Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 10/02/2017
Публичное обсуждение до: 24/02/2017
Дата запуска онлайн-обсуждения: 24/02/2017 10:40:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 24/02/2017 12:00:00

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения»


 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (далее – Законопроект).


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Разработка Законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования и развития по инициативе Правительства Республики Казахстан законодательства Республики Казахстан в сфере здравоохранения, включая вопросы обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС), а также в целях реализации:

пункта 3. 9 протокольного поручения Главы государства от 14 июня 2016 года № 01-7.6 (ПӘ), в соответствии с которым поручено провести анализ вновь принятых законов в социальной сфере на предмет возможных социальных рисков, и прежде всего, по обязательному социальному медицинскому страхованию;

поручения Главы государства от 25 ноября 2016 года №4341 об уменьшении размеров отчислений для работодателей, размеров взносов для государства и увеличении размеров взносов для индивидуальных предпринимателей;

Указа Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года за № 176 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 - 2019 годы» (далее – Государственная программа).

В этой связи необходимо предусмотреть следующие изменения.

1. Требует уточнения перечень лиц, за которых взносы в Фонд социального медицинского страхования (далее - Фонд) поступают от государства, и, следовательно, работодатели освобождаются от уплаты отчислений по ним в Фонд.

Так, Законом «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон об ОСМС) предусмотрено, что лица, обучавшиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также организациях послевузовского образования в форме резидентуры до истечения двенадцати календарных месяцев, следующих за годом, в котором завершено обучение, входят в категорию лиц, имеющих право на медицинскую помощь в системе ОСМС.

При этом обязательство по уплате взносов или отчислений за этих лиц не предусмотрено ни за одним из числа плательщиков.

В этой связи данную категорию лиц предлагается включить в перечень лиц, за которых плательщиком взносов в Фонд будет являться государство. Кроме того, расширяется и сама категория данных лиц путем исключения их обучения только в форме резидентуры. Однако, учитывая возможности бюджета и мотивацию выпускников к трудоустройству предлагается производить уплату взносов государством за них в течении трех календарных месяцев, следующих за месяцем, в котором завершено обучение.

Расширение категории лиц, за которых взносы поступают в Фонд от государства, также будет осуществлено путем включения в такую категорию лиц, осуществляющих уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет, и неработающих оралманов в течение года.

Необходимо также уточнить категорию плательщиков взносов – работников, предусмотренных подпунктом 1) пункта 2 статьи 14 Закона об ОСМС, исключив из этой категории военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов.

Дополнительно необходимо внести в Закон об ОСМС уточняющую норму относительно прекращения поступления взносов государства в Фонд за следующих лиц в случае поступления за них взносов и/или отчислений:

1) лиц, завершивших обучение по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в течение трех календарных месяцев, следующих за месяцем, в котором завершено обучение;

2) лиц, отбывающих наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;

3) лиц, зарегистрированных в качестве безработных.

2. С целью обеспечения принципа обязательности уплаты взносов и отчислений в Фонд и максимального охвата населения медицинской помощью в системе ОСМС необходимо перечень плательщиков взносов в Фонд дополнить следующими лицами:

1) лицами, работающими в дипломатических и приравненных к ним представительствах иностранного государства, консульских учреждениях иностранного государства, аккредитованных в РК, работающими по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, находящимися на территории РК, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными РК. Данная категория лиц имеет доходы в качестве оплаты за услуги либо заработную плату, при этом, не имеют право на медицинскую помощь в системе ОСМС. Для приобретения ими права на получение медицинской помощи в системе ОСМС, им необходимо будет отчислять взносы от доходов, начисленных работодателями, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления и взносы, определяемых уполномоченным органом. Взносы в Фонд за данную категорию лиц будут установлены с 1 января 2018 года в размере 1 процент от доходов, начисленных работодателями, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления и взносы, определяемых уполномоченным органом, с 1 января 2020 года в размере 2% процентов от доходов.

2) гражданами Республики Казахстан, выехавшими за пределы Республики Казахстан, за исключением выехавших на постоянное место жительство в установленном законодательством порядке и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляются отчисления и/или взносы (далее - граждане, выехавшие за пределы РК), за которых взносы в Фонд, с 1 января 2018 года будут установлены в размере 5 процентов от минимального размера заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

3) иными лицами, в том числе самостоятельно занятыми, установленными Законом Республики Казахстан «О занятости населения», за исключением лиц, за которых поступают взносы от государства и которые освобождены от уплаты взносов в соответствии с Законом об ОСМС (далее – иные плательщики). К данной группе лиц, к примеру, относятся домохозяйки, лица, занятые производством для собственного потребления. С целью вовлечения этой категории лиц в систему ОСМС необходимо предусмотреть взносы этих лиц, аналогичные взносам граждан, выехавших за пределы РК.

Кроме того, в целях удобства гражданам, выехавшим за пределы РК, и иным плательщикам предоставляется возможность платить взносы в Фонд самостоятельно либо третьим лицом, а также возможность уплаты заранее за предстоящий период.

Ввиду отсутствия инструментов для администрирования взносов лиц, указанных в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, предлагается исключить администрирование органами государственных доходов.

Одновременно предлагается исключить лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, из категории лиц, за которых взносы в Фонд поступают от государства, по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 12) статьи 2 Закона РК «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» изолятор временного содержания (далее – ИВС) является специальным учреждением органов внутренних дел, предназначенным для содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении уголовных правонарушений. В соответствии с требованиями статьи 128 Уголовно-процессуального кодекса РК (далее – УПК) срок задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, исчисляется с момента фактического задержания и не может превышать семьдесят два часа. При этом необходимо учитывать, что на основании статьи 147 УПК органами прокуратуры при решении вопроса о поддержании ходатайства санкционирования содержания под стражей подозреваемого, может быть принято решение об отказе в поддержании данного ходатайства и освобождении подозреваемого ввиду отсутствия оснований для содержания под стражей. Более того, в случае принятия решения судом о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, подозреваемое лицо незамедлительно конвоируется в следственный изолятор, где согласно требованиям УПК, сроки содержания могут достигать до 18 месяцев. Таким образом, учитывая кратковременные сроки нахождения лица в ИВС нецелесообразно освобождать такую категорию лиц от обязанности вносить взносы в Фонд и перекладывать эту обязанность на государство.

3. В соответствии с пунктом 5 статьи 88 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс о здоровье) иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем, определяемым уполномоченным органом, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Согласно статье 8 Закона РК «О правовом положении иностранцев» иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан. В этой связи, учитывая равное положение иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК, с гражданами РК в вопросах социального и пенсионного обеспечения, предлагается по аналогии предоставить им равные права в получении ГОБМП и ОСМС наравне с гражданами Республики Казахстан.

Таким образом, по вопросу получения медицинской помощи в рамках ГОБМП иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, будут иметь такие же прав на ее получение, как и граждане РК. Относительно получения медицинской помощи в системе ОСМС данная категория лиц должна будет нести такие же обязательства по уплате взносов, что и граждане РК. При этом, если они будут подпадать под категории лиц, за которых взносы осуществляет государство, то за них будет уплачивать государство.

4.  Принимая во внимание сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране в целях снижения финансовой нагрузки на работодателей и бюджет предлагается пересмотреть размеры взносов и отчислений в Фонд от государства, работодателей, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, глав и (или) членов крестьянского или фермерского хозяйства, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера.

Кроме того, предлагается уточнить положения в части определения доходов индивидуальных предпринимателей, глав и (или) членов крестьянского или фермерского хозяйства, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов и сроков уплаты ими взносов.

В свою очередь, за лиц, зарегистрированных в качестве безработных, но являющихся получателями социальных выплат на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования, взносы в Фонд будут производиться Государственной корпорацией с 1 января 2019 года в размере
1 процента от суммы назначенной социальной выплаты на случай потери работы, с 1 января 2020 года – 2 процента от суммы назначенной социальной выплаты на случай потери работы.

5. Необходимо в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) ввести положения относительно списания налоговым органом с лицевого счета налогоплательщика (налогового агента) на основании решения налогового органа суммы штрафа по постановлению о наложении административного взыскания за правонарушения законодательства в области обязательного социального медицинского страховании, исполнение которого невозможно в силу истечения срока давности исполнения постановления, установленного законодательством Республики Казахстан. Это обусловлено тем, что в целях полного функционирования системы ОСМС КоАП был дополнен статьей «Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании». Таким образом, необходимо оговорить правовые последствия, которые могут возникнуть при истечении срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в части нарушения законодательства об ОСМС путем включения в статью 596 Налогового кодекса положения о прекращении обязательств по уплате соответствующего штрафа в силу истечения срока давности исполнения данного постановления.

 Кроме того, требуют уточнения положения Налогового кодекса в части возврата суммы неправомерно наложенного штрафа по правонарушениям в области законодательства об обязательном социальном медицинском страховании, а также излишне уплаченной суммы. Это связано с тем, что согласно пункту 5 статьи 14 Закона об ОСМС плательщики имеют право на возврат ошибочно уплаченных сумм отчислений и (или) взносов, и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов. В этой связи, в целях реализации такого права плательщиками, необходимо внести соответствующую поправку.

Дополнительно следует отметить, что согласно Закона об ОСМС активы фонда не могут быть взысканы по требованию кредиторов и могут быть использованы исключительно для оплаты услуг по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования. Таким образом, в целях сохранности активов Фонда и своевременной оплаты Фондом медицинским организациям за предоставленные медицинские услуги в системе ОСМС необходимо внести соответствующие поправки в Гражданский кодекс (Особенная часть), Налоговый кодекс, Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», законы Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан, «О платежах и платежных системах» в части исключения возможности применения временного ограничения и приостановления расходных операций по банковским счетам, функционирующим в соответствии с Законом об ОСМС, а также наложения ареста и обращения взыскания на них.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 31 Закона об ОСМС в случае неполного и (или) несвоевременного перечисления отчислений и (или) взносов органы государственных доходов вправе взыскивать с банковских счетов плательщика деньги в пределах образовавшейся задолженности. В этой связи, необходимо внести поправки в Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» в части невозможности приостановления таможенным органом расходных операций по банковским счетам плательщиков по задолженности по таможенным платежам и налогам, пеней из денег, которые предусмотрены изъять для исполнения обязательств по оплате и взносам на обязательное социальное медицинское страхование.

6. Также требуется внесение изменений в Кодекс о здоровье по определению видов и объема медицинской помощи (в рамках ГОБМП, в системе ОСМС, за счет бюджетных средств по видам и в объемах, определяемых Управлением Делами Президента РК) отдельным категориям государственных служащих и граждан, перечень которых утверждается Управлением Делами Президента Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.

7. В соответствии с подпунктом 6) пункта 2 статьи 20 Закона об ОСМС Фонд обязан формировать резервы для покрытия непредвиденных расходов в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Вместе с тем законодательством не предусмотрен порядок использования данного резерва Фонда, что является пробелом в законодательстве.

В этой связи, учитывая, что оплата расходов по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС обеспечивается финансовой устойчивостью Фонда через государственное регулирование его деятельности, необходимо введение компетенции Правительства по определению порядка использования резерва Фонда на непредвиденные расходы.

8. В связи с введением системы ОСМС требует урегулирования вопрос предоставления медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также получателям пенсионных выплат данной категории лиц и членам их семей.

Законами РК «О воинской службе и статусе военнослужащих», «О правоохранительной службе» и «О специальных государственных органах Республики Казахстан» предусмотрено медицинское обеспечение данных категорий, в том числе пенсионеров и членов их семей за счет государства.

В этой связи предлагается сохранить действующий механизм, в соответствии с которым медицинская помощь военнослужащим, сотрудникам правоохранительных, специальных государственных органов, в военно-медицинских (медицинских) подразделениях (учреждениях) будет осуществляться за счет государства.

При этом при отсутствии по месту их прохождения службы или месту жительства соответствующих организаций здравоохранения или отсутствии в них соответствующих отделений, специалистов либо специального оборудования по медицинским показаниям медицинская помощь военнослужащим, сотрудникам правоохранительных, специальных государственных органов будет предоставляться субъектами здравоохранения.

Оплата расходов субъектам здравоохранения за вышеуказанных лиц будет осуществляться Фондом по факту оказанных услуг.

Возмещение затрат Фонду на оплату расходов субъектов здравоохранения за оказание медицинской помощи указанным лицам как в рамках ГОБМП, так и в ОСМС будет осуществляться за счет бюджетных средств, предусмотренных уполномоченному органу в области здравоохранения (администратор бюджетных программ).

Членам семей военнослужащих по контракту, сотрудников правоохранительных органов, сотрудников (офицерский состав) специальных государственных органов, а также пенсионерам правоохранительных органов, лицам, уволенным с воинской службы, службы в специальных государственных органах по достижении предельного возраста состояния на службе, состоянию здоровья, или сокращению штатов и имеющим выслугу 20 и более календарных лет медицинская помощь будет предоставляться как военно-медицинскими (медицинскими) подразделениями (учреждениями), так и субъектами здравоохранения.

Также лицам, находящимся на иждивении сотрудников специальных государственных органов, и членам семьи сотрудников специальных государственных органов, уволенных со службы по достижении предельного возраста состояния на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов и имеющих выслугу двадцать и более календарных лет, в том числе погибших или получивших инвалидность при прохождении службы  медицинская помощь также будет предоставляться как военно-медицинскими (медицинскими) подразделениями (учреждениями), так и субъектами здравоохранения.

Оплата расходов военно-медицинским (медицинским) подразделениям (учреждениям) и субъектам здравоохранения за вышеуказанных лиц будет осуществляться Фондом по факту оказанных услуг.

Учитывая, что военно-медицинские (медицинские) подразделения (учреждения) являются структурными подразделениями государственных учреждений или самостоятельными государственными учреждениями, необходимо в Бюджетном кодексе РК, а также в соответствующих законодательных актах предусмотреть нормы, дающие право государственным учреждениям Вооруженных Сил, специальных государственных и правоохранительных органов деньги от реализации платных медицинских услуг членам семей, пенсионерам этих органов (для всех вышеперечисленных учреждений) и другим лицам, использовавшим право выбора медицинской организации (для учреждений Вооруженных сил и правоохранительных органов) использовать в порядке, определяемом уполномоченным органом.  

Санаторно-курортное обслуживание будет предоставляться, как и по действующему законодательству за счет государства.

Учитывая разъездной характер работы вышеуказанной категории лиц, а также прохождение службы военнослужащими на пограничных заставах, в обособленных закрытых гарнизонах, расположенных в отдаленных районах, с целью оказания социальной поддержки членам их семей, а также лицам, находящимся на их иждивении, не осуществляющим трудовую деятельность, для освобождения их от уплаты взносов в Фонд и закрепления этой обязанности за государством предлагается Законом РК «О занятости населения» определить упрощенный порядок их регистрации в качестве безработного в порядке и в случаях, определенном уполномоченным органом по вопросам занятости населения.

Так, при поступлении списков членов семей вышеуказанных лиц Центром развития трудовых ресурсов их регистрация в качестве безработных осуществляется в особом порядке.

В связи с чем, для Центра развития трудовых ресурсов вводится функция по регистрации и снятию с учета лиц, являющихся супругом или супругой военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов и сотрудников правоохранительных органов.

В то же время, с целью исключения у центров занятости функции регистрации супруги/супруга военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов и сотрудников правоохранительных органов вносятся поправки в компетенцию центров занятости населения, осуществляющих регистрацию безработных в общем порядке.

9. В целях обеспечения равного доступа к медицинским услугам и амбулаторному лекарственному обеспечению, установления единых тарифов на медицинские услуги для всех регионов, формирования целостной системы контроля за эффективным использованием средств, выделяемых на здравоохранение, предлагается консолидировать затраты на республиканском уровне путем увеличения расходов республиканского бюджета и сокращения (изъятия) расходов областных бюджетов и бюджетов городов республиканского значения, столицы в части ГОБМП.

Это обусловлено тем, что с 1 января 2018 года предлагается передать Фонду функции по оплате всех медицинских услуг в рамках ГОБМП.

В этой связи из Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного социального медицинского страхования» следует исключить функции по осуществлению закупа услуг по оказанию ГОБМП и фармацевтических услуг по оказанию ГОБМП из компетенции местных органов государственного управления здравоохранением областей, города республиканского значения и столицы.

Одновременно, необходимо привести к единообразию процедуры закупа медицинских услуг, в этой связи предлагается ввести понятие закуп услуг в рамках ГОБМП.

10. Учитывая, что медицинская помощь в системе ОСМС, кроме оказания медицинских услуг, включает также лекарственное обеспечение как стационарных, так и амбулаторных больных, законодательство об ОСМС требует совершенствования в части вовлечения в систему ОСМС субъектов здравоохранения в сфере обращения лекарственных средств. Так, Кодексом о здоровье предусмотрено понятие «фармацевтическая услуга по оказанию ГОБМП». При этом учитывая, что фармацевтическая услуга осуществляется не только в рамках ГОБМП, но и в системе ОСМС, необходимо внести изменение в данное понятие Кодекса о здоровье с целью приведения в соответствие связанные с ним нормы в законодательных актах. Одновременно, в целях устранения правового пробела необходимо в Кодекс о здоровье внести изменения, предусматривающие закуп фармацевтических услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования без применения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках. В настоящее время закуп фармацевтических услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан №1729 от 30 октября 2009 года «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи», которым предусмотрен порядок закупа, отличающийся от порядка закупа, установленного законодательством о государственных закупках.

Учитывая отсутствие законодательного закрепления порядка закупа фармацевтических услуг без применения законодательства о государственных закупках, а также в связи с передачей функции единого поставщика фармацевтических услуг в системе ОСМС и в рамках ГОБМП Единому дистрибьютору необходимо предусмотреть норму по выведению закупа фармацевтических услуг и услуг по хранению, транспортировке, учету и реализации (отпуску) лекарственных средств и изделий медицинского назначения из под действия законодательства о государственных закупках, а также нормы, определяющие компетенцию Правительства РК по утверждению порядка их закупа.

11. При разграничении полномочий между центральными государственными органами и Правительством РК компетенция Правительства по закупу медицинских услуг не исключена. При этом в Кодексе указанная компетенция Министерства здравоохранения и социального развития РК уже предусмотрена подпунктами 22) и 81) пункта 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 34 Закона ОСМС. В целях устранения противоречий между нормами Кодекса требуется исключить из Кодекса компетенцию Правительства в определении порядка закупа медицинских услуг.

12. В Законе об ОСМС (статья 34) регламентирован порядок закупа у субъектов здравоохранения услуг по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС, предусматривающий основные принципы закупа и требования к субъектам здравоохранения в процессе закупа. Однако, учитывая, что данный порядок не применим в процессе закупа фармацевтических услуг необходимо в Законе об ОСМС предусмотреть исключение этого порядка для закупа фармацевтических услуг. 

13. Из Закона об ОСМС следует исключить понятия «срок страхования» и «стаж участия», поскольку, исходя из основополагающего принципа системы ОСМС, за каждое лицо в систему должны уплачиваться отчисления и/или взносы.

В случае, если уплата взносов физическим лицом прерывается в связи с потерей работы (отсутствием трудоустройства) или потерей трудоспособности ему необходимо будет в установленном порядке зарегистрироваться в качестве безработного или получить статус инвалида. Это даст ему право на взносы государства и оставаться в системе ОСМС.

В свою очередь, в случае неуплаты отчислений и взносов лица получают медицинскую помощь в системе ОСМС не более трех месяцев с момента прекращения уплаты таких отчислений и взносов. Однако это право не будет освобождать данных лиц от обязанности уплаты отчислений и взносов в Фонд за неуплаченный период.

Кроме того, предлагается лицам, не имеющим права на медицинскую помощь в системе ОСМС или лицам, за которых не уплачивались взносы и (или) отчисления в Фонд, возможность приобретения такого права путем оплаты взносов в Фонд за неуплаченный период в размере 5 процентов от минимального размера заработной платы, установленной на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете. При этом максимальный неуплаченный период не может быть установлен более двенадцати календарных месяцев.

14. Согласно подпункту 7) пункта 1 статьи 17 Закона об ОСМС Государственная корпорация в системе ОСМС в пределах своей компетенции ведет и актуализирует информационные системы и электронные информационные ресурсы системы ОСМС. Учитывая, что ведение и актуализация информационных систем и электронных информационных ресурсов системы ОСМС являются функциями РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения», необходимо исключить эти функции из функций Государственной корпорации, заменив их функциями по актуализации базы данных физических лиц, за которых уплачены отчисления и (или) взносы.

При этом в целях создания условий для реализации Государственной корпорацией предусматриваемых функций в системе ОСМС, центральным исполнительным органам и государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК, за исключением Национального банка Республики Казахстан, необходимо обеспечить доступ Государственной корпорации в пределах ее компетенции к своим информационным системам, находящимся в их ведении, в части администрирования данных, мониторинга поступающих платежей в системе ОСМС, а также формирования потребности на отчисление взносов по категориям лиц, освобожденных от уплаты обязательных социальных медицинских взносов,  с учетом соблюдения требований, предусмотренных законодательством РК об информатизации и защиты государственных секретов

Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть обязанность Государственной корпорации создать необходимые условия по обеспечению защиты поступающих сведений от центральных исполнительных и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РК, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Республики Казахстан об информатизации и защиты государственных секретов.

15. В соответствии со статьей 1 Закона об ОСМС под активами Фонда понимаются отчисления, взносы, пеня, полученная за просрочку уплаты отчислений и (или) взносов, инвестиционный доход и иные предусмотренные законодательством Республики Казахстан поступления в Фонд за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности Фонда, средств, направленных на оплату услуг субъектов здравоохранения и возврат ошибочно зачисленных или излишне уплаченных средств.

Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 18 Закона об ОСМС активы фонда формируются за счет: отчислений, взносов, пени, полученной за просрочку уплаты отчислений и (или) взносов, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда; иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан поступлений в фонд.

Так, существует коллизия между нормами Закона об ОСМС в определении активов Фонда. В этой связи подпункт 8) статьи 1 Закона об ОСМС предлагается привести в соответствие со статьей 18 Закона об ОСМС.

В свою очередь, учитывая, что активы Фонда будут находиться на банковских счетах Национального банка РК, необходимо предусмотреть соответствующее положение в Законе об ОСМС.

16. Согласно поправкам в пункт 2 статьи 76 Кодекса о здоровье, внесенным Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования», в целях оптимального и эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых для закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках ГОБМП, и средств ОСМС лекарственные средства и изделия медицинского назначения закупаются по ценам, не превышающим установленных уполномоченным органом.

Кроме того, согласно статье 7 Кодекса о здоровье, уполномоченный орган утверждает размеры тарифов на медицинские услуги, предоставляемые в рамках ГОБМП, финансируемые из республиканского бюджета, а также методику их формирования (вводится в действие с 01.07.2017 года).

С целью недопущения возможных рисков по росту тарифов на медицинские услуги в рамках ГОБМП и в системе ОСМС предлагается утверждение методики формирования тарифов и размеров тарифов в рамках ГОБМП и ОСМС ввести в компетенцию Правительства РК, исключив из компетенции уполномоченного органа.

С целью исключения правового пробела и конкретизации понятий, связанных с лекарственным обеспечением необходимо внести поправки в статьи 1, 2, 6, 7, 25, 76, 77 Кодекса о здоровье в части уточнения определений «фармацевтическая услуга», «предельная цена на лекарственное средство и изделие медицинского назначения», «наценка на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», «услуги по транспортировке, хранению, учету и реализации (отпуску) лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Так, в действующей редакции Кодекса о здоровье предусмотрено понятие «фармацевтическая услуга по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи». При этом учитывая, что фармацевтическая услуга осуществляется не только в рамках ГОБМП, но и в системе ОСМС, необходимо внести соответствующее изменение.

В Кодексе о здоровье в целях оптимального использования бюджетных средств предусмотрен закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения по ценам, не превышающим установленных уполномоченным органом. Установление уполномоченным органом цен осуществляется путем определения предельных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 24 июня 2016 года № 557. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 июля 2016 года № 13883).

Кроме того, при обеспечении населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на амбулаторном уровне администраторами бюджетных программ осуществляется закуп фармацевтических услуг. Возмещение расходов субъектов в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники по транспортировке, хранению, реализации (отпуску) и учету лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется с наценкой в размере не более 25% от стоимости лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

При этом в Кодексе отсутствуют данные понятия.

17. Также предлагается гармонизировать Закон об ОСМС в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом от 14 октября 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС). Так, согласно пункту 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом под социальным обеспечением (социальное страхование) в данном Договоре понимается обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Таким образом, в целях исполнения Республикой Казахстан своих договорных обязательств в Закон об ОСМС необходимо внести положения в части распространения прав и обязанностей в системе ОСМС на иностранцев и членов их семей, временно проживающих на территории Казахстана и находящихся в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, на территории Казахстана, наравне с гражданами Казахстана, если это предусмотрено международным договором.

18. В связи с внедрением ОСМС требуется внесение редакционных поправок в положения отдельных законодательных актов.

В частности, необходимо уточнение ряда положений и приведение в соответствие с внедряемой системой ОСМС (в некоторых понятиях, а также в компетенциях) в Кодексе о здоровье, Трудовом кодексе, законах РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и других законодательных актах.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного социального медицинского страхования» предусмотрено введение в Кодекс о здоровье понятия «высокотехнологичные медицинские услуги» (далее – ВТМУ). В этой связи необходимо внесение редакционной правки в понятия «стационарная помощь», «стационарозамещающая помощь», частью которых являются высокотехнологичные медицинские услуги.

Учитывая, что высокотехнологичные медицинские услуги являются частью амбулаторно-поликлинической, стационарной и стационарозамещающей помощи, необходимо исключить ВТМУ из перечня медицинской помощи, оказываемой в системе ОСМС.

В положениях Закона об ОСМС о видах медицинской помощи, оказываемой в системе ОСМС, в понятии стационарная помощь необходимо дополнить словами «по экстренным показаниям – вне зависимости от наличия направления».

19. Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» были внесены поправки в Налоговый кодекс в части применения с января 2017 года налоговых вычетов по взносам на ОСМС при исчислении индивидуального подоходного налога с дохода работника и физического лица по заключенным договорам гражданско-правового характера в размере, исчисленном в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании». Вместе с тем, действие вышеназванного закона было перенесено на 2020 год.

В этой связи, в целях сохранения вышеназванной нормы по применению налоговых вычетов при исчислении ИПН, предлагается внести поправки в статьи 166, 168, 182 и 183 Налогового кодекса.


 

4. Цели принятия законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения» разработан в целях совершенствования и развития законодательства Республики Казахстан в сфере здравоохранения и ОСМС, а также определения правовых, социальных условий и гарантий в системе ОСМС.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в сфере здравоохранения, а также в связи с взаимодействием участников системы гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного социального медицинского страхования.


 

6. Структура законопроекта

Законопроект состоит из 3 статей.

Статья 1 определяет содержание вносимых изменений и дополнений в:

7 Кодексов:

  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть)          от 1 июля 1999 года;
  2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года;
  3. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
  4. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
  5. Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года «О таможенном деле в Республике Казахстан»;
  6. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года;

 

16 законов:

  1. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;
  2. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»;
  3. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;
  4. Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании»;
  5. Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»;
  6. Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»;
  7. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;
  8. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе»;
  9. Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе»;
  10. Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан»;
  11. Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих»;
  12. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения»;
  13. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании»;
  14. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования»;
  15. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения»;
  16. Закон Республики Казахстан от 26 июля 2016 года «О платежах и платежных системах».

Статья 2 определяет переходные положения.

Статья 3 определяет порядок введения в действие законопроекта.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Принятие законопроекта направлено на совершенствование отдельных законодательных актов Республики Казахстан и приведение в соответствие, в том числе с положениями законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании и направлено к единообразному применению норм законодательства Республики Казахстан в сфере здравоохранения, в том числе обязательного социального медицинского страхования. Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Не требуется.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

В настоящее время ряд вопросов законопроекта (оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам специальных государственных органов и правоохранительных органов, членам их семей и пенсионерам этих органов) регламентируется статьей 135 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», а также законами об обороне и Вооруженных силах, о воинской службе и статусе военнослужащих, о правоохранительных, специальных государственных органах, об обязательном социальном страховании.


 

10. Наличие зарубежного опыта

При разработке законопроекта в части отдельных вопросов был изучен и принят во внимание опыт зарубежных стран.

1. Согласно федеральному закону Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. К неработающим гражданам помимо остальных относятся трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.

В Литве один из родителей, опекун или смотритель, ухаживающий на дому за ребенком-инвалидом, или человеком, который был признан нетрудоспособным по достижению им 24 лет, или за человеком, который до достижения им 26 лет был признан нетрудоспособным из-за болезни, которая появилась до достижения им 24 лет, или за человеком, нуждающимся в постоянном уходе, включены в список лиц, за которых взносы уплачивает государство.

В эстонской системе медицинского страхования за лиц, ухаживающих за инвалидом до 16 лет и при этом самих страдающих болезнью или получающих акушерский уход, взносы вносит фонд медицинского страхования в размере 80% от их среднего дохода.

Таким образом, учитывая опыт перечисленных стран, рекомендуется расширить категории лиц, за которых взносы поступают в Фонд от государства, лицами, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

В системе обязательного медицинского страхования Кыргызской Республики, лица, не охваченные системой обязательного медицинского страхования, имеют право уплачивать взносы на обязательное медицинское страхование путем приобретения полисов обязательного медицинского страхования.

В Литве лица, не попадающие ни в одну категорию плательщиков, сами оплачивают взносы в фонд медицинского страхования ежемесячно в размере 9% от минимального месячного дохода на месяц, в котором был произведен взнос.

В Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. К неработающему населению относятся: дети до 18 лет, неработающие пенсионеры, граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости, один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иные не работающие по трудовому договору и не указанные выше граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

Учитывая необходимость включения в систему ОСМС лиц, не попадающих в другие категории и обеспечения максимального охвата медицинской помощью в системе ОСМС и наличия аналогий в зарубежных странах, необходимо перечень плательщиков взносов в Фонд дополнить лицами, не входящими в состав рабочей силы.

Во всех странах ОЭСР существует практика, где иностранцы, постоянно проживающие в странах обязаны перечислять страховые взносы/отчисления в национальные фонды на основе законодательства. Застрахованные иностранные граждане медицинскую помощь получают наравне с гражданами этих стран.

В странах Европейского союза существует принцип «свободного» движения: это означает, что системы медицинского страхования Европейских стран покрывают расходы услуг, полученных в других странах ЕС. Однако возмещение страховых случаев осуществляются национальными фондами медицинского страхования по ставкам страны происхождения. В случае превышения стоимости полученного лечения в стране пребывания, застрахованный возмещает разницу в стоимости.

Голландская система медицинского страхования требует оплаты взносов от имени всех членов (без освобождения), но в Нидерландах услуги оплачиваются только тем застрахованным, которые проживают в Нидерландах. Это касается и иностранных граждан, проживающих и оплачивающих взносы в ОМС.

В Германии, кроме обязательного социального медицинского страхования для лиц, имеющих на него право, страхование является обязательным для каждого гражданина, проживающего в стране. Члены семьи не обязаны платить взносы. Они имеют право только на услуги немецкого медицинского страхования, если эти члены проживают в Германии. Если граждане не застрахованы через ОСМС, они обязаны быть застрахованы через частную систему страхования. Иностранцы, получающие визу для въезда в Германию, должны предоставить доказательство о наличии медицинского страхования до того, как им выдадут визу.

В Российской Федерации Закон об ОМС распространяется только на временно и постоянно проживающих на территории России иностранцев.

Иностранные лица, проживающие на территории России постоянно, с видом на жительство и разрешением, согласно закону уравниваются в правах и обязанностях с гражданами РФ. Это значит, что эти категории граждан могут получать бесплатное медицинское обслуживание в рамках программы ОМС. Им выдаётся полис ОМС на тех же условиях, что и россиянам.

Иностранцы, проживающие на территории России временно, могут рассчитывать на помощь, включающую медико-транспортные услуги, в том числе репатриацию (экстренную эвакуацию). Медицинские услуги данной категории граждан предоставляются в соответствии с договором и размером выплаченного страхового взноса. Минимальный перечень объёма услуг утверждён Минздравом России.

Для иностранных граждан, находящихся временно на территории Российского государства, полис ОМС законом не предусматривается.

Скорая медицинская помощь оказывается абсолютно всем категориям граждан обязательно и бесплатно.

Дальнейшие медицинские услуги больному, вышедшему из критического состояния, производятся на платной основе.

Обобщая опыт стран ОЭСР, иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, для получения медицинской помощи наравне с гражданами, также должны перечислять взносы и (или) отчисления.

В системе медицинского страхования Эстонии, согласно закону о медицинском страховании (Health Insurance Act Passed 19.06.2002 RT I 2002) потребителями медицинских услуг в системе ОСМС являются также и студенты до 21 лет, приобретающие базовое образование, студенты до 24 лет, приобретающие общее среднее образование, студенты формального профессионального образования, а также студенты высших учебных заведений, которые являются постоянными жителями Эстонии.

В требовании, касающемся продолжительности страхового покрытия лиц, которые считаются застрахованными лицами, определено, что страховое покрытие студентов прекращается через три месяца после окончания учебного заведения. Если студент исключен из образовательного учреждения до окончания школы в течение трех последовательных академических лет после начала учебы общего среднего образования, его страховое покрытие прекращается через один месяц после исключения учебы.

В системе медицинского страхования Литвы, согласно закону о медицинском страховании (Republic Of Lithuania Law on Health Insurance) к лицам, имеющим право на обязательное медицинское страхование и покрытие обязательного медицинского страхования за счет взносов государства относятся учащиеся в общеобразовательных школах, студенты очного профессионально-технических училищ, высших учебных заведений Литовской Республики, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Литовской Республике, которые являются студентами очного вида обучения в высших учебных заведениях. Срок страхового покрытия студентов определяется общим требованием сроком действия обязательного медицинского страхования, где определено, что срок страхового покрытия студентов начинается со дня приобретения статуса студента до дня, когда они его теряют. Вместе с этим закон предусматривает предоставление медицинских услуг, покрываемых Фондом медицинского страхования сроком в один месяц после последней уплаты обязательных взносов (государством за студентов).

Учитывая международный опыт по продолжительности покрытия медицинской помощи обучившихся в организациях технического, профессионального и высшего образования, необходимо сократить сроки, когда они имеют право на медицинскую помощь в системе ОСМС, а также закрепить обязанность по уплате взносов за них за государством. При этом расширив саму категорию данных лиц путем исключения их обучения только в форме резидентуры.

2. В Конституциях некоторых стран (например, Дания, Финляндия, Корея, Испания, Швеция) и в основных законах, регулирующих национальную бюджетную систему (например, Франции, Германии, Японии, Новой Зеландии, Соединенные Штаты) определены общие положения касательно «дополнительных бюджетов» или правительственных резервов и их целевое назначение. В Японии функционирует резервный фонд, который может быть использован на непредвиденные расходы. Закон о государственных финансах Японии ориентирован в основном на процедурах с использованием резервного фонда, который находится в ведении Министерства финансов. В то время как в Японии (и некоторых других стран) сумма в резервном фонде не указана в законе (исполнительная власть определяет его размер), в других странах размер резервного фонда или резервов указан. Например, Закон «О Резервном фонде Соединенного Королевства» от 1974 года, разрешает проведение срочных расходов, не утвержденных парламентом, ограничение на уровне 2% расходов за предыдущий год.

В Канаде правительственный резерв называется «резервный фонд на случай непредвиденных обстоятельств». Резервы также могут быть использованы на непредвиденные расходы. Непредвиденные расходы являются более широкой категорией, чем стихийные бедствия и включают в себя все события, которые налагают существенные затраты на правительство, но чье появление трудно предсказать (например, террористические события, войны, экономический кризис, эпидемии, ядерные аварии). Вместе с этим большинство стран обозначают некоторую часть финансовых ресурсов от общего государственного бюджета, для обеспечения финансовой устойчивости при макроэкономических резких колебаниях.

Из «Law on the Budget Structure of Lithuania»:

1) Правительственный резерв должен быть сформирован в государственном бюджете. Это может не превысить 1% суммы одобренных ассигнований государственного бюджета. Определенная сумма правительственного Запаса должна быть определена Seimas на ежегодной основе согласно Закону об Одобрении Финансовых Индикаторов государственного бюджета и Муниципальных Бюджетов. Фонды правительственного Запаса должны быть ассигнованы правительственной резолюцией.

2) Фонды правительственного резерва должны использоваться для ответа на чрезвычайные ситуации, обязательства, касающиеся участия в международных операциях и для других потребностей согласно приоритетам, установленным правительством.

В системе медицинского страхования Эстонии выполнение обязательств Фонда медицинского страхования, установленных нормативными документами, прекращается в некоторых условиях и обязательства переходят на «плечи» государства, например, сокращение трансфертов от планируемого объема из республиканского бюджета. И так как в законе о медицинском страховании определено, что Фонд не может быть банкротом, можно предположить, что обеспечение финансовой устойчивости Фонда в определенных условиях обеспечивается из средств Правительственного резерва.

Наличие резерва правительства с целевым назначением финансирования в обеспечения финансовой устойчивости Фонда социального медицинского страхования в условиях макроэкономических спадах наблюдается во многих странах со зрелым уровнем развития системы социального медицинского страхования.

3. Что касается вопроса оказания медицинской помощи в системе ОСМС военнослужащим, сотрудникам правоохранительных, специальных государственных органов. По данному вопросу изучен опыт следующих стран: Российской Федерации, Республики Беларусь, Кыргызской Республики.

Согласно законодательства Российской Федерации военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим государственным органам (МО, МВД и др.).

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Законодательством Республики Беларусь установлено право военнослужащих на получение медицинской помощи в организациях здравоохранения, подчиненных государственным органам, в которых предусмотрена военная служба, бесплатно.

Военнослужащим при отсутствии по месту военной службы, месту их жительства (месту пребывания) военных организаций здравоохранения, а также при необходимости оказания скорой (неотложной) медицинской помощи, медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством в иных государственных организациях здравоохранения.

Медицинская помощь военнослужащим, пенсионерам из числа военнослужащих, оказывается бесплатно.

Члены семей военнослужащих при невозможности получить медицинскую помощь в гражданских организациях здравоохранения обеспечиваются медицинской помощью в соответствующих военных организациях здравоохранения наравне с военнослужащими.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности бесплатно. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим, возмещаются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Согласно статье 8 Закона «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» обязательному медицинскому страхованию подлежат военнослужащие и приравненные к ним лица.

За военнослужащих срочной службы, офицеров, прапорщиков, военнослужащих сверхсрочной службы, женщин-военнослужащих взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются из средств республиканского бюджета в размере 1,5 расчетных показателей в год.

Бесплатное получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения военнослужащих и других силовых структур, а также членов их семей в ведомственных военно-медицинских организациях, а при их отсутствии – в иных субъектах здравоохранения, широко распространено в соседних странах с системой медицинского страхования.

Наличие обязанности Фонда социального медицинского страхования о заключении договоров на предоставление фармацевтических услуг является нормой в международной практике.

4. В Законах о социальном медицинском страховании стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и Багамских островов, Болгарии, Кении, Черногории, Литвы, Перу, Филиппин, Сербии и Тайланда нет понятий и определений «стаж участия», «срок страхования», описанных в Законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

В случае, если уплата взносов физическим лицом прерывается в связи с потерей работы (отсутствием трудоустройства) или потерей трудоспособности, в таком случае должна существовать резервная система (страхование на случай потери работы и/или страхование на случай нетрудоспособности), которая обеспечит преемственность.

В случае, если физическое лицо остаётся безработным или нетрудоспособным в течение длительного периода, тогда он имеет право на субсидируемые взносы на СМС, уплачиваемые государством, и продолжает оставаться в системе СМС.

В случае нового трудоустройства физического лица, непрерывность уплат сохраняется, и тогда понятия срок страхования и стаж участия становятся неактуальными. Если физическое лицо не может трудоустроиться и становится безработным либо нетрудоспособным в течение длительного периода, а также больше не является получателем пособия по безработице или нетрудоспособности и не имеет средств для осуществления уплат взносов сам лично, то в таком случае он должен получить право на получение субсидии для поддержания непрерывности взносов. И снова в таком случае понятия срока страхования и стажа являются неактуальными.

Если государство не осуществляет уплату взносов в Фонд, в таком случае физическое лицо не должно наказываться за это, так как нарушителем условий и положений СМС по субсидируемому режиму является государство, а соответствующее физическое лицо продолжает оставаться активным получателем услуг в рамках косвенных, подразумеваемых субсидий от Фонда, которые позволяют лицу получать услуги СМС, пока государство не выплатит просроченные субсидированные взносы, а Фонд сможет возместить свои расходы, понесенные Фондом для уплаты поставщикам за медицинские услуги, оказанные субсидируемому лицу, в связи с невыполнением обязательств государства по субсидируемым взносам в систему СМС.

Таким образом, «срок страхования» и «стаж участия» не являются основными направлениями законодательства о СМС ни в одной из стран, включая страны ОЭСР с более зрелыми системами СМС.

Примеры страхования на случай потери работы и нетрудоспособности/ инвалидности:

a)      В США федеральная - государственная система страхования на случай потери работы (далее – СП) помогает физическим лицам, которые потеряли работу, путем временного замещения части их заработной платы на тот период, пока они находятся в поиске новой работы. Созданная в 1935 году, она является одной из форм социального страхования, в которой налоги, собираемые с работодателей, уплачиваются в систему от лица работников с целью предоставления им денежного пособия в поддержание доходов на случай потери ими работы. Департамент труда США осуществляет надзор за системой, но основная (базовая) программа страхования по безработице администрируется каждым штатом. Базовая программа в большинстве штатов предоставляет до 26 недель выплат пособий безработным, в среднем, замещая около половины суммы их предшествующей заработной платы. Штаты обеспечивают большую часть финансирования и осуществляют непосредственную выплату пособий работникам; федеральное Правительство оплачивает только административные расходы. Программа постоянного Продлённого пособия (далее – ПП), как правило, предоставляет дополнительные 13 или 20 недель компенсации безработным, которые воспользовались и исчерпали стандартные пособия в тех штатах, где значительно ухудшилась ситуация с занятостью населения. Общее количество недель предоставления пособий зависит от уровня безработицы и применимого законодательства о страховании на случай безработицы в соответствующем штате.

b)      Консолидированный закон «О комплексном урегулировании бюджетных противоречий» (далее – COBRA) дает работникам и членам их семей, которые теряют свою медицинскую страховку, право выбора продления использования групповой медицинской страховки, предоставляемой планом медицинской страховки на ограниченный период времени при наступлении определенных случаев, таких как добровольная или недобровольная потеря работы, сокращение рабочих часов, переход с одной работы на другую, смерть, развод и другие жизненные события. В рамках COBRA требуется чтобы застрахованным работникам, их супругам, бывшим супругам и находящимся на иждивении детям было предложено продление страхового покрытия в случаях когда групповое страховое покрытие может быть утеряно при наступлении определенных событий. Зачастую продление страхового покрытия в рамках COBRA намного дороже суммы, которую действующие работники платят за групповую медицинскую страховку, так как обычно работодатель оплачивает часть расходов действующих сотрудников на такую медицинскую страховку; при этом, вся стоимость страховки может быть возложена на физические лица, которые получают продление страхового медицинского покрытия.

c)       Страхование доходов на случай потери трудоспособности/ по инвалидности: это страховой продукт, который обеспечивает дополнительный доход в случае болезни или несчастного случая, которые приводят к потере трудоспособности и не позволяют застрахованному лицу вести свою обычную трудовую деятельность. Выплаты обычно осуществляются на ежемесячной основе, таким образом, позволяя застрахованному лицу поддерживать свой уровень жизни и продолжать оплату регулярных расходов.

5. Фонд медицинского страхования Кыргызской Республики и его территориальные органы управления имеют право осуществлять контроль за достоверностью информации, представляемой органом, уполномоченным осуществлять сбор взносов на обязательное медицинское страхование.

В России Федеральный фонд осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проводит проверку деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В этих и других странах функция сбора взносов и отчислений принадлежит фонду (через налоговую), вследствие чего функция определения прогнозной численности лиц, за которых осуществляется уплата взносов государства, покрывается функцией контроля за их уплатой через персонифицированный учет.

6. Законом об обязательном медицинском страховании Литвы предусмотрено обязанность фонда формировать резерв для покрытия непредвиденных расходов Фонда обязательного медицинского страхования. Средства резерва могут быть использованы Фондом в соответствии с процедурами, установленными Правительством страны.

В Эстонии законодательно установленный резерв Фонда медицинского страхования может быть использован в исключительной мере в порядке, установленном Правительством по предложению Министра социальных дел. До представления предложения Правительству, Министр выслушивает мнение Наблюдательного совета Фонда. Резерв рисков может быть использован по решению Наблюдательного совета. Данные директивы отражены в законе о фонде медицинского страхования Эстонии.

Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Резервы в странах с действующей моделью системы социального медицинского страхования имеют право использоваться Фондами медицинского страхования в строго установленных обстоятельствах, определенных Правительством.

7. Международный опыт регулирования аптечного бизнеса осуществляется через проведение контроля аптечного бизнеса от очень либерального до очень жесткого. Аптечный бизнес в большинстве стран является частным.

Для получения прибыли разрешены приемлемые наценки, однако цены на рецептурные лекарства жестко контролируются. Цены на безрецептурные лекарства (ОТС), парафармацевтическая продукция и медицинские запасы в основном не контролируются и устанавливаются моделью конкуренции на рынке.

При рассмотрении социального воздействия лекарственных средств (физическая доступность) и цен на лекарства (ценовая доступность) важным является то, какая группа лекарств покрывается государством или фондом медицинского страхования. Это во многом определяет уровень использования личных средств пациентов на лекарства. Чем больше лекарств включены в государственную систему здравоохранения, систему возмещения или фондом медицинского страхования, тем меньше вклад пациентов. В целом в развитых странах все рецептурные лекарства покрываются за счет средств государства или фонда медицинского страхования.

Во всех развитых странах уполномоченные органы в области здравоохранения обладают полномочиями контролировать цены на рецептурные лекарства. Это в основном осуществляется на нескольких уровнях:

контроль цен на патентованные лекарства, новые лекарства через внешнее референтное ценообразование;

контроль цен на генерические лекарства (все брендированные и не брендированные генерики с одним и тем же активным веществом) в системе возмещения через разные механизмы;

установление предельных цен, или установление уровней сооплаты в зависимости от вида лекарства и тяжести состояния (жизненно важные / основные / второстепенные);

установление уровней сооплаты через внутреннее референтное ценообразование;

поощрение конкуренции среди генериков посредством внутреннего референтного ценообразования, тендерных процедур, или соглашений управляемого входа на рынок (предпочтительный поставщик с благоприятными условиями поставок и ценой);

специальный контроль и перечни дорогостоящих лекарств с скорректированными механизмами финансирования.

Более широкий охват рецептурных лекарств в рамках системы медицинского страхования будет содействовать усилению позиции фонда в качестве покупателя лекарственных средств и Министерства в качестве власти, контролирующей цены.

В большинстве стран уровни распределения расходов более высокие на рецептурные лекарства, чем на стационарные услуги или амбулаторную помощь. Многие страны ограничивают право собственности аптек фармацевтами. Некоторые страны устанавливают условия для лиц, не являющихся фармацевтами и владеющими аптеками, требуя наличие фармацевта, отвечающего за отпуск лекарств и консультирование пациентов.

Некоторые позволяют аптекарям только управлять одной аптекой (например, Греция, Португалия, Испания и Новая Шотландия в Канаде) или требуют, чтобы большинство акционеров или директоров в корпорации были фармацевтами. Также может существовать правило, требующее, чтобы владельцем аптеки был фармацевт (например, Австрия, Финляндия, Германия, Италия, Испания и Квебек и Онтарио в Канаде). Эти правила разработаны для того, чтобы поддерживать независимость фармацевтов от коммерческого давления.

Существуют большие вариации открытия аптек через процедуру лицензирования, а также с учетом жителей, обслуживаемых одной аптекой.

В отдельных странах осуществляется прямой контроль прибыли аптеки, однако это требует хорошо развитой и современной базы данных дохода и расходов, процесс контроля прибыли аптек является сложным. Должно быть ясное разграничение прибыли, полученной от рецептурных лекарств, и прибыли, полученной от услуг, оказанных пациентам, а также прибыли, полученной от безрецептурных лекарств и продукции, не являющейся лекарствами. Контроль прибыли применяется в Великобритании.

В некоторых странах уровень прибыли аптек мониторируется через образец аптек, чьи доходы и расходы мониторируются на ежемесячной основе. Этот пример реализуется в Нидерландах. Результаты таких исследований используются для обоснования повышения наценки или для требования возврата средств в бюджет из-за получения чрезмерной прибыли в процессе проведения переговоров между ассоциацией аптек и национальным органом по здравоохранению. Разграничения также проводятся между экономикой городских и сельских аптек, также принимая во внимание размер аптеки и количество клиентов.

Услуги аптек могут оплачиваться посредством наценки на цену лекарства (% или фиксированная сумма в местной валюте), гонорара за услуги (гонорар за каждый рецепт или отдельный гонорар за консультирование).

Наценки часто устанавливаются Правительством для рецептурных лекарств и их нельзя путать с уровнями прибыли. Маржа или наценка устанавливается на один продукт или на линейку продуктов. Но прибыль зависит от общего дохода минус общие расходы.

Существуют различные системы наценок:

процентная наценка на закупочную цену лекарства (%);

процентная наценка на закупочную цену лекарства, но с установлением максимальной суммы в местной валюте во избежание чрезмерных наценок для дорогостоящих лекарств;

фиксированная сумма в местной валюте вне зависимости от цены лекарства, чтобы не способствовать продаже только дорогостоящих лекарств со стороны фармацевтов;

фиксированная сумма в местной валюте за каждый рецепт (вне зависимости назначенного лекарства), предполагая, что на отпуск любого лекарства требуется более или менее одинаковое время и усилия;

регрессивная наценка, т.е. низкий % от цены лекарства в случае с дорогостоящим лекарством и высокий % для лекарств с низкой ценой.

Государственное регулирование цен на рецептурные лекарственные средства в международной практике применяется как в странах с бюджетным финансированием здравоохранения, так и в странах с системой медицинского страхования.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Реализация законопроекта предполагает сокращение расходов республиканского бюджета.