Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Требований к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности

Краткое содержание: Настоящий проект разработан в целях снижения платежных транзакций с признаками мошенничества на финансовом рынке.
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 30/05/2024 20:43:51
Публичное обсуждение до: 13/06/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 13/06/2024 09:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 13/06/2024 18:30:00
Приложенные документы:

«ҚАЗАҚСТАН

РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ҰЛТТЫҚ

БАНКІ»

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

 

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

БАСҚАРМА

ҚАУЛЫСЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВЛЕНИЯ

 

_______________

 

Астана қаласы

 

 

№ ____

 

город Астана

 

 

Об утверждении Требований к порядку осуществления

деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности

 

 

В соответствии с частью первой пункта 3, пунктами 6, 8 и 10 статьи 25-1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Требования к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности.

2. Департаменту платежных систем Национального Банка Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Юридическим департаментом Национального Банка Республики Казахстан государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент Национального Банка Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 сентября 2024 года.

 

 

Председатель                                                                     Т.М. Сулейменов

 

 

 

Утверждены

постановлением Правления

Национального Банка

Республики Казахстан

от «___» _________ 2024 года

№____

 

 

Требования к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Требования к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности, (далее – Требования) разработаны в соответствии с частью первой пункта 3, пунктами 6, 8 и 10 статьи 25-1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» (далее – Закон о платежах и платежных системах) и устанавливают требования к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества (далее – антифрод-центр) и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности (далее – участники антифрод-центра).

2. В Требованиях используются понятия, предусмотренные Законом о платежах и платежных системах и Законом Республики Казахстан «О связи» (далее – Закон о связи).

3. Антифрод-центр предназначен для осуществления обмена данными по выявленным платежным транзакциям с признаками мошенничества между участниками антифрод-центра и предотвращения проведения платежей и (или) переводов денег с признаками мошенничества.

4. Антифрод-центр осуществляет деятельность в круглосуточном режиме на базе акционерного общества «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – оператор антифрод-центра).

5. В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 25-1 Закона о платежах и платежных системах участниками антифрод-центра являются:

1) финансовые организации;

2) платежные организации;

3) операторы сотовой связи;

4) органы уголовного преследования.

Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) и уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) посредством полученного доступа к антифрод-центру осуществляют прием сообщений о платежных транзакциях с признаками мошенничества для изучения и проведения анализа.

 

 

Глава 2. Осуществление деятельности антифрод-центра

 

6. Оператор антифрод-центра обеспечивает деятельность антифрод-центра, включая осуществление функций по сбору, консолидации и хранению сведений о событиях и попытках осуществления платежной транзакции с признаками мошенничества, поступивших от финансовых организаций, платежных организаций (далее – организация, организации) и органов уголовного преследования.

7. Для обеспечения деятельности антифрод-центра оператор антифрод-центра формирует следующие базы данных:

1) о событиях осуществления платежной транзакции с признаками мошенничества (далее – база о событиях);

2) о попытках осуществления платежной транзакции с признаками мошенничества (далее – база о попытках).

8. База о событиях формируется на основании сообщений о платежных транзакциях с признаками мошенничества, полученных от органа уголовного преследования по лицам, в отношении которых имеется подтвержденная информация об участии в мошеннических платежных транзакциях.

Исключение из базы о событиях лица осуществляется на основании сообщения, направленного оператору антифрод-центра органом уголовного преследования, включившего данное лицо в базу о событиях по форме, определенной внутренними документами оператора антифрод-центра. 

9.  База о попытках формируется на основании сообщений о платежных транзакциях с признаками мошенничества, полученных от организаций по своим клиентам, в отношении которых в соответствии с внутренними документами подтверждаются основания (подозрения) полагать об участии данных клиентов в платежных операциях, связанных с платежной транзакцией с признаками мошенничества.

Организация направляет сообщение оператору антифрод-центра при выполнении следующих последовательных условий для включения в базу о попытках:

1) организация в соответствии с внутренними документами выявляет подозрительные платежные транзакции клиента и блокирует данную операцию;

2) в течение 3 (трех) рабочих дней проводит предметный (детальный) анализ по деятельности и (или) операции своего клиента, в том числе по получению дополнительной информации от клиента путем проведения с клиентом бесед для выяснения обстоятельств и принятия решения;

3) в случае подтверждения оснований (подозрений) об участии клиента в платежных операциях, связанных с платежной транзакцией с признаками мошенничества, направляет сообщение оператору антифрод-центру.

Исключение из базы о попытках лица осуществляется на основании сообщения, направленного оператору антифрод-центра органом уголовного преследования по итогам проведенного расследования.

10. Сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества направляется организацией и органом уголовного преследования в электронной форме и содержит реквизиты для идентификации клиента по форме, установленной внутренними документами оператора антифрод-центра, но не ограничиваясь следующими реквизитами при осуществлении платежа и (или) перевода денег с использованием:

1) банковского счета: номер счета, сумма и время платежной транзакции;

2) платежной карточки: номер карточки, сумма и время платежной транзакции;

3) электронного кошелька электронных денег (далее – электронный кошелек): реквизиты кошелька, сумма и время платежной транзакции.

11. Организация выявляет платежную транзакцию с признаками мошенничества, но не ограничиваясь ими, на основании следующих критериев (признаков), утвержденных внутренними документами:

1) несоответствие характера (нетипичных) проводимой клиентом операции, выявленных Организацией на основе анализа по обычно совершаемым операциям (осуществляемой клиентом деятельности), в частности:

время (дни) осуществления операции;

место осуществления операций (физические нахождение клиента, место осуществления операции и т.д.);

устройство, с использованием которого осуществляется операция.

2) несоответствие параметров проводимой клиентом операции:

сумма операции;

периодичность (частота) осуществления операций;

получатель (бенефициар) денег;

3) несоответствие объема проводимых клиентом операций:

в пользу иностранных поставщиков услуг;

в пользу поставщиков товар, работ и услуг, деятельность не связана с приемом крупных платежей.     

12. Сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества, полученное от организации и органа уголовного преследования посредством информационной системы оператора антифрод-центра для включения отправителя денег и (или) бенефициара в базу данных о событиях и (или) о попытках обновляется незамедлительно после получения оператором антифрод-центра и становится доступным для всех участников антифрод-центра.

Участники антифрод-центра, за исключением Национального Банка и уполномоченного органа, незамедлительно направляют оператору антифрод-центра подтверждение о получении сообщения о включении отправителя денег и (или) бенефициара в базу данных о событиях и (или) о попытках.

 

 

Глава 3. Взаимодействие антифрод-центра с участниками

антифрод-центра

 

13. Участник антифрод-центра подключается к антифрод-центру путем установления технического взаимодействия с информационной системой оператора антифрод-центра в порядке, определенном внутренними документами оператора антифрод-центра, с соблюдением требований по обеспечению безопасности защищаемой информации, установленных законами Республики Казахстан «Об информатизации», «О персональных данных и их защите», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

14. Организации в обязательном порядке до осуществления платежей и (или) переводов денег сверяют идентификационные данные своих клиентов с базами данных антифрод-центра.

15. Организация отказывает в осуществлении платежа и (или) перевода денег при совпадении информации о бенефициаре платежа и (или) перевода денег с информацией о бенефициаре, имеющейся в базе о событиях, подтвержденной органом уголовного преследования.

Организация после отказа в осуществлении платежа и (или) перевода денег предоставляет клиенту в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом, информацию об отказе в осуществлении платежа и (или) перевода денег с указанием причин и оснований.

16. Организация приостанавливает осуществление платежа и (или) перевода денег при совпадении информации о бенефициаре платежа и (или) перевода денег с информацией о бенефициаре, имеющейся в базе о попытках в соответствии с подпунктом 1) пункта 5 статьи 25-1 Закона о платежах и платежных системах и предоставляет клиенту в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом, информацию о приостановлении осуществления платежа и (или) перевода денег с указанием причин и оснований.

В случае, если клиент отправитель денег принимает все риски, финансовая организация возобновляет данный платеж и (или) перевод денег в пользу бенефициара и ожидает решение по бенефициару, включенному в базу о попытках.

Если клиент не принимает риски и не желает продолжить платеж и (или) перевод денег, финансовая организация отклоняет данный платеж и (или) перевод денег.

17. При получении организацией заявления клиента о выявлении им платежной транзакции с признаками мошенничества:

1) организация, обслуживающая отправителя денег, проводит анализ (изучение) операции, по результатам которого направляет оператору антифрод-центра сообщение о платежной транзакции с признаками мошенничества с указанием реквизитов клиента и организации, обслуживающей бенефициара;

2) оператор антифрод-центра после получения сообщения, указанного в подпункте 1) настоящего пункта, незамедлительно включает информацию о бенефициаре в базу о попытках с одновременным уведомлением организацию, обслуживающую бенефициара, для приостановления исполнения указания о зачислении денег на банковский счет и (или) электронный кошелек бенефициара и выяснения оснований для получения денег бенефициаром;

3) после получения от антифрод-центра уведомления, указанного в подпункте 2) настоящего пункта, организация, обслуживающая бенефициара, приостанавливает зачисление денег на банковский счет и (или) электронный кошелек бенефициара в пределах суммы операции;

4) в случае невозможности приостановления зачисления денег на банковский счет бенефициара и (или) электронный кошелек организация, обслуживающая бенефициара, блокирует сумму денег на банковском счете и (или) электронном кошельке бенефициара и незамедлительно об этом уведомляет бенефициара в порядке, установленном договором. Блокирование денег осуществляется в целях выяснения оснований получения денег бенефициаром;

5) в случае дальнейшего перевода и (или) снятия денег с банковского счета и (или) электронного кошелька организация, обслуживающая бенефициара, приостанавливает расходные операции по банковскому счету и (или) электронному кошельку и незамедлительно уведомляет бенефициара в порядке, установленном договором с бенефициаром, о приостановлении расходных операции. Приостановление расходных операций осуществляется в целях выяснения оснований получения денег бенефициаром;

6) организация, обслуживающая бенефициара, в случаях, предусмотренных подпунктами 3), 4) и 5) настоящего пункта, в течении 3 (трех) рабочих дней осуществляет анализ платежной транзакции, по итогам которого, в случае:

неподтверждения подозрений направляет уведомление оператору антифрод-центра об исключении бенефициара из базы о попытках, а также в течении 3 (трех) рабочих дней с момента принятия решения зачисляет деньги на банковский счет и (или) электронные деньги на электронный кошелек бенефициара и (или) снимает блокирование банковского счета и (или) электронного кошелька бенефициара и (или) возобновляет расходные операции по банковскому счету и (или) электронному кошельку бенефициара. Оператор антифрод-центра исключает из базы о попытках данного бенефициара;

подтверждения подозрений направляет об этом уведомление оператору антифрод-центра, а также в течении 3 (трех) рабочих дней с момента принятия решения осуществляет возврат суммы денег отправителю денег с направлением в орган уголовного преследования материалов для проведения расследования в отношении бенефициара.

18. Возобновление исполнения последующих указаний клиента осуществляется после снятия ограничения в отношении бенефициара в базе о событиях и попытках.

19. Снятия ограничения в отношении бенефициара в базе о событиях осуществляется антифрод-центром на основании решения органа уголовного преследования, включившего его в указанную базу данных.

20. Клиенты, ошибочно включенные в базы о попытках, обращаются в организацию, которое на основании своего сообщения клиент был включен в указанную базу с письменным мотивированным заявлением об исключении его из указанной базы.

Организация, на основании сообщения которого клиент был включен в базу о попытках, рассматривает заявление об исключении клиента из указанной базы в течение 3 (трех) рабочих дней и при подтверждении представленных клиентом оснований, направляет уведомление в антифрод-центр об исключении клиента из указанной базы.

21. Национальный Банк ежедневно получает от оператора антифрод-центра сведения по платежным транзакциям с признаками мошенничества по форме, установленной внутренними документами оператора антифрод-центра.

22. Оператор антифрод-центра направляет операторам сотовой связи сведения по номерам сотовой связи лиц, по которым имеется информация об участии в мошеннических платежных транзакциях.

23. Операторы сотовой связи осуществляют взаимодействие с участниками антифрод-центра в соответствии с требованиями, установленными Законом о связи.

 

Пояснительная записка

к проекту постановления Правления Национального Банка

Республики Казахстан «Об утверждении Требований к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности» (далее – Проект) 

 

1. Наименование государственного органа-разработчика.

Национальный Банк Республики Казахстан.

2. Основания для принятия проекта нормативного правового акта со ссылкой на соответствующие правовые акты, нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, решения международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, протокольные и иные поручения Президента, Руководства Администрации Президента, Правительства и Аппарата Правительства и/или другие обоснования необходимости его принятия.

Проект подготовлен в целях исполнения пункта 4 Дорожной карты по реализации механизмов противодействия кредитному мошенничеству, а также пункта 42 Распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан № __-р от «__» ____ 2024 года «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от «21» мая 2024 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи, цифровизации, улучшения инвестиционного климата и исключения излишней законодательной регламентации».

3. Необходимость финансовых затрат по проекту нормативного правового акта и его финансовая обеспеченность, в том числе источник финансирования, а также в случае необходимости – решение Республиканской бюджетной комиссии (соответствующие расчеты, ссылка на источник финансирования, копия решения Республиканской бюджетной комиссии в обязательном порядке прикладываются к пояснительной записке).

Принятие Проекта не потребует выделения финансовых средств из государственного бюджета.

4. Предполагаемые социально-экономические, правовые и (или) иные последствия в случае принятия проекта нормативного правового акта, а также влияние положений проекта нормативного правового акта на обеспечение национальной безопасности.

Принятие Проекта не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых и (или) иных последствий, а также не окажет негативное влияние на обеспечение национальной безопасности.

5. Конкретные цели и сроки ожидаемых результатов.

Настоящий проект разработан в целях снижения платежных транзакций с признаками мошенничества на финансовом рынке.

Ожидаемые результаты – по мере работы антифрод-центра ожидаем снижение риска потери средств населения и уменьшение мошеннических операций на финансовом рынке, а также сохранность и защита денежных средств граждан страны.

6. Сведения об актах, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте нормативного правового акта, и результатах их реализации.

Отсутствуют.

7. Необходимость приведения законодательства в соответствие с вносимым проектом нормативного правового акта в случае его принятия (указать требуется ли принятие других правовых актов или внесение изменений и/или дополнений в действующие акты) либо отсутствие такой необходимости.

Не требуется.

8. Информация о размещении проекта нормативного правового акта на интернет-ресурсе государственного органа, а также интернет-портале открытых нормативных правовых актов (дата, количество байт).

Проект размещен на интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz, а также на интернет-портале открытых нормативных правовых актов __ мая 2024 года, количество байт – ___ кБ.

9. Информация о размещении пресс-релиза к проекту нормативного правового акта, имеющему социальное значение, на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов.

На интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz размещен пресс-релиз с уведомлением о разработке и размещении Проекта на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

10. Соответствие проекта нормативного правового акта международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и решениям международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан.

Соответствует.

11. Результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие проекта нормативного правового акта.

Снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства не предполагается.

 

 

Председатель

Национального Банка       

Республики Казахстан                                        Т.М. Сулейменов

 

Комментарий

ИСРАИЛОВА ЛЕЙЛА (Другие)

14. Организации в обязательном порядке до осуществ... посмотреть текст 13/06 - 14:47 /

как данное требование должно быть реализовано в случае если клиент не идентифицирован (например по эквайринговым услугам, где клиент осуществляет операции с использованием платежной карточки

Национальный банк РК 13/06 - 18:27

В рамках действующего законодательства Республики Казахстан при открытий платежной карточки клиент в обязательном проходит полную идентификацию. При оплате с использованием платежной карточки указываются ее реквизиты (номер платежной карточки). В то же время все данные по клиенту имеются у банка, выдавшего платежную карточку. При необходимости уполномоченные органы могут запросить у банка, выдавшего платежную карточку все данные по ее держателю.