Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Закон «О тестировании на профессиональную добропорядочность»

Краткое содержание: Закон «О тестировании на профессиональную добропорядочность»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 31/07/2024 14:59:46
Публичное обсуждение до: 14/08/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 19/08/2024 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 19/08/2024 18:30:00
Приложенные документы:

ПРОЕКТ

 

Закон

«О тестировании на профессиональную добропорядочность»

 

Настоящий закон определяет цель, задачи, принципы, правовые гарантии и последствия организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, а также регулирует общественные отношения, в сфере государственного управления по противодействию коррупции.  

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  1. профессиональная добропорядочность – способность лица выполнять свои правовые и профессиональные обязанности и полномочия честно, справедливо, на высоком морально-нравственном уровне, не допуская злоупотреблений служебным положением и полномочиями, соблюдая Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
  2. тестирование на профессиональную добропорядочность – комплекс мероприятий, направленный на применение к тестируемым лицам без их ведома мнимых ситуаций, имитирующих повседневную деятельность по реализации их полномочий, в ходе которых устанавливается соблюдение ими соответствующих должностных процедур и норм профессиональной этики, посредством наблюдения с использованием специальных технических средств;
  3. тестировщик – сотрудник субъекта организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, наделенный настоящим Законом полномочиями и компетенциями по осуществлению тестирования на профессиональную добропорядочность;
  4. тестируемое лицо – сотрудник субъекта организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, в отношении которого осуществляется тестирование на профессиональную добропорядочность;
  5. субъекты организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность (далее – субъекты организации и проведения тестирования) – органы прокуратуры, внутренних дел, финансового мониторинга, уполномоченные органы по противодействию коррупции и в сфере гражданской защиты, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
  6. сценарий тестирования на профессиональную добропорядочность (далее – сценарий тестирования) – подробное описание мнимой ситуации, имитирующей типовой случай, непосредственно относящийся к должностным полномочиям тестируемого лица, на основе которого будет осуществляться тестирование на профессиональную добропорядочность;
  7. ненадлежащее влияние – незаконные попытки, действия, давление, угрозы, вмешательства или просьбы третьих лиц в целях побуждения тестируемых лиц к выполнению или невыполнению, затягиванию или ускорению выполнения действий, входящих в их должностные полномочия, или в нарушение их должностных полномочий;
  8. негласные аудио- и видеоконтроль лица или места – негласный контроль речевой и иной информации, а также действий лиц и (или) событий, происходящих в строго определенном месте, с использованием, специальных технических средств с одновременной фиксацией их содержания на материальном носителе в ходе проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;
  9. аудио-, видеозапись – цифровой файл, размещенный на информационном носителе, содержащий звуки и/или изображения, фиксирующие поведение лиц в ходе проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, полученный с использованием специальных технических средств, в соответствии с требованиями настоящего закона или других законодательных актов;
  10. специальные технические средства – устройства, аппаратура, приспособления, оборудование, имеющие специальные функции, программное обеспечение и конструктивные особенности для документирования информации в ходе проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;
  11. координатор по определению тестируемых лиц – сотрудник субъекта организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, ответственный за определение сотрудников или работников данного субъекта организации и проведения тестирования, в отношении которых есть основания применить тестирование на профессиональную добропорядочность;
  12. координатор по проведению тестирования на профессиональную добропорядочность (далее – координатор по тестированию) – сотрудник субъекта организации и проведения тестирования, ответственный за подготовку, выполнение и обобщение результатов тестирования на профессиональную добропорядочность в отношении тестируемых лиц;
  13. комиссия по добропорядочности – постоянный коллегиальный орган, создаваемый в субъекте организации и проведения тестирования, для дачи заключения о результатах тестирования на профессиональную добропорядочность, а также рекомендаций о возможных правовых последствиях для тестируемого лица;
  14. презумпция добросовестности – принцип, согласно которому любой участник административных правоотношений считается добросовестно исполняющим свои обязанности перед другими лицами до тех пор, пока не будет установлено и доказано обратное;
  15. сотрудник правоохранительного органа (далее – сотрудник) – гражданин Республики Казахстан из числа работников правоохранительных органов, которому присвоены специальное звание или классный чин.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о тестировании на профессиональную добропорядочность

 

1. Законодательство Республики Казахстан о тестировании на профессиональную добропорядочность основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Цель и задачи организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. Целью организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность является укрепление системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции и развитие организационной культуры добропорядочности в государственных органах.

2. Задачами организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность являются:

  1. проактивное выявление и своевременное принятие мер по предотвращению систематических нарушений этических требований, предъявляемых к сотрудникам субъектов организации и проведения тестирования при осуществлении ими своих служебных обязанностей, установленных соответствующим законодательством;
  2. контроль за исполнением антикоррупционных ограничений  сотрудниками субъекта организации и проведения тестирования.

 

Статья 4. Принципы организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность

 

Организация и проведение тестирования на профессиональную добропорядочность осуществляются при обязательном соблюдении следующих принципов:

  1. законности;
  2. уважения достоинства личности, приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
  3. беспристрастного, справедливого и недискриминационного отношения к тестируемым лицам;
  4. презумпции добросовестности сотрудников и работников субъектов организации и проведения тестирования при исполнении своих должностных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Глава 2. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ  

 

Статья 5. Компетенция субъектов организации и проведения тестирования

 

1. Для целей реализации настоящего Закона субъекты организации и проведения тестирования:

  1. проводят тестирование на профессиональную добропорядочность в отношении сотрудников, с соблюдением установленных требований; 
  2. определяют сотрудников, в отношении которых есть основания применить тестирование на профессиональную добропорядочность;
  3. разрабатывают сценарии проведения тестирования на профессиональную добропорядочность с учетом специфики деятельности субъекта организации и проведения тестирования;
  4. определяют график организации, а также разрабатывают и утверждают планы проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;
  5. ежегодно предоставляют статистическую информацию в уполномоченный орган по противодействию коррупции о результатах проведения тестирования на профессиональную добропорядочность и реализации требований настоящего Закона, включая анализ эффективности правоприменительной практики;
  6. проводят специальное обучение для тестировщиков по вопросам процедуры, методов, средств, прав и обязанностей участников тестирования на профессиональную добропорядочность.

2. Субъекты организации и проведения тестирования определяют подразделения собственной (внутренней) безопасности как уполномоченные подразделения за реализацию настоящего Закона.

В случае отсутствия такого подразделения в государственном органе, функции организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность в отношении сотрудников такого государственного органа осуществляются уполномоченным органом по противодействию коррупции.

Первый руководитель субъекта организации и проведения тестирования определяет координаторов по определению тестируемых лиц и проведению тестирования на профессиональную добропорядочность. 

3.   Заключение о результатах тестирования на профессиональную добропорядочность в целях объективного определения правовых последствий для тестируемого лица дается комиссией по добропорядочности, порядок формирования и работы которой устанавливается настоящим Законом.

4. Координация деятельности субъектов организации и проведения тестирования в Республике Казахстан осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции в следующих основных формах:

1) разработка инструкции, детализирующей применение настоящего Закона и содержащей типовые формы;

2) выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов по организации и проведению тестирования;

3) обмен информацией по вопросам реализации настоящего Закона в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационному обмену, установленными законодательством Республики Казахстан;

4) изучение и распространение положительного опыта;

5) проведение заседаний и совещаний;

6) выпуск методических рекомендаций и других информационных материалов.

 

Статья 6. Права и обязанности субъектов организации и проведения тестирования

 

1. Субъекты организации и проведения тестирования в пределах своих полномочий вправе:

  1. получать консультативно-методическую помощь от уполномоченного органа по противодействию коррупции по вопросам организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;
  2. ходатайствовать об использовании специальных технических средств для осуществления негласного аудио- и видеоконтроля лица или места при проведении тестирования на профессиональную добропорядочность.

3. Субъекты организации и проведения тестирования обязаны обеспечить:

  1. добросовестное соблюдение требований настоящего Закона, прав и обязанностей участников тестирования и исключение злоупотреблений при реализации настоящего Закона;
  2. письменное уведомление действующих сотрудников, а также, поступающих на службу о возможности быть подвергнутыми тестированию на профессиональную добропорядочность;
  3. проведение информационно-разъяснительной работы среди сотрудников о процедуре, правах и обязанностях задействованных участников, и правовых последствиях проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;
  4. конфиденциальность сценариев, графика и планов организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;
  5. конфиденциальность деятельности и личности тестировщиков, а также граждан, добровольно задействованных при проведении тестирования на профессиональную добропорядочность;
  6. гарантии неприкосновенности частной жизни и защиты персональных данных посредством установления режима безопасного хранения и уничтожения информации о результатах проведения тестирования на профессиональную добропорядочность в соответствии с требованиями настоящего Закона;
  7. уничтожение аудиовидеозаписей, произведенных в ходе тестирования на профессиональную добропорядочность, в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 22 настоящего Закона;  
  8. принятие всех возможных мер для предупреждения вероятных негативных последствий для третьих лиц в связи с проведением тестирования на профессиональную добропорядочность.

 

Статья 7. Права тестируемых лиц

 

1. Тестируемое лицо имеет право:

  1. быть уведомленным о возможности проведения в отношении него тестирования на профессиональную на добропорядочность и получать разъяснения о его процедуре, правах и обязанностях задействованных участников, а также правовых последствиях в случае отрицательного результата непрохождения тестирования;
  2. в случае непрохождения тестирования ознакомиться с материалами тестирования на профессиональную добропорядочность и информацией, полученной в результате нее его проведения, и в ходе последующего дисциплинарного производства;
  3. обжаловать дисциплинарное взыскание, наложенное по результатам тестирования на профессиональную добропорядочность, в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

обжаловать в вышестоящий орган, суд в порядке административного судопроизводства, установленном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, применение по отношению к нему тестирования на профессиональную добропорядочность.

 

Статья 8. Права и обязанности тестировщиков

 

1. Тестировщики имеют право:

  1. быть специально обученными в отношении процедуры, методов, средств, прав и обязанностей участников тестирования на профессиональную добропорядочность;
  2. использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями;
  3. использовать документы, зашифровывающие сотрудников, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств субъектов организации и проведения тестирования;
  4. использовать специальные технические средства для осуществления негласной аудио-, видеозаписи при проведении тестирования на профессиональную добропорядочность, исключительно с санкции прокурора;
  5. привлекать отдельных граждан с их согласия к проведению тестирования на профессиональную добропорядочность с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества.

2. Тестировщики обязаны:

  1. соблюдать требования настоящего Закона и гарантировать защиту прав участников тестирования на профессиональную добропорядочность;
  2. обеспечивать конфиденциальность деятельности по организации и проведению тестирования на профессиональную добропорядочность; 
  3. обеспечивать конфиденциальность и защиту персональных данных о тестируемых лицах, полученных в ходе проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;
  4. принимать все меры для предупреждения возможных негативных последствий или вреда третьим лицам в связи с применением тестирования на профессиональную добропорядочность;
  5. заявить о наличии конфликта интересов с тестируемым лицом в соответствии с положениями настоящего Закона.

3. Тестировщики, допустившие противоправные действия при осуществлении тестирования на профессиональную добропорядочность несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Статья 9. Требования, предъявляемые к тестировщикам  

 

1. Субъекты организации и проведения тестирования должны обеспечить привлечение в качестве тестировщиков, сотрудников, наиболее приверженных специальным этическим принципам правоохранительной службы. 

С этой целью кандидаты на должность тестировщика должны быть подвергнуты предварительному отбору, состоящему из собеседования и изучения профессионального прошлого, с целью установления ненадлежащих мотиваций к осуществлению деятельности по тестированию на профессиональную добропорядочность.

2. Для обеспечения объективности деятельности по тестированию на профессиональную добропорядочность к тестировщикам применяется обязательство по декларированию возможных личных интересов и конфликта интересов.

Перед утверждением плана тестирования тестировщик обязан письменно заявить об отсутствии конфликта интересов, родственных, дружеских или враждебных отношений с сотрудником субъекта организации и проведения тестирования, в отношении которого планируется проведение тестирования на профессиональную добропорядочность.

В случае наличия конфликта интересов тестировщик обязан письменно заявить самоотвод от участия в тестировании.

Декларация о конфликте интересов и заявление о самоотводе подаются на имя руководителя уполномоченного подразделения согласно форме, утвержденной уполномоченным органом по противодействию коррупции.

3. Предусмотренные настоящей статьей требования, предъявляемые к тестировщикам, применяются также в отношении координаторов по определению тестируемых лиц и координаторов по тестированию.

 

Статья 10. Содействие субъектам организации и проведения тестирования

 

1. Отдельные граждане могут с их согласия привлекаться к проведению тестирования на профессиональную добропорядочность (в том числе и по контракту) с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с субъектами организации и проведения тестирования.

2. Субъекты организации и проведения тестирования могут заключать контракты о сотрудничестве с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.

3. Требования к привлечению третьих лиц для проведения тестирования на профессиональную добропорядочность:

1) отсутствие конфликта интересов с тестируемыми лицами;

2) письменное обязательство о сохранении в тайне сведений, ставших им известными в ходе подготовки или проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, и не предоставлении заведомо ложной информации, а также информирование об ответственности за его нарушение, установленной законом Республики Казахстан.

4. Не могут привлекаться к сотрудничеству лица:

1) совершившие коррупционное правонарушение;

2) ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

3) совершившие преступление в составе преступной группы;

4) уволенные по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов, с должности судьи, воинской службы, за исключением случаев увольнения гражданина на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд.

 

Статья 11. Правовые гарантии и ответственность лиц, участвующих в тестировании на профессиональную добропорядочность

 

1. При осуществлении тестирования на профессиональную добропорядочность запрещается:

1) применять сценарии тестирования на профессиональную добропорядочность, содержащие действия тестировщиков, связанные с нарушением уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях;

2) склонять и провоцировать активными действиями тестируемых лиц к совершению правонарушений;

3) совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны;

4) использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан и должностных лиц;

5) фальсифицировать материалы тестирования, а равно использовать заведомо недостоверные либо ложные сведения;

6) разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и достоинство человека и гражданина, и которые стали известны в процессе проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

2. Результаты и материалы тестирования на профессиональную добропорядочность могут быть использованы в отношении тестируемого лица только в дисциплинарном производстве.

Запрещается их использование как средства доказывания в производстве по делам об административном правонарушении или уголовном производстве против тестируемого лица.

3. Тестирование на профессиональную добропорядочность, проведенное в отношении тестируемого лица с нарушением положений настоящего Закона, признается недействительным, а информация о таком тестировании может быть использована только для определения степени ответственности виновных лиц, задействованных в организации и проведении такого тестирования.

4. Методы и средства фиксации тестирования на профессиональную добропорядочность не относятся к специальным оперативно-розыскным мероприятиям и специальным техническим средствам, предусмотренным соответствующим законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

5. В случае, если при проведении тестирования на профессиональную добропорядочность в действиях тестируемого лица или третьих лиц усматриваются нарушения законодательства, не вызванные реализацией сценария тестирования, руководитель уполномоченного подразделения субъекта организации и проведения тестирования обязан сообщить в уполномоченный орган по подведомственности для принятия решения в соответствии с полномочиями данного органа. 

6. Лица, задействованные в организации и проведении тестирования на профессиональную добропорядочность, использующие любую информацию и материалы, собранные в ходе тестирования, в иных, чем предусмотренные настоящим Законом целях, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Организация и проведение тестирования на профессиональную добропорядочность при отсутствии законных оснований, а также нарушение процедуры проведения тестирования влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

8.  Одно и то же тестируемое лицо не может подвергаться тестированию на профессиональную добропорядочность более чем два раза в течение одного года.

9. Ущерб физическим или юридическим лицам, причиненный действиями субъектов организации и проведения тестирования при реализации настоящего Закона, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

Глава 3. ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ

 

Статья 12. Условия проведения тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. При проведении тестирования на профессиональную добропорядочность предусмотрено использование специальных технических средств для осуществления негласного аудио- и видеоконтроля лица или места с целью обеспечения объективности наблюдения за ходом тестирования и регистрации поведения тестируемого лица. 

Разрешение на использование специальных технических средств для осуществления негласного аудио- и видеоконтроля лица или места при проведении тестирования на профессиональную добропорядочность осуществляет Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его первый заместитель либо заместители, Главный военный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.

Организация и тактика проведения негласного аудио- и видеоконтроля, предусмотренного настоящим пунктом, определяются нормативными правовыми актами первых руководителей субъектов организации и проведения тестирования по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

2. Сведения об организации и проведении тестирования на профессиональную добропорядочность составляют служебную тайну и включаются в ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных секретах».

За разглашение данных сведений лица, которым они стали известны в результате выполнения профессиональных обязанностей или осуществления деятельности в рамках реализации настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

 

Статья 13. Разработка и утверждение сценариев тестирования на профессиональную добропорядочность

 

С учетом специфики деятельности субъектами организации и проведения тестирования разрабатываются следующие сценарии тестирования:

1) категория «А»: сценарии, направленные на оценку качества сервиса, оказываемого в соответствии с полномочиями при ежедневном рутинном взаимодействии с населением;

2) категория «B»: сценарии, направленные на оценку соблюдения предписанных служебных процедур и обязанностей в соответствии с действующими правовыми актами;

3) категория «C»: сценарии, направленные на оценку соблюдения требований служебной этики, предъявляемые к сотрудникам в связи с осуществлением ими должностных обязанностей.

2. Субъекты организации и проведения тестирования централизованно разрабатывают сценарии тестирования для центрального аппарата и всех территориальных подразделений.

3. Сценарии тестирования утверждаются совместным актом первого руководителя субъекта организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность и Генерального Прокурора Республики Казахстан и обновляются периодически, по мере выявления необходимости. 

Сценарии тестирования для сотрудников органов прокуратуры разрабатываются подразделением, ответственным за организацию и проведение тестирования на профессиональную добропорядочность, и утверждаются Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

 

Статья 14. Инициирование тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. Источниками информации для определения тестируемых лиц, которые подлежат тестированию на профессиональную добропорядочность, являются:

1) результаты антикоррупционного мониторинга, внутреннего и внешнего анализа коррупционных рисков;

2) перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков;

3) анализ жалоб, представлений, дисциплинарной и административной практики, исполнительской дисциплины;

4) обращения физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции;

5) сведения неправительственных и международных организаций;

6) данные социологических опросов по вопросам противодействия коррупции;

7) публикации в масс-медиа;

8) иные не запрещенные Законом источники информации.

2. Основаниями для тестирования на профессиональную добропорядочность являются следующие обстоятельства:

1) наличие регулярных жалоб на законность, своевременность, этичность действий сотрудника или работника;

2) наличие регулярных замечаний со стороны руководства по нарушению процедур и должностных полномочий, связанных с оказанием государственных услуг или работой с населением;

3) регулярные нарушения, выявленные в ходе ведомственных проверок по соблюдению требований несения правоохранительной службы в субъектах организации и проведения тестирования;

4) персонифицированная информация в масс-медиа, свидетельствующая о поведении при исполнении должностных полномочий, дискредитирующем государственный орган и вызывающем негативный общественный резонанс.

2. Координатор по определению тестируемых лиц путем сбора, обработки, обобщения, анализа и оценки информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, определяет сотрудников, которые будут подлежать тестированию на профессиональную добропорядочность. 

3. Мотивированное решение координатора по определению тестируемых лиц о проведении тестирования на профессиональную добропорядочность конкретных сотрудников утверждается первым руководителем субъекта организации и проведения тестирования либо руководителем территориального или приравненного к нему подразделения, учреждения, ведомства субъекта организации и проведения тестирования.

4. В решении о проведении тестирования на профессиональную добропорядочность указываются:

1) данные сотрудников, которые будут подлежать тестированию на профессиональную добропорядочность;

2) основания инициирования тестирования на профессиональную добропорядочность, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, определяемые из источников информации, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

3) выбор категории сценария тестирования, соответствующей основаниям инициирования тестирования;

4) иная информация, необходимая для проведения тестирования на профессиональную добропорядочность. 

5. Решение о проведении тестирования на профессиональную добропорядочность является основанием для составления координатором по тестирования графика и индивидуальных планов тестирования тестируемых лиц.

 

Статья 15. Планирование тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. План тестирования на профессиональную добропорядочность разрабатывается координатором по тестированию в отношении тестируемого лица и содержит следующую информацию:

1) фамилия, имя и отчество (при его наличии), занимаемая должность тестируемого лица;

2) ссылка на решение о проведении тестирования на профессиональную добропорядочность в отношении тестируемого лица;

3) цели проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;

4) данные лица, ответственного за проведение тестирования на профессиональную добропорядочность, включая информацию о конфликте интересов согласно пункту 2 статьи 9 настоящего Закона, а также иных лиц, участвующих в тестировании;

5) место, продолжительность и материально-техническое обеспечение тестирования;

6) выбор сценария тестирования из утвержденной категории в решении о проведении тестирования, с указанием имитируемой мнимой ситуации и вариантов законных действий тестировщика и тестируемого лица;

7) основания для ходатайства о проведении негласного аудио- и видеоконтроля в ходе тестирования тестируемого лица и (или) места;  

8) иная информация, необходимая для проведения тестирования на профессиональную добропорядочность.

2. План тестирования на профессиональную добропорядочность утверждается руководителем подразделения собственной (внутренней) безопасности субъекта организации и проведения тестирования.

3. Координатор по тестированию на основе утвержденного плана проведения тестирования на профессиональную добропорядочность ходатайствует о получении санкции прокурора на проведение аудио- и видеоконтроля в ходе осуществления тестирования тестируемого лица.

4. Срок проведения тестирования на профессиональную добропорядочность не должен превышать десяти рабочих дней с момента утверждения плана тестирования уполномоченным руководителем согласно пункту 2 настоящей статьи, либо при необходимости, с момента получения санкции прокурора согласно пункту 3 настоящей статьи.

 

Статья 16. Проведение тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. В процессе тестирования на профессиональную добропорядочность тестировщики принимают необходимые меры с целью воплощения имитируемых мнимых ситуаций, согласно сценарию, обеспечивая таким образом реализацию положений утвержденного плана тестирования в соответствии со статьей 14 настоящего закона.

2. В непредвиденных ситуациях тестировщик может отклоняться от утвержденного плана тестирования, только если его действия способствуют выполнению целей тестирования, не нарушают прав участников тестирования, и не ведут к изменению условий решения о проведении тестирования, с незамедлительным уведомлением координатора по тестированию.

3. По запросу субъекта организации и проведения тестирования, другие государственные органы, организации предоставляют ему помощь в реализации мер по проведению тестирования на профессиональную добропорядочность в пределах компетенции и в установленном законом порядке.

 

Статья 17. Отчет о результатах тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. После проведения тестирования на профессиональную добропорядочность тестировщик в срок не позднее пяти рабочих дней составляет отчет о результатах тестирования, который должен содержать следующую информацию:

1) данные тестируемого лица;

2) описание мероприятий, проведенных согласно плану тестирования на профессиональную добропорядочность;

3) описание поведения и действий тестируемого лица во время данной тестирования;

4) выводы об уязвимости и рисках, которые побуждают или могут побудить тестируемое лицо к нарушению антикоррупционных ограничений или совершению коррупционных правонарушений в связи с исполнением своих служебных обязанностей;

5) выводы и предложения относительно оценки результата тестирования на профессиональную добропорядочность.

2. Отчет о проведенном тестировании на профессиональную добропорядочность, аудио-, видеозапись, произведенная в ходе данного тестирования, и другие имеющиеся материалы вносятся на согласование координатору по тестированию.

Координатор по тестированию проверяет соответствие представленных материалов решению о проведении тестирования на профессиональную добропорядочность, соглашается с предложенной оценкой поведения проверяемого тестируемого лица или вносит необходимые коррективы.

3. Согласованный координатором по тестированию отчет о результатах тестирования на профессиональную добропорядочность утверждается руководителем подразделения собственной (внутренней) безопасности субъекта организации и проведения тестирования не позднее десяти рабочих дней со дня проведения тестирования.

В случае обнаружения в действиях тестируемого лица признаков административного или уголовного правонарушения руководитель подразделения собственной (внутренней) безопасности незамедлительно передает отчет о тестировании в уполномоченный орган для принятия решения, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона.  

 

Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ

 

Статья 18. Оценка результатов тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. Результатами тестирования на профессиональную добропорядочность могут быть следующие заключения:

1) прохождение тестирования;

2) непрохождение тестирования.

2. Критериями для вынесения заключений о прохождении или непрохождении тестирования на профессиональную добропорядочность являются:

1) по сценариям категории «А»: законность, полнота, информированность, своевременность и вежливость оказанного тестируемым должностным лицом сервиса/услуги обратившемуся лицу;  

2) по сценариям категории «B»: наличие в действиях тестируемого лица противоправного, виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения положений действующих нормативных правовых приказов актов;

3) по сценариям категории «C»: наличие в действиях тестируемого лица противоправного, виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения требований, предъявляемых к сотрудникам в связи с осуществлением ими служебных обязанностей, предусмотренных в Этическом кодексе сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан, утверждаемом Президентом Республики Казахстан.

3. В случаях, когда тестирование на профессиональную добропорядочность проведено с нарушениями сценария тестирования, предусмотренного планом тестирования, оно считается не состоявшимся.

 

Статья 19. Порядок формирования и работы комиссии по добропорядочности

 

1. Руководитель субъекта организации и проведения тестирования утверждает состав комиссии по добропорядочности.

2. В состав комиссии по добропорядочности входят руководитель кадровой службы, руководитель подразделения собственной (внутренней) безопасности, и представитель общественного совета или иного консультативно-совещательного органа при субъекте организации и проведения тестирования. 

Представитель консультативно-совещательного органа избирается простым большинством голосов путем закрытого голосования на заседании членов данного органа.

Секретарь комиссии назначается руководителем аппарата субъекта организации и проведения тестирования.

Члены комиссии при назначении уведомляются письменно о конфиденциальности информации, касающейся тестирования на профессиональную добропорядочность, и об ответственности за ее распространение. 

3. Заседания комиссии по добропорядочности проводятся по мере необходимости, и присутствие всех членов комиссии обязательно. 

4. Комиссия по добропорядочности рассматривает материалы и отчет о результатах тестирования на профессиональную добропорядочность и исследует факты, касающиеся поведения тестируемого лица.

5. По итогам рассмотрения представленных материалов комиссия по добропорядочности выносит одно из заключений согласно статье 20 настоящего Закона в срок не позднее пятнадцати рабочих дней со дня проведения тестирования.

6. Решение комиссии по добропорядочности принимается на заседании открытым голосованием простым большинством и оформляется протоколом.

7. В своей деятельности комиссия непосредственно руководствуется положениями настоящего Закона, требованиями законодательства о правоохранительной службе касательно оснований и условий наложения дисциплинарных взысканий, а также других законов Республики Казахстан.

 

Статья 20. Правовые последствия результатов тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. В случае прохождения тестирования руководитель подразделения собственной (внутренней) безопасности сообщает соответствующий результат не ранее чем через месяц со дня тестирования руководству подразделения субъекте организации и проведения тестирования, в котором работает тестируемое лицо, без приложения отчета о результатах тестирования и раскрытия данных участников тестирования.

Руководитель подразделения в течение трех рабочих дней со дня получения такого сообщения информирует сотрудников подразделения о проведенном тестировании без раскрытия личности тестируемого лица и деталей тестирования.

2. В случае непрохождения тестирования комиссия по добропорядочности имеет право:

1) при непрохождении сотрудником тестирования по сценариям из категории «А» – рекомендовать уполномоченному руководителю принять индивидуальные и организационные меры по улучшению качества сервиса населению;

2) при непрохождении тестирования на профессиональную добропорядочность по сценариям категорий «B» и «C» – истребовать письменное объяснение от тестируемого лица о совершенном дисциплинарном проступке;

3) в случае, если тестирование признано не состоявшимся в результате нарушения плана тестирования, рекомендовать руководителю подразделения собственной (внутренней) безопасности провести повторное тестирование после принятия мер по устранению причин нарушений.

3. Если в письменном объяснении, указанном в подпункте 2) пункта 2 настоящий статьи, сотрудник согласен с фактом совершения им дисциплинарного проступка, то комиссия по добропорядочности вправе рекомендовать уполномоченному руководителю применить соответствующую меру дисциплинарного взыскания без проведения служебного расследования.

В случае, если сотрудник в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им дисциплинарного проступка, то по приказу руководителя государственного органа или уполномоченного руководителя должно быть проведено служебное расследование в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе».

4. С момента получения сообщения о непрохождении тестирования на профессиональную добропорядочность и до завершения дисциплинарного производства тестируемое лицо не может быть освобождено от должности на основании заявления об увольнении.

5. Решение о наложении дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя государственного органа или уполномоченного руководителя или уполномоченного руководителя в сроки, установленные законами Республики Казахстан.

 

Статья 21. Обжалование тестирования на профессиональную добропорядочность и его правовых последствий

 

1. Сотрудник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание, наложенное на него по результатам тестирования на профессиональную добропорядочность, в вышестоящий орган либо в суд в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает приведение его в исполнение.

2. Сотрудник вправе обжаловать законность организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность и соблюдение требований настоящего Закона в вышестоящий орган и в суд в порядке и сроки, установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

3. Вышестоящий орган, суд при рассмотрении жалобы обеспечивают конфиденциальный характер документов и личностей, задействованных в организации и проведении тестирования на профессиональную добропорядочность, предусмотренных настоящим Законом.

 

Статья 22. Хранение записей, произведенных в ходе тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. Аудио-, видеозаписи, произведенные в ходе тестирования на профессиональную добропорядочность, хранятся с учетом обеспечения режима секретности, соблюдения требований по охране служебной, коммерческой или иной охраняемой законом Республики Казахстан:

1) в случае прохождения тестирования – в течение одного года со дня проведения тестирования;

2) в случае непрохождения тестирования в течение пяти лет со дня проведения тестирования, а в случае признания судом незаконными организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность – до даты вступления в законную силу решения суда.

2. По истечении сроков, установленных в пункте 1 настоящей статьи, произведенные в ходе тестирования на профессиональную добропорядочность аудио-, видеозаписи уничтожаются.

3. Полученные в результате тестирования на профессиональную добропорядочность сведения, касающиеся личной жизни, чести и достоинства личности тестируемого лица или третьих лиц, если в них не содержится информация о совершении запрещенных Законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются.

Порядок уничтожения аудио-, видеозаписей, произведенных в ходе тестирования на профессиональную добропорядочность, устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами субъектов организации и проведения тестирования.

Нарушение режима хранения, доступа и уничтожения аудио-, видеозаписей, произведенных в ходе тестирования на профессиональную добропорядочность, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

 

Глава 5. УЧЕТ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ

 

Статья 23. Учет и ведение реестра тестирования на профессиональную добропорядочность

 

1. Учет организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность сотрудников ведется субъектом организации и проведения тестирования в форме реестра.

Положение о ведении и использовании реестра тестирования на профессиональную добропорядочность утверждается Правительством Республики Казахстан.

2. Информация включается в реестр после вынесения заключений комиссий по добропорядочности соответствующих субъектов организации и проведения тестирования согласно статье 18 настоящего Закона только в случаях организации и проведения тестирования по сценариям категорий «В» и «С».

В реестр вносится отметка о дате присвоения результата о непрохождении тестирования, дате уведомления тестируемого лица, а также включается информация об обжаловании тестирования и его последствиях.

3. Информация о непрохождении тестирования на профессиональную добропорядочность хранится в реестре в течение пяти лет, а в случае признания судом незаконными организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность – до даты вступления в законную силу решения суда.

 

Статья 24. Подотчётность деятельности по организации и проведению тестирования на профессиональную добропорядочность

 

Уполномоченный орган по противодействию коррупции ежегодно формирует информацию по вопросам организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность для включения в Национальный доклад о противодействии коррупции, в которой указывается:

1) количество проведенных сценариев тестирования на профессиональную добропорядочность;

2) результаты тестирования на профессиональную добропорядочность;

3) количество случаев обжалования наложенных дисциплинарных взысканий по результатам тестирования и законности организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность;

4) организационные меры, принятые по итогам анализа и обобщения результатов тестирования на профессиональную добропорядочность;

5) данные о достижении целей организации и проведения тестирования на профессиональную добропорядочность.

Порядок подготовки и внесения информации субъектами организации и проведения тестирования определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.

 

Статья 25. Финансирование мер по организации и проведению тестирования на профессиональную добропорядочность

 

Меры по организации и проведению тестирования на профессиональную добропорядочность, а также меры по учету, хранению и систематизации информации, полученной в ходе проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, финансируются за счет средств государственного бюджета в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

Комментарий

РЫСБЕК НИЯЗ (Другие)

Организация и тактика проведения негласного аудио-... посмотреть текст 06/08 - 10:08 /

Предлагается исключить согласование Генеральным Прокурором, в связи с тем, что этот порядок устанавливается в пределах полномочий субъекта, издающего соответствующий подзаконный акт и также относится к вопросам внутренней организации и деятельности.

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/08 - 11:48

Уважаемый Рысбек Нияз! Согласно Конституционному закону «О прокуратуре» органы прокуратуры в целях обеспечения законности согласовывают проекты нормативных правовых актов, затрагивающих компетенцию и функции прокуратуры (пп.2) ст.31). Учитывая, что разрешение на использование специальных технических средств для осуществления негласного аудио- и видеоконтроля лица или места при проведении тестирования на профессиональную добропорядочность осуществляет Генеральный Прокурор, его первый заместитель либо заместители, а также Главный военный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры (п.1 ст. 12 законопроекта), полагаем нецелесообразным исключение согласования с Генеральным прокурором НПА, определяющего организацию и тактику проведения негласного аудио- и видеоконтроля.

РЫСБЕК НИЯЗ (Другие)

Разрешение на использование специальных технически... посмотреть текст 06/08 - 10:05 /

С учетом того, что тестирование (оценка) отражает функцию каждого госоргана, относящейся к ее внутренней организации и деятельности в затрагиваемой сфере общественных отношений, предлагается процессуальные решения (дачу разрешения на использование специальных технических средств, дачу санкции на проведение аудио-видеоконтроля) возложить на суд.

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/08 - 11:47

Уважаемый Рысбек Нияз! Согласно статье 1 Конституционного закона «О прокуратуре» прокуратура от имени государства в установленных законом пределах и формах осуществляет высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан. В соответствии со статьей 4 данного Закона прокуратура в целях защиты человека, его прав и свобод, обеспечения законности осуществляет такие задачи как: 1) защита и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства; 2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий; 3) координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью; 4) иные задачи, определяемые законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Следует отметить, что полномочие, аналогичное с дачей разрешения на использование специальных технических средств, санкции на проведение аудио-видеоконтроля, у прокуратуры имеется в рамках оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Так, согласно статье 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» специальные оперативно-розыскные мероприятия, к числу которых относится негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места, осуществляются исключительно с санкции прокурора. Учитывая вышеуказанные задачи и полномочия органов прокуратуры, дачу разрешения на использование специальных технических средств и санкции на проведение аудио-видеоконтроля полагаем целесообразным сохранить за органами прокуратуры.

РЫСБЕК НИЯЗ (Другие)

1. При проведении тестирования на профессиональную... посмотреть текст 06/08 - 10:03 /

В соответствии со ст.11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», негласный аудио- и (или) видеоконтроль лица является одним из видом специальных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых исключительно с санкции прокурора. Специальные оперативно-розыскные мероприятия проводятся субъектом оперативно-розыскной деятельности в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений в рамках заведенного дела оперативного учета. Поэтому, предлагаемый Антикоррупционной службой механизм проведения профилактических мероприятий с использованием технических средств аудио-, видеофиксации является незаконным и не может быть применим при проверках на добропорядочность.

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/08 - 11:46

Уважаемый Рысбек Нияз! Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет условия осуществления негласного аудио- и видеоконтроля только в рамках оперативно-розыскной деятельности. К примеру, Законом «О контрразведывательной деятельности» предусмотрено осуществление негласного аудио- и видеоконтроля для целей данного Закона. При этом, обращаем внимание, что согласно п. 4 ст.11 проекта Закона «О тестировании на профессиональную добропорядочность» предусматривается, что методы и средства фиксации тестирования на профессиональную добропорядочность не относятся к специальным оперативно-розыскным мероприятиям и специальным техническим средствам, предусмотренным законодательством об оперативно-розыскной деятельности. В свою очередь, в случае принятия Закона «О тестировании на профессиональную добропорядочность» использование специальных технических средств аудио- и видеофиксации в ходе тестирования на профессиональную добропорядочность будет соответствовать данному Закону.

РЫСБЕК НИЯЗ

ежегодно предоставляют статистическую информацию в... посмотреть текст 06/08 - 10:00 /

Данная норма нарушает, в частности, принцип невмешательства в деятельность органов прокуратуры, подотчетной Главе государства, а также п.2 ст.83 Конституции в части подотчетности прокуратуры лишь Президенту страны.

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/08 - 11:45

Уважаемый Рысбек Нияз! Согласно проекту Закона «О тестировании на профессиональную добропорядочность» уполномоченный орган по противодействию коррупции осуществляет координацию деятельности субъектов организации и проведения тестирования в Республике Казахстан. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством все государственные органы, в том числе подотчетные Главе государства, предоставляют различным уполномоченным органам отчеты, информацию в соответствующей сфере, координируемой тем или иным госорганом. К примеру, все государственные органы, направляют информацию о результатах правового мониторинга в Министерство юстиции, так как согласно статье 23 Закона «Об органах юстиции» Минюст координирует деятельность государственных органов по правовому мониторингу. Поэтому, предоставление субъектами организации и проведения тестирования, в т.ч. органами прокуратуры, статистической информации о результатах проведения тестирования на профессиональную добропорядочность в АПК согласуется с его полномочиями по координации деятельности госорганов в вопросах проведения тестирования на профессиональную добропорядочность. Также обращаем внимание, что согласно подпункту 6) статьи 6 Конституционного закона «О прокуратуре» органы прокуратуры осуществляют также и иную компетенцию, предусмотренную законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

РЫСБЕК НИЯЗ (Другие)

3. Субъекты организации и проведения тестирования ... посмотреть текст 06/08 - 09:58 /

Действие данного пункта не должны распространяется на органы прокуратуры по аналогии с п.3 ст.8 Закона РК «О противодействии коррупции». Также не должны распространяться на отношения в сферах высшего надзора, осуществляемого прокуратурой» по аналогии с п.3 ст.8 Закона РК «О противодействии коррупции».

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/08 - 11:43

Уважаемый Рысбек Нияз! В соответствии с пунктом 37 Плана действий по реализации Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы (утверждена Указ Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2022 года № 802) АПК, ВС, ГП, МВД, КНБ, АФМ и другим заинтересованным государственным органа поручалось проработать в 2023 году механизм внедрения проверки на добропорядочность (integrity check) и внести предложения в Администрацию Президента. По итогам обсуждения внесенных предложений в Администрацию Президента РК принято решение о проведении тестирования на профессиональную добропорядочность во всех правоохранительных органах.

РЫСБЕК НИЯЗ (Другие)

сценарий тестирования на профессиональную добропор... посмотреть текст 06/08 - 09:54 /

Такие действия в рамках проверки тождественны с провокацией проверяемых лиц, что запрещено действующим законодательством (ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 412-1 УК).

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/08 - 11:42

Уважаемый Рысбек Нияз! В настоящее время в правоохранительных органов отсутствует механизм для превентивного выявления нарушений в ежедневной деятельности сотрудников, включая коррупционных проявлений. Регулярное применение механизма проверки на добропорядочность на основе анализа рисков и жалоб граждан приведет к проактивному выявлению практики недобропорядочности в работе правоохранительных органов. Эмпирические исследования неоднократно показывали, что неотвратимость наказания имеет больший сдерживающий эффект, чем строгость наказания. Согласно статье 11 проекта Закона «О тестировании на профессиональную добропорядочность» при осуществлении тестирования на профессиональную добропорядочность предусмотрен запрет: 1) применять сценарии тестирования на профессиональную добропорядочность, содержащие действия тестировщиков, связанные с нарушением уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; 2) склонять и провоцировать активными действиями тестируемых лиц к совершению правонарушений; 3) совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны; 4) использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан и должностных лиц; 5) фальсифицировать материалы тестирования, а равно использовать заведомо недостоверные либо ложные сведения; 6) разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и достоинство человека и гражданина, и которые стали известны в процессе проведения тестирования на профессиональную добропорядочность, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Результаты и материалы тестирования на профессиональную добропорядочность могут быть использованы в отношении тестируемого лица только в дисциплинарном производстве. Запрещается их использование как средства доказывания в производстве по делам об административном правонарушении или уголовном производстве против тестируемого лица. Тестирование на профессиональную добропорядочность, проведенное в отношении тестируемого лица с нарушением вышеизложенных положений, признается недействительным, а информация о таком тестировании может быть использована только для определения степени ответственности виновных лиц, задействованных в организации и проведении такого тестирования.

РЫСБЕК НИЯЗ (Другие)

субъекты организации и проведения тестирования на ... посмотреть текст 06/08 - 09:51 /

Идеология добропорядочности в соответствии с Ковенцией ООН против Коррупции, Законом РК «О противодействии коррупции», Антикорупционной стратегией РК на 2015-2025 г.г. нацелена не только на сферу правоохранительной службы, но и на государственную службу в целом. Рекомендации Четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (№№ 7,8,9,10,11) предусматривают установление детальных правил добропорядочности для государственной службы, добропорядочности политических служащих, добропорядочности судебной власти, органов публичного обвинения и т.д. В связи с этим, предлагается предусмотреть норму о действии закона по аналогии со ст.3 Закона «О государственной службе», где закон распространяется на всех государственных служащих;

Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) 17/08 - 11:40

Уважаемый Рысбек Нияз! Исследования восприятия коррупции в Казахстане демонстрируют, что правоохранительные органы являются одними из традиционных лидеров в списке «наиболее коррумпированных государственных служб» по мнению населения. Согласно данным Бюро национальной статистики АСПИР за 2019-2023гг. восприятие коррупции остается главной причиной недоверия правоохранительным органам (более 32–38%). В международном рейтинге Казахстан находится на 76 месте из 126 стран по уровню восприятия коррупции в правоохранительных органах (WJP Index, 2022). В числе основных причин: сохраняющиеся административные барьеры, двусмысленные и дискреционные нормы, закрытость правоохранительных органов, высокая доля сервисов и рабочих процессов, осуществляемых на альтернативной (бумажной) основе, отсутствие системы анализа рисков и постоянного улучшения качества работы с гражданами. Не внедрены стандарты доступного и понятного разъяснения населению их прав, обязанностей и процедур исходя из конкретных ситуаций, возникающих при взаимодействии с правоохранительными структурами. Недостатки и пробелы в автоматизации бизнес-процессов правоохранительных органов, выраженные в некачественной и половинчатой реализации отдельных цифровых решений создает коррупционные риски. Должностные лица, используя «мнимую» цифровизацию, имеют возможность совершать коррупционные деяния, а граждане и предприниматели вынуждены искать незаконные пути решения своих вопросов по причине технических сбоев, излишних процессов и других проблем в работе информационных систем. При этом существующие механизмы выявления и расследования коррупционных практик не являются эффективными и достаточными, чтобы иметь сдерживающий эффект. Также отмечаем, что по итогам рассмотрения механизма внедрения проверки на добропорядочность (integrity check) в Администрацию Президента РК принято решение о проведении тестирования на профессиональную добропорядочность на первоначальном этапе в правоохранительных органах. В этой связи на сегодняшний день законопроектом охватываются только правоохранительные органы.