Аналитическая справка анализа регуляторного воздействия по вопросам соблюдение субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: АРВ Дата создания: 16/11/2023 00:14:19 Публичное обсуждение до: 21/11/2023 Дата запуска онлайн-обсуждения: 16/11/2023 00:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 21/11/2023 00:00:00
- 0
- Агентство по защите и развитию конкуренции РК
- 1 0
- 252
- 0
- 0
Общая информация по проекту правового акта
№ п.п.
Наименование
Примечание
1.
Проект документа регулирующего государственного органа/органа-разработчика
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции»
2.
Наименование проекта документа (название и статьи закона Республики Казахстан)
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции» (Дополнение новым подпунктом 118) статьи 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан)
3.
Наименование регуляторного инструмента и (или) требования в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и (или) требования
Государственный контроль и надзор.
Контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
4.
Название, номер и пункты постановлений Правительства Республики Казахстан, на основании которых осуществляется процедура анализ регуляторного воздействия
Нет
5.
Названия и номера приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, устанавливающих необходимость и порядок
Нет
6.
Название и номер иного документа, содержащего обязательные требования и/или регуляторные инструменты
Предписание Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года № 3-1-Н
7.
Сфера регулирования
соблюдение субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
8.
Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии)
*заполняется при введении саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)
Введение саморегулирования не рассматривается
9.
Контактная информация исполнителя-разработчика
74-91-56, 8 771 43 44 111
Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований
№ п.п.
Наименование условия
Описание оценки соответствия условиям
Определение баллов по оценке соответствия регуляторного инструмента и (или) требования условиям
1.
Обоснованность
1) безопасность какого вида деятельности (процесса, действия) обеспечивается регуляторным инструментом и (или) обязательным требованием?
В соответствии с пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса (далее - Кодекс) субъектам государственной монополии, специального права запрещается:
1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, специального права, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;
2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности других юридических лиц;
3) переуступать права, связанные с государственной монополией, специальным правом;
4) устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.
В свою очередь, согласно пункту 10 статьи 193 Кодекса контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в настоящее время ни Кодексом, ни иными правовыми актами не регламентирован порядок проведения вышеуказанного контроля.
Данный пробел в действующем законодательстве в области защиты конкуренции был отмечен Высшей аудиторской палатой в ходе Государственного аудита эффективности реализации политики в области развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
По итогам указанного государственного аудита в адрес Агентства вынесено Предписание от 2 февраля 2023 года № 3-1-Н, в рамках которого в том числе поручено до 3 июля 2023 года регламентировать порядок (основания, способы, инструменты) осуществления контроля за соблюдением субъектами государственной монополии специального права ограничений.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Кодекса государственным органам запрещается принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения государственного контроля и надзора субъектов предпринимательства, за исключением нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143, пунктом 1 статьи 144-3 и пунктом 5 статьи 144-4 настоящего Кодекса.
Деятельность субъектов государственной монополии и специального права.
2) какую безопасность обеспечивает данный регуляторный инструмент и (или) требование?
Ограничивается монополистическая деятельность, а также недопущение злоупотребления субъектами государственной монополии, специального права своим монопольным положением.
3) имеется ли иной регуляторный инструмент и (или) требование, обеспечивающий указанную в вопросе 2 безопасность указанного вида деятельности (процесса, действия)?
Нет
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 1
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 2
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 3
2.
Равенство регулирования
1) на каких субъектов предпринимательства распространяется данный регуляторный инструмент и (или) требование?
Компетенция антимонопольного органа по контролю за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса предусмотрена пунктом 10 настоящей статьи.
В настоящее время в Государственном реестре субъектов государственной монополии, специального права, утвержденного приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренцию Республики Казахстан №273/НҚ от 11 октября 2022 года, находятся 17 субъектов государственной монополии и 17 субъектов специального права.
Таким образом, в данном случае данный регуляторный инструмент распространяется только лишь на субъектов государственной монополии, специального права.
2) имеются ли исключения по применению данного регуляторного инструмента и (или) требования? Опишите данные исключения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса субъектам государственной монополии, специального права запрещается:
1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, специального права, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;
2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности других юридических лиц;
3) переуступать права, связанные с государственной монополией, специальным правом;
4) устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.
Ограничения, предусмотренные подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, не распространяются на Государственную корпорацию "Правительство для граждан", Фонд социального медицинского страхования, государственную техническую службу и Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров.
Кроме того, согласно пункту 14 статьи 193 Предпринимательского кодекса положения настоящей статьи не распространяются на деятельность единого накопительного пенсионного фонда, дочерних организаций Национального Банка Республики Казахстан, способствующих осуществлению возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка, субъектов естественной монополии.
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 1
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 2
3.
Открытость
1) размещена и доступна ли для ознакомления информация о планируемом введении (изменении) регуляторного инструмента и (или) требования на открытых информационных ресурсах государственного органа (сайт, социальные сети).
Информация размещена на интернет-ресурсах Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, интернет-портале открытых НПА, а также в социальных сетях и в новостных ресурсах страны.
2) проводились ли общественные обсуждения (при необходимости – общественные слушания) с заинтересованными субъектами предпринимательства, их общественными формированиями, иными заинтересованными физическими и юридическими лицами по инициативе государственного органа, намеревающегося ввести (изменить, пересмотреть) регуляторный инструмент и (или) обязательное требование – сроки проведения, количество участников, основные позиции.
По результатам анализа регуляторного воздействия проведены общественные обсуждения в установленном законодательством порядке. Отчет общественных обсуждений и протокола общественных обсуждений прилагаются.
Проведены публичные обсуждения:
1) с представителями общественности и заинтересованными лицами посредством конференции _____________ (протокол прилагается);
2) в режиме «онлайн» на портале «Открытые НПА» с ___ по ___ ________ 2023 года (отчет прилагается). _____________
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 1
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 2
4.
Исполнимость
Международный опыт
На международном уровне различные страны применяют разнообразные методы контроля в сфере государственной монополии. Эти методы могут включать в себя:
1. Регулирование цен: Многие страны устанавливают цены на товары и услуги, на которые распространяется государственная монополия, чтобы обеспечить доступность и справедливость.
2. Антимонопольное законодательство: Многие страны имеют антимонопольные органы и законы, которые контролируют и предотвращают злоупотребление государственной монополией, защищая интересы потребителей и конкуренцию.
3. Регулирующие органы: в некоторых случаях создаются независимые регулирующие органы, которые надзирают за деятельностью субъектов государственной монополии и обеспечивают соблюдение правил.
4. Прозрачность и отчетность: Важным аспектом контроля является обеспечение прозрачности и отчетности субъектов государственной монополии, чтобы предотвратить коррупцию и злоупотребление властью.
5. Участие общества: Некоторые страны вовлекают общественность и заинтересованные стороны в процесс принятия решений и контроля над государственной монополией.
Это общие принципы, и каждая страна может иметь свои собственные подходы и особенности в регулировании государственной монополии. Проведение более подробного анализа и адаптация наилучших практик зависят от конкретных условий и целей вашей страны.
Вот пара примеров международного опыта в области государственной монополии и контроля:
1. Норвегия:
В Норвегии существует государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков с более высоким содержанием спирта. Монополия владеет сетью магазинов по продаже алкоголя, и цены и продажи контролируются государством.
Для обеспечения соблюдения законов о продаже алкоголя создана Норвежская дирекция по алкоголю и табаку (The Norwegian Directorate of Health), которая осуществляет надзор и контроль.
2. Канада:
Канада имеет государственную монополию на продажу алкогольных напитков в некоторых провинциях, таких как Онтарио и Квебек. В этих провинциях правительство контролирует розничную продажу алкоголя через сеть специализированных магазинов.
3. Китай - Табачная монополия:
В Китае существует государственная монополия на производство и продажу табака. Китайский Национальный табачный корпус (China National Tobacco Corporation) контролирует этот рынок.
Эта монополия позволяет правительству Китая контролировать качество и обеспечивать налоговые поступления от табачной индустрии.
4. Сингапур - Поставки воды:
Сингапур имеет государственную монополию на поставки воды. Поставки контролируются Сингапурской водоснабжающей компанией (PUB), государственным органом.
Это обеспечивает высокий стандарт качества воды и устойчивое управление водными ресурсами.
5. Саудовская Аравия - Нефтяная монополия:
Саудовская Аравия является крупнейшим экспортером нефти в мире и управляет этим ресурсом через Saudi Aramco, государственную нефтяную компанию.
Это пример государственной монополии в нефтяной отрасли, которая позволяет правительству Саудовской Аравии контролировать добычу и экспорт нефти.
Эти примеры демонстрируют разнообразные области, в которых существуют государственные монополии, и различные подходы к государственной монополии и контролю в отношении монополистов. Эти страны используют комбинацию законодательных мер, органов надзора и регулирующих структур для обеспечения контроля и соблюдения установленных ограничений.
Разные страны применяют разнообразные методы и инструменты для обеспечения соблюдения субъектами государственной монополии установленных ограничений. Вот несколько общих методов и инструментов, используемых в различных странах:
1. Регулирование цен и тарифов:
Многие страны устанавливают максимальные или рекомендуемые цены на товары или услуги, подпадающие под государственную монополию, чтобы предотвратить монопольное ценообразование.
2. Лицензирование и разрешения:
Субъектам государственной монополии может потребоваться специальная лицензия или разрешение для осуществления деятельности. Контролирующие органы могут отзывать лицензии в случае нарушения правил.
3. Антимонопольное законодательство:
Антимонопольные законы запрещают злоупотребление монопольным положением, а также обеспечивают конкуренцию и защиту интересов потребителей. Антимонопольные органы могут накладывать штрафы и применять санкции в случае нарушений.
4. Регулирующие органы:
Создание независимых регулирующих органов, которые надзирают за соблюдением правил и нормативов. Эти органы могут иметь право принимать решения и регулировать деятельность субъектов монополии.
5. Прозрачность и отчетность:
Обязательное предоставление информации о финансовой деятельности и действиях субъектов монополии с целью обеспечения прозрачности и отчетности.
6. Аудит и проверки:
Органы государственного контроля и аудита могут проводить проверки и аудиты деятельности субъектов монополии для выявления нарушений.
7. Участие общества и заинтересованных сторон:
Подключение общественности и представителей заинтересованных сторон к процессу принятия решений и контролю над деятельностью субъектов монополии.
Каждая страна может комбинировать эти методы и инструменты в соответствии с особенностями своей собственной системы и целями. Эффективное сочетание этих мер позволяет обеспечить соблюдение установленных ограничений и защиту интересов общества.
Из международного опыта можно извлечь несколько важных уроков и элементов, которые могут быть полезны для усовершенствования системы государственной монополии и контроля в вашей стране:
Важность обеспечения прозрачности в деятельности субъектов государственной монополии и обязательного предоставления отчетности. Это помогает предотвратить коррупцию и улучшить доверие общества.
Наличие антимонопольных законов и органов, которые регулируют и контролируют монопольные позиции. Это защищает интересы конкуренции и потребителей.
Регулирование цен и тарифов путем установления обоснованных цен или тарифов на товары и услуги, подпадающие под монополию, чтобы гарантировать доступность и справедливость.
Проведение регулярных проверок и аудитов деятельности субъектов монополии для выявления нарушений
2) анализ возможности выполнения субъектом предпринимательства вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования в зависимости от (по выбору):
объемов (мощности) производства
численности работников предприятия
среднегодового дохода.
В соответствии с пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса (далее - Кодекс) субъектам государственной монополии, специального права запрещается:
1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, специального права, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;
2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности других юридических лиц;
3) переуступать права, связанные с государственной монополией, специальным правом;
4) устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.
В свою очередь, согласно пункту 10 статьи 193 Кодекса контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в настоящее время ни Кодексом, ни иными правовыми актами не регламентирован порядок проведения вышеуказанного контроля.
Таким образом, проектом Закона не вводится новый регулятор, а лишь восполняется пробел в действующем законодательстве в области защиты конкуренции.
"2"-"полностью соответствует"
5.
Определенность
Конкретные регуляторные инструменты и требования направлены только контроль субъектов государственный монополии, специального права, включённых в Государственный реестр субъектов государственной монополии, специального права.
2) обязательное требование имеет конкретный числовой параметр (при необходимости).
Обязательное требование не имеет конкретный числовой параметр.
3) регуляторный инструмент и (или) требование не имеет дополнительного толкования.
Требование не имеет дополнительного толкования.
Предлагаемое регулирование изложено в понятной, доступной форме, не допускающей двоякого толкования.
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 1;
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 2;
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 3.
6.
Соразмерность и рациональность
Не предполагается выделение дополнительного штата сотрудников регулирующего государственного органа, которые будут привлечены к непосредственному исполнению предлагаемого требования, так как данный функционал будет закреплен за действующими специалистами осуществляющие контроль отрасли.
2) расчет затрат бизнеса на приведение в соответствие бизнеса в связи с пересматриваемым регуляторным инструментом и (или) требованием:
Субъектами предпринимательства в данном случае являются субъекты государственной монополии, специального права, для которых установлен ряд ограничений, предусмотренных пунктом статьи 193 Предпринимательского кодекса.
В связи с этим субъекты контроля не подвергаются дополнительным финансовым нагрузкам.
3) прогнозный расчет наступления негативного последствия от несоблюдения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования:
В случае несоблюдения субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса, существует вероятность злоупотребления ими своим монопольным или доминирующим положением, что, в свою очередь, негативно скажется на потребителях товаров, работ, услуг.
4) учитывает ли вводимый (изменяемый) регуляторный инструмент и(или) обязательное требование в отношении субъекта предпринимательства или его деятельности (процесса, действия) необременительность такого введения (изменения)?
Учитывает. Так как, введение нового требования, является воспалением пробела в действующем законодательстве, не влечет заведомо неисполнимых обременений для осуществления дальнейшей деятельности.
5) Возможно ли обеспечить безопасность без введения нового (изменения действующего), а также его отмены в ходе анализа (пересмотра) регуляторного инструмента и(или) требования? Почему?
При введении данного требования соответствует пункту 1 статьи 9 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, согласно которому, введение форм и средств государственного регулирования предпринимательства осуществляется в целях обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий (операций), максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на субъектов предпринимательства.
В рамках государственного регулирования новые требования к субъектам частного предпринимательства не вводятся.
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 1;
"2"-"полностью соответствует" вопрос 2;
"2" - "полностью соответствует" вопрос 3;
"2"-"полностью соответствует" -вопрос 4.
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 5.
7.
Последовательность и предсказуемость
1) каким документом Системы государственного планирования предусмотрена необходимость пересмотра регуляторного инструмента и (или) требования?
Прямо не предусмотрено документами Системы государственного планирования.
При этом, в соответствии с пунктом 10 статьи 193 Предпринимательского кодекса контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, проектом Закона не вводится новый регулятор, а лишь восполняется пробел в действующем законодательстве в области защиты конкуренции.
2) в случае отсутствия в документах Системы государственного планирования прямого указания на пересмотр регуляторного инструмента и (или) требования, указать положения данных документов, которые содержат нормы, обуславливающие необходимость их пересмотра?
В соответствии с пунктом 10 статьи 193 Предпринимательского кодекса контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, проектом Закона не вводится новый регулятор, а лишь восполняется пробел в действующем законодательстве в области защиты конкуренции.
3) установлены ли сроки, позволяющие субъектам предпринимательства подготовиться к исполнению вводимого (изменяемого) регуляторного инструмента и(или) требования?
Не требуется, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского субъектам государственной монополии, специального права запрещается:
1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, специального права, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;
2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности других юридических лиц;
3) переуступать права, связанные с государственной монополией, специальным правом;
4) устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.
Таким образом для указанных субъектов ничего не меняется.
"2"-"полностью соответствует" – вопрос 1;
«2» - «полностью соответствует» - вопрос 2;
"2"-«полностью соответствует» – вопрос 3.
Уровень достижения целей регулирования
Достигнут полностью: получена максимальная оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований.
Балл эффективности:
40 (максимальный)
Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия, соблюдение субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса
ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования
Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)
В соответствии с пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса (далее - Кодекс) субъектам государственной монополии, специального права запрещается:
1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, специального права, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;
2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности других юридических лиц;
3) переуступать права, связанные с государственной монополией, специальным правом;
4) устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.
Ограничения, предусмотренные подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, не распространяются на Государственную корпорацию "Правительство для граждан", Фонд социального медицинского страхования, государственную техническую службу и Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров.
В свою очередь, согласно пункту 10 статьи 193 Кодекса контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в настоящее время ни Кодексом, ни иными правовыми актами не регламентирован порядок проведения вышеуказанного контроля.
Данный пробел в действующем законодательстве в области защиты конкуренции был отмечен Высшей аудиторской палатой в ходе Государственного аудита эффективности реализации политики в области развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
По итогам указанного государственного аудита в адрес Агентства вынесено Предписание от 2 февраля 2023 года № 3-1-Н, в рамках которого в том числе поручено до 3 июля 2023 года регламентировать порядок (основания, способы, инструменты) осуществления контроля за соблюдением субъектами государственной монополии специального права ограничений.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Кодекса государственным органам запрещается принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения государственного контроля и надзора субъектов предпринимательства, за исключением нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143, пунктом 1 статьи 144-3 и пунктом 5 статьи 144-4 настоящего Кодекса.
При этом антимонопольный орган не может обеспечить контроль за соблюдением субъектами государственной монополии специального права ограничений, установленных Предпринимательским кодексом, на должном уровне из-за наличия данного пробела в законодательстве.
Существуют ли данные (в цифровом измерении), доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб
Ввиду наличия пробела в действующем законодательстве в области защиты конкуренции у антимонопольного органа отсутствует возможность полноценного контроля за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса ограничений.
Таким образом антимонопольный орган реагируют на нарушение антимонопольного законодательства постфактум, то есть по заявлениям и жалобам потребителей либо в рамках поручений вышестоящего госоргана.
Так, например, в Государственном реестре субъектов государственной монополии, специального права находится РГП на ПХВ «Национальный центр аккредитации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан (далее - Предприятие), являющийся субъектом государственной монополии по аккредитации в области оценки соответствия.
В 2022 году в рамках рассмотрения обращений граждан (субъекта аккредитации) установлено, что Предприятие выставило за свои услуги более высокую цену, чем установлено уполномоченным государственным органом.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 4) пункта 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса объектам государственной монополии, специального права запрещается устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.
При этом, за несоблюдение субъектом государственной монополии ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан о государственной монополии, пунктом 1 статьи 160 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В связи с этим на основании протокола об административном правонарушении, составленного сотрудниками антимонопольного органа, постановлением административного суда города Астаны на Предприятие наложено административное взыскание в виде штрафа.
В 2023 году на субъекта специального права АО «Казавиаспас» (далее - Общество), являющегося единым оператором по предоставлению вертолетных услуг для государственных органов и организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, поступила жалоба от РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения касательно повышения цен на вертолетные услуги в одностороннем порядке.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Общество, будучи включенным в Государственный реестр субъектов государственной монополии, специального права, внутренним приказом повысило цены на предоставляемые услуги.
Таким образом, обстоятельства, изложенные в жалобе, полностью подтвердились.
В связи с этим, в соответствии с подпунктом 4) пункта 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса и на основании статьи 226 Кодекса, в отношении Общества было вынесено Предписание о прекращении нарушения норм данного Кодекса и (или) устранении его последствий.
Предписание антимонопольного органа было исполнено.
Таким образом из-за отсутствия полноценного контроля имеются факты злоупотребления субъектами государственной монополии, специального права их монопольным положением.
Какова цель вводимого регулирования
Обеспечение полноценного контроля за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса, недопущение злоупотребления ими своими монопольными положением.
ШАГ 2: Определение регуляторных инструментов/требований
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование
Контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса ограничений.
Действующий регуляторный инструмент/требование
Компетенция антимонопольного органа по контролю за соблюдением субъектами государственной монополии специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского Кодекса, предусмотрена пунктом 10 настоящей статьи.
В силу отсутствия данной сферы контроля статьей 138 Предпринимательского кодекса контроль обеспечивается не надлежащим образом, а только в рамках реагирования на обращения граждан.
Предлагаемые к исключению действующие требования, в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности
Не имеется.
ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски
Возможные риски и непредвиденные последствия
Механизм реализации (описываются механизмы реализации, предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)
Предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требования
отсутствуют
ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек
4.1. Воздействие на общество в целом и население
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:
1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения (доходы и расходы населения, продолжительность жизни, уровень бедности и другое)
2. Влияния на экологию.
3. Изменения потребительского выбора.
4. Изменения розничных цен.
5. Другое
Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме.
Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а
Выгоды
Издержки
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование
Негативных влияний на экологию, социальных и трудовых отношений или других издержек не предвидится.
Действующий регуляторный инструмент/требование
Не обеспечивает должным образом соблюдения субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
Злоупотребление субъектами государственной монополии специального права своим монопольным положением
Итого
Обеспечение полноценного контроля за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
Негативных влияний на экологию, социальных и трудовых отношений или других издержек не предвидится.
4.2. Воздействие на бизнес
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на бизнес с обязательным учетом:
Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое.
При этом, необходимо произвести расчеты по следующим показателям (прогнозно):
объем производства продукции;
затраты на ресурсы;
численность работников предприятия;
среднегодовой доход;
налоговые отчисления;
заработная плата работников предприятий;
доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках;
экспорт;
другое.
Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1б
Выгоды
Издержки
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование
Субъекты малого бизнеса
отсутствуют
Отсутствуют
Субъекты среднего бизнеса
Новый регуляторный инструмент восполняет пробел в действующем законодательстве и направлен на обеспечение контроля за соблюдением субъектами государственной монополии специального права ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
Выгоду будут имеет потребители товаров, работ, услуг.
отсутствуют
Субъекты крупного бизнеса
Новый регуляторный инструмент восполняет пробел в действующем законодательстве и направлен на обеспечение контроля за соблюдением субъектами государственной монополии специального права ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса
Выгоду будут имеет потребители товаров, работ, услуг.
отсутствуют
Издержки для бизнеса по форме 1а
отсутствуют
Действующий регуляторный инструмент/требование
Субъекты малого бизнеса
отсутствуют
отсутствуют
Субъекты среднего бизнеса
Не обеспечивается должным образом соблюдение субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса
Злоупотребление субъектами государственной монополии специального права своим монопольным положением
Субъекты крупного бизнеса
Не обеспечивается должным образом соблюдение субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
Злоупотребление субъектами государственной монополии специального права своим монопольным положением
Издержки для бизнеса по форме 1а
-
Злоупотребление субъектами государственной монополии специального права своим монопольным положением.
Итого
Субъекты государственной монополии и специального права не обеспечивают должное соблюдение ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
Злоупотребление субъектами государственной монополии специального права своим монопольным положением.
4.3 Воздействие на органы государственной власти и экономическую систему
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:
1. Влияние на бюджет страны (прирост налоговых поступлений)
2. Влияния на преступность включая экономическую, коррупционные риски.
3. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.
4. Общие последствия для экономического роста
5. Влияние на занятость, рабочие места
6. Другое.
Монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а
Выгоды
Издержки
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование
Обеспечение полноценного контроля за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
Отсутствуют
Издержки на администрирование по форме 1б
Отсутствуют
Отсутствуют
Действующий регуляторный инструмент/требование
статьи 193 Предпринимательского кодекса
Отсутствуют
Издержки на администрирование по форме 1б
-
-
Итого
Обеспечение полноценного контроля за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса.
-
ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга
Определите индикаторы с учетом данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные, доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб»
Индикатор 1
В случае несоблюдения субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса, существует вероятность злоупотребления ими своим монопольным или доминирующим положением, что, в свою очередь, негативно скажется на потребителях товаров, работ, услуг.
Индикатор 2
РГП на ПХВ «Национальный центр аккредитации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан (далее - Предприятие), являющийся субъектом государственной монополии по аккредитации в области оценки соответствия.
В 2021 году в рамках рассмотрения обращений граждан (субъекта аккредитации) установлено, что Предприятие выставило за свои услуги более высокую цену, чем установлено уполномоченным государственным органом.
Индикатор 3
В 2023 году на субъекта специального права АО «Казавиаспас» (далее - Общество), являющегося единым оператором по предоставлению вертолетных услуг для государственных органов и организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, поступила жалоба от РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения касательно повышения цен на вертолетные услуги в одностороннем порядке.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Общество, будучи включенным в Государственный реестр субъектов государственной монополии, специального права, внутренним приказом повысило цены на предоставляемые услуги.
Укажите данные индикаторы в цифровом измерении
Индикатор 1
В 2022 году по итогам рассмотрения обращения граждан за несоблюдение субъектом государственной монополии ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан о государственной монополии к административной ответственности привлечен РГП на ПХВ «Национальный центр аккредитации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции.
Индикатор 2
В 2022 году в ходе проведения экспертизы цен на услуги субъектов государственной монополии, установлено, что РГП на ПХВ «Фитосанитария» Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и РГКП «Казахское лесоустроительное предприятие» Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан осуществляют иную деятельность, не относящуюся к государственной монополии.
В этой связи, указанные субъекты государственные монополии также были привлечены к административной ответственности.
Индикатор 3
В 2023 году на субъекта специального права АО «Казавиаспас» (далее - Общество), являющегося единым оператором по предоставлению вертолетных услуг для государственных органов и организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, поступила жалоба от РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения касательно повышения цен на вертолетные услуги в одностороннем порядке.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Общество, будучи включенным в Государственный реестр субъектов государственной монополии, специального права, внутренним приказом повысило цены на предоставляемые услуги.
Таким образом, обстоятельства, изложенные в жалобе, полностью подтвердились.
В связи с этим, в соответствии с подпунктом 4) пункта 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса и на основании статьи 226 Кодекса, в отношении Общества было вынесено Предписание о прекращении нарушения норм данного Кодекса и (или) устранении его последствий.
Предписание антимонопольного органа было исполнено.
Укажите Методы проведения мониторинга (статистический анализ на базе государственной статистики или ведомственных данных, соцопросы, экспертное интервью.)
Индикатор 1
Сведения портала Электронного правительства eGov.kz на предмет участия субъекта государственной монополии, специального права в деятельности других юридических лиц
Индикатор 2
Сведения веб-портала государственных закупок Республики Казахстан на предмет оказания иных услуг, не относящихся к сфере государственной монополии, специального права, а также несоответствия цен на реализуемые товары, работы, услуги, установленных уполномоченными государственными органами.
Индикатор 3
В ходе проведения антимонопольным органом экспертизы цен на товары, работы, услуги в соответствии со статьей 120 Предпринимательского кодекса.
Индикатор 4
В ходе рассмотрения жалоб и обращений физических или юридических лиц на предмет противоправных действий со стороны субъектов государственной монополии, специального права.
Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента.
5 лет
ШАГ 6: Введение саморегулирования
* заполняется в случае введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)
6.1 Выбор оптимальной структуры саморегулирования
Обоснование выбора сферы деятельности, где вводится обязательное саморегулирование организаций (далее – СРО), исходя из принципа общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).
Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.
Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.
Обоснование сопряженности сферы деятельности, где вводится обязательное СРО, сопряженностью с реализацией государственных функций либо необходимости делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.
Анализ готовности рынка к введению обязательного саморегулирования (заполняется в произвольной форме).
Перечень технических регламентов, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих требования к производимым товарам, (работам, услугам).
Перечень, место нахождения существующих некоммерческих организаций в форме ассоциации (союза), общественной организации или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, в том числе саморегулируемых организаций, в анализируемой сфере с разбивкой по годам за последние 5 лет
По каждой действующей некоммерческой организации или саморегулируемой организации, необходимо указать:
количество субъектов, входящих в состав такой некоммерческой организации на момент проведения анализа объем произведенных товаров, работ и услуг членами такой некоммерческой организации, саморегулируемой организации, от общего количества произведенных товаров (работ, услуг) на рынке в анализируемой сфере
6.2 Прогноз результативности предлагаемого регулирования посредством введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)
5-ти бальная система оценки результативности регулирования
5 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; существует цепочка связи в регионах.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
4 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах частичная.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
3 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
2 – частичный охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
1 – частичный охват деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере, в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил, нет механизмов рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
6.3 Рейтинг по результативности
Бал результативности (5-ти бальная система)
Объяснение присвоения соответствующего балла
Альтернатива 1
Два и более, указывается конкретное количество _____ (на базе действующих)
Альтернатива 2
Иная саморегулируемая организация (например, создание одной путем консолидации нескольких действующих саморегулируемых организаций и другое).
6.4 Архитектура саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии)
Членство в обязательном СРО:
Юридические лица/физические лица
При выборе членства физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым предусмотрено данное право физического лица