Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Комплексный план по развитию системы здравоохранения столицы на 2023 – 2027 годы

Краткое содержание: комплексный план города Астаны
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 31/08/2023 03:35:18
Публичное обсуждение до: 14/09/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/09/2023 09:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 14/09/2023 18:30:00
Приложенные документы:

Утвержден

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «    »                   2023 года

                  №

 

Комплексный план по развитию системы здравоохранения столицы

на 2023 – 2027 годы

 

Введение

Настоящий Комплексный план по развитию системы здравоохранения столицы на 2023-2027 годы (далее – Комплексный план) разработан в целях повышения качества оказания медицинской помощи населению, а также укрепления, как амбулаторного, так и стационарного звеньев системы здравоохранения города Астаны. Комплексный план предусматривает строительство новых и реконструкцию действующих медицинских объектов, укрепление материально-технической базы медицинских организаций и развитие кадровых ресурсов.

Комплексный план состоит из 30 организационных и реализационных мероприятий на общую сумму 611 мрлд. тг.

До 2027 года планируется строительство 9 новых объектов первичной медико-санитарной помощи с учетом соблюдения принципа «шаговой доступности» и 5 организаций по оказанию специализированной медицинской помощи взрослому и детскому населению с оснащением современным медицинским оборудованием соответствующим международным стандартам.

Также, Комплексным планов предусматривается укрепление кадрового потенциала медицинских работников, за счет увеличения количества образовательных грантов резидентуры по остродефицитным специальностям, обеспечением мерами социальной поддержки молодым специалистам (предоставления служебного жилья, поощрение медицинских работников в виде дифференцированной доплаты и повышением квалификации, в том числе за рубежом).

Текущая ситуация

Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения является признанным индикатором качества жизни и здоровья населения. В результате реализации комплекса мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения и обеспечению благополучия населения ожидаемая продолжительность жизни в городе Астана увеличилась до 77,3 лет (2021 год – 72,87 лет, 2020 год – 73,49 лет) при среднереспубликанском значении 74,44 лет (2021 год – 70,23 лет, 2020 год – 71,37 лет).

Общая смертность населения в столице снижается и составила 4,03 на 1000 населения в 2022 году (2021 год – 5,75, 2020 год – 5,32) при среднереспубликанском значении 6,80 на 1000 населения (2021 год – 9,61, 2020 год – 8,60).

Основными причинами смертности в Казахстане, как и в других странах мира являются неинфекционные заболевания, в частности, болезни системы кровообращения (в основном ишемическая болезнь сердца и инсульт головного мозга) (далее – БСК). Смертность от БСК на 100 тыс. человек по городу Астана имеет тенденцию к снижению за последние годы. В 2022 году показатель смертность от БСК составил 89,65 на 100 тыс. населения (2021 год – 114,51 на 100 тыс. населения; 2020 год – 124,77).

Показатель смертности от болезней органов дыхания по городу Астана также стабильно снижался за последние годы и составил 24,68 на 100 тыс. человек в 2022 году (2021 год – 33,91, 2020 год – 50,47).

Однако, отмечается незначительный рост показателя смертности от злокачественных новообразований (2022 год – 68,75 на 100 тыс. населения, 2021 год – 68,60, 2020 год – 68,84), снижение смертности от несчастных случаев, травм и отравлений (2022 год – 32,7 на 100 тыс. населения, 2021 год – 40,0, 2020 год – 33,76).

Первичная медико-санитарная помощь (далее – ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и организуется по территориальному (участковому) и семейному принципу. Медицинскую помощь по городу Астана представлена 44 организациями ПМСП (из них 27 частные организации). Имеется потребность в дальнейшем увеличении мощности организаций ПМСП.

На сегодня поликлиники города Астаны с плановой мощностью 500 посещений в смену, фактический работают с мощностью 600-650 посещений в смену, перегруз составляет 1,5-2 раза, за счет пробывшего населения, а также приграничного населения, которое желает обслуживаться в столичной сети поликлиник.

Прирост населения города, по итогам 2022 года составил 7%, в абс. 1 373 846 человек против 1 283 070 человек в 2021 году. По данным ТОО «НИПИ «Астанагенплан» к 2035 году предусмотрено комплексная застройка территорий города с увеличением численности населения на 65,2% в абс. 2,27 млн. человек.

Согласно приказу Министра здравоохранения от 30 июня 2022 г. № ҚР ДСМ – 59 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2020 года № ҚР ДСМ - 133/2020 «Об утверждении государственного норматива сети организаций здравоохранения» на городском уровне создается типовая поликлиника при численности населения более 30 000 человек, руководствуясь данным нормативом и учитывая рост численности населения имеется потребность в строительстве не менее 30 полноценных поликлиник.

Специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь по городу оказывают 38 больничных организаций (17 частные). Коечный фонд города составил 7170 единиц за 6 мес. 2023 г., против 6933 за аналогичный период 2022 года, при этом показатель обеспеченности койками на 10 тыс. населения составил 52,45 против 55,72 по итогам 6 мес. 2022 года.

По городу Астана функционирует 18 республиканских организаций подведомственных  Министерству здравоохранения Республики Казахстан.

На сегодня в столице имеется дефицит детского хирургического стационара. Количество пролеченных детей в столице ежегодно растет, в среднем на 2300 случаев. За 2022 г. было пролечено на 11 962 (на 42%) больше, чем в 2018 г. Единственным стационаром, оказывающим хирургическую помощь детям и последним, введённым в эксплуатацию в 2014 г., является Многопрофильная городская детская больница №2, где рост операций с 2018 г. составляет 42% (на 3 527). Данный стационар, единственный, имеющий детский травмпункт, также оказывающий помощь прилегающим районам столицы, что увеличивает время транспортировки, рост очередности пациентов и жалоб населения. В среднем, за экстренной помощью обращается порядка 600 детей в сутки, из них в травмпункт – 183. Анализируя вышесказанное, с учетом прогрессивного роста населения столицы существует необходимость строительства многопрофильной городской детской больницы с мощностью не менее 350 коек на границе района «Есиль и «Нұра» площадью 12 га.

Сохранение и укрепление здоровья беременных и детей являются одним из главных задач в системе здравоохранения. Здоровье детей рассматривается как основа демографического, экономического и интеллектуального потенциала страны.

На 1 января 2023 года количество женщин фертильного возраста по городу Астана составляет 391 806 (53,3% от общего количества женщин).

За последние 10 лет отмечается увеличение количество родов на 74%, в 2012 году – 19 500, в 2022 году – 34 000 родов.

По городу Астана стационарная медицинская помощь женщинам во время беременности, в родах, в послеродовом периоде и новорожденным предоставляется в соответствующих структурных подразделениях трёх родовспомогательных организациях третьего уровня, с коечной мощностью 550 коек (ГКП на ПХВ «Городской перинатальный центр», акушерский блок ГКП на ПХВ «Городская многопрофильная больница №2», акушерский блок ГКП на ПХВ «Городская многопрофильная больница №3»).

С момента получения статуса главного города страны был построен всего один перинатальный центр на 130 коек, который был сдан в эксплуатацию в 2009 году.  В связи с ростом населения города Астаны коечный фонд перинатальных центров поэтапно расширен с 335 до 550 коек (на 39%) без увеличения фактической площади, путем уплотнения. Вместе с тем отмечается перегруженность акушерских коек на 68%.

В городе Астана проживает 432 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет. Показатель младенческой смертности в 2022 году снизился на 12%, составил 6,89 на 1000 родившихся живыми, против 7,80 в 2021 году.

Медицинскую помощь на стационарном уровне оказывают 3 многопрофильные детские больницы (ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская детская больница №1», ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская детская больница №2» акимата города Астаны, ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская детская больница №3»).

В целях расширения хирургической и кардиохирургической помощи детскому населению КФ «University Medical Center» планируется строительство детского хирургического центра на 350 коек. Реализация проекта планируется в рамках бюджетных средств посредством целевого вклада в АОО «Назарбаев Университет».

Скорая медицинская помощь города Астаны представлена центральной станцией ГКП на ПХВ «Городской станции скорой медицинской помощи», 4 районными подстанциями (Есиль, Сарыарка, Алматы, Байконур) и 9 пунктами базирования бригад. Оснащенность медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения составляет 100%.  

В рамках Комплексного плана будет завершено строительство Национального координационного центра экстренной медицины, которое будет обслуживать ургетное население Нуринского района города Астаны и города Косщи в части оказания эктренной хирургической помощи. Планируется открытие инсультного центра, отделений гинекологии, гнойной хирургии, политравмы.

Ожидаемые результаты

Развитие инфраструктуры здравоохранения является одной из ключевых приоритетных задач для обеспечения высокого уровня здравоохранения и улучшения общественного благосостояния.

В сфере здравоохранения к 2027 году будут снижены показатели смертности населения с 4,03 до 2,2 случаев на 1000 человек, младенческой смертности с 6,89 до 5,8 случаев на 1000 родившихся живыми, случаи материнской смертности планируется довести с 15,0 до 10,0 случаев на 100000 родившихся живыми.

Оснащенность медицинской техникой будут увеличена до 90%.

Дефицит кадров будет снижен на 84,5%.

Повышение уровня удовлетворенности населения качеством медицинских услуг до 82%.

 

№ п/п

Наименование

Форма

завершения

Срок

исполнения

Ответственные

исполнители

Объем финансирования, млн. тенге*

Источники финансирования

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Ожидаемые результаты по городу Астана:

1) снижение общей смертности населения до 2,2 на 1000 населения (факт 2022 года – 4,03 на 1000 населения);

2) снижение материнской смертности до 10,0 на 100 тыс. родившихся живыми (факт 2022 года – 15,0 на 100 тыс. родившихся живыми);

3) снижение младенческой смертности до 5,8 на 1000 родившихся живыми (факт 2022 года – 6,89 на 1000 родившихся живыми);

4) увеличение оснащенности медицинской техникой до 90% (факт 2022 года – 82,2%);

5) снижение дефицита медицинских кадров до 1096 (факт 2022 года – 1296,75 шт.ед.);

6) повышение уровня удовлетворенности населения качеством медицинских услуг до 82% (факт 2022 года – 57,2%)

1. Первичная медико-санитарная помощь   

1.

Строительство объекта ПМСП на 150 посещений в ж.м. Интернациональный

Акт ввода в эксплуатацию

 

2023 год

 

ЧИ

6000

За счет ЧИ

 

 

 

2024 год

 

За счет ЧИ

 

 

2025 год

 

За счет ЧИ

 

2.

Строительство перехода между взрослым и детским корпусами Городской поликлиники № 8

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Акимат города Астаны

-

МБ

 

2024 год

804,5

РБ

 

2025 год

536,3

РБ

 

3.

Строительство амбулаторно-поликлинического комплекса на 250 посещений в районе Өндіріс

Акт ввода в эксплуатацию

 

2023 год

Акимат города Астаны,

МЗ

-

РБ

 

2024 год

4078,7

РБ

 

2025 год

2719,1

РБ

 

4.

Ввод в эксплуатацию амбулаторно-поликлинического комплекса на 500 пос. в смену в районе ж/д вокзала «Нұрлы Жол»

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

 

ЧИ

 

10 000

 

За счет ЧИ

 

5.

Строительство Центра первичной медико-санитарной помощи на 150 посещений в смену в ж.м. «Пригородный»

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Акимат города Астаны,

ЧИ

 

 

 

6 000

 

 

За счет ЧИ

 

2024 год

 

2025 год

 

2026 год

 

2027 год

 

6.

Ввод в эксплуатацию амбулаторно-поликлинического комплекса на 500 посещений в смену в районе в ж.м. «Тельмана»

Акт ввода в эксплуатацию

 

2023 год

Акимат города Астаны,

ЧИ

 

 

10 000

 

За счет ЧИ

 

7.

Строительство амбулаторно-поликлинического комплекса на 500 посещений в смену в районе ЖК «Capital park»

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Акимат города Астаны,

ЧИ

 

10 000

 

За счет ЧИ

 

2024 год

 

2025 год

 

8.

Строительство амбулаторно-поликлинического комплекса на 250 посещений в смену в районе «Есиль» в ж.м. Жағалау-3

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Акимат города Астаны

 

 

 

10 000

МБ

 

 

2024 год

 

2025 год

 

9.

Строительство амбулаторно - поликлинического комплекса на 500 посещений в смену в районе «Есиль» Сыганак/Алматы и Акмешит/Сауран по улице 70 лет Октября

Акт ввода в эксплуатацию

2024 год

Акимат города Астаны

 

10 000

МБ

 

2025 год

 

2026 год

 

2027 год

 

10.

Строительство амбулаторно - поликлинического комплекса на 150 посещений в смену» в районе «Сарырка» по улице Бейбарыс Султан

Акт ввода в эксплуатацию

 

2023 год

ЧИ

6 000

За счет ЧИ

 

2. Специализированная медицинская помощь  

 

11.

Ввод в эксплуатацию патологоанатомического бюро на 1500 вскрытий и 500 000 исследований биопсийного и операционного материала в год

 

Акт ввода в эксплуатацию

 

 

2023 год

 

Акимат города Астаны

1 025,8

 

 

РБ

 

12.

Строительство Национального научного онкологического центра

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Министерство здравоохранения РК

38 300

РБ

 

2024 год

16 400

РБ

 

13.

Строительство Национального координационного центра экстренной медицины

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

АО «Самрук – Казына»

96 700

 

РБ

 

14.

Строительство многопрофильной городской больницы №3 на 300 коек на пересечении улиц Акан Сері и Енлик-Кебек

Акт ввода в эксплуатацию

2026 год

Акимат города Астаны

60 000

РБ

 

15.

 Строительство жилого дома малосемейного типа на 100 мест для медицинских работников (трасса Астана-Караганда)

Акт ввода в эксплуатацию

 

2025 год

Акимат города Астаны

4 930,9

МБ

 

3. Здоровье матери и ребенка

16.

Проведение капитального ремонта здания Городского перинатального центра

Акт ввода в эксплуатацию

2024 год

Акимат города Астаны

-

МБ

17.

Реконструкция (расширение) травматологического пункта приемного покоя Многопрофильной городской детской больницы №2

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Акимат города Астаны

20 000

МБ

2024 год

МБ

2025 год

РБ

2026 год

РБ

18.

Строительство Перинатального центра в районе «Алматы», на пересечении проспекта Абылай хана и переулка Қобда

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Акимат города Астаны,

МЗ

-

МБ

2024 год

19 921,8

РБ

2025 год

19 921,8

РБ

2026 год

13 281,2

РБ

2027 год

13 281,2

РБ

19.

Строительство акушерского блока на 200 коек в районе «Сарыарка» ул. Ш. Қосшығұлұлы (при поддержке АО «ФНБ «Самрук-Казына»)

Акт ввода в эксплуатацию

2024 год

МЗ,

Акимат города Астаны, Самрук-Қазына

 

65 000

За счет средств Самурык-Казына

2027 год

 

20.

Строительство приемно-диагностического комплекса между акушерским и основным блоками Городской многопрофильной больницы №2

Акт ввода в эксплуатацию

2023 год

Акимат города Астаны

-

МБ

2024 год

7 683,8

РБ

2025 год

5122,5

МБ

Декабрь 2026 года

 

-

МБ

21.

Строительство многопрофильной городской детской больницы № 4 на 350 коек с реабилитационным блоком на границе района «Есиль» и «Нұра»

 

Начало строительно-монтажных работ

2025 год

Акимат города Астаны,

МЗ

 

50 000

МБ

2026 год

МБ

2027 год

МБ

4. Укрепление материально-технической базы медицинских организаций

22.

Закуп медицинской техники (в количестве не менее 426 единиц, в том числе аппарат КТ, УЗИ,  система прямой рентгенографии, АИК)

 

Акт ввода в эксплуатацию

медицинского оборудования

2023 год

Акимат города Астаны

6 911,7

ТОХ

 

23.

Закуп медицинской техники (в количестве 169 единиц, в том числе  видеоэндоскопический комплекс с 4К изображением,  система ультразвуковая медицинская экспетрного класса 4D,  система цифровой рентгенографии,  МРТ аппарат 3 Тл, УЗИ)

 

Акт ввода в эксплуатацию

медицинского оборудования

 

2024 год

Акимат города Астаны

6 911,7

ТОХ

 

24.

Закуп медицинской техники (в количестве не менее 500 единиц, в том числе  ультразвуковая диагностическая система,  МРТ с принадлежностями, 1,5 Тл,  аппарат ЭКМО,  эндоскопическая стойка с интрументами)

Акт ввода в эксплуатацию

медицинского оборудования

2025 год

Акимат города Астаны

6 911,7

ТОХ

 

25.

Оснащение службы родовспоможения и детства

Акт ввода в эксплуатацию

медицинского оборудования

2023-2025 годы

Акимат города Астаны

-

ТОХ

 

5. Укрепление кадрового потенциала

26.

Увеличение количества образовательных грантов резидентуры по остродефицитным специальностям

Не менее 130 грантов

2023 год

Акимат города Астаны

 

МБ

 

27.

Обеспечение мерами социальной поддержки молодых специалистов, направленных в столичные медицинские организации (предоставление служебного жилья, программа «Елорда Жастары»)

Предоставление жилья

2023 год

Акимат города Астаны

 

МБ,

внебюджетные средства

 

28.

Поощрение медицинских работников в виде дифференцированной доплаты

До 30% от экономии средств

2023 год

Акимат города Астаны, медицинские организации

 

 

за счет средств МО

 

29.

Усиление статуса среднего медицинского работника путем делегирования ряда функций врачей с закреплением в трудовых договорах или должностных обязанностях

Трудовые договора, ДИ

2023 год

Акимат города Астаны, медицинские организации

 

-

 

30.

Повышение квалификации медицинских работников (в том числе службы родовспоможения и детства), в том числе за рубежом

 

Повышение квалификации 1 700 медицинских работников

2023-2025 годы

Акимат города Астаны

 

МБ

 

 

Примечание*: ежегодные объемы и (или) источники финансирования будут определяться при формировании государственного бюджета на соответствующие финансовые годы, исходя из темпов экономического развития страны, возможностей доходной части государственного бюджета, при внесении соответствующей подтверждающей документации.

 

Расшифровка аббревиатур:

АИК – аппарат искусственного кровообращения

ДИ – должностные инструкции

МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан

ЧИ – частный инвестор

МБ – местный бюджет

РБ – республиканский бюджет

ТОХ – трансферты общего характера

ЭКМО – Экстракорпоральная мембранная оксигенация