Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Плана организационных мероприятий (Дорожная карта) по исполнению пункта 91 «Усиление пропаганды здорового образа жизни, повышение грамотности населения по вопросам здоровья» Плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Распоряжение
Дата создания: 13/04/2023 22:07:01
Публичное обсуждение до: 27/04/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 12/05/2023 09:10:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 12/05/2023 18:30:00
Приложенные документы:

Об утверждении Плана организационных мероприятий

 (Дорожная карта) по исполнению пункта 91 «Усиление пропаганды здорового образа жизни, повышение грамотности населения по вопросам здоровья» Плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех

и для каждого. Сейчас и навсегда»

 

В целях реализации Предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда»:

1. Утвердить прилагаемый План организационных мероприятий (Дорожная карта) по исполнению пункта 91 «Усиление пропаганды здорового образа жизни, повышение грамотности населения по вопросам здоровья» Плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда».

2. Центральным государственным органам, акиматам областей, городов; Астаны, Алматы, Шымкента и иным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Дорожной карты:

      1) принять необходимые меры по реализации Дорожной карты;

      2) ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о ходе реализации Дорожной карты в Министерство здравоохранение Республики Казахстан.

3. Министерству здравоохранения Республики Казахстан не позднее 25 числа, следующего за отчетным годом, обеспечить предоставление в Правительство Республики Казахстан информации о ходе реализации Дорожной карты.

4. Настоящее распоряжение вводится в действие со дня его подписания.

 

 

Должность

 

                      ФИО

 

Комментарий

МАМЫТБАЕВА АЛИЯ

Должность                   ... посмотреть текст 26/04 - 18:22 /

Комментарии к дорожной карте (зож)

Министерство здравоохранения РК 12/05 - 19:15

Добрый день, благодарим за комментарий. Ваши замечания будут учтены. В настоящий момент ведется работа по проведению Анализа регуляторного воздействия, в частности предоставления медицинского аспекта и экономических расчетов.

МАМЫТБАЕВА АЛИЯ (Другие)

(Дорожная карта) по исполнению пункта 91 «Усиление... посмотреть текст 26/04 - 16:52 /

В целом много вопросов к разработчику в отношении процедуры принятия предлагаемых мер. Считаем, что публичное обсуждение предлагаемых шагов, прошедших в рамках обсуждения Проекта «Здоровая нация» и вошедших в настоящую Дорожную карту проходило формально, позиция бизнеса была проигнорирована, а утверждение предлагаемой меры в виде акциза произошло в одностороннем порядке без рассмотрения и учета обоснования, неоднократно представленной бизнесом. I. К п. 4 Направление 1 «Совершенствование законодательств в сфере профилактики и охраны здоровья». В рамках Дорожной карты разработчик - Минздрав РК предлагает пунктом 4 («Разработка механизма введения акциза на сахар в сахаросодержащих напитках и составление аналитической формы Анализа регуляторного развития (АРВ)) ввести акциз на сахаросодержащие напитки (далее ССН), обосновывая тем, что ССН являются основной причиной возникновения ожирения, неинфекционных заболеваний, что в Казахстане высокое потребление ССН. Данное предложение было инициировано Минздравом РК на основании исследования Всемирного банка, при этом делались ссылки на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), на повсеместный международный опыт. Кас. исследования Всемирного банка отметим следующее: 1. В предисловии исследования отмечается, что Всемирный банк не гарантирует точности данных, содержащихся в данной работе: 1.1 Доказательства влияния на показатели здоровья в основном были получены из исследований моделирования - Всемирным Банком использовался инструмент моделирования - гипотетический сценарий налогообложения, который использовался в разных странах, как в развивающихся, так и в развитых (Чили, Мексика, Саудовская Аравия и ряд малых островных развивающихся государств Тихого океана и Карибского бассейна (Попкин и Хоукс 2016; Бейкер и др. 2017), характеризующихся высоким потреблением ССН; 1.2 Данные о смертности, связанной с сахарным диабетом 2-го типа, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью и инсультом в Казахстане, были получены из базы данных глобального бремени болезней. 1.3 В качестве модели предлагается модель акцизного обложения табачной продукции, что некорректно. Транслируется однозначное суждение о приравнивании ССН к алкоголю и табаку и даже азартным играм, тогда как сахаросодержащие напитки, включая соки, сокосодержащие напитки, лимонады, морсы, компоты, воды – такой же продукт и поставщик калорий, как и хлеб, кондитерские изделия, молочные и другие продукты. Все основные элементы потребительской корзины содержат сахар, соль, глютен, холестерин, аллергены. 2. Авторы исследования и Минздрав РК ссылаясь на ВОЗ утверждают, что ССН - являются одним из основных источников свободных сахаров, способствующих увеличению калорийности рациона и как следствие веса, причиной НИЗ (неинфекционных заболевани1). Тогда как основной причиной НИЗ являются не сами напитки, а чрезмерное потребление добавленного сахара в составе различных сахаросодержащих продуктов. Например к источникам свободных сахаров в первую очередь относятся кондитерские изделия — конфеты, шоколад, торты, печенье и др. Согласно оценкам Национального центра здоровья Великобритании (NHS,2019), наибольшее среднее содержание сахара среди рассматриваемых в исследовании продуктов отмечено в шоколаде (63 г сахара на 100 г. продукта) фруктовых леденцах (59 г), печенье в шоколадной глазури (46 г), в то время как в БН с добавлением сахара всего 11 г сахара на 100 мл. Аналогичные рассчеты проведены Ernahrungs Umschau Intеrnational, в соответствии с которыми высокое содержание сахара зафиксировано в желейных конфетах (75 г на 100 г продукта), в сухих завтраках для детей (29 г.), фруктовом йогурте (14 г), а на лимонады приходится лишь 11 г сахара на 100 мл продукта. 3. Не учитывается потребление самого сахара, являющийся основным критическим компонентом, чрезмерное потребление которого влияет на здоровье. Так показатели потребления сахара в Казахстане выше, чем в среднем по миру. Так, в 2019 году потребление сахара на человека составило 26,62 килограмм, что на 18,3% больше среднемирового показателя. 4. Также разработчик проигнорировал следующие важные факторы: 4.1 В исследовании не указан вклад ССН в общий баланс потребления сахара населением, тогда как исследования, проведенные в различных странах, показывают, что сахаросодержащие напитки составляют всего 2-4% от общего количества калорий, которые получает организм человека. 4.2 Вклад ССН в калорийность рациона казахстанцев незначителен и составляет около 1,5 - 1,9 % (по подсчетам Ассоциации). Согласно рассчетам Ranking.kz на основе данных Бюро национальной статистики по составу пищевых веществ в потреблённых продуктах питания казахстанцев в 2022 г. более половины — 51,9% — приходится на углеводы (хлебопродукты и крупяные изделия), а на жиры и белки (мясо и мясопродукты, яйца и молочные продукты) — 35,5% и 12,6% соответственно. 2. Кас. рекомендаций ВОЗ Разработчики ссылаются на рекомендации ВОЗ. При этом проигнорировано исследование самого Европейского регионального бюро по РК «Улучшение питания в Казахстане: ключ к достижению целей в области устойчивого развития». (опубликовано 2019 год), где в заключении ВОЗ* отмечает, что для Казахстана критичными факторами являются преобладание в рационе мясных и углеводных продуктов, тенденция к перееданию углеводов, низкий уровень физической активности. То есть казахстанцы потребляют высокоглекимичную еду (макароны, обработанный рис, картофель, хлебобулочные изделия и т.д.) «Глекимия» в переводе с латинского: сладкий и «кровь». В качестве эффективной стратегии для снижения НИЗ для Казахстана ВОЗ рекомендовал снижение потребления соли. !!! То есть национальные особенности питания имеют огромное значение, нельзя сравнивать Казахстан с латиноамериканскими странами и др. странами. Нужно опираться на собственные национальные исследования. 3. По данным Евромонитор, Нилсен и го.с статичтического учета Таким образом разработчиком не был проведен: 1. Научный и статистический анализ причин и масштаба проблемы, а именно типичных заболеваний, их распространенности и причин. В соответствии с информацией Казахской академии питания (письмо от 15 апреля 2022 года № 01/153), последние исследования по оценке статуса питания и потребления основных пищевых веществ проводились в 2008 году. без проведения научного и статистического анализа причин и масштаба проблемы, а именно типичных заболеваний, их распространенности и причин. 2. Не было проведено актуальное исследование по оценке статуса питания и потребления основных пищевых веществ показывающих уровень потребления и вклад каждого сахаросодержащего продукта на рост НИЗ и ожирение 3. Не была проведена оценка социально экономических и бюджетных эффектов от введения акцизных сборов на напитки с добавлением сахара? 4. Не было проведено АРВ на отрасль безалкогольных напитков, тогда как это важный аспект. Такая оценка важна, так как предлагаемая мера повлияет не только на отрасль безалкогольных напитков, но и на все смежные отрасли в т.ч. сахарную индустрию, упаковку, дистрибуция, ресторанный сектор, окажет серьезные последствия на МСБ. И это особенно важно когда каз. бизнес испытывает жесткую конкуренцию в рамках ЕАЭС, дефицит основных видов сырья (прежде всего сахара), когда потребители переходят в режим экономии в пользу продуктов первой необходимости. Только в прошлом году из за дефицита сахара отрасль была на грани остановки. Может ли речь идти о введении акциза, когда существуют такие серьезные риски и без акцизов? 3. Кас. Международного опыта: Международный опыт представлен однобоко с целью введения акцизного налога, тогда как он неоднозначный. 3.1 Эффект на оздоровление минимальный, данная мера в большинстве стран способствовала сокращению употребления сахаросодержащих продуктов подакцизных категорий в пределах 3-5%. 3.2 Введение налога на безалкогольные напитки и как следствие их подорожание не повлияло на потребительское настроение населения в некоторых странах. Люди не перестают употреблять сахар, или переходят на более дешевые заменители. В некоторых странах, лидирующих по показателям потребления БАН с сахаром (Китай, Япония), введение акциз на БАН с сахаром не рассматривается как необходимая мера по снижению потребления СБН. Более того, в данных странах, не смотря на высокий уровень потребления БАН с сахаром, проблема ожирения не столь актуальна как в таких странах как США, Мексика и др. !!! Пример этих стран свидетельствует о том, что влияние БАН с сахаром на показатели массы тела зависит от комплекса факторов, в т.ч. от рациона питания, культурно-исторических особенностей потребления, а также уровня физической активности. 3.3 В большинстве стран акциз вводится в качестве фискальной меры, а не меры оздоровления. Некоторые страны уже отказались от данного налога (Норвегия, Дания, Великобритания, Голландия). Если акциз вводится в качестве фискальной меры необходимо провести оценку социально - экономических последствий для отрасли (АРВ), что отражено в дорожной карте и явлеется уместным. 3.4 Были проигнорированы исследования проведенные Институтом экономических исследований при Минэк РК, который пришел к заключению о том что: - Ввиду того, что налоги на БАН во многих странах были введены относительно недавно, сложно говорить о влиянии данной меры на состояние здоровья населения. - Кроме того, необходимо учитывать, что сами по себе БАН с сахаром могут и не оказывать значительного влияния на показатели массы тела. Ожирение является следствием влияния комплекса факторов, включающих как нездоровое питание, так и недостаточность физической нагрузки. - Сам по себе налог на СБН малоэффективен. 4. Увлечение ЗОЖ уже сегодня имеет заметный рост в Казахстане – в последние годы постоянно растет объем потребления фруктов и овощей и функциональных напитков и чая, которые замещают сладкие газированные в рационе граждан страны. По прогнозам Евромонитор, к 2040 году средний возраст проживающих в Казахстане составит 28,8 лет, что без дополнительных регуляторных мер существенно увеличит число разделяющих ЗОЖ граждан, так как молодое поколение более восприимчиво к этому. 5. Кроме того, по данным Евромонитор, Нильсен и Госстата, наблюдается существенный рост цен на продукты питания в последние годы, акциз дополнительно негативно скажется на стоимости продуктовой корзины и настроениях общества. 6. ВОЗ в своих рекомендациях отмечает, что «следует повышать доступность свежих овощей, фруктов, цельнозерновых продуктов и более качественных жиров». Отмечает также, что требуются инвестиции в сельское хозяйство, поддержка малых фермерских хозяйств, улучшение логистики и системы снабжения городов. Всё это в совокупности обеспечит своевременное поступление на рынок свежих и полезных продуктов без послеуборочных потерь, что, в свою очередь, станет фактором снижения цен, повышения доступности и расширения ассортимента здоровых продуктов питания. !!! Никакие из этих мер не относятся к компетенции сектора здравоохранения. Каким образом планируется решение этой задачи? ВОЗ дает ответ на этот вопрос и отмечает, что для этого требуется изменение подхода. Казахстану необходим действенный механизм координации, который позволил бы объединить усилия и собрать за одним столом все стороны, так или иначе связанные с решением проблем питания и НИЗ. Согласование разносторонних (и иногда противоречащих друг другу) интересов различных секторов может стать проблемой на пути разработки политики по улучшению питания. 7. И наконец, отметим следующий трэнд, который не учитывается разработчиком - увлечение ЗОЖ уже сегодня имеет заметный рост в Казахстане – в последние годы постоянно растет объем потребления фруктов и овощей и функциональных напитков и чая, которые замещают сладкие газированные в рационе граждан страны. По прогнозам Евромонитор, к 2040 году средний возраст проживающих в Казахстане составит 28,8 лет, что без дополнительных регуляторных мер существенно увеличит число разделяющих ЗОЖ граждан, так как молодое поколение более восприимчиво к этому. Кроме того, по официальным данным уровень ожирения в Казахстане снизился с 33 % до 24 % в 2022 году. !!! Если он итак существенно снижается зачем вводить какие то дополнительные меры, которые окажут негативное влияние на экономику? Выводы: Таким образом, сами по себе БАН с сахаром могут и не оказывать значительного влияния на показатели массы тела. Национальные особенности питания играют важное значение. Основной причиной НИЗ, диабета, ожирения является комплекс факторов, в т.ч. рацион питания, культурно-исторические особенности потребления, а также уровень физической активности, индивидуальные особенности организма (генетики, психологические факторы, стрессоустойчивость и т.д.) - что важно учитывать при выработке мер по снижению потребления ССН (далее сахаросодержащие напитки) для борьбы с НИЗ. Проблема высокого потребления соли остается актуальной для Казахстана; Если цель снижения потребления сахара остается на повестке вне зависимости от настроений и реакции общества, регуляторам стоит уделить внимание другим сахаросодержащим продуктам (выпечка, конфеты, снэки), объем потребления которых растет, а доля в дневном калораже превышает долю напитков, а также потреблению сахара как такого. - В части решения проблем здорового питания питанием, следуя рекомендации ВОЗ для Казахстана необходим действенный механизм координации, который позволил бы объединить усилия и собрать за одним столом все стороны, так или иначе связанные с решением проблем питания и НИЗ. Предложение Минздраву от Индустрии: В текущей ситуации Ассоциация видит наиболее эффективное решение, которое отвечает поставленной цели, направленной на снижение избыточного потребления сахара в составе сахаросодержащих продуктов это механизм саморегулирования - Кодекс добровольных обязательств производителей безалкогольных напитков, одним из инструментов которого является обязательство по снижению сахара в рецептуре сахаросодержащих напитков. Был подписан членами Ассоциации в 2022 году. !!! С учетом вышеизложенного к разработчикам следующие основные вопросы: 1. На каком основании объектом налогообложения выбран отдельно взятый продукт - сахаросодержащие напитки: - без проведения научного и статистического анализа причин и масштаба проблемы, а именно типичных заболеваний, их распространенности и причин; - без проведения актуального исследования по оценке статуса питания и потребления основных пищевых веществ показывающих уровень потребления и вклад каждого сахаросодержащего продукта на рост НИЗ и ожирение; - без проведения оценки социально экономических и бюджетных эффектов от введения акцизных сборов на напитки с добавлением сахара? 2. В Казахстане самый высокий уровень потребления соли – 17 г на душу населения (источник: Https://borgenproject.org/hunger-in-kazakhstan/), что в 4 раза выше нормы, которую рекомендует ВОЗ! Почему в отношении соли была предложена разработка методической рекомендации, тогда как в отношении сахаросодержащих напитков сразу вводится акциз – вопрос необоснован с экономической точки зрения и прежде всего с точки зрения оздоровления? 3. Вышло Заключение Правительства (от 3 июля 2021 года) к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджета (Налоговый Кодекс) и Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью» (далее – проект Закона). Министерство финансов Республики Казахстан отмечает, «что введение акциза на сахаросодержащие напитки предлагается под эгидой оздоровления населения. При этом, отсутствуют исследования, которые оценивали бы оздоровительный эффект предлагаемой меры». !!! Не понятно почему предлагаемая мера была введена в Дорожную карту при наличии такого Заключения? Правительство не координирует эти вопросы? II. Далее пунктом 3 Дорожной карты предлагается «Выработать предложения по ограничению рекламы продуктов с высоким содержанием сахара, жиров, соли». Компании поддерживают усилия Правительства, направленные на стимулирование рационального потребления пищевой продукции. Однако данный пункт противоречит задаче поставленной Президентом нашей страны о поддержке отечественного бизнеса, который особенно актуален для казахстанских производителей в настоящий момент, так как казахстанские производители испытывают дефицит основных видов сырья, а также работают в условиях жесткой конкуренции. Реклама остаётся ключевым элементом стимулирования спроса, и резкое ограничение этого инструмента приведёт к серьёзным потерям отечественной пищевой промышленности и сельского хозяйства. Предлагаемое ограничение рекламы также затруднит развитие брендов, что приведёт к снижению добавленной стоимости продукта, снижению доходов бизнеса и бюджета страны, снижению качества выпускаемой продукции. Такой подход приведет, к ограничению рекламы более половины выпускаемых в Казахстане пищевых продуктов, включая привычную национальную кухню и социально значимые продукты, и нанесет существенный ущерб отечественной пищевой промышленности. Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством ЕАЭС продукция, прошедшая все необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов является безопасной. Законодательством в области технического регулирования не устанавливается категоризации продукции от наличия тех или иных компонентов. Важно, что законодательное органические рекламы не учитывает потенциал добровольных ограничений (саморегулирования), на которые уже сегодня идут производители пищевой продукции. Между тем, распространение такой передовой практики более перспективно, т.к. не потребует усилий государства по проведению контрольных мероприятий. Так например члены Ассоциации производителей безалкогольных напитков подписали в 2022 г. «Кодекс добровольных обязательств ответственных производителей безалкогольных напитков соков РК». Данный кодекс содержит Обязательства в отношении маркетинга и продвижения безалкогольных напитков, в частности участники, подписавшие Обязательство, не будут размещать рекламу безалкогольных напитков на телевидении, радио или в печатных СМИ, целевая аудитория которых состоит преимущественно из детей до 12 лет и др. !!! Ассоциация готова доложить о текущих практиках саморегулирования, применяемых индустрией. III. Кас. п. 6 «Разработка и внедрение методических рекомендаций по цветовой маркировке пищевой продукции, информирующей о пищевой ценности, а также позволяющей определить содержание критериев значимых - для здоровья пищевых веществ, с учетом суточной нормы». Считаем что цветовая маркировка должна носить исключительно рекомендательный характер, а его применение добровольным. Маркировка пищевой продукции регулируется исключительно техническими регламентами ЕАЭС, в том числе ТР ТС 022. Следовательно, создание дополнительных требований в области маркировки будет являться административным барьером, который будет препятствовать свободному обращению пищевой продукции в ЕАЭС и снизит экспортный потенциал отечественной продукции. Стоит отметить, что многие компании уже применяют меры по дополнительному информированию потребителей о пищевой ценности продукции. С уважением, Президент Ассоциации Мамытбаева Алия Советовна


Прикреплённые файлы:     комменты для портала.docx

Министерство здравоохранения РК 28/04 - 12:46

Добрый день, благодарим за комментарий. Ваши замечания будут учтены. В настоящий момент ведется работа по проведению Анализа регуляторного воздействия, в частности предоставления медицинского аспекта и экономических расчетов.

МАМЫТБАЕВА АЛИЯ (Другие)

Об утверждении Плана организационных мероприятий... посмотреть текст 26/04 - 16:40 /

В целом много вопросов к разработчику в отношении процедуры принятия предлагаемых мер. Считаем, что публичное обсуждение предлагаемых шагов, прошедших в рамках обсуждения Проекта «Здоровая нация» и вошедших в настоящую Дорожную карту проходило формально, позиция бизнеса была проигнорирована, а утверждение предлагаемой меры в виде акциза произошло в одностороннем порядке без рассмотрения и учета обоснования, неоднократно представленной бизнесом. I. К п. 4 Направление 1 «Совершенствование законодательств в сфере профилактики и охраны здоровья». В рамках Дорожной карты разработчик - Минздрав РК предлагает пунктом 4 («Разработка механизма введения акциза на сахар в сахаросодержащих напитках и составление аналитической формы Анализа регуляторного развития (АРВ)) ввести акциз на сахаросодержащие напитки (далее ССН), обосновывая тем, что ССН являются основной причиной возникновения ожирения, неинфекционных заболеваний, что в Казахстане высокое потребление ССН. Данное предложение было инициировано Минздравом РК на основании исследования Всемирного банка, при этом делались ссылки на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), на повсеместный международный опыт. Кас. исследования Всемирного банка отметим следующее: 1. В предисловии исследования отмечается, что Всемирный банк не гарантирует точности данных, содержащихся в данной работе: 1.1 Доказательства влияния на показатели здоровья в основном были получены из исследований моделирования - Всемирным Банком использовался инструмент моделирования - гипотетический сценарий налогообложения, который использовался в разных странах, как в развивающихся, так и в развитых (Чили, Мексика, Саудовская Аравия и ряд малых островных развивающихся государств Тихого океана и Карибского бассейна (Попкин и Хоукс 2016; Бейкер и др. 2017), характеризующихся высоким потреблением ССН; 1.2 Данные о смертности, связанной с сахарным диабетом 2-го типа, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью и инсультом в Казахстане, были получены из базы данных глобального бремени болезней. 1.3 В качестве модели предлагается модель акцизного обложения табачной продукции, что некорректно. Транслируется однозначное суждение о приравнивании ССН к алкоголю и табаку и даже азартным играм, тогда как сахаросодержащие напитки, включая соки, сокосодержащие напитки, лимонады, морсы, компоты, воды – такой же продукт и поставщик калорий, как и хлеб, кондитерские изделия, молочные и другие продукты. Все основные элементы потребительской корзины содержат сахар, соль, глютен, холестерин, аллергены. 2. Авторы исследования и Минздрав РК ссылаясь на ВОЗ утверждают, что ССН - являются одним из основных источников свободных сахаров, способствующих увеличению калорийности рациона и как следствие веса, причиной НИЗ (неинфекционных заболевани1). Тогда как основной причиной НИЗ являются не сами напитки, а чрезмерное потребление добавленного сахара в составе различных сахаросодержащих продуктов. Например к источникам свободных сахаров в первую очередь относятся кондитерские изделия — конфеты, шоколад, торты, печенье и др. Согласно оценкам Национального центра здоровья Великобритании (NHS,2019), наибольшее среднее содержание сахара среди рассматриваемых в исследовании продуктов отмечено в шоколаде (63 г сахара на 100 г. продукта) фруктовых леденцах (59 г), печенье в шоколадной глазури (46 г), в то время как в БН с добавлением сахара всего 11 г сахара на 100 мл. Аналогичные рассчеты проведены Ernahrungs Umschau Intеrnational, в соответствии с которыми высокое содержание сахара зафиксировано в желейных конфетах (75 г на 100 г продукта), в сухих завтраках для детей (29 г.), фруктовом йогурте (14 г), а на лимонады приходится лишь 11 г сахара на 100 мл продукта. 3. Не учитывается потребление самого сахара, являющийся основным критическим компонентом, чрезмерное потребление которого влияет на здоровье. Так показатели потребления сахара в Казахстане выше, чем в среднем по миру. Так, в 2019 году потребление сахара на человека составило 26,62 килограмм, что на 18,3% больше среднемирового показателя. 4. Также разработчик проигнорировал следующие важные факторы: 4.1 В исследовании не указан вклад ССН в общий баланс потребления сахара населением, тогда как исследования, проведенные в различных странах, показывают, что сахаросодержащие напитки составляют всего 2-4% от общего количества калорий, которые получает организм человека. 4.2 Вклад ССН в калорийность рациона казахстанцев незначителен и составляет около 1,5 - 1,9 % (по подсчетам Ассоциации). Согласно рассчетам Ranking.kz на основе данных Бюро национальной статистики по составу пищевых веществ в потреблённых продуктах питания казахстанцев в 2022 г. более половины — 51,9% — приходится на углеводы (хлебопродукты и крупяные изделия), а на жиры и белки (мясо и мясопродукты, яйца и молочные продукты) — 35,5% и 12,6% соответственно. 2. Кас. рекомендаций ВОЗ Разработчики ссылаются на рекомендации ВОЗ. При этом проигнорировано исследование самого Европейского регионального бюро по РК «Улучшение питания в Казахстане: ключ к достижению целей в области устойчивого развития». (опубликовано 2019 год), где в заключении ВОЗ* отмечает, что для Казахстана критичными факторами являются преобладание в рационе мясных и углеводных продуктов, тенденция к перееданию углеводов, низкий уровень физической активности. То есть казахстанцы потребляют высокоглекимичную еду (макароны, обработанный рис, картофель, хлебобулочные изделия и т.д.) «Глекимия» в переводе с латинского: сладкий и «кровь». В качестве эффективной стратегии для снижения НИЗ для Казахстана ВОЗ рекомендовал снижение потребления соли. !!! То есть национальные особенности питания имеют огромное значение, нельзя сравнивать Казахстан с латиноамериканскими странами и др. странами. Нужно опираться на собственные национальные исследования. 3. По данным Евромонитор, Нилсен и го.с статичтического учета Таким образом разработчиком не был проведен: 1. Научный и статистический анализ причин и масштаба проблемы, а именно типичных заболеваний, их распространенности и причин. В соответствии с информацией Казахской академии питания (письмо от 15 апреля 2022 года № 01/153), последние исследования по оценке статуса питания и потребления основных пищевых веществ проводились в 2008 году. без проведения научного и статистического анализа причин и масштаба проблемы, а именно типичных заболеваний, их распространенности и причин. 2. Не было проведено актуальное исследование по оценке статуса питания и потребления основных пищевых веществ показывающих уровень потребления и вклад каждого сахаросодержащего продукта на рост НИЗ и ожирение 3. Не была проведена оценка социально экономических и бюджетных эффектов от введения акцизных сборов на напитки с добавлением сахара? 4. Не было проведено АРВ на отрасль безалкогольных напитков, тогда как это важный аспект. Такая оценка важна, так как предлагаемая мера повлияет не только на отрасль безалкогольных напитков, но и на все смежные отрасли в т.ч. сахарную индустрию, упаковку, дистрибуция, ресторанный сектор, окажет серьезные последствия на МСБ. И это особенно важно когда каз. бизнес испытывает жесткую конкуренцию в рамках ЕАЭС, дефицит основных видов сырья (прежде всего сахара), когда потребители переходят в режим экономии в пользу продуктов первой необходимости. Только в прошлом году из за дефицита сахара отрасль была на грани остановки. Может ли речь идти о введении акциза, когда существуют такие серьезные риски и без акцизов? 3. Кас. Международного опыта: Международный опыт представлен однобоко с целью введения акцизного налога, тогда как он неоднозначный. 3.1 Эффект на оздоровление минимальный, данная мера в большинстве стран способствовала сокращению употребления сахаросодержащих продуктов подакцизных категорий в пределах 3-5%. 3.2 Введение налога на безалкогольные напитки и как следствие их подорожание не повлияло на потребительское настроение населения в некоторых странах. Люди не перестают употреблять сахар, или переходят на более дешевые заменители. В некоторых странах, лидирующих по показателям потребления БАН с сахаром (Китай, Япония), введение акциз на БАН с сахаром не рассматривается как необходимая мера по снижению потребления СБН. Более того, в данных странах, не смотря на высокий уровень потребления БАН с сахаром, проблема ожирения не столь актуальна как в таких странах как США, Мексика и др. !!! Пример этих стран свидетельствует о том, что влияние БАН с сахаром на показатели массы тела зависит от комплекса факторов, в т.ч. от рациона питания, культурно-исторических особенностей потребления, а также уровня физической активности. 3.3 В большинстве стран акциз вводится в качестве фискальной меры, а не меры оздоровления. Некоторые страны уже отказались от данного налога (Норвегия, Дания, Великобритания, Голландия). Если акциз вводится в качестве фискальной меры необходимо провести оценку социально - экономических последствий для отрасли (АРВ), что отражено в дорожной карте и явлеется уместным. 3.4 Были проигнорированы исследования проведенные Институтом экономических исследований при Минэк РК, который пришел к заключению о том что: - Ввиду того, что налоги на БАН во многих странах были введены относительно недавно, сложно говорить о влиянии данной меры на состояние здоровья населения. - Кроме того, необходимо учитывать, что сами по себе БАН с сахаром могут и не оказывать значительного влияния на показатели массы тела. Ожирение является следствием влияния комплекса факторов, включающих как нездоровое питание, так и недостаточность физической нагрузки. - Сам по себе налог на СБН малоэффективен. 4. Увлечение ЗОЖ уже сегодня имеет заметный рост в Казахстане – в последние годы постоянно растет объем потребления фруктов и овощей и функциональных напитков и чая, которые замещают сладкие газированные в рационе граждан страны. По прогнозам Евромонитор, к 2040 году средний возраст проживающих в Казахстане составит 28,8 лет, что без дополнительных регуляторных мер существенно увеличит число разделяющих ЗОЖ граждан, так как молодое поколение более восприимчиво к этому. 5. Кроме того, по данным Евромонитор, Нильсен и Госстата, наблюдается существенный рост цен на продукты питания в последние годы, акциз дополнительно негативно скажется на стоимости продуктовой корзины и настроениях общества. 6. ВОЗ в своих рекомендациях отмечает, что «следует повышать доступность свежих овощей, фруктов, цельнозерновых продуктов и более качественных жиров». Отмечает также, что требуются инвестиции в сельское хозяйство, поддержка малых фермерских хозяйств, улучшение логистики и системы снабжения городов. Всё это в совокупности обеспечит своевременное поступление на рынок свежих и полезных продуктов без послеуборочных потерь, что, в свою очередь, станет фактором снижения цен, повышения доступности и расширения ассортимента здоровых продуктов питания. !!! Никакие из этих мер не относятся к компетенции сектора здравоохранения. Каким образом планируется решение этой задачи? ВОЗ дает ответ на этот вопрос и отмечает, что для этого требуется изменение подхода. Казахстану необходим действенный механизм координации, который позволил бы объединить усилия и собрать за одним столом все стороны, так или иначе связанные с решением проблем питания и НИЗ. Согласование разносторонних (и иногда противоречащих друг другу) интересов различных секторов может стать проблемой на пути разработки политики по улучшению питания. 7. И наконец, отметим следующий трэнд, который не учитывается разработчиком - увлечение ЗОЖ уже сегодня имеет заметный рост в Казахстане – в последние годы постоянно растет объем потребления фруктов и овощей и функциональных напитков и чая, которые замещают сладкие газированные в рационе граждан страны. По прогнозам Евромонитор, к 2040 году средний возраст проживающих в Казахстане составит 28,8 лет, что без дополнительных регуляторных мер существенно увеличит число разделяющих ЗОЖ граждан, так как молодое поколение более восприимчиво к этому. Кроме того, по официальным данным уровень ожирения в Казахстане снизился с 33 % до 24 % в 2022 году. !!! Если он итак существенно снижается зачем вводить какие то дополнительные меры, которые окажут негативное влияние на экономику? Выводы: Таким образом, сами по себе БАН с сахаром могут и не оказывать значительного влияния на показатели массы тела. Национальные особенности питания играют важное значение. Основной причиной НИЗ, диабета, ожирения является комплекс факторов, в т.ч. рацион питания, культурно-исторические особенности потребления, а также уровень физической активности, индивидуальные особенности организма (генетики, психологические факторы, стрессоустойчивость и т.д.) - что важно учитывать при выработке мер по снижению потребления ССН (далее сахаросодержащие напитки) для борьбы с НИЗ. Проблема высокого потребления соли остается актуальной для Казахстана; Если цель снижения потребления сахара остается на повестке вне зависимости от настроений и реакции общества, регуляторам стоит уделить внимание другим сахаросодержащим продуктам (выпечка, конфеты, снэки), объем потребления которых растет, а доля в дневном калораже превышает долю напитков, а также потреблению сахара как такого. - В части решения проблем здорового питания питанием, следуя рекомендации ВОЗ для Казахстана необходим действенный механизм координации, который позволил бы объединить усилия и собрать за одним столом все стороны, так или иначе связанные с решением проблем питания и НИЗ. Предложение Минздраву от Индустрии: В текущей ситуации Ассоциация видит наиболее эффективное решение, которое отвечает поставленной цели, направленной на снижение избыточного потребления сахара в составе сахаросодержащих продуктов это механизм саморегулирования - Кодекс добровольных обязательств производителей безалкогольных напитков, одним из инструментов которого является обязательство по снижению сахара в рецептуре сахаросодержащих напитков. Был подписан членами Ассоциации в 2022 году. !!! С учетом вышеизложенного к разработчикам следующие основные вопросы: 1. На каком основании объектом налогообложения выбран отдельно взятый продукт - сахаросодержащие напитки: - без проведения научного и статистического анализа причин и масштаба проблемы, а именно типичных заболеваний, их распространенности и причин; - без проведения актуального исследования по оценке статуса питания и потребления основных пищевых веществ показывающих уровень потребления и вклад каждого сахаросодержащего продукта на рост НИЗ и ожирение; - без проведения оценки социально экономических и бюджетных эффектов от введения акцизных сборов на напитки с добавлением сахара? 2. В Казахстане самый высокий уровень потребления соли – 17 г на душу населения (источник: Https://borgenproject.org/hunger-in-kazakhstan/), что в 4 раза выше нормы, которую рекомендует ВОЗ! Почему в отношении соли была предложена разработка методической рекомендации, тогда как в отношении сахаросодержащих напитков сразу вводится акциз – вопрос необоснован с экономической точки зрения и прежде всего с точки зрения оздоровления? 3. Вышло Заключение Правительства (от 3 июля 2021 года) к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджета (Налоговый Кодекс) и Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью» (далее – проект Закона). Министерство финансов Республики Казахстан отмечает, «что введение акциза на сахаросодержащие напитки предлагается под эгидой оздоровления населения. При этом, отсутствуют исследования, которые оценивали бы оздоровительный эффект предлагаемой меры». !!! Не понятно почему предлагаемая мера была введена в Дорожную карту при наличии такого Заключения? Правительство не координирует эти вопросы? II. Далее пунктом 3 Дорожной карты предлагается «Выработать предложения по ограничению рекламы продуктов с высоким содержанием сахара, жиров, соли». Компании поддерживают усилия Правительства, направленные на стимулирование рационального потребления пищевой продукции. Однако данный пункт противоречит задаче поставленной Президентом нашей страны о поддержке отечественного бизнеса, который особенно актуален для казахстанских производителей в настоящий момент, так как казахстанские производители испытывают дефицит основных видов сырья, а также работают в условиях жесткой конкуренции. Реклама остаётся ключевым элементом стимулирования спроса, и резкое ограничение этого инструмента приведёт к серьёзным потерям отечественной пищевой промышленности и сельского хозяйства. Предлагаемое ограничение рекламы также затруднит развитие брендов, что приведёт к снижению добавленной стоимости продукта, снижению доходов бизнеса и бюджета страны, снижению качества выпускаемой продукции. Такой подход приведет, к ограничению рекламы более половины выпускаемых в Казахстане пищевых продуктов, включая привычную национальную кухню и социально значимые продукты, и нанесет существенный ущерб отечественной пищевой промышленности. Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством ЕАЭС продукция, прошедшая все необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов является безопасной. Законодательством в области технического регулирования не устанавливается категоризации продукции от наличия тех или иных компонентов. Важно, что законодательное органические рекламы не учитывает потенциал добровольных ограничений (саморегулирования), на которые уже сегодня идут производители пищевой продукции. Между тем, распространение такой передовой практики более перспективно, т.к. не потребует усилий государства по проведению контрольных мероприятий. Так например члены Ассоциации производителей безалкогольных напитков подписали в 2022 г. «Кодекс добровольных обязательств ответственных производителей безалкогольных напитков соков РК». Данный кодекс содержит Обязательства в отношении маркетинга и продвижения безалкогольных напитков, в частности участники, подписавшие Обязательство, не будут размещать рекламу безалкогольных напитков на телевидении, радио или в печатных СМИ, целевая аудитория которых состоит преимущественно из детей до 12 лет и др. !!! Ассоциация готова доложить о текущих практиках саморегулирования, применяемых индустрией. III. Кас. п. 6 «Разработка и внедрение методических рекомендаций по цветовой маркировке пищевой продукции, информирующей о пищевой ценности, а также позволяющей определить содержание критериев значимых - для здоровья пищевых веществ, с учетом суточной нормы». Считаем что цветовая маркировка должна носить исключительно рекомендательный характер, а его применение добровольным. Маркировка пищевой продукции регулируется исключительно техническими регламентами ЕАЭС, в том числе ТР ТС 022. Следовательно, создание дополнительных требований в области маркировки будет являться административным барьером, который будет препятствовать свободному обращению пищевой продукции в ЕАЭС и снизит экспортный потенциал отечественной продукции. Стоит отметить, что многие компании уже применяют меры по дополнительному информированию потребителей о пищевой ценности продукции. С уважением, Президент Ассоциации Мамытбаева Алия Советовна


Прикреплённые файлы:     комменты для портала.docx

Министерство здравоохранения РК 27/04 - 18:33

Добрый день, благодарим за комментарий. Ваши замечания будут учтены. В настоящий момент ведется работа по проведению Анализа регуляторного воздействия, в частности предоставления медицинского аспекта и экономических расчетов.

ТУМЕНОВА БАХТЫЛА (Другие)

(Дорожная карта) по исполнению пункта 91 «Усиление... посмотреть текст 21/04 - 13:16 /

Предлагаем внести дополнения изложенному в приложении


Прикреплённые файлы:     предложения в МЗ по Дорожной карте п.91.pdf

Министерство здравоохранения РК 25/04 - 16:35

Добрый день! Благодарим за комментарий. Ваши предложения будут рассмотрены и при необходимости будут учтены