Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан «О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)»
Краткое содержание: Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан «О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)»Статус: На публичном обсуждении
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: КДРП Дата создания: 26/05/2023 00:00:00 Публичное обсуждение до: 16/06/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: Дата окончания онлайн-обсуждения:
Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан
«О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)»
- Описание проблемы:
№ п/п |
Проблемный вопрос |
Основные причины возникшей проблемы |
Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
Способы измерения проблемы |
1 |
Регламентация проведения проверки на добропорядочность (Integrity check) |
Действующим законодательством РК не предусмотрен механизм проведения проверки на добропорядочность (Integrity check) |
Внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check) в систему превентивных мер противодействия коррупции будет являться высокоэффективным и своевременным решением. Данная проверка позволит предотвратить потенциальный ущерб интересам государства и населению. Внедрение данного института будет способствовать улучшению качественной составляющей государственного аппарата и усилению доверия граждан. |
Законом будут предусмотрены цели проведения проверки на добропорядочность (Integrity check), основные принципы, методы ее проведения, права и обязанности как тестируемых лиц (в отношении кого проводится проверка), так и «проверяющего», перечень должностных лиц, подлежащих проверке, меры ответственности за результаты проверки. Законодательно также будут закреплены права и обязанности государственного служащего, в отношении которого проводилась проверка: 1) обязательная процедура получения информированного согласия перед поступлением на службу с возможным применением средств аудио и видео фиксации; 2) получение информации, относительно проведенной в отношении него проверки после объявления ее результатов; 3) обжалование в досудебном порядке результатов проверки. |
- Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:
№ п/п |
Текущая ситуация |
Международный опыт |
1 |
Администрацией Президента концептуально поддержано внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check). Для полной детализации механизма проверки Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службе) поручено совместно с заинтересованными госорганами (ВС, ГП, МВД, КНБ, АФМ, МЮ) подготовить соответствующий законопроект. |
Проверка на добропорядочность «Integrity check» впервые введена в органах полиции в США (1994г.), Австралии (1996г.), Великобритании (1999г.). С 2009 года этот институт внедрили Румыния (в полиции) и Чехия (в органах безопасности). В сфере государственной службы практика распространена в Грузии (2003г.), Венгрии (2012г.), Молдове (2013г.). Проверка закреплена законами о правоохранительных или специальных органах (Австралия, Чехия) либо отдельным законом (Молдова). |
- Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
№ п/п |
Решение |
Плюсы |
Минусы |
1 |
Законом регламентируются основные принципы проверки на добропорядочность (Integrity check), методы ее проведения, права и обязанности как тестируемых лиц (в отношении кого проводится проверка), так и «проверяющего», перечень должностных лиц, подлежащих проверке, меры ответственности за результаты проверки. Законодательно также будут закреплены права и обязанности государственного служащего, в отношении которого проводилась проверка: 1) обязательная процедура получения информированного согласия перед поступлением на службу с возможным применением средств аудио и видео фиксации; 2) получение информации, относительно проведенной в отношении него проверки после объявления ее результатов; 3) обжалование в досудебном порядке результатов проверки. |
Проверка на добропорядочность (integrity check) представляет собой превентивный механизм, при котором возможно предотвратить потенциальный ущерб интересам государства и населению. Внедрение данного института будет способствовать улучшению качественной составляющей государственного аппарата и усилению доверия граждан. |
Отсутствует |
4. Влияние предлагаемых путей решения на:
|
Плюсы |
Минусы |
1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала) |
Превентивный механизм, при котором возможно предотвратить потенциальный ущерб интересам государства и населению. |
Отсутствует |
2. Развитие предпринимательства |
Отсутствует |
Отсутствует |
3. Органы государственной власти |
Улучшение качественной составляющей государственного аппарата и усиление доверия граждан. |
Отсутствует |
4. Экономическую систему |
Отсутствует |
Отсутствует |
5. Экологическую среду |
Отсутствует |
Отсутствует |
6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета |
Отсутствует |
Отсутствует |
7. Иные |
Отсутствует |
Отсутствует |
- Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:
№ п/п |
Текущие показатели |
Результат |
Срок (обоснование) |
1 |
Законопроектом предлагается внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check) сотрудников правоохранительных и специальных органов. |
Принятие законопроекта направлено внедрение проверки на добропорядочность (Integrity check) в систему превентивных мер противодействия коррупции. |
2024–2025 годы |
6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный государственный орган (должностное лицо) |
Бюджет |
Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)» |
Декабрь – Администрация Президента РК. |
Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) |
Не требуется |
7. Возможные риски:
Возможные риски (в том числе социальные риски) |
Причины возможных рисков |
Система управления рисками |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
8. Целевые группы для публичного обсуждения:
- правоохранительные и специальные органы;
- общественный совет Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба);
- граждане Республики Казахстан.
9. Способ публичного обсуждения:
Консультативный документ для публичного обсуждения размещается на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
10. Результаты публичного обсуждения
№ п/п |
Предлагаемое решение |
Отношение общественности (целевых групп) |
1 |
|
|
2 |
|
|
11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта)
Законопроект состоит из 3 глав:
Глава 1 – общие положения;
Глава 2 – предусматривает порядок проведения проверки на добропорядочность (Integrity check);
Глава 3 – предусматривает последствия проверки на добропорядочность (Integrity check).
12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра
Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.
- 4
- Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба)
- 1 0
- 675
- 2
- 0
МАЕР ВИТАЛИЙ (Другие)
№ п/п Текущая ситуация Между... посмотреть текст 29/05 - 16:06
В международном опыте существует проверка на добропорядочность «Integrity check» в основном в силовых структурах и специальных органах. Считаю , что нет необходимости "тиражировать" проверку на добропорядочность на все органы государственной службы. В чем передовой опыт Венгрии, Молдовы? Они "передовые" в борьбе с коррупцией???
30/05 - 15:50
Добрый день! Благодарим за Ваш комментарий и проявленный интерес. На данном предлагается и концептуально поддержано внедрение проверки на добропорядочность сотрудников правоохранительных и специальных органов. Опыт Венгрии и Молдовы изучен касательно осуществления проверки на добропорядочность, В этих странах соответствующая проверка внедрена в 2012 и 2013 годах.
КУНДЫЗБАЕВ ДАСТАН (Другие)
№ п/п Текущие показатели Рез... посмотреть текст 29/05 - 12:44
Кандидаты при поступлении на правоохранительную службу проходят полиграфологическое исследование (пп.2-1) п.1 и п.5 ст. 6 Закона "О правоохранительной службе". Полагаю, что данная процедура охватывает цели проверки на добропорядочность. В этой связи, процедуру проверки на добропорядочность необходимо вводить в тех органах, где отсутствует процедура обязательного прохождения полиграфологического исследования.
30/05 - 15:57
Добрый день! Благодарим за Ваш комментарий и проявленный интерес. Полиграфологическое исследование это процедура опроса, заключающаяся в регистрации с помощью специальных медицинских датчиков отдельных физиологических реакций человека, возникающих при психофизиологическом освидетельствовании. В основе механизма проверки на добропорядочность лежит проверка реакции сотрудника на смоделированную неправомерную ситуацию. Тем самым тестируется устойчивость к коррупционным проявлениям и склонность к нарушениям должностных обязанностей.