Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам космической деятельности»
Краткое содержание: Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона «По вопросам космической деятельности»Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: КДРП Дата создания: 11/05/2023 00:00:00 Публичное обсуждение до: 01/06/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 02/06/2023 09:30:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 02/06/2023 18:00:00
1. Описание проблемы:
№ | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы | Способы измерения проблемы |
1 | Отсутствие организационно-правовых инструментов для объективного государственного профилактического контроля деятельности субъектов на основе космического мониторинга, с целью своевременного выявления и реагирования на факты и риски нарушения законодательства Республики Казахстан в сферах по использованию и защите природных ресурсов. | На сегодняшний день существуют проблемы с эффективностью государственного контроля за использованием природных ресурсов, из-за географических условий Казахстана (обширная площадь, малая плотность населения, удаленность населенных пунктов, труднодоступность хозяйствующих субъектов природопользования), ограниченных ресурсов государственных органов для контроля (штат сотрудников, транспорт, ГСМ), низкий уровень внедрения цифровизации и использования систем объективного контроля, и коррупциогенность в сфере государственного контроля. |
Ограниченность технических и законодательных инструментов государственного контроля приводит к существенному росту нарушений законодательства в различных отраслях. К примеру, в сфере землепользования одной из резонансных проблем является выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Ранее профилактический контроль за использованием и охраной земель осуществлялся земельными инспекторами выборочно в соответствии с Планами проверок. Указанный порядок не обеспечивал надлежащий контроль за законностью использования земель, вследствие чего образовалось большое количество неиспользуемых земельных участков, что привело к социальной напряженности, а также возможной деградации плодородного слоя в отдельных участках. В целях повышения эффективности функций государственного контроля в Земельный кодекс введена новая статья 145-1 «Порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля», которая регламентирует применение данных дистанционного зондирования Земли (введено в действие с 03.01.2022 г). Однако, подобные проблемы существуют и в других отраслях, как лесное и водное хозяйство, экология, и указанная проблема не является системной для решения проблемных вопросов применения технологий дистанционного зондирования Земли для обеспечения государственного контроля на надлежащем уровне. На сегодняшний день, в действующем законодательстве сведения космического мониторинга не определены в качестве одного из источников информации, которые могут быть использованы государственными органами при профилактическом контроле. Например, при мониторинге лесных угодий выявляются незаконные вырубки и вырубки с нарушениями Правил отвода и таксации лесосек на участках государственного лесного фонда. В большинстве случаев, соответствующая информация, отправленная уполномоченному органу, игнорируется либо сообщается о не подтверждении данных космического мониторинга. Но, при осуществлении выездных работ совместно с инженерами по обработке данных дистанционного зондирования Земли и представителями лесных хозяйств, все выявленные нарушения подтверждаются. Также и в направлении водного хозяйства. Посредством космического мониторинга выявляются многочисленные нарушения по ведению хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и полосах. Схожая ситуация и в отрасли недропользования. В 2020 году был проведен мониторинг нарушений при добыче твердых полезных ископаемых по трем районам Восточно-Казахстанской области, а в 2021 году проводился мониторинг незаконной добычи общедоступных полезных ископаемых. При этом, соответствующие меры в отношении нарушителей не приняты из-за слабых законодательных инструментов государственного контроля. |
Количество незаконной добычи ТПИ и ОПИ. Количество неиспользуемых пашен. Количество несанкционированных отходов (свалок). Количество полигонов незаконных вырубок. |
2 |
2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:
№ | Текущая ситуация | Международный опыт |
1 |
Отсутствие законодательных инструментов использования в государственном контроле в сферах земельных отношений и использовании природных ресурсов, механизмов космического мониторинга для выявления нарушений законодательства, оценки состояния земной поверхности для учёта, ведения кадастров, а также планирования в различных отраслях. |
Инструменты космического мониторинга широко используются во многих странах. При этом, в большинстве случаев это носит больше ведомственный характер, когда отдельные структуры формируют программы и заказы на предоставление определенных услуг с применением данных дистанционного зондирования Земли. Но есть и примеры, когда дистанционное зондирование в определенных отраслях регулируется специальными программами и нормативными документами на государственном и даже международном уровне. К примеру, Информационная система по лесам для Европы. FISE (ForestInformationSystemforEurope) – Европейская система лесного хозяйства, находится под руководством Евросоюза. Определяющим документом является Стратегия лесного хозяйства Евросоюза – EuropeanUnionForestStrategy. В 1998 году Европейская комиссия представила документ о Взаимодействии по Стратегии лесного хозяйства для ЕС. Совет ЕС принял Резолюцию о Стратегии ЕС в области лесного хозяйства. Этот документ считается основной политической хартией для участия сообщества в решении лесных вопросов. В 2021 году Европейская комиссия приняла Документ о взаимодействии по Новой Лесной стратегии ЕС до 2030 года, сопровождаемое Рабочим документом Персонала о Консультациях с заинтересованными сторонами и базе фактических данных. Выдержки из нормативных документов (Новая лесная стратегия), Глава III п. 17.m) Дистанционное зондирование для поддержки национальной оценки лесных ресурсов и предоставления отчетности. Национальная отчетность, которая включает дистанционное зондирование обеспечивает дополнительную ценность для стран и мирового сообщества. Ожидаемые результаты: использование дистанционного зондирования Земли положительно повлияет на благополучие населения и экологию, при мониторинге ЧС, лесных, водных ресурсов в задачах топографического и геологического картографирования, мониторинга и оценки состояния растительности (посевы, пастбища, лесные насаждения и т.д.), оценки состояния водных объектов, предупреждение и выявление негативных факторов. |
2 |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
№ | Решение | Плюсы | Минусы |
1 | Для решения описанной проблемы, повышения эффективности профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) природопользования в масштабах всей страны при географических условиях Казахстана, своевременного выявления рисков нарушения законодательства в различных сферах использования природных ресурсов, обеспечения более оптимального и рационального планирования ресурсов государственных органов предлагается внесение изменения в Водный кодекс Республики Казахстан, Экологический кодекс Республики Казахстан, Лесной кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», Закон Республики Казахстан «О космической деятельности», Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» с целью внедрения использования сведений космического мониторинга при государственном профилактическом контроле |
Это позволит обеспечить законность уже применяемых методов мониторинга и контроля хозяйственной деятельности субъектов в различных сферах, а также усилит ответственность и отчётность государственных органов в части применения соответствующих мер в отношении выявленных в ходе мониторинга нарушений. |
Отсутствует |
2 |
4. Влияние предлагаемых путей решения на:
Плюсы | Минусы | |
1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала) | Отсутствует | Отсутствует |
2. Развитие предпринимательства |
Это позволит обеспечить законность уже применяемых методов мониторинга и контроля хозяйственной деятельности субъектов в различных сферах, а также усилит ответственность и отчётность государственных органов в части применения соответствующих мер в отношении выявленных в ходе мониторинга нарушений. Развитие рынка предоставления услуг космического мониторинга для частного бизнеса в сфере дистанционного зондирования Земли. |
Отсутствует |
3. Органы государственной власти | После введения предлагаемых изменений у них появятся новые источники данных для расширения охвата государственного контроля, а также повышения достоверности и прозрачности результатов проверки. |
Отрицательные последствия могут быть в случае наличия большого процента неподтвержденных сведений космического мониторинга при сопоставлении с фактическими данными. Для предотвращения данного риска необходимо качественно проработать подзаконные нормативно-правовые акты и стандарты, где будут описываться требования к применяемым исходным данным и достоверности конечных результатов. |
4. Экономическую систему |
- повышение уровня защиты и сохранности природных ресурсов и экологии Республики Казахстан; - повышение ответственности субъектов использования и защиты природных ресурсов Республики Казахстан; - системное снижение числа нарушений законодательства по использованию природных ресурсов в долгосрочной перспективе; - повышение поступлений в бюджет из-за административных штрафов и расширения налогооблагаемой базы, за счет выявления нарушений, незаконных фактов добычи и использования природных ресурсов в краткосрочной перспективе; - улучшение государственной политики, нацеленной на эффективное управление природными ресурсами Республики Казахстан; - развитие рынка ДЗЗ и информационных технологий в Республике Казахстан, включая развитие конкуренции. |
Отсутствуют |
5. Экологическую среду | Предполагается положительный эффект влияния на экологию путем достоверного мониторинга окружающей среды, природных и земельных ресурсов. |
Отсутствуют |
6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета | Дополнительных затрат от государства либо от других лиц в связи с введением предлагаемых изменений в законодательство не потребуются. Проведение космического мониторинга по основным отраслям предусмотрено в рамках действующей Республиканской бюджетной программы 010 «Обеспечение сохранности и расширения использования космической инфраструктуры» подпрограмма 102 «Услуги по предоставлению космических снимков государственным органам и организациям, получаемые от космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан». |
Отсутствует |
7. Иные |
Отсутствует |
Отсутствует |
5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:
№ | Текущие показатели | Результат | Срок (обоснование) |
1 | Отсутствие организационно-правовых инструментов для объективного государственного профилактического контроля деятельности субъектов на основе космического мониторинга | Принятие законопроекта направлено на создание необходимых законодательных правовых основ для повышения эффективности работы государственных органов в профилактическом государственном контроле без посещения субъекта (объекта) контроля. В целом принятие законопроекта повлечет положительные правовые последствия |
2025-2026 годы. |
2 |
6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):
Мероприятия | Сроки | Ответственный государственный орган (должностное лицо) | Бюджет |
Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам космической деятельности» |
Июнь 2023 года – Министерство юстиции РК; Ноябрь 2023 года – Правительство РК; Февраль 2023 года – Парламент РК; |
МЦРИАП РК |
Не требуется |
Внесение изменений в подзаконные акты в сферах космической деятельности, экологии, недропользования, лесного, водного и земельного фонда |
В соответствии и законодательством |
МЦРИАП РК, МСХ РК, МЭПР РК, МИИР РК |
Не требуется |
7. Возможные риски:
Возможные риски (в том числе социальные риски) | Причины возможных рисков | Система управления рисками |
отсутствуют | отсутствуют | отсутствуют |
8. Целевые группы для публичного обсуждения:
– граждане Республики Казахстан;
– центральные государственные органы (члены Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности);
– Общественный совет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
– Экспертный совет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
– НПП «Атамекен».
9. Способ публичного обсуждения:
Размещение проекта закона на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, получения заключений научных экспертиз (за исключением лингвистической экспертизы), общественных советов, экспертных советов и НПП РК «Атамекен» в порядке, определенном в Правилах законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907.
10. Результаты публичного обсуждения.
№ | Предлагаемое решение | Отношение общественности (целевых групп) |
1 | ||
2 |
11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта).
Законопроект состоит из 2 статей:
Статья 1 – предусматривает внесение изменений и дополнений в законы:
– Закон Республики Казахстан «О космической деятельности»
– Экологический Кодекс Республики Казахстан
– Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»
– Лесной Кодекс Республики Казахстан
– Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях»
– Водный кодекс Республики Казахстан
– Земельный кодекс Республики Казахстан
Статья 2 – порядок введения в действие данного законопроекта.
12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра
Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.
Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента 1 раз в 5 лет.
- 5
- Аэрокосмический комитет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
- 1 0
- 322
- 0
- 2
МУРЗАШЕВ КАЙРАТ (Институт законодательства и правовой информации)
1. Описание проблемы:... посмотреть текст 27/09 - 10:39 / Подписаться
Заключение ИЗПИ
Прикреплённые файлы:     КДРП космос.pdf
МУРЗАШЕВ КАЙРАТ (Институт законодательства и правовой информации)
1. Описание проблемы:... посмотреть текст 14/05 - 17:02
В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в Институт законодательства и правовой информации (ИЗПИ) уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.
15/05 - 16:29
Институт законодательства и правовой информации уведомлен письмом №01-2-4-25/2427-И от 12.05.2023 г.
СУХАНОВ АНДРЕЙ
1. Описание проблемы:... посмотреть текст 11/05 - 09:38
Подобные проекты должны размещаться в разделе КДРП Портала "Открытые НПА".
11/05 - 12:05
данный проект размещен в разделе КДРП Портала "Открытые НПА"