проект приказа Министра энергетики Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 191 «Об утверждении Правил формирования графика поставки нефти»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Приказ Дата создания: 03/06/2024 13:05:44 Публичное обсуждение до: 18/06/2024 Дата запуска онлайн-обсуждения: 18/06/2024 12:30:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 18/06/2024 13:30:00
- 10
- Министерство энергетики РК
- 1 0
- 430
- 5
- 0
Комментарий
ПАК ОЛЕГ
«3. График поставки нефти (далее – график) разраба... посмотреть текст 17/06 - 09:20 /
На опубликованный 03/06/2024 08:26:14 на сайте правительства проект приказа О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 191 «Об утверждении Правил формирования графика поставки нефти» поясняем. Хотел проинформировать, что 22 мая, в 16 часов 00 минут, по адресу г. Астана, пр. Сарыарка, 4, Отель «Radisson Hotel Astana», 6 – этаж, офис № 603, прошел Круглый стол, посвящённые следующим вопросам: Вопрос № 1. «О распределении экспортной нефтяной квоты в Республике Казахстан». Вопрос № 2. «Механизмы распределения объёмов нефти среди нефтедобывающих организаций Республики Казахстан на внутренний рынок для переработки»». В рамках проводимого анализа и изучения возможностей по диверсификации экспортного потенциала Республики Казахстан по поставке казахстанской нефти, главного товара нашей страны за рубеж, на площадке ОЮЛ «Парасат»», нами было установлено, что вопросы распределения квот на экспорт товарной нефти среди нефтедобывающих организаций (далее – НДО), в нашей стране, в настоящее время, законодательно никак не отрегулирован и по этому вопросу отсутствуют НПА, регламентирующие эту важнейшую государственную деятельность. Распределение квот происходит практически в режиме «ручного управления», при этом никак не регламентированы критерии и требования, по которым распределяются эти квоты среди НДО. Аналогичная ситуация складывается и в сфере объёмов переработки сырой нефти на отечественных НПЗ. Абсолютно не ясно, исходя из ресурсов каких НДО, в виде сырья, направляются объёмы нефти на внутренний рынок на переработку в конкретные НПЗ, так как все НДО стремятся поставить добытую нефть на экспорт, ввиду более высоких цен на неё за рубежом и себестоимость переработки нефти на отечественных НПЗ разная (справочно: цена на внутреннем рынке на нефть почти в 3 раза дешевле мировой цены). Вышеуказанные вопросы являются для страны стратегическими и, в настоящее время, решаются в полностью закрытом режиме, не понятно исходя из каких приоритетов и критериев. Курирующий это направление вице – министр энергетики, не связан каким – либо нормативными актами по этим вопросам, в виде положений и правил, и получается, что он принимает решения опираясь исключительно на собственное субъективное понимание вопроса, что является крайне опасным и в какой – то мере противоречащим интересам государства, поскольку отсутствуют механизмы о порядке принятия и перепроверки уже принятых решений. По нашим данным, Министерство энергетики РК, крайне слабо владеет информацией о балансе потребления ГСМ по стране и товарной нефти на внутреннем рынке, поскольку данные представляемые подведомственной организацией в лице АО «САЦ ТЭК» МЭ РК и, например, АО «НК «КМГ» и другими субъектами рынка (например, КТЖ, BNG) серьёзным образом расходятся между собой. Взволнованные этой проблемой, мы обратились в Министерство энергетики РК, как к центральному уполномоченному органу в области добычи и переработки УВС, с просьбой прояснить ситуацию и раскрыть механизмы распределения экспортной нефтяной квоты в стране и механизмы распределения объёмов нефти для переработки на отечественные НПЗ среди НДО (обращение и ответ МЭ РК прилагаются). Однако, как и ожидалось, из Министерства энергетики РК мы получили банальную отписку с общими фразами о порядке поставки нефти на НПЗ, без пояснения механизма, как определяются НДО для поставки нефти на отечественные НПЗ. При этом, ответа на первый вопрос, о раскрытии механизма распределения экспортной нефтяной квоты, нами вообще получено не было. Таким образом, наши опасения о том, что вышеуказанные стратегически важные вопросы для страны, практически решаются полностью в режиме «ручного управления», в условиях отсутствия какой – либо законодательной регламентации – подтвердились. Правовой вакуум, который образовался в этой важнейшей деятельности государства, по – нашему мнению, серьёзным образом подрывает энергетическую безопасность страны и создаёт колоссальные коррупционные риски для злоупотребления властными полномочиями ответственными должностными лицами Министерства энергетики РК. На площадке Альянса Предпринимателей «Парасат», 22 мая 2024 года, было проведено совещание с нефтедобывающими компаниями Казахстана, где приняли участие более 20 нефтедобывающих компаний, где от лица НДО были подтверждены данные опасение. В ходе обсуждения вопросов повестки дня, участниками «Круглого стола» были высказаны следующие мнения и предложения: 1. Поднимаемые, ОЮЛ «Альянс предпринимателей «Парасат»» вопросы, действительно очень актуальны и отсутствие законодательной регламентации бизнес – процессов в Министерстве энергетики РК по распределению экспортной нефтяной квоты и объёмов нефти на внутренний рынок для переработки, в части вопроса о том, из ресурсов каких НДО производится это распределение, имеет место. 2. Были высказаны мнения о необходимости: • обязательной регламентации на законодательном уровне процессов по распределению экспортных нефтяных квот и объёмов нефти на внутренний рынок; • разработки чётких критериев распределения объёмов нефти на внутренний рынок, в том числе, в виде установления порогового процента от общего объёма добытой нефти; • размещении в открытом доступе информации обо всех распределённых объёмах нефти на внутренний рынок по всем НДО за год; • установления транспортерных и понятных механизмов распределения экспортных нефтяных квот и объёмов нефти на внутренний рынок с описанием процессов из ресурсов каких НДО. В связи с чем мы были вынуждены обратится в адрес Агентства по противодействию коррупции и Агентства по защите и развитию конкуренции, с просьбой в случае подтверждения фактов, изложенных в настоящем обращении, привлечь виновных лиц к ответственности и дать соответствующие рекомендации по решению данных вопросов. В отношении опубликованных проекта приказа, хотелось бы отметить, что он не решает главной задачи это предание прозрачности и предсказуемости процессу распределение нефти на внутренний рынок, не вовлекает в этот процесс мини НПЗ (они вынуждены покупать нефть по ценам намного выше рыночных), отсутствуют чёткие и понятные критериев распределения объёмов нефти на внутренний рынок, в том числе, в виде установления порогового процента от общего объёма добытой нефти, в связи с чем, это все не дает возможность планировать и развивать отрасль. Считаем что данный проект приказа необходимо доработать при непосредственном участие нефтедобывающих компаний и ассоциаций, мы Альянс Предпринимателей «Парасат» готовы оказать всю необходимую экспертную и иную поддержку а так же предоставить консолидированное мнение от нефтедобывающих компаний Казахстана. Прилагаются: Переписка с Мин Энерго Протокол совещание от 22 мая 2024 года Обращение в адрес Антикор и АЗРК
Министерство энергетики РК 18/06 - 12:07
принято в работу
ПАК ОЛЕГ
в Правилах формирования графика поставки нефти, ут... посмотреть текст 17/06 - 09:20 /
На опубликованный 03/06/2024 08:26:14 на сайте правительства проект приказа О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 191 «Об утверждении Правил формирования графика поставки нефти» поясняем. Хотел проинформировать, что 22 мая, в 16 часов 00 минут, по адресу г. Астана, пр. Сарыарка, 4, Отель «Radisson Hotel Astana», 6 – этаж, офис № 603, прошел Круглый стол, посвящённые следующим вопросам: Вопрос № 1. «О распределении экспортной нефтяной квоты в Республике Казахстан». Вопрос № 2. «Механизмы распределения объёмов нефти среди нефтедобывающих организаций Республики Казахстан на внутренний рынок для переработки»». В рамках проводимого анализа и изучения возможностей по диверсификации экспортного потенциала Республики Казахстан по поставке казахстанской нефти, главного товара нашей страны за рубеж, на площадке ОЮЛ «Парасат»», нами было установлено, что вопросы распределения квот на экспорт товарной нефти среди нефтедобывающих организаций (далее – НДО), в нашей стране, в настоящее время, законодательно никак не отрегулирован и по этому вопросу отсутствуют НПА, регламентирующие эту важнейшую государственную деятельность. Распределение квот происходит практически в режиме «ручного управления», при этом никак не регламентированы критерии и требования, по которым распределяются эти квоты среди НДО. Аналогичная ситуация складывается и в сфере объёмов переработки сырой нефти на отечественных НПЗ. Абсолютно не ясно, исходя из ресурсов каких НДО, в виде сырья, направляются объёмы нефти на внутренний рынок на переработку в конкретные НПЗ, так как все НДО стремятся поставить добытую нефть на экспорт, ввиду более высоких цен на неё за рубежом и себестоимость переработки нефти на отечественных НПЗ разная (справочно: цена на внутреннем рынке на нефть почти в 3 раза дешевле мировой цены). Вышеуказанные вопросы являются для страны стратегическими и, в настоящее время, решаются в полностью закрытом режиме, не понятно исходя из каких приоритетов и критериев. Курирующий это направление вице – министр энергетики, не связан каким – либо нормативными актами по этим вопросам, в виде положений и правил, и получается, что он принимает решения опираясь исключительно на собственное субъективное понимание вопроса, что является крайне опасным и в какой – то мере противоречащим интересам государства, поскольку отсутствуют механизмы о порядке принятия и перепроверки уже принятых решений. По нашим данным, Министерство энергетики РК, крайне слабо владеет информацией о балансе потребления ГСМ по стране и товарной нефти на внутреннем рынке, поскольку данные представляемые подведомственной организацией в лице АО «САЦ ТЭК» МЭ РК и, например, АО «НК «КМГ» и другими субъектами рынка (например, КТЖ, BNG) серьёзным образом расходятся между собой. Взволнованные этой проблемой, мы обратились в Министерство энергетики РК, как к центральному уполномоченному органу в области добычи и переработки УВС, с просьбой прояснить ситуацию и раскрыть механизмы распределения экспортной нефтяной квоты в стране и механизмы распределения объёмов нефти для переработки на отечественные НПЗ среди НДО (обращение и ответ МЭ РК прилагаются). Однако, как и ожидалось, из Министерства энергетики РК мы получили банальную отписку с общими фразами о порядке поставки нефти на НПЗ, без пояснения механизма, как определяются НДО для поставки нефти на отечественные НПЗ. При этом, ответа на первый вопрос, о раскрытии механизма распределения экспортной нефтяной квоты, нами вообще получено не было. Таким образом, наши опасения о том, что вышеуказанные стратегически важные вопросы для страны, практически решаются полностью в режиме «ручного управления», в условиях отсутствия какой – либо законодательной регламентации – подтвердились. Правовой вакуум, который образовался в этой важнейшей деятельности государства, по – нашему мнению, серьёзным образом подрывает энергетическую безопасность страны и создаёт колоссальные коррупционные риски для злоупотребления властными полномочиями ответственными должностными лицами Министерства энергетики РК. На площадке Альянса Предпринимателей «Парасат», 22 мая 2024 года, было проведено совещание с нефтедобывающими компаниями Казахстана, где приняли участие более 20 нефтедобывающих компаний, где от лица НДО были подтверждены данные опасение. В ходе обсуждения вопросов повестки дня, участниками «Круглого стола» были высказаны следующие мнения и предложения: 1. Поднимаемые, ОЮЛ «Альянс предпринимателей «Парасат»» вопросы, действительно очень актуальны и отсутствие законодательной регламентации бизнес – процессов в Министерстве энергетики РК по распределению экспортной нефтяной квоты и объёмов нефти на внутренний рынок для переработки, в части вопроса о том, из ресурсов каких НДО производится это распределение, имеет место. 2. Были высказаны мнения о необходимости: • обязательной регламентации на законодательном уровне процессов по распределению экспортных нефтяных квот и объёмов нефти на внутренний рынок; • разработки чётких критериев распределения объёмов нефти на внутренний рынок, в том числе, в виде установления порогового процента от общего объёма добытой нефти; • размещении в открытом доступе информации обо всех распределённых объёмах нефти на внутренний рынок по всем НДО за год; • установления транспортерных и понятных механизмов распределения экспортных нефтяных квот и объёмов нефти на внутренний рынок с описанием процессов из ресурсов каких НДО. В связи с чем мы были вынуждены обратится в адрес Агентства по противодействию коррупции и Агентства по защите и развитию конкуренции, с просьбой в случае подтверждения фактов, изложенных в настоящем обращении, привлечь виновных лиц к ответственности и дать соответствующие рекомендации по решению данных вопросов. В отношении опубликованных проекта приказа, хотелось бы отметить, что он не решает главной задачи это предание прозрачности и предсказуемости процессу распределение нефти на внутренний рынок, не вовлекает в этот процесс мини НПЗ (они вынуждены покупать нефть по ценам намного выше рыночных), отсутствуют чёткие и понятные критериев распределения объёмов нефти на внутренний рынок, в том числе, в виде установления порогового процента от общего объёма добытой нефти, в связи с чем, это все не дает возможность планировать и развивать отрасль. Считаем что данный проект приказа необходимо доработать при непосредственном участие нефтедобывающих компаний и ассоциаций, мы Альянс Предпринимателей «Парасат» готовы оказать всю необходимую экспертную и иную поддержку а так же предоставить консолидированное мнение от нефтедобывающих компаний Казахстана. Прилагаются: Переписка с Мин Энерго Протокол совещание от 22 мая 2024 года Обращение в адрес Антикор и АЗРК
Прикреплённые файлы:     Исх.№ 376 от 03.06.2024 , В АЗРК.pdf
Министерство энергетики РК 18/06 - 12:06
принято в работу
ПАК ОЛЕГ
1. Внести в приказ Министра энергетики Республики ... посмотреть текст 17/06 - 09:00 /
На опубликованный 03/06/2024 08:26:14 на сайте правительства проект приказа О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 191 «Об утверждении Правил формирования графика поставки нефти» поясняем. Хотел проинформировать, что 22 мая, в 16 часов 00 минут, по адресу г. Астана, пр. Сарыарка, 4, Отель «Radisson Hotel Astana», 6 – этаж, офис № 603, прошел Круглый стол, посвящённые следующим вопросам: Вопрос № 1. «О распределении экспортной нефтяной квоты в Республике Казахстан». Вопрос № 2. «Механизмы распределения объёмов нефти среди нефтедобывающих организаций Республики Казахстан на внутренний рынок для переработки»». В рамках проводимого анализа и изучения возможностей по диверсификации экспортного потенциала Республики Казахстан по поставке казахстанской нефти, главного товара нашей страны за рубеж, на площадке ОЮЛ «Парасат»», нами было установлено, что вопросы распределения квот на экспорт товарной нефти среди нефтедобывающих организаций (далее – НДО), в нашей стране, в настоящее время, законодательно никак не отрегулирован и по этому вопросу отсутствуют НПА, регламентирующие эту важнейшую государственную деятельность. Распределение квот происходит практически в режиме «ручного управления», при этом никак не регламентированы критерии и требования, по которым распределяются эти квоты среди НДО. Аналогичная ситуация складывается и в сфере объёмов переработки сырой нефти на отечественных НПЗ. Абсолютно не ясно, исходя из ресурсов каких НДО, в виде сырья, направляются объёмы нефти на внутренний рынок на переработку в конкретные НПЗ, так как все НДО стремятся поставить добытую нефть на экспорт, ввиду более высоких цен на неё за рубежом и себестоимость переработки нефти на отечественных НПЗ разная (справочно: цена на внутреннем рынке на нефть почти в 3 раза дешевле мировой цены). Вышеуказанные вопросы являются для страны стратегическими и, в настоящее время, решаются в полностью закрытом режиме, не понятно исходя из каких приоритетов и критериев. Курирующий это направление вице – министр энергетики, не связан каким – либо нормативными актами по этим вопросам, в виде положений и правил, и получается, что он принимает решения опираясь исключительно на собственное субъективное понимание вопроса, что является крайне опасным и в какой – то мере противоречащим интересам государства, поскольку отсутствуют механизмы о порядке принятия и перепроверки уже принятых решений. По нашим данным, Министерство энергетики РК, крайне слабо владеет информацией о балансе потребления ГСМ по стране и товарной нефти на внутреннем рынке, поскольку данные представляемые подведомственной организацией в лице АО «САЦ ТЭК» МЭ РК и, например, АО «НК «КМГ» и другими субъектами рынка (например, КТЖ, BNG) серьёзным образом расходятся между собой. Взволнованные этой проблемой, мы обратились в Министерство энергетики РК, как к центральному уполномоченному органу в области добычи и переработки УВС, с просьбой прояснить ситуацию и раскрыть механизмы распределения экспортной нефтяной квоты в стране и механизмы распределения объёмов нефти для переработки на отечественные НПЗ среди НДО (обращение и ответ МЭ РК прилагаются). Однако, как и ожидалось, из Министерства энергетики РК мы получили банальную отписку с общими фразами о порядке поставки нефти на НПЗ, без пояснения механизма, как определяются НДО для поставки нефти на отечественные НПЗ. При этом, ответа на первый вопрос, о раскрытии механизма распределения экспортной нефтяной квоты, нами вообще получено не было. Таким образом, наши опасения о том, что вышеуказанные стратегически важные вопросы для страны, практически решаются полностью в режиме «ручного управления», в условиях отсутствия какой – либо законодательной регламентации – подтвердились. Правовой вакуум, который образовался в этой важнейшей деятельности государства, по – нашему мнению, серьёзным образом подрывает энергетическую безопасность страны и создаёт колоссальные коррупционные риски для злоупотребления властными полномочиями ответственными должностными лицами Министерства энергетики РК. На площадке Альянса Предпринимателей «Парасат», 22 мая 2024 года, было проведено совещание с нефтедобывающими компаниями Казахстана, где приняли участие более 20 нефтедобывающих компаний, где от лица НДО были подтверждены данные опасение. В ходе обсуждения вопросов повестки дня, участниками «Круглого стола» были высказаны следующие мнения и предложения: 1. Поднимаемые, ОЮЛ «Альянс предпринимателей «Парасат»» вопросы, действительно очень актуальны и отсутствие законодательной регламентации бизнес – процессов в Министерстве энергетики РК по распределению экспортной нефтяной квоты и объёмов нефти на внутренний рынок для переработки, в части вопроса о том, из ресурсов каких НДО производится это распределение, имеет место. 2. Были высказаны мнения о необходимости: • обязательной регламентации на законодательном уровне процессов по распределению экспортных нефтяных квот и объёмов нефти на внутренний рынок; • разработки чётких критериев распределения объёмов нефти на внутренний рынок, в том числе, в виде установления порогового процента от общего объёма добытой нефти; • размещении в открытом доступе информации обо всех распределённых объёмах нефти на внутренний рынок по всем НДО за год; • установления транспортерных и понятных механизмов распределения экспортных нефтяных квот и объёмов нефти на внутренний рынок с описанием процессов из ресурсов каких НДО. В связи с чем мы были вынуждены обратится в адрес Агентства по противодействию коррупции и Агентства по защите и развитию конкуренции, с просьбой в случае подтверждения фактов, изложенных в настоящем обращении, привлечь виновных лиц к ответственности и дать соответствующие рекомендации по решению данных вопросов. В отношении опубликованных проекта приказа, хотелось бы отметить, что он не решает главной задачи это предание прозрачности и предсказуемости процессу распределение нефти на внутренний рынок, не вовлекает в этот процесс мини НПЗ (они вынуждены покупать нефть по ценам намного выше рыночных), отсутствуют чёткие и понятные критериев распределения объёмов нефти на внутренний рынок, в том числе, в виде установления порогового процента от общего объёма добытой нефти, в связи с чем, это все не дает возможность планировать и развивать отрасль. Считаем что данный проект приказа необходимо доработать при непосредственном участие нефтедобывающих компаний и ассоциаций, мы Альянс Предпринимателей «Парасат» готовы оказать всю необходимую экспертную и иную поддержку а так же предоставить консолидированное мнение от нефтедобывающих компаний Казахстана. Прилагаются: Переписка с Мин Энерго Протокол совещание от 22 мая 2024 года Обращение в адрес Антикор и АЗРК
Прикреплённые файлы:     ПРОТОКОЛ (КРУГЛЫЙ СТОЛ) (2).docx
Министерство энергетики РК 18/06 - 12:06
принято в работу
 
1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 17 мая 2018 года № 191 «Об утверждении Правил формирования графика поставки нефти» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17072) следующие изменения:
в Правилах формирования графика поставки нефти, утвержденных указанным приказом:
пункт 3 изложить в новой редакции:
«3. График поставки нефти (далее – график) разрабатывается на основании заявок недропользователей (при их наличии), планов переработки нефти и продуктов переработки и технических возможностей нефтетранспортных организаций, объемов добычи нефти, предусмотренных проектными документами недропользователей.»;
пункт 7 изложить в новой редакции:
«7. Для формирования графиков недропользователи ежемесячно до пятого числа месяца, предшествующего отчетному месяцу, представляют в уполномоченный орган в области углеводородов (далее – уполномоченный орган) заявку на поставку нефти по форме, согласно приложению к настоящим Правилам (далее – Заявка) в электронном виде посредством интегрированной информационной системы «Единой государственной системы управления недропользованием Республики Казахстан».
В случае непредставления недропользователем Заявки уполномоченный орган самостоятельно определяет объем нефти, подлежащий включению в График, с учетом требований, установленных пунктами 4, 5, 6 и 13 настоящих Правил.»;
в Приложении к Правилам формирования графика поставки нефти:
в заявке на поставку нефти:
строку, порядковый номер 2.1.5 изложить в новой редакции
«
2.1.5.
Другие нефтеперерабатывающие заводы, расположенные за пределами Республики Казахстан
».
2. Департаменту транспортировки и переработки нефти Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.