Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм в сфере агропромышленного комплекса»

Краткое содержание: Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 17/04/2023 10:42:46
Публичное обсуждение до: 10/05/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 11/05/2023 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 11/05/2023 18:30:00
Приложенные документы:

Консультативный документ регуляторной политики
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм в сфере агропромышленного комплекса»

      

       1. Описание проблемы:

№ п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

Способы измерения проблемы

1

В законодательных актах в области агропромышленного комплекса присутствуют детализирующие нормы.            Для внесения каких-либо поправок в указанные нормы необходима разработка соответствующего проекта закона, которая занимает длительное время.

Отсутствие гибкости законодательных актов

По проведенному анализу стабильности законов:

- в Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 года были внесены 122 поправки (в 2005 – 1, 2006 – 6, 2007 – 10, 2008 – 4, 2009 – 6, 2010 – 2, 2011 – 8, 2012 – 11, 2013 – 7, 2014 – 11, 2015 –11, 2016 – 5, 2017 – 6, 2018 – 2, 2019 – 10, 2020 – 7, 2021 – 6, 2022 – 7, 2023 – 2); данный Кодекс является нестабильным.

- в Закон РК от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» - 44 поправки (в 2007 – 2, 2008 – 1, 2009 – 2, 2010 – 3, 2011 – 4, 2012 – 3, 2013 – 3, 2014 – 4, 2015 – 6, 2016 – 2, 2017 – 1, 2018 – 2, 2019 – 2, 2020 – 1, 2021 – 4, 2022 – 4); данный Закон является нестабильным.

- в Закон РК от 8 февраля 2003 года «О семеноводстве» - 26 поправок (в 2004 – 1, 2006 – 3, 2009 – 2, 2010 – 1, 2011 – 4, 2012 – 2, 2013 – 2, 2014 – 3, 2015 – 3, 2016 –1, 2018 – 3, 2019 –1); данный Закон является нестабильным.

- в Закон РК от 27 ноября 2015 года «О производстве органической продукции» - 2 поправки (в 2018 – 1, 2019 – 1); данный Закон является стабильным.

- в Закон РК от 10 июля 2002 года «О ветеринарии» - 46 поправок (в 2004 – 1, 2005 – 1, 2006 – 3, 2007 – 2, 2008 – 1, 2009 – 2, 2010 – 2, 2011 – 6, 2012 – 4, 2013 – 3, 2014 – 6, 2015 – 2, 2016 – 1, 2017 – 1, 2018 – 4, 2019 – 3, 2020 – 1, 2021 – 2, 2022 – 1); данный Закон является нестабильным.

- в Закон РК от 20 февраля 2017 года «О пастбищах» - 2 поправки (в 2021 – 1, 2023 –1); данный Закон является стабильным.

- в Закон РК от 9 июля 1998 года «О племенном животноводстве» -  25 поправок (в 2001 – 1, 2004 – 1, 2006 – 2, 2008 – 1, 2009 – 1, 2010 – 1, 2011 – 2, 2012 – 3, 2013 – 2, 2014 – 4, 2015 – 3, 2018 – 1, 2020 – 1, 2021 –1, 2022 - 1); данный Закон является нестабильным.

- в Закон РК от 12 марта 2002 года «О пчеловодстве» - 8 поправок (в 2004 – 2, 2011 – 2, 2013 – 1, 2014 – 1, 2015 – 1, 2018 – 1); данный Закон является нестабильным.

- в Закон РК от 19 января 2001 года «О зерне» – 41 поправок (в 2001 – 1, 2003 -1, 2004 – 1, 2006 – 2, 2007 – 4, 2008 – 2, 2009 – 2, 2010 – 2, 2011 – 3, 2012 – 4, 2013 – 2, 2014 - 6, 2015 – 3, 2016 – 2, 2018 – 2, 2019 – 2, 2020 - 2); данный Закон является нестабильным.

- Закон РК от 11 февраля 1999 года «О карантине растений» - 34 поправки (в 1999 – 1, 2002 – 1, 2003 – 1, 2004 – 1, 2006 – 2, 2009 – 2, 2010 – 3, 2011 – 5, 2012 – 2, 2013 – 2, 2014 – 4, 2015 – 2, 2016 – 1, 2017 – 1, 2018 – 2, 2019 – 2, 2020 – 1, 2022 – 2); данный Закон является нестабильным.

- Закон РК от 3 июля 2002 года «О защите растений» – 32 поправки (в 2004 – 2, 2006 – 3, 2007 -1, 2009 – 2, 2010 – 2, 2011 – 4, 2012 – 2, 2013 – 2, 2014 – 5, 2016 – 2, 2017 – 1, 2018 – 3, 2019 – 1, 2022 -1); данный Закон является нестабильным.

- Закон РК от 29 октября 2015 года «О сельскохозяйственных кооперативах» - 1 поправка (в 2019 – 1); данный Закон является стабильным.

- Закон РК от 15 ноября 2010 года «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» – 11 поправок (в 2011 – 1, 2012 – 2, 2014 – 3, 2015 –1, 2018 –1, 2019 – 1, 2021 –1, 2022 – 1); данный Закон является нестабильным.

Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм в сфере агропромышленного комплекса» обусловлена тем, что согласно Указу Президента от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» предусмотрены мероприятия по проведению ревизии законодательных актов на предмет излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм, которые в целях оперативности должны определяться Правительством или государственными органами в подзаконных нормативных правовых актах.

В связи с чем, структура законов с учетом ревизии будет содержать основные цели, задачи, принципы; правосубъектность (права, обязанности субъектов) и отношения, регулируемые кодексом или законом; компетенция Правительства по вопросам, требующим коллегиального решения и которые носят межведомственный характер; общая компетенция государственных органов, а также компетенция местных исполнительных и представительных органов в части принятия нормативных правовых актов.

Данный подход позволит разгрузить законы от излишних норм и на уровне подзаконных актов оперативно реагировать на возникающие в стране изменения в части их нормативного регулирования.

В Закон РК «О правовых актах» (далее – Закон) 5 ноября 2022 года были внесены изменения относительно содержания законов и подзаконных актов, а также установления компетенции на принятие подзаконных актов, которые вступили в силу с 1 января 2023 года.

Так, согласно пункту 1 статьи 24 Закона в законах устанавливаются основные цели, задачи, принципы, компетенции и полномочия регулирования соответствующей отрасли (сферы). В реализацию указанных основных положений закона в подзаконных НПА соответствующие нормы могут быть детализированы. При этом не допускается установление в подзаконном НПА нормы, выходящей за пределы норм, установленных законами.

Данным пунктом также установлено, что в рамках целей, задач и принципов на уровне законов и подзаконных НПА могут быть предусмотрены компетенции и функции государственных органов. При этом установление компетенций и функций на уровне законов осуществляется согласно требованиям статьи 61 Конституции. Иные компетенции и функции государственных органов (реализационные, организационные и другие) устанавливаются подзаконными НПА.

Кроме того, пункт 3 статьи 34 Закона был дополнен положением, согласно которому перечень подзаконных НПА, вытекающих из вышестоящих НПА, определяется Правительством в положениях о государственных органах. Перечень подзаконных НПА, вытекающих из вышестоящих НПА, разработчиками которых являются государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, определяется Президентом.

Исходя из вышеуказанных норм, на практике не потребуется внесение изменений в законы для принятия уполномоченными органами подзаконных актов, а достаточно будет установить прямую компетенцию в положении о государственном органе.

Исключение излишней законодательной регламентации норм в сфере агропромышленного комплекса будет проводиться проводиться по 13 законодательным актам: Земельный кодекс РК,

Закон РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», Закон РК «О семеноводстве», Закон РК «О производстве органической продукции», Закон РК «О ветеринарии», Закон РК «О пастбищах», Закон РК «О племенном животноводстве», Закон РК «О пчеловодстве», Закон РК «О зерне», Закон РК «О карантине растений», Закон РК «О защите растений», Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах», Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива».

Описываемая проблема носит организационно-правовой характер.

 

      

2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

№ п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

1.

Министерством сельского хозяйства РК проведена ревизия по 13 законодательным актам в сфере агропромышленного комплекса, и по результатам которой выявлены следующие детализирующие нормы законодательных актов:

в Земельном кодексе Республики Казахстан (далее – Кодекс):

-        отсутствует цель Кодекса;

- отсутствует общая компетенция центрального уполномоченного органа по разработке и утверждению нормативных правовых актов в сфере земельных отношений, землеустройства, государственного земельного кадастра и  контроля за использованием и охраной земель.

          в Законе РК «О ветеринарии»:

 - отсутствуют цели и принципы Закона;

 - установлены детализирующие компетенции уполномоченного органа по утверждению нормативных правовых актов.

         в Законе РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»:

          - отсутствуют задачи Закона;

          - установлены компетенции, направленные на детализацию основных положений закона.

        Аналогичные детализирующие нормы выявлены по остальным законам в сфере агропромышленного комплекса.       

Наиболее схожее с казахстанским законодательством правовое регулирование в сфере сельского хозяйства имеется в странах ближнего зарубежья (Республика Узбекистан и Кыргызская Республика).

В Кыргызской Республике Закон «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики» (далее – Закон КР) носит довольно рамочный характер, так как вопросы компетенции Кабинета Министров не регламентированы, отсутствуют перечисление подзаконных актов, необходимых для реализации функций и задач уполномоченного органа в сфере сельского хозяйства. Закон КР состоит из 12 статей, в Законе КР установлены основные положения в сфере сельского хозяйства – цели и задачи Закона КР, принципы реализации Закона КР, государственное регулирование агропродовольственных рынков, обеспечение ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, основные направления государственной поддержки и иные важнейшие положения. Также, согласно статье 1 Закона КР правовое регулирование сельского хозяйства Кыргызской Республики осуществляется в соответствии с Законом КР и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Закон Узбекистана «О ветеринарии (далее – Закон Узбекистана) также не содержит норм касательно компетенции различных государственных органов, перечня необходимых подзаконных актов для реализации целей и принципов Закона. К примеру, в статье 5 Закона Узбекистана перечислены лишь основные полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области ветеринарии.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 Земельного кодекса Республики Узбекистан (далее – Кодекс РУ) в компетенцию Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования земельных отношений входит принятие нормативных актов о регулировании земельных отношений в соответствии с Кодексом РУ, иными актами законодательства.

Также следует отметить, что в Грузии в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона «О нормативных актах» от 22 октября 2009 года, «если настоящим Законом не установлено иное, принимать (издавать) подзаконные нормативные акты могут принимающие (издающие) органы (должностные лица) в пределах своей компетенции только во исполнение законодательных актов и в случае, если это прямо предусмотрено законодательными актами. В подзаконных нормативных актах должно указываться, на основании и во исполнение каких законодательных актов они были приняты (изданы)».

Закон Республики Молдова «О нормативных актах» от 22 декабря 2017 года не употребляется понятие «подзаконный акт». Однако в данном Законе содержится информация о таких актах, как: постановление Парламента; указ Президента Республики Молдова; постановление Правительства; ордонанс Правительства и др. В частности, например, согласно пункту 2 статьи 14 вышеуказанного Закона Молдовы «Общественные отношения, требующие детального регулирования, определяются положениями, инструкциями, уставами, правилами, методологиями, подлежащими утверждению

постановлением Правительства».

Таким образом, на основании зарубежного опыта отмечаем, что в

зарубежных странах конкретное регулирование определенных

правоотношений детализируется подзаконными актами.

 

 

 

      

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

№ п/п

Решение

Плюсы

Минусы

1.

       В Законе Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»:

-         установить основные задачи Закона в сфере агропромышленного комплекса;

-  установить общую компетенцию Министерства сельского хозяйства РК по разработке и утверждению нормативных правовых актов в сфере агропромышленного комплекса.

в Земельном кодексе Республики Казахстан:

- установить основные цели Кодекса, а также общую компетенцию центрального уполномоченного органа по разработке и утверждению нормативных правовых актов в сфере земельных отношений, землеустройства, государственного земельного кадастра и контроля за использованием и охраной земель.

Аналогичные поправки будут внесены в остальные законодательные акты.

Отсутствие в законодательных актах излишней (чрезмерной) регламентации норм.

 

Отсутствует

      

4. Влияние предлагаемых путей решения на:

 

 

Плюсы

Минусы

1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала)

Регулирование общественных отношений подзаконными актами сократит время на принятия нормативных правовых актов для решения социальные проблемы.

Отсутствует

2. Развитие предпринимательства

Усилит роль субъектов предпринимательства в  разработке нормативных правовых актов в соответствующей сфере предпринимательства. 

Отсутствует

 

3. Органы государственной власти

Снижение бюрократических барьеров.

Отсутствует

 

4. Экономическую систему

Своевременное принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов ускорит разрешение возникающих экономических проблем в стране.  Поскольку внесение поправок в законодательные акты длительная процедура.

Отсутствует

 

5. Экологическую среду

Своевременное принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов, ускорит разрешению возникающие экологические ситуаций в стране.

 

Отсутствует

6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета

Отсутствует

 

Отсутствует

7. Иные

Отсутствует

 

Отсутствует

      

5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

№ п/п

Текущие показатели

Результат

Срок (обоснование)

1

Исключение излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм, касающихся развития агропромышленного комплекса.

Принятие законопроекта направлено на создание необходимой законодательной основы для повышения эффективности работы государственного органа в совершенствовании законодательства в области агропромышленного комплекса.

В целом принятие законопроекта повлечет положительные правовые последствия и приведет к стабильности законов.

2023-2024 годы

 

      

 

6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

Мероприятия

Сроки

Ответственный государственный орган (должностное лицо)

Бюджет

Разработка проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм в сфере агропромышленного комплекса»

Март – Министерство юстиции РК;

Апрель – Правительство РК;

Май – Парламент РК.

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

 

Не требуется

 

После внесения соответствующих изменений в законодательные акты внесение поправок в подзаконные акты в сфере агропромышленного комплекса (Положение Министерства сельского хозяйства РК, приказы Министра).

В течение 2023 года

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

Не требуется

      

7. Возможные риски:

Возможные риски (в том числе социальные риски)

Причины возможных рисков

Система управления рисками

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

      

            8. Целевые группы для публичного обсуждения:

- центральные государственные органы и организации;

- Общественный совет Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;

- граждане Республики Казахстан.

 

            9. Способ публичного обсуждения:

Консультативный документ для публичного обсуждения размещается на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

 

10. Результаты публичного обсуждения

 

п/п

Предлагаемое решение

Отношение общественности (целевых групп)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

      

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта)

Законопроект состоит из 2 статей:

Статья 1 – предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательные акты:

- Земельный кодекс РК.

- Закон РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий».

- Закон РК «О семеноводстве».

- Закон РК «О производстве органической продукции».

- Закон РК «О ветеринарии».

- Закон РК «О пастбищах».

- Закон РК «О племенном животноводстве».

- Закон РК «О пчеловодстве».

- Закон РК «О зерне».

- Закон РК «О карантине растений».

- Закон РК «О защите растений».

- Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах».

- Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива».

Статья 2 – предусматривает порядок введения в действие данного законопроекта.

 

            12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра

Закрепление на уровне законов функций, которые регулируют важнейшие общественные отношения и установление в подзаконных актах функций, направленных на детализацию основных положений законов (разработка и утверждение порядка осуществления деятельности, сроков, этапов согласования, перечней необходимых документов, типовых форм документов, реестров и т.д) сократит внесение поправок в законодательные акты.

Кроме того, своевременное принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов, ускорит разрешение возникающих ситуаций (проблем) в сфере агропромышленного комплекса. 

Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.

 

 

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Консультативный документ регуляторной политики... посмотреть текст 17/04 - 11:51 /

Подобные проекты должны размещаться в разделе КДРП Портала "Открытые НПА".

Министерство сельского хозяйства РК 18/04 - 15:24

Соответствующий документ размещен в разделе КДРП портала "Открытые НПА"