Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении национального проекта по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 годы

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 23/04/2024 16:06:11
Публичное обсуждение до: 10/05/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 13/05/2024 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 13/05/2024 18:30:00
Приложенные документы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении национального проекта по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 годы

 

 

 

      В соответствии с пунктом 85 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый национальный проект по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 годы (далее – национальный проект).

2. Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию национального проекта:

1) принять меры по реализации национального проекта;

2) представлять информацию в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан о ходе исполнения национального проекта согласно Системе государственного планирования в Республике Казахстан.

3. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан обеспечить координацию, мониторинг и методологическое сопровождение национального проекта.

4. Акимам областей, городов Астана, Алматы и Шымкента в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить финансирование мероприятий национального проекта, предусмотренных за счет местных бюджетов.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                            О. Бектенов

 

 

 

 

Утвержден

постановлением Правительства Республики Казахстан

от «     »                   2024 года

                  №            

 

 

Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 годы

 

 

Наименование

Лист

Раздел 1. Паспорт

1-3

Раздел 2. Текущая ситуация в области агропромышленного комплекса

3-5

Раздел 3. Цель и задачи национального проекта

6-8

Раздел 4. Финансирование национального проекта

8

Приложение. План действий по реализации национального проекта по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 годы

 

 

 Раздел 1. Паспорт

1

Наименование

Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 годы (далее – Национальный проект)

2

Цель национального проекта

Увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза 

3

Срок реализации

2024 – 2028 годы

4

Ожидаемый социально-экономический эффект, польза для благополучателей

 

Ожидаемый экономический эффект (в количественном выражении)

- Увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза в 2028 году до 17 трлн. тенге;

- Обновление сельхозтехники до 8-10% в год;

- Повышение производительности труда в 2 раза до 9,1 млн. тенге;

- Увеличение экспорта продукции АПК в 2 раза до 10 млрд. долл. США;

- Увеличение притока инвестиций в сельское хозяйство в 3,3 раза до 3,2 трлн. тенге;

- Увеличение доли переработанной сельхозпродукции (молоко, мясо, семена масличных, рис, кукуруза, гречиха) до 70%.

Ожидаемый социальный эффект (в качественном и/или количественном выражении)

Самобеспеченность по импортозависимым продовольственным товарам за счет отечественного производства: яблоки – 100%, колбасные изделия – 100%, сыры и творог – 100%, сахар – 83%, мясо птицы – 100%.

5

Общий объем финансирования, необходимый для реализации национального проекта (с указанием источников и объема финансирования)

Всего: 15 722 947 273 тыс. тенге (в том числе возвратные средства 10 460 000 000 тыс. тенге или порядка 67% от общего объема финансирования), в том числе:

из республиканского бюджета – 9 433 503 691 тыс. тенге;

местного бюджета – 2 464 443 581 тыс. тенге;

внебюджетные средства – 3 825 000 000 тыс. тенге.

В разрезе годов:

2024 год – 1 932 993 904 тыс. тенге;

2025 год – 3 619 677 256 тыс. тенге;

2026 год – 3 746 004 797 тыс. тенге;

2027 год – 3 886 668 098 тыс. тенге;

2028 год – 2 537 603 217 тыс. тенге.  

6

Наименование разработчика национального проекта

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

7

Наименование государственных органов и организаций, ответственных за реализацию национального проекта

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан,

Министерство национальной экономики Республики Казахстан,

Министерство финансов Республики Казахстан,

Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан,

Министерство водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан,

местные исполнительные органы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента,

акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

акционерное общество «Национальная компания  «Продовольственная контрактная корпорация» (по согласованию),

банки второго уровня (по согласованию).

8

Руководитель национального проекта

Министр сельского хозяйства Республики Казахстан Сапаров А.С.

9

Куратор национального проекта

Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Жумангарин С.М.

10

Ожидаемые результаты

Доведение объема валовой продукции сельского хозяйства до 17 трлн. тенге

 

Раздел 2. Текущая ситуация в области агропромышленного комплекса

АПК является одним из важных секторов экономики, который формирует продовольственную независимость страны, а также трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

В 2023 году валовый выпуск продукции сельского хозяйства составил 8,7 трлн. тенге, что в номинальном выражении выше уровня 2019 года в 1,7 раза.

По предварительным данным производительность труда в сельском хозяйстве в 2023 году составляет 4,5 млн. тенге на одного занятого.

В последние годы все острее ощущается влияние изменения климата на сельское хозяйство. Ярким примером стал 2021 год, когда из-за аномальной засухи в отрасли животноводства сложилась непростая ситуация с кормообеспеченностью в западных и южных регионах. В 2023 году на смену жарким условиям в отдельных регионах пришли продолжительные проливные дожди в основных зерносеющих регионах в период уборочной кампании, что негативно сказалось на состоянии посевов. Таким образом, если ранее засушливые погодные условия в стране наблюдались через каждые 5 лет, то в настоящее время периодичность значительно сократилась.

Как и в 2021 году, так и в 2023 году Правительством Республики Казахстан приняты оперативные меры поддержки пострадавших сельхозтоваропроизводителей. Проведенный обширный анализ отрасли, в том числе анализ существующих проблем и причин их возникновения выявил ряд системных проблем и сдерживающих факторов для отрасли.

Не на должном уровне идет процесс диверсификации в растениеводстве. В основных зерносеющих регионах страны преобладает монокультура. Недостаточное внимание уделяется развитию высокорентабельных культур (масличные, сахарная свекла, кормовые) и сокращению влагоемких культур.

Отсутствие доступных оборотных средств на проведение посевных и уборочных работ. Согласно расчетов агробизнеса и научных исследовательских учреждений, для проведения работ в оптимальные сроки с соблюдением необходимых агротехнологий требуется порядка 1,5 трлн. тенге оборотных средств. При этом, объем льготного кредитования в 2023 году составляет всего лишь 180 млрд. тенге или 12% от потребности.

В тоже время, банки второго уровня недостаточно активно кредитуют сектор АПК. Причиной являются высокие риски и отсутствие твердых залогов.

При отсутствии в достаточном объеме льготных кредитных средств фермер экономит на качественных семенах, удобрениях, пестицидах, не в полной мере проводит агротехнические работы (снегозадержание, закрытие влаги, предпосевная обработка, вспашка зяби, химическая прополка и др.)  и как результат недостаточный уровень применяемых агротехнологий и низкие темпы обновления сельскохозяйственной техники, в частности:

- низкое внесение минеральных удобрений: на сегодня вносится лишь 679 тыс. тонн или 21% от потребности (3,2 млн. тонн);

- низкое качество высеваемых семян: для сравнения в республике доля оригинальных семян занимает – 0,8 %, в Российской Федерации – 1,5 %, доля элитных семян в Казахстане – 7,1 %, в Российской Федерации – 14,1 %. Также отмечается высокая импортозависимость по семенам пшеницы от 40 %, по овощам до 100 %;

- используется на 80 % изношенная и морально устаревшая техника: уровень обновления техники составляет 4,5 % при необходимой норме в 8 -10 %.

Не используется в полном объеме потенциал орошаемого земледелия. Из имеющихся на балансе 2,2 млн. га орошаемых земель, фактически используются 1,5 млн. га, а с применением водосберегающих технологий всего 312 тыс. га.

Аналогичная ситуация и с наличием оборудования для очистки и сортировки зерновых и масличных культур. Из 120 тыс. зерносеющих хозяйств только 4,6 тыс. хозяйств или 3,8% имеют механизированные токи, в том числе сушильное оборудование имеют только 516 хозяйств; семяобрабатывающее оборудование – всего лишь 834 хозяйства и современное семяобрабатывающее оборудование (после 2015 года) – всего 40 хозяйств. Это приводит к необходимости перемещать зерно на крупные элеваторы, что влечет дополнительные затраты для сельхозтоваропроизводителей.

Как результат – низкая урожайность сельскохозяйственных культур (не превышает 9-10 ц/га, в Российской Федерации и Республике Беларусь – 20-25 ц/га) и высокая себестоимость произведенной продукции. Это приводит к ослаблению конкурентных преимуществ казахстанских сельхозтоваропроизводителей и, соответственно к снижению экспорта сельскохозяйственнной продукции на традиционных рынках сбыта.

Низкая продуктивность в животноводстве. Средние надои, яйценоскость и средняя живая масса КРС значительно ниже, чем в соседних странах (средний надой на 1 голову РК – 2395 кг, средний живой вес с головы РК – 339 кг, средняя яйценоскость РК – 205 шт.).

Причинами, в первую очередь, являются слабая кормовая база, недостаточный генетический потенциал сельскохозяйственных животных и низкое финансирование отрасли. По этим причинам упущенная выгода в животноводстве составляет порядка 30 %.

Узкая география экспорта. Традиционно рынками сбыта для растениеводческой продукции являются Средняя Азия и Афганистан. За последние годы потеряны рынки Киргизии, Азербайджана и Грузии по пшенице. Значительно уменьшились поставки зерна в Иран и Туркменистан. Нет и значительных подвижек в экспорте животноводческой продукции.

В настоящее время конкурентоспособной на мировых рынках является только продукция глубокой переработки зерна, которая поставляется в страны ЕС, Латинской Америки.

В результате за последние 10 лет во внешней торговле заметно сокращена география и объем экспорта сельхозкультур. Для сравнения, экспорт зерновых и масличных культур в 2012 году осуществлялся в 63 страны, в то же время в 2022 году данный показатель уменьшился до 31 государства, как следствие снизились и экспортируемые объемы.

В результате, на фоне нестабильности и недостаточности объемов льготного кредитования на оборотные цели и соответственно слабой конкурентоспособности казахстанских сельхозтоваропроизводителей, по сравнению с соседними странами, закрылись действующие предприятия: 416 теплиц, в том числе 4 промышленных и 412 фермерских общей площадью 232,3 тыс. га; 12 птицефабрик; 10 предприятий по переработке мяса и 9 предприятий по переработке молока; 20 молочно-товарных ферм; 80 откормочных площадок; порядка 60 % сельхозкооперативов бездействуют.

В аграрной науке наблюдаются старение научных кадров, снижение доли остепененности научных сотрудников, высокий уровень морального и физического износа научного и технологического оборудования, снижение бюджетного финансирования. В результате низкой остается доля РННТД, переданных в аграрное производство, и неудовлетворенность бизнеса в подготовке специалистов для АПК. Это связано с недостаточным финансированием аграрных научных исследований (менее 1% от ВП сельского хозяйства); со слабой материально-технической базой аграрных научных и образовательных организаций.

 

Раздел 3. Цель и задачи национального проекта

Целью национального проекта является увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза за 2024-2028 годы. 

Для достижения цели необходимо обеспечить соблюдение всех агротехнологических работ, повышение уровня обновления сельскохозяйственной техники и реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Это позволит повысить урожайность сельхозкультур в 2 раза, что в конечном итоге создаст мультипликативный эффект на всю отрасль в целом (растениеводство, животноводство, перерабатывающую отрасль, торговлю продукцией АПК). В связи с чем, Планом действий по реализации национального проекта (далее – План), предусмотрена государственная поддержка в виде льготного кредитования и субсидирования.

В условиях изменения климата первостепенной задачей станет переход к устойчивому сельскому хозяйству с акцентом на охрану окружающей среды.

 

Задача 1. Ускоренная диверсификация структуры посевных площадей и стимулирование внедрения агротехнологий

Для реализации указанной задачи необходимо принятие следующих мер: 

- ускоренная диверсификация структуры посевных площадей: переход на высокорентабельные культуры (масличные, кукуруза, кормовые) и сокращение влагоемких культур;

- стимулирование внедрения агротехнологий:

- обеспечение качественными семенами в объеме 2,5 млн. тонн;

- доведение объема внесения удобрений до 3,2 млн. тонн;

- интенсивное обновление сельхозтехники до 8-10% в год;

- внедрение водосберегающих технологий на площади не менее 150 тыс. га в год.

Для реализации вышеуказанных мер необходимо решить вопрос с обеспечением финансирования отрасли, в том числе:

  1. Льготное кредитование (со ставкой не более 5% годовых) весенне-полевых и уборочных работ (на приобретение семян, удобрений, пестицидов, ГСМ) и финансирование проведения форвардного закупа сельскохозяйственной продукции в объеме не менее 1,5 трлн. тенге ежегодно;
  2. Льготный лизинг сельхозтехники в объеме не менее 450 млрд. тенге ежегодно (со ставкой не более 5% годовых).

В целях масштабного внедрения агротехнологий в отрасль будет проведена работа по реформированию аграрной науки, в том числе путем модернизации инфраструктуры аграрных научно-исследовательских организаций, вузов и опытно-производственных предприятий, сельскохозяйственных опытных станций, а также подготовки для АПК конкурентоспособных и компетентных кадров с современными знаниями.

 

Задача 2. Реализация приоритетных инвестиционных проектов в АПК

С целью повышения экспортного потенциала отрасли АПК, импортозамещения и насыщения внутреннего рынка отдельными видами социально-значимых продовольственных товаров, а также повышения доходов сельского населения за счет создания постоянных рабочих мест необходимо принятие мер по реализации инвестиционных проектов в АПК по следующим направлениям:

- производство мяса птицы дополнительной мощностью 255,3 тыс. тонн, что позволит полностью обеспечить внутренний рынок данной продукцией;

- производство молока дополнительной мощностью 612,0 тыс. тонн, что позволит увеличить загрузку предприятий по переработке до 85%;

- производство овощей в закрытом грунте 142,4 тыс. тонн, что позволит сократить импорт на 13%;

- создание инфраструктуры хранения 980,0 тыс. тонн, что позволит обеспечить внутренний рынок отечественной продукцией в период межсезонья;

- проектов по орошению, где внедрены водосберегающие технологии 1 062,2 тыс. га, что позволит обеспечить экономию 2,5 млрд. куб. метров воды;

- производство рыбы 75,8 тыс. тонн, что позволит увеличить объемы внутреннего потребления и экспорта;

- проекты по переработке сельскохозяйственной продукции 175 единиц в 2028 году, в том чсиле по  глубокой       переработке сельскохозяйственной продукции.

Для реализации вышеуказанных мер будет проработан вопрос увеличения финансирования отрасли через тиражирование опыта Северо-Казахстанской области с ежегодным объемом финансирования не менее 400 млрд. тенге, АО «Аграрная кредитная корпорация» до 400 млрд. тенге и другие финансовые институты.

В целом, для выполнения поручения Главы государства по увеличению валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза, а также задач данного Национального проекта будет проработан вопрос:

- увеличения объема государственной поддержки АПК в 2 раза (поручение Главы государства, данное на расширенном заседании Правительства РК от 7 февраля 2024 года);

- обеспечения льготным кредитованием весенне-полевых и уборочных работ в объеме не менее 1,5 трлн. тенге (на приобретение семян, удобрений, пестицидов, ГСМ) ежегодно;

- доведения до 450 млрд. тенге ежегодно льготного лизинга для финансирования приобретения сельскохозяйственной техники, оборудования в целях обновления сельхозтехники на уровне 8-10% в год;

- финансированию реализации инвестиционных проектов на сумму 800 млрд. тенге ежегодно, в том числе по тиражированию опыта Северо-Казахстанской области не менее 400 млрд. тенге ежегодно.

 

Раздел 4. Финансирование национального проекта

На реализацию Национального проекта в период 2024 – 2028 годы предусмотрено выделение 15 722 947 273 тыс. тенге (в том числе возвратные средства 10 460 000 000 тыс. тенге или порядка 67% от общего объема финансирования), в том числе:

из республиканского бюджета –9 433 503 691 тыс. тенге;

местного бюджета – 2 464 443 581 тыс. тенге;

внебюджетные средства – 3 825 000 000 тыс. тенге.

В разрезе годов:

2024 год – 1 932 993 904 тыс. тенге;

2025 год – 3 619 677 256 тыс. тенге;

2026 год –3 746 004 797 тыс. тенге;

2027 год – 3 886 668 098 тыс. тенге;

2028 год – 2 537 603 217 тыс. тенге.  

 

 

 

 

 

 

Приложение
к национальному проекту
по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК»

на 2024 – 2028 годы
 

 

План действий по реализации национального проекта по развитию агропромышленного комплекса

«Сильный АПК» на 2024 – 2028 годы

 

 

№ п/п

Наименование

Срок завершения

Ответственные за исполнение

Форма завершения

2024 год

 

2025 год

 

2026 год

 

2027 год

 

2028 год

 

Всего финансирование (тыс. тенге)

Источники финансирования (тыс. тенге)

РБ

МБ

ВБС

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Задача 1. Ускоренная диверсификация структуры посевных площадей и стимулирование внедрения агротехнологий

1

Показатель 1.

Урожайность зерновых культур к 2028 году – 20,0 ц/га

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

акционерное общество «Продовольственная контрактная корпорация»   (по согласованию)

административные данные

14,0

15,0

16,0

18,0

20,0

 

 

 

 

 

2

Показатель 2.

Уровень внесения минеральных удобрений к 2028 году –  100%

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

акционерное общество «Продовольственная контрактная корпорация»   (по согласованию)

административные данные

50

60

75

85

100

 

 

 

 

3

Показатель 3.

Доля элитных семян сельскохозяйственных культур к 2028 году – 14,4%

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

акционерное общество «Национальная компания  «Продовольственная контрактная корпорация»   (по согласованию)

административные данные

9,4

10,5

11,7

13,0

14,4

 

 

 

 

4

Мероприятие 1. Выделение бюджетного кредита АО «Аграрная кредитная корпорация» для кредитования субъектов АПК для проведения весенне-полевых и уборочных работ

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация» (по согласованию);

административные данные

140

000 000

600 

000 000

600 

000 000

600 

000 000

 

1 940 000

1 940 000

 

 

5

Мероприятие 2. Финансирование банками второго уровня субъектов АПК для проведения мероприятий по весенне-полевым и уборочным работам, с учетом субсидиования процентной ставки для конечных получателей

2024-2028 годы

МСХ, МИО, БВУ

административные данные

500 

000 000

500 

000 000

500 

000 000

500

000 000

 

2 000 

000 000

 

 

2 000 000 000

6

Мероприятие 3. Финансирование АО «НК «Продкорпорация» для проведения форвардного закупа сельскохозяйственной продукции

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальная компания  «Продовольственная контрактная корпорация»   (по согласованию)

административные данные

40 

000 000

400 

000 000

400 

000 000

400 

000 000

 

1 240 

000 000

1 240 000 000

 

 

7

Мероприятие 4. Субсидирование развития семеноводства

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

12 752 000

26 966

000

27 203 000

 

27

202 000

28

157 000

122

 280 000

54 252 000

 

68

028 000

 

 

местный бюджет

 

 

 

12 752 000

13 403 000

13 640 000

13 639 000

14 594 000

68 028 000

 

 

68 028 000

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

13 563 000

13 563 000

13 563 000

13 563 000

54 252 000

54 252 000

 

 

 

8

Мероприятие 5. Субсидирование стоимости удобрений (за

исключением органических)

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

34

343 000

149 

670 000

150

 571 000

153 

015 000

153

 630 000

643 

229 000

462 628 000  

180

601 000

 

 

местный бюджет

 

 

 

34

343 000

34

013 000

34

914 000

37

358 000

39

973 000

180

601 000

 

180 601 000

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

115 657 000

115 657 000

115 657 000

115 657 000

462 628 000

462 628 000

 

 

9

Мероприятие 6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

33 

771 000

150 

808 000

151

390

000

153 

851 000

156 

484 000

646 

304 000

464 916 000  

181

388 001

 

 

местный бюджет

 

 

 

33 

771 000

34 

579 000

35 

161 000

37 622 000

40 255 001

181 

388 001

 

181 388 001

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

                       116 229 000  

                       116 229 000  

                         116 229 000  

                         116 229 000  

          464 916 000  

 

          464 916 000  

 

 

 

10

Мероприятие 7. Субсидирование развития производства приоритетных культур

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

10 

609 399

11 

358 557

12 

153 201

12 996 970

13 906 758

61 024 885

13 000

61

011 885

 

 

местный бюджет

 

 

 

10 

609 399

11 

352 057

12 

146 701

12 996 970

13 906 758

61 011 885

 

61 011 885

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

 

6 500 000

6 500 000

 

 

 

 

 

13 000

13 000

 

 

12

Мероприятие 8. Субсидирование стоимости услуг  по подаче воды СХТП

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

3

095 673

3

312 370

3

544 236

3

792 333

4

057 796

17

802 407

 

17 802 407

 

 

местный бюджет

 

 

 

3

095 673

3

312 370

3

544 236

3

792 333

4

057 796

17

802 407

 

17 802 407

 

13

Показатель 4.Уровень обновления машинно-тракторного парка к 2028 году – 10%

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «КазАгроФинанс» (по согласованию);

административные данные

5,5

6,5

8,0

8,5

10,0

 

 

 

 

14.

Мероприятие 9. Финансирование АО «КазАгроФинанс» для льготного лизинга сельскохозяйственной техники

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «КазАгроФинанс» (по согласованию);

административные данные

185 000 000

385 000 000

385 000 000

385 000 000

385 000 000

1 725 000 000

1 725 000 000

 

 

14.1

Мероприятие 10. Выделение бюджетного кредита АО «КазАгроФинанс» для предоставлния льготного лизинга сельскохозяйственной техники

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «КазАгроФинанс» (по согласованию);

административные данные

185 000 000

200 000 000

200 000 000

200 000 000

200 000 000

985 000 000

985 000 000

 

 

14.2

Мероприятие 11. Выделение бюджетных инвестиций на пополнение уставного капитала  АО «Аграрная кредитная корпорация» для последующего увеличения уставного капитала АО «КазАгроФинанс» для предоставлния льготного лизинга сельскохозяйственной техники

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «КазАгроФинанс» (по согласованию);

административные данные

 

185 000 000

185 000 000

185 000 000

185 000 000

740 000 000

740 000 000

 

 

15

Мероприятие 12. Финансирование лизинговыми компаниями приобретения сельскохозяйственной техники, с учетом субсидирования процентной ставки для конечных получателей

2024-2028 годы

МСХ, МИО, лизинговые компании (по согласованию)

административные данные

65 

000 

000

65 

000 

000

65 

000 

000

65 

000 

000

65 000 000

325 000 000

 

 

325 000 000

16

Показатель 5.

Доля коммерциализируемых проектов от общего количества завершенных прикладных научно-исследовательских работ, %

2024-2028 годы

НАНОЦ (по согласованию), МСХ

административные данные

15

20

25

30

40

 

 

 

 

 

17

Мероприятие 13. Повышение качества образовательных услуг, результативности аграрной науки

2024-2028 годы

НАНОЦ (по согласованию), МСХ

административные данные

 

365 

888,8

830 

814,2

922 

961,7

070 

712,6

25 

190 

372,4

25 

190 

372,4

 

 

Задача 2. Реализация приоритетных инвестиционных проектов в АПК

18

Показатель 6. Реализация инвестиционных проектов по производству мяса птицы на 255,3 тыс. тонн

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

120,7

87,6

47,0

 

 

 

 

 

 

19

Показатель 7. Реализация инвестиционных проектов по  производству молока на 612,0 тыс. тонн

2024-2026 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

382,0

133,4

96,6

 

 

 

 

 

 

20

Показатель 8. Реализация инвестиционных проектов по производству рыбы до 75,8 тыс. тонн

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

21,9

29,4

38,8

53,6

75,8

 

 

 

 

21

Показатель 9. Реализация инвестиционных проектов по производству овощей в закрытом грунте с 207,6 до 350,0 тыс. тонн

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

12,4

20,3

28,5

35,0

46,2

 

 

 

 

22

Показатель 10. Реализация инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры хранения овощей, тыс. тонн

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

220,0

225,0

125,0

125,0

135,0

 

 

 

 

23

Показатель 11. Реализация инвестиционных проектов по внедрению водосберегающих технологий, тыс. га

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

150,0

150,0

150,0

150,0

150,0

 

 

 

 

24

Показатель 12. Реализация инвестиционных проектов по переработке по сельскохозяйственной продукции, ед., в том числе

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

49

43

34

28

21

 

 

 

 

 

проекты по глубокой переработке сельхозпродукции, ед.

-

-

2

-

1

 

 

 

 

25

Показатель 13. Увеличение производства сахара, тыс. тонн

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию);

административные данные

240,0

241,0

242,0

306,0

640,0

 

 

 

 

26

Мероприятие 14. Финансирование АО «Аграрная кредитная корпорация» инвестиционных проектов в АПК

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация» (по согласованию)

административные данные

170 

000 000

200 

000 000

300 

000 000

400 

000 000

500 

000 000

1 570 

000 000

1 570 

000 000

 

 

27

Мероприятие 15. Выделение бюджетного кредита АО «Аграрная кредитная корпорация» для финансирования реализации инвестиционных проектов в АПК

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация» (по согласованию);

административные данные

170 

000 000

50 

000 000

100 

000 000

200

000 000

250

000 000

770

 000 000

770

 000 000

 

 

27.1

Мероприятие 16. Кредитование инвестиционных проектов на приобретение основных средств

(создание, расширение

и модернизация птицефабрик мясного направления, промышленных теплиц, МТФ, предприятий переработки сельскохозяйственной

продукции и производства продуктов питания, в т. ч. глубокой переработки мяса,

молока и зерна, проектов растениеводства и животноводства, в т. ч. мясного,

фруктоовощехранилищ, системы орошения, сельскохозяйственной техники и

оборудования)

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация» (по согласованию);

административные данные

85

 000 000

25 

000 000

50 

000 000

100 

000 000

125 

000 000

385 

000 000

385 

000

000

 

 

27.2

Мероприятие 17. Кредитование инвестиционных проектов на приобретение оборотных средств

(создание, расширение

и модернизация птицефабрик мясного направления, промышленных теплиц, МТФ, предприятий переработки сельскохозяйственной

продукции и производства продуктов питания, в т. ч. глубокой переработки мяса,

молока и зерна, проектов растениеводства и животноводства, в т. ч. мясного,

фруктоовощехранилищ, системы орошения, сельскохозяйственной техники и

оборудования)

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация» (по согласованию);

административные данные

85 

000 000

25 

000 000

50 

000 000

100 

000 000

125 

000 000

385 

000 000

 

385 

000 000

 

 

28

Мероприятие 18. Выделение бюджетных инвестиций на пополнение уставного капитала АО «Аграрная кредитная корпорация» для финансирования реализации инвестиционных проектов в АПК

2024-2028 годы

МСХ, МИО, акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по согласованию); акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация» (по согласованию);

административные данные

150 000 000  

200 000 000  

200 000 000  

250 000 000  

800 000 000  

800 000 000

800 000 000

 

 

29

Мероприятие 19. Финансирование инвестиционных проектов в АПК по опыту СКО через СПК

2024-2028 годы

МСХ, МИО, социально-предпринимательские корпорации;

административные данные

100 

000 000

400 

000 000

400

000 000

 

400 

000 000

400 

000 000

1 700 

000 000

1 700 000 000

 

 

30

Мероприятие 20. Финансирование банками второго уровня реализации инвестиционных проектов в АПК, с учетом субсидирования процентной ставки для конечных получателей

2024-2028 годы

МСХ, МИО, БВУ

административные данные

300 

000 000

300 

000 000

300 

000 000

300 

000 000

300 

000 000

1 500 000 000

 

 

1 500 000 000

31

Мероприятие 21. Субсидирование развития племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

114 

610 743

166 

511 495

173 

439 840

187

322 788

196

924 294

882

358 546

223

262 075

659

096 471

 

 

местный бюджет

 

 

 

114 

610 743

122 

633 495

131 

217 840

140 

403 088

150 

231 305

659 

096 471

 

659 096 471

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

43 

878 000

42 

222 000

46 919 700

46 69

2 989

223 

262 075

223 

262 075

 

 

32

Мероприятие 22. Субсидирование повышения продуктивности и качества продукции аквакультуры (рыбоводства), а также развития племенного рыбоводства

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

1 919 236

3

918 800

5

088 900

6

541 800

22

806 600

40

524 200

35

022 221

5

501 979

 

 

местный бюджет

 

 

 

1 919 236

1 806 882

1 775 861

 

 

5 501 979

 

5 501 979

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

2 111 918

3 313 039

6 541 800

22 806 600

35 022 221

35 022 221

 

 

33

Мероприятие 23. Введение субсидирования переработки рыбной продукции

2025-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

 

1

688 500

1

934 100

2 224 300

2 558 000

8 404 900

8 404 900

 

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

1

688 500

1

934 100

2 224 300

2 558 000

8 404 900

8 404 900

 

 

34

Мероприятие 24. Введение субсидирования стоимости услуг по подаче воды субъектам аквакультуры

2025-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

 

351 600

351 700

351 800

2 269 000

3 324 100

 

3 324 100

 

 

местный бюджет

 

 

 

 

351 600

351 700

351 800

2 269 000

3 324 100

 

3 324 100

 

35

Мероприятие 25.

На возмещение части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

124 

418 268

133 

127 547

142 

446 475

152 

417 728

163 

086 969

715 

496 987

 

715 496 987

 

36

Мероприятие 26. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов АПК

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

851 362

910 957

974 724

1 042 955

1 115 962

4 895 961

 

4 895 961

 

 

местный бюджет

 

 

 

851 362

910 957

974 724

1 042 955

1 115 962

4 895 961

 

4 895 961

 

37

Мероприятие 27. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов АПК

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

14 048

15 031

16 084

17 209

18 414

80 786

 

80 786

 

 

местный бюджет

 

 

 

14 048

15 031

16 084

17 209

18 414

80 786

 

80 786

 

38

Мероприятие 28. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

85

241 326

91

208 219

97

592 794

104

424 290

111

733 990

490

200 619

 

490

200 619

 

39

Мероприятие 29. Субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

11

337 267

15

872 364

16

721

525

17

630 128

18 602 333

80 163 617

 

14 965 953

65 197 665

 

 

местный бюджет

 

 

 

11

337 267

12

130 876

12

980 037

13

888 640

14

860 844

65

197 664

 

65 197 664

 

 

республиканский бюджет

 

 

 

 

3 741 488

3 741 488

3 741 488

3 741 488

14 965 953

 

 

 

 

40

Мероприятие 30

Субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки, в том числе:

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

 

                           3 169 316  

                           3 321 602  

                             3 487 682  

                             3 668 814  

            13 647 415  

            13 647 415  

 

 

 

шкура

 

 

 

 

                              618 000  

                              642 720  

                                674 856  

                                715 347  

              2 650 923  

              2 650 923  

 

 

 

шерсть

 

 

 

 

                           2 551 316  

                           2 678 882  

                             2 812 826  

                             2 953 467  

            10 996 492  

            10 996 492  

 

 

41

Мероприятие 31. Субсидирование затрат ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов на проведение внутреннего аудита

2024-2028 годы

МСХ, МИО

административные данные

30 582

32 723

35 013

37 464

40 087

175 869

 

175 869

 

 

местный бюджет

 

 

 

30 582

32 723

35 013

37 464

40 087

175 869

 

175 869

 

 

ВСЕГО:

в том числе

 

 

 

 

 

 

1 932 993 904

3 619 677 256

3 746 004 797

3 886 668 098

2 537 603 217

15 722 947 273

9 433 503 691

2 464 443 581

3 825 000 000

 

 

Республиканский бюджет

 

 

 

 

 

 

635 000 000

2 292 410 611

2 390 818 544

2 500 286 932

1 614 987 604

9 433 503691

9 433 503 691

х

х

 

Местный бюджет

 

 

 

 

 

 

432 993 904

462 266 645

490 186 253

521 381 166

557 615 613

2 464 443 581

х

2 464 443 581

х

 

Внебюджетные средства

 

 

 

 

 

 

865 000 000

865 000 000

865 000 000

865 000 000

365 000 000

3 825 000 000

 

х

х

3 825 000 000

 

      

 

Примечание: расшифровка аббревиатур:

МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;

МИО – местные исполнительные органы;

БВУ – банки второго уровня;

СКО – Северо-Казахстанская область;

СПК – социально-предпринимательская корпорация.

 

 

 

 

______________________________

 

 

Комментарий

ДОЛИННЫЙ ЮРИЙ (Другие)

Об утверждении национального проекта по развитию а... посмотреть текст 06/05 - 14:53 /

В рамках ознакомления проекта развития АПК на период 2024-2028 годы – «Сильный АПК», опубликованного на сайте открытых нормативно-правовых актов. ТОО «НПЦЗХ им А.И. Бараева» имеет свои предложения и замечания. В первую очередь в этом документе не отраженно развитие и перспективы агарной науки, в плане стоит доля коммерциализированых РННТД - это пункт 16 плана и пункт 17 -Повышение качества образовательных услуг, результативности аграрной науки. Предлагаем добавить информацию о выделении средств на ПЦФ, ГФ, трансферт и реализацию ГИПов.

Министерство сельского хозяйства РК 06/05 - 19:12

Ваши предложения приняты во внимание и будут учтены. В тоже время отмечаем, что эффективность научной работы напрямую зависит от достаточного финансирования. В целом уровень финансирования науки в Казахстане составляет 0,12 % от ВВП, тогда как наилучшая международная практика показывает, что необходимо выделять от 1% ВВП. Чтобы довести объемы финансирования агронауки до 1% от ВВП отрасли к 2030 году необходимо расширить источники финансирования. Согласно законодательству Республики Казахстан о науке научная деятельность осуществляется через базовое, грантовое и программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета. МСХ администрируется бюджетная программа по программно-целевому финансированию (ПЦФ) прикладных научных исследований в области АПК только на конкурсной основе. То есть МСХ осуществляет целевое финансирование научных проектов, прошедших все этапы конкурсных процедур согласно законодательству о науке. Кроме того, в Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы предусмотрены мероприятия поддержки аграрной науки. В целях исполнения данного поручения Главы государства Министерством сельского хозяйства (далее - МСХ) совместно с НАО «НАНОЦ» был разработан проект Комплексного плана по развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Республики Казахстан на 2024-2028 годы (далее – Комплексный план). В данном Комплексного плана предусмотрены комплексные меры по решению системных проблем в семеноводстве, то есть включены такие основные разделы, как совершенствование законодательной базы селекции и семеноводства, перевод системы аграрной науки на современные методы исследовательской деятельности и обновление образовательных программ, меры по укреплению материально-технической базы аграрной науки и субъектов селекции и семеноводства, создание эффективной системы семеноводства. Кроме этого, отражены конкретные индикаторы результативности научных институтов и опытных хозяйств, как выведение новых сортов и гибридов сельхозкультур по итогам реализации научно-технических программ (НТП) в рамках программно-целевого финансирования. В Комплексном плане предусмотрено выделение средств из республиканского бюджета в объеме 63,4 млрд. тенге.

СВОИК ПЕТР

1 Наименование Национальный ... посмотреть текст 03/05 - 12:09 /

В предвыборной программе президента было сказано: мы возродим аграрный сектор, чтобы жить и работать на селе было не менее престижно, чем в больших городах. Направим 1 триллион тенге на развитие сельскохозяйственной кооперации с охватом более 1 млн сельчан. Эти президентские целеполагания и следовало бы записать в паспорт проекта. Конкретно, цель предлагается обозначить так: охват сельской производственной, перерабатывающей, городской сбытовой и экспортноориентированной кооперацией не менее 80% сельскохозяйственных территорий и не менее 90% сельского населения. Организатором и участником АПК-кооперации выступает государство, в лице уполномоченного органа – Министерства сельского хозяйства. Кооперация осуществляется в рамках ГЧП – государственно-частного партнерства. Кооперативы создаются при каждом районном центре и крупных селах-аулах, из расчета: максимального охвата сельскохозяйственных территорий, из расчета оптимального использования земельных и водных ресурсов и из расчета обеспечения занятости всего сельского населения, с запасом. Государство входит в кооперативы своей долей в качестве земли, водных и других принадлежащих народу Казахстана природных ресурсов, а также в качестве вкладчика финансовых и иных оборотных средст и инвестора в развитие АПК. Вступление в кооперативы – дело добровольное. Однако по факту учреждения ГЧП-кооперативов вся государственная поддержка АПК идет исключительно через них, согласно заявляемым ими планам развития. При этом целевое распределение господдержки осуществляется уже не министерскими и акиматовскими чиновниками, а избранными членами правления кооператива. С учетом наличия в правлении представителя государства с соответствущим государственной доли голосом. Министерство сельского хозяйства, как организатор и участник сельской кооперации, отвечает за конечный результат. В частности, за удвоение ВВП, как записано в обсуждаемом проекте и за увеличение производительности труда в АПК в два с половиной раза, как было записано в предудущем, поставленном на утрату национальном проекте. В обосновании этих предложений напомним, что записанные в данном проекте объемы бюджетного финансирования в разы превышают показатели утвержденного на 2024-2026 годы государственного бюджета. Так, по строке «сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения» на текущий год заложено 263 млрд тенге в республиканском бюджете и 712 млрд в местных. Плюс, 367 млрд бюджетные кредиты, итого 1338 млрд. Тогда как в проекте нацпроекта проставлена сумма 1933 млрд – на 595 млрд больше. На 2025 и 2026 год объемы сельского бюджетногшо финансирования не растут и даже снижаются, тогда как в проекте записаны фантастические 3620 млрд на 2025 год, 3746 на 2026 и целых 3887 млрд тенге на 2028! Получается, что коль скоро запрашиваемого финансирования заведомо не предвидится, неосуществима и цель удвоения продукции АПК. Зато остается возможность, не отвечая за результат, делить привычный триллион господдержки. Спрашивается, почему наше сельское хозяйство, сидящее сплошь на государственном финансировании – частное? И почему государство, тратя на агропром по триллиону, ничего с этого не имеет? Вернее, имеет налоговую отдачу порядка … 50 миллиардов тенге. Или полпроцента от затрачиваемого. Если у Министерства сельского хозяйства есть убедительные ответы на эти вопросы, пора бы ему их представить. В любом случае, подъем АПК однозначно обусловлен дейтельным государственным участием в нем, иного не дано. Примечание: необходимо еще принципиальное изменение политики Национального банка, обеспечивающее целевое кредитование и инвестирование села.


Прикреплённые файлы:     АПК-комментарий.docx

Министерство сельского хозяйства РК 04/05 - 18:51

С момента принятия Закона «О сельскохозяйственных кооперативах», в стране создано более 3 тыс. сельхозкооперативов, увеличены показатели производства сельхозпродукции сельхозкооперативами, осуществляется кредитование финансовыми институтами и т.д. Для сельхозкооперативов доступны все имеющиеся меры государственной поддержки на равных условиях с остальными сельхозтоваропроизводителями, в том числе и за счет местных бюджетов. • субсидии на производство молока (20 тенге за литр); • специальный налоговый режим для сельскохозяйственных кооперативов, предусматривающий 70%-ую льготу по всем налогам; • в Правилах инвестсубсидирования предусмотрены приоритетность и повышенные нормативы на субсидирование стоимости по отдельным видам сельхозтехники и оборудования для сельхозкооперативов до 50% за счет средств местного бюджета. Кроме того, в текущем году принята новая поправка по присвоению дополнительных баллов сельхозкооперативам, участвующим на конкурсах по предоставлению права временного возмездного землепользования для ведения сельхозпроизводства в рамках Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования пастбищ». Это дает преимущество сельхозкооперативам по сравнению с другими сельхозтоваропроизводителями при получении земель сельхозназначения. Также, Министерством проводится широкомасштабная работа по распространению знаний по развитию селькооперации на безвозмездной основе. В целом, можно уверенно сказать, что заложена законодательная основа развития сельхозкооперации в Казахстане максимально приближенная международным стандартам. Кроме того, по инициативе Главы государства реализуется проект «Ауыл аманаты», который предусматривает предоставление микрокредитов через поверенного агента с процентной ставкой не более 2,5% до 7 лет, что доступно для ЛПХ и сельхозкооперативам для открытия и развития сельскохозяйственного и несельскохозяйственного бизнеса. В 2023 году из средств республиканского бюджета выделены средства в сумме 100 млрд. тенге с планом выдачи 17 тыс. микрокредитов и созданием 18 тыс. рабочих мест, из которых на сегодняшний день выдано 13,9 тыс. микрокредитов на сумму 86,7 млрд. тенге, создано более 14,4 тыс. новых рабочих мест. Для продолжения данного проекта в текущем году предусмотрено 100 млрд. тенге с планом предоставления 16,8 тыс. малых кредитов и созданием 17,8 тыс. рабочих мест. Немаловажным направлением является развитие сельхозкооперации. В рамках данного проекта для развития сельхозкооперативов предусмотрено получение кредита (8 тысяч МРП), что должно способствовать приобретению сельхозтехники, необходимого оборудования и открытию малых цехов по переработке растениеводческой и животноводческой продукции. В рамках программы «Ауыл аманаты» профинансировано 306 сельхозкооперативов, которые получили микрокредиты на сумму 6,4 млрд. тенге. В свою очередь, необходимо отметить, что проект «Ауыл аманаты» по повышению доходов сельского населения путем сельхозкооперации было предусмотрено в Концепции развития сельских территорий до 2027 года, что нецелесообразно дублировать в других документах.

ЖАПАЕВ РАУАН

№ п/п Наименование Срок заве... посмотреть текст 02/05 - 09:29 /

Показатель 1. В последние годы наблюдается аномальная засуха по Казахстану, а также проливные дожди в северных зерносеющих регионах во время уборки, все это привело к снижению урожайности зерновых культур. В связи с этим, с учетом влияния неблагоприятных абиотических факторов окружающей среды урожайность зерновых слишком завышена. Показатель 2. На сегодня минеральные удобрения вносятся лишь на 21% от потребности и доведение их до 100% завышена. Показатель 5. Доля коммерциализируемых проектов сильно завышена, и невозможно достичь таких показателей. Мероприятие 13. В данном мероприятий не отражены за счет какого финансирования будет повышена качества образовательных услуг, результативность аграрной науки. Развитие аграрной науки связано с финансированием научных исследований, а также внедрением разработок в производство путем реализации программно-целевого финансирования, грантового финансирования, финансирования коммерциализации научных разработок. В связи с этим, все это необходимо отразить в название мероприятии. Кроме того, запланированное финансирование за все годы низкое, даже при сравнении с Национальным проектом по развитию АПК Республики Казахстан на 2021 – 2025 годы, и для развития аграрной науки это финансирование недостаточное.

Министерство сельского хозяйства РК 04/05 - 18:50

Министерство сельского хозяйства РК, рассмотрев Ваш комментарий, сообщает следующее. Касательно 1 показателя. Приоритетной задачей в сельском хозяйстве является своевременное и качественное проведение весенне-полевых работ. На сегодняшний день посевные работы уже ведутся в некоторых регионах нашей страны, засеяно 1,2 млн. га (в Абайской области – 84,8 тыс.га, в Актюбинской области – 8,4 тыс.га, в Алматинской области – 161,3 тыс.га, в Восточно-Казахстанской области – 35,3 тыс.га, Жетісуской области – 248,7 тыс.га, в Жамбылской области – 286,0 тыс. га, в Западно Казахстанской области – 8,3 тыс.га, в Кызылординской области – 58,2 тыс.га, в Павлодарской области – 3,4 тыс.га, в Туркестанской области – 345,3 тыс. га, в г. Шымкент – 12,3 тыс.га). Произведены посевы зерновых, овощных, кормовых, масличных культур и картофеля. Массовая посевная кампания начнется во второй декаде мая 2024 г. Важным вопросом является погодные условия в период весенне-полевых работ. Согласно прогнозным данным «Казгидромет» на большей территории республики влагозапасы оптимальные. Также фермерами проводятся работы по закрытию влаги (факт 9,6 млн. га или 57,0%). 29 апреля 2024 г. данные вопросы были обсуждены на круглом столе при Министерстве с участием отраслевых союзов, науки, Казгидромета и акиматов областей. По итогам круглого стола, до аграриев доведены рекомендации по оптимальным срокам сева с учетом погодных условий. На сегодняшний день в целях определения ущерба чрезвычайной ситуации природного характера в сфере сельского хозяйства Министерством сельского хозяйства разработаны Правила по возмещению ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам, который находится на согласовании в Министерстве юстиции РК. Также необходимо отметить, что для минимизации ущерба для СХТП от недополученного урожая из-за погодных условий (избытки влаги в почве и от засухи) осуществляется добровольное страхование, где государством субсидируется 80% страховых премий. Касательно показателя 2. Для получения стабильных хороших урожаев необходимо вносить удобрения в требуемом объеме. Однако, на сегодняшний день вносится всего 21% от научной потребности, что отрицательно сказывается на урожайности. В этой связи, с учетом поручений Главы государства существует необходимость в среднесрочной перспективе довести объемы применения до 100% от научной потребности. Для этого планируется выделить финансирование, а также предусмотреть другие меры, способствующие росту объемов использования удобрений. Касательно показателя 5. Ваши предложения приняты во внимание и будут учтены. В тоже время отмечаем, что эффективность научной работы напрямую зависит от достаточного финансирования. В целом уровень финансирования науки в Казахстане составляет 0,12 % от ВВП, тогда как наилучшая международная практика показывает, что необходимо выделять от 1% ВВП. Чтобы довести объемы финансирования агронауки до 1% от ВВП отрасли к 2030 году необходимо расширить источники финансирования. Согласно законодательству Республики Казахстан о науке научная деятельность осуществляется через базовое, грантовое и программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета. МСХ администрируется бюджетная программа по программно-целевому финансированию (ПЦФ) прикладных научных исследований в области АПК только на конкурсной основе. То есть МСХ осуществляет целевое финансирование научных проектов, прошедших все этапы конкурсных процедур согласно законодательству о науке. Общая сумма финансирования ПЦФ на 2024-2026 годы – 27,0 мрд. тенге, в том числе по годам: 2024 год – 9,0 млрд. тенге, 2025 год – 9,0 млрд. тенге, 2026 год – 9,0 млрд. тенге. В 2023 году сумма финансирования ПЦФ составляла 7,9 млрд. тенге.

РУСТЕМБАЕВ БАЗАРХАН

______________________________... посмотреть текст 01/05 - 00:00 /

Предложения к проекту, опубликованные Рустембаевым Б.Е., председателем Правления ТОО "Казахский научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий" в профиле Института, разработаны главным научным сотрудником Института, доктором экономических наук, профессором Молдашевым Алтынбеком Бакировичем.


Прикреплённые файлы:     Предложение к нацпроекту (Молдашев А.Б.).docx

Министерство сельского хозяйства РК 02/05 - 12:18

Глава государства в конце 2023 года поставил задачу перед агропромышленным комплексом по увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза на 2024-2028 годы. В действующей Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы, утвержденным постановлением Правительства РК от 30 декабря 2021 года № 960 (далее – Концепция), предусмотрены мероприятия, направленные на научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса. Так, в соответствии с Системой государственного планирования (далее – СГП), Концепция развития является документом, определяющим видение развития (на период 5-10 лет) конкретной сферы/отрасли, а также основные принципы и подходы к реализации соответствующей политики, направленные на достижение целей, задач и подходов, определенных в вышестоящих документах Системы государственного планирования, и Целей устойчивого развития Организации Объединенных наций. Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с СГП, Национальный проект является документом, обеспечивающим всестороннее межведомственное взаимодействие и приоритетное бюджетное финансирование реализации комплекса мероприятий, направленных на решение в установленные сроки задач (проектов), отдельных критически важных для достижения Общенациональных приоритетов, целей, задач и стратегических показателей и индикаторов Национального плана развития Республики Казахстан, Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан, Плана территориального развития страны или определенных Президентом Республики Казахстан. Эффективность научной работы напрямую зависит от достаточного финансирования. В целом уровень финансирования науки в Казахстане составляет 0,12 % от ВВП, тогда как наилучшая международная практика показывает, что необходимо выделять от 1% ВВП. Чтобы довести объемы финансирования агронауки до 1% от ВВП отрасли к 2030 году необходимо расширить источники финансирования. Согласно законодательству Республики Казахстан о науке научная деятельность осуществляется через базовое, грантовое и программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета. МСХ администрируется бюджетная программа по программно-целевому финансированию (ПЦФ) прикладных научных исследований в области АПК только на конкурсной основе. То есть МСХ осуществляет целевое финансирование научных проектов, прошедших все этапы конкурсных процедур согласно законодательству о науке. Общая сумма финансирования ПЦФ на 2024-2026 годы – 27,0 мрд. тенге, в том числе по годам: 2024 год – 9,0 млрд. тенге, 2025 год – 9,0 млрд. тенге, 2026 год – 9,0 млрд. тенге. В 2023 году сумма финансирования ПЦФ составляла 7,9 млрд. тенге. Ваши предложения приняты во внимание и будут учтены при формировании бюджета на планируемые годы.

РУСТЕМБАЕВ БАЗАРХАН (Другие)

______________________________... посмотреть текст 30/04 - 14:16 /

В национальном проекте, к сожалению, не нашлось должного внимания развитию аграрной науки, вопросам ее финансирования. Слабый уровень финансирования, низкий уровень ее технической базы, а также отсутствие в научных учреждениях аспирантуры и докторантуры привели к оттоку кадров, снижению результативности научных исследований по многим ее направлениям, потере престижа науки. Поэтому ученые и высказываются за кратное увеличение финансирования в сфере аграрной науки, в том числе повышение заработной платы, а также решения вопросов в обеспечении молодых ученых жильем и другой социальной поддержки.

Министерство сельского хозяйства РК 02/05 - 12:12

Эффективность научной работы напрямую зависит от достаточного финансирования. В целом уровень финансирования науки в Казахстане составляет 0,12 % от ВВП, тогда как наилучшая международная практика показывает, что необходимо выделять от 1% ВВП. Чтобы довести объемы финансирования агронауки до 1% от ВВП отрасли к 2030 году необходимо расширить источники финансирования. Согласно законодательству Республики Казахстан о науке научная деятельность осуществляется через базовое, грантовое и программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета. МСХ администрируется бюджетная программа по программно-целевому финансированию (ПЦФ) прикладных научных исследований в области АПК только на конкурсной основе. То есть МСХ осуществляет целевое финансирование научных проектов, прошедших все этапы конкурсных процедур согласно законодательству о науке. Общая сумма финансирования ПЦФ на 2024-2026 годы – 27,0 мрд. тенге, в том числе по годам: 2024 год – 9,0 млрд. тенге, 2025 год – 9,0 млрд. тенге, 2026 год – 9,0 млрд. тенге. В 2023 году сумма финансирования ПЦФ составляла 7,9 млрд. тенге. Кроме того, в Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы предусмотрены мероприятия поддержки аграрной науки. Ваши предложения приняты во внимание и будут учтены при формировании бюджета на планируемые годы.

РУСТЕМБАЕВ БАЗАРХАН

Целью национального проекта является увеличение об... посмотреть текст 30/04 - 14:15 /

Что касается цели исследования, то оно тоже вызывает сомнение, т.е. увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в 2 раза за период 2024-2028 годы. Указанный рост может быть достигнут за счет большой инфляции цен, но не за счет натурального роста продукции сельского хозяйства. Чтобы правильно определить фактический рост продукции необходимо объемы производства за определенные годы считать в сопоставимых ценах (т.е. пересчет цен, например, по данным 2024 года). При этом надо полагать, что цель производства продукции сельского хозяйства не в росте ее стоимости, а в обеспечении населения продовольствием за счет собственного производства, т.е. в росте достижения продовольственной безопасности страны. Исходя из этого, надо формулировать цель национального проекта по развитию отрасли. К сожалению, в проекте нет показателей развития отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в динамике за 2024-2028 годы. В 2023г. учеными Казахского НИИ экономики АПК и развития сельских территорий совместно с другими НИИ была выполнена работа по заданию МСХ РК «Прогнозы посевных площадей сельскохозяйственных культур по Республике Казахстан и его областей на 2024-2028гг.». Разработчиками была рекомендована оптимизация посевов сельскохозяйственных культур, где наряду с зерновыми и масличными культурами из отраслей растениеводства важная роль отводилась картофелю, овощам и бахчевым культурам. Но важное значение при диверсификации посевов было уделено существенному повышению доли кормовых культур в целях развития отраслей животноводства. В предлагаемой структуре посевов наблюдается рост посевов кормовых культур в среднем по РК на 36,3% к 2028г., что наряду с ростом зернофуражных культур значительно повысится кормообеспеченность поголовья животных Казахстана в обозримой перспективе. Разработчики полагали, что рекомендуемые прогнозные площади сельскохозяйственных культур станут основой составления проекта программы развития АПК Казахстана на 2024-2028гг., о чем исследователи писали в пояснительной записке к своим прогнозам, переданной в МСХ РК в 2023 году.

Министерство сельского хозяйства РК 02/05 - 12:11

Ваши предложения приняты во внимание и будут учтены.

РУСТЕМБАЕВ БАЗАРХАН (Другие)

Национальный проект по развитию агропромышленного ... посмотреть текст 30/04 - 14:11 /

Рекомендуем в названии национального проекта на 2024-2028гг. снять слова «Сильный АПК» и изменить его цель. Это вызывается следующими обстоятельствами. Складывающаяся геополитическая обстановка в мире, дестабилизация мировой экономики, характеризующаяся спадом темпов роста ВВП во многих странах в 1,5-2 раза, в том числе и в Казахстане, а также прогрессирующая инфляция вряд ли позволят поднять развитие аграрного сектора республики за 5 лет в 2 раза, и стать «сильным АПК». К тому же в развитии АПК в последние годы (особенно 2021, 2023 годы) наблюдалось снижение объемов производства по многим видам продукции по сравнению с 2020г. и 2022г. Поэтому многие параметры, заложенные в национальном проекте 2021-2025гг. (отмененного), оказались не выполненными. Производительность труда в отрасли остается очень низкой по сравнению со странами Запада, а также с ведущими партнерами по ЕАЭС (Россией и Белоруссией). Объемы производства по ряду основных видов продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности не позволяют сегодня еще потреблять продукты на уровне физиологических норм питания. Вряд ли в течении нескольких лет могут произойти существенные изменения в решении этих вопросов, даже за счет предлагаемых мер. Тем более, что 2024 год (начало пятилетки) оказался весьма сложным. Во многих регионах страны произошли паводки, нанося большой ущерб многим сельским населенным пунктам и их сельскохозяйственным угодьям. На их восстановления потребуются отвлечение больших финансовых ресурсов, что повлияет на уровень планируемых объемов государственной поддержки непосредственно сельскохозяйственному производству. Вышеизложенное и другие еще причины не позволят в течение предполагаемых прогнозных 5 лет создать в нашем государстве «сильный АПК» в его классическом понимании.

Министерство сельского хозяйства РК 02/05 - 12:10

Ваши предложения приняты во внимание. Дополнительно сообщаем, что проект Национального проекта разработана во исполнение поручения Главы государства по увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза на 2024-2028 годы.

ПУГАЧЁВ РОМАН

Приложение к национальному проекту по развит... посмотреть текст 29/04 - 16:55 /

Рассмотрев проект по развитию агропромышленнго комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 гг. предлагаем следующие комментарии: Целью национального проекта является увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза за 2024-2028 годы. На наш взгляд, данный показатель сильно завышен, так как получение валовой продукции зависит от многих факторов и в первую очередь климатических условий во время вегетации растений. Основная площадь возделывания с/х культур относиться к трем областям северного региона республики (Акмолинская, Северо-Казахстанская и Костанайская), это более 12 млн.га., из них к наиболее благоприятным можно отнести только северные районы Костанайской и Северо-Казахстанской области, все остальное - это зона рискованного земледелия с нестабильным уровнем осадков. Диверсификация структуры посевных площадей также должна основываться как на рынке сбыта продукции, так и на биологических особенностях культур. К примеру, к наиболее стабильным в плане цены и сбыта относятся масличные культуры. Но при этом такие из них как лен и подсолнечник должны возвращаться на поле в севообороте не раньше, чем через 5-7 лет. Увлекаться чрезмерным увеличением доли таких культур тоже не стоит. Для достижения доли посева элитными семенами 14,4% в первую очередь необходимо развивать отечественную селекцию изменить принцип ее финансирования и обеспечить квалифицированными кадрами. Наладить схему семеноводства «оригинатор-элитсемхоз-семхоз-СХТП». В целом, по нашему мнению, проект необходимо доработать, пересмотреть индикаторы с учетом реалий аграрного сектора и агронауки.

Министерство сельского хозяйства РК 02/05 - 12:07

В действующей Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы, утвержденным постановлением Правительства РК от 30 декабря 2021 года № 960 (далее – Концепция), предусмотрены мероприятия, направленные на научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса. Так, в соответствии с Системой государственного планирования (далее – СГП), Концепция развития является документом, определяющим видение развития (на период 5-10 лет) конкретной сферы/отрасли, а также основные принципы и подходы к реализации соответствующей политики, направленные на достижение целей, задач и подходов, определенных в вышестоящих документах Системы государственного планирования, и Целей устойчивого развития Организации Объединенных наций. Кроме того, в реализацию Концепции, а также в целях исполнения указанного поручения Главы государства Министерством сельского хозяйства (далее - МСХ) совместно с НАО «НАНОЦ» разработан проект Комплексного плана по развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Республики Казахстан на 2024-2028 годы (далее – Комплексный план). В данном Комплексного плана предусмотрены комплексные меры по решению системных проблем в семеноводстве, то есть включены такие основные разделы, как совершенствование законодательной базы селекции и семеноводства, перевод системы аграрной науки на современные методы исследовательской деятельности и обновление образовательных программ, меры по укреплению материально-технической базы аграрной науки и субъектов селекции и семеноводства, создание эффективной системы семеноводства. Кроме этого, отражены конкретные индикаторы результативности научных институтов и опытных хозяйств, как выведение новых сортов и гибридов сельхозкультур по итогам реализации научно-технических программ (НТП) в рамках программно-целевого финансирования. В Комплексном плане предусмотрено выделение средств из республиканского бюджета в объеме 63,4 млрд. тенге. Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с СГП, Национальный проект является документом, обеспечивающим всестороннее межведомственное взаимодействие и приоритетное бюджетное финансирование реализации комплекса мероприятий, направленных на решение в установленные сроки задач (проектов), отдельных критически важных для достижения Общенациональных приоритетов, целей, задач и стратегических показателей и индикаторов Национального плана развития Республики Казахстан, Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан, Плана территориального развития страны или определенных Президентом Республики Казахстан.

МЕЙІРМАН ҒАЛИОЛЛА (Другие)

Об утверждении национального проекта по развитию а... посмотреть текст 26/04 - 16:16 /

В разделе 2. Текущая ситуация в области агропромышленного комплекса объективно отмечается что в аграрной науке наблюдается: -старение научных кадров; -снижение доли остепененности научных кадров; -высокий уровень морального и физического износа научного и технологического оборудования; -снижение бюджетного финансирования; -неудовлетворенность бизнеса в подготовке специалистов для АПК; -слабые материально-технические базы аграрных и образовательных организаций; - не достаточное финансирование аграрных исследований (менее 1,0 % от ВП сельского хозяйства). Однако в планах действий по реализации Национального проекта по развитию АПК «Сильный АПК» на 2024-2028 годы не предусматриваются меры по улучшению выше перечисленных позиций с обозначением индикативных показателей. Предлагается вести мероприятия по: 1. Объему финансирования аграрной науки; 2. Объемы финансирования по ГИП-у для улучшения материально-технической базы организаций науки; 3. По подготовке научных кадров и созданию социальных условий; 4. И по другим проблемам развития аграной науки.

Министерство сельского хозяйства РК 02/05 - 12:05

Эффективность научной работы напрямую зависит от достаточного финансирования. В целом уровень финансирования науки в Казахстане составляет 0,12 % от ВВП, тогда как наилучшая международная практика показывает, что необходимо выделять от 1% ВВП. Чтобы довести объемы финансирования агронауки до 1% от ВВП отрасли к 2030 году необходимо расширить источники финансирования. Ваши предложения актуальны и будут приняты во внимание при формировании бюджета на планируемые годы.

АЙНЕБЕКОВА БАКЫТ (Другие)

Об утверждении национального проекта по развитию а... посмотреть текст 26/04 - 16:04 /

Прошу обратить внимание, что МСХ указывая на важные проблемы и вопросы агронауки: «В аграрной науке наблюдаются старение научных кадров, снижение доли остепененности научных сотрудников, высокий уровень морального и физического износа научного и технологического оборудования, снижение бюджетного финансирования. В результате низкой остается доля РННТД, переданных в аграрное производство, и неудовлетворенность бизнеса в подготовке специалистов для АПК. Это связано с недостаточным финансированием аграрных научных исследований (менее 1% от ВП сельского хозяйства); со слабой материально-технической базой аграрных научных и образовательных организаций.» В самом плане Плане действий по реализации национального проекта по пункту 18. «Повышение качества образовательных услуг, результативности аграрной науки» не указаны финансирование на агронауку, нет финансирования на проекты, ПЦФ и ГИПы. Как будет существовать аграрная наука , если на аграрное образование и науку по Казахстану в 2024году нет сумм финансирования, 2025 году 7,36млрд., на 2026год 5,83млрд. заложены????? И по годам идет уменьшение финансирования ….. Целый год разрабатывали ГИПы, теперь в основном документе по развитию АПК опять нет. 17 Показатель 5. По доле коммерциализируемых проектов от общего количества завершенных прикладных научно-исследовательских работ тоже вызывает вопросы.

Министерство сельского хозяйства РК 02/05 - 12:04

Эффективность научной работы напрямую зависит от достаточного финансирования. В целом уровень финансирования науки в Казахстане составляет 0,12 % от ВВП, тогда как наилучшая международная практика показывает, что необходимо выделять от 1% ВВП. Чтобы довести объемы финансирования агронауки до 1% от ВВП отрасли к 2030 году необходимо расширить источники финансирования. Согласно законодательству Республики Казахстан о науке научная деятельность осуществляется через базовое, грантовое и программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета. МСХ администрируется бюджетная программа по программно-целевому финансированию (далее - ПЦФ) прикладных научных исследований в области АПК только на конкурсной основе. То есть МСХ осуществляет целевое финансирование научных проектов, прошедших все этапы конкурсных процедур согласно законодательству о науке. Общая сумма финансирования ПЦФ на 2024-2026 годы – 27,0 мрд. тенге, в том числе по годам: 2024 год – 9,0 млрд. тенге, 2025 год – 9,0 млрд. тенге, 2026 год – 9,0 млрд. тенге. В 2023 году сумма финансирования ПЦФ составляла 7,9 млрд. тенге. Ваши предложения приняты во внимание и будут учтены при формировании бюджета на планируемые годы.