Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий»

Краткое содержание: О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 12/01/2024 10:36:16
Публичное обсуждение до: 26/01/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:

ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий

 

 

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года внести следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 27 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

«3-1) Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории;»

2) дополнить статьей 34-1 следующего содержания:

«Статья 34-1. Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории.

1.      Виды работ и услуг физических и юридических лиц деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории, подлежащие лицензированию, определяются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

2. Квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.»;

3) пункт 2 статьи 72 изложить в следующей редакции:

«2. Подготовка отчета о возможных воздействиях осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, а также по экологическому аудиту для объектов I категории.»;

4) подпункт 6) пункта 2 статьи 173 изложить в следующей редакции:

«6) соблюдение квалификационных требований и правил осуществления лицензируемых видов деятельности в области охраны окружающей среды и по экологическому аудиту для объектов I категории, а также деятельности, в отношении которой установлен уведомительный порядок;»;

5) дополнить статьей 175-1 следующего содержания:

«Статья 175-1. Экологический аудит

1. Операторы объектов I категории при систематическом (более двух раз) в течение года превышении установленных нормативов эмиссий, обязаны проводить обязательный экологический аудит.

2. Экологический аудит проводится в течение шести месяцев со дня получения предписания об устранении нарушений, выданное уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, на основании договора заключенного между экологическим аудитором или экологическими аудиторскими организациями и аудируемым субъектом.

3. Экологический аудиторский отчет представляется в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, который рассматривает его в течение тридцати рабочих дней со дня получения.

4. Результаты обязательного экологического аудита используются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды для получения достоверной информации о соблюдении аудируемым субъектом экологических требований.

5. По результатам рассмотрения отчета обязательного экологического аудита уполномоченный орган в области охраны окружающей среды вправе:

1) обратиться в суд с иском о приостановлении или запрещении деятельности аудируемого субъекта (объекта) либо производственного участка;

2) внести изменения в условия экологического разрешения или обратиться в специально уполномоченные государственные органы с предложением об изменении условий договоров (контрактов) на использование и изъятие природных ресурсов, и иных разрешительных документаций.

6. Экологическим аудитором является физическое лицо, осуществляющее независимую проверку хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов, направленную на выявление, оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности. Проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов I категории осуществляется на основании лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

7. Экологический аудитор вправе осуществлять экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или работника экологической аудиторской организации.

8. Порядок и правила проведения обязательного экологического аудита утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.».

2. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»:

1) приложение 1 дополнить пунктом 84-1) следующего содержания:

 

п\п

Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии

Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии

Примечание

1

2

3

4

Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц

84-1

деятельность по экологическому аудиту для объектов I категории 

 

I категории 

 

 

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Казахстан

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по поправкам инициируемым Министерством в ходе рассмотрения проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий» в Парламенте Республики Казахстан

 

п/п

Структурный элемент

 

Действующая редакция

 

 

Предлагаемая редакция проекта

 

Обоснование

1

2

3

4

5

Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI «Экологический кодекс Республики Казахстан»

  1.  

подпункт 3-1) пункта 2 статьи 27

Статья 27. Компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды

...

2. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды формирует и реализует единую государственную экологическую политику посредством:

...

3-1) Отсутствует;

 

Статья 27. Компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды

...

2. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды формирует и реализует единую государственную экологическую политику посредством:

...

3-1) Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории;

Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие   мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями   технологического и экологического аудита каждые 5 лет.

 

  1.  

новая

статья

34-1

Статья 34-1

Отсутствует;

 

Статья 34-1 Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории.

1.    Виды работ и услуг физических и юридических лиц деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории, подлежащие лицензированию, определяются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

2. Квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие   мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями   технологического и экологического аудита каждые 5 лет.

 

  1.  

пункт 2 статьи 72

Статья 72. Отчет о возможных воздействиях

 

 

2. Подготовка отчета о возможных воздействиях осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, (далее – составители отчета о возможных воздействиях).

Статья 72. Отчет о возможных воздействиях

 

 

2. Подготовка отчета о возможных воздействиях осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, а также по экологическому аудиту для объектов I категории (далее – составители отчета о возможных воздействиях).

Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие   мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями   технологического и экологического аудита каждые 5 лет.

 

  1.  

подпункт 6) пункт 2

статья 173

Статья 173. Государственный экологический контроль

...

2. Государственный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям:

...

6) соблюдение квалификационных требований и правил осуществления лицензируемых видов деятельности в области охраны окружающей среды и , а также деятельности, в отношении которой установлен уведомительный порядок;

Статья 173. Государственный экологический контроль

...

2. Государственный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям:

...

6) соблюдение квалификационных требований и правил осуществления лицензируемых видов деятельности в области охраны окружающей среды и по экологическому аудиту для объектов I категории, а также деятельности, в отношении которой установлен уведомительный порядок;

Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие   мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями   технологического и экологического аудита каждые 5 лет.

 

  1.  

новая статья 175-1

 

Статья 175-1.

Отсутствует.

Статья. 175-1. Экологический аудит

  1. Операторы объектов I категории при систематическом (более двух раз) в течение года превышении установленных нормативов эмиссий, обязаны проводить обязательный экологический аудит.
  2. Экологический аудит проводится в течение шести месяцев со дня получения предписания об устранении нарушений, выданное уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, на основании договора заключенного между экологическим аудитором или экологическими аудиторскими организациями и аудируемым субъектом.
  3. Экологический аудиторский отчет представляется в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, который рассматривает его в течение тридцати рабочих дней со дня получения.

4. Результаты обязательного экологического аудита используются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды для получения достоверной информации о соблюдении аудируемым субъектом экологических требований.

5. По результатам рассмотрения отчета обязательного экологического аудита уполномоченный орган в области охраны окружающей среды вправе:

1) обратиться в суд с иском о приостановлении или запрещении деятельности аудируемого субъекта (объекта) либо производственного участка;

2) внести изменения в условия экологического разрешения или обратиться в специально уполномоченные государственные органы с предложением об изменении условий договоров (контрактов) на использование и изъятие природных ресурсов, и иных разрешительных документаций.

6. Экологическим аудитором является физическое лицо, осуществляющее независимую проверку хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов, направленную на выявление, оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности. Проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов I категории осуществляется на основании лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

7. Экологический аудитор вправе осуществлять экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или работника экологической аудиторской организации.

8. Порядок и правила проведения обязательного экологического аудита утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер   для   улучшения технологического и   экологического состояния, системы охраны   здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями   технологического и экологического аудита каждые 5 лет.

Превышение установленных нормативов эмиссий представлет угрозу здоровью населения городов и населенных пунктов и окружающей среде.

Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах обусловлен рассеиванием эмиссий от промышленных предприятий которое влияет на качество атмосферного воздуха городов, пригородов и поселков.

Нормативы выбросов устанавливаются с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК). ПДК-максимальная масса (количество) загрязняющего вещества которая при воздействии на человека не влияет на его здоровье не нарушает устойчивость экологических систем и биоразнообразие.

Превышение нормативов выбросов означает превышение ПДК.

Также выброс в атмосферный воздух косвенным путем влияет на состояние почвы и воды, происходит вторичное загрязнение компонентов (вода, почва) окружающей среды.

Причиной превышения является несоблюдение параметров технологического процесса, изношенные оборудования, очистные установки и тд.

Зачастую природопользователями не выполняются природоохранные мероприятия, в том числе реконструкция, модернизация и установка очистных сооружений предусмотренные проектной документацией, либо несоответствие фактических параметров очистных сооружений к проектным показателям, при этом превышение установленных нормативов отсутствует, что приводит к бездействию операторов.

Кроме того, из-за сжатого срока проведения проверок и профконтроля должностные лица осуществляющие государственный экологический контроль не всегда имеют возможность проверить достоверность показателей очистных сооружений на эффективность указанных в отчетах ПЭК, а также параметров по результатам операционного мониторинга.

Также, Главой Государства в ходе рабочей поездки в Мангистауской область 7 ноября 2022 года было дано поручение провести комплексную проверку АО «АрселлорМиттал Темиртау», в том числе на предмет соблюдения требований по   безопасности труда и экологических норм с привлечением международных организаций.

Во исполнения поручения, Министерством разработано техническое задание и проведены работы по оценке влияния деятельности АО «АрселорМиттал Темиртау» на состояние окружающей среды с привлечением международных компаний, оказывающих услуги технико-экологического аудита.

По предварительному отчету международной организации по итогам технико-экологического аудита деятельность АО «АрселорМиттал Темиртау» не соответствует национальным и международным требованиям в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в экологическом законодательстве РК отсутствуют норма предусматривающий проведения обязательного экологического аудита.

В этой связи, для осуществление независимую проверку хозяйственной и иной деятельности природопользователей, направленную на выявление, оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности в их деятельности и в целях исполнения поручения Главы Государства, считаем необходимым внести норму по проведению обязательного экологического аудита в Экологический Кодекс Республики Казахстан.

 

Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»

  1.  

новый

пункт 84-1 раздела «Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц» Приложения 1 к Закону

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Закону Республики Казахстан

«О разрешениях и уведомлениях»

от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК

 

ПЕРЕЧЕНЬ

разрешений первой категории (лицензий)

  ...

№ п/п

Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии

Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии

Примечание

1

2

3

4

Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц

84-1

Отсутствует;

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Закону Республики Казахстан

«О разрешениях и уведомлениях»

от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

разрешений первой категории (лицензий)

...

 

№ п/п

Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии

Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии

Примечание

1

2

3

4

Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц

84-1

деятельность по экологическому аудиту для объектов I категории 

 

I категории 

 

Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями   технологического и экологического аудита каждые 5 лет.

 

 

Должность                                                                                                                                               Ф.И.О.

 

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Операторы объектов I категории при систематичес... посмотреть текст 12/01 - 16:31 / Подписаться /

«Введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности в порядке, определенном правилами проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований...» (см. пункт 2 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года).

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Операторы объектов I категории при систематичес... посмотреть текст 12/01 - 16:31 / Подписаться /

«В случае, если государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент и (или) требование, ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству. Ужесточением регулирования является установление дополнительных обязанностей или иное увеличение нагрузки на субъектов предпринимательства.» (см. пункт 1 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года).

СУХАНОВ АНДРЕЙ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН... посмотреть текст 12/01 - 15:58 / Подписаться /

Срок публичного обсуждения проектов законов на интернет-портале открытых НПА не может быть менее пятнадцати рабочих дней (см. часть вторую пункта 2 статьи 20 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»). Т.е. в данном случае имеет место нарушение законодательно установленного срока публичного обсуждения законопроекта.