Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»: ст. 204-4 КоАП

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 28/03/2024 19:00:11
Публичное обсуждение до: 02/04/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 28/03/2024 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 02/04/2024 00:00:00
Приложенные документы:

 

 

 

Приложение 1
к Правилам проведения
и использования анализа
регуляторного воздействия
регуляторных инструментов
и (или) требований

 

                                                          Форма

 Общая информация по проекту правового акта

№ п.п.

Наименование

Примечание

1.

Проект документа регулирующего государственного органа/органа-разработчика

Закон Республики Казахстан

2.

Наименование проекта документа (название и статьи закона Республики Казахстан)

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (статья 204-4. Превышение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары)

3.

 Наименование регуляторного инструмента и (или) требования в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и (или) требования

Введение ужесточения административной ответственности за несоблюдение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ)

4.

Название, номер и пункты постановлений Правительства Республики Казахстан, на основании которых осуществляется процедура анализ регуляторного воздействия

-

5.

Названия и номера приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, устанавливающих необходимость и порядок

Статья 83 «Анализ регуляторного воздействия» Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748 «Об утверждении Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований»

6.

Название и номер иного документа, содержащего обязательные требования и/или регуляторные инструменты

 

7.

Сфера регулирования

Торговля

8.

Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии)

*заполняется при введении саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

-

9.

Контактная информация исполнителя-разработчика

Асылбек Еркебулан Русланулы 87712829174, 87011263516 (WhatsApp)  e.asylbek@mti.gov.kz

 

 

 

Приложение 2
к Правилам проведения
и использования анализа
регуляторного воздействия
регуляторных инструментов
и (или) требований

 

                                                                          Форма

 

 Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований

№ п.п.

Наименование условия

Описание оценки соответствия условиям

Определение баллов по оценке соответствия регуляторного инструмента и (или) требования условиям

1.

Обоснованность

1. Регуляторный инструмент вводится с целью обеспечения соблюдения требований Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» в части соблюдения размера торговой надбавки на социально-значимые продовольственные товары (15%).

2. Регуляторный инструмент стимулирует продавцов (посредников) соблюдать требования безопасности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности»

3. Иные регуляторные инструменты и требования, обеспечиваются посредством нормативных правовых актов:

- Правил внутренней торговли (Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264);

- Правил организации деятельности торговых рынков, требований к содержанию территории, оборудованию и оснащению торгового рынка (Приказ и.о. Министра торговли и интеграции от 22 июня 2023 года № 242-НҚ).

«2» – «полностью соответствует»;

«2» – «полностью соответствует»;

«2» – «полностью соответствует».

 

2.

Равенство регулирования

1. Предлагаемый регуляторный инструмент распространяется на субъекты внутреннего рынка.

2. Действие данного инструмента равномерно на все субъекты контроля.

«2» – «полностью соответствует»;

«2» – «полностью соответствует».

 

3.

Открытость

1. Будет размещен на интернет-ресурсах Комитета торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, интернет-портале открытых НПА.

2. Проведены публичные обсуждения:

1) с представителями общественности и заинтересованными лицами посредством конференции 25 ноября 2023 года;

2) в режиме «онлайн» на портале «Открытые НПА» с 21 ноября по 24 ноября 2023 года.

«2»-«полностью соответствует»;

«2»-«полностью соответствует».

 

4.

Исполнимость

1. Аргентина имеет долгую историю применения законов о контроле цен и регулировании поставок ввиду ее повторяющихся экономических кризисов. В настоящее время эти вопросы регулируются Законом «О поставках» № 20 680 от 1974 года[1] и применяются Секретариатом внутренней торговли (Secretariat of Domestic Trade).

Закон «О поставках» предусматривает наказание (штрафы до 10 млн аргентинских песо, лишение льгот, специальных налоговых режимов), в частности:

- за любое «искусственное или неоправданное повышение цен», не пропорциональное росту затрат или направленное на получение неправомерной прибыли;

- за любое препятствие или отклонение в поставках, вызванное искусственным созданием этапов в цепочке создания стоимости, уничтожением товарных запасов, отказом продавать или предоставлять товары и услуги, а также нарушением постановлений исполнительной власти в соответствии с Законом, которые включают установление норм прибыли, справочных цен, предельных и минимальных уровней цен, минимальных уровней или квот.

Также, в 2013 году Министерство экономики запустило программу «Prices Care», состоящую из добровольного соглашения с представителями основных сетей супермаркетов и поставщиков Аргентинской Республики, которые обязуются продавать конечному потребителю продукты по единой и постоянной цене, согласованной с Правительством. Применение данной программы на постоянной основе показало ее широкое признание как среди потребителей, так и среди поставщиков товаров и услуг, что привело к периодическим обновлениям, реализующим с момента ее принятия.

Таким образом, в октябре текущего года Правительство Аргентины объявило об обновлении программы «Prices Care», включающую корзину из 452 продуктов от ведущих брендов на рынке, ретроактивное с 7 октября 2022 года по 7 января 2023 года. 

Новая версия программы, согласованная с бизнес-палатами, Объединенной ассоциацией супермаркетов (ASU), Аргентинской палатой супермаркетов (CAS) и Аргентинской федерацией супермаркетов и самообслуживания (FASA) предусматривает обязательство компаний и супермаркетов улучшать снабжение продуктами во всех торговых точках страны.

Кроме того, считаем нужным ознакомиться с практикой наложения административного взыскания зарубежных стран.

Так, в соответствии Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, за нарушение  установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов)

1) нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) – влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин (до 1,3 млн. тенге).

2) нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) – влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

3) реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

В РФ согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям или никотиносодержащей продукции завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Анализ возможности выполнения субъектом предпринимательства вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента изложено в аналитической форме анализа регуляторного воздействия.

«2»-«полностью соответствует»;

«2»-«полностью соответствует».

 

5.

Определенность

1. Действие регуляторного инструмента направлено на субъекты предпринимательства нарушивших нормы Закона «О регулирование торговой деятельности».

2. Определены размеры штрафов.

3. Регуляторный инструмент не имеет дополнительного толкования.

«2»-«полностью соответствует»;

«2»-«полностью соответствует»;

«2»-«полностью соответствует».

 

6.

Соразмерность и рациональность

1. Расчет администрирования исполнения регуляторного инструмента: не повлечет затрат.

Расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента: за 3 года повлечет 0 тг. затрат.

2. Расчет затрат бизнеса на приведение в соответствие бизнеса в связи с регуляторным инструментом: повлечет 0 тг. затрат;

Расчет затрат бизнеса на приведение в соответствие бизнеса в связи с пересматриваемым регуляторным инструментом: за 3 года повлечет  0 тг. затрат.

3. Прогнозный расчет наступления негативного последствия от несоблюдения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования.

При нарушении установленной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары будет обеспечиваться пополнение бюджета на сумму 53 716 500 тг.

4. В случае соблюдения требований законодательства о регулировании торговой деятельности в части непревышения размера торговой надбавки,  водимый регуляторный инструмент  учитывает необременительность такого введения в отношении субъекта предпринимательства или его деятельности (процесса, действия).

5. Социально значимые продовольственные товары – это товары, за счет которых удовлетворяются физиологические потребности человека. При этом еженедельный рост на 19 наименований продовольственных товаров вызывает критику со стороны населения. Введение изменений в действующую норму считается необходимым инструментом против спекуляции цен, а также для обеспечения продовольственной безопасности страны.

 

«1» – «частично соответствует»;

«2» – «полностью соответствует»;

«2» – «полностью соответствует.

7.

Последовательность и предсказуемость

1. Введение регуляторного инструмента предусмотрено в рамках следующих документов:

1) Стратегия «Казахстан-2050»: угроза глобальной продовольственной безопасности

Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют продовольственную проблему. Уже сегодня в мире десятки миллионов людей голодают, около миллиарда человек на постоянной основе испытывают нехватку в пище. Без революционных изменений в производстве продуктов питания эти страшные цифры будут только расти.

2) Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы, где предусматривает реализацию 67 мероприятий оперативного и системного характера.

3) План по обеспечению продовольственной безопасности на 2022-2024 годы.

2. Введение регуляторного инструмента планируется по истечении 60 календарных дней после дня первого официального опубликования в новой редакции Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в соответствии с пунктом 4-1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», согласно которому сроки введения в действие законов или их отдельных норм, которыми устанавливаются новые обязанности субъектов регулирования, за исключением государственных органов и организаций, определяются исходя из сроков, необходимых для подготовки к исполнению обязанностей, и не могут быть менее шестидесяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

«1» – «частично соответствует»;

«2» – «полностью соответствует»;

«2» – «полностью соответствует».

Уровень достижения целей регулирования

Достигнута полностью – 32

Достигнута частично - 2 

34

           

 

 

 

 

 

 

Приложение 3
к Правилам проведения
и использования анализа
регуляторного воздействия
регуляторных инструментов
и (или) требований

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

На сегодняшний день за нарушение законодательства о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки (15%) предусмотрена мера административной ответственности в виде предупреждения. При этом, данная мера должным образом не воздействует на субъекты внутренней торговли, так как практика показывает регулярное нарушение норм законодательства.

Как следствие, фактическое удорожание в розничной торговле сегодня в среднем составляет 50% и больше от себестоимости продуктов, любой ажиотаж доводит рост цен до 70% и выше.

Требования статьи 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» (далее – Закон) о недопустимости превышения 15% надбавки на СЗПТ носят декларативный характер, практически никем не соблюдаются.

Например, детальное изучение процесса удорожания социально-значимых продовольственных товаров (далее – СЗПТ) в самом крупном городе страны Алматы – рынка «Алтын орда» показало стоимостную разницу СЗПТ в 70% (от производителя до конечного потребителя, цены на май 2023 года).

Справочно: рост стоимости СЗПТ в % от производителя до потребителя:

1) крестьянское хозяйство выпускает продукцию с надбавкой 2-3% (основной расход: транспортировка, которая зависит от расстояния и объемов);

2) крупный оптовик – 2-5% (зачастую доминант, учитывая обороты расходы минимальны: аренда склада, выступает непродуктивным звеном);

3) оптовики рынка, в т.ч. региональные – до 5% (расходы: аренда складов, наем работников);

4) реализаторы СЗПТ – от 15 до 40% (арендаторы павильонов на рынке, расходы: аренда и другие сборы рынка);

5) магазины у дома – до 70% (расходы: налоги, коммунальные платежи, наем работников);

6) потребитель.

Кроме того, зачастую в цепочке поставок присутствуют непродуктивные посредники, которые также оказывают существенное влияние на рост цен. Обилие непродуктивных посредников также негативно влияет на поступления в бюджет, так как зачастую недобросовестные участники рынка уклоняются от исполнения своих обязательств.

Справочно: В ходе анализа установлено, что ИП «ИВАШИН В.И.» приобретает Масло сливочное «Садовое» 200 гр у ТОО «Milk Project» по цене 619,9 тг за упаковку, далее реализовывает с превышением допустимой торговой надбавки более 15% ТОО «Milk Trade» по цене 744 тг за упаковку, торговая надбавка составляет 20 %. Далее, ТОО «Milk Trade» реализовывает с превышением допустимой торговой надбавки более 15% ТОО «Торговый дом Феникс» по цене 890 тг за упаковку, торговая надбавка составляет 19 %.

В действиях ИП «ИВАШИН В.И.» и ТОО «Milk Trade» усматриваются признаки нарушения Закона, предусмотренные статьей 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» от 12 апреля 2004 года № 544.

В целях сдерживания роста цен на СЗПТ, а также исключения излишних посредников был утвержден приказ Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан от 13 апреля 2022 года № 405 «Об утверждении Правил реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования прослеживаемых на территории Республики Казахстан социально значимых продовольственных товаров, каменного угля и зерна на основании информационной системы электронных счетов-фактур» (далее – Пилотный проект).

В рамках данного пилотного проекта обязательного использования электронных счетов-фактур субъектами торговой деятельности обеспечивается оперативный мониторинг ценообразования на продтовары от производителя (импортера) до торговой полки.

На основании этого, Комитетом торговли Министерства торговли и интеграции РК (далее – Комитет) на постоянной основе проводится работа по анализу реализации СЗПТ по данным электронных счетов-фактур (далее – ЭСФ) Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. В результате работы выявляются факты нарушения размера торговой надбавки, непродуктивные посредники, монополисты, подпадающие под регулирование антимонопольного законодательства, лица, занимающиеся оптовой реализацией СЗПТ без регистрации в налоговых органах.

В рамках анализа ЭСФ в 2023 году Комитетом совместно с территориальными Департаментами торговли и защиты прав потребителей проведен анализ 4486 цепочек, из них выявлены 824 риска нарушений законодательства РК (выявлены юридические и физические лица, занимающиеся незаконной предпринимательской деятельностью, риски превышения размера торговой надбавки (15%). По результатам выявленных нарушений были приняты соответствующие меры в соответствии законодательству РК.

 

Кроме того, в целях сдерживания роста цен на СЗПТ, по поручению Главы Государства в 2021 году были созданы региональные комиссии по расследованию посреднических схем в регионах.

В соответствии с поручением Правительства РК с августа 2022 года Комитетом работа региональных комиссий была переформатирована и усилена путем включения других уполномоченных органов (АЗРК, АФМ, КГД МФ).

Так, в регионах на еженедельной основе проводятся заседания региональных комиссий по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования продовольственных товаров в соответствии с разработанным Комитетом алгоритмом работы.

Справочно:

В рамках работы региональных комиссий, МИО совместно с Департаментами торговли и защиты прав потребителей Комитета (далее – ДТЗПП) на основании еженедельных цен БНС определяется перечень товаров с высоким темпом роста цен на СЗПТ.

Далее, определяется перечень производителей, оптовиков и торговый сетей реализующих указанные товары в регионе и направляется запрос в Департамент государственных доходов для предоставления ЭСФ.

После получения выгрузки ЭСФ, ДТЗПП анализирует на предмет факта превышения торговой надбавки 15%, установления излишних посредников и признаков разных цен либо разных условий к равнозначным условиям.

В случае выявления вышеуказанных фактов, материалы выносятся на рассмотрение региональной комиссии с участием производителей, оптовиков и торговых сетей и выяснением причин роста цен.

При установлении рисков необоснованного завышения цен на СЗПТ, комиссия направляет письмо в ГО по компетенции для принятия соответствующих мер.

За 2023 год региональными комиссиями проведено 1859 заседаний в рамках которых было устранено 1322 непродуктивных посредников и принято 674 административных протокола.

Превышение допустимого размера торговой надбавки на СЗПТ ведет к таким проблемам как:

1) неконтролируемое увеличение стоимости СЗПТ;

2) снижение покупательной способности в следствии роста цен;

3) принимая во внимание, что СЗПТ являются «чувствительной» категорией продуктов, рост цен может провоцировать недовольство среди населения.

С момента внедрения данного регуляторного инструмента с 2020 по 2022 гг. МИО-ми:

- за 2020 возбуждено 0 административных дел;

- за 2021 год возбуждено 35 административных дел;

- за 2022 год возбуждено 323 административных дел;

30 декабря 2022 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан, согласно которому государственный контроль над торговой деятельностью перешел от МИО в Министерство торговли и интеграции РК, данная норма вступила в силу с 3 марта 2023 года.

Таким образом, разграничена компетенция местных исполнительных органов и центрального государственного органа по утверждению предельных цен на СЗПТ и контролю за ними.

С момента передачи функции (с 27 апреля 2023 г.) и до конца 2023 года территориальными подразделениями Комитета было возбуждено 760 административных дел (709 предупреждений и 51 штраф, 12,2 млн.тг.).

По состоянию на 28 февраля 2024 года составлено 225 административных протокола (22 штрафа и 180 предупреждений).

Еженедельные обходы мониторинговых групп 42 тысяч магазинов «у дома» (МИО) в 2023 году показывает, что реализаторы СЗПТ не соблюдают размер торговой надбавки, мягкие административные меры регулирования торговой деятельности не способствуют принятию оперативных мер по сдерживанию уровня роста цен, который в 2022 году достиг 22,7 % (2023 год – 3,4%).

Справочно: По состоянию на 26.12.2023 года, анализ цен в разрезе регионов показывает превышение пороговых значений более чем на 15% в 19 регионах:

город Астана (капусту на 59%, морковь на 42%, мясо кур на 18%);

город Алматы (капуста на 85%, яйца на 16%);

город Шымкент (капуста на 96%);

Актюбинская область (капуста на 34%, масло сливочное на 21%, кефир и молоко на 16%);

Атырауская область (капуста на 52%);

Область Улытау (капуста на 74%, морковь на 45%);

Акмолинская область (капуста на 51%, рис и творог на 23%);

Карагандинская область (капуста на 43%, творог на 30%. яйца на 17%);

Алматинская область (морковь на 126%, капуста на 111%, картофель на 56%, лук на 44%, кефир и соль на 36%, мука на 31%, масло сливочное на 25%, молоко на 17%);

Костанайская область (капуста на 49%);

Кызылординская область (капуста на 22%, творог на 18%);

Западно Казахстанская область (капуста на 43%, молоко на 21%, творог на 18%);

Восточно Казахстанская область (капуста на 50%, соль на 23%);

Павлодарская область (капуста на 26%);

Северо-Казахстанская область (морковь на 15%);

Область Абай (капуста на 26%, творог на 17%);

Область Жетысу (капуста на 60%, морковь на 22%, яйца на 16%);

Жамбылская область (капуста на 94%, рис на 57%, яйца на 24%, кефир на 18%);

Туркестанская область (капуста на 68%, рис на 48%, яйца на 19%, кефир на 17%).

 

К целевой группе будут относится порядка 150 тысяч субъектов предпринимательства (146 854).

 

Существуют ли данные (в цифровом измерении), доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

На ежедневной основе акиматами совместно с заинтересованными государственными органами ведется мониторинг и контроль за соблюдением 15% торговой надбавки на СЗПТ. Работа в данном направлении ведется вплоть до районных уровней и сельских территорий.

Однако, согласно официальным статистическим данным, рост цен на СЗПТ за 2022 год составил 22,7%, темпы инфляции составил 20,3%.

Рост цен в разрезе товаров: на сахар – 65,5%, лук – 36,1%, рис – 36%, рожки – 34,8%, мука – 27,4%, мясо кур – 24,6%, яйца – 24,4%, крупа гречневая – 23,8%, молоко – 22,9%, масло сливочное – 22,8%, кефир – 20,8%, соль – 19,5%, творог – 16,9%, масло подсолнечное – 16,9%, хлеб – 13,9%, картофель – 13,9%, говядина – 10,1%.

По итогам 2023 года (по состоянию на 26 декабря 2023 г.) рост цен на СЗПТ по Республике составил 3,4%.

По регионам за данный период лидерами являются область Улытау (+11,1%), область Жетысу (+7,2%), Астана, ВКО (+6,5%), область Абай (+6,4%), Карагандинская область (+5,5%).

По товарам наибольший рост цен (более 10%) из числа социально значимых продовольственных товаров наблюдается на капусту – 45,6%, рис – 39,5%, морковь – 16,1%, кефир – 13,5%, яйца – 13,4%, молоко, масло сливочное – 13,3%.

Несмотря на то, что Комитетом ведется постоянная работа по снижению и удержанию цен на СЗПТ, основной корень проблемы остается из-за незначительных штрафов для субъектов внутренней торговли.

Учитывая, что за первое нарушение торговой надбавки не более 15% предусмотрено «предупреждение», зачастую субъекты внутренней торговли не соблюдают данную норму.

Необходимо отметить, что в соответствии с резолюцией Главы государства от 1 марта 2023 года № 22-1288 Генеральной прокуратуре поручено провести проверки торговых рынков по вопросам ценообразования на СЗПТ. В рамках исполнения данного поручения во всех регионах страны инициированы проверочные мероприятия 122 торгового объекта на предмет обоснованности формирования стоимости СЗПТ.

Какова цель вводимого регулирования

Целью вводимого регулирования является стабилизация цен на СЗПТ, доступность продуктов по приемлемым ценам для населения, повышение ответственности субъектов торговой деятельности.

Комитетом проведена работа по внесению изменений и дополнений в законодательство о регулировании торговой деятельности в части закрепления на законодательном уровне прав и обязанностей владельцев рынков, внедрения государственного надзора за деятельностью субъектов внутреннего рынка.

Однако, введенный Законом механизм государственного контроля будет неэффективным без соответствующего изменения норм в Кодексе об административных правонарушениях. В этой связи, отмечаем острую необходимость внесения изменений и дополнений в КоАП РК, и предлагаем ввести соразмерную и адекватную административную ответственность.

Данный механизм позволит принимать эффективные меры в целях пресечения необоснованного роста цен на СЗПТ.

ШАГ 2: Определение регуляторных инструментов/требований

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

В целях соблюдения субъектами торговой деятельности размера торговой надбавки на СЗПТ предлагается ужесточение административной ответственности только за первичное несоблюдение нормы:

на физических лиц, субъекты малого предпринимательства – штраф в размере пяти МРП, на субъекты среднего предпринимательства – в размере тридцати пяти МРП, на субъекты крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти МРП.

При повторном деянии, совершенном в течение года после наложения административного взыскания размер штрафа остается на прежнем уровне (на субъекты среднего предпринимательства снижается до 70 МРП).

Действующий регуляторный инструмент/требование

На текущий момент, за первичное несоблюдение статьи 204-4 КоАП РК, превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на СЗПТ свыше 15%, предусмотрена административная ответственность в виде «предупреждения» и только при повторном деянии предусмотрена административная ответственность в виде «штрафа» в размере:

10 МРП на субъекты малого предпринимательства;

75 МРП на субъекты среднего предпринимательства;

300 МРП на субъекты крупного предпринимательства.

Предлагаемые к исключению действующие требования, в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности *

1.

2.

* в соответствии с пунктом 10 параграфа 2 настоящих Правил

 Отсутствуют требования, подлежащие исключению, так как требование, затрагивающее данную проблему является единственным.

 

При этом, отмечаем, в настоящее время проводится работа по исключению компетенции по разработке и утверждению порядка установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них, а также исключается административная ответственность по данной норме (статья 202 КоАП).

Вносятся соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях, Предпринимательский кодекс и Закон о регулировании торговой деятельности.

ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски

 

 

Возможные риски и непредвиденные последствия

Учитывая, что за превышение торговой надбавки на СЗПТ субъектами внутреннего рынка административная мера применялась, риски и последствия от внесения изменений в действующую статью в КоАП не усматривается.

При этом, возможен риск появления единичных случаев нарушения требований по соблюдению размера торговой надбавки (посреднические цепочки и правонарушители)

Предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требования

Предлагаемый регуляторный инструмент может не получить должной известности (обнародования) среди субъектов предпринимательства

1. Сроки и этапы внедрения: по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования в соответствии с пунктом 4-1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О правовых актах».

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов:

уполномоченный орган сфере торговой деятельности

ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек

4.1. Воздействие на общество в целом и население

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения (доходы и расходы населения, продолжительность жизни, уровень бедности и другое);

2. Влияния на экологию.

3. Изменения потребительского выбора.

4. Изменения розничных цен.

5. Другое.

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме.

Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в «Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований» и по форме 1а

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

  1. снижение цен на продукты питания в связи с соблюдением установленной торговой надбавки не более 15%;
  2. уменьшение затрат населения на продовольственные товары (особенно социально-уязвимых слоев населения);
  3. положительная тенденция среди населения по покупательской способности СЗПТ;
  4. положительное влияние на продовольственную безопасность, которая является элементом национальной безопасности государства.

 -

Действующий регуляторный инструмент/требование

-

- неконтролируемое повышение розничных цен на СЗПТ;

- увеличение расходов населения, в связи с высокими ценами на СЗПТ;

- завышенная стоимость продуктов питания;

- развитие нелегального бизнеса;

- рост числа перекупщиков в целях перепродажи товаров СЗПТ.

Итого

Преобладающее количество выгод для населения показали, что предлагаемый к введению регуляторный инструмент будет способствовать стабилизации цен и снижению затрат населения на продовольственные товары

-

4.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на бизнес с обязательным учетом:

Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое

При этом, необходимо произвести расчеты по следующим показателям (прогнозно):

объем производства продукции;

затраты на ресурсы;

численность работников предприятия;

среднегодовой доход;

налоговые отчисления;

заработная плата работников предприятий;

доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках;

экспорт;

другое.

Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в «Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований» и по форме 1б

 

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

1. положительно отразится на развитие конкуренции

 

 

 

 

 Издержки возможны лишь в случае нарушения законодательства.

Субъекты среднего бизнеса

Субъекты крупного бизнеса

Издержки для бизнеса по форме 1а

 

 

Отсутствуют.

 

Создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа не предусматривается.

Отсутствуют.

Действующий регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

Формальный подход по соблюдению установленной торговой надбавки на СЗПТ – достаточно получить предупреждение

 

 В настоящее время за первичное нарушение требований законодательства субъекты внутреннего рынка не несут издержек

 

 

Субъекты среднего бизнеса

Субъекты крупного бизнеса

Издержки для бизнеса по форме 1а

 

 

 

Отсутствуют

Злоупотребление доминирующим положением владельцами торговых сетей, которое приводит к повышению стоимости товаров для населения.

Итого

Ужесточение ответственности за нарушение размера торговой надбавки способствует повышению ответственности субъектов торговой деятельности, а также сокращению непродуктивных посредников.

-

4.3 Воздействие на органы государственной власти и экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на бюджет страны (прирост налоговых поступлений).

2. Влияния на преступность включая экономическую, коррупционные риски.

3. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

4. Общие последствия для экономического роста.

5. Влияние на занятость, рабочие мест.

6. Другое.

Монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно рекомендациям в «Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований» и по форме 1а

 

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

  1. сокращение количества непродуктивных посредников;
  2. 2. в случае выявления нарушений окажет положительное влияние на прирост налоговых поступлении в бюджет страны;
  3. 3. ликвидация «серых» схем в цепочке посредников.

 

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1б

Отсутствуют

Отсутствуют

Действующий регуляторный инструмент/требование

-

 

Сохранение текущих проблем отрасли:

1. повышение продовольственной инфляции;

2. рост цен на продукты питания;

3. увеличение количества непродуктивных посредников

Издержки на администрирование по форме 1б

Отсутствуют

Издержки возможны лишь в случае нарушения законодательства

Итого

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент будет способствовать к снижению затрат населения на продовольственные товары. Кроме того, ужесточение ответственности за нарушение размера торговой надбавки способствует сокращению непродуктивных посредников.

-

ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга

Определите индикаторы с учетом данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные, доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб»

Индикатор 1

Снижение количества нарушений в части соблюдения размера торговой надбавки

Соблюдение торговой надбавки субъектами внутреннего рынка

Индикатор 2

Сокращение количества непродуктивных посредников (186 непродуктивных посредника исключены в 2023 году)

Индикатор 3

Снижение спекуляции с ценами и создания искусственного дефицита товаров

Укажите данные индикаторы в цифровом измерении

Индикатор 1

 

Сокращение количества непродуктивных посредников: 2024 год – на 10%, 2025 год – на 10%, 2026 год – на 10%

Индикатор 2

Уменьшение количества принятых административных мер на 10% в 2024 году, на 20% в 2025 году, на 30 % в 2026 году.

Индикатор 3

Уменьшение количества торговцев, у которых отсутствуют товаросопроводительные документы: на 10% в 2024 году, на 20% в 2025 году, на 30 % в 2026 году.

Укажите Методы проведения мониторинга (статистический анализ на базе государственной статистики или ведомственных данных, соцопросы, экспертное интервью.)

Индикатор 1

Мониторинг цен на социально-значимые продовольственные товары на основе статистических данных БНС

Индикатор 2

Анализ электронных счетов фактур в рамках совместного приказ с КГД МФ РК

Индикатор 3

Еженедельный обход субъектов торговли

Индикатор 4

Проведение Региональных комиссий по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования продовольственных товаров

Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента.

3 года

ШАГ 6: Введение саморегулирования

* заполняется в случае введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

6.1 Выбор оптимальной структуры саморегулирования

Обоснование выбора сферы деятельности, где вводится обязательное саморегулирование организаций (далее – СРО), исходя из принципа общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.

Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

 

Обоснование сопряженности сферы деятельности, где вводится обязательное СРО, сопряженностью с реализацией государственных функций либо необходимости делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

 

Анализ готовности рынка к введению обязательного саморегулирования (заполняется в произвольной форме).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Перечень технических регламентов, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих требования к производимым товарам, (работам, услугам).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Перечень, место нахождения существующих некоммерческих организаций в форме ассоциации (союза), общественной организации или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, в том числе саморегулируемых организаций, в анализируемой сфере с разбивкой по годам за последние 5 лет

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

По каждой действующей некоммерческой организации или саморегулируемой организации, необходимо указать:

количество субъектов, входящих в состав такой некоммерческой организации на момент проведения анализа объем произведенных товаров, работ и услуг членами такой некоммерческой организации, саморегулируемой организации, от общего количества произведенных товаров (работ, услуг) на рынке в анализируемой сфере

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

6.2 Прогноз результативности предлагаемого регулирования посредством введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

5-ти бальная система оценки результативности регулирования

5 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; существует цепочка связи в регионах.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

4 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах частичная.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

3 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

2 – частичный охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

1 – частичный охват деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере, в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил, нет механизмов рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

6.3 Рейтинг по результативности

Бал результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Два и более, указывается конкретное количество _____ (на базе действующих)

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Альтернатива 2

Иная саморегулируемая организация (например, создание одной путем консолидации нескольких действующих саморегулируемых организаций и другое).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

6.4 Архитектура саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии)

Членство в обязательном СРО:

Юридические лица/физические лица

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

При выборе членства физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым предусмотрено данное право физического лица

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

               

 Подпись ____________

дата "___" ________ 20__ года

 

 

Форма 1а Расчет издержек на администрирование регулированиядля государственных органов (монетизация)
Альтернатива 1- Сохранение текущего положения

 Какие действия предполагает использование альтернативы?

 Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

отсутствует

0 тенге

Проведение проверок

отсутствует

0 тенге

Выдача разрешений

отсутствует

0 тенге

Иные формы контроля (определить)

отсутствует

0 тенге

Итого за 5 лет

отсутствует

0 тенге

 Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

 Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____

 Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)
Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы

 

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

Нет

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

Нет

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

 

Нет

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

Да

 

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

нет

Иное (определить)

 

нет

 

 

 

 Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

Предлагаемая альтернатива:

Не требуется

 

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

 

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

0

 

0

0

 

Расходы за 5 лет

 

0

 

0

 

0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

0

 

0

 

 

0

Расходы за 5 лет

 

0

 

0

 

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

0

 

  1. Мелкий 276 х 10 мрп = 10 189 920
  2. Средний 31 х 150 мрп = 17 167 800
  3. Крупный 3 х 300 мрп = 3 320 800

 

30 680 520

Расходы за 5 лет

0

 

0

 

 

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

0

 

0

 

 

0

Расходы за 5 лет

 

0

0

 

0

 

Таблица 6

Затраты, связанные с созданием саморегулируемой организации

Цена затраты рабочего времени работников саморегулируемой организации (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Обеспечение имущественной ответственности

Итого

Издержки, связанные с введением саморегулирования основанного на обязательном членстве (участии)

 

0

0

 

0

 

0

 

Расходы за 5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Сумма взносов в год

Цена затраты рабочего времени на заключение договора со страховой компанией (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Издержки, связанные с введением страхования гражданско-правовой ответственности

0

 

0

 

 

0

Расходы за 5 лет

0

 

 

0

 

0

                     

 Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются ___тенге

 Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________тенге

 

 

Сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

 

 

п/п

 

Структурный элемент

 

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Обоснование

1

2

3

4

5

  1.  

Статья 204-4

Статья 204-4. Превышение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары

 

      1. Превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары, установленного законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, –

      влечет предупреждение.

 

 

 

 

 

 

 

      2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

 

      влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере трехсот месячных расчетных показателей.

Статья 204-4. Превышение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары

 

      1. Превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары, установленного законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, –

      влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

     

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

      влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере трехсот месячных расчетных показателей.

Касательно ужесточения административной ответственности за первичное нарушение требования о соблюдении размера торговой надбавки (15%), замена «предупреждения» на «штраф»

Неблагоприятная ситуация складывается в сфере розничной торговли, здесь основной причиной роста цен на СЗПТ является массовое превышение размера торговой надбавки и теневая экономика.

Больше половины реализаторов СЗПТ по стране осуществляют свою деятельность без регистрации в налоговых органах и использования кассовых аппаратов.

Так, из 3,6 тыс. реализаторов СЗПТ на 9 крупных оптовых рынках Павлодарской области 99,7% применяют специальный налоговый режим. Учитывая 66% долю розничного товарооборота занятого малыми предприятиями, указанная проблема регуляторной системы имеет масштабные последствия в виде бесконтрольности реализации СЗПТ и теневого оборота денег.

Первоочередная причина сложившейся ситуации заключается в том, что применяемые меры в виде предупреждения не повышают ответственности субъектов внутренней торговли .

Как следствие, фактическое удорожание в розничной торговле сегодня в среднем составляет 50% и больше от себестоимости продуктов, любой ажиотаж доводит рост цен до 70% и выше.

Требования статьи 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» о недопустимости превышения 15% надбавки на СЗПТ носят декларативный характер, практически никем не соблюдаются.

Например, детальное изучение процесса удорожания СЗПТ в самом крупном городе страны Алматы – рынка «Алтын орда» показало стоимостную разницу СЗПТ в 70% (от производителя до конечного потребителя, цены на май 2023 года).

Справочно: рост стоимости СЗПТ в % от производителя до потребителя:

1) крестьянское хозяйство выпускает продукцию с надбавкой 2-3% (основной расход: транспортировка, которая зависит от расстояния и объемов);

2) крупный оптовик – 2-5% (зачастую доминант, учитывая обороты расходы минимальны: аренда склада, выступает непродуктивным звеном);

3) оптовики рынка, в т.ч. региональные – до 5% (расходы: аренда складов, наем работников);

4) реализаторы СЗПТ – от 15 до 40% (арендаторы павильонов на рынке, расходы: аренда и другие сборы рынка);

5) магазины у дома – до 70% (расходы: налоги, коммунальные платежи, наем работников);

6) потребитель.

В Атырауской области в 39 супермаркетах 6 наименований СЗПТ (яйца, рис, молоко и т.д.) ТОО «Идеал маркет» реализовывались с 25% надбавкой.

К субъектам внутренней торговли при превышении размера торговой надбавки на СЗПТ, в соответствии с частью первой настоящего пункта применяется административное взыскание в виде «предупреждения».

Согласно статистическим данным КПСИСУ только за 2022 год возбуждено административных дел по данному правонарушению в количестве 323, из них привлечены к административному взысканию ввиде предупреждения 310 субъектов торговли. Как показывает практика, данный вид административного взыскания виде предупреждения не влияет на снижение размера торговой надбавки и не повышает меру ответственности субъектами торговли. Следует отметить, что в данное время продолжается тенденция к превышению размера торговой надбавки из-за незначительности административного взыскания.