О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы»
Краткое содержание: Внесение изменений и дополнений в Концепцию развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования РКСтатус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Постановление Дата создания: 10/04/2024 00:48:59 Публичное обсуждение до: 24/04/2024 Дата запуска онлайн-обсуждения: 24/04/2024 09:25:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 24/04/2024 10:35:00
- 2
- Комитет по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК
- 1 0
- 683
- 1
- 0
О внесении изменений и дополнений
в постановление Правительства Республики Казахстан
от 28 марта 2023 года № 249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы»
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от
28 марта 2023 года № 249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы» следующие изменения и дополнения:
в Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы (далее – Концепция), утвержденной указанным постановлением:
в содержании заголовки направлений 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:
«Направление 1. Детский сад – территория комфорта и развития»;
«Направление 2. Каждая школа – лучшая школа»;
«Направление 3. Техническое и профессиональное образование – ключевое звено подготовки рабочих кадров»;
в разделе 1. «Паспорт (основные параметры)»:
«Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции» изложить в следующей редакции:
«Министерство просвещения Республики Казахстан;
Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
Министерство финансов Республики Казахстан;
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;
Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
Министерство культуры и информации Республики Казахстан;
Министерство туризма и спорта Республики Казахстан;
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;
Министерство обороны Республики Казахстан;
Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
Министерство энергетики Республики Казахстан;
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан;
Агентство по делам государственной службы Республики Казахстан;
Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента»;
в разделе 2. «Анализ текущей ситуации»:
в главе 1. «Дошкольное воспитание и обучение»:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«Кроме того, данный период жизни является наиболее эффективным с точки зрения развития человека, и «упущенное время» имеет более серьезные последствия как для развития ребенка, так и для экономики в целом. Игнорирование этого факта приведет к потере ВВП до 3-7 % в год. Результаты исследования PISA показывают, что ранний охват детей ДВО оказывает положительное влияние на успеваемость ребенка в школе. В PISA-2022 cредний балл казахстанских обучающихся, посещавших детский сад от трех и более лет составил 433 балла, в то время как обучающиеся, посещавшие детский сад менее одного года показали результат на уровне 391 балла.»;
в главе 2. «Среднее образование»:
абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«Вместе с тем сохраняется разрыв в качестве знаний между городскими и сельскими обучающимися. Исследованием PISA циклично подтверждается разница между городскими и сельскими школами. К примеру, разница по читательской грамотности PISA-2022 составила 37 баллов в пользу городских.»;
в главе 3. «Техническое и профессиональное образование»:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«Ежегодный рост приема в организации ТиПО свидетельствует об изменении у выпускников школ и их родителей представления о привлекательности получения данного образования. Так, в 2022 году в организации ТиПО был осуществлен прием 183 тыс. человек, что на 25 тыс. человек больше, чем в 2020 году (2020 год – 158,3 тыс. человек, 2021 год – 158,5 тыс. человек). В рамках модульно-кредитной технологии обучения у студентов колледжей имеется возможность быстро выйти на рынок труда, освоив
1 квалификацию, либо продолжить обучение в соответствии с требованиями рынка труда, освоив до 3-х квалификаций.»;
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
«В международном исследовании PISA-2022 приняли участие 15-летние студенты из 83 колледжей страны. Результаты исследования показали, что обучающиеся организаций ТиПО отстают от своих сверстников из школ по базовым навыкам, которые формируются в процессе обучения по предметам общеобразовательного цикла, что в перспективе не позволит им адаптироваться или повысить уровень своих навыков, или обучиться новой профессии.»;
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
«К примеру, по математике студенты колледжей на 27 баллов отстают от своих сверстников, обучающихся в школах. Данная ситуация требует принятия мер по развитию базовых знаний студентов организаций ТиПО для ликвидации существующего разрыва между результатами обучения в школах и колледжах, актуализации вопроса модернизации содержания и повышения качества ТиПО. Тем не менее, по сравнению с результатами PISA-2018, их собственные результаты увеличились на 8 баллов.»;
абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
«На качество подготовки кадров влияет наличие соответствующей материально-технической базы (далее – МТБ). В рамках проекта «Жас маман» в 2020 – 2021 годах были оснащены современным оборудованием 180 организаций ТиПО. При этом 48 % государственных организаций ТиПО все еще используют в учебном процессе морально устаревшее оборудование, которое является одной из причин низкого качества подготовки специалистов сферы ТиПО и несоответствия навыков выпускников современным производственным требованиям. Подготовка кадров в ТиПО имеет практикоориентированный характер, требующий больших финансовых затрат на организацию практики. Из выделенных средств 85% тратится на текущее содержание зданий и зарплату педагогов. И только 15% остается на учебные расходы по организации практики.»;
абзац тридцать первый изложить в следующей редакции:
«В связи с этим будут приняты меры по решению следующих проблемных вопросов системы ТиПО:
- низкая вовлеченность обучающихся с ООП в ТиПО, одними из причин которой являются неготовность самой организации и педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, а также недостаточность кадрового состава;
- низкий охват молодежи NEET организациями ТиПО;
-необходимость совершенствования механизмов профилизации организаций ТиПО в соответствии со спросом рынка труда;
- низкий уровень функциональной грамотности обучающихся организаций ТиПО;
- низкая стоимость подготовки одного специалиста в ТиПО (в школах расходы на одного обучающегося – 520 тыс. тг. в год, в вузах от 800 тыс. тг. до 1 млн 100 тыс. тг. в год, а в колледжах – 450 тыс. тг. в год);
-низкое качество подготовки специалистов сферы ТиПО и несоответствие навыков выпускников современным производственным требованиям;
низкий норматив подушевого финансирования ТиПО;
- слабая МТБ организаций ТиПО;
- недостаточная обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях;
- слабая связь организаций ТиПО с реальным сектором экономики, бизнесом и сферой услуг;
- необходимость информирования населения о динамичном развитии системы ТиПО.»;
в главе 4. «Безопасность детей, защита их прав и интересов»:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«На конец 2022 года детское население составило 6616774 детей (2020 год – 6110156), из них более 3,7 млн школьников, более 2,5 млн детей дошкольного возраста, более 400 тыс. студентов организаций ТиПО. При этом, по данным Бюро национальной статистики к 2027 г. ожидается увеличение количества казахстанских детей до 8 млн. Существует риск, что с увеличением детского населения будут увеличиваться проблемы, поднимаемые обществом.»;
абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:
«Вместе с тем имеются следующие проблемы, требующие системного решения:
- проблемы семейного неблагополучия, рост социального сиротства, вопросы профилактики жестокого обращения в отношении детей, их безнадзорности и беспризорности;
- усиленное проявление негативных явлений в детской среде – буллинг, лудомания, игромания, употребление вейпов, электронных сигарет, психоактивных веществ и др.;
- необеспеченность бесплатным одноразовым горячим питанием всех обучающихся начальной школы в 11 регионах;
- слабая результативность мер по обеспечению безопасности детей;
- неполноценность и нерациональность горячего питания отдельных категорий детей (соблюдение норм, выделение финансирования);
- необходимость разработки и включения национального меню в школьные столовые;
- необходимость модернизации школьных столовых, обновления меню;
- недостаточность детских оздоровительных центров для охвата детей отдельных категорий летним отдыхом и оздоровлением;
- отсутствие системного подхода к обновлению автопарка школ для подвоза детей;
- слабое развитие служб школьной медиации и отсутствие механизма обучения педагогов основам метода школьной медиации и медиативного подхода.»;
в разделе 3. «Обзор международного опыта»:
дополнить абзацами вторым, третьим, четвертым, пятым, шестым, седьмым следующего содержания:
«Охват дошкольным воспитанием и обучением
Одним из успешных примеров решения проблемы с дефицитом мест дошкольного образования является опыт Европейских стран и США.
В целях привлечения и создания комфортных условий для сотрудников,
в развитых странах мира распространены корпоративные детские сады.
Корпоративный детский сад – это специально организованное работодателем пространство для временного пребывания детей в офисе или вблизи его, где родители могут оставить ребенка на несколько часов или на целый день.
Широкое распространение эта модель организации дошкольного образования получила в крупных компаниях в Европе и США. Корпоративные детские сады и детские комнаты существуют у таких международных гигантов, как Google, Apple, BMW. По данным компании Bright Horizons, крупнейшей мировой сети корпоративных детских садов, 94% опрошенных родителей готовы сменить место работы ради детского сада, а 23% отказались работать в компаниях, в которых нет детского сада или развивающего центра.
Данный международный опыт с привлечением потенциала крупных работодателей может применяться и в Казахстане для обеспечения доступа к дошкольному воспитанию и обучению.»;
в разделе 5. «Основные принципы и подходы»:
в направлении 1 «Создание равных стартовых возможностей»:
заголовок направления 1 изложить в следующей редакции:
«Направление 1. «Детский сад – территория комфорта и развития»»;
в параграфе 1. «Расширение доступа к дошкольному воспитанию и обучению»:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Для осуществления комплексного перехода к высокому качеству образовательных услуг и обеспечения равного доступа детей от 2 до 6 лет к качественному ДВО будут приняты действенные меры. Прежде всего, это открытие новых мест за счет размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях, расширения действующей сети путем использования дополнительных площадей, в т.ч. на первых этажах жилых домов и других помещений. При этом родителям предоставляется право выбора формата: воспитание и обучение на дому, в центрах или в детских садах. Для максимального учета потребности населения в ДВО будет пересмотрен механизм размещения государственного заказа. Обязательным условием планирования размещения государственного заказа в дошкольных организациях станет прогноз демографических показателей территориальных единиц (район, микроучасток), региональных миграционных потоков и рождаемости.»;
абзац второй изложить в следующей редакции:
«Будет поддерживаться создание ведомственных (корпоративных) детских центров при крупных организациях по модели Google, Apple. Государственная политика в системе ДВО направлена на обеспечение доступности и создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения. На основе сформированной социальной карты в информационной системе «Социальная помощь» автоматически отражается уровень трудной жизненной ситуации каждой семьи. Под категорию детей, подлежащих государственной социальной поддержке, попадают дети из семей категории Д, Е (кризисный и экстренный уровень состояния неблагополучия семьи). Сведения об индексе благополучия семьи в Цифровой карте семьи обновляются на постоянной основе. За счет постановки на очередь с дальнейшим предоставлением бесплатного горячего питания дети из социально уязвимых слоев населения получат доступ к ДВО.»;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«Во всех дошкольных организациях будут созданы условия для инклюзивного образования. Национальным научно-практическим центром специального и инклюзивного образования совместно с педагогами будет продолжена работа по разработке Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения для детей с ООП, учебно-методических пособий для педагогов. В связи с растущей потребностью в сопровождении детей и организации процесса обучения в детском саду дошкольников с ограниченными возможностями планируется внедрить в Типовые штаты ДО должность педагога-ассистента.»;
дополнить абзацами шестым, седьмым, восьмым следующего содержания:
«Будет проведена синхронизация работы дошкольных организаций
и начальной школы с обеспечением преемственности в содержании, в подходах обучения и воспитания детей младшего возраста. На каждом этапе будут учитываться задачи, потребности и возрастные возможности детей.
На основе карты развития ребенка будет определена индивидуальная траектория его обучения, также раскрыта психолого-эмоциональная готовность к школе, с последующей передачей в начальную школу с обеспечением конфиденциальности личных данных. Для поступления в школы не будут проводиться входные тесты с целью отбора.
Для детей, по различным причинам не посещавших детский сад или, по мнению педагога и родителей, не готовых к школе, но достигших возраста поступления в 1 класс, в школах будут работать программы адаптации.»;
в параграфе 2. «Модернизация содержания в дошкольных организациях
в рамках Модели развития дошкольного воспитания и обучения»:
абзац третий изложить в следующей редакции:
«Дошкольные организации используют методики и технологии обучения, инновационные формы, методы, приемы организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями развития
и потенциальными возможностями воспитанников. Создается безбарьерная развивающая среда, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка, развития жизненно необходимых физических, социальных, эмоциональных, коммуникативных, познавательных навыков. При этом в соответствии
с возрастными особенностями детей будут разрабатываться и внедряться персонализированные образовательные программы с применением искусственного интеллекта (далее – ИИ). Это включит в себя предоставление уникальных материалов и заданий, соответствующих уровню способностей и интересам каждого ребенка. Действенным методом станет разработка образовательных игр и приложений, основанных на ИИ, которые помогут развить когнитивные навыки, логику, языковое и математическое мышление, используя интерактивные и занимательные методы обучения. ИИ позволит отслеживать прогресс развития каждого ребенка, выявлять сильные и слабые стороны, а также определять области, требующие дополнительной поддержки, информировать родителей о развитии и успехах их детей, о стимулировании учебного прогресса в домашних условиях.»;
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«Помимо этого, в дошкольных организациях с русским и другими языками обучения будет предусмотрена программа языкового погружения в казахский язык. В каждой возрастной группе в течение всего дня формируется необходимый словарный запас на казахском языке для формирования языковых компетенций. Это позволит детям с раннего возраста изучать и применять в речи обиходный словарный запас, словосочетания и целые фразы на казахском языке, приучая ребенка не только к пониманию, но и к мелодичности казахской речи. Вместе с языком ребенок проникается культурой и традициями казахского народа, таким образом программа формирует казахстанскую идентичность у наших маленьких граждан.»;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«Будет обеспечена целостность процесса раннего развития ребенка на основе гармоничного сочетания современных теорий с национальными особенностями. Немаловажными являются открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в процесс воспитания и обучения, осуществление поддержки семьи по вопросам воспитания и обучения детей, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив со стороны родителей. При организациях образования с учетом потребностей родителей будут созданы консультационные пункты в целях социальной психолого-педагогической поддержки родителей, дети которых не охвачены ДВО. Формат работы консультационных пунктов при традиционных институтах дошкольного воспитания должен дополняться такими новыми формами, как детские клубы, центры игровой поддержки детей и ранней социализации, которые также направлены на повышение уровня самообразования родителей.»;
в параграфе 3. «Повышение эффективности управления сферой дошкольного воспитания и обучения на основе лидерства»:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«Методисты дошкольных организаций должны оказывать помощь педагогу в выявлении точечных проблем в его практике, совершенствовать профессионализм педагогов через предоставление возможности обмена опытом, повышение квалификации в условиях обновления целей и содержания ДВО, содействовать изучению интересов детей для организации совместного
с родителями выбора развивающих программ для ребенка. Будут выявлены слабые, средние и сильные дошкольные организации и им будет оказана адресная методологическая поддержка. Для распространения передовых практик дошкольного воспитания и обучения и методического сопровождения получат дальнейшее развитие центры компетенций на базе лучших дошкольных организаций, при методических кабинетах — мобильные группы. Их задача — оказывать методическую помощь педагогам в выявлении точечных проблем
и путей их решения.»;
в направлении 2. «Формирование сознательного и всесторонне развитого гражданина через систему среднего образования»:
заголовок направления 2 изложить в следующей редакции:
«Направление 2. «Каждая школа – лучшая школа»»;
параграф 1. «Совершенствование содержания среднего образования» изложить в следующей редакции:
«В 2021 – 2022 учебном году завершено внедрение обновленного содержания образования, основанного на изменении ГОС среднего образования, учебных программ и планов, методик преподавания и обучения, введении системы критериального оценивания.
Дальнейшее совершенствование содержания среднего образования будет осуществляться через определение концептуальных и методологических основ. Каждые 5–7 лет на основе анализа будут пересматриваться учебные программы и учебники.
Научно-теоретической основой создания современной модели образования являются личностно-деятельностные и компетентностные подходы, ориентированные на реализацию концептуальных идей гуманистической парадигмы.
Реализация компетентностного подхода в содержании образования страны значима, так как показатели обучающихся на международных исследованиях TIMSS, PISA, которые определяют уровень функциональной грамотности обучающихся, сравнительно низкие.
Компетентностный подход включает в себя основной концепт деятельностного подхода – «учение через деятельность» и усиливает его требованием о том, что ученик должен уметь применять освоенные знания на практике. В содержании учебных программ будет усилен принцип интеграции предметов, разделов, тем. Так, в начальном образовании в содержании всех предметов отражаются единые сквозные темы. В основной школе обеспечиваются горизонтальные и вертикальные межпредметные связи. В старшей школе осуществляется профилизация через интеграцию предметов и содержание учебных программ. Интеграция на всех уровнях будет осуществляться на основе STEAM-подходов.
STEM-подход является расширением и модификацией интегрированного формата личностно-деятельностного и компетентностного подходов в контексте требований инженерно-технологического тренда системы образования, т.е. инновационной составляющей новой парадигмы развития данной сферы.
Реализация на практике новой методологии образования, личностно-деятельностного, компетентностного подходов и интегрирующий их инновационный потенциал STEM-подхода предполагает трансформацию содержательно-методических основ школьного образования.
Содержание образования нацелено на формирование предметных, метапредметных и ключевых компетенций выпускника школы.
Совершенствование содержания образования предполагает: снижение учебной нагрузки на обучающегося, упор на академические знания, развитие функциональной грамотности, ориентацию содержания на развитие навыков и компетенций с учетом потребностей обучающихся, повышение эффективности обучения по естественно-математическим предметам на основе STEM-подходов, а также усиление воспитательного компонента на основе национальных ценностей и культуры казахского народа. В содержание образования будет интегрирована концепция «Адал азамат», которая берет свое начало от учения Абая о «Совершенном человеке», озвученного Главой государства в Послании народу Казахстана 2023 года. Философскую основу среднего образования составит культурное и духовное наследие просветителей: Әбунасыр әл Фараби, Жүсіп Баласағұни, Махмуда әл Қашгари, әл Хорезми, Ходжа Ахмета Яссауи и других великих мыслителей.
Государство поддерживает широкий выбор направлений обучения в средней школе. В ГОСО будет определено необходимое количество обязательных учебных часов и разные направления вариативного компонента. Вариативный компонент будет увеличиваться постепенно по уровням среднего образования. При этом школа через расширение автономии обеспечит раннюю профилизацию и выбор обучающимися собственной образовательной траектории, индивидуального профильного направления.
В целом, структурные основы действующего ГОСО, учебных планов и программ сохранятся. Вносятся изменения в содержание целей обучения и в ожидаемые результаты по учебным предметам. В ГОС начального, основного среднего и общего среднего образования пересматриваются ценности, которые будут интегрированы в систему целей обучения и долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы каждого предмета. В содержании будет усилен акцент на реализацию полиязычного образования, на обеспечение поэтапного и уровневого усвоения казахского, русского и иностранного языков.
Для детей, прибывших из других стран, будут разработаны программы на основе культурных, языковых, правовых аспектов, обеспечивающих их адаптацию в сообществе. Для качественного продолжения обучения в казахстанских школах будет обеспечена языковая подготовка, созданы специальные ресурсные группы.
С целью повышения качества изучения казахского языка, а также для быстрого вхождения детей, не говорящих на казахском языке, в учебный процесс, в школах на экспериментальной основе будет внедряться программа раннего погружения в казахский язык. Программа была апробирована и внедрена в Интеллектуальных школах, разработаны учебники и учебные материалы. Будет обеспечено нормативное правовое, методологическое и методическое сопровождение образовательного процесса, организовано обучение педагогов, администрации школ и методистов.
В учебных программах предусматриваются дополнительные часы на повторение и закрепление учебного материала по предметам в рамках вариативных часов. Все Типовые учебные планы и программы пройдут обязательную экспертизу и апробацию до их внедрения. Программы будут внедряться поэтапно.
Так, в школах с казахским языком обучения первоклассники изучают «Казахский язык», во 2-м классе в программу включается «Русский язык», в 3-м – «Английский». В школах с русским языком обучения в 1-м классе изучают «Казахский язык» и «Русский язык», с 3-го класса добавляется «Английский язык». Основным принципом обучения является развитие четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Обучающиеся 5-8-х, 10-х классов вне зависимости от языка обучения будут сдавать экзамен по учебному предмету «Казахский язык», в 10-11-х классах вводится дополнительно 1 час на изучение предмета «Английский язык» с делением на группы, что позволит свободно владеть казахским/английским языками обучения.
Будет проработан вопрос по введению отдельного учебного предмета «Мировая литература» с 5-го по 11-й классы в школах с казахским языком обучения.
В содержании учебной программы предмета «География» будет усилен казахстанский компонент. В целях совершенствования содержания школьного исторического образования в учебных программах по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» будут пересмотрены хронология, периодизация исторических фактов и сведений.
Преподавание предметов ЕМН реализуется через содержание учебных предметов «Естествознание», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Алгебра и начала анализа», «География», «Биология», «Физика» и «Химия». При этом основной задачей является формирование у обучающихся навыков и компетенций, основанных на междисциплинарном, творческом, проектном подходах к обучению, сохранении преемственности, расширении и углублении знаний о естественно-математических предметах, усилении межпредметной связи.
В содержание учебного курса «Глобальные компетенции» для 5-9-х классов включен раздел «Безопасность жизнедеятельности», который направлен на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, на сохранение индивидуальности, права на личную жизнь и неприкосновенность, защиту от буллинга и насилия.
Предмет «Начальная военная и технологическая подготовка» будет переименован в «Начальную военную подготовку». В содержании учебного предмета будет усилена практическая часть, увеличено количество часов на изучение раздела «Основы безопасности жизнедеятельности».
Программа основной средней школы будет направлена на предпрофильную подготовку и продолжение обучения в колледжах или старшей школе. В старших классах будет осуществляться целенаправленная и углубленная подготовка выпускников к продолжению обучения в вузах.
Разработанные Национальной академией образования имени
Ы. Алтынсарина учебные программы пройдут поэтапную апробацию и внедрение. На основе систематического наблюдения за процессом реализации учебных программ будут осуществляться мониторинговые исследования и проводиться широкомасштабные консультации с педагогической общественностью до и после внедрения учебных программ. Это позволит разработчикам определить суть проблем и области для их улучшения.
Организациям образования будет предоставлена самостоятельность в выборе инноваций через внедрение лучших отечественных и мировых практик, разработку и внедрение вариативных программ.
Внедрение инновационных способов преподавания предметов реализуется через электронные платформы для педагогов и обучающихся, что приведет к цифровизации всего учебного процесса.
Содержательные платформы, качественные учебники и учебно-методические комплексы, использование электронных ресурсов в учебном процессе позволят последовательно и системно развивать навыки по формированию у обучающихся функциональной грамотности, обеспечат наглядность, доступность, индивидуальность материалов, самостоятельность школьников.
Во всех классах будет 100 %-й охват инвариантных предметов цифровыми учебниками, имеющими мультимедийный (аудио, видео), интерактивный контент и функции с элементами геймификации.
Все школы получат доступ к платформам с качественным цифровым интерактивным обучающим контентом и оцифрованными школьными процессами. При этом цифровой контент пройдет соответствующую экспертизу. Будут внесены изменения в требования к цифровым ресурсам. В бюджетах школ будут предусмотрены средства для подписки к цифровым образовательным ресурсам для бесплатного доступа педагогам и ученикам.
Будут уточнены цели обучения и образовательных результатов, разработаны новые педагогические инструменты и обновлены педагогические практики с использованием цифровых технологий на базе результатов исследований.
В информационной системе будет обеспечены доступность управления учебным процессом, информации об учебных достижениях и обратной связи родителям, объеме изучаемого материала, наборе тем по предметам, домашних заданиях, данных педагогов и др. Безопасность участников образовательного процесса в цифровой среде станет первостепенной задачей.
Данные по учебным достижениям обучающихся будут агрегированы в Национальную образовательную базу данных путем интеграции с Системами управления обучением (LMS) и электронными журналами для обеспечения историчности, полноты, неизменности и защиты персональных данных обучающихся. Данный подход обеспечит возможность для анализа и улучшения образовательной траектории ребенка.
Внедряется электронная платформа экспертизы содержания образования и образовательных ресурсов, которая обеспечит объективность и прозрачность всех этапов экспертизы; повысит эффективность процедуры экспертизы, конфиденциальность отбора экспертов, усилит контроль их деятельности. Для ввода в эксплуатацию будет подготовлена нормативно-техническая документация и проведена работа по обеспечению информационной безопасности. Повсеместно будет внедрена электронная платформа по выбору учебников педагогами.
В результате повысится конкурентоспособность обучающихся, усовершенствуется учебно-воспитательный процесс, снизится нагрузка на детей, педагогов, повысится качество образования в целом.
Процесс разработки и тиражирования учебников и УМК передан в конкурентную среду. В результате используемые учебники разработаны 20-ю издательствами. Государство регулирует качество учебных изданий через обязательную экспертизу и одобрение альтернативных учебников, а также через предъявление и проверку обязательных требований к структуре и содержанию учебников и УМК и процедуру внутрииздательской экспертизы.
Внедрение альтернативных учебников в начальных классах позволит повысить вариативность образования и качество учебников в ближайшие годы.
Внедряется система ранней профориентации школьников для выбора будущей профессии. В результате внедрения должности «педагог-профориентатор» в школах более 4 тыс. педагогов-профориентаторов приступили к своим обязанностям и обеспечивают комплекс действий по выявлению у школьников склонностей к определённым видам профессиональной деятельности. Педагоги-профориентаторы будут консультировать родителей и обучающихся по вопросам региональной и национальной структуры экономики и перспектив развития, массовых профессий и востребованности в специалистах региона и страны в соответствии с атласом профессий, возможностей поступления в колледжи и вузы по выбранным направлениям, по доступности разных видов грантов. В случае непоступления в колледжи и вузы профориентаторы информируют о действующих программах и проектах поддержки молодежи.
Для работы педагогов-профориентаторов будут разработаны методические рекомендации, определены концептуальные основы развития профориентационной работы в организациях среднего образования. Будет выстроена система непрерывной профориентационной работы среди обучающихся, учитывающая психологические, социальные, экономические и другие аспекты. В учебных программах будет предусмотрена ранняя социализация и профессиональная ориентация обучающихся и получение первичной профессиональной квалификации на уровне старшей школы. В программу подготовки педагогических кадров бакалавриата и магистратуры будет включено профориентационное направление.
Развитию интеллектуального потенциала детей и выбору будущей профессии будут способствовать сетевые школы, которые реализуют единую специализированную общеобразовательную учебную программу. Во всех регионах будут функционировать инженерные школы имени К. Сатпаева, IT-школы имени О. Жаутыкова, гуманитарные школы имени Абая.
Будут приняты меры для развития различных форм обучения, в том числе с использованием информационных технологий в рамках установленных правил. В школах будет организован индивидуальный подход в обучении, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся. Будет оказана особая поддержка слабоуспевающим детям. Планируется внедрение проекта «Цифровой учитель» по восполнению потерь знаний обучающихся с низкой успеваемостью, а также из социально уязвимых семей путем организации дополнительных занятий в режиме онлайн по основным предметам. Проект обеспечит реализацию адаптивной методики обучения через информационную систему с учетом индивидуальных особенностей обучения слабоуспевающих детей.
Повышению качества образовательных услуг в сельских МКШ, сокращению разрыва между городом и селом будет способствовать проект «Цифровая сельская школа». В рамках проекта сельские МКШ будут обеспечены востребованными квалифицированными педагогами, которые будут проводить уроки в дистанционном формате. Будет решен вопрос дефицита педагогов по предметам «Химия», «Физика», «Математика», «Английский язык» и др. Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина обеспечит методическое и методологическое сопровождение, Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» – подготовку педагогов для работы в цифровом формате. Значительно укрепится информационно-коммуникационная инфраструктура МКШ.
В целях повышения эффективности управления школой будет усовершенствована система внутришкольного контроля, где особое внимание уделяется повышению уровня профессиональной компетентности субъектов контроля, прежде всего за счет передачи контрольных полномочий заместителям директоров школ, методическим объединениям учителей. Разработано положение внутришкольного контроля с указанием цели, теоретических подходов, критериев оценки и методики обработки результатов. Постоянный анализ и оценка на основе контроля успешных результатов и недостатков по направлениям внутришкольного контроля позволит повысить качество деятельности управления школой и достичь высоких результатов. В вопросах повышения качества знаний детей будет использован внутренний ресурс каждой школы. Педагоги, кроме традиционных методик и приемов, будут применять методы «исследования урока», «исследования в действии», посещать уроки, предоставлять обратную связь, осуществлять совместное планирование и модерацию уроков и т.д.»;
в параграфе 3. «Развитие инфраструктуры и модернизация школ»:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«В целях решения проблем трехсменного обучения, аварийных школ и дефицита ученических мест к 2030 году планируется ввод 1,5 млн новых ученических мест.»;
абзац второй изложить в следующей редакции:
«В рамках проекта «Комфортная школа» в период с 2023 по 2025 годы будут построены 369 новых школ на 740000 ученических мест (в две смены: 2024 год – 461 тыс. мест, 2025 год – 279 тыс. мест).»;
абзац десятый изложить в следующей редакции:
«В период с 2023 года планируется ежегодное проведение капитального ремонта не менее 200 школ. Все школы будут обеспечены доступом к скоростному безопасному Интернету в соответствии с минимальными международными требованиями с использованием специального шлюза, с блокировкой потенциально опасного, «взрослого» контента. При этом Интернет должен быть доведен не только до населенного пункта, так называемая «последняя миля» должна быть проложена к школе, а в школе — развернута соответствующая локальная сеть. Школы будут обеспечены необходимым набором интерактивного оборудования в соответствии с особенностями организации образования и контингента учащихся.»;
в направлении 3. «Интеграция молодежи в обучение и на рынок труда»:
заголовок направления 3 изложить в следующей редакции:
«Направление 3. «Техническое и профессиональное образование – ключевое звено подготовки рабочих кадров»»;
в параграфе 1. «Обеспечение качественного и безбарьерного доступа технического и профессионального образования»:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«Для обеспечения качественного и безбарьерного доступа к ТиПО продолжится работа по полному охвату желающих выпускников 9-х классов бесплатным обучением в организациях ТиПО по востребованным специальностям через увеличение объема государственного заказа на подготовку кадров с ТиПО до 150 тыс. мест к 2026 году. Также будет увеличена целевая подготовка кадров по заявкам предприятий с обязательством трудоустройства (ежегодно более 10 тыс. абитуриентов), получением нескольких квалификаций в рамках одной образовательной программы. Помимо получения первой рабочей профессии обеспечивается бесплатное получение второй профессии, востребованной на рынке труда. С целью повышения качества подготовки кадров будет проработан вопрос увеличения норматива подушевого финансирования ТиПО. Для поддержания сельских территорий, формирования кадрового потенциала в аулах и поддержки сельской молодежи будет налажена работа мобильных учебных центров («обучение на колесах»). Работа центра предназначена для краткосрочной курсовой подготовки лиц, проживающих в сельских районах. Кроме того, эти центры будут обучать учащихся 10–11 классов общеобразовательных школ в населенных пунктах, не имеющих колледжей.»;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«В целях предоставления возможностей для качественного обучения, получения опыта работы и необходимых компетенций в различных организациях и на предприятиях, в том числе за рубежом, будут реализованы программы обмена для студентов и педагогов в рамках академической мобильности. Будут приняты меры по развитию сетевой формы подготовки кадров. Сетевая форма подготовки кадров будет осуществляться на основании договора о сетевом взаимодействии между отраслевыми ассоциациями работодателей, предприятиями и организациями ТиПО в части проведения теоретической подготовки, производственной практики и (или) учебной практики, лабораторных, практических занятий.»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«Планируется разработка механизмов, чтобы обучающиеся с ООП приобрели профессии, востребованные на современном рынке труда, с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей. Продолжится работа по обеспечению равных условий и безбарьерного доступа для лиц с ООП. К 2025 году планируется создать условия для инклюзивного образования во всех государственных организациях ТиПО.»;
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
«В результате принимаемых системных мер Казахстан планирует войти в ТОП-20 стран по итогам чемпионата мира WorldSkills-2025 в общекомандном зачете. Будет проработан вопрос внедрения системы мотивации победителей международных чемпионатов WorldSkills, в том числе путем получения высшего образования на основе госзаказа по своему направлению. Призеры, подготовившие их преподаватели и мастера будут премированы также, как призеры международных предметных олимпиад и научных соревнований школьников. Это позволит повысить престиж рабочих профессий и будет способствовать повышению привлекательности технического и профессионального образования.»;
абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
«В колледжах будут созданы студенческие центры «Бизнес-стартап» для поддержки предпринимательских навыков и открытия собственного дела. Данные студенческие центры будут работать совместно с социальными партнерами и предоставлять студентам возможность реализовать собственные бизнес-идеи и молодежные стартапы.»;
параграф 2. «Модернизация содержания и повышение качества технического и профессионального образования» изложить в следующей редакции:
«Продолжится работа по методологической поддержке и сопровождению организаций ТиПО при внедрении стандартов WorldSkills в учебный процесс и разработке рабочих учебных программ, проведении профориентации, курсового обучения педагогов и демонстрационного экзамена по требованиям WorldSkills.
Продолжится работа по расширению академической самостоятельности в определении содержания образования и сроков обучения совместно с работодателями. В целях формирования единой информационной среды учета и качества образовательных программ продолжится работа по ведению реестра образовательных программ и совершенствованию процесса их экспертизы. На основе Реестра образовательных программ будет сформирован Национальный портфель образовательных программ ТиПО с последующей интеграцией с цифровой платформой Национальной системы квалификаций. Национальный портфель обеспечит непрерывность обучения в колледжах и вузах, станет основой для перезачета ранее освоенных результатов обучения. Информация будет полезна для работодателей и желающих получить профессию, особенно в вопросах опережающей подготовки кадров с учетом развития экономики.
Продолжится совершенствование и обновление образовательных программ, где будут предусмотрены модули, направленные на развитие предпринимательских навыков, ключевых гибких навыков (soft skills). В образовательные программы будут внедрены дополнительные микроквалификации и (или) minor-программы на основе добровольности и выборности, позволяющие обучающимся осваивать квалификации в смежных областях, достаточных для выполнения отдельной трудовой функции. В этой связи отраслевым государственным органом будет пересмотрена структура профстандарта с учетом декомпозиции профессии до квалификаций, включая микроквалификации. Государственный образовательный заказ будет размещаться в колледжах, которые реализуют образовательные программы на основе профессиональных стандартов (при наличии).
Продолжится работа по внедрению модульно-компетентностного подхода, позволяющего обучиться по востребованным навыкам в короткие сроки. Будет предоставляться возможность освоить один модуль по специальности либо получить микроквалификации в рамках краткосрочного профессионального обучения, пройти сертификацию и трудоустроиться. Государственный заказ на подготовку кадров по краткосрочному профессиональному обучению будет осуществляться местными исполнительными органами.
Программы прикладного бакалавриата высших колледжей будут согласованы с профильными вузами для обеспечения перезачета академических кредитов и сокращения срока получения степени бакалавра в вузах. При этом уполномоченными гоударственными органами совместно с местными исполнительными органами будут приняты меры по развитию уровня послесреднего образования на основе международного опыта третичного образования с принятием соответствующих НПА.
Для непрерывного внедрения новых технологий и инноваций на постоянной основе будут проводиться исследования и мониторинги системы ТиПО. Для этого необходимо предусмотреть базовое финансирование.
Продолжится работа по совершенствованию кредитной системы обучения с учетом принципов европейской кредитной технологии.
Продолжится актуализация классификатора специальностей и квалификаций ТиПО с учетом требований работодателей и Атласа новых профессий.
В Типовых учебных программах по общеобразовательным дисциплинам ТиПО будут решены задачи по формированию общей культуры личности, созданию основ функциональной грамотности обучающихся, адаптации молодежи к жизни в обществе. Обучающиеся организаций ТиПО будут участвовать в международных сопоставительных исследованиях PISA-2025, PISA-2029, направленных на определение уровня функциональной грамотности 15-летних обучающихся.
При трудоустройстве выпускников, в первую очередь, решающее значение имеют навыки и уровень квалификации молодого специалиста. В качестве дополнительного документа к диплому об образовании будет выдаваться карта компетенций выпускника. Карта компетенций выпускника отображает уровень профессиональной подготовки и владения теми или иными компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии.
Для работодателей карта компетенций выпускника станет шаблоном, представляющим детальные критерии оценивания достижения результатов обучения, освоенных студентами в рамках профессиональных компетенций.
Будет проведена инвентаризация колледжей и их профилизация. Это позволит сконцентрировать все академические и производственные мощности в отраслевых учебных заведениях.
Планируется объединять малокомплектные сельские колледжи с ведущими колледжами, совместно с социальными партнерами создавать современные учебные хозяйства и мини-предприятия в аграрной сфере, также стимулировать государственные заказы в этой области и поддерживать партнерство между крупными предприятиями и колледжами.
Будет продолжена работа по развитию отраслевых центров компетенций в колледжах как базы для формирования лучших практик на предприятиях региона и реализации профессиональных модулей опережающего обучения. Центры компетенций будут расширять доступ граждан к множеству квалификаций, переквалификации, неформальному обучению и развитию мягких навыков. Полученные компетенции будут подтверждаться центрами признания квалификаций. Те колледжи, которые обладают подобными центрами компетенций, смогут выполнять функции отраслевых центров повышения квалификации и переобучения действующих сотрудников предприятий. Этот подход соответствует принципу обучения в течение всей жизни. Для этих колледжей будут предусмотрены стимулирующие выплаты подушевого финансирования.
Будет внедрена система ранжирования колледжей по показателям качества ТиПО, которая станет основой Независимого национального рейтинга.
Все эти меры позволят своевременно определять потенциальные риски в процессе обеспечения качества технического и профессионального, послесреднего образования и управлять ими.»;
в параграфе 4. «Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка организаций технического и профессионального образования»:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Прорабатывается новая модель финансирования, при которой государственный заказ будет дополняться средствами от реализации собственной продукции, произведенной колледжем, платных услуг и средствами от работодателей. Продолжится работа по укреплению МТБ государственных организаций ТиПО, в том числе за счет средств бизнеса. Колледжи будут модернизированы и оснащены современным оборудованием, в том числе за счет средств бизнеса.»;
в параграфе 5. «Цифровизация технического и профессионального образования»:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«В целях обеспечения равных возможностей и прозрачности процедуры от приема до зачисления в колледж, обеспечением местами в общежитии, бесплатным питанием и получением стипендии продолжится повсеместная цифровизация государственных услуг. Увеличится перечень доступных государственных услуг и доля организаций образования, охваченных государственными услугами через портал электронного Правительства.»;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«Для широкомасштабного внедрения онлайн- и гибридного обучения будут проработаны меры по модернизации цифровой инфраструктуры (обновление компьютерного парка, мультимедийных и интерактивных средств обучения, разработка систем управления обучением, проведение международной сертификации) и развитию цифровых навыков кадрового состава (сертифицированные тренинги). Онлайн и гибридное обучение повысит конкурентоспособность колледжей, будет способствовать мобильности и высоким результатам, а студентам сэкономить время и расходы, обучаясь на рабочем месте.»;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«Таким образом, будет сформирована база инновационных проектов, которые могут быть вовлечены в процессы коммерциализации или стать основой дальнейших научно-исследовательских разработок. Продолжится работа по открытию 20 региональных IT-центров на базе современных колледжей. Планируется, что региональные IT-центры станут точками притяжения и зоной роста для высокотехнологичных проектов. IT-специалисты, как технические специалисты, так и бизнесмены от цифровой индустрии, смогут пройти здесь обучение, прокачать свои компетенции.»;
абзац девятый изложить в следующей редакции:
«В результате принятых мер к 2030 году доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений ТиПО достигнет 89 %.»;
в направлении 4. «Защита прав и интересов детей, обеспечение условий безопасной жизнедеятельности ребенка»:
в параграфе 2. «Охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«Будут законодательно регламентированы порядок передачи детей в приемную профессиональную семью, требования, предъявляемые к приемным профессиональным воспитателям, программы психологической подготовки, перечень социальных гарантий и выплат и др. Будет усовершенствована система учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«Будет проводиться поэтапное укомплектование центров поддержки детей психологами, социальными педагогами и работниками. Будет установлен норматив штатной численности специалистов органов опеки и попечительства.»;
в направлении 5. «Воспитание нового поколения казахстанцев»:
параграф 2. «Развитие способностей ребенка по интересам через дополнительное (неформальное) образование» изложить в следующей редакции:
«Основная задача системы дополнительного образования – это предоставление детям более широкого спектра услуг для их всестороннего развития.
Поэтапное увеличение государственного образовательного заказа на дополнительное образование за счет МИО создаст конкуренцию между государственными и частными организациями, условия для расширения сети кружков и секций в шаговой доступности от места жительства детей как в городах, так и в сельской местности, улучшит качество дополнительного образования детей. МИО примут меры по укреплению МТБ, оснащению современным оборудованием государственных организаций дополнительного образования детей, в т.ч. для создания безбарьерных условий для детей с ООП.
За счет размещения государственного образовательного заказа в частных организациях дополнительное образование детей станет доступным во внешкольных организациях, школах и частных организациях. До конца 2027 года будут построены не менее 100 новых крупных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей: дворцы школьников, станции юных техников, детские технопарки, музыкальные и художественные школы. Каждому желающему ребенку будет предоставлена возможность бесплатно посещать спортивные секции или творческие кружки, также по инженерно-техническим, IT-направлениям и программированию и др.
В дополнительном образовании для детей появляются новые направления (квантовая информатика, программирование, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, машинное обучение, финансовая грамотность, биотехнология и нейротехнология, космические исследования, астроинженерия и др.) и, чтобы отвечать на изменяющиеся интересы и потребности обучающихся, необходимо определение и расширение направлений дополнительного образования, способствующие интеллектуальному развитию детей. Для расширения спектра услуг в сельской местности будут реорганизованы 87 музыкальных и художественных сельских школ в школы искусств с многопрофильной деятельностью. В сельской местности школам, имеющим соответствующую материально-техническую базу, будет присвоен статус организаций дополнительного образования и комьюнити-центров.
Введение уведомительного порядка о начале или прекращении осуществления деятельности для организаций дополнительного образования, получающих государственный заказ, позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг, обеспечивая соответствие требованиям, а также эффективно использовать государственные ресурсы и повысить ответственность внешкольных учреждений перед обществом за развитие детей.
Создание единой платформы дополнительного образования объединит различные образовательные программы и ресурсы в одном месте, что упростит поиск и обеспечит доступ к образовательным услугам для обучающихся и их родителей, предложит им широкий выбор образовательных курсов и программ.
Будет проработан вопрос внедрения норматива подушевого финансирования в системе дополнительного образования.
Наблюдать за развитием индивидуальных навыков и компетенций каждого обучающегося, его внеурочными достижениями и вовлеченностью в общественное движение, а также отслеживать активности, связанные с отдыхом и оздоровление в период летних каникул, позволит создание модулей в Национальной образовательной базе данных, где будут отражены карта индивидуальных компетенций обучающегося с внеурочными достижениями и карта охвата отдыхом и оздоровлением в летний период.
Внеурочные достижения, зафиксированные в карте индивидуальных компетенций выпускника общеобразовательной школы, будут отражены в приложении к его аттестату об основном и общем среднем образовании. Данная мера будет демонстрировать широкий спектр навыков, интересов и достижений выпускника, которые не всегда могут быть отображены только через академические успехи. Это может помочь при поступлении в учебные заведения, при трудоустройстве или при подаче заявок на стипендии и конкурсы.
В период 2023 – 2025 годов в сельской местности, где создание крупных объектов дополнительного образования нерентабельно, планируется открывать комьюнити-центры или филиалы внешкольных организаций для обеспечения шаговой доступности детей к различным видам кружкам и секциям. Также планируется предусмотреть комьюнити-центры в рамках проекта «Комфортная школа».
В ближайшие три года планируется модернизация 193 внешкольных организаций, проведение капитального ремонта и оснащение МТБ.
В целях популяризации и дальнейшего развития дебатного движения среди школьников МИО будут разработаны региональные планы по обеспечению необходимых научно-методических, организационно-педагогических, информационных условий.
Школьные библиотеки будут трансформированы в дополнительные образовательные площадки с базой электронных информационных ресурсов, в том числе: коллекции оцифрованных документов, веб-сайты, веб-порталы и др.
Проведение анализа по определению образовательных потребностей детей, педагогов, разработка показателей и индикаторов, оценивающих качество услуг по дополнительному образованию детей, разработка образовательных программ, системное повышение квалификации педагогов обеспечат качественный уровень образовательных услуг.»;
в направлении 6. «Преумножение профессионального и культурного капитала педагогов»:
в параграфе 2. «Обеспеченность педагогами и модернизация педагогического образования в колледжах»:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«Колледжи будут обеспечивать педагогов дошкольного образования, начальных классов, а также других некоторых направлений работы организаций образования. В организациях ТиПО будет осуществляться подготовка педагога-ассистента для психолого-педагогического сопровождения и оказания содействия в учебно-воспитательной деятельности обучающихся с ООП. Будет разработана современная модель подготовки педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, основанная на лучших международных практиках. Образовательные программы будут полностью соответствовать профессиональному стандарту «Педагог» и обеспечивать синхронизацию образовательных программ педагогических колледжей и вузов.»;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«Планируются усовершенствование подходов, актуализация содержания и программы обучения педагогов ДВО, особенно по тематике раннего развития и обучения детей. При организациях ТиПО, ведущих подготовку педагогов ДВО, создадутся ресурсные центры (центры компетенции) для обеспечения единства тео-рии и практики в подготовке кадров. В список приоритетных направлений международной стипендии «Болашақ» войдут специальности сферы раннего развития детей.»;
дополнить абзацами тринадцатым, четырнадцатым следующего содержания:
«Повышению качества педагогического состава будет способствовать обязательная независимая сертификация выпускников педагогических колледжей. Она выступит важным инструментом для оценки их академических знаний и профессиональных педагогических компетенций. Право на работу в школе предоставляется только после получения такого сертификата. Независимая сертификация будет осуществляться независимыми аккредитованными организациями.
Успешное будущее колледжа зависит от развития его кадрового потенциала. В вузах в рамках основной образовательной программы студентам будут предлагаться minor-программы и (или) микроквалификации по изучению методики профессионального обучения для получения достаточного объема компетенций, необходимых для работы в колледжах мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин. Студентам будет предоставлена возможность в рамках дуального обучения проходить производственную практику в колледже в качестве преподавателей спецдисциплин или мастеров.»;
параграф 3. «Непрерывное профессиональное развитие педагога» изложить в следующей редакции:
«Актуальной задачей является дальнейшее продвижение парадигмы непрерывного профессионального развития педагога, когда каждый этап этого процесса (профориентация; педагогическая подготовка; школа; повышение квалификации) основывается на принципе преемственности и последовательном выполнении своих функций по профессиональному развитию педагога. В соответствии с новой парадигмой планируется углубление концептуальных подходов непрерывного профессионального развития педагога.
В рамках этой инициативы будут активно поддерживаться и стимулироваться самообразование, стажировки, менторство, участие в республиканских и международных конференциях и совместное обучение в рамках школьных команд.
Планируется внедрение единого подхода к обеспечению непрерывного профессионального развития педагога с использованием цифровых решений.
На основе результатов тестирования будут разработаны специальные обучающие программы, направленные на углубление знаний педагогов в сложных или уязвимых темах, а также на расширение их педагогической компетентности, которые будут доступны как в онлайн-, так и в офлайн-форматах.
Важно обеспечить возможность непрерывного профессионального развития педагогов, разработав разветвленную сеть их регулярного взаимодействия как внутри школ, так и через межрегиональные и общенациональные площадки трансляции опыта лучших педагогов.
Содержание программ курсов повышения квалификации педагогов будет включать оптимальное соотношение предметных, психолого-педагогических, социальных, цифровых и других компетенций, необходимых педагогу для реализации всех видов педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог».
Будет пересмотрено содержание образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов для повышения профессиональной компетентности педагогов. Будут внедряться практико-ориентированные курсы повышения квалификации как основы формирования профессиональных компетенций. Также по предметам будут включены модули, предусматривающие изучение специфики преподавания в инклюзивной среде в рамках реализации всех учебных программ.
Повышение квалификации педагогов для работы в условиях инклюзивного образования будет осуществляться на основе принципа универсального дизайна обучения (умение применять дифференцированные задания, адаптировать учебные программы, организовать необходимую поддержку детям с ООП). Будут разработаны правила сертификации педагогов-ассистентов и программы сертификационных курсов (учет психолого-педагогических особенностей и потребностей детей, умение правильно организовать дифференцированную помощь, знание шрифта Брайля для детей с нарушением зрения, знание дактилологии для детей с нарушением слуха, знание специальных технологий для детей с аутизмом и др.).
Продолжится работа по развитию компетенций педагогов через курсы повышения квалификации (предметные, IT-компетенции, инклюзивные и др.), трансляция лучших практик педагогов на межрегиональном и республиканском уровнях.
Для решения проблемы оттока начинающих педагогов из профессии будет продолжено обучение наставников и лиц с педагогическим образованием, не работавших по специальности и не преподававших длительное время (3 года и более). Эти меры обеспечат решение проблемы потребности в учителях.
Методическая работа в организациях образования тесно связана с профессиональным развитием педагога. В этой связи организациями, занимающимися повышением квалификации, продолжатся посткурсовая поддержка и методическое сопровождение организаций дошкольного и среднего образования. Посткурсовое сопровождение будет выстроено на основе «исследования урока», «исследования в действии», что позволит усилить профессиональное взаимодействие педагогов и фокус на росте академических достижений обучающихся разного уровня успеваемости. В результате методическая работа, направленная на качество образования воспитанников и обучающихся всех уровней, будет связана с качеством деятельности педагогов и обретет постоянный и непрерывный характер.
Будет пересмотрена деятельность областных методических кабинетов с возложением на них функций учебно-методической и научно-методической работы как составной части непрерывного профессионального развития педагога и улучшения качества образования. В этой связи методические кабинеты будут работать под руководством Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина. Методическим кабинетам (центрам) будут предоставлены необходимые условия и приняты соответствующие меры для качественного выполнения поставленных задач, в т.ч. право участвовать в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета.
За счет средств республиканского бюджета ежегодно будут проводиться курсы повышения квалификации для всех методистов методических кабинетов (центров). Целью курсов является ознакомление с приоритетами государственной образовательной политики, новшествами и актуальными тенденциями в образовании, а также развитие навыков для оказания качественной методической поддержки.
Должность методиста станет не только профессионально, но и финансово привлекательной для педагогов с квалификационными категориями «исследователь» или «мастер».
Повышение квалификации педагогов будет осуществляться не менее одного раза в три года организациями, соответствующими утвержденным характеристикам качества в рамках внешней оценки качества курсов повышения квалификации, на основе прозрачности и четких индикаторов эффективности обучения педагогов, и основываться на парадигме «обучение на протяжении всей жизни». Будут внедрены требования по подтверждению качества организаций повышения квалификации через прохождение международной аккредитации/сертификации.
При этом линейка форм профессионального развития педагогов будет расширяться на основе запросов самих педагогов и требований профессионального стандарта «Педагог», приоритетов образовательной политики на страновом и региональном уровнях. Это означает, что педагог будет совершенствовать свой профессионализм не только на курсах повышения квалификации, но, в первую очередь, в педагогической среде, через взаимодействие внутри коллектива, через исследования уроков, модерацию, обратную связь, путем улучшения ежедневной практики преподавания, а также в ходе обучения на тренингах, семинарах, мастер-классах различных организаций.
Будут обновлены действующие программы повышения квалификации, разработаны новые образовательные программы. Планируется разработка программ на основе исследований, определяющих индивидуальные потребности руководителей организаций среднего образования по развитию лидерских и управленческих компетенций, с привлечением тренеров бизнес-школ.
Особенное внимание будет уделяться внедрению инновационных практик профессионального развития школьных коллективов на основе общешкольного подхода («Whole school approach»). Это позволит достигнуть общего целостного понимания инноваций и передовых образовательных практик, поддержки внедряемых методик на уровне руководства школ.
Международные исследования академической успеваемости обучающихся демонстрируют успешность применения форм внутришкольного развития педагогов. Это предполагает взаимное обучение, обмен профессиональным опытом. Такие практики получат свое дальнейшее распространение для повышения качества обучения и роста профессионализма педагогов. Повышению качества педагогического состава может способствовать обучение казахстанских учителей в магистратуре без отрыва от работы и увеличение квот на педагогические специальности по программе «Болашақ».
Качество образования неразрывно связано с качеством менеджмента организаций образования. Поэтому будет реализован прорывной проект по созданию республиканского кадрового резерва директоров школ.
Будут созданы широкие возможности для карьерного роста талантливых молодых педагогов, заместителей руководителей организаций образования. Программы обучения будущих директоров будут включать в себя практические кейсы и задания актуального характера. В результате ежегодно будет сформирована республиканская база данных резервистов, доступная для региональных органов управления образованием для привлечения в качестве руководителей и заместителей организаций образования.
Будут организованы зарубежные стажировки для руководителей и педагогов организаций образования в рамках международной стипендии «Болашак».
Будет также создана республиканская база данных высокопрофессиональных педагогов для формирования штата вновь создаваемых организаций образования, восполнения кадрового дефицита. Этой базой смогут пользоваться родители для получения дополнительных образовательных услуг для детей.
В ТиПО будут пересмотрены формат и структура курсов повышения квалификации в сторону большей практикоориентированности и обучения в условиях реального производства, стажировка в ведущих учебных заведениях и на предприятиях, менторство и другие формы самообразования.
Также будут обновлены образовательные программ курсов повышения квалификации с учетом потребностей рынка труда, профессиональных стандартов и стандартов Worldskills.
С целью формирования качественного состава педагогов и руководителей колледжей предоставляются возможности «бокового входа в профессию» (PGCE), тем самым будут приняты меры по привлечению преподавателей специальных дисциплин и мастеров с производства. Соответствующие условия труда и гибкая система оплаты обеспечат приход и закрепление в профессии.
Формат аттестации будет учитывать специфику педагогов общеобразовательных дисциплин, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Квалификационная оценка предусматривает специфику и профиль специальности по отраслям.
С целью повышения эффективности деятельности организаций образования и качества образовательных услуг, обеспечения эффективного использования профессионального потенциала и управленческого опыта руководителей продолжится ротация первых руководителей государственных организаций образования. Ротация проводится для руководителей, проработавших в одной организации образования 7 лет.
Для обеспечения прозрачности и устранения коррупционных рисков планируется полностью автоматизировать процедуру приема на работу педагогов.
Все эти меры в целом станут основой для совершенствования и повышения уровня профессионализма руководителей организаций образования, педагогов и как результат – повышение качества образования на всех уровнях.»;
в направлении 7. «Обеспечение качества образования на системном уровне»:
дополнить абзацами восьмым, девятым, десятым, одинадцатым, двенадцатым следующего содержания:
«Для распространения успешных практик на всю систему образования предлагается дальнейшее развитие Национальной системы оценки качества образования (НСОКО). Требуется систематизировать в ней действующие механизмы оценивания и определить результативные способы ее улучшения.
Важен общий подход к оценке качества образовательных услуг на всех уровнях, необходимо уменьшить разрывы между внутренними и внешними видами оценки, интегрировать процессы обучения и социального развития детей. Для этого все участники образовательного процесса должны действовать совместно ради достижения цели – роста конкурентности человеческого потенциала.
Структурными элементами НСОКО в зависимости от источника, сферы применения и цели оценки являются внутреннее и внешнее оценивание, в т.ч. международное.
Ключевой составляющей НСОКО может стать аккредитационный орган как независимый механизм обеспечения качества.
При этом важным аспектом является разработка методологии национальной системы аккредитации, которая включает механизмы и стандарты, соответствующие социально-культурному контексту страны.»;
в параграфе 1. «Система внутреннего обеспечения качества»:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Воспитание и обучение ребенка от рождения до достижения им пяти (шести) лет осуществляется в семье, дошкольных организациях, центрах развития детей.»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«На уровне ДВО дошкольные организации и предшкольные классы организаций среднего образования обеспечивают качество освоения Типовой учебной программы, разработку и применение вариативных и дополнительных методик и технологий.»;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«В процессе мониторинга ведется наблюдение за развитием детей дошкольного возраста, оценка сформированности навыков и умений у детей в соответствии с возрастными особенностями с последующим внесением педагогом корректирующих действий в план работы. Уровень сформированных умений и навыков отражается в индивидуальной карте развития ребенка.»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«Переход на критериальное оценивание эксперты ОЭСР оценили как позитивный шаг на пути к модернизации системы образования в целом. Будет продолжен процесс его систематизации и дальнейшего развития, для качественной и объективной практики оценивания в классе будут разработаны и утверждены единые подходы, устанавливающие набор требований и руководств для педагогов. Формативное оценивание выполняет формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции, определяет соответствие достижений обучающихся целям обучения согласно учебной программе.»;
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
«Таким образом, результаты ВШК будут иметь большое значение в определении соответствия оценок образовательных достижений обучающихся, поставленных педагогом, реальным полученным знаниям и степени обученности детей. Будет усилен контроль качества проведения итоговой аттестации в школах.»;
в параграфе 2. «Система внешнего обеспечения качества»:
абзац третий изложить в следующей редакции:
«На уровне ДВО внешняя оценка включает независимую оценку посредством государственной аттестации и добровольной институциональной аккредитации, которые в т.ч. включают опрос родителей.»;
дополнить абзацами пятым, шестым, седьмым, восьмым следующего содержания:
«Добровольная институциональная аккредитация позволит обеспечивать и заявлять высокий уровень предоставления услуг. Аккредитация дошкольных организаций будет проводиться независимыми национальными или международными аккредитационными организациями. Аттестация и аккредитация будут осуществляться на основе признанных стандартов и регламентов по трем ключевым направлениям: качество организации образовательной среды, качество педагогического процесса, качество результата.
Будут пересмотрены требования к открытию дошкольной организации и порядок контроля за ее деятельностью по вопросам безопасности, обеспечения прав детей и их законных представителей в соответствии с законодательством РК.
Будет создана система гарантии качества дошкольного образования, включающая определение уровня подготовленности педагогов, допуска взрослых к работе с детьми и созданных условий для раннего развития детей.
Таким образом, будет сформирована комплексная система Независимой национальной оценки качества дошкольного воспитания и обучения.»;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«Проведение МОДО для обучающихся 4-х и 9-х классов позволит определить уровень освоения учебной программы и функциональной грамотности обучающихся. Также для обеспечения реализации мер по достижению более высоких результатов школьников в национальных и международных исследованиях качества образования процедура МОДО будет аккредитована сертифицированным центром. Таким образом, МОДО будет признанным национальным инструментом оценки качества образования. Обновленный МОДО будет проводиться с привлечением независимых экспертов национальным координатором, определяемым Правительством РК. По итогам МОДО будут выявлены школы с низкими, средними и высокими результатами в разрезе регионов для принятия точечных и адресных мер поддержки.»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«По результатам МОДО будет проводиться комплексный анализ, Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина совместно с методическими кабинетами будет оказана методологическая помощь организациям образования с выработкой рекомендаций по улучшению качества образования. Школам с низкими результатами потребуются кардинальные меры, чтобы изменить свои результаты. Поэтому для них будут установлены сроки от одного до трех лет, чтобы повысить качество образования. Педагоги данной школы пройдут тестирование по предмету, методике и технологии преподавания, знанию психологии и возрастных особенностей детей. Также будут организованы посещения уроков учителей и их анкетирование. Эти процедуры необходимы для выявления потребности педагогического коллектива в повышении квалификации.»;
дополнить абзацем двадцатым следующего содержания:
«Составным элементом системы обеспечения качества ТиПО станет независимая оценка результатов обучения выпускников в центрах признания квалификаций. При этом ответственность колледжей за подготовку кадров будет повышаться через признание квалификаций их выпускников по регулируемым профессиям. Необходима актуализация перечня регулируемых профессий
с техническим и профессиональным образованием.»;
дополнить абзацем тридцатым следующего содержания:
«В школе будет развиваться культура долгосрочного планирования, важным компонентом которой станет Программа ее развития. Она включает меры по улучшению системы управления, вовлечение педагогов в управление школой, достижение ключевых показателей эффективности. Программа также будет предусматривать профессиональное обучение педагогов, модернизацию инфраструктуры, качественное преподавание и обучение, а также связь между школой и сообществом.»;
в параграфе 3. «Формирование культуры качества и академической честности»:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«Непрерывное совершенствование культуры качества достигается посредством обеспечения качества на всех этапах и процессах деятельности организации образования. Неотъемлемым компонентом культуры качества будет выступать культура академической честности. Будут разработана политика академической честности на всех уровнях образования, определена ответственность за её нарушение обучающимися, педагогами, администрацией учебных заведений и другими участниками процесса.»;
дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«На основе данных, собираемых через электронный журнал, следует разработать многоуровневую систему отчётности о текущем оценивании
с использованием принципов «умной аналитики». Это позволит отслеживать уровень прогресса в качестве знаний на разных уровнях в режиме реального времени, сопоставлять результаты внутреннего школьного и внешнего независимого оценивания, выявлять закономерности и формировать дальнейшую образовательную политику на основе этих данных.»;
в разделе 6. «Целевые индикаторы и ожидаемые результаты»:
подпункты 4), 5), 6), 7) изложить в следующей редакции:
«4) оценка качества школьного образования по результатам теста PISA (по математике средний балл: PISA-2022 – 430 (уровень 2), PISA-2025 – 435 (уровень 2), PISA-2029 – 445 (уровень 2); по чтению средний балл: PISA-2022 – 392 (уровень 1а), PISA-2025 – 396 (уровень 1а), PISA-2029 – 406 (уровень 1а); по естествознанию средний балл: PISA-2022 – 402 (уровень 1а), PISA-2025 – 433 (уровень 2), PISA-2029 – 443 (уровень 2);
5) доля сельских обучающихся, преодолевших пороговый уровень функциональной грамотности по результатам международного исследования PISA (PISA-2022 (факт): математика – 44%; чтение – 24%; естествознание – 46%, PISA-2025: математика – 45%; чтение – 25%; естествознание – 47%, PISA-2029: математика – 46%; чтение – 26%; естествознание – 48%);
6) доля обучающихся, преодолевших пороговый уровень функциональной грамотности по результатам международного исследования PISA (PISA-2025: математика – 54 %, чтение – 38 %, естествознание – 56 %, PISA-2029: математика – 57 %, чтение – 40 %, естествознание – 57%);
7) доля государственных полнокомплектных сельских школ, перешедших на подушевой норматив финансирования (2023 год – 2,45 %, 2024 год – 10,57 %, 2025 год – 100 %, 2026 год – 100 %, 2027 год – 100%, 2028 год-100%, 2029 год – 100%);»;
подпункты 10), 11) изложить в следующей редакции:
«10) доля школ, охваченных высокоскоростным Интернетом (2023 год – 55 %, 2024 год – 80 %, 2025 год – 90 %, 2026 год – 100%, 2027 год – 100 %, 2028 год – 100 %, 2029 год – 100 %);
11) количество введенных новых ученических мест (2023 год – 137000, 2024 год – 530000, 2025 год – 329000, 2026 год – 160000, 2027 год – 160 000, 2028 год – 160 000, 2029 год – 160 000);»;
подпункты 14), 18), 20) изложить в следующей редакции:
«14) доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания организаций ТиПО (2023 год – 70 %, 2024 год – 79 %, 2025 год – 81 %, 2026 год – 83%, 2027 год – 85 %, 2028 год – 87 %, 2029 год – 89 %);»;
«18) количество созданных центров компетенций, соответствующих международным отраслевым требованиям (стандартам) (2024 год – 8 единиц, 2025 год – 9 единиц, 2026 год – 8 единиц);»;
«20) доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей данной категории (2023 год – 16,4 %, 2024 год – 17,0 %, 2025 год – 16,5 %, 2026 год – 16,0 %, 2027 год – 15,5 %, 2028 год – 15,0 %, 2029 год – 14,5 %);»;
подпункт 27) исключить;
подпункты 28), 29) изложить в следующей редакции:
«28) доля специалистов, привлеченных с производства, от общего количества преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения организаций ТиПО (2023 год – 8,5 %, 2024 год – 10 %, 2025 год – 11,4 %, 2026 год – 12 %, 2027 год – 13 %, 2028 год – 14 %, 2029 год – 15 %);
29) доля организаций образования, прошедших процедуру государственной аттестации, от количества организаций образования, подлежащих аттестации (2023 год – 35%, 2024 год – 65%, 2025 год – 85 %, 2026 год – 100%, 2027 год – 20%, 2028 год – 40%, 2029 год – 60%).»;
в основных ожидаемых результатах к 2030 году:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. 89 % выпускников организаций ТиПО востребованы на рынке труда.»;
План действий по реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан О. Бектенов