Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 945 «Об утверждении Плана развития акционерного общества «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» на 2021 – 2030 годы»

Краткое содержание: Плана развития акционерного общества «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» на 2021 – 2030 годы»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 04/01/2024 21:58:30
Публичное обсуждение до: 11/01/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 12/01/2024 17:20:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 12/01/2024 18:20:00
Приложенные документы:

О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 945 «Об утверждении Плана развития акционерного общества «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» на 2021 – 2030 годы»

 

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 945 «Об утверждении Плана развития акционерного общества «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» на 2021 – 2030 годы» следующие изменения и дополнения:

в Плане развития акционерного общества «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» на 2021 – 2030 годы», утвержденном указанным постановлением:

в разделе «Введение»:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«При разработке Плана развития учтены цели и задачи:

1) Послания Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства (далее - Стратегия «Казахстан-2050»);

2) Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана»;

3) Общенациональных приоритетов Республики Казахстан до 2025 года, утвержденные Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года №520;

4) Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 (далее – Национальный план Республики Казахстан 2025);

5) Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 960 (далее – Концепция развития АПК).»;

в разделе 1. «Анализ текущей ситуации»:

в подразделе 1. «Анализ внешней среды»:

в главе 4. «Политика государства в сфере АПК»:

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«В рамках Концепции развития АПК Продкорпорация реализует ряд мероприятий, включающих форвардный закуп, стабилизацию зернового рынка, развития экспорта и возмещения расходов Продкорпорации.»;

абзацы одинадцатый и двенадцатый изложить в следующей редакции:

«Глава государства в Послании народу Казахстан «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года поручил Продкорпорации вести более активную стабилизирующую роль. При необходимости  осуществлять интервенции, тем самым сдерживая рост цен. Содействовать частному рынку в создании полноценной сети производства, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, деятельность Продкорпорации осуществляется в рамках государственной политики в сфере АПК, обозначенной в вышестоящих документах Системы государственного планирования, и поручений Главы государства.»;

в подразделе 2. «Анализ внутренней среды»:

в главе 1. «Операционная деятельность Продкорпорации»:

абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:

«ТОО «Астық қоймалары» оказывает услуги по приемке, хранению, подработке и отгрузке зерна через сеть ХПП - хлебных баз в Акмолинской, Северо-Казахстанской областях. Общая емкость зернохранилищ составляет 491,7 тыс. тонн.»;

в разделе 2. «Миссия и видение Продкорпорации»:

в абзаце третьем подпункт 3) исключить;

в разделе 3. «Стратегические направления деятельности»:

в подразделе 1. «Участие в обеспечении продовольственной безопасности и стабилизации рынка зерна»:

в цели 2. «Участие в стабилизации цен на зерно и СЗПТ»:

задачу 1. «Интервенции на рынке зерна (при необходимости)» изложить в следующей редакции:

«В рамках выполнения стабилизационной функции на зерновом рынке Продкорпорацией по поручению государства будут применяться закупочные либо товарные интервенции. Данные меры будут использованы преимущественно в периоды высокого урожая либо критически низкого урожая зерна в Казахстане и направлены на снижение резкой волатильности внутренних цен.

Закупочные интервенции будут применяться в периоды высокого урожая с целью изъятия с рынка излишков зерна и формирования ресурсов Продкорпорации, которые в последующие годы могут быть использованы для обеспечения потребностей внутреннего рынка или в случае отсутствия необходимости осуществления товарной интервенции, могут быть использованы для поставки на внешние рынки. Закупочные цены при интервенции будут определяться из расчета, который минимизируют убыток  производства зерна.

В периоды резкого роста внутренних цен ресурсы зерна Продкорпорации, в том числе часть резервного запаса, будут использованы для удовлетворения спроса на зерно на внутреннем рынке путем поставок по фиксированным ценам по заявкам местных исполнительных органов (товарная интервенция).

В целях сдерживания роста цен на продовольствие, Продкорпорация будет использовать товарные интервенции через реализацию удешевленного зерна мукомольным предприятиям, животноводческим и птицеводческим хозяйством в годы неурожая и сезонного роста цен.

Так планируется реализация (при необходимости) продовольственного зерна по удешевленной цене для сдерживания роста цен на муку 1 сорта, социальный хлеб и рожки.

Кроме того, удешевленное фуражное зерно (при необходимости) будет направлено птицеводческим и животноводческим хозяйствам для сдерживания роста цен на говядину, мясо кур и яйцо куриное.

В зависимости от рыночных цен будет произведен закуп сырья для гречневой крупы, риса и подсолнечного масла через программы Продкорпорации в пределах выделяемых финансовых средств.

Таким образом, Продкорпорация будет постепенно расширять номенклатуру и объемы сельхозпродукции, а также увеличивать объем реализации удешевленного продовольственного и фуражного зерна.

В рамках осуществления стабилизационной функций на зерновом рынке будет производиться возврат налога на добавленную стоимость Продкорпорации. Эти меры позволят поддержать рыночную стабильность и обеспечить доступность продуктов питания для всех граждан Казахстана.

При отсутствии необходимости государственного регулирования цен на зерно Продкорпорация будет осуществлять закуп зерна в пределах коридора сложившихся рыночных цен. При этом, учитывая чувствительное реагирование внутреннего рынка на закупочные цены Продкорпорации, будет использован подход, при котором исключается искажение рыночного ценообразования путем необоснованного завышения и занижения закупочных цен.»;

задачу 2. «Формирование фондов СЗПТ и содействие формированию стабилизационных фондов регионов» изложить в следующей редакции:

«Задача 2. Формирование запасов сырья для СЗПТ и содействие формированию стабилизационных фондов регионов

В целях содействия сдерживанию цен на СЗПТ от необоснованного роста Продкорпорация планирует формировать запасы сырья для продовольственных товаров, а также растениеводческой продукции, являющейся сырьем для производства СЗПТ (пшеница, гречиха, зерно риса, подсолнечник) в рамках выделяемых бюджетных средств.

Данные запасы сырья будут формироваться за счет финансирования деятельности сельхозпроизводителей и загрузки мощностей перерабатывающих предприятий. При этом, для повышения эффективности взаимодействия с участниками внутреннего рынка Продкорпорация планирует усовершенствовать нормативную правовую базу, регламентирующую процессы закупа, переработки, хранения и отгрузки сельхозпродукции.

Для содержания запасов сырья будут использованы как собственные склады/емкости хранения Продкорпорации, так и емкости хранения самих производителей продукции. При этом, для снижения себестоимости СЗПТ будет проведена модернизация хлебных баз, а также рассмотрена возможность расширения емкостей хранения для разных видов сельхозпродукции.

В случае возникновения сезонного дефицита и роста цен на внутреннем рынке на конкретный продукт, Продкорпорация будет поставлять данный продукт из запасов сырья для СЗПТ по фиксированным ценам.

В целях оперативного реагирования на возникающие угрозы продовольственной безопасности по отдельным категориям СЗПТ, также будут рассмотрены возможность формирования и механизмы содержания постоянно действующего денежного фонда Продкорпорации для проведения экстренных закупочных операций на внутреннем и внешних рынках.

Кроме того, Продкорпорация может содействовать формированию стабилизационных фондов местных исполнительных органов путем закупа и поставки зерна за счет местных бюджетов.»;

дополнить задачей 3. «Поддержка сельхозтоваропроизводителей для проведения ВПР» следующего содержания:

«Задача 3. Поддержка сельхозтоваропроизводителей для проведения ВПР

В целях формирования гарантированных объемов сельхозпродукции для дальнейшей стабилизации внутреннего рынка и развития экспорта будет активизирован наиболее прогрессивный инструмент Продкорпорации - форвардный закуп, который будет финансироваться за счет Республиканского бюджета.

Для обеспечения наиболее приемлемых условий для участия субъектов АПК в программах форвардного закупа, в качестве обеспечения будут приниматься, в том числе гарантии социально-предпринимательских корпораций. В последующем на этапе достижения определенного уровня развития отечественной сельхозкооперации приоритет Продкорпорации будет отдан работе с кооперативами, участники которых будут нести солидарную ответственность по обязательствам в рамках форвардных сделок.

Через программы форвардного закупа отечественные СХТП получат доступ к льготному финансированию, позволяющему своевременно проводить ВПР и поддерживать производство в стране востребованной сельхозпродукции.

В рамках содействия частному рынку в создании полноценной сети производства, хранения и сбыта сельхозпродукции, планируется внедрить 3-х сторонний форвардный закуп сырья (семена подсолнечника, рис зерно и гречиха) между Продкорпорацией, сельхозтоваропроизводителем и перерабатывающим предприятием с обязательным условием по фиксированию цен на сырье и готовую продукцию:

1.      Для поддержки производства сельхозпродукции Продкорпорация будет финансировать СХТП под льготные условия (беспроцентное финансирование и отсутствие требований к твердым залогам) с оплатой аванса в размере 70% от фиксированной цены для последующего проведения  СХТП весенне-полевых работ. Фиксирование цены обеспечит страхование рисков СХТП от резкого понижения цены на сельхозпродукцию, которая может быть вызвана высоким урожаем или демпингом цен со стороны других стран;

2.      Для обеспечения хранения сельхозпродукции Продкорпорация предусматривает вовлечение перерабатывающих предприятий в данный механизм. Так, после сбора урожая СХТП поставляет сельхозпродукцию (сырье) напрямую перерабатывающему предприятию на хранение и получает доплату от Продкорпорации оставшейся суммы в размере 30% от фиксированной цены. Перерабатывающее предприятие, в свою очередь, получает загруженность своего предприятия до следующего урожая, так как оно хранит сырье у себя на производстве и производит готовую продукцию; 

3.      Для обеспечения сбыта сельхозпродукции Продкорпорация гарантированно закупает объемы сырья у СХТП в рамках заключенных контрактов по форвардному закупу после поставки сырья в перерабатывающие предприятия. В свою очередь перерабатывающие предприятия реализуют готовую продукцию в течение года и рассчитываются с Корпорацией за сырье по факту продаж готовой продукции.

Таким образом, 3-х сторонний форвардный закуп с фиксированием цен на сырье и конечную продукцию способствует созданию полноценной сети производства, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также сдерживанию роста цен. В данной схеме будет раскрыт потенциал перерабатывающих предприятий путем их загрузки доступным сырьем Продкорпорации (гречиха, подсолнечник, зерно риса).

В рамках программ форвардного закупа Продкорпорация будет формировать необходимые ресурсы сельхозпродукции, в том числе стимулировать производство кормовых культур для формирования фуражного фонда, гарантированно фиксировать объемы для своевременного освежения резервного запаса зерна, формировать ресурсы, обеспечивающие исполнение заключенных экспортных контрактов и позволяющие поддерживать долгосрочную стратегию экспорта по наработанным каналам сбыта.

Вместе с тем, в качестве альтернативы или дополнения к программе форвардного закупа Продкорпорация может оказывать поддержку СХТП для проведения ВПР по программе выдачи товарных кредитов.

Ключевые показатели деятельности:

объем закупа сельхозпродукции, являющейся сырьем для СЗПТ, тыс. тонн.

объем сельхозпродукции, в том числе являющейся сырьем для СЗПТ, охваченный программами поддержки Продкорпорации, тыс. тонн.

доля финансирования 3-х стороннего форвардного закупа от общего объема финансирования программы форвардного закупа, %.

обеспечение потребности регионов в продовольственном и фуражном зерне, %.

Ожидаемые результаты от реализации стратегического направления:

Программы форвардного закупа и выдачи товарного кредита обеспечат сельхозпроизводителей льготным финансированием/товаром для проведения ВПР, а также гарантированный сбыт произведенной продукции. Данные программы будут стимулировать рост производства приоритетных культур в Республике Казахстан и обеспечат стабильные поставки сельхозпродукции в ресурсы Продкорпорации для дальнейшего выполнения стабилизационной функции на внутреннем рынке.

Будет обеспечиваться экономическая безопасность страны посредством обеспечения продовольственной независимости по запасам сырья для СЗПТ (пшеница, гречиха, зерно риса, подсолнечник). Кроме того, фиксированная стоимость сырья для мукомольных предприятий в период роста цен на зерно позволит сдерживать цены на социальный хлеб.

Формирование запасов сырья для СЗПТ будет гарантировать наличие у Продкорпорации в конкретный период необходимых объемов сырья для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Мобильные поставки Продкорпорацией востребованных объемов сырья для СЗПТ на внутренний рынок по фиксированным ценам в период сезонного дефицита окажут содействие в стабилизации цен на готовую продукцию из данного сырья.»;

подраздел 2. «Содействие диверсификации посевных площадей и финансовой поддержке субъектов АПК» изложить в следующей редакции:

«Подраздел 2. Содействие диверсификации посевных площадей

Цель 1. Стимулирование производства приоритетных сельскохозяйственных культур

Задача 1. Диверсификация посевных площадей

Программы форвардного закупа Продкорпорации будут диверсифицированы по регионам и культурам и направлены на стимулирование выращивания наиболее приоритетных сельскохозяйственных культур, востребованных на внутреннем и внешнем рынках, за счет уменьшения финансирования монокультуры (пшеницы). Также для определения товарной линейки для форвардного закупа Продкорпорацией будет учитываться схема специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов продукции.

Ключевые показатели деятельности:

посевные площади, профинансированные по программам форвардного закупа, млн га.

уменьшение доли монокультуры (пшеницы) в рамках финансирования программы форвардного закупа, %.

Ожидаемые результаты от реализации стратегического направления:

Диверсификация производства и соблюдение севооборотов, что обеспечит переход на производство высокорентабельных культур, в том числе кормовых культур.»;

подраздел 3. «Содействие повышению качества и урожайности сельскохозяйственных культур» исключить.

в подразделе 4. «Содействие созданию устойчивой кормовой базы АПК»:

в цели 1. «Удовлетворение потребностей внутреннего рынка в кормах»:

в задаче 1. «Формирование и управление фуражным фондом»:

после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

«Возмещение расходов по хранению фуражного фонда зерна, понесенных оператором по зерновому рынку, производится по усмотрению уполномоченного органа.»;

абзац шестой исключить;

в подразделе 5. «Содействие развитию экспорта зерна»:

в цели 1. «Рост объемов экспорта зерна и закрепление на внешних рынках сбыта»:

в задаче 1. «Стабилизация поставок и диверсификация экспортных операций»:

абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:

«В рамках данной работы планируется открытие торгового представительства, а также ХПП и/или мельничного комплекса на перспективных зарубежных рынках, в том числе с участием казахстанского бизнеса. Данная инфраструктура будет предоставляться отечественным экспортерам для торговли своей продукцией в целях закрепления казахстанского зерна и муки на зарубежном рынке и развития экспорта в центральноазиатском регионе.

Будет продолжена работа по экспорту зерна на другие стратегические рынки сбыта. В целях содействия развитию торговли казахстанской сельхозпродукцией и продуктами переработки на экспортном рынке будет изучена возможность открытия торгового дома для казахстанских экспортеров на перспективных зарубежных рынках. Это упорядочит переговорные процессы с зарубежными партнерами и в целом позволит оказывать содействие казахстанским экспортерам на зарубежном рынке.»;

после абзаца седьмого дополнить абзацами следующего содержания:

«При необходимости выравнивания цен с конкурентами (РФ) и сохранения традиционных рынков сбыта (КНР, ЦА, Иран и пр.) государством будет рассмотрен вопрос введения отдельных мер поддержки казахстанским экспортерам зерна, в т.ч. по транспортировке.

Кроме того, в своем послании народу в сентябре 2023 года Глава Государства РК отметил о необходимости упрощения процедуры возврата НДС. Внедрение процедуры упрощенного порядка возврата превышения НДС позволит оператору рынка зерна направить средства на уменьшение финансовых обязательств либо на закуп сельхозпродукции.

В рамках централизованной работы по обеспечению скоординированных действий казахстанских участников рынка для доступа на внешние рынки необходимо постепенно увеличивать экспорт зерна через Продкорпорацию.

При достижении доли экспорта от 50%, Продкорпорация может выполнять функции единого экспортера Казахстана. Для этого планируется выполнить 2 этапа.

На 1 этапе Продкорпорация будет консолидировать экспортные партии зерна от мелких и средних фермеров, и реализовывать на внешние рынки. Будет осуществляться поиск покупателей на внешних рынках. Продкорпорация будет выступать в качестве гаранта для покупателя и продавца без участия в финансовых расчетах. Тем самым, Продкорпорация будет помогать фермерам выходить на экспортные рынки и реализовывать сельхозпродукцию по выгодной цене.

На 2 этапе Продкорпорация будет выкупать внутренние объемы зерна и централизованно экспортировать. Для этого требуется нарастить объем экспорта и большой объем финансовых средств.

В целом, Продкорпорация будет продвигать сельхозпродукции на экспорт и содействовать экспортерам через:

  1. установление справедливых цен для фермеров, не имеющих каналы выхода на экспорт;
  2. содействие производству экспортных товаров через инструменты Продкорпорации;
  3. проведение переговоров с зарубежными госорганами для снижения барьеров;
  4. создание экспортных каналов;
  5. содействие экспортерам в продвижении продукции;
  6. использование потенциала региональных представительств Продкорпорации в Республике Казахстан;
  7. постепенное открытие представительств в странах импортерах казахстанского зерна.»;

в подразделе 6. «Повышение эффективности деятельности Продкорпорации»:

в цели 1. «Обеспечение финансовой устойчивости»:

в задаче 1. «Повышение эффективности использования собственного капитала и активов»:

после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«В рамках снижения себестоимости закупаемого зерна Продкорпорацией продвигается вопрос об уменьшении расходов на вознаграждения за привлеченные финансовые средства, в т.ч. за счет субсидирования купонного вознаграждения по облигациям Продкорпорации.»;

раздел 4. «Ключевые показатели деятельности» изложить в следующей редакции:

 

«В рамках стратегических направлений развития для каждой стратегической цели установлены ключевые показатели деятельности (далее – КПД) Плана развития.

№ п/п

КПД

Единица измерения

2020 год (оценка)

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Стратегическое направление 1. Участие в обеспечении продовольственной безопасности и стабилизации рынка зерна

 

Цель 1. Поддержание резервного запаса зерна

1

Объем резервного запаса продовольственного зерна на 31 декабря соответствующего года

тыс. тонн

500

500

500

500

500

500

500

500

500

500

500

 

Цель 2. Участие в стабилизации цен на зерно и СЗПТ

2

Объем закупа сельхозпродукции, являющейся сырьем для СЗПТ

тыс. тонн

315

330

335

340

 

 

 

 

 

 

 

3

Объем сельхозпродукции, в том числе являющейся сырьем для СЗПТ, охваченный программами поддержки Продкорпорации

тыс. тонн

 

 

 

 

800*

350

355

360

365

370

375

4

Доля финансирования 3-х стороннего форвардного закупа от общего объема финансирования программы форвардного закупа

%

 

 

 

 

10

15

20

25

30

35

40

5

Обеспечение потребности регионов в продовольственном и фуражном зерне

%

 

 

 

 

100

100

100

100

100

100

100

 

Стратегическое направление 2. Содействие диверсификации посевных площадей

 

Цель 1. Стимулирование производства приоритетных сельскохозяйственных культур

6

Посевные площади, профинансированные по программам форвардного закупа

млн га

2,6

2,7

2,8

2,9

 

 

 

 

 

 

 

7

Уменьшение доли монокультуры (пшеницы) в рамках финансирования программы форвардного закупа

%

 

 

 

 

81

80

79

78

77

76

75

 

Стратегическое направление 4. Содействие созданию устойчивой кормовой базы АПК

 

Цель 1. Удовлетворение потребностей внутреннего рынка в кормах

8

Объем фуражного зерна, поставленный птицеводческим, животноводческим предприятиям и субъектам рыбного хозяйства

тыс. тонн

55

90

100

110

 

 

 

 

 

 

 

9

Объем фуражного фонда на 31 декабря соответствующего года

тыс. тонн

 

 

200

200

200

200

200

200

200

200

200

 

Стратегическое направление 5. Содействие развитию экспорта зерна

 

Цель 1. Рост объемов экспорта зерна и закрепление на внешних рынках сбыта

10

 Минимальный объем отгрузок зерна на стратегические рынки сбыта

тыс. тонн

≥ 100

≥ 150

≥ 175

≥ 190

≥ 205

≥ 220

≥ 235

≥ 250

≥ 265

≥ 280

≥ 295

 

Стратегическое направление 6. Повышение эффективности деятельности Продкорпорации

 

Цель 1. Обеспечение финансовой устойчивости

11

ROE

%

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

≥ 0,5

12

Инвестиции в основной капитал на производственных объектах Продкорпорации

млн тенге

514

504

518

582

543

515

557

572

581

581

588

13

Производительность труда на производственных объектах Продкорпорации

тыс. тенге на 1 работника

5 904

6 071

6 252

6 451

6 669

6 909

7 176

7 475

7 811

8 193

8 630

 

Цель 2. Повышение эффективности системы корпоративного управления

14

Оценка корпоративного управления

%

77

78

 

 

85

 

 

90

 

 

93

15

Доля женщин на руководящих должностях Продкорпорации

%

 

 

 

7

30

30

30

30

30

30

30

 

*при выделении достаточных денежных средств из Республиканского бюджета»;

 

в разделе 5. «Риски реализации Плана развития и мероприятия по управлению рисками»:

в таблице:

строку, «Стратегическое направление 3. Содействие повышению качества и урожайности сельскохозяйственных культур» и строки, порядковые номера 9 и 10 исключить;

приложения 1 и 2 изложить в редакции, согласно приложениям 1 и 2 к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                                А. Смаилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к постановлению Правительства

Республики Казахстан

от «__» января 2024 года №___

 

Приложение 1

к Плану развития акционерного общества

«Национальная компания «Продовольственная

 контрактная корпорация» на 2021 – 2030 годы

 

Стратегическая карта Продкорпорации

 

№ п/п

Документ первого уровня СГП

Документ второго уровня СГП

Документ третьего уровня СГП

КПД Продкорпорации, предусмотренные Планом развития

1

2

3

4

5

1

Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года:

1) расходы домашних хозяйств на продовольственные товары, % от общих расходов по республике: 2018 год – 48,5,

2019 год - 50, 2020 год - 56,4, 2021 год - 53,1, 2022 год - 49,8, 2023 год - 46,6, 2024 год - 43,3, 2025 год - 40;

2) рост производительности труда, % прироста от уровня 2019 года в ценах 2019 года;

по республике:

2019 год - 0, 2020 год - (-) 2,6, 2021 год - 0,4, 2022 год - 4,7, 2023 год - 10,4, 2024 год - 15, 2025 год - 20,6;

по отраслям:

сельское хозяйство

2019 год - 0,

2020 год -7,6,

2021 год - 23,9, 2022 год - 39,1 , 2023 год - 52,9 , 2024 год - 64,9, 2025 год - 75,7;

лесное и рыбное хозяйство 2019 год - 0,

2020 год - (-)5,7, 2021 год - 8,5,

2022 год - 21,9, 2023 год - 33,9, 2024 год - 44,5, 2025 год - 53,9.

Концепция развития АПК:

мероприятие «Субсидирование возмещения расходов, понесенных национальной компанией в сфере агропромышленного комплекса при реализации продовольственного и фуражного зерна для регулирующего воздействия на внутренний рынок»;

мероприятие «Создание фуражного фонда в объеме 200 тыс. тонн»;

мероприятие «Увеличение уставного капитала АО «НК «Продкорпорация» на сумму до 100 млрд. тенге для обеспечения гарантированного закупа зерна у субъектов АПК по программе форвардного закупа в объеме 800 тыс. тонн», 2024 год – до 100 млрд тенге»;

мероприятие «Выделение бюджетного кредита АО «НК «Продкорпорация» в сумме до 100 млрд. тенге для ежегодного проведения мероприятий по поддержке субъектов агропромышленного комплекса в объеме 800 тыс. тонн», 2024 – 2030 годы, ежегодно – до 100 млрд тенге».

мероприятие «Внедрение трехстороннего форвардного закупа сырья (семена подсолнечника, рис зерно и гречиха) между оператором по зерновому рынку, сельхозтоваропроизводителем и перерабатывающим предприятием», ежегодно, информация по реализации программы  трехстороннего форвардного закупа.

мероприятие «Содействие в увеличении экспорта казахстанского зерна путем создания экспортного центра», ежегодно, информация по реализации казахстанского зерна на экспортные рынки.

мероприятие «Проведение товарных интервенций по поручению правительства», ежегодно, информация по проведенным товарным интервенциям.

План развития МСХ на 2023 – 2027 годы:

1) рост производительности труда в сельском хозяйстве (% прироста от уровня 2019 года в ценах 2019 года), 2020 год – 4,9, 2021 год – 23,9, 2022 год – 39,1, 2023 год – 52,9, 2024 год – 64,9, 2025 г. – 75,7, 2026 г. – 84,9, 2027 г. – 113;

2) объем экспорта продукции АПК (млрд. долл. США), 2020 год – 3,1, 2021 год – 3,9, 2022 год – 4,6, 2023 год– 4,9, 2024 год – 5,6, 2025 г. – 6,6, 2026 г. – 7,4, 2027 г. – 8,1;

3) рост инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (% реального роста к уровню 2019 года), 2020 год – 15, 2021 год – 22,8, 2022 год – 31,8, 2023 год – 43,1, 2024 год – 53,9, 2025 г. – 53,9, 2026 г. – 65,2, 2027 г. – 73,6.

1) объем резервного запаса продовольственного зерна на 31 декабря соответствующего года;

2) объем закупа сельхозпродукции, являющейся сырьем для СЗПТ;

3) объем сельхозпродукции, в том числе являющейся сырьем для СЗПТ, охваченный программами поддержки Продкорпорации;

4) доля финансирования 3-х стороннего форвардного закупа от общего объема финансирования программы форвардного закупа;

5) обеспечение потребности регионов в продовольственном и фуражном зерне;

6) Посевные площади, профинансированные по программам форвардного закупа;

7) Уменьшение доли монокультуры (пшеницы) в рамках финансирования программы форвардного закупа;

8) объем фуражного зерна, поставленный птицеводческим, животноводческим предприятиям и субъектам рыбного хозяйства;

9) объем фуражного фонда на 31 декабря соответствующего года;

10) минимальный объем отгрузок зерна на стратегические рынки сбыта;

11) ROE;

12) инвестиции в основной капитал на производственных объектах Продкорпорации, млн тенге;

13) производительность труда на производственных объектах Продкорпорации, тыс. тенге на 1 работника;

14) оценка корпоративного управления;

15) доля женщин на руководящих должностях Продкорпорации.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к постановлению Правительства

Республики Казахстан

от «__» января 2024 года №___

 

Приложение 2

к Плану развития акционерного общества

«Национальная компания «Продовольственная

 контрактная корпорация» на 2021 – 2030 годы

 

Методика расчета ключевых показателей деятельности

 

Стратегическое направление «1. Участие в обеспечении продовольственной безопасности и стабилизации рынка зерна».

Цель 1. Поддержание резервного запаса зерна.

КПД 1. Объем резервного запаса продовольственного зерна на 31 декабря соответствующего года.

КПД рассчитывается для мониторинга наличия продовольственного зерна в ресурсах Продкорпорации для поддержания резервного запаса зерна.

Формула расчета КПД:

объемы продовольственного зерна, принадлежащего Продкорпорации на праве собственности по состоянию на 31 декабря соответствующего года.

Цель 2. Участие в стабилизации цен на зерно и СЗПТ.

КПД 1. Объем закупа сельхозпродукции, являющейся сырьем для СЗПТ.

КПД рассчитывается для мониторинга запасов сельхозпродукции Продкорпорации, которая может быть использована для формирования фондов СЗПТ.

Формула расчета КПД:

объемы сельхозпродукции, являющейся сырьем для СЗПТ, закупленные Продкорпорацией в отчетном году.

КПД 2. Объем сельхозпродукции, в том числе являющейся сырьем для СЗПТ, охваченный программами поддержки Продкорпорации.

Формула расчета КПД:

Объем сельхозпродукции, в том числе являющейся сырьем для СЗПТ, охваченный программами поддержки Продкорпорации = объем сельхозпродукции профинансированный по программе форвардного закупа в отчетном году + объем сельхозпродукции приобретенный прямым закупом в отчетном году + объем товарного кредита выданного СХТП в отчетном году.

КПД 3. Доля финансирования 3-х стороннего форвардного закупа от общего объема финансирования программы форвардного закупа,%

Формула расчета КПД:

((Объем финансирования 3-х стороннего форвардного закупа) / (Общий объем финансирования программы форвардного закупа))*100.

КПД 4. Обеспечение потребности регионов в продовольственном и фуражном зерне, %

Формула расчета КПД:

Реализованный объем продовольственного и фуражного зерна регионам/ Подтвержденный объем продовольственного и фуражного зерна заинтересованными сторонами.

Стратегическое направление «2. Содействие диверсификации посевных площадей».

Цель 1. Стимулирование производства приоритетных сельскохозяйственных культур.

КПД 1. Посевные площади, профинансированные по программам форвардного закупа.

КПД рассчитывается для мониторинга охвата посевных площадей мерами финансовой поддержки Продкорпорации.

Формула расчета КПД:

посевные площади, охваченные финансированием Продкорпорации по программе форвардного закупа в отчетном году.

КПД 2. Уменьшение доли монокультуры (пшеницы) в рамках финансирования программы форвардного закупа.

КПД рассчитывается для мониторинга уменьшения доли монокультуры (пшеницы) в форвардном закупе.

Формула расчета КПД:

(объем финансирования монокультуры (пшеницы) в форвардном закупе в отчетном году / объем сельхозпродукции профинансированный по программе форвардного закупа Продкорпорации в отчетном году)*100.

Стратегическое направление «4. Содействие созданию устойчивой кормовой базы АПК».

Цель 1. Удовлетворение потребностей внутреннего рынка в кормах.

КПД 1. Объем фуражного зерна, поставленный птицеводческим, животноводческим предприятиям и субъектам рыбного хозяйства.

КПД рассчитывается для мониторинга объема фуражного зерна, направленного Продкорпорацией на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в доступных кормах.

Формула расчета КПД:

объем зерна Продкорпорации, поставленного по заявкам птицеводческих, животноводческих предприятий и субъектов рыбного хозяйства в отчетном году.

КПД 2. Объем фуражного фонда на 31 декабря соответствующего года.

КПД рассчитывается для мониторинга наличия зерна на кормовые цели в ресурсах Продкорпорации для поддержания фуражного фонда.

Формула расчета КПД:

объемы зерна на кормовые цели, принадлежащего Продкорпорации на праве собственности, по состоянию на 31 декабря соответствующего года.

Стратегическое направление «5. Содействие развитию экспорта зерна».

Цель 1. Рост объемов экспорта зерна и закрепление на внешних рынках сбыта.

КПД 1. Минимальный объем отгрузок зерна на стратегические рынки сбыта.

КПД рассчитывается для мониторинга присутствия казахстанского зерна на внешних рынках сбыта.

Формула расчета КПД:

объем зерна Продкорпорации, отгруженный на экспорт в отчетном году.

Стратегическое направление «6. Повышение эффективности деятельности Продкорпорации».

Цель 1. Обеспечение финансовой устойчивости.

КПД 1. ROE.

КПД рассчитывается для определения уровня рентабельности собственного капитала Продкорпорации.

Формула расчета КПД:

рентабельность собственного капитала Продкорпорации (ROE) = (чистая прибыль на конец отчетного года / среднегодовая сумма собственного капитала на конец отчетного года)*100.

КПД 2. Инвестиции в основной капитал на производственных объектах Продкорпорации, млн тенге.

КПД рассчитывается для определения уровня капитальных вложений в производственные объекты дочерних организаций Продкорпорации.

Формула расчета КПД:

объемы денежных средств, направленных АО «Ак Бидай-Терминал» и ТОО «Астық қоймалары» на поддержание и развитие основных средств по состоянию на 31 декабря соответствующего года.

КПД 3. Производительность труда на производственных объектах Продкорпорации, тыс. тенге на 1 работника.

КПД рассчитывается для определения уровня эффективности производственной деятельности дочерних организаций Продкорпорации.

Формула расчета КПД:

суммарный доход от основной деятельности АО «Ак Бидай-Терминал» и ТОО «Астық қоймалары» на конец отчетного года / общая фактическая численность работников данных организаций.

Цель 2. Повышение эффективности системы корпоративного управления.

КПД 1. Оценка корпоративного управления.

КПД рассчитывается для независимой оценки уровня развития корпоративного управления в Продкорпорации.

Формула расчета КПД:

среднеарифметическое значение по компонентам диагностики корпоративного управления, проводимой сторонней организацией на договорной основе один раз в 3 года.

КПД 2. Доля женщин на руководящих должностях Продкорпорации.

КПД рассчитывается для определения уровня присутствия женщин в руководящих органах Продкорпорации.

Формула расчета КПД:

Количество женщин в составе Совета директоров и правления Продкорпорации / общее число членов Совета директоров и правления Продкорпорации *100.

 

 

Комментарий

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

Таким образом, 3-х сторонний форвардный закуп с фи... посмотреть текст 10/01 - 23:56 /

Учитывая долю объемов форвардного закупа Продкорпорации по семенам подсолнечника, которая не превышает 3% от общего объема переработки по стране бессмысленно говорить об раскрытии потенциала перерабатывающей отрасли.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:45

Продкорпорация планирует планомерно наращивать объемы форвардного закупа сырья для СЗПТ в зависимости от выделяемых бюджетных средств, так согласно КПД 2.2 раздела 4 доля финансирования 3-х стороннего форвардного закупа будет постепенно наращиваться с 10 % в 2024г. до 40% к 2030г. Кроме того, в рамках диверсификации посевных площадей Продкорпорация будет постепенно снижать объемы финансирования монокультуры (пшеницы) в сторону увеличения поддержки других культур.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

№ п/п КПД Единица измерения... посмотреть текст 10/01 - 23:29 /

Заранее внесена дополнительная формулировка позволяющая не выполнять КПД 15. В чем смысл таких дополнений, которые позволяют заведомо не выполнять поставленные задачи.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:44

В процессе согласования проекта Плана развития Продкорпорации Министерство национальной экономики дало замечание о приведении показателя в соответствие с п.28 Типового кодекса корпоративного управления и п.4 Плана действия по реализации Концепции гендерной политики в РК до 2030г.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

объем сельхозпродукции, в том числе являющейся сыр... посмотреть текст 10/01 - 23:18 /

Просим дать развернутый комментарий по указанному объему закупа сырья на 2024 год и его дальнейшего снижения, которое не поддается объяснению в сравнении с предыдущими и последующими периодами.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:43

В процессе согласования проекта Плана развития Продкорпорации Министерство национальной экономики дало замечание о приведении показателя в соответствие с мероприятиями Плана действий по реализации Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы, в редакции ППРК от 28.03.2023 № 268. В рамках Республиканского бюджета на 2024-2026 гг. средства для гарантированного закупа сельхозпродукции предусмотрены только на 2024 год.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

постепенное открытие представительств в странах им... посмотреть текст 10/01 - 23:10 /

Необходимо внести уточнения по данному пункту. Создание представительств по экспорту зерна должно быть за счет чистой прибыли, а не за счет гос.бюджета, так как это ставит в неравные условия продвижение экспорта сырья и готовой продукции. В связи с чем предлагаем изменить текст на: Постепенное открытие представительств в странах импортерах казахстанского зерна за счет чистой прибыли Продкорпорации.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:42

План развития Продкорпорации определяет только стратегические направления. В связи с чем, конкретные источники финансирования (наименее затратные по бюджету) будут определены в Операционном плане по реализации Плана развития.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

проведение переговоров с зарубежными госорганами д... посмотреть текст 10/01 - 22:57 /

Предлагаем исключить данный пункт так как переговоры для снижения барьеров в сфере торговли необходимо проводить уполномоченным государственным органам как Министерство торговли и интеграции и Министерство сельского хозяйства, а не Продкорпорации, которая заинтересована вести собственную политику для достижения своих коммерческих целей.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:41

В данном пункте подразумевается лишь представление Продкорпорацией информации по имеющимся барьерам и потенциальным решениям проблемы, в то время как окончательное решение будет приниматься уполномоченными государственными органами, в т.ч. Министерством торговли и интеграции и Министерством сельского хозяйства.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

установление справедливых цен для фермеров, не име... посмотреть текст 10/01 - 22:55 /

В тексте предлагается заменить слово «справедливых» на «рыночных» так как данный термин является более корректным

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:39

Справедливые цены учитывают рыночные цены как на мировом, так и на внутреннем рынках.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

Кроме того, в своем послании народу в сентябре 202... посмотреть текст 10/01 - 22:50 /

Необходимо чтобы условия упрощенного порядка возврата НДС распространялись на всех участников рынка, а не только на Продкорпорацию. В случае если это невозможно, то у Продкорпорации должны быть аналогичные условия возврата НДС как и у всех участников рынка. В противном случае у Продкорпорации будет искусственно созданное привилегированное положение на рынке.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:39

В своем послании народу в сентябре 2023 года Глава Государства РК отметил о необходимости упрощения процедуры возврата НДС. Продкорпорация лишь подчеркивает преимущества данной инициативы для самой компании.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

«При необходимости выравнивания цен с конкурентами... посмотреть текст 10/01 - 22:49 /

Поддержка экспорта зерна не соответствует плану развития отечественной перерабатывающей отрасли, а именно увеличению доли переработки в АПК до 70% в течение 3-х лет, а также росту экспорта переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью. Возникает вопрос, каким образом будет выполняться задача поставленная Главой государства по развитию глубокой переработки и продвижению экспорта готовой продукции как растительное масло, мука и прочее, если эти товары будут вытеснены с заграничных рынков за счет стимулирования продвижения экспорта сырья (удешевление логистики, приоритетность по ЖД отгрузкам, другие меры поддержки), а с учетом протекционистской промышленной политики соседних стран Казахстан рискует остаться сырьевым придатком, что окончательно развалит собственную переработку и сделает страну импортозависимой по социально-значимым продовольственным товарам. В долгосрочной перспективе данные меры приведут к ускорению продовольственной инфляции в стране.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:38

В настоящее время Продкорпорация обладает статусом оператора по зерновому рынку, поэтому вся деятельность сосредоточена на операции с зерном. Вопрос развития переработки входит в компетенцию уполномоченных государственных органов.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

«В рамках данной работы планируется открытие торго... посмотреть текст 10/01 - 22:45 /

Касательно текста в предлагаемой редакции "В рамках данной работы планируется открытие торгового представительства, а также ХПП и/или мельничного комплекса на перспективных зарубежных рынках, в том числе с участием казахстанского бизнеса” - в РК имеется негативный опыт переноса перерабатывающих мощностей в соседние государства по зерну и масличным культурам, и, как следствие, развал отечественной мукомольной отрасли. Данный пункт является очередным риском для развития отечественной переработки, что в целом ставит под угрозу не только продовольственную безопасность, но и выполнение Послания Главы государства по увеличению доли переработки в АПК до 70% в течение 3-х лет.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:37

Строительство мельничного комплекса на перспективных зарубежных рынках запланировано в соответствии с действующим Планом развития Продкорпорации на 2021-2030гг. В частности, утверждено «открытие торгового представительства, а также ХПП и/или мельничного комплекса в Узбекистане, в том числе с участием казахстанского бизнеса». В рассматриваемый проект внесены изменения лишь в части формулировки (слово Узбекистан изменено на «перспективные зарубежные рынки») в связи с нестабильностью геополитической ситуации во избежание возможных рисков.

ИБРАГИМОВ ЯДЫКАР (Другие)

В целях содействия сдерживанию цен на СЗПТ от необ... посмотреть текст 10/01 - 22:38 /

По какой причине была вырезана из текста формулировка по запасам сырья «в объемах 1-3-месячного запаса», ведь обеспечение продбезопасности одна из приоритетных задач Продкорпорации? К примеру, в мировой экономике по объему переходящих до следующего урожая запасов зерна определяется стабильный уровень продовольственной безопасности, который соответствует 17% годового потребления либо 60 дням потребления.

Министерство сельского хозяйства РК 12/01 - 16:36

Формулировка «в объемах 1-3-месячного запаса» не была изначально предусмотрена, поскольку объемы запасов сырья формируются с учетом выделенных бюджетных средств. Продкорпорация планирует планомерно наращивать объемы форвардного закупа сырья для СЗПТ в зависимости от выделяемых бюджетных средств, так согласно КПД 2.2 раздела 4 доля финансирования 3-х стороннего форвардного закупа будет постепенно наращиваться с 10 % в 2024г. до 40% к 2030г. Кроме того, в рамках диверсификации посевных площадей Продкорпорация будет постепенно снижать объемы финансирования монокультуры (пшеницы) в сторону увеличения поддержки других культур.