Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дебюрократизации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 29/08/2023 20:37:23
Публичное обсуждение до: 20/09/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 25/09/2023 11:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/09/2023 18:30:00
Приложенные документы:

1. Описание проблемы:

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы Способы измерения проблемы
1

Излишняя (чрезмерная) законодательная регламентация норм в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В этой связи в Законе Республики Казахстан «О противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»
(далее – Закон) пересматриваются функции и задачи уполномоченного органа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В законах присутствуют детализирующие нормы. Для внесения каких-либо поправок в указанные нормы необходима разработка соответствующего проекта закона, которая занимает длительное время.

Согласно Указу Президента от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» предусмотрены мероприятия по проведению ревизии законодательных актов на предмет излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм, которые в целях оперативности должны определяться Правительством или государственными органами в подзаконных нормативных правовых актах.

В связи с чем, структура законов с учетом ревизии будет содержать основные цели, задачи, принципы; правосубъектность (права, обязанности субъектов).

Данный подход позволит разгрузить законы от излишних норм и на уровне подзаконных актов оперативно реагировать на возникающие в стране изменения в части их нормативного регулирования.

Кроме того, в Закон Республики Казахстан «О правовых актах» (далее – Закон) 5 ноября 2022 года внесены изменения относительно содержания законов и подзаконных актов, а также установления компетенции на принятие подзаконных актов, которые вступили в силу с 1 января 2023 года.

Так, согласно пункту 1 статьи 24 Закона в законах устанавливаются основные цели, задачи, принципы, компетенции и полномочия регулирования соответствующей отрасли (сферы). В реализацию указанных основных положений закона в подзаконных НПА соответствующие нормы могут быть детализированы.

Указанным пунктом также установлено, что в рамках целей, задач и принципов на уровне законов и подзаконных НПА могут быть предусмотрены компетенции и функции государственных органов. При этом установление компетенций и функций на уровне законов осуществляется согласно требованиям статьи 61 Конституции РК. Иные компетенции и функции государственных органов (реализационные, организационные и другие) устанавливаются подзаконными НПА.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 34 Закона, перечень подзаконных НПА, вытекающих из вышестоящих НПА, определяется Правительством в положениях о государственных органах. Перечень подзаконных НПА, вытекающих из вышестоящих НПА, разработчиками которых являются государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, определяется Президентом.

Исходя из вышеуказанных норм, на практике не потребуется внесений изменений в законы для принятия уполномоченным органом подзаконных актов, а достаточно будет установить прямую компетенцию в положении о государственном органе.

Кроме того, в действующих законодательных актах отсутствуют цели, принципы и задачи, что не соответствует требованию пункта 1 статьи 24 Закона.

Описываемая проблема носит организационно-правовой характер, так как для оперативного реагирования на актуальные вызовы, форс-мажорные обстоятельства и кризисные ситуации необходимо разработать законопроект, который требует длительную процедуру разработки. Таким образом, до завершения законопроекта невозможно оперативно осуществить те или иные компетенции, функции, которые необходимо исполнить в кратчайшие сроки.

2        

2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

Текущая ситуация Международный опыт
1

Некоторые положения Закона чрезмерно детализированы, и отсутствуют цели, задачи и принципы.

В соответствии с Законом Литовской Республики от 18 сентября 2012 года, при подготовке проекта правового акта, в котором национальное право Литвы гармонизируется с правом Европейского Союза или международным правом, должны быть оценены все возможные альтернативы и выбрано наиболее соответствующее интересам Литвы решение. В подзаконных правовых актах должны быть предусмотрены наиболее соответствующие целям осуществляемых законов, наиболее экономичные и эффективные меры.

В Грузии, в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона «О нормативных актах» от 22 октября 2009 года, если настоящим Законом не установлено иное, принимать (издавать) подзаконные нормативные акты могут принимающие (издающие) органы (должностные лица) в пределах своей компетенции только во исполнение законодательных актов и в случае, если это прямо предусмотрено законодательными актами. В подзаконных нормативных актах должно указываться, на основании и во исполнение каких законодательных актов они были приняты (изданы).

Закон Республики Молдова «О нормативных актах» от 22 декабря 2017 года не употребляется понятие «подзаконный акт». Однако, в данном Законе содержится информация о таких актах, как постановление Парламента, указ Президента Республики Молдова, постановление Правительства, ордонанс Правительства. В частности, например, согласно пункту 2 статьи 14 вышеуказанного Закона Молдовы, общественные отношения, требующие детального регулирования, определяются положениями, инструкциями, уставами, правилами, методологиями, подлежащими утверждению постановлением Правительства.

Таким образом, в зарубежных странах конкретное регулирование определенных правоотношений детализируется подзаконными актами.
2    

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

Решение Плюсы Минусы
1 С учетом международного опыта, а также в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» предлагается в подзаконные акты перенести детализирующие нормы законов, в том числе функции и компетенции, обеспечивающие реализацию основных задач, а также связанные с внутренними процедурами деятельности государственных органов, их взаимодействиями между собой, направленные на детализацию и реализацию основных положений законов.

Исключение излишней (чрезмерной) регламентации норм путем переноса компетенций, функций и полномочий в положение ЦГО. Оперативность внесения поправок в подзаконные акты.

Для граждан и общества более значима норма закона по сравнению нормы подзаконного акта, так как по иерархии закон выше, чем постановление и приказ.

2 В законодательных актах предусмотреть основополагающие цели, принципы и задачи. Гибкость и оперативность внесения поправок в подзаконный акт, так как общая норма будет предусмотрена в законе. Отсутствует

4. Влияние предлагаемых путей решения на:

  Плюсы Минусы
1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала) Разгрузка закона от излишних норм, усиление ответственности первых руководителей государственных органов по разработке и утверждению подзаконных актов, а также сокращение сроков по внесению поправок в нормативные правовые акты, на уровне подзаконных актов оперативное реагирование на возникающие в стране изменения в части их нормативного регулирования.

Отсутствует

2. Развитие предпринимательства

Отсутствует

Отсутствует

3. Органы государственной власти Снижение бюрократических барьеров.

Отсутствует

4. Экономическую систему Своевременное принятие уполномоченным органом нормативных правовых актов ускорит разрешению возникающие экономические проблемы в стране. Поскольку внесение поправок в законодательные акты длительная процедура.

Отсутствует

5. Экологическую среду

Отсутствует

Отсутствует

6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета

Отсутствует

Отсутствует

7. Иные

Отсутствует

Отсутствует

5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

Текущие показатели Результат Срок (обоснование)
1 Излишняя (чрезмерная) законодательная регламентация норм, касающихся противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для изменения компетенции, функции уполномоченного органа, необходимо пройти длительную процедуру по разработке законопроекта.

Принятие законопроекта направлено на создание необходимых законодательных правовых основ для повышения эффективности работы государственного органа в совершенствовании законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В целом принятие законопроекта повлечет положительные правовые последствия.

2023-2024 годы

2      

6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

Мероприятия Сроки Ответственный государственный орган (должностное лицо) Бюджет

Разработка проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений

в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

по вопросам дебюрократизации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

октябрь – Министерство юстиции РК;

ноябрь – Правительство РК;

декабрь – Парламент РК.

Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

Не требуется

После внесения соответствующих изменений в законодательные акты будут внесены поправки в подзаконные акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Положение Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу). В течение 2024 года

Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

Не требуется

7. Возможные риски:

Возможные риски (в том числе социальные риски) Причины возможных рисков Система управления рисками
Отсутствует Отсутствует Отсутствует
     

8. Целевые группы для публичного обсуждения:

- центральные государственные органы и организации;

- Общественный совет Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу;

- РГП на ПВХ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан»;

- граждане Республики Казахстан. 

9. Способ публичного обсуждения:

Консультативный документ для публичного обсуждения размещается на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

10. Результаты публичного обсуждения.

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1    
2    

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта).

Законопроект состоит из 2 статей:

Статья 1 – предусматривает внесение изменений и дополнений в закон:

1. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Статья 2 – предусматривает порядок введения в действие данного законопроекта.


 

12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра

Разгрузка закона в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от излишних норм и установление в подзаконных актах функции уполномоченных органов (разработка и утверждение порядка осуществления деятельности, сроков, средств измерений, типовых форм документов, реестров и т.д), сокращение внесение поправок в законодательные акты.

Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.