О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» и в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 14 ноября 2019 года № 192 «Об утверждении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, норм и лимитов, методики их расчетов»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 3 ( Версия 2 , Версия 1 )
Тип НПА: Постановление Дата создания: 17/07/2024 07:01:53 Публичное обсуждение до: 31/07/2024 Дата запуска онлайн-обсуждения: 01/08/2024 09:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 01/08/2024 18:30:00
- 6
- Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка
- 2 0
- 840
- 0
- 3
Комментарий
АЛАБУГИНА КАРИНЭ (Другие)
коэффициент долга к доходу заемщика;... посмотреть текст 01/08 - 11:44 /
Поддерживаем.
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка 01/08 - 20:35
Добрый день! Ответ на Ваш комментарий предоставлен.
АЛАБУГИНА КАРИНЭ (Другие)
СНЗ – сумма по новой задолженности заемщика, возни... посмотреть текст 01/08 - 11:42 /
Коэффициент долга к доходу (DTI) определяет максимальную долговую нагрузку заемщика, рассчитываясь как отношение всех кредитов к годовому доходу. Банки должны учитывать DTI при выдаче потребительских ссуд, исключая жилищные займы и существующие кредитные линии. МФО также будут рассчитывать DTI, что включает неиспользованные кредитные лимиты от банков, негативно влияющие на показатель. Кредитные карты банков, даже неиспользуемые, увеличивают долговую нагрузку на 5–10%. Решения: снижение лимита или закрытие карт, что требует письменного обращения или личного посещения банка. Однако большинство заемщиков не предпринимает этих действий. Нужно исключить из расчета задолженности 20% от неиспользованного кредитного лимита, так как это искусственно увеличивает реальную задолженность и дает банкам конкурентное преимущество перед МФО.
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка 01/08 - 20:35
Добрый день! Благодарим Вас за комментарий и сообщаем следующее. Проектом постановления предусматривается, что банки второго уровня (пункт 101) и микрофинансовые организации (пункт 13, далее – МФО) осуществляют расчет коэффициента долга к доходу заемщика (далее – КДД) до принятия решения в т.ч.: - о выдаче заемщику займа/микрокредита, за исключением выдачи займа/микрокредита (части займа) в рамках открытой кредитной линии; - открытии кредитной линии заемщику (установлении кредитного лимита). В пункте 15 Проекта предусмотрено, что сумма задолженности по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам заемщика (СЗНЗ) рассчитывается как совокупная сумма задолженности по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам заемщика, включая суммы просроченных платежей по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам, суммы по использованной части кредитного лимита, кредитной карте, а также по платежной карте, условиями которой предусмотрено кредитование заемщика в рамках кредитного лимита, а также 20 (двадцать) процентов от неиспользованной части кредитного лимита, кредитной карты или платежной карты, условиями которых предусмотрено кредитование заемщика в рамках кредитного лимита. Таким образом, требования к расчету КДД заемщика и исключение необходимости расчета КДД в рамках выдачи займа/микрокредита (части займа) в рамках открытой кредитной линии, а также условия расчета КДД являются одинаковыми для банков и МФО. В соответствии с пунктом 90 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции», под кредитным лимитом (в том числе по кредитным/платежным картам) понимается предельная сумма кредитной линии. Вместе с тем, учитывая что принимаемые Агентством меры направлены на ограничение роста долговой нагрузки заемщиков, а также то, что сумма неиспользованной части кредитного лимита, кредитной карты может быть использована заемщиком в полном объеме и по своему усмотрению, предложение по исключению 20% от неиспользованной части кредитного лимита, кредитной карты не поддерживается.
 
О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года
№ 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» и в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 14 ноября 2019 года № 192 «Об утверждении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, норм и лимитов, методики их расчетов»
Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15886) следующие изменения и дополнения:
в Нормативных значениях и методиках расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размере капитала банка, утвержденных указанным постановлением:
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
«1. Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка (далее – Нормативы) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон о банках) и устанавливают нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка.
Нормативные значения для банков и их дочерних организаций, рассчитываемых на основе консолидированной финансовой отчетности, устанавливаются в соответствии со статьей 42 Закона о банках.
Нормативные значения выражаются числом с тремя знаками после запятой.
В состав пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка для обязательного соблюдения банками входят:
минимальный размер уставного и собственного капиталов банка;
коэффициент достаточности собственного капитала;
максимальный размер риска на одного заемщика;
коэффициенты ликвидности;
коэффициенты покрытия ликвидности и нетто стабильного фондирования;
капитализация банков к обязательствам перед нерезидентами Республики Казахстан;
коэффициент по размещению части средств банка во внутренние активы;
коэффициент долговой нагрузки заемщика банка;
коэффициент долга к доходу заемщика банка.
2. В Нормативах используются следующие понятия:
1) балансовая стоимость - сумма, по которой заем признается в бухгалтерском балансе после вычета сформированных по ним провизий (резервов);
2) инвестиционный заем (кредит) - заем (кредит), соответствующий следующим требованиям:
срок займа (кредита) составляет 5 (пять) и более лет;
условиями договора займа (кредита) установлен запрет на полное досрочное погашение. Частичное погашение займа осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные бизнес-планом заемщика;
заем (кредит) предоставляется юридическому лицу в соответствии с его бизнес-планом, предусматривающим реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание, расширение и модернизацию материального производства, производственной и транспортной инфраструктуры;
3) нетвердые виды залога - имущество и деньги, поступающие в будущем (за исключением прав требований к государственному партнеру по денежным поступлениям, перечисляемым на счет, предназначенный для зачисления компенсации инвестиционных затрат, по договору государственно-частного партнерства, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, являющимся залогом по договору банковского займа, условия которого предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов, а также денег, поступающих в будущем по off-take (офф-тейк) контракту, являющемуся залогом по договору банковского займа, при соответствии условиям, предусмотренным в пункте 2-2 Нормативов), в том числе по договорам долевого участия (за исключением денег, поступающих по договорам, заключенным с компаниями с государственным участием (субъектами квазигосударственного сектора), договоры страхования (за исключением договоров страхования, содержащих пункты о безусловном и безотзывном исполнении обязательств, заключенных со страховыми организациями, имеющими рейтинг не ниже «ВВ+» рейтингового агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, договоров страхования, условия которых предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов), гарантии физических или юридических лиц (за исключением гарантий юридических лиц, имеющих кредитный рейтинг не ниже «ВВ+» рейтингового агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, гарантий банков второго уровня, имеющих кредитный рейтинг не ниже «В-» рейтингового агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, а также гарантий, выданных национальными управляющими холдингами и их дочерними организациями), нематериальные активы, доли участия в уставном капитале или ценные бумаги, не включенные в официальный список организаторов торгов Республики Казахстан и (или) организаторов торгов, признаваемых международными фондовыми биржами, (за исключением принятых в залоговое обеспечение долей участия в уставном капитале и (или) ценных бумаг юридических лиц, у которых отношение задолженности по займам, выданным на цели, не связанные с финансированием оборотных средств, к прибыли до вычета расходов по выплате начисленных вознаграждений, налоговых отчислений и начисленной амортизации (EBITDA) (ЕБИТДА) составляет не более 4), бумажные зерновые расписки (за исключением прав требований по зерновым распискам соответствующих условиям, предусмотренным пунктом 2-3 Нормативов), залоговое обеспечение, находящееся за пределами Республики Казахстан (за исключением залогового обеспечения, находящегося в странах Евразийского Экономического Союза, при наличии заключения юридических консультантов или специалистов дочерних организаций банка согласно праву указанных стран, подтверждающих надлежащее оформление залогового обеспечения);
4) беззалоговый потребительский заем – потребительский банковский заем, за исключением:
займов, обеспеченных залогом прав на недвижимое имущество, залогом движимого имущества, подлежащим обязательной государственной регистрации, полностью покрывающими сумму выдаваемого займа;
займов, обеспеченных залогом прав по эмиссионным ценным бумагам, подлежащим регистрации, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;
займов, обеспеченных залогом права требования по договорам долевого участия в жилищном строительстве, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;
займов, обеспечением по которым выступают деньги, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;
займов, выдаваемых в рамках системы образовательного кредитования;
займов, выдаваемых в рамках системы жилищных строительных сбережений;
5) заем - осуществление банком банковских заемных, лизинговых, факторинговых, форфейтинговых операций, учет векселей и дебиторская задолженность по ранее выданным банковским займам;
6) заемщик - физическое или юридическое лицо, заключившее договор займа (кредита);
7) провизии (резервы) - резервы, созданные под обесценение займа;
8) созаемщик - физическое или юридическое лицо, подписывающее договор займа (кредита) вместе с заемщиком и выступающее по договору займа (кредита) в качестве солидарного ответственного за выполнение обязательств по возврату полученных денег;
9) регулярный AQR – ежегодная оценка качества активов и условных (возможных) обязательств банков, осуществляемая в рамках риск-ориентированного надзора;
10) off-take (офф-тейк) контракт - соглашение между производителем (поставщиком) и заказчиком о продаже товаров и (или) услуг с поставкой в будущем на заранее оговоренных условиях по стоимости, количеству (объему) и срокам поставки;
11) SREP – ежегодный надзорный процесс оценки рисков и недостатков в деятельности банков, осуществляемый в рамках риск-ориентированного надзора путем количественного и качественного анализа оценки бизнес модели, рисков капитала, риска ликвидности, системы корпоративного управления банка.»;
дополнить главой 10 следующего содержания:
«Глава 10. Коэффициент долга к доходу заемщика банка
101. Банк осуществляет расчет коэффициента долга к доходу заемщика до принятия решений о (об):
выдаче заемщику займа, за исключением выдачи займа (части займа) в рамках открытой кредитной линии;
открытии кредитной линии заемщику (установлении кредитного лимита);
выдаче заемщику дополнительного займа в рамках заключенного (заключенных) договора (договоров) банковского займа.
Требования части первой настоящего пункта распространяются на займы, предоставленные заемщикам на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за исключением займов, выдаваемых в рамках системы жилищных строительных сбережений.
102. Расчет коэффициента долга к доходу заемщика осуществляется банком следующим образом:
КДД =
где:
КДД - коэффициент долга к доходу заемщика;
СЗНЗ – сумма задолженности по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам заемщика.
СЗНЗ рассчитывается как совокупная сумма задолженности по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам заемщика, включая суммы просроченных платежей по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам, суммы по использованной части кредитного лимита, кредитной карте, а также по платежной карте, условиями которой предусмотрено кредитование заемщика в рамках кредитного лимита, а также 20 (двадцать) процентов от неиспользованной части кредитного лимита, кредитной карты или платежной карты, условиями которых предусмотрено кредитование заемщика в рамках кредитного лимита;
СНЗ – сумма новой задолженности заемщика, возникающей в случаях, предусмотренных пунктом 101 Нормативов;
СДЗ – совокупный доход заемщика, который рассчитывается как суммы заработной платы и (или) иных видов доходов заемщика, определенных на основании критериев, указанных в части второй пункта 92 Нормативов, за последние 12 (двенадцать) месяцев, предшествующих дате обращения заемщика.»;
приложение 5 изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложение 16 изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 14 ноября 2019 года № 192 «Об утверждении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, норм и лимитов, методики их расчетов» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19629) следующие изменения и дополнения:
в Пруденциальных нормативах и иных обязательных к соблюдению организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, нормах и лимитах, методике их расчетов, утвержденных указанным постановлением:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. В состав пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, норм и лимитов входят:
1) для микрофинансовой организации:
минимальный размер уставного капитала;
минимальный размер собственного капитала;
достаточность собственного капитала;
максимальный размер риска на одного заемщика;
коэффициент левереджа;
коэффициент долга к доходу заемщика;
2) для кредитного товарищества:
минимальный размер уставного капитала;
минимальный размер собственного капитала;
коэффициент левереджа;
3) для ломбарда – минимальный размер уставного капитала.»;
дополнить главой 4 следующего содержания:
«Глава 4. Коэффициент долга к доходу заемщика микрофинансовой организации
13. Микрофинансовая организация осуществляет расчет коэффициента долга к доходу заемщика до принятия решения о (об):
выдаче заемщику микрокредита, за исключением выдачи микрокредита (части микрокредита) в рамках открытой заемщику кредитной линии;
открытии кредитной линии заемщику (установлении кредитного лимита);
выдаче заемщику дополнительного микрокредита в рамках заключенного (заключенных) договора (договоров) о предоставлении микрокредита.
14. Требования пункта 13 Нормативов распространяются на микрокредиты, предоставленные заемщикам на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
15. Расчет коэффициента долга к доходу заемщика осуществляется микрофинансовой организацией следующим образом:
КДД =
где:
КДД - коэффициент долга к доходу заемщика;
СЗНЗ – сумма задолженности по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам заемщика.
СЗНЗ рассчитывается как совокупная сумма задолженности по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам заемщика, включая суммы просроченных платежей по всем непогашенным банковским займам и микрокредитам, суммы по использованной части кредитного лимита, кредитной карте, а также по платежной карте, условиями которой предусмотрено кредитование заемщика в рамках кредитного лимита, а также 20 (двадцать) процентов от неиспользованной части кредитного лимита, кредитной карты или платежной карты, условиями которых предусмотрено кредитование заемщика в рамках кредитного лимита;
СНЗ – сумма по новой задолженности заемщика, возникающей в случаях, предусмотренных пунктом 13 Нормативов;
СДЗ – совокупный доход заемщика, который рассчитывается как суммы заработной платы и (или) иных видов доходов заемщика, определенных на основании критериев, указанных в части второй пункта 6 Правил расчета и предельного значения коэффициента долговой нагрузки заемщика организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 ноября 2019 года № 215, зарегистрированных в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19670, за последние 12 (двенадцать) месяцев, предшествующих дате обращения заемщика.».
3. Департаменту методологии и пруденциального регулирования финансовых организаций в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Должность
ФИО
«СОГЛАСОВАНО»
Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан