Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


З А К О Н РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О естественных монополиях

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 01/03/2017
Публичное обсуждение до: 15/03/2017
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/04/2017 18:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 14/04/2017 18:30:00
Приложенные документы:

Проект

З А К О Н

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

  О естественных монополиях

 

Глава 1. Общие положения

 

Настоящий Закон регулирует деятельность в сферах естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии.

 

 

Статья 1. Цели настоящего Закона

 

Целями настоящего Закона являются:

  1. определение правовых основ государственного регулирования и осуществления контроля за деятельностью в сферах естественных монополий;
  2. обеспечение доступности услуг субъектов естественных монополий для потребителей;
  3. обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о естественных монополиях

 

1. Законодательство Республики Казахстан о естественных монополиях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Действие настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг Республики Казахстан, предоставляемых субъектами естественных монополий.

2. Отношения, не охваченные настоящим Законом, регулируются законодательством в сфере предпринимательства и другим законодательством Республики Казахстан.

3. Для субъекта рынка, осуществляющего деятельность, которая отнесена настоящим Законом к сфере естественной монополии, государственное регулирование и контроль применяются только в отношении деятельности по предоставлению услуг.

4. Действие настоящего Закона не распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность, отнесенную к сфере естественных монополий, в одном из следующих случаев, когда:

1) деятельность связана с сооружением и эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд;

2) осуществляется деятельность, предусмотренная подпунктом 2) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, с соблюдением в совокупности следующих условий:

доходы от такой деятельности не должны превышать одного процента доходов от всей деятельности за один календарный год;

сохранение уровня тарифа на услуги, отнесенные к сфере естественной монополии, действовавшего на 1 января 2012 года.

 

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  1. естественная монополия – состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;
  2. сфера естественной монополии – область общественных отношений, возникающих на рынке услуг субъектов естественной монополии;
  3. субъект естественной монополии – физическое или юридическое лицо, занятые предоставлением услуг потребителям в сфере естественной монополии;
  4. потребитель – физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться услугами субъектов естественной монополии;
  5. услуги – услуги, товары и работы, предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом;
  6. тариф – денежное выражение стоимости услуг субъекта естественной монополии;
  7. тарифная смета – показатели о статьях доходов и расходов, об объемах оказываемых услуг и другие экономические показатели деятельности субъекта естественной монополии;

8)      инвестиционная программа – план мероприятий по вложению средств, направляемых на создание новых активов субъекта естественной монополии, на расширение, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов с целью получения технико-экономического эффекта, выражаемого в  достижения целевых показателей;

  1. публичные слушания – процедура обсуждения с потребителями проекта тарифа на услуги субъектов естественных монополий;
  2. временный компенсирующий тариф – тариф, утверждаемый уполномоченным органом в целях возврата средств потребителям;
  3. уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий;
  4. метод тарифного регулирования – совокупность способов и средств установления тарифов на услуги субъектов естественной монополии;
  5. затратный метод тарифного регулирования – установление тарифов в зависимости от постатейно определенных, экономически обоснованных затрат и прибыли субъекта естественной монополии;
  6. стимулирующий метод тарифного регулирования – установление тарифов в зависимости от эффективности деятельности субъекта естественной монополии и соблюдения им стандартов качества услуг;
  7.  метод индексации – установление тарифов на услуги путем ежегодной индексации установленного тарифа;
  8. коммунальные услуги в сферах естественных монополий – услуги водоснабжения, водоотведения, снабжения тепловой энергией, предоставляемые субъектами естественных монополий;
  9. стандарты качества услуги – совокупность критериев оценки услуг субъекта естественной монополии, включающие качественные и иные характеристики процесса предоставления услуг потребителям;
  10. двухставочный тариф – тариф, состоящий из платы за потребление и платы за содержание системы предоставления услуг;
  11. допустимый совокупный вклад в инфляцию роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий – показатель, определяющий предельный уровень тарифов на услуги субъектов естественных монополий в инфляции путем расчета их прогноза на календарный год;
  12. дифференциация тарифа –установление разных уровней тарифа в зависимости от групп потребителей и иных условий потребления;
  13. общедомовой прибор учета – прибор учета, расположенный на границе эксплуатационной ответственности потребителей и субъекта естественной монополии и определяющий объём потребления услуг несколькими потребителями;
  14. индивидуальный прибор учета – прибор учета, расположенный на территории потребителя и определяющий объём потребления услуг одним потребителем;
  15. временный понижающий коэффициент – величина, применяемая субъектом естественной монополии к тарифу в интересах потребителей и субъекта естественной монополии;
  16. показатели эффективности деятельности субъектов естественных монополий – соотношение результатов деятельности субъекта естественной монополии и его экономических, управленческих, производственных издержек, учитываемое при установлении тарифов;
  17. сеть – трубопровод, сеть или иное имущество, используемое для предоставления услуг;
  18. весовые значения – доля вклада тарифов на определенную услугу в допустимом совокупном вкладе в инфляцию.

 

Статья 5. Сферы и услуги естественных монополий

 

1. К сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся:

1) транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, за исключением их транспортировки в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан;

2) хранение, транспортировка товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатация групповых резервуарных установок, а также транспортировка сырого газа по соединительным газопроводам, за исключением хранения, транспортировки товарного газа в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан;

3) передача и (или) распределение электрической энергии;

4) производство, передача, распределение и (или) снабжение тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений;

5) техническая диспетчеризация отпуска в сеть и потребления электрической энергии;

6) организация балансирования производства-потребления электрической энергии;

7) услуги магистральных железнодорожных сетей, за исключением услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке грузов в контейнерах, перевозке порожних контейнеров и транзитных перевозках грузов через территорию Республики Казахстан;

8) услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии при отсутствии конкурентного железнодорожного пути;

9) услуги подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути;

10) услуги аэронавигации, за исключением аэронавигационного обслуживания международных и транзитных полетов;

11) услуги портов;

12) услуги аэропортов, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях;

13) водоснабжение и (или) водоотведение.

2. Перечень услуг, предоставляемых в сферах естественной монополий и подлежащих государственному регулированию, утверждается уполномоченным органом.

3. Субъекты естественных монополий подлежат включению в Регистр субъектов естественных монополий, состоящий из республиканского и местных разделов, с указанием услуг.

         4. Расширение сфер естественных монополий осуществляется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

 

 

       Глава 2. Государственное регулирование сферы естественных монополий

 

Статья 6. Государственное регулирование сферы естественных монополий

 

1. Государственное регулирование сферы естественных монополий осуществляется путем:

1) формирования государственного регистра субъектов естественных монополий;

2) установления тарифов на услуги субъектов естественных монополий;

3) утверждения порядка осуществления деятельности субъектами естественной монополии и установления тарифов на их услуги;

4) определения методов тарифного регулирования сферы естественных монополий;

5) определения допустимого совокупного вклада в инфляцию тарифов на услуги субъектов естественных монополий;

6) выдачи согласий на совершение отдельных действий субъектом естественных монополий в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

2. Способы установления тарифов на услуги субъектов естественных монополий:

1) утверждение тарифов уполномоченным органом;

2) установление тарифов субъектом естественной монополии;

3) определение тарифов при заключении договора государственно-частного партнерства.

 

Статья 7. Принципы регулирования

 

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:

гласность и открытость процедур регулирования;

стимулирование повышения качества услуг и удовлетворения спроса на них;

обеспечение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

 

 Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан

 

 Правительство Республики Казахстан:

 1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере естественных монополий;

 2) обеспечивает развитие международного сотрудничества в сфере естественных монополий или делегирует осуществление данной функции уполномоченному органу;

3) одобряет       допустимый совокупный вклад в инфляцию роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий;

4) определяет уполномоченный орган;

5) осуществляет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

Статья 9. Компетенция уполномоченного органа

 

1. Уполномоченный орган:

  1. осуществляет государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;
  2. вырабатывает предложения по формированию государственной политики в сфере естественных монополий;
  3. формирует Регистр субъектов естественных монополий;
  4. утверждает порядок осуществления деятельности субъектами естественной монополии и установления тарифов на их услуги;
  5. принимает к рассмотрению заявку субъекта естественной монополии об утверждении тарифа либо отказывает в принятии заявки к рассмотрению, в случаях предусмотренных в порядке осуществления деятельности субъектами естественной монополии и установления тарифов на их услуги;
  6. проводит публичные слушания при рассмотрении заявок субъектов естественных монополий на утверждение тарифов и размещает объявление о проведении публичных слушаний;
  7. утверждает тариф в случаях, установленных настоящим Законом;
  8. определяет уровень индексации тарифа;
  9. утверждает и корректирует тарифную смету субъектов естественных монополий;
  10.  утверждает совместно с соответствующим государственным органом или согласовывает  с местным исполнительным органом инвестиционные программы субъектов естественных монополий и корректирует их;
  11. утверждает временный компенсирующий тариф;
  12. выдает согласия на осуществление деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
  13. разрабатывает и утверждает стандарты качества услуг;
  14. осуществляет проверки и иные формы контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях;
  15. запрашивает и получает информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц;
  16. возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях, а также налагает административные взыскания;
  17. вносит субъектам естественных монополий предписания об устранении нарушений настоящего Закона;
  18. обращается в суд в случаях нарушения настоящего Закона;
  19. дает разъяснения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях;
  20. проводит анализ отчетов субъектов естественных монополий об исполнении тарифной сметы, инвестиционной программы и соблюдении стандартов качества услуг;
  21. утверждает положение и состав Совета по тарифной политике;
  22. согласовывает нормы потребления коммунальных услуг в сферах естественных монополий для потребителей, не имеющих приборов учета;
  23.  утверждает порядок согласования платы за приобретение и установку общедомовых приборов;
  24.  вносит предложение по определению допустимого совокупного вклада в инфляцию роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий;
  25. рассматривает обращения субъектов естественных монополий и потребителей;
  26.  утверждает показатели эффективности деятельности субъекта естественной монополии;
  27. утверждает типовые договора о предоставлении услуг субъектом естественных монополий;
  28. согласовывает в части порядка формирования и утверждения тарифов  на услуги, относящиеся к сфере естественных монополий конкурсную документацию проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта, проекты договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии, внесении в них изменений и (или) дополнений;
  29. утверждает порядок регулирования деятельности субъектов естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций;
  30. осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 10. Компетенция иных государственных органов

 

Государственные органы в области энергетики, железнодорожного транспорта, магистральных трубопроводов и (или) распределительных трубопроводов, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения и иных сферах естественных монополий:

1) в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации государственной политики в сфере естественных монополий;

2) утверждают и корректируют совместно с уполномоченным органом инвестиционную программу субъекта естественной монополии, включенного в республиканский раздел Регистра субъектов естественных монополий, и предоставляющего услугу в соответствующей сфере;

3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов

 

         Местный исполнительный орган:

  1. в пределах своей компетенции участвует в разработке и реализации государственной политики в сфере естественных монополий;
  2.  согласовывает инвестиционную программу субъекта естественной монополии, включенного в местный раздел Регистра субъектов естественных монополий;
  1. утверждают нормы потребления коммунальных услуг в сферах естественных монополий для потребителей, не имеющих приборов учета по согласованию с уполномоченным органом;
  2. осуществляет иные функции, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 12. Формирование Регистра субъектов естественных монополий

 

  1. Физическое или юридическое лицо, предоставляющее услуги, отнесенные к сфере естественной монополии или субъект естественной монополий, предоставляющий новый вид услуги, обязаны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении (о внесении изменения и (или) дополнения) в Регистр субъектов естественных монополий в течение пятнадцати календарных дней со дня предоставления услуг потребителям.
  2. При установлении уполномоченным органом фактов предоставления услуги, отнесенных к сфере естественной монополии физическим или юридическим лицом, уполномоченный орган включает их в Регистр без предоставления заявления.

3. Включение и исключение из Регистра субъектов естественных монополий производится уполномоченным органом.

4. Регистр субъектов естественных монополий состоит из республиканского и местных разделов.

5. В республиканский раздел Регистра субъектов естественных монополий включаются субъекты естественных монополий, предоставляющие услуги на территории двух и более областей, города республиканского значения и столицы.

В местный раздел Регистра субъектов естественных монополий включаются субъекты естественных монополий, предоставляющие услуги на территории одной области или города республиканского значения или столицы.

6. Субъект естественной монополии включается в Регистр субъектов естественных монополий по месту регистрации физического или юридического лица, за исключением иностранных физических и юридических лиц, которые подлежат включению в Регистр субъектов естественных монополий по месту предоставления ими услуг.

7. В случае прекращения предоставления услуги, отнесенной к сфере естественных монополий, или отдельной услуги субъект естественной монополии не позднее пятнадцати календарных дней со дня прекращения деятельности или предоставления отдельной услуги, представляет в уполномоченный орган заявление об исключении (о внесении изменения и (или) дополнения) в Регистр субъектов естественных монополий.

 

Статья 13. Методы тарифного регулирования сферы естественных монополий

 

1. При установлении тарифов на услуги субъектов естественных монополий применяются следующие методы тарифного регулирования:

1) затратный;

2) стимулирующий;

3) индексации;

4) определение тарифа при заключении договора государственно- частного партнерства.

2. С целью установления оптимального уровня тарифа и достижения целей государственного регулирования сфер естественных монополий допускается установление тарифов с применением иных методов тарифного регулирования, в том числе сочетающих элементы методов тарифного регулирования, предусмотренных настоящим Законом.

3. Метод тарифного регулирования определяется при условии:

1) экономической и технологической готовности субъектов естественных монополий к применению соответствующего метода тарифного регулирования;

2) недопущения возложения на субъектов естественных монополий и потребителей обязанностей, которые не могут быть ими выполнены;

3) недопустимости резкого изменения уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

 

 Статья 14. Применение допустимого совокупного вклада в инфляцию роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий

 

1. Допустимый совокупный вклад в инфляцию роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий рассчитывается ежегодно и содержит прогноз тарифов на услуги субъектов естественных монополий и общественно значимых рынков в области розничной реализации электрической энергии энергоснабжающими организациями, розничной реализации товарного газа, розничной реализации сжиженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки.

2. При расчете допустимого совокупного вклада в инфляцию роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий устанавливаются весовые значения:

1) областей, города республиканского значения, столицы;

2) каждого вида услуг.

 

Статья 15. Выдача согласия и прием уведомления на совершение отдельных действий субъектом естественных монополий

 

1. Субъект естественных монополий обязан получить разрешение уполномоченного органа на:

1) совершение сделок с имуществом, используемым для предоставления услуг, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года;

2) найм имущества, используемого для предоставления услуг, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года;

3) реорганизацию или ликвидацию.

2.   В выдаче разрешения на совершение действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть отказано в случае, если:

1)   это приведет к повышению тарифов на услуги субъекта естественной монополии;

2)   это приведет к нарушению договоров с потребителями;

3)   это приведет к ущемлению прав и законных интересов потребителей;

4)   это приведет к нарушению неразрывно связанной технологической системы предоставления услуг или снижению качества услуг;

5) представленная финансовая отчетность за предыдущий и текущий календарный год не соответствует требованиям законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

6)   представлен неполный пакет документов, либо представленные документы содержат недостоверную информацию.

3. Субъект естественной монополии не менее чем за пятнадцать календарных дней до начала или прекращения предоставления услуги, технологически связанной с услугами обязан направить уведомление в уполномоченный орган.

 

 

Глава 3. Формирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий

 

Статья 16. Порядок формирования тарифов на услуги субъектов естественной монополии

 

  1. Тариф должен обеспечивать возмещение затрат по предоставлению услуг и получение прибыли, направляемой на развитие субъекта естественной монополии и иные цели, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. 
  2. Тариф устанавливается в соответствии с порядком осуществления деятельности субъектами естественной монополии и установления тарифов на их услуги, определяемым уполномоченным органом, сроком на пять и более лет, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
  3. Для утверждения тарифа уполномоченным органом субъект естественной монополии представляет заявку на утверждение тарифа.
  4. Заявка на утверждение тарифа рассматривается уполномоченным органом в течение девяноста календарных дней с момента ее подачи.
  5. В случае, если при рассмотрении заявки необходима дополнительная информация, уполномоченный орган вправе запросить ее у заявителя в письменном виде с установлением срока, но не менее пяти рабочих дней.
  6. Уполномоченный орган проводит публичные слушания при утверждении тарифов на услуги субъекта естественной монополии не позднее чем за тридцать календарных дней до утверждения тарифа.
  7. Субъект естественной монополии обязан после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний предоставить по требованию участников публичных слушаний:

проекты тарифов на услуги и тарифных смет;

информацию о причинах повышения тарифов на услуги с экономически обоснованными расчетами.

  1. Решение об утверждении тарифа направляется субъекту естественной монополии не позднее пяти календарных дней со дня принятия решения об утверждении тарифа.
  2. С решением об утверждении тарифов уполномоченным органом направляется субъекту естественной монополии обоснование изменений и уточнений статей расходов и прибыли, представленных субъектом естественной монополии с заявкой на утверждение тарифов.
  3. Тариф вводится в действие с первого числа второго месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

11.  Субъект естественной монополии обязан довести до сведения потребителя информацию об установлении тарифа не позднее чем за тридцать календарных дней до введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

12. Порядок осуществления деятельности субъектами естественной монополии и установления тарифов на их услуги утверждается уполномоченным органом и включает:

  1. порядок включения и исключения из Регистра субъектов естественных монополий;
  2. методы тарифного регулирования;
  3. наименование услуг субъектов естественных монополий, тарифы на которые устанавливаются с применением соответствующего метода тарифного регулирования;
  4. порядок установления тарифов в соответствии с выбранным методом тарифного регулирования;
  5. порядок проведения публичных слушаний;
  6. порядок утверждения временного компенсирующего тарифа;
  7. порядок дифференциации тарифа;
  8. порядок выдачи разрешений на совершение отдельных действий субъектом естественных монополий;
  9. порядок расчета допустимого совокупного вклада в инфляцию тарифов на услуги субъектов естественных монополий;
  10. порядок проведения закупок субъектами естественных монополий;
  11.  порядок обеспечения субъектами естественных монополий открытого доступа к информации о услуге;
  12. порядок утверждения тарифов в упрощенном порядке;
  13. порядок утверждения инвестиционной программы субъекта естественной монополии и ее корректировки, форма инвестиционной программы, форма информации об ее исполнении и форма для публикации в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсе;
  14. порядок определения тарифов на услуги субъектов естественных монополий при заключении договора государственно-частного партнерства;
  15. порядок установления субъектом естественной монополий временного понижающего коэффициента;
  16. порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду услуг и в целом по иной деятельности;
  17. порядок перерасчета стоимости услуг по снабжению тепловой энергией с учетом фактической температуры наружного воздуха и возврата средств потребителям по результатам перерасчета;
  18. порядок обеспечения равных условий доступа к услугам  в сфере естественных монополий;
  19. порядок утверждения стандартов качества услуги;
  20. порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественных монополий;
  21. порядок изменения тарифа до истечения его срока действия;
  22. перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядок ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе на услуги субъекта естественной монополии;
  23. перечень контролируемых и неконтролируемых затрат;
  24. порядок утверждения показателей эффективности деятельности субъекта естественной монополии;
  25. типовые договора с потребителями услуг;
  26. порядок проведения ежегодного отчета о деятельности субъекта естественной монополии по предоставлению услуг в сферах естественной монополий перед потребителями и иными заинтересованными лицами.

 

Статья 17. Затратный метод тарифного регулирования

 

  1. Тариф на услуги субъекта естественной монополии с применением затратного метода тарифного регулирования утверждается уполномоченным органом сроком на пять и более лет путем определения экономически обоснованных затрат и прибыли.

2. Затратный метод тарифного регулирования предусматривает:

1) утверждение тарифной сметы;

2) утверждение инвестиционной программы;

3) ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе;

4) применение технических и технологических норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии, нормативных технических потерь, нормативной численности персонала, определенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли;

5) определение перечня затрат, не учитываемых в тарифе;

6) применение прямолинейного метода начисления износа основных средств и нематериальных активов;

7) применение порядка проведения закупок субъектами естественных монополий;

8) определение допустимого уровня прибыли с учетом балансовой или переоцененной стоимости активов субъекта естественной монополии, задействованных при производстве и предоставлении услуг, и ставки прибыли, рассчитанной по методу, определенному уполномоченным органом, и объема средств, необходимых для реализации инвестиционной программы;

9) утверждение временного компенсирующего тарифа за неисполнение тарифной сметы и инвестиционной программы;

10) возможность применения двухставочного тарифа на коммунальные услуги в сферах естественных монополий.

3. Реализация инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом, и возврат заемных средств, привлеченных для реализации инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом, осуществляются за счет прибыли и амортизационных отчислений, учтенных в тарифе.

 

         Статья 18. Стимулирующий метод тарифного регулирования

 

1. Тариф с применением стимулирующего метода тарифного регулирования утверждается уполномоченным органом на срок пять и более лет с учетом показателей эффективности деятельности субъекта естественной монополии и соблюдения стандартов качества услуг.

2. Стимулирующий метод тарифного регулирования предусматривает:

1) утверждение стандартов качества услуг;

2) утверждение показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий и их применение к контролируемым затратам;

3) определение показателей (контролируемые и неконтролируемые расходы и прибыль), учтенных при формировании тарифа по форме, установленной уполномоченным органом;

4) определение контролируемых и неконтролируемых затрат;

5) утверждение временного компенсирующего тарифа за неисполнение инвестиционной программы;

6) мероприятия, предусмотренные подпунктами 2), 3), 4), 5), 6) и 8) пункта 2 статьи 17 настоящего Закона.  

3. Реализация инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом, и возврат заемных средств, привлеченных для реализации инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом, осуществляются за счет прибыли и амортизационных отчислений, учтенных в тарифе.

 

Статья 19. Метод индексации

 

  1. Тариф с применением метода индексации устанавливается субъектом естественной монополии путем ежегодной индексации установленного тарифа на уровень, определяемый уполномоченным органом.
  2. Уровень индексации тарифа определяется уполномоченным органом ежегодно не позднее чем за два месяца до начала календарного года с учетом параметров социально-экономического развития Республики Казахстан.
  3. Субъект естественной монополии не позднее чем за тридцать дней до введения в действие тарифа, установленного с применением метода индексации, уведомляет об этом потребителей и уполномоченный орган.
  4. Реализация инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом, и возврат заемных средств, привлеченных для реализации инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом, осуществляются за счет прибыли и амортизационных отчислений, учтенных в тарифе.

 

Статья 20. Определение тарифа при заключении договора государственно-частного партнерства

 

1. Тарифы на услуги субъектов государственно-частного партнерства, в том числе концессионера, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления услуг, а также обеспечивать возврат вложенных инвестиций частного партнера и уровень доходности на вложенные инвестиции в соответствие с технико-экономическими параметрами проекта государственно-частного партнерства.

2. Формирование и определение тарифов на услуги субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договору государственно-частного партнерства, в том числе по договору концессии, осуществляется в соответствии с порядком осуществления деятельности субъектами естественной монополии и формирования тарифов на их услуги, определяемым уполномоченным органом.

3. Определение тарифов производится по инициативе субъекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионера, или уполномоченного органа.

4. Срок действия тарифов устанавливается на период не более чем предусмотрено на реализацию субъектом государственно-частного партнерства, в том числе концессионера, инвестиционной программы и договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

 

Статья 21. Утверждение тарифов в упрощенном порядке

 

1. Уполномоченный орган утверждает тариф в упрощенном порядке на услуги:

1) впервые созданного субъекта естественной монополии;

2) новые услуги;

3) новые объекты и (или) участки, если действующие тарифы на услуги субъекта естественной монополии утверждены раздельно по объектам и (или) участкам;

4) субъекта естественной монополии малой мощности.

2. Срок действия тарифов, утвержденных в упрощенном порядке, не должен превышать девяти месяцев, за исключением подпункта 4) пункта 1 настоящей статьи.

3. Введение в действие тарифов, утвержденных в упрощенном порядке, осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа.

4. К субъекту естественной монополии малой мощности относится субъект естественной монополии, осуществляющий реализацию услуг в объеме, не превышающем следующего значения:

по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией от отопительных котельных с общей установленной мощностью до двадцати Гкал/час включительно;

водоснабжения и (или) водоотведения объемом до пятисот тысяч кубических метров в год;

по подаче воды для орошения объемом до тридцати миллионов кубических метров в год;

в сфере подъездных путей объемом до пятидесяти тысяч вагон/км, вагон/час;

по передаче и (или) распределению электрической энергии объемом до двадцати пяти миллионов кВт.час в год;

в сфере аэропортов с годовым объемом пассажиропотока до 300 000 человек.

К субъекту естественной монополии малой мощности также относится субъект естественной монополии по услуге, доход от которой не превышает пяти процентов дохода от всех услуг субъекта естественной монополии за один календарный год.

5. Тариф на услуги субъекта естественной монополии малой мощности утверждается с применением метода индексации или в упрощенном порядке.

6. Субъект естественной монополии, который приобрел используемые при предоставлении услуг активы другого субъекта естественной монополии, продолжает предоставление услуг потребителям по тарифу, установленному для предыдущего собственника данных активов, но не более двенадцати месяцев с момента их приобретения.

7. В случае завышения тарифа, утвержденного в упрощенном порядке, уполномоченный орган учитывает размер превышения при утверждении введением нового тарифа.

 

Статья 22. Утверждение инвестиционной программы и ее корректировка

 

1. Инвестиционная программа субъекта естественной монополии разрабатывается с учетом приоритетов развития и социально-экономических показателей Республики Казахстан и предусматривает мероприятия, направленные на:

1) создание новых активов, расширение, реконструкцию, обновление действующих активов, непосредственно используемых в технологическом цикле предоставления услуг;

2) обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, в том числе установку общедомовых приборов учета;

3) повышение качества предоставляемых услуг.

2. Основаниями для отказа в утверждении инвестиционной программы являются:

1) наличие мероприятий, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи Закона, или отсутствие экономической эффективности инвестиционной программы;

2) отсутствие источников финансирования инвестиционной программы;

3) отсутствие обосновывающих документов или представление документов, содержащих недостоверную информацию.

3. Инвестиционная программа субъекта естественной монополии утверждается на срок действия тарифа.

4. Информация об исполнении инвестиционной программы, предоставляемая субъектом естественной монополии, включает:

1) плановые и достигнутые фактические объемы услуг;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) условия и размеры финансирования инвестиционной программы;

4) сопоставление достигнутых показателей исполнения инвестиционной программы с плановыми показателями, предусмотренными в инвестиционной программе;

5) разъяснение причин отклонения достигнутых показателей исполнения инвестиционной программы от плановых показателей, предусмотренных в инвестиционной программе.

5. Проведение анализа информации об исполнении инвестиционной программы включает:

1) сбор информации о ходе реализации инвестиционной программы;

2) анализ информации об исполнении инвестиционной программы;

4) оценку влияния реализации инвестиционной программы на изменение уровня тарифа, рост спроса на услуги при строительстве новых или реконструкции действующих активов;

5) оценку повышения качества и надежности услуг;

6) подготовку заключения о результатах исполнения инвестиционной программы.

6. Корректировка инвестиционной программы предусматривает:

1) изменение или включение новых мероприятий;

2) изменение сроков исполнения мероприятий.

6. Корректировка инвестиционной программы осуществляется по инициативе субъекта естественной монополии до 1 октября года.

7. В случае неисполнения субъектом естественной монополии мероприятий инвестиционной программы по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии (неисполнение обязательств другой стороной договора, признание конкурса (тендера) несостоявшимся, вследствие непреодолимой силы), сроки исполнения мероприятий инвестиционной программы могут быть перенесены на следующий год путем корректировки инвестиционной программы  до 1 марта года, следующего за годом реализации мероприятий инвестиционной программы.

Не допускается повторный перенос сроков исполнения данных мероприятий инвестиционной программы.

 

Статья 23. Порядок изменения тарифа до истечения его срока действия

 

1. Основаниями изменения тарифа до истечения срока его действия являются:

  1. изменение стоимости стратегических товаров и стоимости транспортировки стратегических товаров;
  2. изменение ставок налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
  3. утверждение новой инвестиционной программы в связи реализацией государственных программ Республики Казахстан;
  4. отклонение достигнутого за отчетный год объема предоставленных услуг от прогнозного объема, учтенного при утверждении тарифа;
  5. соблюдение или несоблюдение субъектом естественной монополии стандартов качества услуг.

2. Изменение тарифа осуществляется по инициативе уполномоченного органа или субъекта естественной монополии, не чаще одного раза в год по одному и тому же основанию.

3. В случае изменения тарифов по инициативе уполномоченного органа субъект естественной монополии обязан в месячный срок со дня получения соответствующего уведомления уполномоченного органа предоставить экономически обоснованные расчеты и иную информацию.         

4. Стратегическими товарами являются:

1) уголь, газ, мазут и дизельное топливо (с учетом расходов по транспортировке и доставке указанных товаров до места потребления), используемые в качестве топлива для производства тепловой энергии субъектами естественных монополий;

2) электрическая энергия – для субъектов естественных монополий в сферах передачи и распределения электрической энергии, водоснабжения и (или) водоотведения;

3) тепловая энергия – для субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и для нормативных потерь в сфере передачи и (или) распределения тепловой энергии;

4) газ – для собственных нужд и потерь для субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам;

5) покупная вода – для субъектов естественных монополий в сферах водоснабжения, производства тепловой энергии.

5. Введение в действие тарифов, измененных в соответствии с подпунктами 1)-4) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения.

 

Статья 24. Осуществление закупок субъектом естественной монополии

 

1. Настоящая статья и порядок осуществления закупок субъектами естественных монополий распространяется на закупки субъектов естественных монополий, тариф на услуги которых утвержден с применением затратного метода тарифного регулирования, за исключением:

1) государственных закупок;

2) закупок субъектов естественных монополий, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу;

3) закупок электрической и (или) тепловой энергии у энергопроизводящей организации, использующей возобновляемые источники энергии, которые осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии;

4) закупок субъектов естественных монополий малой мощности.

2. Закупка услуг осуществляется одним из следующих способов:

1) конкурса;

2) запроса ценовых предложений;

3) из одного источника;

4) через товарные биржи.

2. Закупки товаров, работ и услуг осуществляются способом конкурса, кроме случаев, установленных настоящей статьей Закона.

3. Закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на однородные товары, работы, услуги, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, при этом решающим условием является цена.

4. Закупки способом из одного источника осуществляются в случаях:

1) если закупки способом конкурса или запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися;

2) приобретения товаров, работ, услуг по ценам, установленным законодательством Республики Казахстан;

3) приобретения товаров, работ, услуг являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг;

4) приобретения товаров, работ, услуг вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для ликвидации аварий;

5) приобретения товаров, работ, услуг связанных с представительскими расходами;

6) приобретения периодических печатных изданий на бумажном и (или) электронном носителях;

7) приобретения товаров, работ, услуг у лица, определенного законами Республики Казахстан;

судебными исполнителями в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей;

проводимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве;

проводимых в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

при приватизации государственного имущества;

8) приобретения однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

9) приобретения услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, включая проезд к месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.

5. Закупки субъектов естественных монополий осуществляются в электронном виде путем размещения на своем интернет ресурсе или автоматизированной системе уполномоченного органа информации о каждой стадии процесса закупок.

6. В части, неурегулированной настоящей статьей Закона, закупки проводятся в соответствии с порядком осуществления деятельности субъектами естественной монополии и установления тарифов на их услуги.

7. Проекты договоров о закупках составляются в соответствии с типовыми договорами о закупках товаров, работ и услуг, утверждаемыми уполномоченным органом.

8. Закупки стратегических товаров субъект естественной монополии осуществляет непосредственно у производителей стратегических товаров, за исключением случаев:

1) наличия подтвержденного государственным органом, осуществляющим руководство в области электроэнергетики, дефицита электрической энергии на соответствующем товарном рынке;

2) несоответствия субъекта естественной монополии условиям для участия в оптовом рынке электрической энергии, предъявляемым к потребителям;

3) закупки электрической энергии на хозяйственные нужды субъектов естественных монополий в сферах передачи и распределения электрической энергии, электрической энергии с целью компенсации отклонений фактического межгосударственного сальдо-перетока электрической энергии от планового на границе с энергосистемами сопредельных государств;

4) закупки газа у газораспределительных организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении;

5) закупки электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии.

 

Статья 25. Подключение к услуге субъекта естественной монополии

 

  1. Подключение к услуге субъекта естественной монополии состоит из следующих этапов:
  1. подача заявления о подключении к услуге;
  2. рассмотрение заявления;
  3. выдача технических условий доступа к услуге;
  4. проведение работ в соответствии с техническими условиями доступа к услуге;
  5. подключение к услуге.
  1. Заявление о подключении к услуге, поданное заявителем регистрируется субъектом естественной монополии  в реестре заявлений в день поступления с указанием даты и времени поступления, регистрационного номера.
  2. Форма заявления о подключении и перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается уполномоченным органом в соответствии с порядком обеспечения равных условий доступа к услугам  в сфере естественных монополий.
  3. Субъект предоставляет потребителю копию заявления о подключении к услуге с подписью должностного лица, принявшего заявление, с указанием даты и времени поступления, регистрационного номера.
  4. Заявление о подключении к услуге рассматривается субъектом естественных монополий в течение одного рабочего дня, по итогам которого принимается одно из следующих решений:
  1. удовлетворить заявление о выдаче технических условий доступа к услуге;
  2. приостановить рассмотрение заявления;
  3. отказать в подключении к услуге.
  1. О принятом решении субъект естественной монополии уведомляет заявителя на следующий рабочий день со дня принятия решения.
  2. Технические условия доступа к услуге направляются по почте или выдаются непосредственно заявителю в течение десяти календарных дней со дня удовлетворения заявления.
  3. Технические условия доступа к услуге должны быть экономически обоснованы включая следующие условия:
  1. точка доступа к услуге должна быть определена с максимальным приближением к подключаемому объекту;
  2. иметь минимальные требования к необходимому оборудованию для подключения к услуги.   
  1. Рассмотрение заявления о подключении к услугам приостанавливается в случаях, если:
  1. заявление подано по неустановленной форме;
  2. представлен неполный перечень документов, прилагаемых к заявлению.
  1. В случае устранения заявителем причин приостановления рассмотрения заявления срок рассмотрения заявления возобновляется.
  2. Основаниями для отказа в выдаче технических условий доступа к услуге являются:
  1. отсутствие свободной технической мощности, необходимой для предоставления требуемого объема услуг;
  2. отсутствие сетей или иного актива, необходимого для предоставления услуг.
  1. Субъект естественной монополии размещает на своем интернет- ресурсе или в автоматизированной системе уполномоченного органа ежеквартально обновляемую информацию:

1) о резерве свободной технической мощности услуг;

2) схемы размещения сетей или иного актива, необходимого для предоставления услуг, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам.

  1. В случае отказа в подключении к услуге субъект естественной монополии:
  1. к решению об отказе в подключении к услуге прилагает мотивированное обоснование с расчетом дефицита свободной технической мощности услуг;
  2. направляет в течение двух календарных дней со дня принятия решения копию решения об отказе в подключении к услуге уполномоченному органу и информацию, подтверждающую обоснованность отказа в подключении к услуге.
  1. Уполномоченный орган в связи с получением отказа в подключении к услуге:
  1. не позднее пяти календарных дней направляет заявителю письмо о подтверждении обоснованности отказа в подключении к услуге или необходимости подачи жалобы в уполномоченный орган для инициирования проверки деятельности субъекта естественной монополии; 
  2. при установления факта отсутствия свободной технической мощности, необходимой для предоставления требуемого объема услуг, по итогам года исполнения инвестиционной программы субъекта естественной монополии является основанием инициирования ее изменения, обеспечивающего создание условий для подключения к услуге.
  1. При предоставлении доступа к услуге субъекту естественной монополии запрещается:
  1. взимать плату за выдачу технических условий доступа к услуге;
  2. навязывать заявителю проведение работ в соответствии с техническими условиями доступа к услуге;
  3. включать в технические условия доступа к услуге требований о представлении разрешений и иных документов государственных органов,  негосударственных организаций и иных условий, не относящихся к техническим параметрам подключения к услуге;
  4. предъявлять заявителю или иным лицам дополнительные требования, кроме соблюдения технических условий доступа к услуге;
  5. создавать преимущества заявителям, для которых субъект естественной монополии проводит работы в соответствии с техническими условиями доступа к услуге;
  6. ограничивать деятельность субъектов рынка, осуществляющих работы в соответствии с техническими условиями доступа к услуге;
  7. требовать от заявителя передачи сетей или иного актива, созданного при проведении работ в соответствии с техническими условиями доступа к услуге;
  8. отказывать заявителю в принятии в собственность сетей или иного актива, созданного при проведении работ в соответствии с техническими условиями доступа к услуге.
  1.  Подключение к услуге осуществляется субъектом естественной монополии в течение пяти календарных дней со дня получения уведомления заявителя о завершении работ в соответствии с техническими условиями доступа к услуге или устранении ранее выявленных нарушений технических условий доступа к услуге.
  2. При несоответствии проведенных работ техническим условиям доступа к услуге субъект естественной монополии отказывает в подключении к услуге с указанием выявленных нарушений технических условий доступа к услуге.

 

Статья 26. Публичность процесса государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий

 

1. Публичность процесса государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается:

1) размещением информации, относящейся к государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополи, в средствах массовой информации и автоматизированной системе уполномоченного органа;

2) проведением публичных слушаний;

3) проведением отчетов субъектами естественных монополий перед потребителями.

2. Субъект естественной монополии размещает в средствах массовой информации, распространяемых на территории предоставления услуг:

1) отчет о деятельности по предоставлению услуг перед потребителями и иными заинтересованными лицами с соответствующими обоснованиями;

2) отчет об исполнении инвестиционной программы.

3. Уполномоченный орган размещает в автоматизированной системе уполномоченного органа:

регистр субъектов естественных монополий;

правовые акты уполномоченного органа;

заявки субъектов естественных монополий на утверждение тарифа с прилагаемыми документами в случае их предоставления в электронном виде;

расчеты прибыли и тарифов на услуги субъекта естественной монополий;

установленные тарифы;

утвержденные тарифные сметы и инвестиционные программы;

отчеты субъектов естественных монополий об исполнении тарифных смет, инвестиционных программ и соблюдении стандартов качества услуг;

реестр выданных разрешений;

постановления уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности;

решения судов по итогам разбирательств с участием уполномоченного органа;

иную информацию, относящуюся к осуществлению государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, процессу установления тарифов и осуществлению контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях Республики Казахстан.

4. С использованием автоматизированной системы уполномоченного органа обеспечивается:

автоматизация процесса установления тарифов на услуги субъектов естественных монополий;

электронный документооборот между уполномоченным органом и субъектом естественной монополии;

 сбор, анализ и обработка информации при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях.

6. Уполномоченный орган обеспечивает открытый доступ к автоматизированной системе уполномоченного органа для неограниченного круга лиц.

5. Публичные слушания по обсуждению проекта тарифа на предоставляемые услуги проводятся с приглашением депутатов Парламента Республики Казахстан, маслихатов, представителей органов местного самоуправления, государственных органов, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и субъектов естественных монополий.

6. Уполномоченный орган размещает информацию на своем интернет-ресурсе о дате и месте проведения публичных слушаний за тридцать календарных дней до их проведения.

В случае, если публичные слушания проводятся при рассмотрении заявки на утверждение тарифов на коммунальные услуги в сферах естественных монополий, услуги по производству, передаче и распределению тепловой энергии субъекта естественной монополии, уполномоченный орган дополнительно опубликовывает информацию о дате и месте проведения публичных слушаний в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории предоставлению услуг.

7. Субъект естественной монополии ежегодно отчитывается перед потребителями о деятельности по предоставлению услуг, исполнении тарифной сметы, инвестиционной программы и соблюдении стандартов качества услуг.

8. Не признается коммерческой любая информация, представленная субъектов естественных монополий для утверждения тарифа.

 

 

Глава 4. Участники сфер естественных монополий

 

Статья 27. Права и обязанности субъекта естественной монополии

 

1. Субъект естественной монополии вправе:

  1. требовать от потребителей соблюдения технических требований, установленных законодательством Республики Казахстан;
  2. снижать тарифы на услуги для всех потребителей в период действия тарифов;
  3. самостоятельно распоряжаться недоиспользованной частью затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов предоставляемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур;
  4. требовать от потребителей доступ к индивидуальным приборам учета коммунальных услуг в сферах естественных монополий для снятия показаний и осуществлять из опломбировку;
  5. в случае отказа потребителей в доступе к индивидуальным приборам учета отказывать в предоставлении коммунальных услуг в сферах естественных монополий;
  6. обращаться в уполномоченный орган с корректировкой утвержденной уполномоченным органом тарифной сметы, инвестиционной программы в соответствии с порядком осуществления деятельности субъектами естественной монополии и формирования тарифов на их услуги;
  7. устанавливать временный понижающий коэффициент.

2. Субъект естественной монополии обязан:

  1. обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении, исключении, внесения изменения или дополнения в Регистр субъектов естественных монополий и утверждении тарифа на услуги в соответствии с настоящим Законом;
  2. предоставлять услуги по тарифам, установленным в соответствии с настоящим Законом;
  3. предоставлять потребителям доступ к услугам, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
  4. предоставлять потребителям равные условия доступа к услугам;
  5. не устанавливать дополнительных требований, не относящихся к предоставляемой услуге;
  6. обеспечивать прием платежей от потребителей за предоставляемые им коммунальные услуги в сферах естественных монополий через собственные кассы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, интернет-ресурсы или терминалы;
  7. заключать в соответствии с типовыми договорами, утвержденными  уполномоченным органом, индивидуальные договоры с потребителями на предоставления услуг; 
  8. приобретать и устанавливать потребителям общедомовые приборы учета коммунальных услуг в сферах естественных монополий и обеспечивать их обслуживание;
  9. разрабатывать и утверждать методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам услуг субъектов естественных монополий в соответствии с типовой методикой ведения раздельного учета, утвержденной уполномоченным органом;
  10. при отсутствии технической возможности установления приборов учета коммунальных услуг в сферах естественных монополий или их отсутствии производить начисления за коммунальные услуги в сферах естественных монополий потребителям по нормам потребления коммунальных услуг в сферах естественных монополий для потребителей, не имеющих приборов учета;
  11. проводить техническое обслуживание общедомовых приборов учета;
  12. в случае выхода прибора учета из строя не по вине потребителя взимать плату за предоставляемые коммунальные услуги в сферах естественных монополий по среднемесячным показаниям приборов учета;
  13. производить перерасчет стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа при оплате за услуги теплоснабжения;
  14. предоставлять по требованию потребителей информацию об установленном тарифе, качестве услуг, условиях предоставления услуг;
  15. ежегодно отчитываться о деятельности по предоставлению услуг перед потребителями;
  16. уведомлять потребителей об утвержденном (установленном, определенном) тарифе, об изменении тарифа в сроки, установленные настоящим Законом; 
  17. при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования:

исполнять утвержденную уполномоченным органом тарифную смету;

исполнять утвержденную уполномоченным органом инвестиционную программу;

ежегодно не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, представлять отчет об исполнении утвержденных уполномоченным органом тарифной сметы и инвестиционной программы ;

осуществлять закупки услуг, затраты на которые учтены при утверждении тарифа в соответствии с порядком;

предоставлять по требованию потребителей информацию, содержащуюся в утвержденной тарифной смете и инвестиционной программе.

  1. при утверждении тарифа с применением стимулирующего метода тарифного регулирования:

исполнять утвержденную уполномоченным органом в инвестиционную программу;

в период реализации инвестиционной программы ежегодно не позднее              1 мая года, следующего за отчетным периодом, представлять отчет об исполнении утвержденных уполномоченным органом инвестиционной программы;

ежегодно в срок не позднее 1 мая отчетного периода представлять в уполномоченный орган отчеты о фактически достигнутых за отчетный год доходах, расходах, о соблюдении стандарта качества услуги;

предоставлять по требованию потребителей информацию, содержащуюся в утвержденной инвестиционной программе.

20) вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду услуг и в целом по иной деятельности в соответствии с типовой методикой ведения раздельного учета, утвержденной уполномоченным органом;

21) размещать на своем интернет-ресурсе или в автоматизированной системе уполномоченного органа информацию о резерве свободной технической мощности услуг и схемы размещения сетей или иного актива, необходимого для предоставления услуг, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам;

22) по требованию уполномоченного органа предоставлять финансовую отчетность и иную необходимую информацию на бумажном или электронном носителе путем размещения электронного документа через автоматизированную систему уполномоченного органа в сроки, установленные уполномоченным органом, которые не могут быть менее пяти рабочих дней со дня получения субъектом естественной монополии соответствующего требования;

23)  уведомлять уполномоченный орган об установленном тарифе, об изменении тарифа в сроки, установленные настоящим Законом; 

24) ежегодно размещать в порядке, определенном уполномоченным органом, отчет о деятельности по предоставлению услуг перед потребителями и иными заинтересованными лицами не позднее пяти календарных дней с момента проведения отчета в средствах массовой информации, в том числе на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа;

25) ежегодно размещать в порядке, определенном уполномоченным органом, отчет о деятельности по предоставлению коммунальных услуг в сферах естественных монополий перед потребителями и иными заинтересованными лицами не позднее пяти календарных дней с момента проведения отчета в периодическом печатном издании, на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа.

Обязанности, предусмотренные подпунктом 14), абзацами вторым, третьим и пятым подпункта 16), подпунктами 17) и 18) настоящей статьи не распространяются на субъектов естественной монополии малой мощности.

 

Статья 28. Права и обязанности потребителя услуг субъекта естественной монополии

 

1. Потребитель услуг субъекта естественной монополии вправе:

1) покупать услуги субъекта естественной монополии по тарифам, установленным настоящим Законом;

2) участвовать в публичных слушаниях;

3) обращаться с заявлениями в уполномоченный орган о внесении изменений и дополнений, принятии новых или отмене действующих решений.

2. Потребитель услуг субъекта естественной монополии обязан:

1) своевременно и в полном объеме оплачивать услуги субъекта естественной монополии по тарифам, установленным в соответствии с настоящим Законом;

2) иметь приборы учета коммунальных услуг в сферах естественных монополий;

3) обеспечивать доступ к приборам учета субъектам естественных монополий;

 

Статья 29. Совет по тарифной политике

 

  1. Совет по тарифной политике является коллегиальным органом при уполномоченном органе по обсуждению и разработке основных направлений государственной политики в сфере естественных монополий.
  2. В состав Совета по тарифной политике входят депутаты Парламента Республики Казахстан (по согласованию), представители уполномоченного и иных государственных органов, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, общественного объединения потребителей субъектов естественных монополий, объединений субъектов частного предпринимательства, субъектов естественных монополий и иные заинтересованные лица.
  3. Совет по тарифной политике создает комиссии по проблемным вопросам тарифообразования в сфере естественной монополии
  4. Положение и состав Совета по тарифной политике утверждаются решением уполномоченного органа.
  5. Совет по тарифной политике:
  1. участвует в разработке основных направлений государственной политики в сфере естественных монополий;
  2. вырабатывает предложения по проектам нормативных правовых актов в сфере естественных монополий;

4)  оказывает консультативную, методическую и иную поддержку уполномоченному органу;

5) содействует привлечению общественных, научных и иных организаций к участию в реализации тарифной политики;

6) согласовывает уровень индексации тарифов;

7) согласовывает допустимый совокупный вклад в инфляцию услуг  роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий;

8) рекомендует метод тарифного регулирования.

 

Статья 30. Общественные объединения потребителей услуг субъектов естественных монополий

 

  1. Общественным объединением потребителей услуг субъектов естественных монополий является некоммерческая организация, создаваемая потребителями услуг субъектов естественных монополий в целях защиты своих прав и законных интересов.
  2. Общественные объединения потребителей услуг субъектов естественных монополий:
  1. участвуют в разработке основных направлений государственной политики в сфере естественных монополий;
  2. направляют предложения в уполномоченный орган по  проектам нормативных правовых и правовых актов в сфере естественных монополий;
  3. участвуют в рассмотрении проектов тарифов, тарифных смет, инвестиционных программ и иных документов;
  4. участвуют в осуществлении уполномоченным органом мониторинга исполнения тарифных смет, инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
  5. распространяют информацию о правах потребителей и обязанностях субъектов естественных монополий;
  6. представляют интересы потребителей в отношениях с уполномоченным, государственными органами, субъектами естественных монополий, судами и иными лицами;
  7. подают иски в суд о защите прав потребителей от имени потребителей услуг субъектов естественных монополий ;
  8. выполняют иные функции, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
  1. Финансирование деятельности общественных объединений потребителей услуг субъектов естественных монополий осуществляется за счет источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
  2. Деятельность общественных объединений потребителей услуг субъектов естественных монополий регулируется настоящим Законом, Законом Республики Казахстан «Об общественных объединениях», гражданским и иным законодательством Республики Казахстан.

 

 

Глава 5. Государственный контроль

 

Статья 31. Государственный контроль

 

Государственный контроль в сферах естественных монополий осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

При осуществлении государственного контроля в сферах естественных монополий уполномоченный орган принимает следующие меры реагирования:

  1. составляет акт о результатах проверки;
  2. возбуждает дело об административном правонарушении;
  3. выносит предписание об устранении нарушения законодательства о естественных монополиях Республики Казахстан;
  4. передает материалы в правоохранительные и иные органы.

 

Статья 32. Предписания уполномоченного органа

 

1. Предписания уполномоченного органа исполняются субъектами естественных монополий, государственными органами, их руководителями в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее тридцати дней со дня их получения.

2. В случае неисполнения государственными органами, их руководителями предписаний об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением настоящего Закона, либо о восстановлении первоначального положения уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить первоначальное положение.

3. В случае неисполнения субъектом естественной монополии, их руководителями предписания уполномоченный орган вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии совершить действия, указанные в предписании.

 

 

Глава 6. Ответственность в сфере естественных монополий

 

Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Статья 34. Временный компенсирующий тариф

 

1.     Временный компенсирующий тариф утверждается уполномоченным органом по результатам:

1)    проверки деятельности субъекта естественной монополии;

2)    ежегодного анализа представляемой субъектом естественной монополии информации об исполнении тарифной сметы, инвестиционной программы.

2.     Основаниями утверждения временного компенсирующего тарифа являются:

1) превышение тарифа, установленного в соответствии с настоящим Законом;

2) нецелевое использование средств амортизационных отчислений;

3) неисполнение мероприятий инвестиционной программы;

4) неисполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных уполномоченным органом размеров, за исключением случаев экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов предоставляемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или по результатам проведения конкурсных процедур.

2. Временный компенсирующий тариф не вводится в случае полного возмещения субъектом естественных монополий убытков потребителям услуг, в том числе по решению судов.

3. Уполномоченный орган устанавливает временный компенсирующий тариф с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения.

 

 Статья 35. Возмещение субъектом естественной монополии убытков, причиненных нарушением настоящего Закона

 

Действия (бездействие) субъекта естественной монополии, противоречащие настоящему Закону и причинившие убытки другому физическому или юридическому лицу, в том числе путем завышения тарифов, необоснованного отказа в заключении договоров на предоставление услуг и в их исполнении, влекут за собой возмещение субъектом естественной монополии убытков в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 36. Возмещение убытков, причиненных субъекту                 естественной монополии неправомерными решениями, действиями (бездействием) уполномоченного органа, а также его должностными лицами

 

В случае, если неправомерными решениями, а также действиями (бездействием) уполномоченного органа и его должностных лиц причинены убытки субъекту естественной монополии, он вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

 

 

Глава 7. Переходные и заключительные положения

 

Статья 37. Деятельность субъектов естественных монополий, реализующих инвестиционные программы с привлечением заемных средств международных финансовых организаций и входящих в перечень субъектов естественных монополий

 

1.     Для субъектов естественных монополий, реализующих инвестиционные программы  с привлечением заемных средств международных финансовых организаций и входящих в перечень субъектов естественных монополий, утвержденный уполномоченным органом, распространяется Особым порядком регулирования деятельности субъектов естественных монополий, участвующих в привлечении займов международных финансовых организаций.

2. Субъекты естественных монополий, реализующие инвестиционные программы с привлечением заемных средств международных финансовых организаций и входящих в перечень субъектов естественных монополий, утвержденный уполномоченным органом обязаны представить заявку на утверждение тарифа не позднее 125 календарных дней до окончания срока действия утвержденных тарифов.

 

Статья 38. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

  1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 16, ст.214; 1999 г., № 19, ст.646; 2000 г., № 3-4, ст.66; 2001 г., № 23, ст.309; 2002 г., № 23-24, ст.193; 2004 г., № 14, ст.82; № 23, ст.138, 142; 2006 г., № 2, ст.17; № 3, ст.22; № 4, ст.24; № 8, ст.45; № 13, ст.87; 2007 г., № 3, ст.20; № 19, ст.148; 2008 г., № 15-16, ст.64; № 24, ст.129; 2009 г., № 11-12, ст.54; № 13-14, ст.62; № 18, ст.84; 2010 г., № 5, ст.20, 23; 2011 г., № 1, ст.2; № 11, ст.102; № 12, ст.111; № 13, ст.112; № 16, ст.129; 2012 г., № 2, ст.9, 15; № 3, ст.21; № 4, ст.30; № 11, ст.80; № 12, ст.85; № 15, ст.97; 2013 г., № 4, ст.21; № 10-11, ст.56; № 15, ст.79, 82; № 16, ст.83; 2014 г., № 1, ст.4; № 4-5, ст.24; № 10, ст.52; № 11, ст.64; № 14, ст.87; № 16, ст.90; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 9, ст.46; № 19-I, ст.100; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.117; № 21-II, ст.131; № 22-II, ст.144; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 6, ст.45; № 8-I, ст.60; № 24, ст. 124).

 

 

Президент

Республики Казахстан