Об утверждении Концепции по управлению активами Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Указ Дата создания: 12/04/2023 19:51:33 Публичное обсуждение до: 26/04/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 26/04/2023 10:10:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 26/04/2023 15:00:00
- 4
- Национальный банк РК
- 14 0
- 2020
- 2
- 0
Комментарий
КАНАЕВА ЖАЗИРА
Утвердить прилагаемую Концепцию по управлению акти... посмотреть текст 14/04 - 16:13 /
Здравствуйте, Оркен, Исходя из положений Бюджетного кодекса РК первоочередной целью размещения активов Национального фонда является обеспечение сохранности НФ. В этой связи предлагаемое стратегическое распределение сберегательного портфеля Национального фонда является наиболее сбалансированным и определяет его ожидаемую доходность с учетом умеренного уровня риска. При увеличении доли акций до 60% принятые риски увеличиваются несоразмерно ожидаемой доходности. За 2022 год размер фактически оплаченных расходов, связанных с управлением НФ и проведением ежегодного аудита, составляет 21,7 млрд тенге, что составляет 0,08% от всего объема НФ.
Национальный банк РК 26/04 - 10:04
Предоставление ответа не требуется. Дублирует ответ на первый комментарий.
ДИНАСИЛОВ ОРКЕН
Утвердить прилагаемую Концепцию по управлению акти... посмотреть текст 13/04 - 19:27 /
Здравствуйте. Не слишком ли консервативный портфель? Почему не 60 акций, 30 облигаций, 5 альтернативные, 5 золото хотя бы? Какой размер издержек за управление (TER)?
Национальный банк РК 14/04 - 16:17
Здравствуйте, Исходя из положений Бюджетного кодекса РК первоочередной целью размещения активов Национального фонда является обеспечение сохранности НФ. В этой связи предлагаемое стратегическое распределение сберегательного портфеля Национального фонда является наиболее сбалансированным и определяет его ожидаемую доходность с учетом умеренного уровня риска. При увеличении доли акций до 60% принятые риски увеличиваются несоразмерно ожидаемой доходности. За 2022 год размер фактически оплаченных расходов, связанных с управлением НФ и проведением ежегодного аудита, составляет 21,7 млрд тенге, что составляет 0,08% от всего объема НФ
 
Об утверждении Концепции по управлению активами
Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года
В соответствии с пунктом 2 Плана действий по реализации Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2022 года № 1005, ПОСТАНОВЛЯЮ:
Президент
Республики Казахстан К. Токаев
Астана, Акорда, 202 года
№
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от 20 года
№ ___
Концепция
по управлению активами Национального фонда
Республики Казахстан до 2030 года
Астана, 2023 год
Содержание
Раздел 1. Паспорт (основные параметры)
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
2.1. Оценка действующей политики управления активами Национального фонда Республики Казахстан
2.2. Ключевые проблемы и обоснование необходимости разработки Концепции управления активами Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года
Раздел 3. Обзор международного опыта
Раздел 4. Видение развития управления активами Национального фонда Республики Казахстан
4.1. Управление активами Национального фонда Республики Казахстан
4.2. Обеспечение доходности в долгосрочной перспективе
4.3. Цели управления активами Национального фонда Республики Казахстан
Раздел 5. Основные принципы и подходы по управлению Национальным фондом Республики Казахстан
5.1. Основные принципы управления активами Национального фонда Республики Казахстан
5.2. Основные подходы управления активами Национального фонда Республики Казахстан
5.3. Критерии и оценка эффективности управления активами Национального фонда Республики Казахстан
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
Приложение. План действий по реализации Концепции по управлению активами Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года.
Раздел 1. Паспорт (основные параметры)
Наименование
Концепция по управлению активами Национального фонда Республики Казахстан (далее – Национальный фонд) до 2030 года
Основание для разработки
Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, утверждённая Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2022 года № 1005 (далее – КУГФ)
Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны»
Государственный орган, ответственный за разработку Концепции
Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк), Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан
Государственные органы, организации, ответственные за реализацию Концепции
Национальный Банк
Сроки реализации
2023 – 2030 годы
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
2.1. Оценка действующей политики управления активами Национального фонда
Национальный фонд представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счетах Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке, полезных ископаемых, передаваемых в счет исполнения налоговых обязательств по уплате налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт по сырой нефти, газовому конденсату, роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции в натуральной форме или денег от их реализации, в размере, определяемом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.
Основной целью создания Национального фонда является сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижение зависимости республиканского бюджета и экономики страны от нефтяного сектора, и воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Соответственно, функциями Национального фонда являются сберегательная и стабилизационная. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального фонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда.
Таким образом, сберегательная функция направлена на решение долгосрочной задачи по сбережению нефтяных доходов для будущих поколений страны, тогда как стабилизационная функция направлена на решение краткосрочных задач по обеспечению текущих потребностей республиканского бюджета.
В связи с тем, что реализация стабилизационной функции предполагает выделение целевых трансфертов, а также обеспечение ежегодного гарантированного трансферта, передаваемых в республиканский бюджет, объемы и сроки выделения которых зачастую подвергались пересмотру и увеличению в течение года, требовалось поддержание высокой доли стабилизационного портфеля в составе Национального фонда. Стабилизационный портфель, в свою очередь, состоит из высоколиквидных безрисковых и потому низкодоходных инструментов денежного рынка.
Кроме того, после мирового финансового кризиса 2008 года и обвала фондовых рынков подходы при управлении сберегательным портфелем Национального фонда также строились на консервативных принципах с преобладанием цели по сохранности активов и, как следствие, портфель был сформирован с высокой долей облигаций развитых стран в 80 % и относительно низкой долей акций в 20 %.
В результате доходность, полученная от управления активами за последние 10-15 лет сложилась ниже доходности ряда схожих по своей природе суверенных фондов благосостояния в мире, в том числе ниже доходности Глобального пенсионного фонда Норвегии.
Всего, за всю историю существования Национального фонда (2000-2022 годы) его среднегодовая доходность составила 3,02 %, а инвестиционный доход от управления активами в иностранной валюте составил 15,1 млрд долларов США (порядка 27 % от валютных активов Национального фонда).
2.2. Ключевые проблемы и обоснование необходимости разработки Концепции управления активами Национального фонда до 2030 года
В Послании народу от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Президент Казахстана определил необходимость внедрения свода правил управления государственными финансами.
В КУГФ отдельно учтены принципы формирования и использования Национального фонда, как неотъемлемая часть процесса формирования республиканского бюджета, устанавливая ограниченные виды расходов и форм изъятий в виде трансфертов в республиканский бюджет. При этом, вопросы управления активами Национального фонда не вошли в КУГФ ввиду обособленности процесса управления активами от вопросов формирования республиканского бюджета.
Следует отметить, что одним из ожидаемых результатов исполнения КУГФ является увеличение валютных активов Национального фонда до
100 млрд долларов США в 2030 году. В качестве одного из способов достижения результата является повышение эффективности управления активами, что, в свою очередь, требует разработки стратегии, определения базовых принципов и подходов управления, способствующие накоплению активов Национального фонда.
Накопление активов в Национальном фонде необходимо в том числе для реализации новой государственной программы – «Нацфонд-детям», запускаемой по инициативе Президента Республики Казахстан с 2024 года. Осуществление данной масштабной программы должно быть обеспечено высоким уровнем сбережения активов Национального фонда, в том числе за счет повышения качества управления и обеспечения достойного инвестиционного дохода.
Важно отметить, что колебания на финансовых рынках и, как следствие, низкая, а в некоторые годы – отрицательная доходность вложений является неотъемлемой и неизбежной частью инвестиционного процесса. При этом, чем выше цели по доходности, тем выше принимаемые риски, то есть возможные убытки.
В то же время достижение результата по повышению доходности от управления активами Национального фонда возможно при условии соблюдения и дисциплинированной реализации более рискованной и, соответственно, более доходной инвестиционной стратегии, разработка которой должна основываться на базовых принципах и подходах долгосрочных инвесторов.
Работа по совершенствованию подходов при управлении активами Национального фонда началась в 2016 году, была разработана и утверждена новая Концепция формирования и использования средств Национального фонда, было установлено ограничение на максимальный размер стабилизационного портфеля в 10 млрд долл. США. В 2019 году начался переход от консервативного (80 % в облигациях и 20 % в акциях) к сбалансированному распределению активов сберегательного портфеля Национального фонда (60 % облигаций, 30 % акций, до 5 % альтернативных инструментов и до 5 % золота).
Новое распределение также предполагает диверсификацию портфеля облигаций на государственные облигации развитых стран, корпоративные облигации и государственные облигации развивающихся стран.
Неопределённость дальнейшего мирового экономического роста, торговая, политическая и геополитическая напряженность в середине 2019 года привели к следующему шагу диверсификации активов – включению портфеля золота с постепенным увеличением своей доли с 3 % до 5 %.
Инвестирование активов Национального фонда в альтернативные классы инструментов - определенный класс нетрадиционных финансовых инструментов (активов), позволит увеличить доходность и снизить корреляцию инвестиций к рынку традиционных финансовых инструментов, расширяя дополнительную диверсификацию.
Таким образом, целью разработки Концепции по управлению активами Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года (далее – Концепция) является укрепление фундамента и утверждение основ, необходимых Национальному Банку для подтверждения своего статуса как долгосрочного институционального инвестора.
Реализация Концепции, то есть соблюдение закладываемых в ней ограничений, принципов и подходов, будет способствовать достижению цели по накоплению 100 млрд долларов США к 2030 году и успешному функционированию программы «Нацфонд-детям».
В то же время реализация долгосрочной стратегии возможна исключительно в случае наличия определённости по вопросу изъятий из сберегательного портфеля. В противном случае высока вероятность фиксирования убытков в периоды спада на финансовых рынках, что делает невозможным выполнение задачи по увеличению доходности от управления активами.
За последние 10 лет, валютные активы Национального фонда снизились с 77,4 млрд долларов США до 55,7 млрд долларов США. Одной из причин столь существенного сокращения активов страны является укрепившаяся тенденция изъятий из Национального фонда в республиканский бюджет сверх поступлений от нефтяного сектора. Так, начиная с 2014 года наблюдалось наиболее интенсивное расходование Национального фонда с ростом к предыдущему периоду более чем на 39 % с пиковыми значениями в 2017 и 2020 годах (в 2017 году при поступлениях в 2,1 трлн тенге, изъятия составили 4,4 трлн тенге, в 2020 – при поступлениях в 1,4 трлн тенге, изъятия составили 4,8 трлн тенге).
В качестве одного из решений проблемы истощения Национального фонда, Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком было разработано контрцикличное бюджетное правило, устанавливающее прямое ограничение на темпы роста планируемых расходов республиканского бюджета на уровне не выше среднего реального роста ВВП за предыдущие 10 лет, увеличенного на цель по инфляции. При этом, размер гарантированного трансферта будет определяться в размере, не превышающем объем поступлений в Национальный фонд от нефтяного сектора, прогнозируемых при расчетной цене на нефть (цена «отсечения»). Данное бюджетное правило будет направлено на дальнейшее накопление активов Национального фонда.
Раздел 3. Обзор международного опыта
В настоящее время в мире насчитывается более 30 стран, которые имеют государственные фонды благосостояния (стабилизационные и (или) сберегательные), формируемые за счет профицита бюджета вследствие избытка налоговых поступлений от экспорта невозобновляемых полезных ископаемых.
При формировании Национального фонда и разработке концепций по управлению его активами принимался во внимание передовой опыт управления активами крупнейших зарубежных фондов, таких как Глобальный пенсионный фонд Норвегии, Пенсионный Фонд Новой Зеландии, постоянный фонд Аляски и другие.
Глобальный пенсионный фонд Норвегии (ранее известный под названием Нефтяной фонд) был образован в 1990 году и осуществляет две функции: накопительную и стабилизационную. Фонд финансируется за счет профицита нефтяных доходов (за вычетом ежегодных трансфертов в бюджет). Часть нефтяных поступлений используется для покрытия ненефтяного дефицита, уровень которого устанавливается ежегодно во время формирования годового бюджета и ограничивается ожидаемой средней реальной (скорректированной на инфляцию) прибыльностью фонда.
Активы Глобального пенсионного фонда Норвегии (далее – Норвежский фонд) инвестируются исключительно за границей во избежание перегрева экономики Норвегии и защиты резервов данного фонда от последствий колебаний нефтяных цен. Инвестиционный портфель диверсифицирован и состоит из инвестиций в акции, облигации с фиксированным доходом и недвижимое имущество, в целях максимизации дохода и с учетом рисков в рамках инвестиционной политики. Инвестиционный портфель фонда диверсифицирован и состоит из инвестиций в акции – от 60 % до 80 %, облигации с фиксированным доходом – от 20 % до 40 %. В целях максимизации дохода и с учетом рисков в рамках инвестиционной политики разрешены инвестиции в альтернативные классы активов: в недвижимое имущество – до 7 % и в инфраструктуру для возобновляемых источников энергии – до 2 % от активов фонда. Данная инвестиционная стратегия предполагает принятие более высоких рисков, при этом долгосрочная доходность Норвежского фонда также возрастает. Одним из убеждений инвестиционной команды Норвежского фонда является, что наиболее привлекательные инвестиционные возможности возникают на волатильных рынках.
Фактическое инвестиционное управление осуществляется Норвежским Банком. Согласно мандату по управлению Норвежским фондом, Норвежский Банк принимает решения и осуществляет права собственности независимо от Министерства финансов Норвегии. При этом Министерство финансов Норвегии несет общую ответственность за управление данным фондом и определяет стратегию по его управлению.
Пенсионный Фонд Новой Зеландии был основан в 2001 году с целью аккумуляции средств для оплаты будущих расходов на обеспечение всеобщих пенсионных выплат. Данный фонд является долгосрочным, ориентированным на рост глобальным инвестиционным фондом.
Пенсионный Фонд Новой Зеландии управляется организацией Guardians of New Zealand Superannuation, которая является автономным юридическим лицом страны, действующим независимо от действующего правительства Новой Зеландии. Таким образом, несмотря на то, что данный управляющий фонд
по-прежнему подотчетен правительству, он обладает оперативной независимостью в отношении инвестиционных решений и контролируется независимым советом директоров. Целевым распределением Пенсионного Фонда Новой Зеландии с точки зрения ожиданий по риску и доходности является портфель, состоящий из акций на 80 % и облигаций на 20 %. При этом для достижения столь высоких ориентиров по доходности фонд активно инвестирует в неликвидные активы, такие как частный капитал и вложения в инфраструктуру.
Постоянный фонд Аляски является суверенным фондом благосостояния, созданным в 1976 году жителями штата Аляски, США для сохранения и преобразования невозобновляемых нефтяных и минеральных богатств штата в возобновляемый финансовый ресурс для всех поколений жителей Аляски.
Управление фондом осуществляется Корпорацией Постоянного фонда Аляски, которая была создана Законодательным собранием штата Аляска в 1980 году как независимая государственная организация, которой поручено управлять и инвестировать активы Постоянного фонда Аляски и других фондов.
Постоянный фонд Аляски состоит из двух частей: основного счета и резервного счета доходов. Средства обоих счетов инвестируются с использованием одного и того же распределения активов, но есть значительные различия в том, как они могут использоваться по закону: основная сумма — это постоянные сбережения, а средства резервного счета доходов доступны для использования. Эталонное распределение активов Постоянного фонда Аляски на 2023 год: акции – 36 %, облигации – 20 %, альтернативные инструменты – 41 %, ликвидные инструменты денежного рынка – 3 %. Данный фонд имеет диверсифицированную структуру активов с фокусом на альтернативные инвестиции, в том числе частный капитал, недвижимость, инфраструктурные компании.
Ввиду долгосрочной природы инвестиций суверенных фондов для обеспечения сохранности средств и предотвращения истощения фондов широко распространена практика использования правил, ограничивающих изъятия средств.
Например, средства Норвежского фонда могут быть использованы в качестве трансфертов в государственный бюджет только в соответствии с резолюцией Норвежского парламента. Изъятия средств из Норвежского фонда осуществляются в соответствии с фискальным правилом, согласно которому объем трансферта не должен превышать долгосрочную ожидаемую реальную доходность данного фонда. Тогда как изъятия из Постоянного фонда Аляски, в соответствии с Законом штата Аляска, составляют 5 % от средней рыночной стоимости данного фонда за первые пять из предыдущих шести финансовых лет. Стратегия управления Пенсионным Фондом Новой Зеландии не предусматривает возможности изъятия средств в краткосрочной и среднесрочной перспективе (использование средств данного фонда не планируется ранее 2050 года).
Общей характеристикой приведенных примеров является наличие строгих правил изъятия средств из фондов, а в некоторых случаях полный запрет на изъятия. У части стран планирование поступлений и изъятий находится на достаточно высоком уровне, что позволяет отсекать изъятия на уровне поступлений, до перечисления средств в фонд.
Наличие определенности в вопросах пополнения и использования средств фонда позволяет указанным фондам определить часть средств, защищенную от изъятий, либо полностью весь фонд как долгосрочный портфель, при управлении которым возможно реализовывать агрессивные стратегии, принимать более высокие риски, что, соответственно, отражается на результатах управления активами.
Ориентир на передовой международный опыт является приоритетом развития управления активами Национального фонда.
Раздел 4. Видение развития управления активами Национального фонда
На фоне непредсказуемой геополитической ситуации, анонсированного перехода к зеленой экономике и низкоуглеродной стратегии, задача по усилению сберегательной функции Национального фонда становится наиболее приоритетной.
Ключевым шагом по обеспечению сберегательной функции Национального фонда является строгое соблюдение с 2023 года контрцикличного бюджетного правила, закрепленного КУГФ. Изъятие активов из Национального фонда сверх объемов, определенных контрцикличным бюджетным правилом, ведет к нарушению сбалансированного стратегического распределения активов и может повлечь за собой фиксацию убытков.
Соответственно, повышение финансовой дисциплины, благодаря строгому соблюдению контрцикличного бюджетного правила, будет способствовать сокращению изъятий из Национального фонда, что значительно снизит риски переводов средств из сберегательного портфеля в стабилизационный портфель.
В целях дальнейшего развития процесса управления активами Национального фонда и применения лучших мировых практик планируется провести работу по вступлению Национального Банка, как доверительного управляющего, в Международный форум суверенных фондов (IFSWF).
4.1 Управление активами Национального фонда
Доверительное управление активами Национального фонда осуществляется Национальным Банком. Размещение активов Национального фонда осуществляется в финансовые инструменты, предусмотренные в Перечне разрешенных финансовых инструментов, за исключением нематериальных активов, для размещения Национального фонда, утверждаемом Правительством Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан.
Задачи Национального Банка, как доверительного управляющего Национальным фондом, определены в Правилах осуществления инвестиционных операций Национального фонда Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правления Национального Банка от 25 июля 2006 года № 65, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4361 (далее – Правила), и состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень доходности в долгосрочной перспективе при умеренном риске, в целях сохранности, поддержания достаточного уровня ликвидности и преумножения активов Национального фонда.
Национальный Банк самостоятельно осуществляет инвестирование активов Национального фонда в инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках в рамках Правил, включая передачу части активов Национального фонда под управление внешним управляющим. Контроль за деятельностью внешних управляющих возлагается на Национальный Банк. При этом, передача части активов Национального фонда во внешнее управление подразумевает лишь предоставление доступа к части активов на счетах Национального Банка.
Во избежание перегрева национальной экономики и защиты активов Национального фонда от последствий колебаний нефтяных цен, размещение активов Национального фонда должно осуществляться в финансовые инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках.
В периоды экономического роста Национальный фонд обеспечивает стерилизацию избыточного притока валюты, снижение давления на обменный курс тенге и инфляцию, обеспечивая тем самым макроэкономическую стабильность экономики страны.
4.2 Обеспечение доходности в долгосрочной перспективе
Национальный фонд является фондом будущих поколений, что стало еще более актуальным после ввода новой государственной программы «Нацфонд – детям».
Следовательно, управление активами Национального фонда имеет долгосрочный горизонт инвестирования. Под долгосрочным горизонтом следует понимать период времени, достаточно длительный для того, чтобы достичь поставленных инвестиционных целей с наиболее эффективной комбинацией между принимаемым риском и доходностью.
Оценка инвестиционного управления активами Национального фонда производится в долгосрочном горизонте методом скользящей оценки за последние 5 и 10 лет и с начала управления активами Национального фонда. Срок инвестиций – инвестиционный горизонт, определяющий степень риска, которому подвергается инвестор, в целях достижения ожидаемой доходности.
Долгосрочный инвестиционный горизонт предусматривает последовательную реализацию стратегического распределения активов сберегательного портфеля в установленный период, невзирая на краткосрочные колебания доходности и получение отрицательной доходности в отдельно взятые годы. Соответственно обеспечение доходности активов Национального фонда в долгосрочной перспективе предусматривает краткосрочные колебания доходности.
Стремление к достижению доходности в краткосрочной перспективе несет в себе повышенный риск потери капитала, так как это возможно лишь путем значительного увеличения принимаемых рисков. Во избежание риска нарушения дисциплинированного подхода при реализации стратегического распределения активов сберегательного портфеля в угоду спекулятивных настроений на фоне краткосрочных тенденций на финансовых рынках, не предполагается частый пересмотр стратегического распределения сберегательного портфеля.
Ожидается, что в результате реализации данной Концепции и поддержания сбалансированного распределения активов сберегательного портфеля потенциальная доходность активов Национального фонда в долгосрочной перспективе вырастет на 1 % (в годовом выражении) относительно консервативного распределения активов в среднем за период с 2023 по 2030 год.
4.3 Цели управления активами Национального фонда
Цели стабилизационного портфеля Национального фонда. Реализация стабилизационной функции предполагает обеспечение трансфертов в республиканский бюджет. Часть Национального фонда, используемая для осуществления стабилизационной функции, определяется в размере, необходимом для обеспечения гарантированного трансферта.
Соответственно, основной целью стабилизационного портфеля является поддержание достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда. Доходность стабилизационного портфеля Национального фонда не является показателем эффективности управления активами Национального фонда как в кратко-, так и долгосрочной перспективе.
Все поступления в и изъятия активов из Национального фонда осуществляются через стабилизационный портфель Национального фонда.
Максимальный размер стабилизационного портфеля Национального фонда составляет 10 млрд долл. США. В случае, если по итогам года размер стабилизационного портфеля превышает 10 млрд долл. США, деньги в сумме разницы переводятся из стабилизационного в сберегательный портфель.
При недостаточности активов стабилизационного портфеля для выделения трансфертов в республиканский бюджет и (или) размещения Национального фонда в казахстанские финансовые инструменты, производится перевод части активов из сберегательного портфеля в стабилизационный портфель.
В рамках реализации стабилизационной цели Национальный Банк, в зависимости от сложившейся ситуации на финансовом рынке, производит конвертацию и реконвертацию активов Национального фонда на организованном валютном рынке в порядке, установленном Правлением Национального Банка. Данные операции проводятся для выделения трансфертов в республиканский бюджет и не относятся к интервенциям Национального Банка.
Цели сберегательного портфеля Национального фонда. Реализация сберегательной функции подразумевает накопление средств от реализации невозобновляемых энергетических ресурсов для будущих поколений, а также их преумножение за счет инвестиционного дохода. При этом, ввиду волатильности на финансовых рынках стоимость активов Национального фонда может значительно колебаться из года в год.
Соответственно, целью сберегательного портфеля является обеспечение высокого уровня доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.
Сберегательный портфель Национального фонда не имеет ограничений по объему.
Стратегическое распределение сберегательного портфеля Национального фонда определяет его ожидаемую доходность и умеренный уровень риска. Целевые доли стратегического распределения сберегательного портфеля: 60 % облигаций, 30 % акций, до 5 % альтернативных инструментов и до 5 % золота.
Стратегическое распределение предполагает также диверсификацию облигаций на государственные облигации развитых стран, корпоративные облигации и государственные облигации развивающихся стран.
В целях повышения эффективности управления активами Национального фонда и достижения сверхдоходности допускаются тактические отклонения от сбалансированного стратегического распределения активов сберегательного портфеля в соответствии с ограничениями, установленными в Правилах.
Для достижения цели по повышению долгосрочной ожидаемой доходности и поддержания общего систематического риска сберегательного портфеля осуществляется возврат к целевым долям – ребалансировка портфеля.
Регулярная ребалансировка портфелей, предусматривающая обязательный возврат к целевому стратегическому распределению активов сберегательного портфеля, позволяет не только получать выгоду благодаря стратегии «sell high-buy low»[1], но и является защитой от спекулятивных инвестиционных решений в периоды волатильности.
Ребалансировка портфелей проводится на ежегодной основе в случае отклонения доли любого из класса активов сбалансированного распределения от его целевого веса, установленного в Правилах, свыше 3 % порогового значения. После завершения перехода на сбалансированное стратегическое распределение Национального фонда, с 2023 года вводится практика ежегодного возврата к установленным целевым долям финансовых инструментов. Ребалансировка портфелей в отношении альтернативных инструментов проводится с учетом ликвидности и затрат, связанных с ребалансированием портфелей.
Раздел 5. Основные принципы и подходы по управлению Национальным фондом
5.1. Основные принципы управления активами Национального фонда
Управление активами Национального фонда будет основано на следующих принципах:
4) эффективность – управление активами Национального фонда, исходя из необходимости сохранения активов и обеспечения доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.
5.2. Основные подходы управления активами Национального фонда
Основными подходами управления активами Национального фонда являются:
1) непрерывное совершенствование процессов управления активами –непрерывный поиск новых способов совершенствования процесса управления активами с помощью инновационных технологий и повышения компетентности сотрудников Национального Банка, а также культивирование инвестиционной культуры, которая строится на укреплении принципов независимости, повышении толерантности к ошибкам, привычке учиться на ошибках и перенимать позитивный зарубежный опыт;
2) автоматизация процессов управления активами – использование современных технологий при управлении активами с ориентацией на инновации, удаление решений по применению устаревших технологических процессов и их замена на современные технологические процессы;
3) развитие компетенций в управлении активами – применение экспертизы и консультаций в области управления активами, а также обучение у внешних зарубежных управляющих, стремление внести положительный вклад в развитие внутреннего рынка по управлению активами.
5.3. Критерии и оценка эффективности управления активами Национального фонда
Базовой валютой Национального фонда для целей оценки доходности управления его активами является доллар США. Оценка доходности осуществляется для активов Национального фонда в иностранной валюте.
Под результатами управления активами Национального фонда следует понимать результаты осуществления инвестиционных операций Национального фонда в иностранной валюте в рамках инвестирования в инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках. При этом, оценка эффективности управления активами Национального фонда по казахстанским финансовым инструментам не осуществляется.
Критерием для оценки эффективности управления Национальным фондом является сверхдоходность портфелей Национального фонда за определенный период времени при соблюдении ограничений, установленных Правилами. Сверхдоходность определяется как разница между фактической доходностью и доходностью соответствующего эталонного портфеля.
Сбалансированное распределение активов Национального фонда подразумевает наличие нескольких эталонных портфелей. В качестве эталонного портфеля используются индексы, разработанные и отслеживаемые ведущими мировыми финансовыми компаниями либо Национальным Банком и определяемые в соответствии с Правилами.
Показатели инфляции и доходности отдельных классов финансовых инструментов не являются ориентирами для оценки эффективности управления активами Национального фонда. Кроме того, доходность отдельных операций с активами Национального фонда, а также доходность отдельных портфелей Национального фонда не является показателем эффективности управления активами Национального фонда.
Результаты управления по отдельным портфелям, прекратившим свое существование в течение отчетного периода, включаются в исторический анализ, как составляющие доходности портфеля.
Эффективность управления сберегательного портфеля оценивается в долгосрочной перспективе и, в целом, отражает эффективность управления активами Национального фонда.
Долгосрочный инвестиционный горизонт Национального фонда защищает активы Национального фонда от принятия ситуативных инвестиционных решений, в особенности в периоды значительных потрясений на финансовых рынках.
Чрезмерное внимание и попытки оценки эффективности управления активами Национального фонда на основе краткосрочных показателей доходности ведет к негативным последствиям и снижению эффективности управления активами Национального фонда, что неминуемо ведет к смещению акцентов в сторону менее рисковых и соответственно наименее доходных инвестиций, сокращению инвестиционного горизонта с текущей долгосрочной до краткосрочной стратегии, что в результате поставит под угрозу реализацию цели по повышению доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска и программы «Нацфонд – детям».
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
Целевой индикатор – увеличение долгосрочной доходности (за период с 2023 по 2030 год) сберегательного портфеля Национального фонда при сбалансированном стратегическом распределении активов Национального фонда (с целевым распределением: 60 % облигаций, 30 % акций, до 5 % альтернативных инструментов и до 5 % золота) по сравнению с консервативным распределением (80 % – облигации развитых стран, 20 % – акции).
Ожидаемый результат – достижение сверхдоходности, то есть увеличение доходности сберегательного портфеля Национального фонда за период с 2023 по 2030 год в размере не менее чем на 1 % (в годовом выражении) относительно консервативного распределения активов.
Сверхдоходность, являясь арифметической разницей между ожидаемым уровнем доходности портфеля при сбалансированном стратегическом распределении и уровнем условной доходности портфеля при консервативном распределении, и равной 1 % и более, будет способствовать увеличению (при условии соблюдения контрцикличного бюджетного правила) к 2030 году объема активов Национального фонда до 100 млрд долларов США.
Мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены согласно Плану действий по реализации Концепции по управлению активами Национального фонда до 2030 года в соответствии с приложением к настоящей Концепции.
[1] Одна из распространённых инвестиционных стратегий, предусматривающая продажу на пике, покупку на дне.
Приложение
к Концепции по управлению
активами Национального фонда
Республики Казахстан до 2030 года
от __________ 2023 года
№_____
План действий по реализации
Концепции по управлению активами Национального фонда
Республики Казахстан до 2030 года
№
п/п
Наименование
Форма завершения
Срок завершения
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
1. Политика управления активами Национального фонда
Целевой индикатор:
Увеличение долгосрочной доходности (за период с 2023 по 2030 год) сберегательного портфеля Национального фонда при сбалансированном стратегическом распределении (с целевым распределением: 60 % облигаций, 30 % акций,
до 5 % альтернативных инструментов и до 5 % золота) по сравнению с консервативным распределением активов Национального фонда (80 % – облигации развитых стран, 20 % – акции).
1.
Внесение изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 65 «Об утверждении Правил осуществления инвестиционных операций Национального фонда Республики Казахстан»
Проект постановления Правления Национального Банка
2023 год
Национальный Банк, МФ
2.
Утверждение инвестиционной стратегии по управлению портфелем альтернативных инструментов Национального фонда
Проект постановления Правления Национального Банка
2023 год
Национальный Банк
3.
Публикация результатов инвестиционного управления активами Национального фонда на интернет-ресурсе уполномоченного органа по исполнению бюджета
Размещение отчета на интернет-ресурсе
Ежегодно, июнь
МФ, Национальный Банк
4.
Промежуточная оценка доходности по итогам 5 лет после перехода к сбалансированному распределению сберегательного портфеля Национального фонда
Размещение отчета на интернет-ресурсе
2028 год
Национальный Банк
2. Международное сотрудничество в области управления активами фондов
1.
Рассмотрение вопроса по вступлению в Международный форум суверенных фондов (IFSWF)
Информация в Администрацию Президента Республики Казахстан
2023 год
Национальный Банк, МФ
Примечание: расшифровка аббревиатур и сокращений:
Национальный Банк
–
Национальный Банк Республики Казахстан
Национальный фонд
–
Национальный фонд Республики Казахстан
МФ
–
Министерство финансов Республики Казахстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Указа Президента Республики Казахстан
«Об утверждении Концепции по управлению активами Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года»
Проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции по управлению активами Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года» (далее – проект Указа) разработан в целях исполнения пункта 2 Плана действий по реализации Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2022 года № 1005.
Проект Указа предусматривает определение основных принципов и подходов по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, направленные на сохранность и поддержание достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан, а также на обеспечение доходности в сберегательном портфеле Национального фонда Республики Казахстан в догосрочной перспективе.
Принятие проекта Указа не повлечет отрицательных социально-экономических и/или правовых последствий.