Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении методики по определению минимального размера месячной заработной платы

Краткое содержание: Об утверждении методики по определению минимального размера месячной заработной платы
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 05/01/2024 00:48:48
Публичное обсуждение до: 19/01/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 19/01/2024 17:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 19/01/2024 18:30:00
Приложенные документы:

Об утверждении методики по определению минимального размера месячной заработной платы

 

 

В соответствии с подпунктом 8) статьи 15 Трудового кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую методику по определению минимального размера месячной заработной платы.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

   Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                             А. Смаилов

 

 

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «   » ______ 2023 года № ____

 

 

Методика по определению минимального размера

месячной заработной платы

 

1. Настоящая методика по определению минимального размера месячной заработной платы (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 8) статьи 15 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года и устанавливает порядок расчета минимального размера месячной заработной платы.

2. Основной целью Методики является определение минимального размера месячной заработной платы на последующие три года.

3. Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:

1) медианная заработная плата –размер заработной платы, находящийся в центре ряда распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы и делящий его на две равные части – с заработной платой ниже и выше медианной;

2) производительность труда – показатель эффективности производства, характеризующий выпуск продукции в расчете на единицу используемых ресурсов, представляющий собой соотношение объема производства и затрат трудовых ресурсов.

4. Для осуществления расчета минимального размера месячной заработной платы используются следующие параметры:

1) веса и доли, выраженные в процентах от медианной заработной платы в стране, которая будет отражать требование по достаточности (в %);

2) веса и доли, выраженные в процентах от средней производительности труда, отражающая платежеспособность предприятий (в %).

5. Для расчета минимального размера месячной заработной платы используются фактические данные по медианной заработной плате и производительности труда за предыдущий год.

6. Размер медианной заработной платы и показатель производительности труда за предыдущий год определяется на основе данных Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

7. Минимальный размер месячной заработной платы на последующие три года рассчитывается по следующей формуле:

 

 

где:

МЗП – это минимальный размер месячной заработной платы, устанавливаемый в соответствии с методикой на конкретный финансовый год;

t = год;

A – вес медианной заработной платы;

B1 – доля медианной заработной платы;

МедЗП – медианная заработная плата на соответствующий год;

(1-A) – вес производительности труда;

Вес отражает приоритет платежеспособности предприятий для обеспечения выплат соответствующей заработной платы;

B2 – доля производительности труда;

ПТ – производительность труда, валовая добавленная стоимость на одного работника в месяц. Расчет производительности труда производится в соответствии с Методикой расчета производительности труда, утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 15 сентября 2017 года № 129.

8. Для определения весов и доли медианной заработной платы и производительности труда будет производиться анализ, состоящий из трех этапов:

1) анализ тенденций отдельных экономических, трудовых и социальных показателей, которые важны для расчета размера МЗП;

2) моделирование последствий изменения МЗП на отдельные экономические, трудовые и социальные конечные результаты;

3) оценка последствий действующей МЗП.

9. Расчеты по методике для определения минимального размера месячной заработной платы производится рабочим органом.

10. Рабочим органам является уполномоченный орган по труду.

11. Минимальный размер месячной заработной платы, рассчитанный согласно методике рабочим органом, направляется на согласование заинтересованным государственным органам, социальным партнерам.

12. В случае одобрения заинтересованными государственными органами, социальными партнерами минимальный размер месячной заработной платы направляется в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для учета в работе по формированию бюджетной заявки на последующие три года.

Комментарий

НАСРЕТДИНОВ ЖАНДОС (Другие)

12. В случае одобрения заинтересованными государст... посмотреть текст 18/01 - 14:22

Относительно п. 12 Проекта, во-первых, методика определения МЗП получается не является самостоятельным актом, позволяющим определить величину МЗП, а требует чей-то воли-одобрения со стороны (заинтересованных государственных органов и социальных партнеров), хотя нормативный акт в виде Постановления Правительства РК сам по себе уже является выражением воли государства. А во-вторых, данный пункт также продвигает идею установления МЗП «на последующие три года», что при постоянстве инфляции просто абсурдно.

19/01 - 17:37

Добрый день, в доработанном варианте проекта Методики определения МЗП размер МЗП будет пересматриваться ежегодно. Вместе с тем, отмечаем, что Методикой не размер МЗП устанавливается, а порядок его определения.

НАСРЕТДИНОВ ЖАНДОС (Другие)

11. Минимальный размер месячной заработной платы, ... посмотреть текст 18/01 - 14:21

Относительно п. 11 Проекта. По смыслу он нивелирует действенность самой методики, поскольку требует согласования с третьими лицами, а, следовательно, установление МЗП зависит от одобрения ее заинтересованными лицами. А если эти органы и партнеры будут не согласны, тогда МЗП не устанавливается?

19/01 - 17:37

Добрый день, в доработанном варианте проекта Методики определения МЗП данный пункт исключен, в связи с тем, что Методикой не размер МЗП устанавливается, а порядок его определения. В последующем, размер МЗП определенный на основании Методики будет согласовываться с заинтересованными государственными органами и социальными партнерами.

НАСРЕТДИНОВ ЖАНДОС (Другие)

2) моделирование последствий изменения МЗП на отде... посмотреть текст 18/01 - 14:20

В отношении второго этапа следует моделировать не «последствия», которые по своему смыслу, содержанию являются результатом какого-то плохого события, и несут отрицательный, негативный оттенок, а «влияние». Поэтому второй этап анализа выразить следующим образом «2) моделирование влияния изменения МЗП на повышение благосостояния народа, а также на экономические, трудовые и социальные показатели». И третий этап анализа, который также использует слово «последствий», заменить на слово «влияний».

19/01 - 17:36

Добрый день, Ваше замечание принято к сведению.

НАСРЕТДИНОВ ЖАНДОС (Другие)

1) анализ тенденций отдельных экономических, трудо... посмотреть текст 18/01 - 14:19

Что касается 8 пункта Проекта методики, то вызывает вопрос предмет рассмотрения первого этапа анализа – «1) анализ тенденций отдельных экономических, трудовых и социальных показателей, которые важны для расчета размера МЗП»; почему анализ тенденций? Надо исследовать те показатели, от которых зависит благосостояние человека и общества в целом (жилищные условия, питание, развитие и т.д.). Поэтому данный этап нужно изложить следующим образом «1) анализ экономических, трудовых и социальных показателей, повышающих благосостояние народа, которые принимаются во внимание при расчете МЗП», потому что целью внедрения новой методики предполагается именно повышение благосостояние народа.

19/01 - 17:36

Добрый день, Ваше замечание принято к сведению.

НАСРЕТДИНОВ ЖАНДОС (Другие)

7. Минимальный размер месячной заработной платы на... посмотреть текст 18/01 - 14:15

К 7 пункту также имеются возражения относительно срока. При наличии инфляции, изменяющей цены на рынке, разве возможно установление МЗП на столь длительный период, как три года? Конечно, нет. Поэтому следует изложить этот пункт следующим образом: «7. Минимальный размер месячной заработной платы рассчитывается по следующей формуле: …». Вызывает сомнение предлагаемая формула определения МЗП, которая использует показатели медианной заработной платы и производительности труда, однако в ней нет связи с инфляцией, т.е. заработная плата должна отражать не только отношение медианной заработной платы и производительности труда, а также соответствовать рыночным условиям, говоря проще, минимальная заработная плата должна расти вместе с ценами. Механизм, постоянно выравнивающий величину МЗП с растущими ценами, должна предлагать новая Методика.

19/01 - 17:36

Добрый день, Ваше замечание принято к сведению и будет рассмотрено совместно с заинтересованными государственными органами.

НАСРЕТДИНОВ ЖАНДОС (Другие)

2. Основной целью Методики является определение ми... посмотреть текст 18/01 - 14:13

Цель внедрения новой методики, безусловно, в таком определении минимального размера МЗП, который должен стать одним из факторов повышения благосостояния. Значит зарплаты должны соответствовать рыночным условиям, согласно сентябрьскому Посланию главы государства К.Токаева 2022 года. Главным же свойством рыночных условий, в отношении благосостояния народа, является постоянство в повышении цен, которое называется инфляцией. Поэтому величина МЗП должна не только расти вместе с инфляцией, а более того - обгонять рост цен, чтобы повышалось благосостояние народа. Следовательно положение пункта 2 Проекта о фиксации величины МЗП «на последующие 3 года» не соответствует ни идее Послания Президента, ни интересам народа. В связи с чем предлагаю данный пункт изменить до следующей редакции: «2. Основной целью Методики является определение минимального размера месячной заработной платы.»

19/01 - 17:34

Добрый день, в доработанном варианте проекта Методики определения МЗП размер МЗП будет пересматриваться ежегодно.

САБИРИН АРМАН

11. Минимальный размер месячной заработной платы, ... посмотреть текст 17/01 - 15:08

В пункте 11 проекта методики предусмотрено, что минимальный размер месячной заработной платы, рассчитанный согласно методике рабочим органом, направляется на согласование заинтересованным государственным органам, социальным партнерам. При этом, не указано, когда и в какие сроки рассчитывается и направляется на согласование (ежегодно или раз в три года, в какой срок).

19/01 - 17:34

Добрый день, в доработанном варианте проекта Методики определения МЗП данный пункт исключен, в связи с тем, что Методикой не размер МЗП устанавливается, а порядок его определения. В последующем, размер МЗП определенный на основании Методики будет согласовываться с заинтересованными государственными органами и социальными партнерами.

САБИРИН АРМАН (Другие)

5. Для расчета минимального размера месячной зараб... посмотреть текст 17/01 - 14:57

Минимальный размер месячной заработной платы рассчитывается на последующие три года. При этом для расчета минимального размера месячной заработной платы используются фактические данные по медианной зарплате и производительности труда за предыдущий год. Указанные фактические данные использованные для расчета минимального размера МЗП на три года уже будут не актуальны ко второму и третьему году (из-за инфляции, повышения курса и др). В связи с чем, необходимо ежегодно актуализироваться минимальный размер месячной заработной платы.

19/01 - 17:33

Добрый день, в доработанном варианте проекта Методики определения МЗП размер МЗП будет пересматриваться ежегодно.

БАЙКУБЕНОВА ЗАЙДА (Другие)

Об утверждении методики по определению минимальног... посмотреть текст 16/01 - 16:41

Евразийская промышленная Ассоциация (далее – ЕПА), рассмотрев проект приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан «Об утверждении методики по определению минимального размера месячной заработной платы» (далее – проект приказа, проект Методики), сообщает следующее. 1. Считаем, что проект Методики содержит неверный подход к расчету минимальной заработной платы (МЗП) и требует соответствующих доработок. Во-первых, представленный на рассмотрение проект является не методикой, а скорее гибридом «методики и регламента», так как расчет основных параметров (веса и доли) описан действиями (регламент), а не источниками данных и конкретными критериями для их расчета. Во-вторых, МЗП – это минимальная величина оплаты труда для всех секторов экономики. Усреднение этого показателя с высокооплачиваемыми секторами приведет к росту себестоимости в секторах экономики, где исторически сложился низкий уровень оплаты труда (сельскохозяйственный сектор и малые предприятия). Это в последствии приведет к их неконкурентоспособности с импортом и возможному банкротству (при этом там задействовано большое количество трудового населения). В-третьих, использование показателя «Производительность труда» в расчете МЗП имеет обратный эффект на развитие экономики, так как его улучшение достигается через модернизацию технологий. Модернизация же, в свою очередь, требует финансовых инвестиций от компаний. Зная, что инвестиции повлекут увеличение фонда оплаты труда (ФОТ), это приведет к отсутствию привлекательности данных улучшений экономики. Считаем, что предложенные показатели для расчета (медианная заработная плата / производительность труда) должны быть не составными, а влияющими факторами. То есть необходимо исходить из «текущей» величины МЗП и к ней применять коэффициенты изменения средней/медианы заработной платы или, например, инфляции. Такой метод будет подходить для учета динамики макроэкономических изменений и не давать «шоковых» эффектов на расходы для работодателей. 2. Согласно пунктам 11 и 12 проекта Методики размер МЗП, рассчитанный согласно методике рабочим органом, направляется на согласование заинтересованным государственным органам, социальным партнерам. В случае одобрения заинтересованными государственными органами, социальными партнерами МЗП направляется в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для учета в работе по формированию бюджетной заявки на последующие три года. Полагаем, что процесс согласования МЗП с социальными партнерами является излишним, поскольку мнение социальных партнеров носит рекомендательный характер, и размер МЗП не является предметом диалога социальных партнеров. Окончательное решение по данному вопросу должно приниматься исключительно уполномоченным государственным органом по согласованию с заинтересованными государственными органами. В этой связи предлагаем исключить из пунктов 11 и 12 проекта Методики положения о согласовании размера МЗП социальными партнерами. На основании изложенного считаем, что проект Методики требует существенной доработки и не может быть внесен на дальнейшее рассмотрение в представленной редакции.


Прикреплённые файлы:     0034 МТСЗН.pdf

19/01 - 17:33

Добрый день, по первому вопросу сообщаем, что ответ будет дан официально, а по второму вопросу Ваше замечание учтено в доработанном варианте Методики.

АЛИЕВ ДАУРЕН (Другие)

Картинка... посмотреть текст 12/01 - 11:57

Считаю необходимым учесть фактический размер инфляции национальной валюты на конец года и добавить корректирующий коэффициент в общую формулу определения МЗП

19/01 - 17:32

Добрый день, Ваше замечание в доработанном варианте проекта Методики определения МЗП учтено.