О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171 «Об утверждении правил оказания услуг связи»
Краткое содержание: О внесении изменений в приказ от 24 февраля 2015 года № 171Статус: На рассмотрении
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Приказ Дата создания: 26/08/2024 14:59:12 Публичное обсуждение до: 10/09/2024 Дата запуска онлайн-обсуждения: Дата окончания онлайн-обсуждения:
- 86
- Комитет телекоммуникаций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
- 0 41
- 2291
- 0
- 0
Комментарий
ГАРГАТ АРТЕМ
Проект... посмотреть текст 09/09 - 23:58 / Подписаться /
Министерство юстиции Республики Казахстан Генеральная прокуратура Республики Казахстан Комитет национальной безопасности Республики Казахстан Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы На портале «Открытые нормативные правовые акты» по ссылке: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15183499 размещен проект документа «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171» (далее - Проект документа) «Об утверждении правил оказания услуг связи» (далее -Правила). Основные изменения, с которыми связаны изменения Правил, является введение такого понятия, как биометрические данные – персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность. При этом в качестве обоснования, необходимости предоставления биометрических данных приводятся следующий довод: «С учетом быстрого развития цифровизации, абонентские устройства являются неотъемлемой частью повседневной жизни граждан республики. В настоящее время операторами связи при регистрации абонентских устройств сотовой связи регистрируется посредством онлайн сервисов, которые регистрируют без корректной идентификации абонентов сотовой связи. Данной проблемой пользуются мошенники, которые регистрируют чужие персональные данные на абонентские номера и проводят преступления финансовом секторе. В этой связи, в целях борьбы с мошенническими действиями посредством абонентских номеров необходима идентификация абонента.». В этой связи следует указать, что Приказом и.о. Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 226. (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 июня 2018 года №17028.) были утверждены и в настоящее время действуют «Правила регистрации абонентских устройств сотовой связи». В соответствии с пунктом 5 указанных правил: «Для регистрации (перерегистрации) абонентского устройства сотовой связи его владелец посредством автоматической системы обслуживания либо обратившись в офис обслуживающего его оператора сотовой связи, представляет сведения об: 1) ИИН (для физического лица) или БИН (для юридического лица); 2) идентификационном коде абонентского устройства сотовой связи; 3) абонентских номерах, используемых в регистрируемом абонентском устройстве сотовой связи. При этом в соответствии пунктом 7 этих же правил предусмотрено , что «На время регистрации в базе данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи, оператор сотовой связи регистрирует его в своей сети, при этом оказание услуг сотовой связи приостанавливается, за исключением сервисов, необходимых для регистрации абонентского устройства сотовой связи.». То есть, исходя из вышеизложенного в правилах, предоставление услуг сотовой связи, без соответствующей регистрации абонентского устройства и используемых в нем номеров, невозможна. Кроме того, в пункте 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 29 января 2013 года №73-V «О документах, удостоверяющих личность» (далее -Закон) приведен исчерпывающий документов, удостоверяющих личность. При этом нормы данного закона не устанавливают требований о необходимости предоставления биометрических данных при получении указанных документов. В связи с чем, для подтверждения личности абонента, достаточно наличия подлинника одного из документов, удостоверяющих личность, предусмотренных Законом. Следует также отметить, наличие высоких рисков несанкционированного использования биометрических данных абонентов – граждан, в случае их кражи при хакерской атаке, а также не исключены случаи, когда данные могут быть использованы без ведома или согласия личности и использование таких данных повлечет за собой нарушение закона о защите персональных данных и их защите. Кроме того, нельзя исключать, тот факт, что системы биометрии не являются идеальными, что может привести к ложной идентификации, со всеми вытекающими негативными последствиями. Так, в текущем году, была обнаружена утечка более 2 миллионов персональных данных казахстанцев, являющихся клиентами микрофинансовой организации zaimer.kz. При этом предупреждения получили казахстанцы, которые никогда не пользовались услугами и не являются клиентами указанной микрофинансовой организации. Кроме того, по информации, опубликованной СМИ по ссылке https://kz.kursiv.media/2024-04-01/pnkr-shtrf/ в частности, указано следующее: «В феврале на ресурсе GitHub неизвестные опубликовали слив секретных данных китайской компании iSoon (ака Anxun) — одного из подрядчиков Министерства общественной безопасности Китая (MPS). Выяснилось, что как минимум одна китайская хакерская группировка около двух лет имела полный доступ к критической инфраструктуре казахстанских операторов связи, где в том числе содержались персональные данные казахстанцев. Объем утекшей информации за 2019-2020 годы в beeline.kz составил 637gb, в kcell.kz — 820gb, в tele2.kz — 1.09tb, в telecom.kz — 257gb (2021 год). В утечке также упоминается Единый накопительный пенсионный фонд РК (ЕНПФ). За 2019 год с enpf.kz утечка составила 1.92gb. Кроме того, есть скрины с данными Минобороны РК и авиаперевозчика Air Astana.». Из представленных фактов утечки данных видно, что операторы связи не гарантируют полную защиту персональных данных. Между тем, Проект документа, предполагает сбор биометрических данных операторами связи, которые являются исключительно частными компаниями. При этом, нужно учитывать, что Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее- МЦРИАП) по факту не вправе вмешиваться в деятельность операторов связи. Также следует учитывать, что Проект документа не предусматривает персональной ответственности должностных лиц МЦРИАП, в случае утечки/похищения биометрических данных. На основании вышеизложенного представленный Проект документа, является преждевременным и нецелесообразным, противоречащим нормам Законов Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность» и «О персональных данных и их защите». В связи с чем, прошу Министерство юстиции Республики Казахстан в регистрации представленного Проекта документа -ОТКАЗАТЬ! Прошу Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О прокуратуре», проверить представленный Проекта документа на соответствие Конституции и законам Республики Казахстан. Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан прошу проверить представленный Проект документа на обеспечение информационной безопасности. Гаргат Артем Владимирович +7-701-513-27-14 9 сентября 2024 года
Прикреплённые файлы:     Касательно биометрии связи.pdf
ГАРГАТ АРТЕМ
О внесении изменений в приказ исполняющего обязанн... посмотреть текст 09/09 - 23:55 / Подписаться /
Министерство юстиции Республики Казахстан Генеральная прокуратура Республики Казахстан Комитет национальной безопасности Республики Казахстан Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы На портале «Открытые нормативные правовые акты» по ссылке: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15183499 размещен проект документа «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171» (далее - Проект документа) «Об утверждении правил оказания услуг связи» (далее -Правила). Основные изменения, с которыми связаны изменения Правил, является введение такого понятия, как биометрические данные – персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность. При этом в качестве обоснования, необходимости предоставления биометрических данных приводятся следующий довод: «С учетом быстрого развития цифровизации, абонентские устройства являются неотъемлемой частью повседневной жизни граждан республики. В настоящее время операторами связи при регистрации абонентских устройств сотовой связи регистрируется посредством онлайн сервисов, которые регистрируют без корректной идентификации абонентов сотовой связи. Данной проблемой пользуются мошенники, которые регистрируют чужие персональные данные на абонентские номера и проводят преступления финансовом секторе. В этой связи, в целях борьбы с мошенническими действиями посредством абонентских номеров необходима идентификация абонента.». В этой связи следует указать, что Приказом и.о. Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 226. (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 июня 2018 года №17028.) были утверждены и в настоящее время действуют «Правила регистрации абонентских устройств сотовой связи». В соответствии с пунктом 5 указанных правил: «Для регистрации (перерегистрации) абонентского устройства сотовой связи его владелец посредством автоматической системы обслуживания либо обратившись в офис обслуживающего его оператора сотовой связи, представляет сведения об: 1) ИИН (для физического лица) или БИН (для юридического лица); 2) идентификационном коде абонентского устройства сотовой связи; 3) абонентских номерах, используемых в регистрируемом абонентском устройстве сотовой связи. При этом в соответствии пунктом 7 этих же правил предусмотрено , что «На время регистрации в базе данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи, оператор сотовой связи регистрирует его в своей сети, при этом оказание услуг сотовой связи приостанавливается, за исключением сервисов, необходимых для регистрации абонентского устройства сотовой связи.». То есть, исходя из вышеизложенного в правилах, предоставление услуг сотовой связи, без соответствующей регистрации абонентского устройства и используемых в нем номеров, невозможна. Кроме того, в пункте 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 29 января 2013 года №73-V «О документах, удостоверяющих личность» (далее -Закон) приведен исчерпывающий документов, удостоверяющих личность. При этом нормы данного закона не устанавливают требований о необходимости предоставления биометрических данных при получении указанных документов. В связи с чем, для подтверждения личности абонента, достаточно наличия подлинника одного из документов, удостоверяющих личность, предусмотренных Законом. Следует также отметить, наличие высоких рисков несанкционированного использования биометрических данных абонентов – граждан, в случае их кражи при хакерской атаке, а также не исключены случаи, когда данные могут быть использованы без ведома или согласия личности и использование таких данных повлечет за собой нарушение закона о защите персональных данных и их защите. Кроме того, нельзя исключать, тот факт, что системы биометрии не являются идеальными, что может привести к ложной идентификации, со всеми вытекающими негативными последствиями. Так, в текущем году, была обнаружена утечка более 2 миллионов персональных данных казахстанцев, являющихся клиентами микрофинансовой организации zaimer.kz. При этом предупреждения получили казахстанцы, которые никогда не пользовались услугами и не являются клиентами указанной микрофинансовой организации. Кроме того, по информации, опубликованной СМИ по ссылке https://kz.kursiv.media/2024-04-01/pnkr-shtrf/ в частности, указано следующее: «В феврале на ресурсе GitHub неизвестные опубликовали слив секретных данных китайской компании iSoon (ака Anxun) — одного из подрядчиков Министерства общественной безопасности Китая (MPS). Выяснилось, что как минимум одна китайская хакерская группировка около двух лет имела полный доступ к критической инфраструктуре казахстанских операторов связи, где в том числе содержались персональные данные казахстанцев. Объем утекшей информации за 2019-2020 годы в beeline.kz составил 637gb, в kcell.kz — 820gb, в tele2.kz — 1.09tb, в telecom.kz — 257gb (2021 год). В утечке также упоминается Единый накопительный пенсионный фонд РК (ЕНПФ). За 2019 год с enpf.kz утечка составила 1.92gb. Кроме того, есть скрины с данными Минобороны РК и авиаперевозчика Air Astana.». Из представленных фактов утечки данных видно, что операторы связи не гарантируют полную защиту персональных данных. Между тем, Проект документа, предполагает сбор биометрических данных операторами связи, которые являются исключительно частными компаниями. При этом, нужно учитывать, что Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее- МЦРИАП) по факту не вправе вмешиваться в деятельность операторов связи. Также следует учитывать, что Проект документа не предусматривает персональной ответственности должностных лиц МЦРИАП, в случае утечки/похищения биометрических данных. На основании вышеизложенного представленный Проект документа, является преждевременным и нецелесообразным, противоречащим нормам Законов Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность» и «О персональных данных и их защите». В связи с чем, прошу Министерство юстиции Республики Казахстан в регистрации представленного Проекта документа -ОТКАЗАТЬ! Прошу Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О прокуратуре», проверить представленный Проекта документа на соответствие Конституции и законам Республики Казахстан. Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан прошу проверить представленный Проект документа на обеспечение информационной безопасности. Гаргат Артем Владимирович +7-701-513-27-14 9 сентября 2024 года
Прикреплённые файлы:     Касательно биометрии связи.pdf
ГЕЙКО ЛЮДМИЛА
6) подачи абонентом заявления о переоформлении або... посмотреть текст 09/09 - 23:24 / Подписаться /
Категорически ПРОТИВ сбора биометрии!!! Для биометрии нет никакой защиты! Прежде чем собирать биометрию необходимо создать методы защиты данных! ПРОТИВ СБОРА БИОМЕТРИИ!!!
СТАДНИК СПАРТАК (Другие)
ПРИКАЗЫВАЮ:... посмотреть текст 09/09 - 22:37 / Подписаться /
Против данного приказа! Против данного НПА! Запрещаю внедрение использования биометрических персональных данных в любом их проявлении! Против!
СТАДНИК СПАРТАК (Другие)
1) одностороннего отказа абонента от договора. Або... посмотреть текст 09/09 - 22:30 / Подписаться /
Категорически запрещаю использование биометрических персональных данных в любом его проявлении операторами связи! Заключение/расторжение договоров о предоставлении услуг связи может осуществляться и без биометрии! Кто является заказчиком на наши биометрические персональные данные, что вы так яро за их сбор со всего народа взялись? Против данного НПА!
СТАДНИК СПАРТАК (Другие)
«55. Услуги сотовой связи оказываются на основании... посмотреть текст 09/09 - 22:23 / Подписаться /
Против данного НПА! Услуги сотовой связи могут оказываться на основании договора об оказании услуг сотовой связи, заключаемого между оператором и абонентом, без предоставления абонентом биометрических данных (изображения лица)! Против внедрения биометрии в услуги какой-либо связи! Против!
ЦУРИКОВА ОЛЬГА
«55. Услуги сотовой связи оказываются на основании... посмотреть текст 09/09 - 21:07 / Подписаться /
Категорически против предоставления обязательной биометрии граждан РК!
ДАВЛЕТОВА ЖАНАР (Другие)
- Биометрии... посмотреть текст 09/09 - 18:42 / Подписаться /
Данный законопроект нарушает права человека, нарушает Конституцию Республики Казахстан, а именно статью 18: «п. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства», а также закон «О персональных данных и их защите». Во-вторых, никто в Казахстане не может гарантировать сохранность персональных данных, в том числе правоохранительные органы, вследствие утечки данных граждане нашей страны массово становятся жертвами мошенников. В-третьих, данный законопроект не предоставляет человеку выбор, не даёт альтернативу, то есть полностью дискриминирует человека, лишая его всех прав. Пункты о сборе биометрии, скана лица, адреса, банковской карты, аккаунтов соцсетей, отчёт о проведённом времени в интернете – всё это напоминает тюрьму для человека, а оператора превращает в надсмотрщика и шпиона. Законопроект неприемлем, бесчеловечен.
ДАВЛЕТОВА ЖАНАР (Другие)
- Учетных записей соцсетей... посмотреть текст 09/09 - 18:40 / Подписаться /
Данный законопроект нарушает права человека, нарушает Конституцию Республики Казахстан, а именно статью 18: «п. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства», а также закон «О персональных данных и их защите». Во-вторых, никто в Казахстане не может гарантировать сохранность персональных данных, в том числе правоохранительные органы, вследствие утечки данных граждане нашей страны массово становятся жертвами мошенников. В-третьих, данный законопроект не предоставляет человеку выбор, не даёт альтернативу, то есть полностью дискриминирует человека, лишая его всех прав. Пункты о сборе биометрии, скана лица, адреса, банковской карты, аккаунтов соцсетей, отчёт о проведённом времени в интернете – всё это напоминает тюрьму для человека, а оператора превращает в надсмотрщика и шпиона. Законопроект неприемлем, бесчеловечен.
ДАВЛЕТОВА ЖАНАР (Другие)
1) одностороннего отказа абонента от договора. Або... посмотреть текст 09/09 - 18:37 / Подписаться /
Данный законопроект нарушает права человека, нарушает Конституцию Республики Казахстан, а именно статью 18: «п. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства», а также закон «О персональных данных и их защите». Во-вторых, никто в Казахстане не может гарантировать сохранность персональных данных, в том числе правоохранительные органы, вследствие утечки данных граждане нашей страны массово становятся жертвами мошенников. В-третьих, данный законопроект не предоставляет человеку выбор, не даёт альтернативу, то есть полностью дискриминирует человека, лишая его всех прав. Пункты о сборе биометрии, скана лица, адреса, банковской карты, аккаунтов соцсетей, отчёт о проведённом времени в интернете – всё это напоминает тюрьму для человека, а оператора превращает в надсмотрщика и шпиона. Законопроект неприемлем, бесчеловечен.
 
Проект
О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171 «Об утверждении правил оказания услуг связи»
ПРИКАЗЫВАЮ:
в Правилах оказания услуг связи, утвержденных указанным приказом:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) абонент – физическое или юридическое лицо, с которым заключен договор на оказание услуг связи;
2) служебная информация об абонентах (далее – служебная информация) – сведения об абонентах, предназначенные исключительно для целей проведения контрразведывательной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи и включающие в себя:
информацию об абонентских номерах, включая сведения об индивидуальных идентификационных номерах (для физических лиц) или бизнес-идентификационных номерах (для юридических лиц) владельцев абонентских номеров;
информацию об идентификационных кодах абонентских устройств сотовой связи, включая сведения об индивидуальных идентификационных номерах (для физических лиц) или бизнес-идентификационных номерах (для юридических лиц) владельцев абонентских устройств сети сотовой связи;
биллинговые сведения (сведения о полученных абонентом услугах), исходные данные для последующей обработки в биллинговой системе об услугах, предоставленных оператором связи, поступают от системы измерения длительности соединений и системы измерения передачи данных, которые входят в состав коммутационного оборудования сети телекоммуникаций;
местоположение абонентского устройства в сети в соответствии с требованиями технического регламента;
адреса в сети передачи данных;
адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных;
идентификаторы интернет-ресурса;
протоколы сети передачи данных;
3) карта идентификации абонента – идентификационный микропроцессорный модуль (съемный или встроенный) индивидуального доступа, являющийся частью абонентского устройства, который идентифицирует абонента и обеспечивает доступ абонента к услугам оператора сотовой связи (SIM/R-UIM-, USIM-, eSim- карты);
4) абонентская линия – линия связи, являющаяся частью местной сети телекоммуникаций и соединяющая абонентское устройство со средствами телекоммуникаций этой сети;
5) абонентский номер – номер, выделяемый в пользование абоненту при заключении договора об оказании услуг связи, по которому идентифицируется абонентское устройство с помощью которого устанавливается соединение с другим абонентским оборудованием и позволяющий идентифицировать абонента в сети;
6) перенос абонентского номера – услуга по сохранению и использованию абонентского номера в сетях сотовой связи, предоставляемая абоненту при заключении им нового договора об оказании услуг сотовой связи с другим оператором сотовой связи;
7) абонентское устройство – средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора связи;
8) лицевой счет абонента (далее – лицевой счет) – регистр аналитического учета в биллинговой системе оператора связи, предназначенный для учета объема оказанных услуг, поступления и расходования денег, внесенных согласно заключенного договора с абонентом в счет оплаты услуг;
9) заявление абонента – обращение абонента к оператору в письменной форме, а также через автоматическую систему обслуживания или в справочно-информационную службу оператора, в том числе с использованием многофакторной аутентификации;
10) автоматическая система обслуживания – комплексная система обслуживания, предоставляющая абоненту возможность подключения или отключения услуг связи и технологически связанных с ними услуг, тарифного плана через личный кабинет (путем отправки SMS-, MMS- или USSD-запроса), либо путем использования технических возможностей, предоставляемых оператором;
11) авторизация – процесс анализа на сервере оператора связи введенных абонентом и (или) пользователем аутентификационных данных, по результатам которого определяется наличие у абонента и (или) пользователя прав на получение услуги доступа к Интернету;
12) зоновая телефонная связь – телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к местной сети телекоммуникаций и размещенным в пределах одной зоны нумерации;
13) предоплаченный пакет – абонентский номер, с первоначальным балансом, запрограммированный на определенный тарифный план;
14) аутентификационные данные – уникальный логин (login) и пароль (password) абонента и (или) пользователя, используемые для подтверждения права на получение услуги доступа к Интернету или и (или) технологически связанных с ними услуг, в качестве аутентификационных данных может также использоваться абонентский номер;
15) базовый тарифный план – тарифный план с авансовым порядком расчета без абонентской платы и содержащий основные услуги сотовой связи;
16) канал связи – комплекс средств телекоммуникаций и среды распространения, обеспечивающий передачу сигнала между средствами телекоммуникаций в полосе частот или со скоростью передачи, характерной для данного канала связи. В зависимости от вида связи каналы подразделяются на телефонные, телеграфные, передачи данных, а по территориальному признаку – на международные, междугородные, зоновые и местные;
17) линии связи – линии передачи (кабельные, радиорелейные, спутниковые и другие), физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи, в том числе магистральные (международные и междугородные);
18) услуги связи – деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, перевозке, доставке почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег или сообщений телекоммуникаций;
19) оказание услуг связи – деятельность операторов связи, заключающаяся в предоставлении пользователям услуг связи, приведенных в общем классификаторе продукции видов экономической деятельности;
20) оператор связи – физическое или юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Казахстан, оказывающее услуги связи и (или) эксплуатирующее сети связи;
21) зона действия оператора связи – территория, на которой оператор связи гарантирует оказание услуг телефонной связи в соответствии с возможностями своей сети телекоммуникаций;
22) биллинг – аппаратно- программный комплекс, предназначенный для автоматического выполнения операций учета услуг, предоставляемых абонентам, а также их тарификации и выставления счетов для оплаты.
23) биометрические данные – персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность;
24) оператор-донор (далее – донор) – оператор сотовой связи, из сети связи которого осуществляется перенос абонентского номера;
25) учетный период – календарный месяц, в течение которого оказывались и учитывались услуги связи и иные услуги в зависимости от тарифного плана;
26) соединительная линия – комплекс технических средств, включающих в себя линию связи и части станционного оборудования, обеспечивающая взаимодействие между присоединяющей и присоединяемой сетями телекоммуникаций;
27) присоединение к публичному договору – способ заключения договора между оператором связи и абонентом, при котором присоединяющийся абонент принимает условия предложенного публичного договора путем подписания формуляра или иным способом подтверждения посредством использования автоматической системы обслуживания по установленной оператором форме, в котором оговорено данное присоединение;
28) личный кабинет – персональный раздел абонента на интернет ресурсе оператора или в мобильном приложении на абонентском устройстве, который имеет автоматический интерфейс самообслуживания, контроля и управления услугами, а также совершения юридически значимых действий, доступ к которой осуществляется абонентом посредством ввода данных (абонентский номер, пароль, кодовое слово и (или) иные данные, включая многофакторную аутентификацию);
29) местная сеть телекоммуникаций – сеть и средства телекоммуникаций, предназначенные для осуществления электрической связи на территории населенного пункта. Местные сети телекоммуникаций подразделяются на городские и сельские в зависимости от статуса населенного пункта;
30) местная телефонная связь – телефонное соединение между абонентами, пользователями, находящимися в пределах одной местной сети телекоммуникаций;
31) услуги доступа к Интернету посредством подвижных сетей связи – возможность работы в сети Интернет абонентского устройства, перемещаясь из одной зоны действия одной базовой станции в другую без разрыва связи при скорости перемещения до 150 км/час;
32) пункт общественного доступа к Интернету – место оказания пользователям возмездных или безвозмездных услуг доступа к Интернету;
33) владелец пункта общественного доступа к Интернету (далее – владелец) – физическое или юридическое лицо, которому принадлежит пункт общественного доступа к Интернету на правах собственности или иных законных основаниях;
34) услуга доступа к Интернету – услуга по приему и передаче данных с использованием сети Интернет;
35) оператор услуг доступа к Интернету – физическое или юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Казахстан, оказывающее услуги связи и (или) эксплуатирующее сети связи;
36) доступ к Интернету посредством фиксированных сетей связи – возможность работы в Интернет абонентского устройства в радиусе действия определенной базовой станции, при перемещении из одной зоны в другую связь разрывается и устанавливается заново;
37) контент – содержательная часть услуги провайдера (содержимым могут быть определены различные данные/информация: текстовые/видео/аудио файлы, графические изображения, фотографии, научные данные и другое);
38) комбинированная система оплаты услуг – система оплаты, при которой сумма платежей пользователя связи за определенный период времени состоит из:
постоянной составляющей – платы за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и определенное количество единиц тарификации местных соединений;
повременной составляющей – платы за предоставление телефонного соединения в зависимости от его фактической продолжительности в единицах тарификации;
39) повременная система оплаты услуг – система оплаты услуг, при которой сумма платежей пользователя связи за определенный период времени включает плату за предоставление телефонного соединения в зависимости от его фактической продолжительности в единицах тарификации;
40) короткое текстовое и мультимедийное сообщение – услуга, оказываемая оператором сотовой связи, по приему и передаче информации посредством сети сотовой связи;
41) представитель (агент, дилер, дистрибьютор, а также их субагенты и представители) оператора – юридическое или физическое лицо, уполномоченное на основании доверенности либо соответствующего договора с оператором на:
осуществление распространения абонентских номеров и карт идентификации абонента;
заключение от имени оператора договоров на оказание услуг сотовой связи;
предоставление услуг абонентам операторов (прием платежей, замена SIM/R-UIM-карт);
42) сеть телекоммуникаций общего пользования – сеть телекоммуникаций, доступная для пользования физическим и юридическим лицам;
43) оператор-реципиент (далее – реципиент) – оператор сотовой связи, в сеть связи которого осуществляется перенос абонентского номера;
44) роуминг – предоставление услуг сотовой связи абоненту оператора сотовой связи в сети оператора сотовой связи в другой стране, на основании роумингового соглашения между операторами сотовой связи. Для реализации роуминга необходима техническая совместимость абонентского устройства (сотового телефона абонента) и сети оператора связи в другой стране;
45) роуминг партнер – оператор сотовой связи другой страны, на основании договора предоставляющий услуги роуминга за пределами Республики Казахстан;
46) идентификационный код – код абонентского устройства или абонентской станции, присваиваемый заводом-изготовителем, который передается в сеть оператора связи при подключении к ней этого устройства;
47) тариф – денежное выражение стоимости размера единицы тарификации услуг связи установленная оператором связи плата за оказание услуг связи;
48) единица тарификации – единица измерения времени, количества или объема информации, за которые взимается плата для соответствующего вида услуги связи, являющаяся обязательной для операторов связи и владельцев сетей всех категорий, входящих в единую сеть телекоммуникаций Республики Казахстан;
49) тарифный план – система тарифных предложений, определяющих перечень и стоимость услуг связи, особенности их предоставления и тарификации, устанавливаемый оператором связи абонентам, или определенной группе абонентов, или на определенной ограниченной территории;
50) сеть телекоммуникаций – совокупность средств телекоммуникаций и линий связи, обеспечивающих передачу сообщений телекоммуникаций, состоящая из коммутационного оборудования (станций, подстанций, концентраторов), линейно-кабельных сооружений (абонентских линий, соединительных линий и каналов связи), систем передачи и абонентских устройств;
51) средства телекоммуникаций (средства связи) – технические устройства, оборудование, системы и программные средства, позволяющие формировать, передавать, принимать, хранить, обрабатывать, коммутировать электромагнитные или оптические сигналы или управлять ими;
52) пользователь услугами связи (далее – пользователь) – физическое или юридическое лицо, получающее услуги связи.
53) расчетный период телефонной связи и доступа к Интернету – период после окончания учетного периода, установленный оператором связи в течение которого абонент оплачивает оказанные услуги фиксированной телефонной связи и доступа к Интернету;
54) абонентская фиксированная система оплаты услуг телефонных соединений (далее – абонентская система оплаты услуг) – система оплаты услуг, при которой сумма платежей пользователя связи за определенный период времени включает плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его средней продолжительности в расчете на одного абонента;
55) терминал – оконечное оборудование, подключаемое к абонентской линии, формирующее сигнал электрической связи для передачи и(или) приема заданной абонентом (пользователем) информации по каналам связи;
56) спаренная схема включения терминалов – способ включения двух терминалов в единую абонентскую линию, при котором невозможно одновременно соединение для этих двух терминалов;
57) техническая возможность – наличие функционирующих технических средств и сооружений связи в зоне действия сетей оператора связи необходимых для оказания абоненту услуг связи, а также наличие свободных ресурсов (ресурс нумерации и (или) абонентских линий связи);
58) техническое решение – комплекс программно-технических средств, разрабатываемых и поддерживающихся оператором, организационно-технические мероприятия в сети оператора, обеспечивающих доступ абонентов(пользователей) к услугам, посредством сети оператора;
59) трафик – потоки вызовов, сообщений и сигналов, создающих нагрузку на средства связи;
60) правительственная связь – специальная защищенная связь для нужд государственного управления;
61) сотовая связь – вид электрической связи, использующей деление обслуживаемой территории на ряд ячеек, обеспечивающий возможность непрерывности связи при перемещении абонента из ячейки в ячейку и предназначенной для двустороннего (многостороннего) обмена информацией, передаваемой посредством радиоволн;
62) сеть сотовой связи – категория единой сети телекоммуникаций Республики Казахстан, состоящая из комплекса технических сооружений и оборудования, способствующая установлению соединения абонентских устройств с помощью средств коммутации и оборудования приема-передачи радиосигналов;
63) оператор сотовой связи – оператор связи, предоставляющий услуги сотовой связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
64) уведомление оператора сотовой связи – письменное, голосовое или текстовое (с использованием средств оператора связи и (или) средств массовой информации) сообщение оператора связи, направляемое абоненту по поводу оказания услуг сотовой связи;
65) зона обслуживания оператора сотовой связи – территория, на которой оператор сотовой связи оказывает услуги сотовой связи в соответствии с лицензией и техническими возможностями своей сети;
66) расчетный период сотовой связи – тридцать календарных дней после окончания учетного периода, в течение которого абонент оплачивает оказанные ему услуги оператора сотовой связи по кредитному порядку расчетов.
67) пользователь услугами сотовой связи (далее – пользователь) – физическое лицо, получающее услуги сотовой связи и (/или) технологически связанные с ними у слуги, которому абонент передал во временное пользование карту идентификации абонента. При этом все права и обязанности по договору об оказании услуг сотовой связи сохраняются за абонентом в полном объеме;
68) пороговая сумма – сумма, необходимая для подключения услуги роуминга, зачисляющаяся на лицевой счет абонента и в последующем предназначенная для оплаты абонентом услуг сотовой связи, в том числе и в роуминге;
69) детализация счета – информация обо всех полученных абонентом услугах сотовой связи в сети своего оператора и сетях других операторов, с указанием абонентских номеров, даты и времени состоявшихся соединений, виды оказанных услуг сотовой связи с указанием объема услуг по каждому виду и суммы, предъявляемой к оплате;
70) крупная авария – повреждение линии связи или коммутационного оборудования емкостью 100 и более абонентских линий.»;
пункты 55, 56 и 57 изложить в следующей редакции:
«55. Услуги сотовой связи оказываются на основании договора об оказании услуг сотовой связи (далее – договор), заключаемого между оператором и абонентом, согласно статьи 397 Гражданского кодекса Республики Казахстан с предоставлением абонентом биометрических данных (изображения лица).
56. Договор прекращает свое действие при:
1) одностороннего отказа абонента от договора. Абонент направляет оператору заявление о расторжении договора с предоставлением биометрических данных (изображения лица). Фактическое прекращение оказания услуг сотовой связи в этом случае должно производиться оператором с даты, указанной в заявлении абонента, но не ранее даты и времени подачи заявления;
2) подачи абонентом заявления с предоставлением биометрических данных (изображения лица) на перенос абонентского номера.
Заявление на перенос абонентского номера предоставляется абонентом оператору-реципиенту согласно Правил переноса абонентского номера в сетях сотовой связи и даты введения услуги переноса абонентского номера в сетях сотовой связи, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 ноября 2015 года № 1105 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12464). Фактическое прекращение оказания услуг сотовой связи в этом случае производится оператором-донором с даты начала оказания услуг сотовой связи оператором-реципиентом.
Когда по договору на оказание услуг сотовой связи, заключенному с оператором-донором, выделено несколько абонентских номеров, такой договор прекращает свое действие только в отношении перенесенного абонентского номера;
3) приостановления оказания услуг сотовой связи абоненту по кредитному порядку расчетов более двух календарных месяцев в связи с неисполнением им своих обязательств по оплате оказанных услуг сотовой связи;
4) не использования абонентом услуг сотовой связи (входящая и исходящая связь, отправка/получение коротких текстовых сообщений, передача данных прием/передача) в течении 12 (двенадцати) месяцев;
5) наступления иных оснований прекращения договора, установленных статьей 401 Гражданского кодекса Республики Казахстан;
6) подачи абонентом заявления о переоформлении абонентского номера с предоставлением биометрических данных (изображения лица).
Расторжение договора, а также прекращение предоставления услуг сотовой связи абоненту не отменяют его обязанности по оплате имеющихся задолженностей.
Расторжение договора влечет за собой отказ в обслуживании и изъятие абонентского номера, предоставленного абоненту при заключении договора. При расторжении договора в связи с переносом абонентского номера в сеть другого оператора изъятие абонентского номера не производиться.
57. При оказании услуг сотовой связи оператор сотовой связи:
1) заключает с абонентами договора об оказании услуг сотовой связи c предоставлением абонента биометрических данных (изображения лица);
2) при заключении договора с представителем, представитель предоставляет информацию о реализованных абонентских номерах;
3) ведет реестр идентификационных кодов абонентских устройств, работающих в их сети;
4) операторы сотовой связи обязаны приостанавливать либо возобновлять по идентификационному коду работу абонентского устройства сотовой связи в своей сети по заявлению владельца в соответствии с правилами регистрации абонентских устройств сотовой связи;
5) предоставляет абонентам подробную информацию об оказываемых услугах связи;
6) осуществляет автоматический учет информации о полученных абонентом услугах сотовой связи в сети оператора сотовой связи, времени пользования ими, соединениях с номерами телефонов абонентов других сетей аналогичного стандарта.
Также подлежат фиксированию соединения абонента с абонентскими устройствами фиксированной сети телекоммуникаций общего пользования, включая услуги междугородной и международной телефонной связи, международный роуминг, а также не тарифицируемые соединения абонента.
Подключение к роумингу осуществляется оператором сотовой связи по заявлению абонента.
Оператор сотовой связи уведомляет своего абонента при его въезде в страну роуминг-партнера о том, что у него может образоваться задолженность в связи с отсутствием системы, позволяющей отслеживать продолжительность соединений в режиме реального времени;
Уведомления об условиях роуминг-партнера направляются абоненту после соответствующего подтверждения абонентом въезда в другую страну путем отправки коротких текстовых сообщений или USSD-запроса.
7) операторами сотовой связи приостановление сетей сотовой связи осуществляется согласно статьи 41-1 Закона;
8) обеспечивает работу своей сети в соответствии с лицензией и техническими нормативами;
9) обеспечивает техническую возможность переноса абонентского номера;
10) оказывает услуги сотовой связи в соответствии с условиями договора об оказании услуг сотовой связи, и выбранного абонентом тарифного плана, доводит до абонентов необходимую информацию, оказываемых услугах, проведении акций, путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений, без взимания за это платы с абонентов;
11) изменяет тариф путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие;
12) временно приостанавливает оказание услуги сотовой связи при поступлении заявления абонента или устного обращения (с последующим предоставлением заявления абонента не позднее 12 часов с момента устного обращения) о повреждении (уничтожении) либо утрате (хищении) его абонентского устройства и (или) карты идентификации абонента;
13) по заявлению абонента производит перерасчет абонентской платы при аварии на сетях связи и при отсутствии связи по вине оператора сотовой связи;
14) устраняет недостатки в оказании услуг сотовой связи, обнаруженные в ходе оказания этой услуги, в соответствии с нормативно-техническими документами по эксплуатации сети оператора сотовой связи;
15) информирует абонентов о профилактическом обслуживании оборудования связи, связанном с его частичным или полным отключением, и о сроках проведения таких работ не менее чем за три календарных дня до начала данных работ;
16) направляет абоненту соответствующий ответ (письменной и/или электронной форме) на заявление абонента в зависимости от формы обращения (письменной и/или электронной форме) не позднее пятнадцати рабочих дней с момента его получения;
17) на бесплатной основе ежемесячно доставляет (начиная со следующего расчетного периода) абоненту информацию о полученных абонентом услугах сотовой связи в соответствии с выбранным способом через личный кабинет, мобильное приложение, на электронный адрес, а также при необходимости на бумажном носителе по требованию абонента, если услуга доставки счета за услуги связи предусмотрена выбранным абонентом порядком расчета;
18) возвращает абоненту излишне уплаченные деньги за оказанные услуги сотовой связи или засчитывает их при согласии абонента в качестве авансирования услуг сотовой связи, также неизрасходованные деньги на лицевом счете абонента при расторжении договора возвращаются в наличной и безналичной форме (на банковский лицевой счет или банковскую карту абонента) в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявления абонента о возврате;
19) по обращению абонентов вносит изменения в текст Договора без взимания дополнительной оплаты в связи с:
изменением фамилии, имени, отчества, места жительства – для физического лица;
изменением наименования организации, реквизитов справки либо свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), места нахождения и почтового адреса – для юридического лица;
20) ведет учет заключенных договоров об оказании услуг сотовой связи;
21) в круглосуточном режиме обеспечивает возможность проверки баланса денег на текущем счете;
22) возобновляет оказание услуг сотовой связи абоненту после получения оплаты в течение 3 (трех) часов;
23) обеспечивает в своей сети передачу между абонентами информационных, коротких текстовых сообщений на государственном и русском языках;
24) при наличии государственно-социального заказа, а также в целях оказания содействия правоохранительным органам, обеспечивает массовую рассылку абонентам информационных сообщений юридических лиц, в том числе государственных органов, при необходимости с резервированием за ними коротких номеров;
25) при предоставлении доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств) посредством телефонного звонка или отправки короткого текстового и (или) мультимедийного сообщения до начала предоставления платной интеллектуальной услуги оператор связи уведомляет абонента о стоимости данной услуги, с предоставлением информации согласно статье
25 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
Если оператор связи не уведомил абонента до начала предоставления платной интеллектуальной услуги, то оплата за предоставление доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств) не взимается;
26) упраздняет тарифный план, при его не востребованности, то есть отсутствия абонентов на данном тарифном плане;
27) устанавливает лимит по пересылке абонентам в ночное время
(с 22:00 часов до 06:00) информации (рассылок рекламного характера) посредством коротких текстовых сообщений и (или) мультимедийных сообщений, не запрошенной ранее абонентом, кроме рассылки информации от экстренной медицинской, правоохранительной, пожарной и аварийной служб;
28) предоставляет по выбору абонента, при наличии, карту идентификации абонента с функцией поддержки электронной цифровой подписи (для SIM карты);
29) предоставляет абоненту возможность получения карты идентификации абонента путем выдачи, доставки или загрузки QR кода (eSim) на абонентское устройство сотовой связи удаленно исходя из технической возможности оператора сотовой связи и абонентского устройства.»;
пункт 64 изложить в следующей редакции:
«64. Абонент:
1) получает от оператора сотовой связи информацию о:
содержании и особенностях оказания услуг сотовой связи;
порядке заключения договора об оказании услуг сотовой связи;
порядке оплаты заказываемых и полученных услуг сотовой связи, особенностях расчетов за оказанные услуги сотовой связи;
порядке подачи заявлений, претензий и их рассмотрения, о режимах работы служб оператора сотовой связи;
2) бесплатно осуществляет замену одного тарифного плана на другой, если замена тарифного плана не связана с заменой абонентского номера, выделенного оператором сотовой связи, путем подачи заявления абонента.
3) за дополнительную плату осуществляет (если это предусмотрено договором об оказании услуг сотовой связи) замену одного тарифного плана на другой, если замена тарифного плана связана с заменой абонентского номера, подав оператору сотовой связи соответствующее письменное заявление. Услуги сотовой связи по тарифному плану, заказанному абонентом вместо действующего, оказываются на следующий день после подачи соответствующего заявления;
4) формирует один из тарифных планов, предусматривающий авансовый порядок расчета и абонентскую плату со сроком оказания услуг, равный тридцати календарному дню в зависимости от технической возможности оператора сотовой связи;
5) осуществляет замену абонентского номера в сети оператора сотовой связи в соответствии с условиями, предусмотренными договором об оказании услуг сотовой связи;
6) требует перерасчета платы за пользование услугами сотовой связи или возврата сумм, уплаченных за пользование этими услугами при счетной ошибке, оказания платных услуг сотовой связи без заявления абонента, а также при изменения тарифного плана до истечения срока действующего тарифного плана;
7) подает претензию на качество оказанных услуг сотовой связи, недостатки в работе служб и персонала оператора сотовой связи, на ошибки при расчетах;
8) подает письменное заявление либо путем отправки короткого сообщения и другими способами, включая автоматическую систему обслуживания об оказании дополнительных услуг сотовой связи;
9) соблюдает требования, действующие на определенной территории (аэропорт, самолет и так далее), а также ограничения при возможном возникновении помех или опасной ситуации (медицинские учреждения, территории хранения и перегрузки топлива, автомобилях, места проведения взрывных работ);
10) по заявлению или устно (с последующим предоставлением заявления не позднее 12 (двенадцати) часов с момента устного обращения), сообщает оператору сотовой связи о повреждении (уничтожении), об утрате (краже) абонентского устройства или карты идентификации абонента в целях блокировки ее использования. При необходимости оператор сотовой связи запрашивает дополнительные сведения, подтверждающие права абонента на данную карту идентификации абонента. До момента блокировки оператором сотовой связи утраченной карты идентификации абонента, абонент оплачивает оказанные ему услуги сотовой связи;
11) получает по собственному выбору от оператора сотовой связи при наличии, карту идентификации абонента с функцией поддержки электронной цифровой подписи (для SIM карты);
12) при присоединении к публичному договору предоставляет биометрические данные (изображения лица).».
пункты 111, 112, 113, 114 и 115 изложить в следующей редакции:
«111. Владельцем или оператором связи, оказывающим услуги общественного доступа к Интернету, направляется SMS-сообщение на абонентский номер пользователя, указанный им в поле «Логин», содержащее одноразовый персональный идентификатор (пароль), либо данный персональный идентификатор (пароль) получают посредством входящего звонка, где последние цифры номера будут являться таковым кодом доступа, либо посредством исходящего звонка на сервер оператора, где при определении номер телефона абонента абонент автоматически допускается в Интернет.
112. Авторизация пользователя завершается при вводе им одноразового персонального идентификатора (пароля) полученного в SMS-сообщение либо посредством звонка в поле «Пароль» специальной формы и пользователю предоставляется доступ к Интернету. В случае исходящего звонка с последующим определением номера абонент автоматически допускается в Интернет.
113. Срок одноразового персонального идентификатора (пароля) полученного пользователем действует в течение периода, настраиваемого на сервере оператора и валиден в случае, если MAC-адрес устройства все еще распознается сетью оператора связи.
114. Повторное предоставление пользователю доступа к Интернету в пункте общественного доступа к Интернету производится в соответствии с пунктами 110, 111 и 112, 115, настоящих Правил.
115. Допускается доступ к Интернету пользователя по документу, удостоверяющему личность. Документ может сканироваться программным обеспечением, данные сохраняются в электронном регистре поставщика.
Электронный журнал содержит фамилию, имя и отчество (при наличии) пользователя, время начала и окончания работы в Интернете, номер компьютера владельца на котором работал пользователь.
Допускается доступ к интернету посредством загрузки пользователем профиля по технологии бесшовного входа Hotspot 2.0 (Passpoint).
Для удобства такой сертификат может быть «вшит» в приложение оператора, либо клиента оператора.
Допускаются следующие дополнительные метода авторизации при доступе в Интернет:
Авторизация посредством:
- Связки с EGov
- Биометрии
- Подтверждения через номер банковской карты
- Сканирования документа через приложение оператора
- Учетных записей соцсетей
- Электронной почты с ее подтверждением.».
3. Комитету телекоммуникаций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Должность
ФИО
«СОГЛАСОВАН»
Министерство национальный экономики Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН»
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН»
Министерство внутренних дел Республики Казахстан