Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм в области здравоохранения

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 24/05/2023 05:39:53
Публичное обсуждение до: 14/06/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/06/2023 16:15:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 14/06/2023 18:15:00
Приложенные документы:

1. Описание проблемы:

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы Способы измерения проблемы
1 В законодательных актах в области здравоохранения присутствуют детализирующие нормы. Для внесения каких-либо поправок в указанные нормы необходима разработка соответствующего проекта закона, которая занимает длительное время.  Отсутствие гибкости законодательных актов

По проведенному анализу стабильности законов:

- в Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» было внесено 28 поправок (в 2021 – 10, 2022 – 14, 2023 – 4);

- в Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» было внесено 30 поправок

(в 2016 – 2, 2017 – 3, 2018 – 3, в 2019 – 4, 2020 – 6, 2021 – 5, 2022 – 5,

2023 – 2);

- в Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О безопасности пищевой продукции» было внесено 26 поправок (в 2009 – 1, 2011 – 5,

2012 – 2, 2013 – 1, 2014 – 3, 2015 – 3, 2016 – 3, 2018 – 2, 2019 – 2, 2020 – 2, 2021 – 1, 2023 – 1);

- в Закон Республики Казахстан от 21 мая 2022 года «О биологической безопасности Республики Казахстан» были внесены 3 поправки (в 2022 – 2, 2023 – 1);

- в Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О безопасности игрушек» было внесено 15 поправок (в 2009 – 1, 2011 – 4, 2012 – 1, 2013 – 1, 2014 – 1, 2015 – 1, 2016 – 1, 2018 – 1, 2020 – 1, 2021 – 2, 2023 – 1);

- в Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» было внесено 19 поправок (в 2004 – 1, 2007 – 1, 2009 – 1, 2010 – 1, 2011 – 2, 2012 – 1, 2013 – 2, 2014 – 1, 2015 – 1, 2016 – 1, 2018 – 1, 2019 – 1, 2020 – 1, 2021 – 1,        2022 – 1, 2023 – 2).

Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм в области здравоохранения» обусловлена тем, что согласно Указу Президента от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» предусмотрены мероприятия по проведению ревизии законодательных актов на предмет излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм, которые в целях оперативности должны определяться Правительством или государственными органами в подзаконных нормативных правовых актах.

В связи с чем, структура законов с учетом ревизии будет содержать основные цели, задачи, принципы; правосубъектность (права, обязанности субъектов) и отношения, регулируемые кодексом или законом; компетенция Правительства по вопросам, требующим коллегиального решения и которые носят межведомственный характер; общая компетенция государственных органов, а также компетенция местных исполнительных и представительных органов в части принятия нормативных правовых актов.

Данный подход позволит разгрузить законы от излишних норм и на уровне подзаконных актов оперативно реагировать на возникающие в стране изменения в части их нормативного регулирования.

В Закон РК «О правовых актах» (далее – Закон) 5 ноября 2022 года были внесены изменения относительно содержания законов и подзаконных актов, а также установления компетенции на принятие подзаконных актов, которые вступили в силу с 1 января 2023 года.

Так, согласно пункту 1 статьи 24 Закона в законах устанавливаются основные цели, задачи, принципы, компетенции и полномочия регулирования соответствующей отрасли (сферы). В реализацию указанных основных положений закона в подзаконных НПА соответствующие нормы могут быть детализированы. При этом не допускается установление в подзаконном НПА нормы, выходящей за пределы норм, установленных законами.

Данным пунктом также установлено, что в рамках целей, задач и принципов на уровне законов и подзаконных НПА могут быть предусмотрены компетенции и функции государственных органов. При этом установление компетенций и функций на уровне законов осуществляется согласно требованиям статьи 61 Конституции. Иные компетенции и функции государственных органов (реализационные, организационные и другие) устанавливаются подзаконными НПА.

Кроме того, пункт 3 статьи 34 Закона был дополнен положением, согласно которому перечень подзаконных НПА, вытекающих из вышестоящих НПА, определяется Правительством в положениях о государственных органах. Перечень подзаконных НПА, вытекающих из вышестоящих НПА, разработчиками которых являются государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, определяется Президентом.

Исходя из вышеуказанных норм, на практике не потребуется внесение изменений в законы для принятия уполномоченными органами подзаконных актов, а достаточно будет установить прямую компетенцию в положении о государственном органе.

Исключение излишней законодательной регламентации норм в области здравоохранения будет проводиться по 6 законодательным актам: Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», Закон Республики Казахстан «О безопасности пищевой продукции», Закон Республики Казахстан «О биологической безопасности Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан «О безопасности игрушек», Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

Описываемая проблема носит организационно-правовой характер.

2        

2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

Текущая ситуация Международный опыт
1

Министерством здравоохранения РК проведена ревизия по 6 законодательным актам в области здравоохранения и по результатам которой выявлены следующие детализирующие нормы законодательных актов:

в Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

          отсутствует цель Кодекса;

- отсутствует общая компетенция центрального уполномоченного органа по разработке и утверждению нормативных правовых актов в области здравоохранения.

          в Законе РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»

 - установлены компетенции, направленные на детализацию основных положений закона.

        Аналогичные детализирующие нормы выявлены по остальным законам в области здравоохранения.        

Страны-участницы ЕАЭС после распада СССР самостоятельно развивали свои системы здравоохранения. Законодательство стран опиралось как на международный опыт и современные тенденции развития медицины, так и на особенности каждого государства. В настоящее время в каждой из стран ЕАЭС действует основной нормативный правовой акт, регулирующий сферу здравоохранения.

Основные вопросы здравоохранения Республики Армения регулируются Законом «О медицинской помощи, обслуживании населения». Законом предусмотрено понятие «медицинская помощь и обслуживание». По сравнению с другими странами ЕАЭС, Законом не определены понятия «организация здравоохранения», «медицинская организация», «фармацевтическая организация».

 Основным нормативным правовым актом, регулирующим систему здравоохранения Кыргызстана, является Закон «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике». В Законе приводятся понятия «государственные и муниципальные организации здравоохранения», «службы здравоохранения», «медико-санитарная помощь», «медицинская услуга», «фармацевтическая деятельность».

Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит понятия «медицинская помощь», «медицинская организация», «медицинская услуга», «медицинская деятельность», «фармацевтическая организация».

Установлено, что в определениях медицинской помощи имеются отличия. В трех странах – в Республике Казахстан,

Российской Федерации и Республике Беларусь – используется понятие «медицинская помощь», в Республике Армения –«медицинская помощь и обслуживание», в Кыргызской Республике – «медико-санитарная помощь». При этом в большинстве исследуемых стран под медицинской помощью понимают комплекс мер (услуг),направленных на сохранение (охрану, поддержание), укрепление, восстановление

здоровья пациента

Кроме того, следует отметить, что в Грузии в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона «О нормативных актах» от 22 октября 2009 года, «если настоящим Законом не установлено иное, принимать (издавать) подзаконные нормативные акты могут принимающие (издающие) органы (должностные лица) в пределах своей компетенции только во исполнение законодательных актов и в случае, если это прямо предусмотрено законодательными актами. В подзаконных нормативных актах должно указываться, на основании и во исполнение каких законодательных актов они были приняты (изданы)».

В Закон Республики Молдова «О нормативных актах» от 22 декабря 2017 года не употребляется понятие «подзаконный акт». Однако в данном Законе содержится информация о таких актах, как: постановление Парламента; указ Президента Республики Молдова; постановление Правительства; ордонанс Правительства и др. В частности, например, согласно пункту 2 статьи 14 вышеуказанного Закона Молдовы «Общественные отношения, требующие детального регулирования, определяются положениями, инструкциями, уставами, правилами, методологиями, подлежащими утверждению

постановлением Правительства».

Таким образом, на основании зарубежного опыта отмечаем, что в

зарубежных странах конкретное регулирование определенных

правоотношений детализируется подзаконными актами.
2    

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

Решение Плюсы Минусы
1

В Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»»:

-         установить основные задачи в области здравоохранения;

-  установить общую компетенцию Министерства  здравоохранения РК по разработке и утверждению нормативных правовых актов в области здравоохранения;

        В Законе РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»

- установить общую компетенцию центрального уполномоченного органа по разработке и утверждению нормативных правовых актов в системе обязательного социального медицинского страхования.

 Аналогичные поправки будут внесены в остальные законодательные акты.

Отсутствие в законодательных актах излишней (чрезмерной) регламентации норм.

Отсутствует
2      

4. Влияние предлагаемых путей решения на:

  Плюсы Минусы
1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала) Регулирование общественных отношений подзаконными актами сократит время на принятия нормативных правовых актов для решения социальные проблемы. 

Отсутствует

2. Развитие предпринимательства Усилит роль субъектов предпринимательства в  разработке нормативных правовых актов в соответствующей сфере предпринимательства.  

Отсутствует

3. Органы государственной власти Снижение бюрократических барьеров.

Отсутствует

4. Экономическую систему Своевременное принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов ускорит разрешение возникающих экономических проблем в стране.  Поскольку внесение поправок в законодательные акты является длительной процедурой.

Отсутствует

5. Экологическую среду Своевременное принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов, ускорит разрешению возникающие экологические ситуаций в стране. 

Отсутствует

6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета

Отсутствует

Отсутствует

7. Иные

Отсутствует

Отсутствует

5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

Текущие показатели Результат Срок (обоснование)
1 Исключение излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм, касающихся развития агропромышленного комплекса.

Принятие законопроекта направлено на создание необходимой законодательной основы для повышения эффективности работы государственного органа в совершенствовании законодательства в области здравоохранения.

В целом принятие законопроекта повлечет положительные правовые последствия и приведет к стабильности законов.
2023-2024 годы
2      

6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

Мероприятия Сроки Ответственный государственный орган (должностное лицо) Бюджет

Разработка проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм в области здравоохранения»

Май – Министерство юстиции РК;

Июнь – Правительство РК;

Июль – Парламент РК.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Не требуется

После внесения соответствующих изменений в законодательные акты внесение поправок в подзаконные акты в области здравоохранения (Положение Министерства здравоохранения РК, приказы Министра). В течение 2023 года Министерство здравоохранения Республики Казахстан Не требуется

7. Возможные риски:

Возможные риски (в том числе социальные риски) Причины возможных рисков Система управления рисками
Отсутствует Отсутствует Отсутствует
     

8. Целевые группы для публичного обсуждения:

- центральные государственные органы и организации;

- Общественный совет Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

- граждане Республики Казахстан.

9. Способ публичного обсуждения:

Консультативный документ для публичного обсуждения размещается на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

10. Результаты публичного обсуждения.

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1    
2    

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта).

Законопроект состоит из 2 статей:

Статья 1 – предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательные акты:

- Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

- Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании»

- Закон Республики Казахстан «О безопасности пищевой продукции»

- Закон Республики Казахстан «О биологической безопасности Республики Казахстан»

- Закон Республики Казахстан «О безопасности игрушек»

- Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

Статья 2 – предусматривает порядок введения в действие данного законопроекта.


 

12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра

Закрепление на уровне законов функций, которые регулируют важнейшие общественные отношения и установление в подзаконных актах функций, направленных на детализацию основных положений законов (разработка и утверждение порядка осуществления деятельности, сроков, этапов согласования, перечней необходимых документов, типовых форм документов, реестров и т.д) сократит внесение поправок в законодательные акты.

Кроме того, своевременное принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов, ускорит разрешение возникающих ситуаций (проблем) в сфере агропромышленного комплекса. 

Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.


 

Комментарий

КУРМАНГАЛИЕВ ОЛЖАС (Другие)

- Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и... посмотреть текст 06/06 - 00:13 /

Я предлагаю отменить ведение истории болезни в бумажном варианте и перевести полностью на электронный вариант. Вот это действительно будет снижение бюрократической нагрузки!

Министерство здравоохранения РК 12/06 - 17:48

Благодарим Вас за активную гражданскую позицию! Ваши предложения будут рассмотрены!