Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Увеличение штрафов за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда (пункт 6 статьи 93 КоАП РК).

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 16/08/2024 01:01:19
Публичное обсуждение до: 21/08/2024
Дата запуска онлайн-обсуждения: 16/08/2024 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 21/08/2024 00:00:00
Приложенные документы:

 

 

Приложение 1

к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований

 

 

Общая информация по проекту правового акта

 

№ п.п.

Наименование

Примечание

1.

Проект документа регулирующего государственного органа/органа-разработчика

Проект закона

2.

Наименование проекта документа (название и статьи закона Республики Казахстан)

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в

Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

 

3.

Наименование регуляторного инструмента и (или) требования в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и (или) требования

Установление законами Республики Казахстан ответственности субъектов предпринимательства

Увеличение штрафов за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда

4.

Название, номер и пункты постановлений Правительства Республики Казахстан, на основании которых осуществляется процедура анализ регуляторного воздействия

отсутствует

5.

Названия и номера приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, устанавливающих необходимость и порядок

отсутствует

6.

Название и номер иного документа, содержащего обязательные требования и/или регуляторные инструменты

отсутствует

7.

Сфера регулирования

Трудовые отношения

8.

Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии)

*заполняется при введении саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

отсутствует

 

9.

Контактная информация исполнителя-разработчика

8 (7172) 743526, 8 (701) 6777477 Руководитель Управления охраны труда Департамента труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Оразбеков Ш.Б.

 

 

 

Приложение 2
к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований

 

 

 

Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований

 

п.п.

Наименование условия

Описание оценки соответствия условиям

Определение баллов по оценке соответствия регуляторного инструмента и (или) требования условиям

1.

Обоснованность

6

1) обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда при исполнении им трудовой (служебной) деятельности - 2

2) безопасность жизни и здоровья работника при исполнении им трудовой (служебной) деятельности -  2

3) не имеется – 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3) «2»-«полностью соответствует».

2.

Равенство регулирования

4

1) данный регуляторный инструмент распространяется на все категории субъектов предпринимательства - 2

      2) исключения по применению данного регуляторного инструмента не имеется – 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3.

Открытость

  1.  

1) информация о планируемом введении (изменении) регуляторного инструмента была размещена и доступна ли для ознакомления на открытых информационных ресурсах государственного органа по труду: интернет-ресурс МТСЗН РК, портал Открытые НПА. - 2

2) общественные обсуждения проводились с заинтересованными субъектами предпринимательства, их общественными формированиями, иными заинтересованными физическими и юридическими лицами по инициативе уполномоченный государственный орган по труду на заседаниях Межведомственной комиссии, на совещании, на площадке НПП. 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

4.

Исполнимость

  1.  

1) административная ответственность за нарушения в сфере безопасности и охраны труда в части Неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению обучения, проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда рассмотрена в соответствии с международной практикой.  

Германия. Общая безопасность и гигиена труда связаны с повышением безопасности на рабочем месте. Постановление о рабочем месте является частью Закона о безопасности и гигиене труда (ArbSchG). Как следует из названия, он содержит положения об оформлении рабочего места работодателем. Если нарушение техники безопасности и гигиены труда считается административным правонарушением, на него может быть наложен штраф в размере до 30 000 евро в соответствии со статьей 25 ArbSchG. Однако, если соответствующее нарушение правил неоднократно повторялось или это было умышленное действие, создавшее угрозу здоровью или жизни работника, также может быть назначен штраф или лишение свободы на срок до одного года в соответствии со статьей 26 ArbSchG. Согласно ArbSchG если сотрудники не были проинструктированы перед началом работ работодателю накладывается штраф в размере 5000 евро (https://www.arbeitsrechte.de/verstoss-gegen-arbeitsschutzgesetz/#:~:text=Es%20drohen%20bis%20zu%2030.000,maximal%2030.000%20Euro%20verh%C3%A4ngt%20werden) - 2

2) предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование будет применяться в зависимости от категорий субъекта предпринимательства, которые определяются среднегодовой численностью работников и среднегодовым доходом субъекта – 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

5.

Определенность

  1.  

1) действие регуляторного инструмента и (или) обязательного требования направлено на субъектов предпринимательства, невыполняющие и (или) нарушающие требования трудового законодательства в части обеспечения безопасности и охраны труда - 2

2) за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению обучения, проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, - влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сто пятьдесят, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двести, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семьсот месячных расчетных показателей - 2

3) регуляторный инструмент не имеет дополнительного толкования – 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3) «2»-«полностью соответствует».

6.

Соразмерность и рациональность

8

  1. расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования – не предусматривает – 2
  2. затраты бизнеса отсутствуют, так как предполагается отсутствие нарушений и соблюдение требований, установленных трудовым законодательством.

Доказано, что здоровые и трудоспособные сотрудники работают продуктивнее. Безопасность и охрана труда оказывает прямое положительное влияние на прибыльность и производительность труда бизнеса. В работника как самому важному капиталу можно инвестировать, также защищать его посредством добросовестного отношения к безопасности и охране труда. При этом повторное нарушение в течении года требовании трудового законодательства после наложения административного взыскания влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере триста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере четыреста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одна тысячи шестьсот месячных расчетных показателей -2

3) прогнозный расчет наступления негативного последствия от несоблюдения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования – не предусматривает -2

4) введение регуляторного инструмента и(или) обязательного требования в отношении субъекта предпринимательства носит необременительный характер для осуществления им дальнейшей деятельности, помимо затрат за нарушение установленного требования в трудовом законодательстве в части повторного нарушения в течении года после наложения административного взыскания должностному лицу применение штрафа в соответствии категории субъекта предпринимательства. Обеспечение безопасности и охраны труда работника без введения нового, а также его отмены в ходе анализа регуляторного инструмента и(или) требования невозможно, так как применение нового требования по отношению применения административных взыскании при повторно выявленном нарушении требования трудового законодательства будет служить мерой пресечения систематического характера правонарушений и ужесточения дисциплинированности субъектов предпринимательства – 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3) «2»-«полностью соответствует»;

4) «2»-«полностью соответствует».

7.

Последовательность и предсказуемость

  1.  

1) каким документом Системы государственного планирования предусмотрена необходимость пересмотра регуляторного инструмента и (или) требования?

 2) в случае отсутствия в документах Системы государственного планирования прямого указания на пересмотр регуляторного инструмента и (или) требования, указать положения данных документов, которые содержат нормы, обуславливающие необходимость их пересмотра?

поручение Главы государства К.К.Токаева от 25 апреля 2023 года № 22-246, касательно ужесточения административных санкций за нарушение требований безопасности труда - 2

3) срок, позволяющий субъектам предпринимательства подготовиться к исполнению вводимого (изменяемого) регуляторного инструмента и(или) требования запланирован не ранее 60 календарных дней с момента утверждения соответствующего нормативного правового акта - 2

1) «2»-«полностью соответствует»;

2) «2»-«полностью соответствует»;

3) «2»-«полностью соответствует».

"

Уровень достижения целей регулирования

Достигнута полностью ____V____

Достигнута частично_________

Не достигнута____________

* в случае не достижения заявленных целей, регулятором не заполняется аналитическая форма согласно приложению 3 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований.

Балл эффективности: 38

*максимальный балл – 40

*порог достаточности - 30

 

 

                                                                                                                          Приложение 3
                                                                                                                        к Правилам проведения и использования

                                                                                                                          анализа регуляторного воздействия  

                                                                                                                           регуляторных инструментов и (или)

                                                                                                                          требований

 

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Проблемы:

В настоящее время существует проблема ненадлежащего исполнения субъектами предпринимательства, в лице руководителей и ответственных за безопасность и охрану труда при обеспечении права работника на безопасные условия труда, предусмотренных подпунктами 2) пункта 2 статьи 182 Трудового кодекса Республики Казахстан. Проблема отсутствия или недостаточного проведения инструктирования (кроме вводного инструктажа) работников и отсутствия необходимой документации по безопасности и охране труда, а именно Журнала регистрации инструктажа по безопасности и охране труда на рабочем месте может привести к недостаточной осведомленности работника о специфических правилах и мерах безопасности на конкретном рабочем месте. Проведение инструктирования (кроме вводного инструктажа) является важной частью обеспечения безопасности и здоровья работников, регламентируется разделами 44 – 58 главы 4 «Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда» и перечень которых утверждается работодателем или иным уполномоченным лицом и указывается в Положении о СУОТ. Недостаточно информированные и обученные работники могут не знать о правилах безопасной работы, что может привести к травмам или другим опасным ситуациям на производственном объекте. Журнал регистрации инструктажа по безопасности и охране труда на рабочем месте является важным элементом обеспечения безопасности труда, так как позволяет отслеживать каждого работника о получении необходимой информации и инструктажа для выполнения своей работы безопасно. Наличие необходимой документации обеспечивает более строгий контроль за процессом обучения и повышает эффективность мер по обеспечению безопасности труда.

Целевая группа: субъекты предпринимательства всех категорий, действующие в разных отраслях экономики. Таким образом, недостаточное инструктирование и отсутствие соответствующих документов могут создать условия для нарушений стандартов безопасности и охраны труда, повышая производственные риски для самого работника и субъекта предпринимательства.

На примере в России: обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя (ч 1 ст 214 ТК РФ) Работодатель обязан обеспечить, а работник обязан проходить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда (ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 215 ТК РФ). Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда (ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения (ч. 2 ст. 219 ТК РФ, п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (далее — Правила № 2464)):

— инструктажей по охране труда;

— стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников);

— обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

— обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;

— обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, установлены Правилами № 2464 (ч. 3 ст. 219 ТК РФ, п. 1 Правил № 2464). Правила №2464 предусматривают следующие виды инструктажа по охране труда (п.п. 8, 12 Правил № 2464):

— вводный инструктаж по охране труда;

— инструктаж по охране руда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый);

— целевой инструктаж по охране труда.

 Инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда (п. 23 Правил № 2464). Результаты проведения инструктажа по охране труда оформляются в соответствии с требованиями, установленными Правилами № 2464 (п. 24 Правил № 2464). Порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда, и форма его документирования утверждаются работодателем (п. 88 Правил № 2464).

То есть в первую очередь ответственность за соблюдением норм безопасности и охраны труда на рабочем месте, проведения инструктажа, знаний на наличие правил соблюдения мер безопасности возлагается на руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда. Исходя из вышеуказанного, рассматривается вопрос по ужесточению ответственности за соблюдением норм законодательства по БиОТ.

Причинно-следственная связь:

В связи с тем, что часто возникают случаи нарушения норм безопасности и охраны труда на рабочем месте работниками и их работодателями, а именно отсутствия или недостаточного проведения инструктирования (кроме вводного инструктажа) работников и отсутствия необходимой документации по безопасности и охране труда, таких как журнала регистрации инструктажа по безопасности и охране труда на рабочем месте рассматривается вопрос по ужесточению норм КоАП РК.

       Ужесточение штрафов может стать эффективным инструментом для сдерживания правонарушений и противодействия нарушениям закона. Более значительные штрафы создадут стимул для соблюдения норм закона, заставляя дважды подумать перед нарушением.

       Учитывая инфляцию и рост стоимости жизни, существующие размеры штрафов могут потерять свою эффективность и стать менее значимыми для правонарушителей.

Увеличение размера штрафов поможет поддерживать их актуальность и обеспечит более сбалансированную систему наказаний.

Так, это является необходимым методом для повышения эффективности системы правопорядка и обеспечения справедливости в обществе.

Существуют ли данные (в цифровом измерении), доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

В настоящее время согласно статистической отчетности Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (https://qamqor.gov.kz/) в части правовой статистики административных правонарушений, посягающих на права личности, а именно за неисполнение требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда по состоянию на 01.07. 2023 г. было наложено 66 административных штрафов на все категории субъектов предпринимательства на общую сумму 3 632 850 тенге, взыскано 1 604 250 тенге по сокращенному производству (ст.810 КоАП), что 41,4 % от всей суммы наложенных административных штрафов за нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда (3 874 350 тенге). При этом затраты работодателя на оплату труда одного штатного инженера по охране труда и технике безопасности, должностной обязанностью которого является проведение инструктирования работников и ведение необходимой документации по безопасности и охраны труда (с учетом среднемесячной заработной платы по статистическим данным Бюро национальной статистики за 2022 год) составит 5 396 700 тенге в год. Эти данные свидетельствуют о преимущественной выгоде уплаты административного штрафа для субъекта предпринимательства.

В целях обоснования масштаба существующей проблемы предоставлены цифровые данные за 5 лет по количеству примененных административных взысканий по нарушениям БиОТ а именно неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда:

За совершение административного правонарушения применены административные взыскания в виде предупреждения и административного штрафа:

За 2019 год –21, 2020 год – 8, 2021 год – 34, 2022 год – 61, 2023 год – 98.

За деяния, предусмотренные частью шестой статьи 93 КоАП, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания применено административных взысканий в виде штрафа:

За 2019 год –4; За 2020 год 0; За 2021 год – 8; За 2022 год –12; За 2023 год -3.

Какова цель вводимого регулирования

Цель ужесточения административной ответственности в виде увеличения размеров налагаемых штрафов за нарушения проведения инструктирования и отсутствие документов по безопасности и охране труда заключается в повышении ответственности субъектов предпринимательства за соблюдение норм и правил безопасности на рабочем месте. Это мероприятие призвано стимулировать более строгие меры по обеспечению безопасности труда и соблюдению трудового законодательства в части обеспечения безопасности и охраны труда. Увеличение размеров штрафов создает финансовый мотив для всех субъектов предпринимательства соблюдать нормы безопасности, уменьшает вероятность нарушений и, следовательно, рисков для работников, что способствует обеспечению более безопасной и здоровой трудовой среды.

ШАГ 2: Определение регуляторных инструментов/требований

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

Увеличение штрафов за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда (пункт 6 статьи 93 КоАП РК).

 

Неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и (или) отсутствие документов по безопасности и охраны труда - влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

Действующий регуляторный инструмент/требование

Неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда –

влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.

Предлагаемые к исключению действующие требования, в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности *

1.

2.

* в соответствии с пунктом 10 параграфа 2 настоящих Правил

Согласно приложению

ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски

 

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации (описываются механизмы реализации, предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

Предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требования

Более жесткие меры административного взыскания в виде увеличения штрафов могут стимулировать некоторые субъекты предпринимательства к сокрытию административных правонарушений в области охраны труда, что может ухудшить общий уровень безопасности на рабочем месте.

Увеличение размеров штрафов может оказать значительное финансовое давление на субъекты предпринимательства, особенно на малые и средние. Это может привести к дополнительным затратам и ограничениям в бюджете предприятий.

Ужесточение административной ответственности с применением увеличенных штрафов обеспечит сокращение нарушений правил обеспечения безопасности и охраны труда и послужит эффективным сдерживающим фактором для совершения повторных правонарушений в регулируемой сфере

- внесение проекта закона в Аппарат Правительства РК – июнь 2024 года.

- поправка вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования Закона.

Других этапов внедрения нет, так как норма не предполагает разработки подзаконных актов либо других мероприятий по его внедрению.

Сроки и этапы внедрения – с 1 января 2025 года.

Уполномоченным органом, ответственным за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов будет органы государственной инспекции труда

ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек

4.1. Воздействие на общество в целом и население

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

  1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения (доходы и расходы населения, продолжительность жизни, уровень бедности и другое)
  2. Влияния на экологию.
  3. Изменения потребительского выбора.
  4. Изменения розничных цен.

5. Другое

Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а

 

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

  1. Повышение безопасности и снижение травматизма: Ужесточение административной ответственности способствует повышению осведомленности и дисциплины среди работодателей, что в конечном итоге приводит к улучшению безопасности на рабочих местах и снижению вероятности несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Общество выигрывает от этого, так как уменьшается бремя социальных расходов на медицинское обслуживание и временную нетрудоспособность работников.
  2. Улучшение качества трудовой среды: Увеличение размеров штрафов за несоблюдение правил безопасности и охраны труда стимулирует работодателей создавать более безопасные и здоровые условия труда для своих сотрудников. Это способствует обеспечению более высокого качества трудовой среды и повышению уровня комфорта на рабочих местах.
  3. Снижение экономических потерь: Ужесточение административной ответственности может помочь предотвратить производственные простои, судебные исковые иски и другие экономические потери, связанные с несчастными случаями на рабочем месте. Это способствует сохранению рабочих мест, экономической стабильности и увеличению производительности труда, что благоприятно сказывается на обществе в целом.
  4. Увеличение социальных расходов на образование, занятость, здравоохранение и инфраструктуру в связи с ростом поступлений в бюджет за счет увеличения размеров штрафов.

При соблюдении требований издержки общества и населения отсутствуют

Действующий регуляторный инструмент/требование

4.   Увеличение социальных расходов на образование, занятость, здравоохранение и инфраструктуру в связи с ростом поступлений в бюджет за счет увеличения размеров штрафов.

При соблюдении требований издержки общества и населения отсутствуют

Итого

Ужесточение административной ответственности за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и (или) отсутствие документов по безопасности и охраны труда, позволит улучшить безопасные условия труда работников, повысить качество жизни и здоровья трудоспособного населения, увеличить социальные расходы на образование, занятость, здравоохранение и инфраструктуру в связи с ростом поступлений в бюджет за счет увеличения размеров штрафов.

При соблюдении требований издержки общества и населения отсутствуют

4.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на бизнес с обязательным учетом:

Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое.

При этом, необходимо произвести расчеты по следующим показателям (прогнозно):

объем производства продукции;

затраты на ресурсы;

численность работников предприятия;

среднегодовой доход;

налоговые отчисления;

заработная плата работников предприятий;

доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках;

экспорт;

другое.

Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1б

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

Соблюдение работодателем требований трудового законодательства, касающихся проведения инструктирования (за исключением вводного инструктажа), и наличие необходимой документации по безопасности и охране труда способствуют предотвращению дополнительных операционных расходов на выплату штрафов и не возникнет необходимость вывода денежных средств из оборотного капитала предприятия. Это в свою очередь обеспечит устойчивое финансовое положение субъекта предпринимательской деятельности.

В связи с увеличением штрафа за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и (или) отсутствие документов по безопасности и охраны труда должностные лица, субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации, субъекты среднего и крупного предпринимательства будут привлечены к административной ответственности в виде штрафов от 40 до 120 МРП.

Субъекты среднего бизнеса

Субъекты крупного бизнеса

Издержки для бизнеса по форме 1а

При соблюдении требований издержки бизнеса отсутствуют

Действующий регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

Действующий размер штрафа за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда составляет для субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организации – 20 МРП, при этом в случае согласия с правонарушение осуществляется сокращенные производство по делу об административном правонарушении с уплатой штрафа в размере 50% от наложенной суммы (статья 810 КоАП РК)

Не обеспечивается сокращение административных правонарушений и не является эффективным сдерживающим фактором для совершения новых правонарушений.

Субъекты среднего бизнеса

Действующий размер штрафа за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда составляет для субъектов среднего предпринимательства – 30 МРП, при этом в случае согласия с правонарушение осуществляется сокращенные производство по делу об административном правонарушении с уплатой штрафа в размере 50% от наложенной суммы (статья 810 КоАП РК)

Субъекты крупного бизнеса

Действующий размер штрафа за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда составляет для субъектов крупного предпринимательства – 80 МРП, при этом в случае согласия с правонарушение осуществляется сокращенные производство по делу об административном правонарушении с уплатой штрафа в размере 50% от наложенной суммы (статья 810 КоАП РК)

Издержки для бизнеса по форме 1а

При соблюдении требований издержки бизнеса отсутствуют

Итого

Ужесточение административной ответственности за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и (или) отсутствие документов по безопасности и охраны труда, позволит стимулировать работодателя инвестировать в безопасные условия труда, повышая культуру безопасности и охраны труда в организации.

Выгоды за отсутствия достаточного ужесточения (увеличения) ответственности получают исключительно недобросовестные участники субъектов предпринимательства.

Издержки для добросовестного бизнеса отсутствуют.

4.3 Воздействие на органы государственной власти и экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на бюджет страны (прирост налоговых поступлений)

2. Влияния на преступность включая экономическую, коррупционные риски.

3. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

4. Общие последствия для экономического роста

5. Влияние на занятость, рабочие места

6. Другое.

Монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

Будет увеличена расходная часть государственного бюджета посредством увеличения потенциальной суммы доходной части при ужесточении предлагаемого требования для всех категории субъектов предпринимательства в размере 9 832 000 тенге, которая рассчитана с применением ретроспективного анализа на основе статистической отчетности Комитета правовой статистики количества административного правонарушения по состоянию на 01.07.2023 г.:

1. субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям было вынесено 2 постановления, сумма взысканного штрафа по сокращенному производству – 34 500 тенге, при ужесточении требования потенциальная сумма взысканного штрафа по сокращенному производству составит 517 500 тенге (1МРП=3450 тенге, 150 МРП=150*3450=517 500 тенге, при сокращенном производстве, т.е. 50% от наложенной суммы – 258 750 тенге, 2 субъекта МП *258 750 тенге=517 500 тенге);

2. субъектам среднего предпринимательства было вынесено 6 постановлении, сумма взысканного штрафа по сокращенному производству – 258 750 тенге, при ужесточении требования потенциальная сумма взысканного штрафа по сокращенному производству составит 517 500 тенге (1МРП=3450 тенге, 200 МРП=200*3450=690 000 тенге, при сокращенном производстве, т.е. 50% от наложенной суммы – 345 000 тенге, 6 субъектов СП*345 000 тенге= 2 070 000 тенге);

2. субъектам крупного предпринимательства было вынесено 4 постановления, сумма взысканного штрафа по сокращенному производству – 414 000 тенге, при ужесточении требования потенциальная сумма взысканного штрафа по сокращенному производству составит 517 500 тенге (1МРП=3450 тенге, 700 МРП=700*3450=2 415 000 тенге, при сокращенном производстве, т.е. 50% от наложенной суммы – 1 207 500 тенге, 6 субъектов СП*1207500 тенге= 7 245 000 тенге);

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1б

Отсутствуют

 

Действующий регуляторный инструмент/требование

Выгода действующего регуляторного инструмента значительно меньше, чем предлагаемый регуляторный инструмент/требование (по данным статистической отчетности Комитета правовой статистики за 1 полугодие 2023 г. в государственный бюджет поступило 1 604 250 тенге.

 

Издержки на администрирование по форме 1б

Отсутствуют

 

Итого

За счет увеличения потенциальной суммы доходной части при ужесточении предлагаемого требования для всех категории субъектов предпринимательства увеличится финансирование социально – значимых объектов, грантов на развитие МСБ, государственных мер посткризисного регулирования экономики и т.д.

 

ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга

Определите индикаторы с учетом данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб"

Индикатор 1

Сокращение количества административных нарушений за неисполнение работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и (или) отсутствие документов по безопасности и охраны труда

Индикатор 2

Увеличение уровня обеспечения безопасности и охраны труда на объектах в полном объеме

Индикатор 3

 

Индикатор 4

 

Укажите данные индикаторы в цифровом измерении

Индикатор 1

в 2024 году – сокращение количества административных нарушений на 30 % (до 46 правонарушений);

в 2025 году - сокращение количества административных нарушений на 30 % (до 32 правонарушений);

в 2026 году - сокращение количества административных нарушений на 30 % (до 22 правонарушений);

в 2027 году - сокращение количества административных нарушений на 30 % (до 15 правонарушений);

в 2028 году - сокращение количества административных нарушений на 30 % (до 11 правонарушений)

Индикатор 2

Сокращение в течение 3 лет после введения ужесточения:

- количество несчастных случаев на 10 % в год, 

- количество пострадавших на 10 % в год, 

- количество погибших на 10 % в год.

Индикатор 3

 

Индикатор 4

 

Укажите Методы проведения мониторинга (статистический анализ на базе государственной статистики или ведомственных данных, соцопросы, экспертное интервью.)

Индикатор 1

Статистический анализ данных  Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокураторы Республики Казахстан в части правовой статистики административных правонарушений, посягающих на права личности, а именно за неисполнение требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда

Индикатор 2

Данные от государственных инспекции труда

Индикатор 3

 

Индикатор 4

 

Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента.

01.07.2027 г.

                     

 

      Подпись ____________

дата «___» ________ 20__ года

 

 

Форма 1а Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

Альтернатива 1- Сохранение текущего положения

      Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

не предусматривается

0

Проведение проверок

не предусматривается

0

Выдача разрешений

не предусматривается

0

Иные формы контроля (определить)

не предусматривается

0

Итого за 5 лет

0

0

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

 

 

Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

x

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

x

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

x

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

x

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

x

Иное (определить)

 

х 

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

0

0

0

Расходы за 5 лет

 0

 0

 0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 6

Затраты, связанные с созданием саморегулируемой организации

Цена затраты рабочего времени работников саморегулируемой организации (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Обеспечение имущественной ответственности

Итого

Издержки, связанные с введением саморегулирования основанного на обязательном членстве (участии)

0

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0

0

Таблица 7

Сумма взносов в год

Цена затраты рабочего времени на заключение договора со страховой компанией (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Издержки, связанные с введением страхования гражданско-правовой ответственности

0

0

0

Расходы за 5 лет

0

0

0