Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития столицы»

Краткое содержание: КДРП по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития столицы»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 14/09/2023 17:05:22
Публичное обсуждение до: 05/10/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 05/10/2023 09:05:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 05/10/2023 12:05:00
Приложенные документы:

Консультативный документ регуляторной политики по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития столицы»

  1. Описание проблемы:

 

№ п/п

Проблемный

вопрос

Основные

причины возникшей проблемы

Аналитические сведения,

показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

Способы измерения проблемы

1.

  Необходимость установления особенностей правового регулирования вопросов развития городской инфраструктуры,

эстетичной и благоприятной среды проживания на территории столицы

   Отсутствие эффективных инструментов государственного регулирования, соразмерных современным вызовам и специфике общественных отношений в столице

Главой государства Токаевым К.К. на совещании по вопросам развития столицы дан ряд поручений, направленных на совершенствование законодательства о статусе столицы, в том числе в части усиления полномочий и ответственности акимата города Астаны.

Данные поручения обусловлены наличием системных проблем, связанных с различными сферами общественной жизни столицы, включая вопросы урбанизации и расширения городской инфраструктуры, формирования единого архитектурного облика, незавершенного строительства, рекламы и торговли, миграции, экологии, общественной безопасности, безбарьерной городской среды, социального обеспечения гибкой системы бюджетирования и государственных закупок, позволяющих оперативно реагировать на запросы общества.

Например, реализация Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы в городе Астана, затрагивает права граждан, жилье которых входит в проект реновации (снос аварийного (ветхого) жилья).

Указанное потребует четкой законодательной регламентации процедур реновации. 

 

Данные результатов мониторинга и государственного контроля, обследования объектов городской инфраструктуры и жилищного фонда столицы, анализа обращений физических и юридических лиц, правоприменительной практики, проведённые акиматом г. Астаны. 

 

2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта наиболее схожего с национальным регулированием:

 

№ п/п

Текущая ситуация

Мировой опыт

1.

     Быстрый рост населения города несет как положительные, так и отрицательные моменты, такие как отставание по темпам строительства жилья, необходимого для развития туризма коммунальной и транспортной инфраструктуры, ухудшение состояния окружающей среды.

     Согласно Докладу Всемирного банка от 31.01.2018 года «3 глобальные идеи по достижению устойчивого развития городов и общин» для успешного развития городов необходима реализация следующих мероприятий:

1. Финансирование Новой повестки дня развития городов

2. Содействие развитию территорий

3. Повышение устойчивости городов к изменению климата и рискам стихийных бедствий.

2.

Общественные отношения в столице регулируются общим законодательством, однако, учитывая особенности и специфику, требуют применения отдельных норм и правил. К примеру, соблюдение дизайн-кода при строительстве и реконструкции зданий, сооружений, наружная реклама и т.д.

Некоторые страны устанавливают особый статус для своих столиц, предоставляя им особый режим управления и развития. Например, Вашингтон, округ Колумбия, является федеральным округом США с отдельным уровнем самоуправления и законодательной властью.

Канберра, столица Австралии имеет федеральный статус и особые правила для ведения деятельности на ее территории.

 

 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

 

№ п/п

Решение

Плюсы

Минусы

1.

      Общественные интересы выше частных интересов – физических и юридических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную, строительную и иную деятельность на территории столицы.

      Установление дополнительных требований (соблюдение дизайн- кода) при строительстве и эксплуатации объектов.

Из-за особого статуса столицы введение норм и правил в области строительства и планирования города, чтобы предотвратить несоответствия и сохранить единообразие и аутентичность архитектурного облика города.

 

Дополнительные издержки для субъектов бизнеса.

2.

    Наделение дополнительными компетенциями местные исполнительные органы города, позволяющими ускорить процесс принятия ряда решений.

 

    Вопросы регулирования коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, архитектуры и градостроительства, торговли и сервиса будут решаться самостоятельно на уровне городского маслихата и акимата.

  Отсутствуют

 

 

4. Влияние предлагаемых путей решения на:

 

 

Плюсы

Минусы

1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала)

    Сохранение архитектурного облика столицы.

Создание безбарьерной среды в городе Астана.

Снижение социальной напряженности среди населения.

Улучшение качества жизни.

 

 

Отсутствуют

2. Развитие предпринимательства

     Развитие бизнес-среды в столице за счет исключения платежей в Земельном кодексе при изменении целевого назначения земель в столице.

Некоторые поправки, направленные на решение социальных, инфраструктурных проблем, а также приведение в соответствие архитектурного облика столицы потребуют затрат со стороны субъектов бизнеса столицы и коснется практически всех категорий предпринимателей (от строительных компаний до мелких магазинов в части рекламных вывесок).  

3. Органы государственной власти

Решение насущных проблем столицы, в т.ч. по жалобам жителей.

Создание информационной базы столицы.

Отсутствует

4. Экономическую систему

    Рост благосостояния жителей столицы, развитие бизнес-среды.

Отсутствуют

5. Экологическую среду

   Улучшение экологической обстановки и качества воздуха в столице за счет внедрения обязательства перехода на газовое отопления, а также исключения несанкционированных свалок.  

     Отсутствует

6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета

     

Некоторые нормы потребуют дополнительного финансирования из государственного бюджета.

7. Иные

 

 

Отсутствует

 

 

5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

 

№ п/п

Текущие показатели

Результат

Срок (обоснование)

1.

     В мировой практике существуют различные рейтинги лучших городов мира.

Так, Рейтинг The World‘s 100 Best Cities составляется международной консалтинговой компанией Resonance. Основные критерии рейтинга – туристическая привлекательность, удобство для жизни, работы и ведения бизнеса. В рейтинге учитываются статистические данные в 24 областях, из шесть основных категорий: место, продукт, люди, экономическое процветание, досуг, продвижение, отзывы бизнес-сообщества, отраслевых специалистов и туристов. Также эксперты оценивают возможности экономики, культурную среду и анализируют, насколько сбалансированно развивается город. В Рейтинге участвуют города с населением свыше 1 миллиона жителей. В этом рейтинге Астана не заняла никакое место.

 

Также Международная консалтинговая компания Mercer ежегодно публикует рейтинг лучших городов для жизни (Quality of living city ranking). Все города в данном рейтинге оцениваются по таким важным группам показателей как: качество социальной среды, культурной жизни, уровень политической стабильности, уровень образования, транспортная доступность, привлекательность для бизнеса. Всего агентство Mercer оценивает качество жизни более 200 самых популярных городов мира. В этом рейтинге есть только Алматы – занимает 177 место среди 231 городов мира. Астаны также нет.

 

Глобальный индекс пригодности для жизни, формируемый исследовательской компанией Еconomist intelligence unit, каждый год определяет наиболее и наименее пригодные для жизни города мира. Рейтинг оценивает качество жизни и услуг в 172 городах мира. Это делается на основе пяти критериев: культурная жизнь и экологические условия занимают (25% в итоговой оценке), стабильность (25%), качество системы здравоохранения и инфраструктуры (по 20%), качество системы образования (10%). В результате получается индекс от 0 до 100, в котором самые благоприятные для жизни города имеют наивысший балл. Алматы в 2022 году по данному рейтингу набрал 65,3 балла из 100 в рейтинге лучших городов мира (стабильность Алматы на уровне 75 баллов, область здравоохранения набрала 66,7 балла, культура и окружающая среда – 57,6, образование – 66,7, а инфраструктура – 60,7 балла). Как отмечают авторы рейтинга, это весьма неплохие результаты. Всего в исследовании участвовало 140 городов. Астаны также нет.

      Реализация вышеуказанных предложений позволит городу Астана войти в первую 50-ку «Лучших городов мира» в международных рейтингах.

 Срок – 2050 год.

 

Обоснование: Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 1394 «Об утверждении Концепции вхождения столицы в рейтинг 10-ти лучших городов мира до 2050 года».

 

 

6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования:

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный государственный орган (должностное лицо)

Бюджет

Принятие Закона
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

по вопросам развития столицы»

2023 год

Уполномоченный орган

Не требуется.

 

 

 

7. Возможные риски

 

Возможные риски (в том числе и социальные риски)

Причины возможных рисков

Система управления рисками

Риск недостаточности финансирования мероприятий

 

Отсутствие необходимых средств в бюджете.

Параллельно с разработкой поправок и их обсуждением будут формироваться планы с соответствующими расчетами затрат государственного бюджета для вынесения их на рассмотрение РБК.

Риск неоправданного увеличения регуляторной нагрузки на субъектов регулирования, что приведет к неэффективности и излишней обременительности предлагаемых регулирований.

Риск станет возможным при недостаточном аналитическом сопровождении проводимой реформы. А также в случае непроведения необходимых консультаций с представителями целевых групп.

По всем инициативам, влекущим возникновение или увеличение регуляторной нагрузки на бизнес, будет проведен анализ регуляторного воздействия в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса РК. Также на всех этапах разработки будут проводиться открытые публичные обсуждения предлагаемых инициатив. При проектировании регулирований будет применяться передовой мировой опыт. В случае ужесточения регулирования будут предлагаться встречные меры поддержки и компенсации негативного эффекта.

 

 

 

8. Целевые группы для публичного обсуждения:

1) заинтересованные государственные органы;

2) акимат города Астана;

3) НПП РК «Атамекен» и отраслевые ассоциации.

 

 

 

 

9. Способ публичного обсуждения:

Публичное обсуждение консультативного документа регуляторной политики (КДРП) будет осуществлено посредством:

1)  размещения КДРП на интернет-портале «Открытые НПА».

 

 

10. Результаты публичного обсуждения:

 

№ п/п

Предлагаемое решение

Отношение общественности (целевых групп)

 

1

 

 

2

 

 

 

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта).

Проект закона будет состоять из двух статей:

Статья 1 будет предусматривать изменения и дополнения в:

  1. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года;
  2. Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года;
  3. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года;
  4. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года;
  5. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»;
  6. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года;
  7. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года «Экологический кодекс Республики Казахстан»;
  8. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»;
  9. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму»;
  10. Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе»;
  11. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О статусе столицы Республики Казахстан»;
  12. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе»;
  13. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;
  14. Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах РК»;
  15. Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих»;
  16. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорте»;
  17. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках»;
  18. Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2016 года «О долевом участии в жилищном строительстве».

 

Статья 2 будет предусматривать заключительные и переходные положения проекта закона.

 

 

12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра:

 

Индикатор

 

2023 год

2050 год

Войти в первую 50-ку «Лучших городов мира» в международных рейтингах города Астана

город Астана отсутствует в рейтинге 100 лучших городов мира

50 место в рейтинге лучших городов мира