Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан «О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)»

Краткое содержание: Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан «О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 26/05/2023 10:25:33
Публичное обсуждение до: 16/06/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 27/06/2023 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 27/06/2023 18:30:00
Приложенные документы:

 

Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан

«О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check

 

  1. Описание проблемы:

№ п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

Способы измерения проблемы

1

Регламентация проведения проверки на добропорядочность (Integrity check)

Действующим законодательством РК не предусмотрен механизм проведения проверки на добропорядочность (Integrity check)

Внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check) в систему превентивных мер противодействия коррупции будет являться высокоэффективным и своевременным решением.

Данная проверка позволит предотвратить потенциальный ущерб интересам государства и населению. Внедрение данного института будет способствовать улучшению качественной составляющей государственного аппарата и усилению доверия граждан.

Законом будут предусмотрены цели проведения проверки на добропорядочность (Integrity check), основные принципы, методы ее проведения, права и обязанности как тестируемых лиц (в отношении кого проводится проверка), так и «проверяющего», перечень должностных лиц, подлежащих проверке, меры ответственности за результаты проверки.

Законодательно также будут закреплены права и обязанности государственного служащего, в отношении которого проводилась проверка:

1) обязательная процедура получения информированного согласия перед поступлением на службу с возможным применением средств аудио и видео фиксации;

2) получение информации, относительно проведенной в отношении него проверки после объявления ее результатов;

3) обжалование в досудебном порядке результатов проверки.

 

  1. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

№ п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

1

Администрацией Президента концептуально поддержано внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check).

Для полной детализации механизма проверки Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службе) поручено совместно с заинтересованными госорганами (ВС, ГП, МВД, КНБ, АФМ, МЮ) подготовить соответствующий законопроект.

Проверка на добропорядочность «Integrity check» впервые введена в органах полиции в США (1994г.), Австралии (1996г.), Великобритании (1999г.).

С 2009 года этот институт внедрили Румыния (в полиции) и Чехия (в органах безопасности).

В сфере государственной службы практика распространена в Грузии (2003г.), Венгрии (2012г.), Молдове (2013г.).

Проверка закреплена законами о правоохранительных или специальных органах (Австралия, Чехия) либо отдельным законом (Молдова).

 

  1. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

№ п/п

Решение

Плюсы

Минусы

1

Законом регламентируются основные принципы проверки на добропорядочность (Integrity check), методы ее проведения, права и обязанности как тестируемых лиц (в отношении кого проводится проверка), так и «проверяющего», перечень должностных лиц, подлежащих проверке, меры ответственности за результаты проверки.

Законодательно также будут закреплены права и обязанности государственного служащего, в отношении которого проводилась проверка:

1) обязательная процедура получения информированного согласия перед поступлением на службу с возможным применением средств аудио и видео фиксации;

2) получение информации, относительно проведенной в отношении него проверки после объявления ее результатов;

3) обжалование в досудебном порядке результатов проверки.

Проверка на добропорядочность (integrity check) представляет собой превентивный механизм, при котором возможно предотвратить потенциальный ущерб интересам государства и населению. Внедрение данного института будет способствовать улучшению качественной составляющей государственного аппарата и усилению доверия граждан.

Отсутствует

 

      4. Влияние предлагаемых путей решения на:

 

Плюсы

Минусы

1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала)

Превентивный механизм, при котором возможно предотвратить потенциальный ущерб интересам государства и населению.

Отсутствует

2. Развитие предпринимательства

Отсутствует

Отсутствует

3. Органы государственной власти

Улучшение качественной составляющей государственного аппарата и усиление доверия граждан.

Отсутствует

4. Экономическую систему

Отсутствует

Отсутствует

5. Экологическую среду

Отсутствует

Отсутствует

6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета

Отсутствует

Отсутствует

7. Иные

Отсутствует

Отсутствует

    

  1. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

№ п/п

Текущие показатели

Результат

Срок (обоснование)

1

Законопроектом предлагается внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check) сотрудников правоохранительных и специальных органов.

Принятие законопроекта направлено внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check) в систему превентивных мер противодействия коррупции.

2024–2025 годы

 

6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

Мероприятия

Сроки

Ответственный государственный орган (должностное лицо)

Бюджет

Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)»

Декабрь – Администрация Президента РК.

Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба)

Не требуется

 

 

 

7. Возможные риски:

Возможные риски (в том числе социальные риски)

Причины возможных рисков

Система управления рисками

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

 

            8. Целевые группы для публичного обсуждения:

- правоохранительные и специальные органы;

- общественный совет Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба);

- граждане Республики Казахстан.

 

            9. Способ публичного обсуждения:

Консультативный документ для публичного обсуждения размещается на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

 

10. Результаты публичного обсуждения

п/п

Предлагаемое решение

Отношение общественности (целевых групп)

1

 

 

2

 

 

 

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта)

Законопроект состоит из 3 глав:

Глава 1 – общие положения;

Глава 2 – предусматривает порядок проведения проверки на добропорядочность (Integrity check);

Глава 3 – предусматривает последствия проверки на добропорядочность (Integrity check).

 

            12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра

Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.

Комментарий

БАЛГАЗИН СЕРИК

Для оценки эффективности предлагаемых изменений не... посмотреть текст 15/06 - 18:56 /

СГО РК направлено письмо с предложениями за исх.02-3/1805-и от 15.06.2023г.

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/06 - 14:18

Письмо принято вх. №16160 от 16.06.2023г.

АХМЕТОВА БОТАГОЗ (Другие)

Возможные риски (в том числе социальные риски) ... посмотреть текст 14/06 - 10:54 /

Существует риск разных подходов оценки благонадежности. Необходимо определить базовые параметры, при выявлении которых проверяемое лицо должно считаться неблагонадежным, с оговоркой что параметры могут дополняться гос.органом/компанией в зависимости от вида и целей деятельности.

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/06 - 14:16

Көрсеткен қызығушылық пен азаматтық ұстанымыңыз үшін алғысымызды білдіреміз! Бұл механизм құқық қорғау және арнайы органдардың қызметкерлеріне қатысты таратылады деп жоспарлануда. Лауазымдарды "сыбайлас жемқорлық тәуекелдеріне ұшыраған" санатына жатқызу, қызметкерлердің қылмыстық құқық бұзушылыққа байланысты емес әрекеттеріне шағымдардың түсуі тексеру үшін негіз болып табылады.

ДИНГАЛИЕВА МАРЖАН

Консультативный документ регуляторной политики к п... посмотреть текст 14/06 - 10:28 /

ҚР Әділет министрлігінің реттеушілік саясаттың консультативтік құжаты бойынша ескертулерін қосымшаға сәйкес жолдаймыз.


Прикреплённые файлы:     ПЗ МЮ.docx

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/06 - 13:49

Ескертулер қабылданды, пысықтау кезінде ескерілетін болады.

КОСТЕНКО ВАЛЕРИЙ (Другие)

Плюсы Минусы 1. Социал... посмотреть текст 06/06 - 21:30 /

Это же минусы в экономике еще один не нужный закон на него тратить бюджетные деньги (печатать закон) лучше дороги отремонтировать и проверять всех министров которые принимают всякие правила которые невозможно реализовать потому что они идут вразрез с Законами, взять хотя бы субсидии в сх производстве№

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/06 - 13:38

Благодарим за Ваше мнение, оно будет принято во внимание.

МАЕР ВИТАЛИЙ (Другие)

№ п/п Текущая ситуация Между... посмотреть текст 29/05 - 16:06 /

В международном опыте существует проверка на добропорядочность «Integrity check» в основном в силовых структурах и специальных органах. Считаю , что нет необходимости "тиражировать" проверку на добропорядочность на все органы государственной службы. В чем передовой опыт Венгрии, Молдовы? Они "передовые" в борьбе с коррупцией???

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 30/05 - 15:50

Добрый день! Благодарим за Ваш комментарий и проявленный интерес. На данном предлагается и концептуально поддержано внедрение проверки на добропорядочность сотрудников правоохранительных и специальных органов. Опыт Венгрии и Молдовы изучен касательно осуществления проверки на добропорядочность, В этих странах соответствующая проверка внедрена в 2012 и 2013 годах.

КУНДЫЗБАЕВ ДАСТАН (Другие)

№ п/п Текущие показатели Рез... посмотреть текст 29/05 - 12:44 /

Кандидаты при поступлении на правоохранительную службу проходят полиграфологическое исследование (пп.2-1) п.1 и п.5 ст. 6 Закона "О правоохранительной службе". Полагаю, что данная процедура охватывает цели проверки на добропорядочность. В этой связи, процедуру проверки на добропорядочность необходимо вводить в тех органах, где отсутствует процедура обязательного прохождения полиграфологического исследования.

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 30/05 - 15:57

Добрый день! Благодарим за Ваш комментарий и проявленный интерес. Полиграфологическое исследование это процедура опроса, заключающаяся в регистрации с помощью специальных медицинских датчиков отдельных физиологических реакций человека, возникающих при психофизиологическом освидетельствовании. В основе механизма проверки на добропорядочность лежит проверка реакции сотрудника на смоделированную неправомерную ситуацию. Тем самым тестируется устойчивость к коррупционным проявлениям и склонность к нарушениям должностных обязанностей.