Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: КДРП Дата создания: 28/02/2024 06:22:03 Публичное обсуждение до: 26/03/2024 Дата запуска онлайн-обсуждения: 28/03/2024 15:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 28/03/2024 18:00:00
- 8
- Агентство по защите и развитию конкуренции РК
- 1 1
- 562
- 4
- 0
Комментарий
ИБРАГИМОВА ФАИНА (Другие)
10. Результаты публичного обсуждения... посмотреть текст 25/03 - 16:27 /
Ранее, консультативный документ регуляторной политики по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции» (далее – КДРП), на основании которого разработан законопроект, был одобрен на 640-заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности 13 ноября 2023 года. В этой связи, необходимо доработать указанный КДРП, дополнив его новыми положениями, которые предусмотрены в законопроекте. Вместе с тем, по разделам КДРП имеются замечания следующего характера: По разделу 2 КДРП Ранее письмом МЮ от 20 января 2023 года №1-2-23/471-И направлены рекомендации по заполнению КДРП. Так, согласно рекомендациям в разделе 2 КДРП должно быть указано подробное описание проблем с сопоставлением и сравнением с мировым опытом, с проведением сравнительно-правового анализа. В представленном КДРП приводится лишь ссылки на нормы законодательства без указаний конкретных проблем. По разделу 4 КДРП В разделе 3 КДРП приводится решение сложившейся проблемы в виде исключения из законодательных актов эксклюзивных прав операторов на реализацию отдельных видов деятельности. Полагаем, что предлагаемое решение будет иметь влияние на экономическую систему, ввиду появления новых субъектов рынка, что в свою очередь будет способствовать к появлению новых рабочих мест. Кроме того, возникает вопрос повлияет ли предлагаемое решение на увеличение доходов государственного бюджета, в связи с чем необходимо проработать данный вопрос и отразить в КДРП. В случае увеличения доходов государственного бюджета требуется заключение Республиканской бюджетной комиссии. По разделу 6 КДРП В представленном КДРП указано о необходимости признать утратившим силу подзаконные акты Правительства и соответствующих государственных органов, в случае исключения из законов операторов. При этом данный раздел не содержит конкретные мероприятия по реализации решения, принятого для устранения проблем, с указанием сроков реализации, в связи с чем раздел требует доработки. Данный раздел позволяет всем заинтересованным сторонам получить объективную информацию о том, что введение регулирования не ограничивается лишь принятием определенных законов. Оно предполагает широкий спектр действий, которые могут быть изначально и не обозначены четко для таких сторон. Поэтому во избежание ситуаций, когда введенное регулирование не может быть реализовано в силу определенных обстоятельств, данный раздел предполагает полное раскрытие механизмов реализации вводимого регулирования. По раздел 7 КДРП В данном разделе органом-разработчиком указан возможный риск ввиду несвоевременного заключения государственных закупок в установленные сроки. Однако указанный раздел помимо возможных рисков, должен содержать конкретные мероприятия по разрешению и устранения проблем, которые отсутствуют в представленном КДРП, в связи с чем раздел требует доработки. По разделу 10 КДРП Разделе необходимо отразить позицию органа-разработчика с обоснованием причин согласия или несогласия с замечаниями и предложениями целевых групп по результатам публичного обсуждения. По разделу 11 КДРП В КДРП отсутствуют основные положения законодательных актов, а также их цели и задачи, поскольку в данном разделе должны содержаться предмет и сфера правоотношений, которые государственный орган намерен законодательно регулировать, с кратким и четким указанием основных положений законодательного акта, а также его цели и задачи. На основании вышеизложенного КДРП требует тщательной доработки с учетом представленных замечаний.
Прикреплённые файлы:     приложение к замечаниям КДРП.docx
Агентство по защите и развитию конкуренции РК 28/03 - 14:52
Благодарим за отзыв, ваши замечания и предложения будут рассмотрены
АСПАНБЕТОВ ДАУЛЕТ (Другие)
6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов дей... посмотреть текст 20/03 - 20:43 /
Доброго дня суток. Полностью поддерживаю ограничение деятельности операторов. Но, первое, необходимо уделить внимание деятельности РГП, АО и ТОО имеющие право заключения договоров по государственным закупкам из одного источника и имеют доминантное положение, при чем многие виды деятельности либо не дают развитию отраслевых рынков либо осуществляют свою деятельность по ЕНСТРУ не предусмотренных Уставами или Положениями субъектами квазигосударственного сектора. Второе, имея прямое финансирование из республиканского бюджета по законодательству либо государственное задание, также заключают виды деятельности по государственным закупкам по принципу лишь бы взять - имея возможность финансовую либо материальные ресурсы демпинговать и серьезно завышать квалификационные требования. Третье, государственные органы имеют возможность издавать приказы в формах НПА или ведомственных нормативно-технических документах указывая на конкретный субъект квазигосударственного сектора. Тем самым обходя правовое поле. Четвертое, если на рынке для осуществления деятельности требуется получение лицензий и сертификатов, то субъекты квазигосударственного сектора могут обойти эти установленные законодательством требований и не рискуют потерять или лишиться этой лицензии. На основании вышеизложенного прошу Вас учесть вышеизложенные проблемные вопросы. Заранее благодарен за возможность быть услышанным.
Агентство по защите и развитию конкуренции РК 28/03 - 14:53
Благодарим за отзыв, ваше предложение будет рассмотрено
 
1. Описание проблемы:
№ п/п
Проблемный вопрос
Основные причины возникшей проблемы
Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
Способы измерения проблемы
1
Исключение, либо ограничение конкуренции на законодательном уровне
Основными причинами создания искусственной монополии на законодательным уровне является уклонение государственных органов приобретать товары, работы, услуги конкурентным образом, а также содержание подведомственных организаций за счет обеспечения государственными заказами с одного источника
В 2021 году в рамках исполнения пункта 44 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» Агентством проведен анализ деятельности государственных и частных операторов, уполномоченных на реализацию отдельных экономических функций.
По результатам проведенного анализа установлено наличие 51 оператора. В этом же году Агентством проведена работа по упразднению 10 операторов, из них 5 остаются как подведомственные организации (АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа», АО «КОРЭМ», АО «Центр развития трудовых ресурсов», АО «Казцентр модернизации и развития ЖКХ», РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения»), 4 приватизированы либо ликвидированы (ТОО «Астана ЕРЦ», ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund», АО «Национальный центр по управлению персоналом государственной службы», ТОО «Региональный центр ГЧП по Кызылординской области», функции ТОО «Оператор РОП» переданы в АО «Жасыл даму»).
В итоге Агентством предложено регулировать деятельность 17 операторов, которым предоставлены исключительные права на выполнение бизнес-деятельности.
Кроме того, Законом от 3 января 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции» внесены поправки в Предпринимательский кодекс, в частности, нормы, регламентирующие институт специального права, регулирующие деятельность операторов, определенных на выполнение некоторых видов экономической деятельности.
Так, согласно пункту 1 статьи 193 Кодекса специальным правом является исключительное или преимущественное право субъекта рынка, закрепляемое законом, на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке.
На сегодняшний день приказом Председателя Агентства № 273/НҚ от 11 октября 2022 года утвержден реестр субъектов специального права, состоящий из операторов, выявленных в рамках вышеуказанного анализа.
В 2023 году в рамках пункта 13 статьи 193 Предпринимательского кодекса антимонопольным органом проведен анализ деятельности отдельных субъектов государственной монополии, специального права и направлено на имя Премьер – Министра письмо от 14.12.2023 года №01-11/Д-50//20-15/27 по передаче в конкурентную среду деятельностей, отнесенной к сфере государственной монополии, специального права.
Получена соответствующая резолюция Премьер – Министра по продолжению работы в данном направлении.
Кроме того, Глава Государства в Послании народу Казахстан от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». отметил негативное влияние деятельность единых операторов.
В этой связи, поручено существующих операторов передать в конкурентную среду либо признать монополистами, и регулировать их деятельность в рамках специального антимонопольного права.
Одним из основания определения субъектов операторами является обход конкурсных процедур закупа ТРУ государственных органов.
Так в соответствии подпунктом 36) пункта 3 статьи 39 Закона «О государственных закупках» предусмотрен метод позволяющий приобрести товары, работы, услуги у лиц, определенных законами Республики Казахстан.
При этом, данные закупки осуществляются с учетом форматно-логического контроля.
На сегодняшний день, согласно сайту государственных закупок имеется 160 субъектов (включая филиалы) с которыми государственные органы заключают договора с одного источника как у лиц, определенных законами Республики Казахстан.
По данным оператора государственных закупок, более трети всех государственных закупок приходится на закуп из одного источника (порядка 2,4 трлн тенге)
Из этого количества более 10% или 191 миллиарда тенге приходится именно на случаи закупа из одного источника у лиц, определенных законами Республики Казахстан.
2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:
№ п/п
Текущая ситуация
Международный опыт
1
В соответствии с пунктом 6 статьи 193 Предпринимательского кодекса (далее - Кодекс) субъектам государственной монополии, специального права запрещается:
1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, специального права, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;
2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности других юридических лиц;
3) переуступать права, связанные с государственной монополией, специальным правом;
4) устанавливать цены на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом.
В свою очередь, согласно пункту 10 статьи 193 Кодекса контроль за соблюдением субъектами государственной монополии, специального права ограничений, установленных пунктом 6 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.
На международном уровне различные страны применяют разнообразные методы контроля в сфере государственной монополии. Эти методы могут включать в себя:
1. Регулирование цен: Многие страны устанавливают цены на товары и услуги, на которые распространяется государственная монополия, чтобы обеспечить доступность и справедливость.
2. Антимонопольное законодательство: Многие страны имеют антимонопольные органы и законы, которые контролируют и предотвращают злоупотребление государственной монополией, защищая интересы потребителей и конкуренцию.
3. Регулирующие органы: в некоторых случаях создаются независимые регулирующие органы, которые надзирают за деятельностью субъектов государственной монополии и обеспечивают соблюдение правил.
4. Прозрачность и отчетность: Важным аспектом контроля является обеспечение прозрачности и отчетности субъектов государственной монополии, чтобы предотвратить коррупцию и злоупотребление властью.
5. Участие общества: Некоторые страны вовлекают общественность и заинтересованные стороны в процесс принятия решений и контроля над государственной монополией.
Это общие принципы, и каждая страна может иметь свои собственные подходы и особенности в регулировании государственной монополии. Проведение более подробного анализа и адаптация наилучших практик зависят от конкретных условий и целей вашей страны.
Вот пара примеров международного опыта в области государственной монополии и контроля:
1. Норвегия:
В Норвегии существует государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков с более высоким содержанием спирта. Монополия владеет сетью магазинов по продаже алкоголя, и цены и продажи контролируются государством.
Для обеспечения соблюдения законов о продаже алкоголя создана Норвежская дирекция по алкоголю и табаку (The Norwegian Directorate of Health), которая осуществляет надзор и контроль.
2. Канада:
Канада имеет государственную монополию на продажу алкогольных напитков в некоторых провинциях, таких как Онтарио и Квебек. В этих провинциях правительство контролирует розничную продажу алкоголя через сеть специализированных магазинов.
3. Китай - Табачная монополия:
В Китае существует государственная монополия на производство и продажу табака. Китайский Национальный табачный корпус (China National Tobacco Corporation) контролирует этот рынок.
Эта монополия позволяет правительству Китая контролировать качество и обеспечивать налоговые поступления от табачной индустрии.
4. Сингапур - Поставки воды:
Сингапур имеет государственную монополию на поставки воды. Поставки контролируются Сингапурской водоснабжающей компанией (PUB), государственным органом.
Это обеспечивает высокий стандарт качества воды и устойчивое управление водными ресурсами.
5. Саудовская Аравия - Нефтяная монополия:
Саудовская Аравия является крупнейшим экспортером нефти в мире и управляет этим ресурсом через Saudi Aramco, государственную нефтяную компанию.
Это пример государственной монополии в нефтяной отрасли, которая позволяет правительству Саудовской Аравии контролировать добычу и экспорт нефти.
Эти примеры демонстрируют разнообразные области, в которых существуют государственные монополии, и различные подходы к государственной монополии и контролю в отношении монополистов. Эти страны используют комбинацию законодательных мер, органов надзора и регулирующих структур для обеспечения контроля и соблюдения установленных ограничений.
Разные страны применяют разнообразные методы и инструменты для обеспечения соблюдения субъектами государственной монополии установленных ограничений. Вот несколько общих методов и инструментов, используемых в различных странах:
1. Регулирование цен и тарифов:
Многие страны устанавливают максимальные или рекомендуемые цены на товары или услуги, подпадающие под государственную монополию, чтобы предотвратить монопольное ценообразование.
2. Лицензирование и разрешения:
Субъектам государственной монополии может потребоваться специальная лицензия или разрешение для осуществления деятельности. Контролирующие органы могут отзывать лицензии в случае нарушения правил.
3. Антимонопольное законодательство:
Антимонопольные законы запрещают злоупотребление монопольным положением, а также обеспечивают конкуренцию и защиту интересов потребителей. Антимонопольные органы могут накладывать штрафы и применять санкции в случае нарушений.
4. Регулирующие органы:
Создание независимых регулирующих органов, которые надзирают за соблюдением правил и нормативов. Эти органы могут иметь право принимать решения и регулировать деятельность субъектов монополии.
5. Прозрачность и отчетность:
Обязательное предоставление информации о финансовой деятельности и действиях субъектов монополии с целью обеспечения прозрачности и отчетности.
6. Аудит и проверки:
Органы государственного контроля и аудита могут проводить проверки и аудиты деятельности субъектов монополии для выявления нарушений.
7. Участие общества и заинтересованных сторон:
Подключение общественности и представителей заинтересованных сторон к процессу принятия решений и контролю над деятельностью субъектов монополии.
Каждая страна может комбинировать эти методы и инструменты в соответствии с особенностями своей собственной системы и целями. Эффективное сочетание этих мер позволяет обеспечить соблюдение установленных ограничений и защиту интересов общества.
Из международного опыта можно извлечь несколько важных уроков и элементов, которые могут быть полезны для усовершенствования системы государственной монополии и контроля в вашей стране:
Важность обеспечения прозрачности в деятельности субъектов государственной монополии и обязательного предоставления отчетности. Это помогает предотвратить коррупцию и улучшить доверие общества.
Наличие антимонопольных законов и органов, которые регулируют и контролируют монопольные позиции. Это защищает интересы конкуренции и потребителей.
Регулирование цен и тарифов путем установления обоснованных цен или тарифов на товары и услуги, подпадающие под монополию, чтобы гарантировать доступность и справедливость.
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
№ п/п
Решение
Плюсы
Минусы
1
Исключение из законодательных актов эксклюзивных прав операторов на реализацию отдельных видов деятельностей, что приведет к лишению операторского статуса
обеспечение конкурсного отбора поставщика ТРУ
Излишнее завышение требовании к технической спецификации для оказания услуг
рост качества, снижение цен на
ТРУ
Возможность оказания услуги недобросовестными поставщиками
4. Влияние предлагаемых путей решения на:
Плюсы
Минусы
1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала)
-
-
2. Развитие предпринимательства
Появление новых предпринимателей на тех рынках, где ранее была введена искусственная монополия путем создания различного рода операторов
Недобросовестные поставщики
3. Органы государственной власти
Закуп услуг конкурентным образом, что приведет к формированию обоснованной цены и росту качества и разнообразию приобретаемых товаров, работ и услуг
Возможное увеличение сроков закупа услуг
4. Экономическую систему
-
-
5. Экологическую среду
-
-
6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета
Оптимизация расходов государственного бюджета
7. Иные
-
-
5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:
№ п/п
Текущие показатели
Результат
Срок (обоснование)
1
Наличие на законодательном уровне операторов, что приводит к отсутствию конкуренции на определенных товарных рынках
Появление новых предпринимателей на тех рынках, где ранее была введена искусственная монополия путем создания различного рода операторов
2024–2025 год
6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):
Мероприятия
Сроки
Ответственный государственный орган (должностное лицо)
Бюджет
В случае исключения из Законов определения оператора, необходимо поставить на утрату подзаконные акты Правительства и соответствующих государственных органов (постановления Правительства и приказы)
В установленный законодательством срок
Правительство РК
Не требуется
Исключение операторов из списка форматно-логического контроля
В установленный законодательством срок
Министерство финансов РК
Не требуется
7. Возможные риски:
Возможные риски (в том числе социальные риски)
Причины возможных рисков
Система управления рисками
При не должном планирования закупок государственным органом несвоевременное заключение государственных закупок в установленные сроки
Излишнее завышение требовании к технической спецификации для оказания услуг
Отсутствует
8. Целевые группы для публичного обсуждения:
- центральные государственные органы;
- Национальная палата предпринимателей «Атамекен», ассоциации и другие объединения субъектов предпринимательства;
- граждане Республики Казахстан.
9. Способ публичного обсуждения:
Консультативный документ для публичного обсуждения размещается на интернет-ресурсе Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
10. Результаты публичного обсуждения
№
п/п
Предлагаемое решение
Отношение общественности (целевых групп)
1
Исключение из законодательных актов эксклюзивных прав операторов на реализацию отдельных видов деятельностей
11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта)
Законопроект состоит из 2 статей:
Статья 1 – предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательные акты;
Статья 2 – предусматривает порядок введения в действие Закона;
12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра
Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.
При лишении операторов (субъектов квазигосударственного сектора) исключительного права из законодательных актов, ограничится государственное участие в предпринимательской деятельности, что в свою очередь приведет к благоприятным условиям для развития добросовестной конкуренции и обеспечения состязательности между потенциальными субъектами частного сектора.