Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Программы финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024–2029 годы

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 20/05/2024 10:41:13
Публичное обсуждение до: 03/06/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 05/06/2024 09:05:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 05/06/2024 15:05:00
Приложенные документы:

Об утверждении Программы финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024–2029 годы

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемую Программу финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024–2029 годы (далее – Программа).
  2. Центральным и местным исполнительным органам, организациям принять меры по реализации Программы, в том числе:
  1. Комитету по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан и его территориальным подразделениям заключить с финансирующими организациями соответствующее соглашение об утверждении с установленной периодичностью тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, покрывающих обязательства субъектов естественных монополий (в течение всего срока займа);
  2. местным исполнительным органам заключить с финансирующими организациями соответствующие соглашения о поддержке проектов субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно условиям Программы, а также осуществить выпуск государственных ценных бумаг (облигаций) ;
  3. социально-предпринимательским корпорациям соответствующего региона предоставить гарантии в пользу финансирующих организаций за субъектов естественных монополий, реализующих проекты жилищно-коммунального хозяйства.
  1. Финансирующим организациям осуществлять финансирование проектов субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства вне зависимости от негативного влияния на финансово-хозяйственную деятельность финансирующих организаций.
  2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
  3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания. 

 

Утвержден

постановлением Правительства Республики Казахстан
от «     »  2024 года

Программа финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры  жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024–2029 годы

Содержание

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6. Необходимые ресурсы

 

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование

Программа финансирования проектов                  инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024–2029 годы (далее – Программа)

Основание для разработки

Национальный инфраструктурный план Республики Казахстан до 2029 года

Ответственный за разработку

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию Программы

Центральные и местные исполнительные органы,              АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (далее – Холдинг), в том числе компании, входящие в группу Холдинга (по согласованию)

Цель

Строительство и модернизация (реконструкция, капитальный ремонт) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, в рамках инвестиционных программ субъектов естественных монополий (далее – СЕМ)

Задача

Повышение уровня развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры в стране путем финансирования строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии

Срок реализации

2024–2029 годы

Целевые индикаторы

Достижение следующих целевых индикаторов:

снижение показателя износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии ежегодно в среднем на 2-3% в зависимости от СЕМ и регулируемых услуг

Источники и объемы финансирования

Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета                     (далее – РБ) и средств финансирующих организаций.

Примечание:

Выполнение целевых индикаторов Программы будет зависеть от объемов финансирования Программы на соответствующие финансовые годы и количества профинансированных СЕМ.

 

Раздел 2. Введение

Программа направлена на реализацию Национального инфраструктурного плана Республики Казахстан до 2029 года (далее – Инфраструктурный план).

В соответствии с Инфраструктурным планом формирование устойчивого инфраструктурного каркаса является одной из приоритетных задач экономического развития Казахстана, учитывая размеры страны, географическое положение и климатические условия.

Согласно Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736, будут приняты меры, направленные на обновление и наращивание жилищного фонда, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, внедряемые интеллектуальные системы и цифровые технологии будут направлены на удовлетворение основных ожиданий и интересов населения страны и способствовать повышению равного доступа к базовым услугам жизнедеятельности.

В настоящих реалиях особую важность приобретает консолидация усилий государственных органов, а также средств РБ, международных финансовых организаций и финансовых организаций Республики Казахстан для четкой приоритизации и оптимального распределения ресурсов в целях финансирования проектов жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ).

В целях создания комфортных условий жизнедеятельности населения необходима реализация комплекса мер по модернизации и развитию коммунального сектора, в первую очередь, систем энергоснабжения (тепло-, электроснабжения).

В результате реализации Программы ожидается:

снижение показателя износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии ежегодно в среднем на 2–3% в зависимости от СЕМ и регулируемых услуг;

снижение давления на конечные тарифы регулируемых коммунальных услуг, путем перераспределения привлекаемых инвестиционных средств на долгосрочный периоды.

 

Раздел 3. Анализ текущей ситуации

Сфера ЖКХ представляет собой два основных взаимосвязанных элемента:

  1. коммунальный сектор, включающий в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение, благоустройство и содержание объектов общего пользования и территории населенных пунктов;
  2. жилищный сектор, включающий в себя многоэтажные жилые дома и индивидуальные домостроения, являющиеся основными потребителями коммунальных услуг.

Подраздел 1. Оценка текущего состояния  теплоснабжения

С 2019 по 2022 год длина тепловых сетей в республике возросла на 300 километров, достигнув 13,9 тыс. километров с предыдущих 13,6 тыс. километров. Процент тепловых сетей, нуждающихся в ремонте, уменьшился за этот период с 61% до 54%.

Теплоснабжение осуществляется через централизованные и локальные системы, опирающиеся на теплоэлектроцентрали и котельные. По состоянию на 2022 год в стране насчитывалось 2 865 источник теплоснабжения, включая 798 автономных. Общая мощность всех тепловых источников на 1 января 2023 года составила 37 566,7 гигакалорий в час. Выработка тепловой энергии в 2022 году достигла 95,6 млн. гигакалорий, с основной долей от ТЭЦ (55,9 млн. гигакалорий) и котельных (32,6 млн. гигакалорий).

К тепловым сетям подключены 1 734 299 абонента, из которых большинство - бытовые потребители (1 596 910 абонента). В рамках кредитования и субсидирования с 2019 по 2022 год было реализовано 60 проектов по строительству и реконструкции 220,7 километров теплоснабжающих сетей, что позволило снизить количество аварий на 14%.

Подраздел 2. Оценка текущего состояния электроснабжения

Установленная мощность электростанций Единой энергетической системы Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2024 года составила 24 641,9 мегаватт, располагаемая мощность – 20 428,1 мегаватт.

Производство электроэнергии в стране осуществляют 222 электрические станций различной формы собственности. Выработано электроэнергии в 2022 году 115 млрд. киловатт-час. Производство составило 112,8 млрд киловатт-час, импорт электрической энергии из сопредельных стран – 3,4 млрд киловатт-час, экспорт – 1,4 млрд киловатт-час.      

В электроснабжении обеспеченность счетчиками электроэнергии достигает 100%, однако большая часть этих приборов учета устарела и не соответствует современным требованиям к энергоэффективности. Старые индукционные счетчики не способны учитывать потребление современных электроприборов, работающих на низких токах, из-за чего возникают коммерческие потери. Особенно это критично при низких температурах, характерных для большинства регионов страны, где индукционные приборы демонстрируют высокую погрешность. Кроме того, изношенные устройства могут самопроизвольно учитывать потребление, увеличивая показания без фактического потребления энергии.

На данный момент индукционные счетчики все еще занесены в государственный реестр измерительных средств и принимаются для поверки, что позволяет продолжать их использование. Однако существует потребность в поэтапном изъятии этих моделей из эксплуатации и замене их на более современные приборы учета с возможностью дистанционного снятия показаний, что улучшит точность учета и повысит эффективность системы электроснабжения.

Основными проблемами наращивания и своевременного обновления коммунальной инфраструктуры являются:

высокая потребность в финансовых ресурсах, необходимых для модернизации коммунальной инфраструктуры;

непривлекательность для инвесторов систем и объектов коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах с небольшим количеством потребителей;

отсутствие квалифицированных кадров, достоверной информации по протяженности и состоянию сетей коммунальной инфраструктуры в разрезе регионов;

низкая степень внедрения новых технологий в сфере ЖКХ;

низкая степень информированности жителей о преимуществах новых технологий, систем учета потребления ресурсов.

 

Раздел 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

Целью Программы является финансирование строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта) инженерных сетей электро, - теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии СЕМ.

Достижение данной цели будет измеряться следующими целевыми индикаторами:

п/п

Целевые индикаторы

Ед. изм.

Источник

информации

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1

Снижение среднего показателя износа инженерных сетей теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии

%

КРЕМ

51

48

45

42

40

2

Снижение среднего показателя износа инженерных сетей электроснабжения

%

КРЕМ

60

57

55

53

50

Примечание:

За базовый год считается 2025 год (1 год) и достижение индикаторов определяется от объемов финансирования на соответствующие финансовые годы, от количества профинансированных СЕМ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ключевую задачу, а именно повышение уровня развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры в стране, в том числе путем финансирования строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта) инженерных сетей электро, - теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии.

Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями результатов:

п/п

Показатели результатов

Ед. изм.

Источник

информации

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1

Сумма инвестиций со стороны финансирующих организаций, задействованных в реализации Программы

млрд тенге

Данные финансирующих организаций, задействованных в реализации Программы

 

 

 

 

 

Примечание:

Достижение показателей определяется от объемов финансирования на соответствующие финансовые годы, а также сумм потребностей СЕМ.

 

Раздел 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

Программа будет реализовываться в направлении модернизации и развития жилищно-коммунального сектора, а именно инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии СЕМ.

Финансирование проектов в сфере строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии СЕМ, будет осуществляться, помимо собственных средств СЕМ, за счет средств финансирующих организаций и средств РБ в пропорции 60/40. Бюджетные средства будут выделяться в форме бюджетного кредита сроком на 20 лет.

При этом финансирование указанных проектов СЕМ может осуществляться с использованием следующих механизмов:

  1. прямое кредитование финансирующими организациями СЕМ;
  2. финансирование СЕМ за счет выпуска местными исполнительными органами государственных ценных бумаг.

Подраздел 3. Прямое кредитование субъектов естественных монополий финансирующими организациями осуществляется на следующих основных условиях:

1

Финансирующие организации

Холдинг, в том числе компании, входящие в группу Холдинга

2

Заемщик (-и)

Юридические лица, показатель износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии которых составляют более 55%:

государственные предприятия                                               (далее - государственные Заемщики);

акционерные общества, товарищества                                     с ограниченной ответственностью                                       (далее - негосударственные Заемщики)

 

3

Основные критерии отбора инвестиционных проектов СЕМ

приоритетным условием финансирования инвестиционного проекта СЕМ является показатель износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, более 55%, (на основании информации Комитета по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики Республики Казахстан);

технологическая и техническая обоснованность проектных решений;

наличие подтверждающего документа по инвестиционной программе о запланированном ежегодном приросте тарифа на услуги ЖКХ Заемщика с учетом привлеченных объемов средств в рамках Программы и обязательств.

При этом, в данном документе должны быть предусмотрены обязательства государственного органа о включении необходимых затрат на компенсацию основного долга с учетом вознаграждений, в размер тарифа на услуги ЖКХ при условии проведения со стороны финансирующей организации реструктуризации займа Заемщика, связанной с отсутствием возможности их обслуживания;

отсутствие свыше 90 (девяносто) дней, непогашенной задолженности по привлеченным у третьих лиц займам или платежам в бюджет на момент подачи заявки на предоставление финансирования

4

Сумма займа

Определяется индивидуально по каждому Заемщику по результатам экспертизы финансирующей организации, при этом минимальная сумма займа составляет 1 000 000 000 (один миллиард) тенге

5

Срок финансирования

не более 18 лет

6

Период доступности суммы займа для Заемщика

5 лет (до 2029 года включительно)

7

Срок каждого займа в рамках финансирования

13 лет

8

Валюта займа

Тенге

9

Льготный период по займу

По оплате основного долга и вознаграждения – в соответствии с условиями соответствующего договора, но не более 24 (двадцать четыре) месяца с даты подписания договора банковского займа

10

Размер собственного участия Заемщика

негосударственные Заемщики - от 10% от стоимости проекта;

государственные Заемщики – от 0% от стоимости проекта

11

Ставка вознаграждения для Заемщика

не более 11,19 (одиннадцать целых, девятнадцать сотых) % годовых

12

Расходы финансирующих организаций в рамках проекта

Возмещению со стороны Заемщика подлежат расходы, связанные с привлечением финансирующей организацией эксперта (финансово-технический консультант) на период проведения строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта).

При этом Заемщиком может быть самостоятельно привлечены и оплачены услуги указанных экспертов

13

Комиссии (за кредитование, изменение условий финансирования)

Не применяются.

При этом, в случае оплаты   финансирующей организацией услуг эксперта (финансово-технический консультант) на период проведения строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта), расходы оплачиваются Заемщиком финансирующей организации в виде комиссии.

В случае самостоятельного привлечения и оплаты Заемщиком услуг указанных экспертов комиссия не взимается.

14

Обеспечение по исполнению обязательств Заемщика

Гарантия социально-предпринимательской корпорации, осуществляющей деятельность в соответствующем регионе (по государственным Заемщикам); 

Гарантии акционеров/участников и конечных бенефициаров Заемщика (по негосударственным Заемщикам);

Денежные средства, поступающие в рамках соглашения о контроле за совершением расходных операций Заемщика, на счет Заемщика в банке-агенте;

Иное обеспечение в виде движимого/недвижимого имущества

15

Обязательства со стороны Заемщика

Заключение между финансирующей организацией, Заемщиком и банком-агентом соглашения о контроле за совершением расходных операций Заемщика, содержащее следующие условия, но не ограничиваясь указанным: обязательство банка-агента поддерживать неснижаемый остаток на специальном текущем счете  Заемщика на сумму ежегодного погашения (основной долг, вознаграждение, комиссия) обязательств Заемщика перед финансирующими организациями до истечения срока действия договора о предоставлении кредитного инструмента;

Заключение договоров гарантии с акционерами/участниками и конечными бенефициарами негосударственного Заемщика;

Заключение соглашения между финансирующей организацией, Заемщиком, акционерами/участниками Заемщика о финансировании финансирующей организацией строительства и модернизации (реконструкции, капитального ремонта) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, остальные работы должны быть профинансированы акционерами/участниками Заемщика (по негосударственным Заемщикам);

Предоставлять финансирующей организации, на ежегодной основе, информацию о годовом проценте исполнения со стороны потребителей обязательств по оплате услуг ЖКХ;

В заключаемых договорах с подрядными организациями по проведению работ по строительству и модернизации (реконструкции, капитальному ремонту) инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии, предусмотреть обязательства подрядных организаций о необходимости предоставления в пользу Заемщиков банковской гарантии исполнения обязательств

16

Обязательства со стороны КРЕМ

Предоставить финансирующей организации решение (с установленной периодичностью) по каждому Заемщику об утверждении размера тарифов на услуги ЖКХ, покрывающего обязательства Заемщика (в течение всего срока займа Заемщика).

17

Мониторинг

Мониторинг проектов осуществляется в соответствии с внутренними актами финансирующей организации

 

Подраздел 4. Финансирование субъектов естественных монополий за счет выпуска местными исполнительными органами государственных ценных бумаг (облигации) осуществляется на следующих основных условиях:

 

1

Эмитент

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы  

2

Инвестор

Холдинг, в том числе компании, входящие в группу Холдинга

3

Срок действия облигационной программы

не более 18 лет

4

Срок обращения облигаций

не более 13 лет

5

Период выпуска облигаций

5 лет (до 2029 года включительно)

6

Ставка вознаграждения по купону

не более 9,19 (девять целых, девятнадцать сотых) % годовых

7

Погашение основного долга в рамках выпущенных облигаций

полугодовыми платежами, начиная с третьего года с даты начала обращения облигаций

8

Периодичность оплаты вознаграждения по купону

полугодовые платежи

9

Заемщик (-и)

Юридические лица, показатель износа инженерных сетей электро-, теплоснабжения и активов, задействованных при производстве тепловой энергии которых составляют более 55%:

государственные Заемщики;

негосударственные Заемщики

10

Кредитные договоры

Договоры, заключаемые между Эмитентом и (или) иными лицами, определенными в соответствии с бюджетным законодательством, и Заемщиком в целях реализации инвестиционного проекта Заемщика в рамках Программы. 

Основные и иные условия кредитования Заемщиков будут определяться в Кредитных договорах.

11

Валюта займа

Тенге

 

 

 

Раздел 6. Необходимые ресурсы

 

Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств РБ и средств финансирующих организаций.

Объемы финансирования Программы составляют:

млрд. тенге

 

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

Всего

РБ

20

20

20

20

20

20

120

Средства финансирующих организаций

30

30

30

30

30

30

180

Всего

50

50

50

50

50

50

300

 

Примечание:

Объем средств будет уточняться в соответствии с РБ на соответствующий финансовый год.

 

 

Комментарий

ГАРГАТ АРТЕМ

На данный момент индукционные счетчики все еще зан... посмотреть текст 31/05 - 14:52 /

Касательно замены индукционных счетчиков электрической энергии. Действительно, учитывая, что на сегодняшний день применяются электронные счетчики учета электрической с более высоким классом точности, то со временем, когда постепенно будет происходить полный износ ресурса существующих, используемых потребителями, индукционных счетчиков электрической энергии необходимо будет производить их замену на более современные приборы учета. Однако включать в программу финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024-2029 года (далее -Программа) вопросы, связанные с заменой индукционных счетчиков преждевременно и нецелесообразно. Например, действующий Водный Кодекс Республики Казахстан, статья 92-8, а именно пункт 3 предусматривает, что при замене неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации индивидуальных (поквартирных) приборов учета воды предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности, оснащенных устройствами для возможности последующей дистанционной передачи данных. Таким образом, на сегодняшний день потребители обязаны приобретать счетчики воды, оснащенные устройствами для возможности последующей дистанционной передачи данных, которые по цене дороже обычных счетчиков воды, соответственно потребители несут неоправданные расходы, так как подобные счетчики с устройствами для подключения модулей для передачи данных, фактически выполняют функцию обычных счетчиков, так как никаких модулей на сегодняшний день для установки на счетчики нет. Более того, согласно пункту 2 той же статьи Водного Кодекса Республики Казахстан, во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности с дистанционной передачей данных. Данное требование распространяется и в случае замены неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации общедомовых приборов учета воды. В тоже время, на практике получается так, что установленные в квартирах потребителей счетчики с дистанционной передачей данных, фактически выполняют функции обычных приборов, подтверждением тому являются квитанции с некорректными данными, предъявляемые потребителям. К примеру, потребитель не проживает в квартире, оборудованной счетчиком с дистанционным модулем передачи данных, прибор в исправном состоянии, но потребителю ежемесячно производят начисления за водопотребление и водоотведение. На вопрос потребителя почему так происходит, поставщик отвечает, что нужно передавать показания, а на вопрос потребителя о том, что имеется счетчик с дистанционной передачей и почему по нему не снимают показания, ответ так и не был получен. Поэтому, вместо того чтобы отправлять деньги на замену индукционных счетчиков, а тем более не допустимо делать это за счет самого потребителя, правильным было направить данные средства именно туда, где они крайне необходимы. На сегодняшний день острейшей проблемой в коммунальном хозяйстве, кроме текущего состояния инженерно-коммуникационной инфраструктуры, является общее состояние многоквартирных жилых домов, неотложно требующих проведения ремонтных работ: ремонт кровли, ремонт межпанельных швов, ремонт козырьков над подъездами, ремонт подъездов, а также замену инженерных систем внутри домов (водопровод, канализация, отопление), а также система электроснабжения, а именно общедомовая проводка, в том числе в этажных щитках. Отдельный вопрос, это ремонт фасадов, в том числе уже относительно нового жилого фонда, когда отваливается не только декоративная отделка, но и утеплитель отслаивается, что ведет к потере тепла в зимний период. О какой энергоэффективности может иди речь, если жилой фонд не может ее обеспечить. Кроме того, в новом жилищном фонде также стоит вопрос по замене инженерного оборудования: насосных водоснабжения и тепловых узлов, в некоторых домах уже требуется замена лифтов. В настоящая время назрела необходимость в создании единого оператора управления многоквартирными жилыми домами, который должен быть укомплектован соответствующими профессиональными специалистами, оснащен техническими ресурсами и обеспечен всеми необходимыми материалами для проведения всех видов ремонтов и содержания жилищного фонда многоквартирных жилых домов. Имеющиеся на сегодняшний день формы управления многоквартирными жилыми домами (ОСИ, простые товарищества, управляющие компании, КСК и т.п.) фактически не могут обеспечить полноценное содержание и ремонт объектов. В некоторых случаях, имеют место положительные примеры управления многоквартирными жилыми домами при существующей форме их управления. В таких случаях, при согласии собственников, следует оставить действующие формы управления. При этом необходимо обратить внимание на такую особенность, когда в гарантийный период эксплуатации многоквартирных жилых домов, а это как правило первые два-три года после ввода объектов в эксплуатацию, застройщиками привлекаются к управлению такими домами собственно созданные управляющие компании. При этом, непосредственно впервые годы эксплуатации расходы на содержание домов незначительные, так как все ресурсы находятся в хорошем состоянии, что позволяет таким управляющим компаниям, а точнее застройщикам дальше получать доход-прибыль с объекта, с которого уже была получена прибыль при продаже помещений (квартир). Однако по истечении гарантийного периода, застройщика стараются найти пути и способы, чтобы постепенно уйти от обслуживания таких домов, к примеру предлагают собственникам перейти на иные формы управления либо начинают повышать тарифы на обслуживание, при этом качество обслуживания, в некоторых случаях, оставляет желать лучшего. Кроме того, следует обратить внимание на такое понятие, как кондоминиум. Следует его исключить из обихода, так как фактически оно себя не оправдало. Собственники по факту являются обладателями только собственных помещений, при этом имеют место случаи, когда отдельные общедомовые площади переходят в пользование частных лиц. На определенном этапе эксплуатации такие помещения были узаконены и переоборудованы под коммерческую деятельность. Для таких случаев следовало бы провести ревизию на предмет законности отчуждения помещений и их переоборудования. Отдельный вопрос, это финансирование Программы. Исходя из представленной информации финансирование будет осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет финансирования БВУ на возвратной основе под определенный процент, соответственно все расходы по Программе в конечном итоге лягут на потребителей, со всеми процентами. Насколько это оправданно? Почему на протяжении десятилетий, когда вся инфраструктура была в относительно исправном состоянии, со стороны уполномоченных государственных органов не осуществлялся надлежащий контроль за целевым расходом денежных средств, поступавших от потребителей, в итоге, ремонты не производились, что привело к значительному износу инфраструктуры. В данном случае, следовало бы рассмотреть вопрос о финансировании Программы за счет государственных средств, но при условии, что государство будет получать определенную долю в тех организациях, которые получат финансирование из государственной казны. Возможно, следует пересмотреть в целом подход в отношении управления инфраструктурой коммерческими структурами, так как практика показала, что ничего кроме урона, такие коммерческие структуры обществу и государству не принесли. Кроме того, следует пересмотреть нормативные правовые акты, которые позволяют, а в некоторых случаях требуют создания промежуточных балластных организаций (прокладок). Немало организаций посредников на пути между производителями и организациями, занимающимися эксплуатацией инженерной инфраструктуры. В результате необоснованно завышается стоимость всего, что связано с обслуживанием, а в итоге это ведет к росту тарифов на коммунальные услуги (электрическую и тепловую энергию, газ, связь и воду). Необходимо обеспечить полную прозрачность формирование тарифов на коммунальные услуги для бытовых потребителей, исключить всех ненужных посредников. Современные цифровые технологии могут способствовать в решении данного вопроса. Также следует рассмотреть вопрос на межгосударственном уровне для тех случаев, когда ресурсы приобретаются за пределами страны, должны быть цены производителей, без посредников. Также нужно уйти от понятия, что «государство плохой менеджер», правильно сказать, что в системе государственного управления должны работать профессионалы и государственники, а присутствие некомпетентных лиц нужно искоренить. Исходя из вышеизложенного, предлагаю вопросы по замене индукционных счетчиков из Программы исключить. Данный вопрос можно решать параллельно с вопросами Программы, за счет средств поставщиков электроэнергии или по собственному желанию абонентов, но не по принуждению. В Программе, кроме инфраструктуры, необходимо включить вопросы касающиеся комплексного подхода содержания и ремонта жилого фонда многоквартирных жилых домов, так как с каждым годом, откладывание данного вопроса, приведет к тому, что сейчас сложилось инженерной инфраструктурой.

Министерство национальной экономики РК 04/06 - 18:04

Министерство национальной экономики Республики Казахстан благодарит Вас за предоставленный комментарий. Сообщаем, что указанный проект НПА будет согласован с заинтересованными госорганами (Министерства транспорта, промышленности и строительства, водных ресурсов и ирригации, энергетики, финансов, юстиции) в пределах их компетенции, в итоге которого будет принято коллегиальное решение. Также, отмечаем, что Ваши предложения будут дополнительно изучены и в случае целесообразности будут вынесены на очередное заседание Рабочей группе по совершенствованию подзаконных актов Республики Казахстан о естественных монополиях, созданная приказом Председателя Комитета от 18 мая 2022 года № 77-ОД.

ГАРГАТ АРТЕМ

В электроснабжении обеспеченность счетчиками элект... посмотреть текст 31/05 - 14:50 /

Касательно замены индукционных счетчиков электрической энергии. Действительно, учитывая, что на сегодняшний день применяются электронные счетчики учета электрической с более высоким классом точности, то со временем, когда постепенно будет происходить полный износ ресурса существующих, используемых потребителями, индукционных счетчиков электрической энергии необходимо будет производить их замену на более современные приборы учета. Однако включать в программу финансирования проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2024-2029 года (далее -Программа) вопросы, связанные с заменой индукционных счетчиков преждевременно и нецелесообразно. Например, действующий Водный Кодекс Республики Казахстан, статья 92-8, а именно пункт 3 предусматривает, что при замене неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации индивидуальных (поквартирных) приборов учета воды предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности, оснащенных устройствами для возможности последующей дистанционной передачи данных. Таким образом, на сегодняшний день потребители обязаны приобретать счетчики воды, оснащенные устройствами для возможности последующей дистанционной передачи данных, которые по цене дороже обычных счетчиков воды, соответственно потребители несут неоправданные расходы, так как подобные счетчики с устройствами для подключения модулей для передачи данных, фактически выполняют функцию обычных счетчиков, так как никаких модулей на сегодняшний день для установки на счетчики нет. Более того, согласно пункту 2 той же статьи Водного Кодекса Республики Казахстан, во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности с дистанционной передачей данных. Данное требование распространяется и в случае замены неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации общедомовых приборов учета воды. В тоже время, на практике получается так, что установленные в квартирах потребителей счетчики с дистанционной передачей данных, фактически выполняют функции обычных приборов, подтверждением тому являются квитанции с некорректными данными, предъявляемые потребителям. К примеру, потребитель не проживает в квартире, оборудованной счетчиком с дистанционным модулем передачи данных, прибор в исправном состоянии, но потребителю ежемесячно производят начисления за водопотребление и водоотведение. На вопрос потребителя почему так происходит, поставщик отвечает, что нужно передавать показания, а на вопрос потребителя о том, что имеется счетчик с дистанционной передачей и почему по нему не снимают показания, ответ так и не был получен. Поэтому, вместо того чтобы отправлять деньги на замену индукционных счетчиков, а тем более не допустимо делать это за счет самого потребителя, правильным было направить данные средства именно туда, где они крайне необходимы. На сегодняшний день острейшей проблемой в коммунальном хозяйстве, кроме текущего состояния инженерно-коммуникационной инфраструктуры, является общее состояние многоквартирных жилых домов, неотложно требующих проведения ремонтных работ: ремонт кровли, ремонт межпанельных швов, ремонт козырьков над подъездами, ремонт подъездов, а также замену инженерных систем внутри домов (водопровод, канализация, отопление), а также система электроснабжения, а именно общедомовая проводка, в том числе в этажных щитках. Отдельный вопрос, это ремонт фасадов, в том числе уже относительно нового жилого фонда, когда отваливается не только декоративная отделка, но и утеплитель отслаивается, что ведет к потере тепла в зимний период. О какой энергоэффективности может иди речь, если жилой фонд не может ее обеспечить. Кроме того, в новом жилищном фонде также стоит вопрос по замене инженерного оборудования: насосных водоснабжения и тепловых узлов, в некоторых домах уже требуется замена лифтов. В настоящая время назрела необходимость в создании единого оператора управления многоквартирными жилыми домами, который должен быть укомплектован соответствующими профессиональными специалистами, оснащен техническими ресурсами и обеспечен всеми необходимыми материалами для проведения всех видов ремонтов и содержания жилищного фонда многоквартирных жилых домов. Имеющиеся на сегодняшний день формы управления многоквартирными жилыми домами (ОСИ, простые товарищества, управляющие компании, КСК и т.п.) фактически не могут обеспечить полноценное содержание и ремонт объектов. В некоторых случаях, имеют место положительные примеры управления многоквартирными жилыми домами при существующей форме их управления. В таких случаях, при согласии собственников, следует оставить действующие формы управления. При этом необходимо обратить внимание на такую особенность, когда в гарантийный период эксплуатации многоквартирных жилых домов, а это как правило первые два-три года после ввода объектов в эксплуатацию, застройщиками привлекаются к управлению такими домами собственно созданные управляющие компании. При этом, непосредственно впервые годы эксплуатации расходы на содержание домов незначительные, так как все ресурсы находятся в хорошем состоянии, что позволяет таким управляющим компаниям, а точнее застройщикам дальше получать доход-прибыль с объекта, с которого уже была получена прибыль при продаже помещений (квартир). Однако по истечении гарантийного периода, застройщика стараются найти пути и способы, чтобы постепенно уйти от обслуживания таких домов, к примеру предлагают собственникам перейти на иные формы управления либо начинают повышать тарифы на обслуживание, при этом качество обслуживания, в некоторых случаях, оставляет желать лучшего. Кроме того, следует обратить внимание на такое понятие, как кондоминиум. Следует его исключить из обихода, так как фактически оно себя не оправдало. Собственники по факту являются обладателями только собственных помещений, при этом имеют место случаи, когда отдельные общедомовые площади переходят в пользование частных лиц. На определенном этапе эксплуатации такие помещения были узаконены и переоборудованы под коммерческую деятельность. Для таких случаев следовало бы провести ревизию на предмет законности отчуждения помещений и их переоборудования. Отдельный вопрос, это финансирование Программы. Исходя из представленной информации финансирование будет осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет финансирования БВУ на возвратной основе под определенный процент, соответственно все расходы по Программе в конечном итоге лягут на потребителей, со всеми процентами. Насколько это оправданно? Почему на протяжении десятилетий, когда вся инфраструктура была в относительно исправном состоянии, со стороны уполномоченных государственных органов не осуществлялся надлежащий контроль за целевым расходом денежных средств, поступавших от потребителей, в итоге, ремонты не производились, что привело к значительному износу инфраструктуры. В данном случае, следовало бы рассмотреть вопрос о финансировании Программы за счет государственных средств, но при условии, что государство будет получать определенную долю в тех организациях, которые получат финансирование из государственной казны. Возможно, следует пересмотреть в целом подход в отношении управления инфраструктурой коммерческими структурами, так как практика показала, что ничего кроме урона, такие коммерческие структуры обществу и государству не принесли. Кроме того, следует пересмотреть нормативные правовые акты, которые позволяют, а в некоторых случаях требуют создания промежуточных балластных организаций (прокладок). Немало организаций посредников на пути между производителями и организациями, занимающимися эксплуатацией инженерной инфраструктуры. В результате необоснованно завышается стоимость всего, что связано с обслуживанием, а в итоге это ведет к росту тарифов на коммунальные услуги (электрическую и тепловую энергию, газ, связь и воду). Необходимо обеспечить полную прозрачность формирование тарифов на коммунальные услуги для бытовых потребителей, исключить всех ненужных посредников. Современные цифровые технологии могут способствовать в решении данного вопроса. Также следует рассмотреть вопрос на межгосударственном уровне для тех случаев, когда ресурсы приобретаются за пределами страны, должны быть цены производителей, без посредников. Также нужно уйти от понятия, что «государство плохой менеджер», правильно сказать, что в системе государственного управления должны работать профессионалы и государственники, а присутствие некомпетентных лиц нужно искоренить. Исходя из вышеизложенного, предлагаю вопросы по замене индукционных счетчиков из Программы исключить. Данный вопрос можно решать параллельно с вопросами Программы, за счет средств поставщиков электроэнергии или по собственному желанию абонентов, но не по принуждению. В Программе, кроме инфраструктуры, необходимо включить вопросы касающиеся комплексного подхода содержания и ремонта жилого фонда многоквартирных жилых домов, так как с каждым годом, откладывание данного вопроса, приведет к тому, что сейчас сложилось инженерной инфраструктурой.

Министерство национальной экономики РК 04/06 - 18:03

Министерство национальной экономики Республики Казахстан благодарит Вас за предоставленный комментарий. Сообщаем, что указанный проект НПА будет согласован с заинтересованными госорганами (Министерства транспорта, промышленности и строительства, водных ресурсов и ирригации, энергетики, финансов, юстиции) в пределах их компетенции, в итоге которого будет принято коллегиальное решение. Также, отмечаем, что Ваши предложения будут дополнительно изучены и в случае целесообразности будут вынесены на очередное заседание Рабочей группе по совершенствованию подзаконных актов Республики Казахстан о естественных монополиях, созданная приказом Председателя Комитета от 18 мая 2022 года № 77-ОД.

ВИНГЕРТЕР ГРИГОРИЙ

Утвердить прилагаемую Программу финансирования про... посмотреть текст (Версия 1) 21/05 - 12:12 /

Программу опубликуйте на странице с функцией комментирования.

Министерство национальной экономики РК 23/05 - 17:32

Министерство национальной экономики Республики Казахстан благодарит вас за предоставленное комментарии