
23 685 360,00 ₸ |
|||||||
Затраты на администрирование за 1 год (МИО+МЗ РК)
МИО 1 996 379,18 ₸
МЗ РК 4 737 072,00 ₸
Итого 6 733 451,18 ₸
[1] База данных МФ предоставленная на официальный запрос МЗ и ГП №КГД-10-2-16/4614 от 9 марта 2023г.
[2] Health Behavior in School Aged Children 2018 https://hls.kz/publications-ru
[3] Круглый стол посвященный проблемам законодательного регулирования одноразовых вейпов и системным нарушениям текущего регулирования (Проведен Лигой Потребителей Казахстана 15 февраля 2022г. Исх.№ 43от 24.02.2022 г.)
[4] статья 462 Налогового Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) РК» от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК
[5] приложение к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2021 г. № 44
[6] база данных МФ, предоставленная на официальный запрос МЗ и ГП №КГД-10-2-16/4614 от 9 марта 2023г.
[8] R. Langreth. How Early Signs of Lung Effects of Vaping Were Missed and Downplayed. Wells Media Group
[9] Quebec resident confirmed as first Canadian case of vaping-related illness. CBC News
[10] https://lenta.ru/news/2021/06/17/veip/
[11] https://rumedo.ru/post/vejpy_i_organy_dyhaniya__istinnoe_vliyanie_poka_ne_izvestno
[12] https://www.cdc.gov/reproductivehealth/maternalinfanthealth/substance-abuse/e-cigarettes-pregnancy.htm#:~:text=Although%20the%20aerosol%20of%20e,developing%20baby's%20brain%20and%20lungs.
[13] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7504689/#:~:text=Exposure%20to%20e%2Dliquid%2C%20with,dehydrogenases%20(17%CE%B2%2DHSD).
[14] https://www.who.int/ru/news-room/questions-and-answers/item/tobacco-e-cigarettes
[15] https://www.who.int/ru/activities/preventing-noncommunicable-diseases/9789240032095
[16] https://www.bmj.com/content/378/bmj-2021-065997
[17] Characterizing the Chemical Landscape in Commercial E-Cigarette Liquids and Aerosols by Liquid Chromatography–High-Resolution Mass Spectrometry https://pubs.acs.org/doi/10.1021/acs.chemrestox.1c00253
[18] https://hub.jhu.edu/2021/10/07/vaping-unknown-chemicals/
[19] https://www.tobaccofreekids.org/what-we-do/industry-watch/e-cigarettes
[20] https://www.tobaccofreekids.org/press-releases/2023_01_24_fda-rejection-vuse-menthol-e-cigarette#:~:text=Today's%20announcement%20indicates%20important%20progress,of%20the%20most%20popular%20brands.
[21] https://rumedo.ru/post/vejpy_i_organy_dyhaniya__istinnoe_vliyanie_poka_ne_izvestno
[22] https://academic.oup.com/ntr/advance-article-abstract/doi/10.1093/ntr/ntad003/7035481?fbclid=PAAabvaORbvuIY270xdZvu6TElyxlb0LzqMoHuUXfbuSJZzrX0nE7GoBP6ERA&login=false
[23] https://www.who.int/news/item/27-07-2021-who-reports-progress-in-the-fight-against-tobacco-epidemic
[24] Протокол совещания у Первого Заместителя Руководителя АП РК Сулейменова Т.М.
[25] Круглый стол посвященный проблемам законодательного регулирования одноразовых вейпов и системным нарушениям текущего регулирования (Проведен Лигой Потребителей Казахстана 15 февраля 2022г. Исх.№ 43 от 24.02.2022 г.)
[26] Health Behavior in School Aged Children 2018 https://hls.kz/research-hsbc
[28] https://www.cdc.gov/tobacco/basic_information/e-cigarettes/severe-lung-disease.html#what-we-know
[29] Illicit trade in tobacco: a summary of the evidence and country responses [presentation]. Geneva: World Health Organization; 2015 (http://www.who.int/tobacco/economics/presentationstaxation/en/index11.html).
[30] Blecher E. Commentary on Joossens et al. Eliminating the global illicit cigarette trade—what do we really know?. Addiction 2010;105:1650–1.
[31] Joossens L, Lugo A, Vecchia CL, La Vecchia C, Gilmore AB, Clancy L, Gallus S. Illicit cigarettes and hand-rolled tobacco in 18 European countries: a cross-sectional survey, Tob Control. 10 December 2012. doi:10.1136/tobaccocontrol-2012-050644.
[32]База данных КГД МФ РК предоставленная на официальный запрос МЗ РК и ГП №исх КГД-10-2-16/4614 от 9 марта 2023 года
- 6
- Министерство здравоохранения РК
- 7 2
- 309
- 3
- 0
УНГАРОВА ЛАУРА
[1] База данных МФ предоставленная на официальный ... посмотреть текст 10/04 - 18:45
Я считаю, что запрет вейпов в Казахстане может иметь положительный эффект на здоровье населения. Вейпинг, как и курение, может привести к развитию многих серьезных заболеваний, таких как рак легких и сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, вейпы могут стимулировать детей и молодежь к началу курения, что является серьезной проблемой здравоохранения. Поэтому я поддерживаю петицию о запрете вейпов в Казахстане и считаю, что это важный шаг в направлении улучшения здоровья и благополучия нашего общества.
11/04 - 11:38
Добрый день! Благодарим за предоставленный комментарий. Ваши предложения будут учтены.
САДРИЕВА ЗУЛЬФИЯ
[1] База данных МФ предоставленная на официальный ... посмотреть текст 10/04 - 12:04
Очень нужный законопроект, но, к сожалению, безнадежно опаздывающий. Самое страшное уже произошло: огромное количество детей крепко «подсело» на никотиновые вейпы. Судя по представленному Минздравом здесь анализу, рынок вейпов вырос почти в 300 раз! Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно пройти мимо ближайшей школы. К сожалению, никотиновая зависимость развивается гораздо быстрее, чем принимаются законы. Стоит ли уделять такое большое внимание влиянию на бизнес, при разработке законопроекта о запрете вейпов? Ведь в подавляющем большинстве случаев вейпы поступают в Казахстан контрабандно, по каким-то «черным» и серым схемам. И что же получается? Мы приносим в жертву здоровье граждан Казахстана, здоровье наших детей – и ради чего? Ради процветания совсем небольшого числа каких-то сомнительных дельцов? Не слишком ли неадекватный обмен? Казахстан благополучно существовал без вейпов сотни лет и жил бы и дальше: это искусственная проблема, которая навязана нам извне. Но если мы очень серьезно не займемся ее решением, мы потеряем будущее поколение. Уже сейчас всякая статистика курения становится бессмысленной, поскольку учитываются только курильщики традиционных сигарет. Если добавить потребителей нагреваемого табака и вейпов, то очевидно, что ситуация с курением является катастрофической, что табачная индустрия всех переиграла, - в первую очередь, здравоохранение.
11/04 - 11:35
Добрый день! Благодарим за предоставленный комментарий. Ваши предложения будут учтены.
САДЫКОВА ДИАНА (Другие)
[1] База данных МФ предоставленная на официальный ... посмотреть текст 10/04 - 12:45
К сожалению, повсеместно растет культура потребления электронных сигарет и вейпов. Их курить можно везде, в помещении , в общественных местах, нет запаха, легко помещается в карман , красивая электронная игрушка, сладкие ароматизаторы ..... Но сколько вреда она несет ! Сколько детей считают это приятным баловством и при этом губят себя и приобретают зависимость! Ради здоровья нации, здоровья своих собственных детей, призываю ЗАПРЕТИТЬ вейпы и электронные сигареты!
11/04 - 11:37
Добрый день! Благодарим за предоставленный комментарий. Ваши предложения будут учтены.