Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности
Краткое содержание: Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительностиСтатус: Архив
Версия проекта: Версия 3 ( Версия 2 , Версия 1 )
Тип НПА: Приказ Дата создания: 16/10/2023 09:19:19 Публичное обсуждение до: 31/10/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 02/11/2023 15:15:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 02/11/2023 18:30:00
- 102
- Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан
- 0 25
- 3939
- 17
- 34
Комментарий
БЕРЁЗА ТАМАРА
Приложение к приказу... посмотреть текст 26/10 - 13:15 /
На 01.08.23 был сбой при определении СУР. Этот факт был официально признан КГД. Есть ли гарантия, что предприятие не будет ошибочно занесено к красной зоне риска. Так же разделение организаций на зеленые и красные может привести к тому что нейтральные предприятия будут избегать красные, у них не будут покупать - по сути это загубит бизнес, который как справедливо так и ошибочно может быть отнесен к красному сектору. Так же предварительная проверка должно осмотрительности это дополнительные трудозатраты и материальные затраты для бизнеса и если для крупного бизнеса - это возможно небольшая доля расходов - то для малого и среднего ударит по бюджету. Данный проект нуждается в доработке, хотелось чтобы был изучен опыт развитых стран, применяется ли такая система В США, Китае и других странах с сильной экономикой.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 18:14
Просим вас внимательно изучить информацию, предоставленную на портале ИС РБП. Доступ и регистрация абсолютно бесплатная, получение базового отчета также бесплатно и неограниченно по количеству. Информация из базового отчета, который включает в себя ИДН, в полной мере обеспечивает полноту данных необходимых для проявления должной налоговой осмотрительности. Платные отчеты были разработаны для более детального изучения портрета потенциального контрагента при выборе поставщика при закупках, проведении процедур комплаенса и прочих внутренних процедур в крупных компаниях.
ПОЦЕЛУЕВА ИРИНА (Другие)
1) присвоение не менее четырех положительных балло... посмотреть текст 26/10 - 12:40 /
Категорически против данного НПА! Согласно Правилам при применении Должной осмотрительности в системе управления рисками для предпринимателя будет добавляться 4 балла. Из этого следует, что у всех, кто не будет применять Должную осмотрительность со временем общий рейтинг в СУР будет уменьшаться, а степень риска подниматься. В какой-то момент именно эти 4 балла повлияют на нашу степень риска!
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 18:13
Отмечаем, что участие в пилотном проекте исключительно на добровольной основе
МИКРЮКОВ ВИКТОР (Другие)
Правила и сроки реализации пилотного проекта по пр... посмотреть текст 26/10 - 10:31 /
Ассоциацией Застройщиков Казахстана сформирован перечень вопросов, в рамках рассмотрения Пилотного проекта, без разрешения которых корректная работа Пилота не представляется возможной: 1. Существенность недоимки (Какая сумма недоимки будет влиять на Индекс добросовестности налогоплательщика (далее – «ИДН») : на практике возникают случаи, когда у организации с миллиардными оборотами образовывается недоимка в 100 тенге). 2. Смена района: при смене района зачастую бывает недоимка из-за технических неполадок при передаче лицевых счетов (несвоевременно передаются лицевые счета, т.е. из-за их отсутствия уплаченные налоги «садятся» не в тот район, что рассматривается как неуплата налогов). 3. Разбирательство в судах (Будет ли снижаться ИДН до прохождения всех судебных инстанций по налоговым спорам). 4. «Серая» зона в информационной системе Реестр бизнес-партнеров (далее – «ИС РБП») – необходимо ли писать заявление на приостановление? Если компания сдает «нулевую» декларацию в 1 квартале, а в следующем квартале показываем оборот, то в таком случае в какую зону попадет компания? 5. Многие мелкие компании в одном квартале выписывают счет фактуры, к примеру на 50 млн тенге и затем 3-5 лет сдают «нулевые декларации». В какой зоне будет находится данный контрагент? Будет ли влиять на ИДН налогоплательщика отсутствие налогов? 6. Будет ли считаться проявлением должной налоговой осмотрительности (далее – «ДНО»), если налогоплательщик - покупатель проявил ДНО, проверив своих поставщиков, при этом сам находится в «красной зоне» из-за недоимки в 100 000 тенге? Возможно ли восстановить свой статус ретроспективно и при каких условиях? 7. При долгосрочных контрактах ДНО проявляется ежеквартально. Если поставщик при заключении сделки (договор) был в «зеленой зоне», а при выписке счета-фактуры в следующем квартале оказался в «красной», как необходимо действовать налогоплательщику - покупателю в данном случае, чтобы его действия квалифицировались как проявление ДНО? 8. При долгосрочных контрактах ДНО проявляется ежеквартально. В случае если поставщик восстановил свой статус (из «красного» в «зеленый»), будет ли его статус учитываться ретроспективно? 9. В случае если по техническим причинам налогоплательщик не сможет проявить ДНО, но сделка требует заключения в срочном порядке (в рамках исполнения обязательств по гос. контрактам), каким образом налогоплательщик должен проявить ДНО и проверить своего контрагента, чтобы его действия в дальнейшем расценивались как проявление ДНО? 10. Каким образом влияет «красный» статус филиала (участника совместного предприятия) на головную организацию и наоборот, в связи с тем, что налоговая отчетность по КПН и НДС сдается головной организацией? (налогоплательщики вынуждены открывать филиалы в связи с правилами ГЗ в целях соблюдения принципа региональности). 11. Возможно ли предусмотреть сохранение отчета в истории ИС РБП на срок исковой давности по аналогии с кабинетом налогоплательщика? Дополнительно комментарии к тексту Проекта в приложенном файле.
Прикреплённые файлы:     19 10 СТ замечания к Пилоту.docx
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 27/10 - 16:12
Вы можете изучить информацию, размещенную на портале по адресу https://kyc.kz/normative-documents, а также в приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14.07.2023 г. №138, совместном приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2023 года № 144 и Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 июля 2023 года № 308/НҚ Отмечаем, что участие в пилотном проекте исключительно на добровольной основе
КЛИЧАНОВА ЮЛИЯ
Правила и сроки реализации пилотного проекта по пр... посмотреть текст 25/10 - 12:26 /
Категорически против! Данный приказ в целом ухудшает положение, ущемляет права налогоплательщиков и представляет собой узаконенное перекладывание функций по администрированию с КГД на налогоплательщиков. Приказ является дискриминационным, ставящим под сомнение легитимность юридического лица без каких-либо обоснований и доказательств, без вступившего в силу судебного акта, а только лишь на основании некоего категорирования и присвоения «красного» статуса.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 18:05
Отмечаем, что участие в пилотном проекте исключительно на добровольной основе
ЗАЙЦЕВ ИГОРЬ (Другие)
Деление налогоплательщиков – поставщиков на «зелен... посмотреть текст 24/10 - 17:15 /
Должны быть прописаны четкие и прозрачные критерии деления налогоплательщиков на зеленую и красную зону. По каким именно показателям налогоплательщик попал в ту или иную зону. Не должно быть скрытых критериев, налогоплательщик остается незащищенным в свете последнего и необоснованного повышения многим налогоплательщикам степени риска. Какие последствия если при работе твой постоянный поставщик (которому внесена предоплата) оказался в Красной зоне, расторгать контракт и упускать налогооблагаемый доход? До какого значения в процентах от оборота (допустим или еще какие то понятные значения для налогоплательщика) допускается поставщиков из красной зоны? Если есть поставщик и мы действительно работаем с ним уже много лет, и не понятно по каким критериям он в красной зоне, и расторгнуть контракт значит получить значительные финансовые убытки. Нужно чтобы реальный бизнес четко понимал правила , а не жил в страхе.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 17:41
Вы можете изучить более подробную информацию, размещенную на портале по адресу https://kyc.kz/normative-documents, а также в приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14.07.2023 г. №138, совместном приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2023 года № 144 и Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 июля 2023 года № 308/НҚ
ЗАЙЦЕВ ИГОРЬ
Реализация права налогоплательщика – покупателя ос... посмотреть текст 24/10 - 16:56 /
Здравствуйте, нужно предусмотреть в суммовом выражении конкретные суммы, с какой суммы нужно предварительно до заключения сделки, запрашивать отчет по поставщику в ИС РПБ. Вы можете представить когда у вас на предприятии десятки сотрудников которые самостоятельно могут пойти и купить какие то канцелярские принадлежности, или купить недостающий товар в соседнем магазине, чтоб перепродать своему клиенту, и эти суммы могут быть незначительными. В этом случае , что сотрудники должны ждать пока бухгалтер получит отчет по поставщику у которого мы хотим купить на 5 000 тенге допустим, и только потом совершать сделку. в этом случае нужно отдельно бухгалтера нанимать на эту работу, и еще же нужно по каждому поставщику хранить эту информацию в течении срока исковой давности. Это БОЛЬШАЯ дополнительная нагрузка на работу предприятия.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 18:17
Отмечаем, что участие в пилотном проекте исключительно на добровольной основе
ЗАИРОВ БЕРИК (Другие)
2) предоставлять отчет о проявленной должной налог... посмотреть текст 24/10 - 11:01 /
Наши запросы и вопросы по Должной осмотрительности: • Просим КГД подготовить сводный отчет по всем бизнесу Казахстана в разбивке по размерам компаний (малый, средний, крупный), видам деятельности, регионам и т.д., чтобы понимать какая часть бизнеса будет в «красной зоне» после введения Пилотного проекта по Должной осмотрительности. В прошлом году нам показывали данные - около 70% предпринимателей могли бы быть отсечены из-за Должной осмотрительности. • Согласно Правилам при применении Должной осмотрительности в системе управления рисками для предпринимателя будет добавляться 4 балла. Из этого следует, что у всех, кто не будет применять Должную осмотрительность со временем общий рейтинг в СУР будет уменьшаться, а степень риска подниматься. В какой-то момент именно эти 4 балла повлияют на нашу степень риска!!! • НПП Атамекен готов быть автором Пилотного проекта, принимать жалобы и возможно судебные иски от предпринимателей, не согласных с Должной осмотрительностью??? На наш взгляд, это еще один удар по репутации НПП Атамекен… На основании вышеизложенного, выступаем против Пилотного проекта по Должной осмотрительности.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 17:55
Основная цель пилотного проекта - апробирование в налоговом администрировании применения данных ИС РБП при проявлении налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности
САРСЕКЕНОВ АСЛАН (Другие)
получение отчета о проявленной должной налоговой о... посмотреть текст 23/10 - 15:38 /
Проверка контрагента после совершения и закрытия сделки считаем нецелесообразным, т.к сделка уже совершена, товар/услуга закуплены/получены и использованы по назначению. Считаем что данная норма повлечен дополнительные трудозатраты со стороны налогоплательщика, которые не будут обоснованы. Как быть в этом случаем, если поставщик был "зеленым", и по истечению квартала стал "красным"?
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 18:00
Еще раз отмечаем, что участие в пилотном проекте исключительно на добровольной основе
САРСЕКЕНОВ АСЛАН (Другие)
получение отчета о проявленной должной налоговой о... посмотреть текст 23/10 - 15:35 /
Данный срок в 10 рабочих дней считаем необоснованным,в реалиях современного бизнеса неактуальным и невозможым, прописанным "от фонаря" человеком, далеким от ведения бизнеса и совершения сделок. Считаем, что адекватным сроком будет день в день, либо до 7 рабочих дней, от заключения сделки.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 17:58
В данном пункте указано, что проверить контрагента необходимо не ранее чем за 10 дней до заключения сделки, таким образом, вам необходимо перед заключением сделки, не раньше чем за 10 дней проверить своего контрагента. Такая проверка может быть осуществлена и в день заключения сделки, но не ранее чем за 10 (десять) дней. Поскольку проверка контрагента ранее чем за 10 дней будет неактуальной в момент заключения сделки.
САРСЕКЕНОВ АСЛАН (Другие)
2) предоставлять отчет о проявленной должной налог... посмотреть текст 23/10 - 15:32 /
Кому налогоплательщик обязан предоставлять отчет, в каком виде?
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 26/10 - 17:50
Ответ – при камеральном контроле и при осуществлении налоговых проверок вы можете предоставить отчет в качестве одного из доказательств проявления ДНО, а орган государственных доходов, в свою очередь, обязан учитывать факт проявления должной налоговой осмотрительности при камеральном контроле и при осуществлении налоговых проверок, а также учитывать как одно из обстоятельств несогласия лица, предоставившего пояснение к уведомлению камерального контроля и не направление в судебные органы исковых заявлений о признании сделок недействительными в отношении поставщиков из «зеленой» зоны.
 
Приложение к приказу
Правила и сроки реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности
Глава 1. Общие положения
Должная налоговая осмотрительность считается проявленной, если налогоплательщиком – покупателем получен отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности по всем налогоплательщикам–поставщикам.
Заключение налогоплательщиком – покупателем сделки с налогоплательщиком-поставщиком, по которому получен отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности и находящимся в «зеленой» зоне считается совершенной с проявлением должной налоговой осмотрительности.
Заключение налогоплательщиком – покупателем сделки с налогоплательщиком – поставщиком, по которому получен отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности и находящимся в «красной» зоне, свидетельствует о повышенных налоговых рисках.
1) должная налоговая осмотрительность – выполнение налогоплательщиком – покупателем действий при заключении сделок по сбору и проверке информации о налогоплательщике – поставщике по данным
ИС РБП;
2) налогоплательщик–поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющийся поставщиком товаров, работ, услуг;
3) налогоплательщик–покупатель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющийся получателем товаров, работ, услуг;
4) орган государственных доходов – Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, а также территориальные органы государственных доходов, на территории которых зарегистрирован по месту нахождения налогоплательщик–покупатель, являющийся участником пилотного проекта;
5) ИС РБП – информационная система, интегрированная с информационными системами уполномоченных государственных органов и организаций, содержащая сведения о субъектах предпринимательства, и предназначенная для самостоятельной проверки налогоплательщиком–покупателем на предмет благонадежности и добросовестности контрагентов;
6) отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности – документ, полученный налогоплательщиком–покупателем посредством запроса (подписанного электронной цифровой подписью) в ИС РБП и содержащий информацию о нахождении налогоплательщика – поставщика в «зеленой» или «красной» зонах;
7) индекс добросовестности налогоплательщика (далее - ИДН) – это показатель в ИС РБП, способствующий налогоплательщику-покупателю оценить вероятность рисков партнерства с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
8) «зеленая» зона – ИДН, свидетельствующий о благонадежности и добросовестности налогоплательщика – поставщика;
9) «красная» зона – ИДН, свидетельствующий о повышенных налоговых рисках в деятельности налогоплательщика – поставщика.
Глава 2. Участники пилотного проекта
1) налогоплательщик–покупатель;
2) орган государственных доходов;
3) Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП).
Глава 3. Права и обязанности участников пилотного проекта
1) проявлять должную налоговую осмотрительность посредством запроса в ИС РБП в соответствии с правом, предусмотренным подпунктом 8) статьи 13 Налогового кодекса по получению информации о благонадежности и добросовестности контрагента;
2) предоставлять отчет о проявленной должной налоговой осмотрительности;
3) получать разъяснения по вопросам настоящих Правил;
4) предоставлять сведения о наличии либо отсутствии фактов привлечения налогоплательщиком–поставщиком третьих лиц для поставки (производства) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
1) учитывать факт проявления должной налоговой осмотрительности при камеральном контроле и при осуществлении налоговых проверок;
2) присваивать не менее четырех положительных баллов в системе управления рисками при проявлении должной налоговой осмотрительности;
3) получать в ходе проведения налоговых проверок информацию о проявлении должной налоговой осмотрительности;
4) представлять налогоплательщикам пояснения по вопросам применения Правил;
5) принимать во внимание дополнительную информацию или документацию, предоставленную налогоплательщиком-покупателем, для подтверждения факта поставки товаров, осуществления работ и оказания услуг.
11. НПП обеспечивает:
1) функционирование сервиса ИС РБП с актуальной информацией для регистрации налогоплательщиков–покупателей;
2) еженедельное размещение и хранение информации о запросах и ответах на сервере ИС РБП.
Глава 4. Порядок реализации пилотного проекта
12. Действия, осуществляемые налогоплательщиком-покупателем:
1) регистрация в сервисе ИС РБП для проверки благонадежности и добросовестности налогоплательщика–поставщика;
В случае, если заключению договора предшествует проведение тендерных (конкурсных) процедур, проявление должной налоговой осмотрительности осуществляется не ранее, чем за десять рабочих дней до момента подведения итогов тендера (конкурса).
13. Действия, осуществляемые органами государственных доходов при получении от налогоплательщика–получателя отчета о проявленной должной налоговой осмотрительности:
1) присвоение не менее четырех положительных баллов в системе управления рисками;
2) отражение факта проявления должной налоговой осмотрительности в акте налоговой проверки;
3) учитывать как одно из обстоятельств несогласия лица, предоставившего пояснение к уведомлению камерального контроля;
4) ненаправление в судебные органы исковых заявлений о признании сделок недействительными в отношении поставщиков из «зеленой» зоны.
________________________