Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Концепции развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы

Краткое содержание: Об утверждении Концепции развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 01/07/2024 10:16:22
Публичное обсуждение до: 10/07/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 15/07/2024 15:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 15/07/2024 17:00:00
Приложенные документы:

Об утверждении Концепции развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы

 

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы (далее – Концепция).

2. Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

1) принять необходимые меры по реализации Концепции;

2) обеспечить своевременное исполнение Плана действий по реализации Концепции;

3) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представлять информацию о ходе реализации Концепции в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

3. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Казахстан не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом, представлять в уполномоченные органы по государственному и стратегическому планированию Республики Казахстан отчет о реализации Концепции, а также размещать его за подписью первого руководителя на интернет-ресурсе.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на экологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

 

   Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                            О. Бектенов

 

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от «___» _______ 2024 года

№ ___

 

 

Концепция развития экологической культуры среди населения

на 2024-2029 годы

 

Раздел 1. Паспорт (основные параметры)

Наименование Концепции

Концепция развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы (далее – Концепция)

Основание для разработки

Экологический кодекс Республики Казахстан;

Указ Президента Республики Казахстан от 20 марта 2023 года № 145 «Об утверждении Информационной доктрины Республики Казахстан»; пПоручение Президента Республики Казахстан от 30 апреля 2024 года № 24-41-8.81

Государственные органы, ответственные за разработку Концепции

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан

 

 Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан

Агентство Республики Казахстан по стратегическому планированию и реформам;

Министерство юстиции Республики Казахстан;

Министерство национальной экономики Республики Казахстан;

Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;

Министерство цифрового развития и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

Министерство внутренних дел Республики Казахстан;

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;

Министерство просвещения Республики Казахстан;

Министерство финансов Республики Казахстан;

Министерство культуры и информации Республики Казахстан;

Министерство водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан;

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

Сроки реализации

  1. – 2029 годы

 

          Раздел 2. Анализ текущей ситуации

В современном мире, когда антропогенное влияние на окружающую среду достигло критического уровня, вопросы формирования экологической культуры населения приобретают особую актуальность. Необходимость бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов и сохранения биоразнообразия становится жизненной потребностью всего человечества.

Экологическая культура – это система знаний, навыков и ценностных ориентаций, выражающая и определяющая характер отношений между человеком и природой, меру и способ включенности человека в деятельность по сохранению и развитию природной среды. Она является важным фактором, определяющим состояние окружающей среды и качество жизни людей.

Влияния жизнедеятельности человека на окружающую среду отражается на всех ее компонентах. С возрастающей экологической ответственностью населения все большую актуальность приобретает бытовой экоактивизм — повседневные практики, цель которых — снизить негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. Например, бережное расходование воды и электроэнергии, сортировка мусора, посадка деревьев, участие в субботниках и др.

Качество атмосферного воздуха

Согласно оценке Всемирного банка 2021 года, плохое качество воздуха является причиной от 6 000 до 9 360 преждевременных смертей ежегодно. Согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» (утверждена Указом Президента РК от 30 мая 2013 года №577), до 6 000 преждевременных смертей в год вызваны загрязнением воздуха. А по оценкам исследования, подготовленного Всемирным банком в 2020 году, только загрязнение взвешенными частицами (PM) ежегодно вызывает 9 360 случаев преждевременной смерти и обходится экономике более чем в 7,1 миллиарда долларов.

Одним из значительных источников выбросов твердых частиц, оксидов азота и серы является частный жилой сектор, отапливаемый на угле и автотранспорт.

Самым распространенным видом транспорта во владении домашних хозяйств является легковой автомобиль, доля которого среди всех видов транспорта составила 96.2%.

Средний возраст легковых автомобилей по стране составляет 14 лет, а грузовых – 23 года. Большое количество устаревших автомобилей безусловно имеет негативные последствия для окружающей среды ввиду низкой энергетической эффективности и большого количества выбросов вредных веществ, в том числе парниковых газов.

В Алматы, например, источником 90% всех выбросов является транспортный сектор; по типам транспортных средств выбросы распределяются следующим образом: 1 % электротранспорт, 77 % автомобили, 22 % автобусы.

Качество воздуха в Казахстане в 2024 году продолжает вызывать обеспокоенность, особенно в крупных городах. Требуется постоянный мониторинг и реализация мер по снижению загрязнения воздуха для улучшения экологической ситуации и защиты здоровья населения.

Потребление воды

Казахстан отличается очень высоким уровнем потребления воды. Так, по данным Aquastat, общий водозабор на душу населения в РК в 2020 году составлял 1,31 тыс. куб. м. Это около 3,6 тыс. литров на человека в день и входит в десятку стран с самым высоким уровнем потребления.

Одной из причин высокого уровня потребления воды является - низкие тарифы на водоснабжения. Так, по данным The International Benchmarking Network for Water and Sanitation Utilities, в 2021 году среди 90 стран мира Казахстан входил в тройку самых «дешёвых» в плане водоснабжения. Стоимость кубометра водопроводной воды у нас составляла лишь 0,14 долл. США при потреблении в пределах 15 куб. м в месяц.

Стоит отметить, что последние годы в Казахстане наблюдается увеличение осведомленности населения о проблемах водных ресурсов. Основные источники информации включают СМИ, образовательные учреждения и общественные организации. Несмотря на это, уровень знаний о специфических экологических проблемах водных ресурсов все еще недостаточен.

Вода — ограниченный природный ресурс, поэтому бережное потребление сегодня — это наша забота о будущих поколениях.

Образование отходов

Управление отходами является важной экологической проблемой, а также и важной экономической проблемой, и повышение эффективности зависит от экологической культуры населения.

В 2022 году в Республике Казахстан всего образовано 4,3 млн тонн твердых бытовых отходов, из которых 1,1 млн тонн составили коммунальные отходы, собранные специализированными предприятиями и индивидуальными предпринимателями по сбору и транспортировке отходов, число которых составило 850 единиц.

Основная доля приходится на отходы домашних хозяйств (65,6%), 20,2% составили отходы производства (приравненные к бытовым), 10,5% – уличный мусор, 2,2% – рыночные отходы. Доля переработанных и утилизированных ТБО за 2022 год составила 25,4 %.

В 2022 году в республике из 207 городов и районов раздельный сбор на разных этапах внедрен в 133, а сортировка – в 103 населенных пунктах. На 31.12.2022 г. в Казахстане в сфере управления отходами функционируют порядка 564 предприятий.

В 2022 году Министерством экологии и природных ресурсов РК и АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» проводился космический мониторинг территории республики, в результате которого выявлены координаты 5 683 несанкционированных места размещения отходов (в 2021 г. – 7 328), из них ликвидированы 4 325 или 76 %.

Наибольшее количество стихийных свалок выявлено в Акмолинской области – 830 (88% ликвидировано), Карагандинской области – 745 (99% ликвидировано), г. Астане – 551 (52% ликвидировано).

Для повышения экологической культуры населения необходимо повысить уровень распространения информации, инструкции по сбору отходов и новых проектов по управлению отходами.

 

Вовлеченность населения в решение экологических проблем

Проведение массовых экологических акций и мероприятий, участие в международных экологических акциях «Час Земли», «Хранители воды» позволяют обратить внимание общества на проблемы ресурсосбережения, формируется культура духовных отношений к природе, в частности «Чувство меры» к природным богатствам земли.

За период реализации акции «Таза Қазақстан» начиная с 2019 года по сегодняшний день, в акциях приняло более 3,9 млн. человек, собрано свыше 697 тысяч тонн мусора, высажено порядка 1,2 млн. зеленых насаждений.

Традиционным мероприятием стал эко-челлендж по посадке деревьев, который уже второй год проводится во всех образовательных организациях. В нем принимали участие родители, педагогическое сообщество, депутаты, общественные деятели.

В 2020 году принят Общенациональный план действий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий». В соответствии с Планом необходимо обеспечить посадку в течение пяти лет более 2 миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов в населенных пунктах, что соответствует целям Боннского вызова.

Каждый год по всему миру деревья улавливают около 2,4 ГтCO₂ из атмосферы – это около 6% от общего годового объёма выбросов CO2.

В целях проведения посадки 2 млрд деревьев в лесном фонде Комитетом лесного хозяйства и животного мира МЭПР РК утверждены Комплексные планы по увеличению площадей воспроизводства леса и лесоразведения на 2021-2025 годы. Ведутся работы по реализации Комплексных планов в областях.

В лесном фонде в 2021 году на территории 66,0 тыс. га высажено 138,0 млн деревьев, в 2022 году была запланирована посадка 278 778,5 млн шт. деревьев на площади 111 499,4 га на территории государственного лесного фонда.

Таким образом, массовое привлечение населения к посадке деревьев окажет положительный эффект в реализации задачи по сохранению биоразнообразия и внесет вклад в борьбу и смягчение последствий изменения климата.

Важным слагаемым обеспечения устойчивого развития республики и рационального использования ее природных ресурсов является повышение уровня информированности всех групп населения, которое достигается посредством экологического образования и воспитания, формирующего в конечном счете экологическую культуру общества.

Экологическое образование включает в себя непрерывный учебный процесс, основными целями которого являются образование, развитие личности, приобретение знаний и навыки их практического применения. В систему экологического образования включены научные, интеграционные, непрерывные, систематические и взаимосвязанные принципы раскрытия глобальных, региональных и местных аспектов экологии.

 

Дошкольное образование

Формирование инструментария для развития экологического сознания у детей дошкольного возраста включает проведение экскурсий в природных условиях, практических занятий по вопросам природы и экологии, развитие навыков здорового образа жизни.

В соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения при развитии познавательных и интеллектуальных навыков предусмотрено овладение воспитанниками элементарными навыками познавательной и исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.

В рамках Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у них оказывать посильную помощь природе.

Формирование основ экологической культуры воспитанников осуществляется во всех возрастных группах также в рамках организованной деятельности «Ознакомление с окружающим миром», в интеграции с другими ОД «Художественная литература», «Рисование», «Развитие речи», «Основы математики», «Музыка».

Оказывается методическая помощь воспитателям и педагогам дошкольных организаций в вопросах формирования экологического сознания и культуры поведения воспитанников в природе, базовых знаний экологической культуры и природоохранного сознания у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день в республике созданы 79 центров компетенций по концентрации и трансляции лучших практик в дошкольном образовании. Одним из лучших примеров является коллаборация школ и детских садов в рамках выбранного направления. Например, в ЗКО, в ВКО, Кызылординской областях эко сады прикреплены к школам экологического направления для обмена опытом и реализации совместных проектов.

На базе дошкольной организации «Сыр бөбегі» города Кызылорды реализуется пилотный проект «Зеленый детский сад», осуществляющий экологическое воспитание по следующим направлениям: уход за растениями; экономия источников света и воды; загрязнение природы, культура обращения с мусором, реклама работы детей, воспитание здорового питания, сохранение здорового образа жизни.

Ежегодно проводится конкурс «Мен зерттеушімін», который предполагает разработку проекта под руководством педагогов с участием детей старшего дошкольного возраста, предшкольных групп и классов и их родителей с предоставлением практических результатов поисково-исследовательской деятельности. Работа над проектом осуществляется в течение учебного года.

В целях закрепления экспериментальной и исследовательской деятельности по экологическому воспитанию проводится челлендж «Алақай, жайдарлы жаз келді!» среди дошкольных организаций.

Кроме этого, в дошкольных организациях страны проводится акция «Подари вторую жизнь», в рамках которого из бросового материала и пластиковых отходов изготавливаются различные поделки, игрушки и ресурсы для развивающих занятий, а также сезонные мероприятия по изготовлению детьми совместно с родителями домиков и кормушек для птиц.

Дошкольные организации, осуществляя экспериментальные работы по экологическому воспитанию «Экологическая тропа», «Экология и мы», «Юный эколог», «Зимний сад», ведут работы в предоконном саду, в метеозоне, в оранжереях «Садоводство – начало достатка».

Кроме того, реализуются различные мероприятия по проектам «Азбука природы», «В мире растений», «В мире животных», «Экологические игры»,  «Экологические субботники», выставки осенних чудес, «Богатство осени».

 

Среднее образование

Усовершенствованы задачи экологического образования в Государственном общеобязательном стандарте (ГОСО), типовых учебных планах и программах начального, основного и среднего образования, усилен экологический компонент в содержании естественно-научных предметов.

Начальное образование формирует элементарные экологические знания, закладывает основу экологической культуры и воспитания обучающихся, ответственного отношения к окружающей среде. В рамках обновленной программы экологическое образование школьники получают с 1 класса через содержание предметов «Познание мира» «Естествознание» (по 1 часу в неделю).

Естественно-научное образование младших школьников способствует развитию целостного видения окружающего мира, а также формированию умения ценить и беречь окружающий мир. В соответствии с ГОСО начального образования содержание предмета «Естествознание» обеспечивает элементарный уровень научных знаний в рамках системы «Человек – Природа» и направлено на развитие природной любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирование научного понимания и видения окружающего мира.

ГОСО основного среднего образования (5-9 классы) обеспечивает формирование позитивного отношения к окружающему миру и сохранению экологического равновесия. Экологическая культура изучается в 5-9 классах в рамках предмета «Глобальные компетенции», а также через содержание учебных предметов образовательной области «Естествознание» («Естествознание», «Физика», «Химия», «Биология», «География»).

В данных предметах рассматриваются системы природоохранных понятий: рациональное природопользование, экологически безотходные технологии, утилизация вторичного сырья, производство экологически чистых продуктов и материалов, сохранение на Земле биоразнообразия, естественного круговорота веществ в природе и т. д.

Программа в основной школе направлена на развитие умения применять полученные знания для описания, объяснения, прогнозирования природных явлений и процессов, наблюдаемых в повседневной жизни.

В рамках реализации ГОСО среднего образования содержание учебных предметов «Биология», «Химия», «Физика», «География» формирует у учащихся более глубокое понимание сущности природных явлений и процессов, осмысление влияния человеческой деятельности на природу, а также здоровье человека. Осмысление особенностей живой и неживой природы, суть природных процессов позволят обучающимся оценить экологическую ситуацию и понять необходимость бережного отношения к природе.

Кроме того, в школах проходят специальные занятия по экологии, конкурсы научных проектов по экологическому направлению.

На всех уровнях образования созданы сети «Жасыл балабақша», «Жасыл мектеп», «Жасыл колледж», изучены традиции и подходы в истории казахского народа по охране природы в рамках проектов обучающихся, положительный международный опыт в решении экологического образования. Лучшие региональные экологические проекты масштабируются по стране.

С целью выявления и поддержки одарённых обучающихся с высокими исследовательскими способностями, проявляющих интерес к экологическим проблемам ежегодно проводятся республиканские конкурсы экологических проектов «ProЕco» для обучающихся 5-8 классов, исследовательских проектов и творческих работ «Зерде» для обучающихся 1-7 классов, научных проектов по общеобразовательным предметам среди обучающихся 9-11 классов.

 

Дополнительное образование

В настоящее время в республике эколого-биологическую образовательную деятельность осуществляют 13 станций и центров юных натуралистов с охватом 9325 обучающихся. По данному направлению в 3789 школьных кружках занимаются 68 тыс. школьников, в других внешкольных организациях – около 21 тыс. школьников. Общий охват составляет 2,7% от общего числа школьников.

В рамках Республиканского форума юных краеведов, экологов и натуралистов «Табиғатты аяла» ежегодно проводятся десятки экспедиций и экскурсий по самым различным маршрутам, в которых участвуют тысячи юных экологов и их взрослых наставников. Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, педагогами дополнительного образования разрабатываются собственные интерактивные методики, предусматривающие смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.

На территориях центров и станций имеются теплицы, учебно-опытные участки, лаборатории, питомники, альпинарии, дендрарии, музеи-лаборатории экологического моделирования, живые уголки, оранжереи, которые являются практической, исследовательской базой для кружковцев, учащихся школ областей и городов.

Особой популярностью пользуется водная экспедиция школьников «Жайык – Урал». За прошедшее время она преобразовалась из агитационно-пропагандистской акции в комплексную туристско-экологическую экспедицию со своей системой и структурой, стала мощным стержнем экологического движения, объединяющего значительное количество молодежи Западного Казахстана.

 

Техническое и профессиональное образование

Согласно ГОСО ТиПО во всех образовательных программах предусмотрено овладение знаниями экологического образования.

В содержание дисциплины «Основы экологии и безопасности жизнедеятельности» включены такие актуальные темы, как оптимальное использование природных ресурсов, принципы устойчивого развития, экологический кризис, экологически чистая продукция и др.

На основании академической самостоятельности колледжи разрабатывают образовательные программы, ориентированные на экологические проблемы той местности, где расположено учебное заведение.

В настоящее время подготовка кадров по отрасли экология осуществляется в 15 учебных заведениях ТиПО, где обучаются 659 чел., из них по госзаказу – 437 чел. (66,3%).

Обучение осуществляется по 2 специальностям: «Экология и природоохранная деятельность» (608 чел., из них по госзаказу - 395 чел.), «Экология и рациональное использование природных ресурсов» (51 чел., из них по госзаказу – 42 чел.).

В 2023-2024 учебном году в учебные заведения ТиПО по специальностям экологии принято 222 чел., из них по госзаказу – 148.

Ожидаемый выпуск 231 чел., из них по госзаказу – 158. За последние годы по специальностям экологии в среднем трудоустраиваются 73% выпускников ТиПО.

 

Высшее образование

         В республике на текущий момент 35 вузов страны готовят специалистов по специальностям «Экология», «Окружающая среда», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». В Реестр образовательных программ Министерства включены также новые и инновационные образовательные программы в области экологии: «Геолокация и геоинформационные системы в природопользовании», «Экология и природопользование», «Экология промышленных предприятий», «Экология и природоохранная деятельность», «Экология», «Геоэкология и управление природопользованием», «Управление промышленной экологией», «Агроэкология», «Прикладная экология», «Промышленная экология», «Геоэкологическое проектирование», «Промышленная и экологическая безопасность» и др. Вузами разрабатываются инновационные программы с междисциплинарным подходом: «Экологический аудит», «Предпринимательское и экологическое право», «Биоэкологическая

инженерия», «Экоаналитика», «Экологическая аналитика и биоэкономика» и др.

Помимо этого, Государственным общеобязательным стандартом высшего образования во все образовательные программы вузов включена дисциплина по экологии и безопасности жизнедеятельности. Наблюдается значительный рост выделяемых государством образовательных грантов в сфере Экология и охрана окружающей среды. Так, количество государственных грантов, с 2021 г. по 2024 г. увеличилось с 940 мест до 1698.

 

 

Раздел 3. Обзор международного опыта

В условиях глобальных экологических вызовов, таких как изменение климата, утрата биоразнообразия и загрязнение окружающей среды, повышение экологической культуры у населения становится неотъемлемой частью устойчивого развития. Экологическая культура включает в себя осознание экологических проблем, знания о способах их решения и готовность применять экологически ответственные практики в повседневной жизни. Важность этой темы признается на международном уровне, и многие страны предпринимают активные усилия для формирования экологически грамотного общества.

Международный опыт демонстрирует разнообразные подходы к повышению экологической культуры, охватывающие законодательные инициативы, образовательные программы, общественные кампании и инновационные проекты. Эти усилия направлены на создание устойчивой среды, в которой граждане понимают важность своих действий для окружающей среды и принимают осознанные решения, способствующие ее сохранению.

        

         Япония

         Национальная политика Японии направлена на содействие деятельности по сохранению окружающей среды посредством экологического образования и гражданской активности.

         В октябре 2012 года вступил силу Закон о содействии деятельности по охране окружающей среды посредством экологического образования. Цель(и) законодательства на местном/низовом уровне:

         1) Продвигать энергоэффективность (ЭЭ) посредством добровольных усилий в государственном и частном секторах и гражданском обществе.

         2) Предусмотреть «продвижение ЭЭ дома, в школе, на рабочем месте и в обществе (т.е. в формальной и неформальной обстановке), направленное на улучшение понимания гражданами вопросов сохранения окружающей среды.

         3) Расширение программ обучения учителей (включая практические подходы к ЭЭ) и разработка учебных материалов и информационных услуг»

3) Расширение программ обучения учителей (включая практические подходы к ЭЭ) и разработка учебных материалов и информационных услуг»

         Концепция управления отходами в Японии основывается на комплексном подходе, включающем законодательство, технологии, образование и активное участие общества. Одной из ключевых стратегий является принцип "3R" - Reduce (сокращение), Reuse (повторное использование) и Recycle (переработка), что способствует минимизации отходов ещё на стадии их образования. Важную роль играет также принцип "закрытого круга" (closed-loop system), где отходы рассматриваются как ресурсы, способные быть повторно использованы или переработаны для производства новых продуктов или энергии.

         Япония активно развивает инфраструктуру для сбора и переработки отходов, включая специализированные урны и контейнеры для раздельного сбора отходов по типам материалов. Эффективное управление отходами поддерживается строгими нормативными и контрольными мерами, включая штрафы за нарушения экологических стандартов. Такой интегрированный подход позволяет Японии успешно справляться с проблемами утилизации отходов и создавать устойчивые экологические системы, которые могут служить примером для других стран в области эффективного управления ресурсами и охраны окружающей среды.

         В части регулирования выбросов Япония имеет строгие нормы для промышленных выбросов и транспортных средств. Одним из нормативным актом является Закон об охране окружающей среды (Basic Environment Law), устанавливающий стандарты качества воздуха и методы их достижения.

         Опыт потребления воды в Японии отличается от других стран своей уникальностью и особенностями. В Японии разработана технология по повторному использованию дождевой воды посредством сбора уличными системами дренажа что позволяет перенаправить на нужды города в рамках орошения и полива зеленых насаждений.

Важным элементом является также сотрудничество между государственными органами, местными властями, частным сектором и общественностью для достижения целей по улучшению экологической обстановки и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

 

Франция

Необходимость экологического просвещения во всех учебных заведениях закреплена в основном законе Франции.

В 2019 и 2020 годах Министерство создало эко делегатов в каждом классе (всего 250 000 человек) и организовывает такие мероприятия, как Недели климата в школах, которые направлены на повышение осведомленности учащихся о важности проблемы изменения климата. В рамках министерства Главное управление школьного образования отвечает за национальную политику в области устойчивого образования, а старший сотрудник отвечает за национальную координацию устойчивого развития. Кроме того, в 2020 году были созданы сети координаторов на региональном и школьном уровнях.

Министерство образования и молодежи также создало E3D (Établissement en démarche de développement durable) - экологический знак для школ, цель которого - поощрять комплексный подход к образованию в интересах устойчивого развития, включая преподавание и обучение, управление школой, партнерство и сообщества. В 2023 году 10 000 школ получили знак E3D. Министерство планирует распространить этот знак на все французские школы (около 60 000) к 2030 году.

Рынок отходов Франции насчитывает около 300 компаний. Крупнейшие из них – Seche Environnement и SUEZ. Французские мусорные компании — это не просто компании, которые работают во Франции. Они экспортируют свои технологии на мировой рынок. У всех компаний обширная сфера деятельности: начиная вывозом отходов и заканчивая их размещением, захоронением, переработкой золы, которая образовалась в результате работы мусоросжигательных заводов. 

Во Франции система сбора и переработки отходов действует под девизом: «Выгодно для экономики – безопасно для экологии».

Французы сортируют отходы строго по фракциям в контейнеры разных цветов. Количество сортируемых видов отходов разнится в зависимости от региона. Чаще всего контейнеров три: зеленый контейнер – для стекла; баки с желтой крышкой – для различных упаковок – пластиковых, картонных или металлических; баки с крышкой любого другого цвета – для не перерабатываемых отходов, например, пищевых.

Правило, которое соблюдается неукоснительно: под стеклянный мусор отводится отдельная емкость. А вот в смешанные отходы жители страны часто помещают и пластик, который вполне поддается вторичной переработке. Но на заводах по утилизации такой мусор уже не сортируют, а просто сжигают, потому что вычленять его из иных видов отходов невыгодно.

В регионах, где пищевые отходы жители выбрасывают отдельно, эта фракция идет на изготовление биотоплива или удобрений.

Для нестандартных вещей существуют специальные центры по сбору, куда нужно отвезти перерабатываемый мусор самостоятельно. Это могут быть батарейки, лампочки, пластиковые игрушки, оконные стёкла и т.д. Часто пункты по приёму бывают в крупных магазинах.

Те отходы, которые собраны посредством сортировки гражданами, проходят этап разделения на фракции на предприятиях. Это производится автоматически, однако сотрудники контролируют финальную стадию сортировки и выбирают из фракций случайно попавшие иные отходы.

Захоронению подлежат только те отходы, которые не могут быть использованы вторично.

Технологии, внедренные на мусоросжигательных предприятиях Франции, безопасны и позволяют размещать заводы в непосредственной близости к жилым постройкам. Сотрудники предприятий тщательно отслеживают показатели вредных веществ в выделяемых в воздух выбросах. На заводах установлена система газоочистки, позволяющая свести до минимальных значений содержание вредных веществ. Мусоросжигательные заводы получают большой доход от продажи электроэнергии и тепла, эта выручка превышает даже доход от приема отходов на сжигание.

Во Франции компания «Eco-Emballages» осуществляет подготовку кадров по вопросам минимизации отходов упаковочных материалов.

В Париже ограничения на въезд автомобилей в центр города были введены поэтапно в рамках мер по улучшению качества воздуха и снижению загрязнения. Одним из ключевых этапов был запуск схемы "Paris Respire" в 2016 году, когда были введены ограничения на въезд автомобилей в некоторые районы центра города по воскресеньям и праздничным дням.

Более серьезные ограничения были введены с июля 2019 года, когда городские власти объявили о запрете на въезд в центр города для старых автомобилей, не соответствующих современным экологическим стандартам. Эта мера была частью более широкого плана по созданию "зоны низких выбросов" (ZFE, Zone à Faibles Émissions), которая охватывает всё большее количество районов Парижа. Постепенно расширяя охват и ужесточая правила, власти города продолжают работать над сокращением выбросов и улучшением качества воздуха.

 

Германия

В Германии тема устойчивого развития отнесена к компетенции Канцелярии. Комитет статс-секретарей по устойчивому развитию проводит регулярные заседания под эгидой главы Федеральной Канцелярии. С 2004 года Бундестаг также созывает Парламентский консультативный совет по устойчивому развитию. Этот межпартийный орган рассматривает себя в качестве «наблюдателя» за политикой устойчивого развития в парламенте и оценивает планируемое законодательство на предмет соответствия целям Национальной стратегии устойчивого развития Германии.

Немецкий совет по устойчивому развитию был впервые создан в 2001 году федеральным канцлером Герхардом Шредером. В 2002 году была опубликована первая Национальная стратегия устойчивого развития Германии под названием «Перспективы для Германии». Большинство федеральных земель Германии (Länder) также имеют свои собственные стратегии устойчивого развития.

Германия известна своей продвинутой системой управления отходами, которая включает несколько ключевых аспектов:

Законодательное регулирование и политика: В Германии действует строгое законодательство, направленное на сокращение объемов отходов и их экологически безопасную утилизацию. Основным документом является Закон о закрытом цикле в обращении с отходами (Kreislaufwirtschaftsgesetz), который устанавливает принципы устойчивого потребления и производства.

Раздельный сбор и переработка: Вся страна охвачена разветвленной системой раздельного сбора отходов. Граждане активно участвуют в этом процессе, разделяя отходы на бумагу, пластик, металл, стекло и биоотходы. Специализированные контейнеры установлены практически во всех районах для удобства населения.

Инфраструктура для переработки: В Германии развита мощная инфраструктура для переработки отходов. Включая современные установки по утилизации твердых бытовых отходов (мусоросжигательные заводы) и установки для биологической обработки органических отходов (компостирование).

Образование и вовлечение общественности: Германия активно инвестирует в образование и информирование граждан о важности правильного обращения с отходами. Проводятся кампании по повышению экологической грамотности и поведенческих изменений в отношении потребления и выбросов.

Инновации и научные исследования: Страна постоянно внедряет новейшие технологии и инновации в области управления отходами. Это включает разработку новых материалов, методов переработки и использования возобновляемых источников энергии из отходов.

 

Сингапур

Система управления водными ресурсами, созданная в одной из самых нуждающихся в пресной воде стран мира, сочетает в себе высокие технологии, дипломатию и участие общественности. Инновации Сингапура привлекли внимание других государств, испытывающих дефицит воды.

Сингапур — одна из самых густонаселенных стран на планете. За последние десятилетия остров превратился в современный международный деловой центр с быстро развивающейся экономикой. С момента обретения независимости от Малайзии в 1965 году потребление воды в стране увеличилось более чем в 12 раз.

Не имея природных водных ресурсов, страна полагается на импорт воды из реки Джохор в соседней Малайзии. На протяжении многих лет малазийские политики выступали против продажи воды. Правительство Малайзии утверждает, что цена, по которой Сингапур покупает воду, слишком низкая и должна быть пересмотрена. Срок действия текущей сделки между государствами истекает в 2061 году.

В поисках решения правительство Сингапура потратило десятилетия на разработку генерального плана, в котором основное внимание уделяется четырем так называемым национальным кранам: водосбор, переработка, опреснение и импорт.

Сингапур успешно реализовал комплексную программу повторного использования воды, очищая сточные воды для производства высококачественной оборотной воды, известной как NEWater, для различных непитьевых целей.

17 водохранилищ, установленных по всему острову, собирают и хранят дождевую воду, которая проходит через химическую очистку, быструю гравитационную фильтрацию и дезинфекцию.

В 2006 году правительство Сингапура запустило программу «Активные, красивые, чистые воды», которая превратила очистные системы города в общественные места. Теперь жители страны могут кататься на байдарках, ходить в походы и устраивать пикники на водохранилищах. На крышах некоторых из них появились общественные зеленые зоны.

В школах детям рассказывают о передовых методах использования и экономии воды. Кроме того, в образовательных учреждениях проводятся шуточные учения по нормированию потребления воды, в ходе которых перекрываются водопроводные краны, и школьники собирают воду в ведра.

В существующих жилых домах Сингапура жители обязаны сортировать мусор и выбрасывать его в два типа контейнеров: для не перерабатываемых и перерабатываемых отходов (включая бумагу, пластик, стекло и металлы). За услугу раздельного вывоза мусора жильцы квартир платят 7 долларов в месяц, а владельцы особняков — 23 доллара в месяц. Данные меры распространяются также на учреждения, школы и другие организации, которые оборудованы аналогичными контейнерами для сортировки мусора.

         В стремлении улучшить условия жизни граждан, новые жилые дома в Сингапуре оснащаются передовыми системами мусоропроводов. На каждом этаже (либо в отдельном помещении лестничной площадки, либо прямо на кухнях) устанавливаются два люка для мусора — перерабатываемого и не перерабатываемого. Эти люки подключены к пневматической системе транспортировки отходов, которая перемещает мусор по подземной сети труб в центральное место сбора. Такой подход обеспечивает высокую степень удобства и гигиены.

 

Раздел 4. Видение развития экологической культуры среди населения

На основе анализа текущей ситуации и международного опыта развития экологической культуры населения сформировано дальнейшее ее видение.

Реализация Концепции будет способствовать формированию экологического сознания населения.

Актуальным является не только регулярное проведение экологических акций, но и комплексное развитие экологической культуры, в основе которого должны лежать простые ценности – патриотизм, любовь к родному краю, Родине. Именно развитая экологическая культура населения станет фундаментом как для массовых разовых акций, так и постоянного бережного отношения граждан к окружающей среде.

При этом важно обеспечить вовлеченность в повышения экологической культуры населения, гражданского общества, бизнеса и государства.

Раздел 5. Основные принципы и подходы развития (по задачам/направлениям)

Формирование экологической культуры основывается на следующих принципах:

1. Принцип устойчивого развития: Экологическая культура должна способствовать пониманию и поддержанию устойчивого развития, которое включает баланс между экономическими, социальными и экологическими аспектами, обеспечивая удовлетворение текущих потребностей без ущерба для будущих поколений.

2. Принцип личной ответственности: Каждый человек должен осознавать свою роль и ответственность за состояние окружающей среды. Это включает в себя повседневные действия, такие как сокращение потребления ресурсов, переработка отходов и снижение загрязнения.

3. Принцип экологического образования: Формирование экологической культуры невозможно без систематического экологического образования, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями и программами непрерывного образования для взрослых.

4. Принцип интеграции: Экологические аспекты должны быть интегрированы во все сферы жизни и деятельности общества, включая политику, экономику, науку и культуру. Это требует междисциплинарного подхода и сотрудничества между различными секторами и организациями.

5. Принцип общественного участия: Развитие экологической культуры должно стимулировать активное участие граждан в охране окружающей среды, в том числе через участие в общественных движениях, экологических акциях и принятие решений, связанных с экологией на уровне местных сообществ.

6. Принцип открытости и информированности: Общество должно иметь доступ к достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и экологических проблемах. Прозрачность и открытость информации способствуют формированию осознанной и активной позиции граждан.

7. Принцип культурной адаптации: Экологическая культура должна учитывать особенности и традиции различных культур, адаптируя подходы и методы формирования экологического сознания к специфике каждой группы населения.

8. Принцип ответственности бизнеса: Компании и предприятия должны внедрять экологически ответственные практики, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и способствовать развитию экологической культуры среди своих сотрудников и потребителей.

9. Принцип долгосрочности: Формирование экологической культуры - это длительный процесс, требующий последовательных и постоянных усилий. Краткосрочные акции и кампании должны быть частью долгосрочной стратегии устойчивого изменения сознания и поведения общества.

Эти принципы помогают направлять развитие экологической культуры, делая его более эффективным и глубоким, способствуя переходу к экологически устойчивому и осознанному обществу.

В рамках разработки Концепции развития экологической культуры предлагается выделить 3 ключевых направлений:

  1. Экологическое образование и просвещение
  2. Финансовые и экономические инструменты
  3. Технологические и инфраструктурные меры

 

В рамках первого направления основные меры должны быть направлены на:

вовлечение государственных органов, бизнеса, общественных объединений, профсоюзов, СМИ, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;

  • информирование населения о состоянии окружающей среды, проблемах, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
  • пропаганду бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;
  • проведение акций и мероприятий, побуждающих жителей к консолидации вокруг решения проблем окружающей среды;
  • воспитание экологического мировоззрения у всех возрастных категорий населения;
  • проведение специальных экологических информационных кампаний на основе социальных заказов, в т.ч. создание информационных материалов, видеороликов, радиопрограмм;
  • привлечение СМИ к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения.
  • привлечение инфлюенсеров (медийных личностей с разъяснительным и агитационным материалом) для продвижения и запуска эко трендов в социальных сетях под различными хэштегами;
  • информирование населения о важности приобретения экологически чистой продукции;
  • организация летних эко лагерей для детей и подростков;
  • совершенствование системы и качества экологического образования, повышение квалификации преподавателей, разработка и обновление образовательных программ, формирование перечня экологических специальностей для подготовки в вузах, проведение экологической олимпиады и др.
  • издание специальной литературы для обеспечения процесса подготовки и переподготовки руководителей и специалистов и др.

Чистота во всех смыслах этого слова начинается с семьи. Именно в кругу родных дети получают первые уроки экологической культуры, учатся поддерживать в порядке не только собственное жилье, но и улицы, подъезды, тротуары.

  • информирование населения о методах бережного и экономного водопотребления.

 

Меры второго направления должны стимулировать экологически ответственное поведение в местах проживания и отдыха населения, формирования нулевой терпимости к нарушениям экологического порядка, повышения ответственности за совершение правонарушений и направлены на:

  • установка экобоксов в местах массового скопления людей с начислением денежных бонусов за объем сданного вторсырья (для оплаты комуслуг, проезда и т.д.);
  • внедрение выплаты кешбэков и бонусов за проезд на общественном транспорте;
  • организация районных и городских конкурсов “Чистый двор - чистый город/район” с поощрением победителей и активных участников ценными подарками и призами;
  • создание благоприятных условий для внедрения принципов ESG бизнесом.
  • привитие культуры «нулевой терпимости» к загрязнению окружающей среды и экологическим правонарушениям;
  • популяризация (в СМИ, соцсетях) и поддержка эковолонтерства (выдача бесплатных путевок в оздоровительные лагери, бесплатный проезд на общественном транспорте, поддержка в организации мероприятий);
  • отражение на квитанциях по водопотреблению и энергопотреблению поведенческих сигналов, отражающих рост или снижение потребления, что стимулирует граждан бережнее относиться к ресурсам (в Великобритании обслуживающие компании направляют “эмодзи” в зависимости от динамики потребления).

 

Третье направление направлено на стимулирование экологически ответственного поведения в местах проживания и отдыха населения, формирования нулевой терпимости к нарушениям экологического порядка, повышения ответственности за совершение правонарушений и включает:

– Создание онлайн-платформ и сообществ для обмена информацией и опытом по экологическим вопросам, организации мероприятий и акций.

– Создание Национального банка данных о состояние окружающей среды и природных ресурсов в том числе, включающих в себя данные по состоянию атмосферного воздуха, карты экологической напряженности, результаты общественных слушаний, карты местоположения отходов, пункты приема вторичного сырья АСМ, местоположение и зоны полигонов, GPS трекеров мусоровозов;

– Поощрение использования зеленых технологий, снижающих нагрузку на окружающую среду, таких как возобновляемые источники энергии и переработка отходов.

    – Внедрение системы программы фотофиксации нарушения по типу Активный Гражданин (реализованный в Москве на примере борьбы с неправильной парковкой) возможная интеграция с Егов (с дальнейшим поощрением заявителя)

      – Повсеместное внедрения раздельного сбора мусора (экобоксы), в частности, в государственных органах, учреждениях и общественный местах в том числе с использованием технологий Faceid и QR-кодов для накопления бонусов в личном кабинете.

   – Создание стационарного передаточных центров (место хранения и пересортировки после сбора), пункта сбора отходов в центре города, известного как "центр утилизации отходов"

    – Создание системы управления контейнерами, мешками или пунктами добровольной сдачи (поставка и обслуживание городом)

         –   Внедрение в крупных городах модели каршеринга которая позволяет пользователям арендовать и возвращать автомобиль в любое место на определённой территории по примеру города Алматы (Anytime).

        – Создание и поддержание успешной системы общественного транспорта

         – Развитие инфраструктуры электро-заправочных станций. 

 

Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

 

В качестве целевых индикаторов концепции предлагаются следующие опросные и количественные показатели:

  • уровень удовлетворенности населения чистотой прилегающей к жилью территории (отсутствие бытового мусора (отходов);
  • охват населения дополнительным экологическим образованием/просвещением;
  • увеличение пассажирооборота общественного транспорта;
  • рост вовлеченности населения в экологические акции и инициативы;
  • снижение уровня потребления воды в населённых пунктах на душу населения;
  • охват населения раздельным сбором отходов ТБО;
  • увеличение удельного веса автомобилей на альтернативном виде топлива в общем парке;
  • доведение доли зеленых насаждений до 20% от общей площади города.

 

В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие ожидаемые результаты:

- Повышение уровня экологической осведомленности населения: Люди будут лучше понимать важность охраны окружающей среды и осознавать свою роль в этом процессе.

- Формирование экологически ответственного поведения: Граждане будут активно участвовать в экологических инициативах, придерживаться принципов устойчивого потребления и производства.

- Снижение экологического следа: Уменьшение объемов отходов, снижение загрязнения воздуха и воды, улучшение состояния природных ресурсов.

- Увеличение площадей зеленых насаждений в населенных пунктах и обеспечение их сохранности

- Формирование культуры населения по раздельному сбору коммунальных отходов с обеспечением доступа к соответствующей инфраструктуре, в том числе в общественных местах

    Финансирование мероприятий Концепции будет осуществляться с учетом развития экономики и потенциала увеличения доходной базы бюджета.

 

Примечание:

Мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены в соответствии с Планом действий по Концепции развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы согласно приложению к настоящей Концепции.

 

 

 

Приложение

к Концепции развития

экологической культуры

среди населения

на 2024-2029 годы

 

 

План действий

по реализации Концепции развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы

 

№ п/п

Наименование

Форма завершения

Сроки завершения

Ответственные исполнители

 

1

2

3

4

5

 

Направление 1. Экологическое образование и просвещение

 

Целевой индикатор 1

  • уровень удовлетворенности населения чистотой прилегающей к жилью территории (отсутствие бытового мусора (отходов) (2023 год – -%, 2024 год – - %, 2025 год – - %, 2026 год – - %, 2027 год – - %, 2028 год – - %, 2029 год – - %);
  • охват населения дополнительным экологическим образованием/просвещением (2023 год – -%, 2024 год – - %, 2025 год – - %, 2026 год – - %, 2027 год – - %, 2028 год – - %, 2029 год – - %);

 

  1.  

Рассмотреть вопрос разработки междисциплинарных программ, направленных на формирование экологического мышления и навыков устойчивого поведения у студентов

Письмо в МЭГПР

Ежегодно

МНВО,ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

Экологические лекции и семинары: Приглашение экспертов для проведения лекций и семинаров на экологические темы.

 

Письмо в МЭГПР

Ежеквартально

МНВО, МЭГПР

ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

Проведение экологических практик, экспедиций, волонтерских акций и других мероприятий, позволяющих студентам применить полученные знания на практике.

 

Письмо в МЭГПР

Ежеквартально

МНВО, МЭГПР, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

Реализация научных исследований, направленных на изучение экологических проблем, поиск новых технологий и решений для устойчивого развития.

 

Информация в МНВО

Ежегодно

МЭГПР

 

  1.  

Пропаганда экологически ответственного поведения: Поощрение студентов к участию в экологических акциях, волонтерских проектах, раздельному сбору отходов и другим инициативам, направленным на сохранение окружающей среды.

 

Письмо в МЭГПР

Раз в полугодие

МЭГПР, МНВО, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

Создание экологических клубов и организаций: Поддержка студенческих инициатив, направленных на развитие экологической культуры в вузе и за его пределами.

 

Письмо в МЭГПР

Ежегодно

МНВО, МЭГПР, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

«Велосипедный день»: Организация дня, когда студенты и сотрудники могут приехать в университет на велосипедах, чтобы снизить выбросы вредных веществ.

 

Письмо в МЭГПР

Ежегодно

МНВО, МЭГПР, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

Экологические субботники: Организация совместных уборок мусора на территории университета, в парках или других общественных местах.

 

Письмо в МЭГПР

Ежегодно

МНВО, МЭГПР, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

«Zero Waste Campus» (Кампус с нулевым уровнем отходов):  Участие студентов в разработке стратегий по сокращению отходов, организации раздельного сбора мусора, компостированию и поиску новых способов переработки.

 

Письмо в МЭГПР

Ежегодно

МНВО, МЭГПР, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

Проведение ежегодного конкурса сочинений на экологическую тематику

Информация о проведении конкурса

ежегодно

МЭПР, МП, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Проведение экологических олимпиад

Информация о проведении олимпиады

ежегодно

МП, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

«Green Energy Challenge» (Вызов зеленой энергии): Вузы соревнуются в сокращении потребления энергии и переходе на возобновляемые источники. Студенты разрабатывают и реализуют проекты по энергосбережению, установке солнечных панелей, использованию геотермальной энергии и т.д.

Информация о проведении

ежегодно

МНВО, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

«Sustainable Fashion Show» (Модный показ устойчивой моды): Студенты-дизайнеры создают коллекции одежды из экологически чистых материалов, пропагандируя ответственное потребление и переработку в модной индустрии.

Информация о проведении

ежегодно

МНВО, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

«Campus as a Living Lab» (Кампус как живая лаборатория): Университетская территория превращается в площадку для тестирования и внедрения экологических инноваций. Студенты участвуют в исследованиях, экспериментах и разработке новых технологий в области устойчивого развития.

Информация о проведении

ежегодно

МНВО, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

«Divestment from Fossil Fuels» (Отказ от инвестиций в ископаемое топливо): Студенты призывают университеты вывести свои инвестиции из компаний, связанных с добычей и использованием ископаемого топлива, и перенаправить их в экологически чистые проекты.

Информация о проведении

ежегодно

МНВО, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

«Community Gardens» (Общественные сады): Студенты создают и ухаживают за садами на территории университета, выращивая овощи, фрукты и зелень для себя и местного сообщества. Это способствует развитию экологического сознания, здоровому питанию и укреплению связей с местными жителями.

 

Информация о проведении

ежегодно

МНВО, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

«Green Transportation Initiatives» (Инициативы по экологичному транспорту): Вузы поощряют использование общественного транспорта, велосипедов и пеших прогулок, предоставляя скидки на проезд, создавая велосипедные дорожки и парковки.

Информация о проведении

ежегодно

МНВО, ОВПО (по согласованию)

 

  1.  

Создание дошкольных организаций с направлением «Жасыл балабақша»

2024 год – 77, 2025 год – 81, 2025 год – 85, 2026 год – 89, 2027 год – 93, 2028 год – 97, 2029 год – 100

декабрь

2024-2029 годов

МИО

 

  1.  

Проведение ежегодного конкурса «Мен зерттеушімін»

информация в МЭПР

июнь

2024-2029 годов

МП

 

  1.  

Проведение мониторинга по реализации Типовой учебной программы в части ознакомления с окружающим миром

отчет в МЭПР

июнь

2024-2029 годов

МП

 

  1.  

Включение модуля по экологическому воспитанию детей в образовательные программы курсов повышения квалификации педагогов

образовательные программы

декабрь 2026 года

МП

 

  1.  

Проведение Республиканского форума юных краеведов, экологов и натуралистов «Табиғатты аяла»

форум

2024-2025 учебный год

МП, МИО

 

  1.  

Проведение классных часов в 1-11 классах по экологическому воспитанию

классные часы

2024-2029 годы

МП, МИО

 

  1.  

Подготовка методических рекомендаций по формированию экологической культуры школьников в процессе обучения

методические рекомендации

1-полугодие

2024 года

МП

 

  1.  

Проведение научных соревнований и конкурсов по экологии среди школьников

информация в МЭПР

2024-2025 учебный год

МП, МИО

 

  1.  

Проведение конкурса эссе по знанию экологических вопросов и проблем при проведении промежуточной аттестации обучающихся по казахскому языку

информация в МП

2024-2025 учебный год

МИО

 

  1.  

Разработка профессиональных стандартов в области охраны окружающей среды с включением в рабочие группы заинтересованных структур

профессиональные стандарты

декабрь 2025 года

МЭПР, МП, МИО,

Атамекен (по согласованию)

 

  1.  

Создание центра компетенций на базе ГККП «Высший колледж лесного хозяйства, экологии и туризма, город Щучинск» в области охраны окружающей среды

центр компетенции

декабрь 2025 года

акимат Акмолинской области, МП

 

  1.  

Внедрение стажировок для преподавателей на базе предприятий, и организация «обмена» студентами в рамках академической мобильности

стажировки

постоянно

МИО, МП

 

  1.  

Проведение ежегодной республиканской научно-практической конференции «Экология – шаг в будущее»

конференция

2024-2029 годы

МП, МИО

 

Направление 2. Финансовые и экономические инструменты

  • увеличение пассажирооборота общественного транспорта (2023 год – -%, 2024 год – - %, 2025 год – - %, 2026 год – - %, 2027 год – - %, 2028 год – - %, 2029 год – - %);
  • рост вовлеченности населения в экологические акции и инициативы (2023 год – -, 2024 год – - , 2025 год – - , 2026 год – - , 2027 год – - , 2028 год – - , 2029 год – - );
  • снижение уровня потребления воды в населённых пунктах на душу населения (2023 год – - , 2024 год – - , 2025 год – - , 2026 год – - , 2027 год – - , 2028 год – - , 2029 год – - );
  1.  

Разработка и внедрение мер поощрения граждан, активно участвующих в экологических мероприятиях

Предложения в МЭПР

апрель 2025 года

МНЭ, МФ, МКИ, МТСЗН,

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Количество точек фиксации с функционалом опознавания нарушителей общественного порядка в части соблюдения экологической культуры.

 

Информация в МЭПР

Ежегодно

МВД, МЦРИАП, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Установка экобоксов в местах массового скопления людей (в т.ч. начисление денежных бонусов за объем сданного вторсырья для оплаты комуслуг, проезда и т.д.)

Информация в МЭПР

Ежегодно

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент, АО «Жасыл Даму»

 

  1.  

Информирование населения о пользе экологически чистой продукции

Информация в МЭПР

Ежегодно

МТИ, МСХ

 

  1.  

Выплата кэшбэков за проезд на общественном транспорте (для сокращения выбросов от автотранспорта)

Информация в МЭПР

Ежегодно

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Организация городских конкурсов с вручением денежных премий для лучших микрорайонов (домов, улиц, жилых комплексов) или предприятий по чистоте прилегающих территорий

Информация в МЭПР

Ежегодно

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Привитие культуры «нулевой терпимости» к загрязнению окружающей среды и экологическим правонарушениям

Информация в МЭПР

Ежегодно

МВД, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Популяризация (в СМИ, соцсетях) и поддержка эковолонтерства (выдача бесплатных путевок в оздоровительные лагери, бесплатный проезд на общественном транспорте, поддержка в организации мероприятий)

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Отражение на квитанциях по водопотреблению и энергопотреблению поведенческих сигналов, отражающих рост или снижение потребления, что стимулирует граждан бережнее относиться к ресурсам

Информация в МЭПР

Ежегодно

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

 

  1.  

Проведение районных и городских конкурсов «Чистый двор – чистый город/район»

Награждение победителей и активных участников ценными подарками и призами.

постоянно

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

 

  1.  

Проведение республиканской экологической акции «Таза Қазақстан»

Информация в МЭПР

апрель – май, ежегодно

центральные и местные государственные органы

 

  1.  

Информационное сопровождение республиканской экологической акции «Таза Қазақстан» в средствах массовой информации

Информация в МЭПР

постоянно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Проведение экологического месячника в рамках проекта «Марафон добрых дел»

Информация в МЭПР

III квартал

 2024 года

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Реализация волонтерских проектов и инициатив, направленных на развитие эковолонтерства

Информация в МЭПР

2024 год

МКИ 

 

  1.  

Проведение тематических выставок в музеях, посвященных защите окружающей среды

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Проведение экологических акций с привлечением известных деятелей культуры

 

 

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Проведение экологических рейдов с привлечением блогеров и известных деятелей культуры, по примеру проекта «Звездный патруль»

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Проведение акции по очистке водоемов и водных русел с привлечением молодежных волонтерских организаций

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Проведение агитационных и защитных мероприятий по сохранности историко-культурного наследия и природных памятников от вандализма с привлечением молодежных волонтерских организаций

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Противопожарные мероприятия в природоохранных зонах и природных заповедниках

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Проведение ежегодной акции «World clean-up day»

Информация в МЭПР

Ежегодно

МЭПР, центральные и местные государственные органы

 

  1.  

Информационное сопровождение экологических мероприятий и акций в средствах массовой информации

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Организация просветительских мероприятий

Информация в МЭПР

Ежегодно

МП, МЭПР,

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент,

образовательные учреждения, музеи, общественные организации по согласованию)

 

  1.  

Проведение республиканской природоохранной акции «Марш парков» на территории особо охраняемых природных территориях со статусом юридического лица

Информация в МЭПР

Ежегодно

МЭПР, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Проведение экологических хакатонов, ориентированных на популяризацию «зеленого поведения»

Информация в МЭПР

Ежегодно

МЦРИАП, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

  1.  

Выпуск экологических роликов и фильмов

Информация в МЭПР

Ежегодно

МКИ, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент 

 

Направление 3. Технологические и инфраструктурные меры

  • охват населения раздельным сбором отходов ТБО (2023 год – -%, 2024 год – - %, 2025 год – - %, 2026 год – - %, 2027 год – - %, 2028 год – - %, 2029 год – - %);
  • увеличение удельного веса автомобилей на альтернативном виде топлива в общем парке (2023 год – -%, 2024 год – - %, 2025 год – - %, 2026 год – - %, 2027 год – - %, 2028 год – - %, 2029 год – - %);
  • доведение доли зеленых насаждений до 20% от общей площади города. (2023 год – -%, 2024 год – - %, 2025 год – - %, 2026 год – - %, 2027 год – - %, 2028 год – - %, 2029 год – - %);

 

Создание зеленых насаждений в городах

Информация в МЭПР

Ежегодно

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

 

Внедрение smart-решений по управлению вывоза ТБО в целях повышения качества оказываемых услуг, в т.ч. посредством оцифровки контейнерных площадок (контроль наполняемости посредством датчиков/видеомониторинга с аналитикой, наличие QR-кода для обращения в службу 109)

Внесение соответствующих мероприятий  в дорожные карты по развитию

«Smart City»

 

2024-2029 гг.

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Формирование целостной инфраструктуры сбора, вывоза и переработки ТБО

 

Информация в МЭПР

Ежегодно

МЭПР, МПС, Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент  

 

  1.  

Организация необходимой базы (специалисты, техника) для работ по благоустройству, санитарной очистке и озеленению территорий.

 

Информация в МЭПР

Ежегодно

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Содержание зеленых насаждений

Информания в МЭПР

В период с 30.04.2024 года по 31.10.2024 года

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Санитарная очистка территорий в зимний и летний периоды

Информания в МЭПР

Ежедневно согласно условиям заключенных договоров

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

 
  1.  

Содержание фасадов зданий и сооружений

Информания в МЭПР

По необходимости в соответствии с Правилами благоустройства территории городов и  населенных пунктов Карагандинской области

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

  1.  

Ремонт и содержание контейнерных площадок

Информания в МЭПР

Согласно условиям заключенных договоров мусоровывозящих организаций

Акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент

 

 

 

 

Комментарий

БАЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (Другие)

Реализация научных исследований, направленных на и... посмотреть текст 10/07 - 00:02 /

В акселераторе Mind проектного офиса Сената разрабатывается пилотный проект форума "Актуальные технологические и исследовательские задачи для НИИ и исследовательских Университетов", что является первым шагом практической реализации данного вопроса,

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:23

Спасибо за комментарий.

БАЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (Другие)

Экологические лекции и семинары: Приглашение экспе... посмотреть текст 09/07 - 23:59 /

Необходимо предусмотреть лекции, семинары, деловые игры о климате,

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:22

Спасибо за комментарий.

БАЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (Другие)

В качестве целевых индикаторов концепции предлагаю... посмотреть текст 09/07 - 23:58 /

Около 18 Казахстанских ВУЗов участвуют в мировых рейтингах устойчивости Университетов. Активности: связанные с климатом (климатические чемпионаты, открытые лекции и деловые игры для студентов и общественности о климате, внедрение лекций о климате в широкий круг учебных дисциплин) позволят укрепить позиции Казахстанских ВУЗов в рейтингах, привлечь иностранных студентов и профессоров. Динамика показателей в рейтингах устойчивости ВУЗов (QS Sustainability, UI GreenMetric, The Impact) также может быть целевым индикатором программы

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:22

Спасибо за комментарий.

БАЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (Другие)

1. Принцип устойчивого развития: Экологическая кул... посмотреть текст 09/07 - 23:53 /

Влияние действий на мировые рейтинги На данный момент Казахстан находится в красной зоне по Цели устойчивого развития (ЦУР) 13: "срочные меры в борьбе с изменением климата" (требуются значительные меры для достижения цели). В ЦУР 13 входит задача "Просвещение и распространение информации по ослаблению последствий изменения климата" и индикатор "Включение смягчения последствий изменения климата, раннее предупреждение и адаптация к нему в программы начального, среднего и высшего образования". Реализация предложенных мер позволит Казахстану показать динамику по направлению к достижению ЦУР 13.

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:21

Спасибо за комментарий.

БАЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (Другие)

Высшее образование... посмотреть текст 09/07 - 23:51 /

В этом контексте предлагаем следующие действия: • Организовать обучение климатической повестке преподавателей ВУЗов различных специальностей (энергетика, строительство, международные отношения, бизнес, журналистика и другие). • Разработать и предоставить готовые сценарии уроков, включающие вопросы о влиянии технологий, применяемых в энергетике и строительстве, о возможностях для стартапов, о глобальных обязательствах и принципах освещения климатической повестки в СМИ. • Проводить Национальный и Центральноазиатский климатический чемпионаты на основе деловых игр о климате для вовлечения широкого круга студентов, школьников и сотрудников казахстанских компаний в изучение конкретных мер сдерживания изменения климата.

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:21

Спасибо за предложение.

БАЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (Другие)

Вовлеченность населения в решение экологических пр... посмотреть текст 09/07 - 23:50 /

Уязвимость Казахстана перед изменением климата Казахстан особенно уязвим перед изменением климата из-за своих географических и климатических условий, таких как низкий уровень осадков, высокая изменчивость температур, ветра и зависимость от водных ресурсов из ледников и талой воды. В рамках разработки Концепции предлагается выделить ключевое направление, связанное с экологическим образованием и просвещением. Необходимость поддержки населения Мы уже сталкиваемся с экстремальными засухами, паводками и другими явлениями, которые могут быть следствием изменения климата. Нам необходима поддержка населения в части срочных мер, которые сдерживают выбросы парниковых газов: экономия энергии, разумное потребление (в первую очередь пищевых продуктов), готовность устанавливать альтернативные источники энергии, выбирать экологичные способы передвижения.

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:20

Спасибо за предложение.

БАЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (Другие)

Влияния жизнедеятельности человека на окружающую с... посмотреть текст 09/07 - 23:48 /

Проект Концепции содержит предложения по экологии, однако в нем недостаточно внимания уделено такому важному аспекту экологии, как климат. Между тем, Цель устойчивого развития ООН №13 сформулирована как "Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями". В рамках климатической повестки Казахстан в 2023 году принял Стратегию достижения углеродной нейтральности и вступил в Глобальное соглашение о снижении выбросов метана, большАя часть которых связана с выбросами парниковых газов на мусорных полигонах и производством мяса, что напрямую связано с информированностью и экологической культурой населения.

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:20

Спасибо за предложение.

МУХАМЕДЖАНОВ ЕВГЕНИЙ

Об утверждении Концепции развития экологической ку... посмотреть текст 04/07 - 08:12 /

Добрый день, меня зовут Евгений Мухамеджанов. 6 лет я являюсь экспертом по внедрению экологической культуры в Республике Казахстан. Мной было профинансировано создание самого масштабного проекта ECO Network, который системно внедряет проекты Зеленый офис, Зеленая школа, Зеленый двор в 9-ти городах Казахстана. Я бы хотел начать свой комментарий с определения. Концепция - является документом обозначающим ведущий замысел. Скажу вам точно никакого замысла у вашего документа нет. Это просто набор идей из интернета без отраслевой аналитики, измеримых показателей. Вы даже допускаете прямые формулировки, демонстрирующие незнание с вашей стороны предмета, такие как "Повсеместное внедрения раздельного сбора мусора". Этого не бывает. Видно, что документ готовил человек не понимающий сути темы. Моя личная просьба: снять документ с сайта, нанять профессиональных консультантов, провести нормальную работу и выложить документ действительно достойный министерства

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:19

Проект Концепции в настоящее дорабатывается.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

4. Контроль за исполнением настоящего постановлени... посмотреть текст (Версия 1) 01/07 - 11:25 /

На кого?

Министерство экологии и природных ресурсов РК 15/07 - 12:19

Спасибо за вопрос. Учтено.