Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан «Об утверждении Правил назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива»

Краткое содержание: «Об утверждении Правил назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 07/09/2023 11:19:25
Публичное обсуждение до: 21/09/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 21/09/2023 15:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 21/09/2023 18:00:00
Приложенные документы:

Проект

 

 

 

 

 

 

 

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан

«Об утверждении Правил назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива»

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива в соответствии с приложением к настоящему приказу.

2. Службе международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;

3) направление копии настоящего приказа заинтересованным государственным органам для исполнения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Заместителя Генерального Прокурора.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Генеральный Прокурор

Республики Казахстан

 

Б. Асылов

 

 

 

 

Утверждены

приказом

Генерального Прокурора Республики Казахстан

от                  2023 года

 

 

Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

 

1. В настоящих Правилах используются следующие термины:

1) проверка – проверка законности источников приобретения (происхождения) актива;

2) досье -  совокупность документов, содержащих сведения по итогам проведенного мониторинга и анализа и иных мер по возврату активов.

Иные термины используются в значении, установленном в Законе Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов» (далее – Закон) и других нормативных правовых актах Республики Казахстан.

2. Проверка проводится в отношении актива лица, включенного в реестр, вне зависимости от того, реализовало ли такое лицо свое право по представлению декларации о раскрытии активов.

3. Целью проверки является исследование законности источников приобретения (происхождения) актива, подтверждение либо опровержение факта незаконного приобретения, в том числе вывода актива.

4. В качестве должностного лица инициирующего проверку может выступать руководитель самостоятельного структурного подразделения уполномоченного органа по возврату активов, его заместитель либо лицо, исполняющие их обязанности, который курировал проведение мониторинга и анализа информации для противодействия незаконному приобретению, выводу и возврату активов, в отношении соответствующего субъекта и его аффилированных лиц.

5. Поручение уполномоченному органу по возврату активов о проведении проверки может быть дано Генеральным Прокурором или Заместителем Генерального Прокурора, курирующим работу уполномоченного органа по возврату активов.

6. Проверка осуществляется по решению (постановлению) руководителя уполномоченного органа по возврату активов либо лица исполняющего его обязанности, принимаемому на основании рапорта должностного лица уполномоченного органа по возврату активов, инициирующего проверку, либо по поручению Генерального Прокурора или Заместителя Генерального Прокурора, курирующего работу уполномоченного органа по возврату активов.

7. В качестве проверяющего выступает прокурор уполномоченного органа по возврату активов.

8. В рапорте указывается:

1) дата, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, подающего рапорт;

2) краткое изложение материалов досье на субъекта и его аффилированных лиц, сформированных по состоянию на дату подачи рапорта;

3) сведения о включении субъекта и его аффилированных лиц в реестр, с указанием номера и даты протокола заседания комиссии;

4) сведения об уведомлении лица о включении его в реестр;

5) сведения о представлении или не представлении декларации о раскрытии активов по состоянию на дату рапорта;

6) актив лица, включенного в реестр, в отношении законности приобретения которого планируется проведение проверки;

7) период проверки, который может включать временной период начиная с приобретения актива, законность приобретения которого является предметом проверки, а также иных активов (вплоть до первичных), доходы от использования или реализации которых, были использованы для приобретения актива, законность приобретения которого является предметом проверки;

8) срок проведения проверки.

9. О проведении проверки выносится постановление, которое регистрируется в ведомстве органов прокуратуры в области государственной правовой статистики и специальных учетов.

10. В постановлении о проведении проверки указывается:

1) номер, дата, наименование уполномоченного органа по возврату активов, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность руководителя, подписавшего постановление, основания проверки;

2) данные об активе, в отношении которого назначена проверка, его местонахождение, наименование субъектов, являющихся собственниками, доверительными управляющими, пользователями актива, фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, бизнес-идентификационный номер (индивидуальный идентификационный номер);

3) предмет проверки с указанием проверяемого периода;

4) фамилия, имя отчество, должность лица, кому поручена проверка и сведения о специалистах, привлекаемых к ней;

5) срок проведения (количество дней, предусмотренных законом) проверки;

6) права и обязанности субъекта, являющегося собственником, доверительным управляющим, пользователем актива, в отношении законности источников приобретения которого назначена проверка;

7) подпись лица, уполномоченного подписывать постановление.

11. Постановление о назначении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива вручается субъекту и (или) его аффилированному лицу, являющимся (являющихся) собственником (собственниками) актива, законность источников приобретения (происхождения) которого проверяется либо направляется посредством информационной системы по делопроизводству уполномоченного органа по возврату активов.

12. Проверка проводится только теми лицами, которые указаны в постановлении о проведении проверки.

Состав лиц, проводящих проверку, предмет и период проверки изменяется (дополняется) по решению руководителя уполномоченного органа по возврату активов, назначившего проверку, либо лица исполняющего его обязанности.

13. Решение об изменении (дополнении) предмета либо периода проверки выносится:

в случае невозможности оценки законности источников приобретения (происхождения) актива без изменения (дополнения) перечня проверяемых вопросов, сфер законодательства либо проверяемого периода;

в случае выявления явных фактов нарушений законности, не отнесенных к предмету либо периоду проверки;

в связи с ошибками при формировании либо регистрации постановления о проведении проверки, с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

14. Предельный срок проведения проверки, основания его приостановления и продления, устанавливаются Законом.

15. В случае необходимости для дачи заключений к участию в проверке привлекаются специалисты:

государственных и правоохранительных органов;

организаций, независимо от формы собственности.

Специалисты государственных и правоохранительных органов привлекаются по требованию уполномоченного органа по возврату активов, адресованному в соответствующие органы, учреждения либо организации.

Порядок привлечения специалистов частных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан либо иным законодательством.

При наличии угрозы жизни и здоровью должностного лица уполномоченного органа по возврату активов, а также угрозы воспрепятствования его законной деятельности, к проверке, для обеспечения безопасности лиц, осуществляющих проверку, могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов.

16. В ходе проверки при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений законодательства Республики Казахстан, имеющих значение для реализации проверки, решается вопрос о необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

В постановлении указываются основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, форма и сроки предоставления полученных результатов.

Проект постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий согласовывается с руководителем подразделения по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Генеральная прокуратура).

Учет указанных постановлений ведется подразделением по надзору за законностью оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий Генеральной прокуратуры.

17. Экспертиза в рамках проводимой проверки назначается в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать проверку.

Постановление о назначении экспертизы выносится руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями или лицами, исполняющими их обязанности.

В постановлении о назначении экспертизы указываются:

1) наименование органа, назначившего экспертизу;

2) время, место назначения экспертизы;

3) вид экспертизы;

4) основания для назначения экспертизы;

5) объекты, направляемые на экспертизу, и информация об их происхождении, а также разрешение на возможное полное или частичное уничтожение указанных объектов, изменение их внешнего вида или основных свойств в ходе исследования;

6) наименование органа судебной экспертизы и (или) фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, которому поручено производство судебной экспертизы;

7) вопросы, подлежащие разрешению экспертом.

При наличии в заключении специалиста выводов о составе уголовного, административного правонарушения либо обстоятельства, являющегося основанием для подачи заявления в суд, экспертиза по материалам прокурорских проверок производится в рамках Уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК), Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП), Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК), Административного процедурно-процессуального кодекса (далее – АППК).

18. В ходе проверки уполномоченный орган по возврату активов вправе:

1) истребовать и получать:

необходимые для проведения проверки информацию, материалы и документы, а также уголовные, гражданские, административные дела, дела об административных правонарушениях, исполнительные производства;

доступ к информации, сведениям и документам уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях, исполнительных производств, надзорным производствам и иным материалам, а также к информационным системам и ресурсам правоохранительных и иных государственных органов и организаций.

При получении истребуемых материалов, дел и доступа к информационным системам и ресурсам уполномоченный орган по возврату активов обеспечивает сохранность и защиту персональных данных и иной охраняемой законом тайны, в том числе от незаконного распространения;

2) требовать:

незамедлительной отмены мер запретительного или ограничительного характера, приостановления полностью или частично действия незаконного акта при наличии оснований и в порядке, предусмотренном законом Республики Казахстан;

от уполномоченных органов производства проверок и обязывать сообщать об их результатах;

получения доступа на объект проверки, проверяемую территорию, к имуществу, связанному с предметом проверки, информационным системам и ресурсам, информации, материалам и документам;

3) вызывать и получать пояснения от должностных, физических лиц и представителей юридических лиц по вопросам проводимой проверки;

4) применять технические средства фиксации, замера, отбора проб;

5) реализовать иные полномочия, установленные Конституционным законом Республики Казахстан «О прокуратуре» (далее – Конституционный закон), Законом и иными законами Республики Казахстан.

19. При осуществлении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива уполномоченный орган по возврату активов не вправе:

1) требовать предоставления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;

2) превышать установленные сроки проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;

3) препятствовать нормальному функционированию проверяемого актива, за исключением случаев, создающих угрозу законности и общественному порядку, социально-экономической стабильности в регионе, конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан, а также угрожающих возникновением необратимых последствий для жизни и здоровья людей.

20. Требования уполномоченного органа по возврату активов о выделении специалистов, истребовании сведений и дел подписываются руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями либо лицами, исполняющими их обязанности.

21. В случае необходимости отмены мер запретительного или ограничительного характера, приостановления полностью или частично действия незаконного акта, требования уполномоченного органа по возврату активов подписываются руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями либо лицами, исполняющими их обязанности.

22. Требования прокурора о предоставлении судами уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях направляется в соответствии с УПК, ГПК, АППК, КоАП.

23. Требования о проведении проверки, направляемые в уполномоченные органы, подписываются руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями либо лицами, исполняющими их обязанности.

24. В рамках проведения проверки в целях предотвращения фактов реальной либо потенциальной угрозы жизни и здоровью людей, интересам общества и государства, национальной безопасности, для стабилизации социально-экономической, общественно-политической ситуации, предупреждения либо недопущения обострения очагов социальной напряженности уполномоченный орган по возврату активов вправе приостановить акт или действие должностного лица на срок не более трех рабочих дней.

Постановление о приостановлении акта или действия должностного лица подлежит незамедлительному исполнению.

25. При проведении проверки уполномоченный орган по возврату активов применяет имеющиеся в наличии технические средства для сбора фактической информации об активе, законность источников приобретения (происхождения) которого является предметом проверки, субъектах, являющихся собственником, доверительным управляющим, пользователем такого актива, в том числе бывшими, документах, материалах, помещениях, процессе деятельности соответствующих активов/субъектов, а также подтверждения фактов нарушения законности.

26. Сбор фактической информации осуществляется путем фото-видеосъемки, снятия замеров, копий, отбора проб, контрольного закупа и иной фиксации, имеющей значение для объективной оценки в ходе проверки, с обязательным уведомлением соответствующего субъекта.

Не допускается использование специальных технических средств, применение которых требует специального разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности».

Допускается персональная фото-видеосъемка лица без его согласия в случаях воспрепятствования законной деятельности уполномоченного органа по возврату активов, совершения нарушения либо необходимости фиксации фактов, подтверждающих нарушение законности.

27. Вызов лиц и получение объяснений от должностных, физических лиц и представителей юридических лиц по вопросам проводимой проверки осуществляется прокурором, указанном в постановлении о назначении проверки либо его руководителем.

Требования уполномоченного органа по возврату активов в рамках проводимой проверки обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, в том числе государственными органами, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, их должностными лицами.

28. По окончании проверки составляется справка о результатах проверки (далее – справка), которая содержит:

1) дату и место составления справки, основания проверки;

2) наименование проверяемого актива и (или) данные субъекта, являющегося (являвшегося) его собственником, доверительным управляющим, пользователем, предмет (тематика) проверки;

3) общие сведения по тематике проверки;

4) выводы и предложения по результатам проверки;

5) подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

Справка приобщается к материалам досье субъекта.

29. По результатам проверки принимаются следующие решения:

1) о внесении на рассмотрение комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретенных и выведенных активов вопроса о подаче в суды исков о признании активов активами необъяснимого происхождения;

2) о реализации уполномоченным органом по возврату активов иных мер по принудительному возврату активов, предусмотренных законами Республики Казахстан, включая обеспечительных и (или) предварительных обеспечительных мер;

3) о передаче материалов в правоохранительные либо специальные государственные органы для проведения досудебных расследований в отношении лица (группы лиц), включенного в реестр;

4) об инициировании аудита, проверок, ревизий, подачи исков, связанных с возвратом активов, а также осуществления иных мероприятий, связанных с запросами информации, правовой помощи и иных специальных мероприятий по взаимодействию с иностранными судами и уполномоченными органами, в том числе направленными на обеспечение возврата активов;

5) о внесении либо инициировании актов прокурорского надзора и реагирования, предусмотренных Главой 5 Конституционного закона.

В случаях, не требующих отлагательств, решения, предусмотренные в подпунктах 2), 3), 4) настоящего пункта могут быть приняты уполномоченным органом по возврату активов до завершения проверки и подведения ее итогов.

30. Справка вручается лицу, включенному в реестр, являющемуся собственником актива в отношении законности источников приобретения (происхождения) которого проведена проверка, либо его уполномоченному представителю, в течение пяти рабочих дней после окончания проверки.

Сведения о получении либо отказе в получении справки отражаются в момент ее вручения.

При наличии возражений к справке, лицо, включенное в реестр, являющееся собственником актива в отношении законности источников приобретения (происхождения) которого проведена проверка, либо его уполномоченный представитель вправе предоставить их письменно в течение трех рабочих дней со дня вручения справки.