проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий»
Краткое содержание: О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорийСтатус: На рассмотрении
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Проект Закона Дата создания: 12/01/2024 10:36:16 Публичное обсуждение до: 26/01/2024 Дата запуска онлайн-обсуждения: Дата окончания онлайн-обсуждения:
- 4
- Министерство экологии и природных ресурсов РК
- 1 0
- 528
- 0
- 0
Комментарий
СУХАНОВ АНДРЕЙ
1. Операторы объектов I категории при систематичес... посмотреть текст 12/01 - 16:31 / Подписаться /
«Введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности в порядке, определенном правилами проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований...» (см. пункт 2 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года).
СУХАНОВ АНДРЕЙ
1. Операторы объектов I категории при систематичес... посмотреть текст 12/01 - 16:31 / Подписаться /
«В случае, если государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент и (или) требование, ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству. Ужесточением регулирования является установление дополнительных обязанностей или иное увеличение нагрузки на субъектов предпринимательства.» (см. пункт 1 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года).
СУХАНОВ АНДРЕЙ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН... посмотреть текст 12/01 - 15:58 / Подписаться /
Срок публичного обсуждения проектов законов на интернет-портале открытых НПА не может быть менее пятнадцати рабочих дней (см. часть вторую пункта 2 статьи 20 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»). Т.е. в данном случае имеет место нарушение законодательно установленного срока публичного обсуждения законопроекта.
 
ПРОЕКТ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года внести следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 27 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
«3-1) Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории;»
2) дополнить статьей 34-1 следующего содержания:
«Статья 34-1. Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории.
1. Виды работ и услуг физических и юридических лиц деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории, подлежащие лицензированию, определяются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
2. Квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.»;
3) пункт 2 статьи 72 изложить в следующей редакции:
«2. Подготовка отчета о возможных воздействиях осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, а также по экологическому аудиту для объектов I категории.»;
4) подпункт 6) пункта 2 статьи 173 изложить в следующей редакции:
«6) соблюдение квалификационных требований и правил осуществления лицензируемых видов деятельности в области охраны окружающей среды и по экологическому аудиту для объектов I категории, а также деятельности, в отношении которой установлен уведомительный порядок;»;
5) дополнить статьей 175-1 следующего содержания:
«Статья 175-1. Экологический аудит
1. Операторы объектов I категории при систематическом (более двух раз) в течение года превышении установленных нормативов эмиссий, обязаны проводить обязательный экологический аудит.
2. Экологический аудит проводится в течение шести месяцев со дня получения предписания об устранении нарушений, выданное уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, на основании договора заключенного между экологическим аудитором или экологическими аудиторскими организациями и аудируемым субъектом.
3. Экологический аудиторский отчет представляется в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, который рассматривает его в течение тридцати рабочих дней со дня получения.
4. Результаты обязательного экологического аудита используются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды для получения достоверной информации о соблюдении аудируемым субъектом экологических требований.
5. По результатам рассмотрения отчета обязательного экологического аудита уполномоченный орган в области охраны окружающей среды вправе:
1) обратиться в суд с иском о приостановлении или запрещении деятельности аудируемого субъекта (объекта) либо производственного участка;
2) внести изменения в условия экологического разрешения или обратиться в специально уполномоченные государственные органы с предложением об изменении условий договоров (контрактов) на использование и изъятие природных ресурсов, и иных разрешительных документаций.
6. Экологическим аудитором является физическое лицо, осуществляющее независимую проверку хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов, направленную на выявление, оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности. Проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов I категории осуществляется на основании лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
7. Экологический аудитор вправе осуществлять экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или работника экологической аудиторской организации.
8. Порядок и правила проведения обязательного экологического аудита утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.».
2. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»:
1) приложение 1 дополнить пунктом 84-1) следующего содержания:
№
п\п
Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии
Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии
Примечание
1
2
3
4
Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц
84-1
деятельность по экологическому аудиту для объектов I категории
I категории
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
по поправкам инициируемым Министерством в ходе рассмотрения проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий» в Парламенте Республики Казахстан
№
п/п
Структурный элемент
Действующая редакция
Предлагаемая редакция проекта
Обоснование
1
2
3
4
5
Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI «Экологический кодекс Республики Казахстан»
подпункт 3-1) пункта 2 статьи 27
Статья 27. Компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды
...
2. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды формирует и реализует единую государственную экологическую политику посредством:
...
3-1) Отсутствует;
Статья 27. Компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды
...
2. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды формирует и реализует единую государственную экологическую политику посредством:
...
3-1) Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории;
Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями технологического и экологического аудита каждые 5 лет.
новая
статья
34-1
Статья 34-1
Отсутствует;
Статья 34-1 Лицензирование деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории.
1. Виды работ и услуг физических и юридических лиц деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории, подлежащие лицензированию, определяются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
2. Квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности по экологическому аудиту для объектов I категории утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями технологического и экологического аудита каждые 5 лет.
пункт 2 статьи 72
Статья 72. Отчет о возможных воздействиях
…
2. Подготовка отчета о возможных воздействиях осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, (далее – составители отчета о возможных воздействиях).
Статья 72. Отчет о возможных воздействиях
…
2. Подготовка отчета о возможных воздействиях осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, а также по экологическому аудиту для объектов I категории (далее – составители отчета о возможных воздействиях).
Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями технологического и экологического аудита каждые 5 лет.
подпункт 6) пункт 2
статья 173
Статья 173. Государственный экологический контроль
...
2. Государственный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям:
...
6) соблюдение квалификационных требований и правил осуществления лицензируемых видов деятельности в области охраны окружающей среды и , а также деятельности, в отношении которой установлен уведомительный порядок;
Статья 173. Государственный экологический контроль
...
2. Государственный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям:
...
6) соблюдение квалификационных требований и правил осуществления лицензируемых видов деятельности в области охраны окружающей среды и по экологическому аудиту для объектов I категории, а также деятельности, в отношении которой установлен уведомительный порядок;
Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями технологического и экологического аудита каждые 5 лет.
новая статья 175-1
Статья 175-1.
Отсутствует.
Статья. 175-1. Экологический аудит
4. Результаты обязательного экологического аудита используются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды для получения достоверной информации о соблюдении аудируемым субъектом экологических требований.
5. По результатам рассмотрения отчета обязательного экологического аудита уполномоченный орган в области охраны окружающей среды вправе:
1) обратиться в суд с иском о приостановлении или запрещении деятельности аудируемого субъекта (объекта) либо производственного участка;
2) внести изменения в условия экологического разрешения или обратиться в специально уполномоченные государственные органы с предложением об изменении условий договоров (контрактов) на использование и изъятие природных ресурсов, и иных разрешительных документаций.
6. Экологическим аудитором является физическое лицо, осуществляющее независимую проверку хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов, направленную на выявление, оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности. Проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов I категории осуществляется на основании лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
7. Экологический аудитор вправе осуществлять экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или работника экологической аудиторской организации.
8. Порядок и правила проведения обязательного экологического аудита утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями технологического и экологического аудита каждые 5 лет.
Превышение установленных нормативов эмиссий представлет угрозу здоровью населения городов и населенных пунктов и окружающей среде.
Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах обусловлен рассеиванием эмиссий от промышленных предприятий которое влияет на качество атмосферного воздуха городов, пригородов и поселков.
Нормативы выбросов устанавливаются с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК). ПДК-максимальная масса (количество) загрязняющего вещества которая при воздействии на человека не влияет на его здоровье не нарушает устойчивость экологических систем и биоразнообразие.
Превышение нормативов выбросов означает превышение ПДК.
Также выброс в атмосферный воздух косвенным путем влияет на состояние почвы и воды, происходит вторичное загрязнение компонентов (вода, почва) окружающей среды.
Причиной превышения является несоблюдение параметров технологического процесса, изношенные оборудования, очистные установки и тд.
Зачастую природопользователями не выполняются природоохранные мероприятия, в том числе реконструкция, модернизация и установка очистных сооружений предусмотренные проектной документацией, либо несоответствие фактических параметров очистных сооружений к проектным показателям, при этом превышение установленных нормативов отсутствует, что приводит к бездействию операторов.
Кроме того, из-за сжатого срока проведения проверок и профконтроля должностные лица осуществляющие государственный экологический контроль не всегда имеют возможность проверить достоверность показателей очистных сооружений на эффективность указанных в отчетах ПЭК, а также параметров по результатам операционного мониторинга.
Также, Главой Государства в ходе рабочей поездки в Мангистауской область 7 ноября 2022 года было дано поручение провести комплексную проверку АО «АрселлорМиттал Темиртау», в том числе на предмет соблюдения требований по безопасности труда и экологических норм с привлечением международных организаций.
Во исполнения поручения, Министерством разработано техническое задание и проведены работы по оценке влияния деятельности АО «АрселорМиттал Темиртау» на состояние окружающей среды с привлечением международных компаний, оказывающих услуги технико-экологического аудита.
По предварительному отчету международной организации по итогам технико-экологического аудита деятельность АО «АрселорМиттал Темиртау» не соответствует национальным и международным требованиям в области охраны окружающей среды.
В настоящее время в экологическом законодательстве РК отсутствуют норма предусматривающий проведения обязательного экологического аудита.
В этой связи, для осуществление независимую проверку хозяйственной и иной деятельности природопользователей, направленную на выявление, оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности в их деятельности и в целях исполнения поручения Главы Государства, считаем необходимым внести норму по проведению обязательного экологического аудита в Экологический Кодекс Республики Казахстан.
Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»
новый
пункт 84-1 раздела «Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц» Приложения 1 к Закону
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Закону Республики Казахстан
«О разрешениях и уведомлениях»
от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК
ПЕРЕЧЕНЬ
разрешений первой категории (лицензий)
...
№ п/п
Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии
Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии
Примечание
1
2
3
4
Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц
84-1
Отсутствует;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Закону Республики Казахстан
«О разрешениях и уведомлениях»
от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК
ПЕРЕЧЕНЬ
разрешений первой категории (лицензий)
...
№ п/п
Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии
Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии
Примечание
1
2
3
4
Лицензирование деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц
84-1
деятельность по экологическому аудиту для объектов I категории
I категории
Пунктом 8 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно МЧС, МПС, МТСЗН, МЭ, МНЭ дано поручение принятие мер для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях, включая установление законодательного требования по прохождению крупнейшими промышленными производствами и инфраструктурными предприятиями технологического и экологического аудита каждые 5 лет.
Должность Ф.И.О.