Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Введение ужесточения ответственности в виде увеличение размеров штрафов (пункт 1 статьи 96 КоАП РК).

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 16/08/2024 21:07:44
Публичное обсуждение до: 21/08/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 16/08/2024 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 21/08/2024 00:00:00
Приложенные документы:

Приложение 1

к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований

 

Общая информация по проекту правового акта

 

№ п.п.

Наименование

Примечание

1.

Проект документа регулирующего государственного органа/органа-разработчика

Проект закона

2.

Наименование проекта документа (название и статьи закона Республики Казахстан)

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в

Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

 

3.

Наименование регуляторного инструмента и (или) требования в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и (или) требования

установление законами Республики Казахстан ответственности субъектов предпринимательства

Увеличение штрафа за несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью

4.

Название, номер и пункты постановлений Правительства Республики Казахстан, на основании которых осуществляется процедура анализ регуляторного воздействия

отсутствует

5.

Названия и номера приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, устанавливающих необходимость и порядок

отсутствует

6.

Название и номер иного документа, содержащего обязательные требования и/или регуляторные инструменты

отсутствует

7.

Сфера регулирования

Трудовые отношения

8.

Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии)

*заполняется при введении саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

отсутствует

 

9.

Контактная информация исполнителя-разработчика

8 (7172) 743526, 8 (701) 6777477 Руководитель Управления охраны труда Департамента труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Оразбеков Ш.Б.

 

 

 

Приложение 2
к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований

 

 

 

Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований

п.п.

Наименование условия

Описание оценки соответствия условиям

Определение баллов по оценке соответствия регуляторного инструмента и (или) требования условиям

1.

Обоснованность

6

1) Регулирование обосновано необходимостью обеспечения безопасности и здоровья работников путем расследования несчастных случаев - 2

2) безопасность жизни и здоровья работника при исполнении им трудовой (служебной) деятельности -  2

3) не имеется - 2

 1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3) «2»-«полностью соответствует».

2.

Равенство регулирования

4

1) равенство обеспечивается применимостью административной ответственности ко всем субъектам предпринимательства. - 2

      2) исключения по применению данного регуляторного инструмента не имеется - 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

 

3.

Открытость

  1.  

1) информация о планируемом введении (изменении) регуляторного инструмента была размещена и доступна ли для ознакомления на открытых информационных ресурсах государственного органа по труду: интернет-ресурс МТСЗН РК, портал Открытые НПА. - 2

2) Процесс разработки и внесения изменений в закон проводится открыто и с участием заинтересованных сторон, по инициативе уполномоченныого государственного органа по труду на заседаниях Межведомственной комиссии, на совещании, на площадке НПП. 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

 

4.

Исполнимость

  1.  

1) административная ответственность за нарушения в сфере безопасности и охраны труда, в частности, связанных с yесообщением о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в сроки, установленные трудовым законодательством, рассмотрена в соответствии с международной практикой, применяемой в Великобритании, где в соответствии c Законом Health and Safety at Work Act 1974, за нарушение требований к расследованию несчастных случаев на рабочем месте могут быть наложены штрафы в диапазоне от £50,000 до £20,000,000 в зависимости от серьезности нарушения..

2) предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование будет применяться в зависимости от категорий субъекта предпринимательства, которые определяются среднегодовой численностью работников и среднегодовым доходом субъекта 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

 

5.

Определенность

  1.  

1) действие регуляторного инструмента и (или) обязательного требования четко определяет размеры штрафов в зависимости от размера предприятия, делая наказание соразмерным нарушению. 2

2) обязательное требование имеет конкретный параметр – за несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в сроки, установленные трудовым законодательством - влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей - 2

3) регуляторный инструмент не имеет дополнительного толкования. 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3) «2»-«полностью соответствует».

6.

Соразмерность и рациональность

8

  1. расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования – не предусматривает - 2

      2) затраты бизнеса отсутствуют, так как предполагается отсутствие нарушений и соблюдение требований, установленных трудовым законодательством. При этом повторное нарушение в течении года требовании трудового законодательства после наложения административного взыскания - влекут штраф на должностных лиц, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двести, на субъектов среднего предпринимательства - в размере триста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере триста пятидесяти -2

 3) прогнозный расчет наступления негативного последствия от несоблюдения вводного регуляторного инструмента и (или) требования – не предусматривает -2

4) введение регуляторного инструмента и(или) обязательного требования в отношении субъекта предпринимательства носит необременительный характер для осуществления им дальнейшей деятельности, помимо затрат за нарушение установленного требования в трудовом законодательстве. Обеспечение безопасности и охраны труда работника без введения нового, а также его отмены в ходе анализа регуляторного инструмента и(или) требования невозможно, так как применение нового требования по отношению применения административных взыскании при повторно выявленном нарушении требования трудового законодательства будет служить мерой пресечения систематического характера правонарушений и ужесточения дисциплинированности субъектов предпринимательства - 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»; 3) «2»-«полностью соответствует»;

4) «2»-«полностью соответствует».

7.

Последовательность и предсказуемость

  1.  

1) каким документом Системы государственного планирования предусмотрена необходимость пересмотра регуляторного инструмента и (или) требования?

 2) в случае отсутствия в документах Системы государственного планирования прямого указания на пересмотр регуляторного инструмента и (или) требования, указать положения данных документов, которые содержат нормы, обуславливающие необходимость их пересмотра?

поручение Главы государства К.К.Токаева от 25 апреля 2023 года № 22-246, касательно ужесточения административных санкций за нарушение требований безопасности труда - 2

3) срок, позволяющий субъектам предпринимательства подготовиться к исполнению вводимого (изменяемого) регуляторного инструмента и(или) требования запланирован не ранее 60 календарных дней с момента утверждения соответствующего нормативного правового акта - 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3) «2»-«полностью соответствует».

Уровень достижения целей регулирования

Достигнута полностью ____V____

Достигнута частично_________

Не достигнута____________

* в случае не достижения заявленных целей, регулятором не заполняется аналитическая форма согласно приложению3 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований.

Балл эффективности: 38

*максимальный балл – 40

*порог достаточности - 30

 

 

                                                                                                                         Приложение 3
                                                                                                                         к Правилам проведения и использования

                                                                                                                          анализа регуляторного воздействия

                                                                                                                          регуляторных инструментов и (или)

                                                                                                                        требований

 

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

 Предпосылки   увеличение административных штрафов:

  1. Наличие нарушений: за последние годы наблюдается увеличение числа случаев нарушения законодательства в части несообщения о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, это свидетельствует о том, что существующие меры воздействия недостаточно эффективны.
  2. Защита прав граждан: Несоблюдение норм действующего законодательства в области охраны труда приводит к серьезным нарушениям и ущемлениям законных прав, свобод и интересов человека и гражданина.
  3. Недостаточное сдерживающее воздействие текущих штрафов: текущий размер штрафа не оказывает достаточного сдерживающего действия, на сегодняшний день субъектам предпринимательства финансово выгоднее (дешевле) выплатить административный штраф, чем тратить бюджет на обеспечение достойных и безопасный условий труда для своих работников. 
  4. Укрепление доверия: Ужесточение наказания за нарушение норм административного законодательства в области охраны труда позволит повысить уровень доверие к субъектам предпринимательства, что, в свою очередь, будет способствовать развитию предпринимательской деятельности не только в РК, в т.ч. и с привлечением зарубежных инвесторов, но и международной арене.

Проблема, требующая решения, заключается в стремлении ответственного субъекта в сокрытии факта несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью. Эта проблема затрагивает работников различных сфер и может привести к серьезным последствиям для их здоровья и безопасности.

Трудовой кодекс РК дает определение понятию «производственная травма» как повреждение здоровья работника, полученное при исполнении им трудовых обязанностей, приведшее к утрате трудоспособности. При этом доказательствами вины работодателей за причиненный вред могут служить документы, среди которых - акт о несчастном случае на производстве, постановление прокурора, органа дознания, предварительного следствия; медицинское заключение о профессиональном заболевании, а также показания свидетелей.

Следует отметить, что факт причинение увечья, иного повреждения здоровья гражданина, а также лишение его жизни порождают обязательство по возмещению вреда, однако, в случае сокрытия данной информации, отсутствия соответствующих процедур лишает человека и гражданина возможности претендовать на возмещение морального/материального вреда.  

Статья 96 расположена в структуре 10 главы Кодекса «Административные правонарушения, посягающие на права личности» т.е. родовым объектом административных правонарушений главы 10 являются права личности, соответственно, в главе определена административная ответственность за нарушение прав личности на надлежащее социальное обеспечение, достойные условия труда, оказание качественных медицинских услуг, многие другие права, которые выступают основополагающим компонентом для существования и развития казахстанского правового, демократического общества. В данном случае мы видим прямую отсылку на соответствие данной главы положению статьи 1 Конституции РК- человек, его жизнь, права и свободы провозглашаются высшими ценностями государства.

Родовым объектом административного правонарушения, регламентированного ст. 96 выступают общественные отношения, связанные с реализацией права личности на условия труда, отвечающие требованиям национального и международного трудового законодательства. Непосредственным объектом - установленный трудовым законодательством Республики Казахстан порядок учета и расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью определенным главой 20 ТКРК. Трудовым законодательством определено, что ответственность за организацию регистрации и расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний на производстве несет работодатель. 

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Виновное лицо сознавало противоправный характер сокрытия факта несчастного случая, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Как правило, данное деяние совершается в целях избежания привлечения к ответственности за нарушения требований, установленных трудовым законодательством, ставшие причиной несчастного случая.

Таим образом, как мы видим данное правонарушение посягает не только на законных права потерпевшего лица, но и интересы государства в контексте ведения достоверного качественного и количественного статистического учета, тем самым влияя на выработку уполномоченным органом по труду стратегии развития культуры безопасного труда.

Учитывая инфляцию и рост стоимости жизни, существующие размеры штрафов могут потерять свою эффективность и стать менее значимыми для правонарушителей. Увеличение размера штрафов поможет поддерживать их актуальность и обеспечит более сбалансированную систему наказаний, так, это является необходимым методом для повышения эффективности системы правопорядка и обеспечения справедливости в обществе

Целевая группа данного регулирования являются должностные лица, представители малого предпринимательства, средних предприятий и крупных организаций, а также некоммерческие организации, которые обязаны осуществлять расследование несчастных случаев, связанных с их трудовой деятельностью.

Целевая группа охватывает всех субъектов предпринимательской деятельности.

Одной из главных причин является недостаточное осознание важности сообщения о факте несчастного случая и расследования несчастных случаев среди работодателей и представителей организаций и работников. Это может быть вызвано недостаточной информированностью, осведомленностью, недостаточным контролем со стороны государственных органов и служб по безопасности труда, а также недостаточной мотивацией соблюдать требования трудового законодательства.

Причинно-следственная связь между несообщением о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью и увеличением сумм, налагаемых штрафных административных взысканий заключается в том, что усиление административных штрафов за данный вид правонарушения создаст стимул к более ответственному отношению работодателей к правовым последствиям нарушений норм действующего законодательства и к культуре безопасного труда в том числе.

 Человеческий капитал является единственным источником процветания и экономической стабильности и роста не только субъектов предпринимательства, но и всего общества в целом. В этой связи, обеспечение безопасности жизни и здоровья сотрудников является первоочередной задачей собственников и руководителей предприятий. Именно на работодателя возлагается основная ответственность за нарушение требований охраны труда и в его обязанности входит организация охраны труда на рабочих местах. В этой связи, своевременное и качественное расследование НС не только окажет позитивное влияние создание безопасной рабочей обстановки, что повлечет за собой минимизации вероятности травматизма, но и спасение жизни и здоровья человека.  

В случае произошедшего на производстве несчастного случая, который повлек за собой получение травмы у работника, работодателе обязан следовать установленному ходу действий, прописанному в 187 статье Трудового Кодекса Республики Казахстан. Однако человеческий фактор присутствует везде, и в большинстве случаев именно он становится причиной ошибочных действий работодателя.

Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года утвержденная Указом Президента РК от 15 октября 2021 года № 674 предусматривает что дальнейшее совершенствование трудового законодательства должно осуществляться в направлении:  развитие альтернативных государственному регулированию способов регулирования поведения субъектов рынка, в том числе путем использования механизмов саморегулирования и сорегулирования; государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть ограничено необходимостью устранения рисков, которые затрагивают национальную безопасность, жизнь и здоровье человека, экологию, правопорядок, нравственность. таким образом, данная мера будет способствовать развитию механизмов само- и сорегулирования как альтернативных способов регулирования поведения субъектов рынка труда 

 Одним из эффективным способом борьбы с этим явлением могут стать только штрафные санкции. Это позволит усилить защиту трудовых прав - прежде всего людей, работающих на опасных и вредных производствах. Следует признать тот факт, что в настоящее время правовое регулирование не в полной мере защищает права сотрудников, в особенности тех, которые работают во вредных и (или) опасных условиях. Законодательная инициатива усиливает содержащуюся в Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателей за невыполнение обязанностей по охране труда на опасных производствах, что в свою очередь, в дельнейшем будет способствовать улучшению здоровья и безопасности работников, а также содействует соблюдению требований трудового законодательства в области расследования несчастных случаев.

Следует помнить, что за каждым фактом несчастного случая стоит нарушение конституционных прав работника на достойные условия труда, получение своевременной медицинской помощи, материальной и моральной компенсации со стороны работодателя, социальных выплат, предупреждение развития заболевания который в дальнейшем через несколько лет может спровоцировать либо ухудшение здоровья работника, либо его смертью и т.д. В любом случае каждое сокрытие факта НС влечет негативные правовые, социальные и экономические последствия для пострадавшего работника, работодателя и общества в целом. 

Международный опыт и статистика правонарушений показывает, что ужесточение ответственности необходимо, так как действующие меры административного воздействия в виде предупреждения не эффективны, не осуществляют свою основную цель – профилактика правонарушений, а также несоизмеримы с негативными последствиями, которые влечет собой.

Так к примеру Закон США предусматривает следующие суммы за каждое умышленное нарушение минимально - 5000 долларов США, максимальное 70.000 долларов США.      
 Таким образом, на основании вышеизложенного предлагается введение ужесточения ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан путем увеличения размеров штрафа.

Существуют ли данные (в цифровом измерении), доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

В настоящее время по статистическим данным портала Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (https://qamqor.gov.kz/) в части правовой статистики административных правонарушений, посягающих на права личности, а именно за несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью по итогам 2022 года наложено 52 штрафа на сумму 3 596 млн. тенге. При этом, за 1 полугодие 2023 года были применены административные взыскания в форме штрафов:

для субъектов крупного предпринимательства – 9, что составило 1 932 000 тенге;

для субъектов среднего предпринимательства – 2, что составило 241 500 тенге;

для субъектов малого предпринимательства –2, что составило 120 750 тенге.

В целях обоснования масштаба существующей проблемы предоставлены цифровые данные за 5 лет по количеству примененных административных взысканий по нарушениям БиОТ а именно нарушение работодателем требований по проведению обязательных и периодических медицинских осмотров и предсменного медицинского освидетельствования работников в соответствии с требованием трудового законодательства Республики Казахстан:

За совершение административного правонарушения применены административные взыскания в виде предупреждения и административного штрафа:

За 2019 год –32, 2020 год – 34, 2021 год – 76, 2022 год – 52, 2023 год – 111.

За действия, предусмотренные частями первой, второй, третьей, четвертой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после предупреждения применено административных взысканий в виде штрафа:

За 2019 год –0; За 2020 год – 1; За 2021 год – 0; За 2022 год –1; За 2023 год -8.

Более того, по данным ГИТ за период с 2019 по 2023 года было зафиксировано более 50 тысяч правонарушений в сфере ОТ, из которых устранено более 45 тысяч, наложено штрафов на сумму - 1763167,1 млн.тенге.

Также, за несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью было зарегистрировано: в 2023 году -120, в 2022 году -71, в 2021 году -88, в 2020 году-76, в 2019 году-72 правонарушения.

Какова цель вводимого регулирования

Административный штраф как инструмент государственного контроля нацелено на стимулирование работодателей и должностных лиц принимать более активное участие в проведении расследований, связанных с несчастными случаями, с целью предотвращения подобных инцидентов и обеспечения безопасных условий труда для работников.
 Цель вводимого регулирования заключается в дальнейшей модернизации административно-деликтного законодательства, которе направлено на повышение защиты прав граждан, интересов общества и государства, укрепление законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях через призму повышения ответственности должностных, физических и юридических лиц за нарушения норм действующего законодательства в области охраны труда.

Косвенной целью является повышение уровня правосознания граждан в области охраны труда.

Кроме того, административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

ШАГ 2: Определение регуляторных инструментов/требований

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

 Введение ужесточения ответственности в виде увеличение размеров штрафов

(пункт 1 статьи 96 КоАП РК).

Несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в сроки, установленные трудовым законодательством - влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

Действующий регуляторный инструмент/требование

Несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью (пункт 1 статьи 96 КоАП РК)

Несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, – влечет штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере семидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста сорока месячных расчетных показателей.

Предлагаемые к исключению действующие требования, в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности *

1.

2.

* в соответствии с пунктом 10 параграфа 2 настоящих Правил

Согласно приложению

ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски

 

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации (описываются механизмы реализации, предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

Предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требования

Усиление суммы штрафов не влечет какого-либо увеличения бюрократических процедур и формальностей, а также негативного влияния на добросовестных субъектов предпринимательства.

  Увеличение информационно-разъяснительной работы уполномоченного органа, ГИТ, правоохранительных и судебных органов.
Обучение и информирование: Важным аспектом является обеспечение субъектов предпринимательства и работников необходимой информацией о новых требованиях и процедурах во избежание   недоразумений и ошибок в реализации.

Стимулирование соблюдения норм:  административный штраф  имеют целью  не только наказание нарушителей, но и стимулирование соблюдения норм безопасности и охраны труда.

Внесение дополнений в пункт 1 Статьи 96 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

- внесение проекта закона в Аппарат Правительства РК – июнь 2024 года.

- поправка вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования Закона.

Других этапов внедрения нет, так как норма не предполагает разработки подзаконных актов либо других мероприятий по его внедрению.

Сроки и этапы внедрения – с 1 января 2025 года.

Уполномоченным органом, ответственным за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов будет органы государственной инспекции труда

ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек

4.1. Воздействие на общество в целом и население

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

  1. Улучшение условий труда и безопасности.
  2. Снижение нагрузки на социальные службы.
  3. Поддержание рабочей силы.

Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а

 

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

  1. Позволит повысить уровень культуры безопасности и охраны труда, правосознания субъектов трудовых отношений, тем самым будут минимизированы риски для жизни и здоровья граждан, обеспечится их финансовая стабильность за счет отсутствия больничных листов и увеличится продолжительность жизни граждан, укрепление доверия к работодателя со стороны работников.
  2. Усиление правосознания позволить повысить эффективность мер безопасности на рабочем месте уменьшает вероятность несчастных случаев и травм, что в долгосрочной перспективе сокращает финансовые расходы в рамках социальных выплат, тем самым способствую укреплению финансовой стабильности как субъектов рынка труда, так и финансового рынка.
  3. Вывод из латентной среды данного вида правонарушений, позволит обеспечить своевременную и эффективную защиту законных прав потерпевших работников.
  4. Реализация превентивной функции риск-ориентированного подхода.
  5. Повышение правосознания субхектов рынка труда позволит Казахстану подняться в рейтинге Safety Index by Country. на сегодняшний день у нас индекс -54,1 место. в то время как Албания -54,4,  Пакистан- 56,8, Россиия -60,9, Сербия -61,7, Тайланд 62,1 (Safety Index by Country 2024 (numbeo.com)

 Потребуется только усиление информационно-разъяснительной работы со стороны уполномоченного органа в рамках повышения правосознания субъектов рынка труда, а также культуры безопасного труда. 

Дополнительные финансовые издержки отсутствуют.

Действующий регуляторный инструмент/требование

Данная поправка инициирована в связи с тем, что на сегодняшний день размер штрафов очень мал и не обеспечивает должного превентивного воздействия. Выгода действующего регуляторного инструмента значительно меньше, чем предлагаемый регуляторный инструмент

Отсутствуют

 

Итого

Своевременное и качественное расследование несчастного случая на производстве будет способствовать усилению мер безопасности на рабочем месте, уменьшению вероятности несчастных случаев и травм, что в долгосрочной перспективе сокращает потребность участия государства в правовых и медицинских аспектах потерпевшего работника. Таким образом, ужесточение суммы штрафных санкций в рамках установленных КоАП РК своевременно, целесообразно и обоснованно.

 

Отсутствуют. Механизм процедур остается без изменений.

 

4.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на бизнес с обязательным учетом:

Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое.

При этом, необходимо произвести расчеты по следующим показателям (прогнозно):

объем производства продукции;

затраты на ресурсы;

численность работников предприятия;

среднегодовой доход;

налоговые отчисления;

заработная плата работников предприятий;

доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках;

экспорт;

другое.

Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1б

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

Повышение уровня правосознания физических и юридических лиц, а также культуры безопасного труда будет способствовать повышению эффективности планирования и реализации государственной политики в области охраны труда, повышению социально-правовой и экономической защиты физических и юридических лиц. вывод данного вида правонарушения из латентной страды позволит минимизировать коррупционные риски, связанные с сокрытием факта несчастного случая.

Выход из рынка недобросовестных предпринимателей, противоправная деятельность которых негативно влияет на авторитет добросовестных предпринимателей.  Субъекты малого и среднего бизнеса будут стремится достичь уровня субъектов крупного бизнеса в области обеспечения безопасности и охраны труда. поскольку как показывает практика чем крупнее субъект предпринимательства, тем меньше нарушений он допускает.

Отсутствуют

 

Субъекты среднего бизнеса

Субъекты крупного бизнеса

Издержки для бизнеса по форме 1а

Отсутствуют

Действующий регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

Низкий уровень правосознания в области обхраны труда влечет за собой низкую эффективность планирования и реализации государственной политики в области охраны труда, отсутствию качественного роста социально-правовой и экономической защиты физических и юридических лиц. Высокий уровень латентности данного вида правонарушения влечет   рисков коррупционных проявлений связанные с сокрытием факта несчастного случая.

Присутствие на рынке труда недобросовестных предпринимателей, противоправная деятельность которых негативно влияет на авторитет добросовестных предпринимателей.    

При добросовестном соблюдении норм трудового законодательства каких -либо дополнительных финансовых расходов со стороны субъектов предпринимательства не предвидится.

Субъекты среднего бизнеса

Субъекты крупного бизнеса

Издержки для бизнеса по форме 1а

Отсутствуют

Итого

 

 

4.3 Воздействие на органы государственной власти и экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на бюджет страны

2. Влияния на преступность включая экономическую, коррупционные риски.

3. Общие последствия для экономического роста.

4. Влияние на занятость, рабочие места

5. Другое.

Монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

 Усиление административной ответственности за нарушения в сфере безопасности и охраны труда, в частности, связанных с невыполнением работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан   в виде увеличения суммы штрафов может потенциально принести в бюджет страны:

Согласно статистическим данным Комитета правовой статистики за 1 полугодие 2023 года были применены административные взыскания в форме штрафов:

для субъектов крупного предпринимательства – 9, что составило 1 932 000 тенге;

для субъектов среднего предпринимательства – 2, что составило 241 500 тенге;

для субъектов малого предпринимательства –2, что составило 120 750 тенге. Потенциальная сумма поступлении средств в бюджет государства при ужесточении предлагаемого регуляторного инструмента/требования составит 27 600 000 тенге при условии уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов согласно сокращенному производству по делу об административном правонарушении.

 

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1б

Отсутствуют

 

Действующий регуляторный инструмент/требование

Данная поправка инициирована в связи с тем, что на сегодняшний день размер штрафов очень мал и не обеспечивает должного превентивного воздействия. Выгода действующего регуляторного инструмента значительно меньше, чем предлагаемый регуляторный инструмент

 

Издержки на администрирование по форме 1б

Отсутствуют

 

Итого

 

 

ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга

Определите индикаторы с учетом данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб"

Индикатор 1

Сокращение количества административных нарушений в сфере безопасности и охраны труда, в частности, связанных с несообщением о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в соответствии с требованием трудового законодательства Республики Казахстан в связи с усилением правосознания и культуры безопасного труда субъектов предпринимательства.

Индикатор 2

Усиление защиты законных прав активных работников в рамках трудовых отношений.

Индикатор 3

Выведение данного вида правонарушения из латентной среды, минимизация коррупционных рисков, связанных с сокрытием факта несчастного случая.

Индикатор 4

 

Укажите данные индикаторы в цифровом измерении

Индикатор 1

в 2025 году - сокращение количества административных нарушений на 30 %;

в 2026 году - сокращение количества административных нарушений на 30 %;

в 2027 году - сокращение количества административных нарушений на 30 %

в 2028 году - сокращение количества административных нарушений на 30 %

Индикатор 2

в 2025 году - сокращение количества обращений на 30 %;

в 2026 году - сокращение количества обращений на 30 %;

в 2027 году - сокращение количества обращений на 30 %;

в 2028 году - сокращение количества обращений на 30 %;

Индикатор 3

в 2025 году - сокращение фактов сокрытия факта несчастного случая на 30 %;

в 2026 году - сокращение фактов сокрытия факта несчастного случая на 30 %;

в 2027 году - сокращение фактов сокрытия факта несчастного случая на 30 %;

в 2028 году - сокращение фактов сокрытия факта несчастного случая на 30 %;

Индикатор 4

 

Укажите Методы проведения мониторинга (статистический анализ на базе государственной статистики или ведомственных данных, соцопросы, экспертное интервью.)

Индикатор 1

данные Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокураторы Республики Казахстан

Индикатор 2

данные от государственных инспекции труда

Индикатор 3

данные от государственных инспекции труда

Индикатор 4

 

Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента.

01.01.2027 г.

                     

 

      Подпись ____________

дата «___» ________ 20__ года

 

 

Форма 1а Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

Альтернатива 1- Сохранение текущего положения

      Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

не предусматривается

0

Проведение проверок

не предусматривается

0

Выдача разрешений

не предусматривается

0

Иные формы контроля (определить)

не предусматривается

0

Итого за 5 лет

0

0

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

 

 

Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

x

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

x

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

x

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

x

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

x

Иное (определить)

 

 

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

0

0

0

Расходы за 5 лет

 0

 0

 0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 6

Затраты, связанные с созданием саморегулируемой организации

Цена затраты рабочего времени работников саморегулируемой организации (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Обеспечение имущественной ответственности

Итого

Издержки, связанные с введением саморегулирования основанного на обязательном членстве (участии)

0

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

0

Таблица 7

Сумма взносов в год

Цена затраты рабочего времени на заключение договора со страховой компанией (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Издержки, связанные с введением страхования гражданско-правовой ответственности

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0