Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования"

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 18/03/2017
Публичное обсуждение до: 05/04/2017
Дата запуска онлайн-обсуждения: 04/05/2017 15:35:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 05/05/2017 15:35:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования»


 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования»

 


 

 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева № 1399-4 паб от 25 сентября 2013 года, а также в соответствии с его посланием народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» (Астана, 17 января 2014 года) в Казахстане разрабатывается Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании».

Принятие кодифицированного акта в сфере недропользования Казахстана потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в ряд законодательных актов Республики Казахстан.

  1. Изменение земельного законодательства

В настоящее время инвесторы, получившие право недропользования, вынуждены проходить все последовательные этапы оформления земельных участков, что в свою очередь влечет затягивание сроков начала проведения операций по недропользованию, и в некоторых случаях приводит к невыполнению обязательств недропользователей. При этом предоставление государством права недропользования уже предполагает его согласие на вовлечение соответствующих земельных участков для целей проведения операций по недропользованию. В этой связи, предлагается оптимизировать действующую процедуру оформления земельных участков, предоставленных для проведения операций по недропользованию. Указанные поправки  включают:

1) отмену требований об изменении целевого назначения земельного участка для целей недропользования (за исключением особо охраняемых природных территорий и земель лесного фонда);

2) введение публичного сервитута на этапе разведки (с компенсацией за сервитут или возмещением убытков);

3) введение нового механизма временного изъятия земельных участков, по аналогии с изъятием земельных участков для государственных нужд,  в случае, если земельный участок не использовался по целевому назначению в течение определенного периода времени. Данная мера позволит исключить случаи злоупотребления недобросовестными землепользователями своими правами.

Предлагается также уточнить объем прав собственников земельных участков и землепользователей на пользование недрами на безвозмездной основе под принадлежащими им земельными участками. К примеру, добыча полезных ископаемых на таких участках будет допускаться только в целях не связанных с предпринимательской деятельностью.

Проектом поправок будут предусмотрены особенности предоставления земельных участков для нового вида недропользования – старательства, а также                  иные изменения и дополнения уточняющего и  редакционного характера.

  1. Изменение административного законодательства

    В связи с изменением подходов государственного регулирования отношений в сфере использования недр и их ресурсов, предусмотренных в Кодексе о недрах и недропользовании, часть норм Кодекса «Об административных правонарушениях», предусматривающие административную ответственность недропользователей подлежат исключению либо пересмотру.

    В частности, виды ответственности недропользователей будут уточняться в связи с переходом на международные стандарты подсчета запасов, пересмотром принципа рационального и комплексного использования недр в сфере твердых полезных ископаемых, внедрением новых принципов и  механизмов государственного регулирования отношений в сфере недропользования и переводом отдельных видов обязательств из сферы частно-правовых отношений в сферу публично-правовых отношений.

  2. Изменение экологического законодательства

Проектом Кодекса о недрах закреплен приоритет экологической и промышленной безопасности. Вводятся также новые требования касательно обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий недропользования. При этом  предлагается пересмотреть сроки проведения государственной экологической экспертизы в целях ускорения оформления права недропользования.

Проектом также предусмотрены изменения и дополнения, имеющие уточняющий и редакционный характер.

  1. Обеспечение открытого доступа

    Опыт стран, являющихся лидерами по привлечению инвестиций в разведку (Австралия, Канада, США, Норвегия и др.), показывает, что одним из условий привлекательности недр для инвесторов является открытый доступ к геологической информации. Чем больше качественной геологической информации государство может предоставить, тем меньше геологических рисков для инвестора и, следовательно, тем более привлекательны такие недра для инвесторов.

    Действующая в Казахстане процедура доступа к геологической информации является сложной, поскольку такая информация относится к государственным секретам.

    В связи с закреплением в Кодексе о недрах и недропользовании открытого доступа к геологической информации и внедрением механизма предоставления права недропользования по принципу «первый пришел – первый получил», требуется внесение изменений в Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «О государственных секретах».

              Предполагается, что обеспечение открытого доступа к геологической информации приведет к увеличению количества потенциальных недропользователей, которые имея возможность свободного ознакомления с геологической информацией способны оценить перспективность тех или иных участков для вложения капитала в геологоразведку.

  2. Изменение водного законодательства

Подземные воды – это стратегический жизненно-важный природный ресурс, находящийся в постоянном движении и взаимосвязанный с надземными водными ресурсами, и который, в отличие от месторождения твердых полезных ископаемых или резервуаров нефти и газа, не может относиться к строго определенному участку недр в очерченных границах. Принципы регулирования, применяемые к разведке и добыче твердых полезных ископаемых и углеводородов не должны применяться к регулированию пользования подземными водами. В лучшей международной практике вопросы использования (добычи) воды, в том числе в процессе недропользования, концептуально регулируются водным законодательством, а не законодательством о недропользовании.

Законопроектом будет предусмотрено, что добыча подземных вод будет осуществляться в соответствии с Водным кодексом. Функции по поиску, подсчету и утверждению запасов подземных водных ресурсов предлагается сохранить за уполномоченным органом по изучению недр. При этом законопроектом также будет урегулирован порядок разведки подземных вод частными лицами.

Проектом также предусмотрены изменения и дополнения, имеющие уточняющий и редакционный характер.

  1. Прочие поправки

В связи с внедрением арендных платежей недропользователей, а также введением лицензионного сбора за старательство, которые будут поступать в местный бюджет, законопроектом предусмотрены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года.

Кодекс о недрах предусматривает возможность использовать арбитраж в качестве способа разрешения спора между недропользователем (при разведке или добыче твердых полезных ископаемых) и Республикой Казахстан в лице компетентного органа без наличия между сторонами спора письменного арбитражного соглашения. В этой связи изменения и дополнения будут внесены в Закон Республики Казахстан «Об арбитраже» от 8 апреля 2016.

Кроме вышеизложенного, в связи с принятием Кодекса о недрах иные поправки уточняющего и редакционного характера будут внесены в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, а также в Законы Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях», от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых природных территориях», от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан», от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния», от 22 июня 2012 года «О магистральном трубопроводе», от 16 января 2013 года «О государственной границе Республики Казахстан», от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите», от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях», от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности», от 31 октября 2015 года «О государственно-частном партнерстве».

 


 

4. Цели принятия законопроекта

Целью принятия законопроекта является приведение в соответствие законодательства Республики Казахстан с Кодексом о недрах и недропользовании.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием недр и их ресурсов, взаимодействием субъектов недропользования и государства.


 

6. Структура законопроекта

Законопроект будет состоять из двух статей:

Статьей 1 предусматривается внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях», Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года, Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года,  Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, законы Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности», от 7 июля 2006 года «О концессиях», от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых природных территориях», от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан», от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния», от 22 июня 2012 года «О магистральном трубопроводе», от 16 января 2013 года «О Государственной границе Республики Казахстан», от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите», от 31 октября 2015 года «О государственно-частном партнерстве», от 8 апреля 2016 года  «Об арбитраже», от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях», от 15 марта 1999 года «О государственных секретах».

Статья 2 определяет порядок введения в действие Закона.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Правовые последствия принятия законопроекта: формирование ясного, четкого, стабильного регулирования отношений по недропользованию, установление режима недропользования, направленного на соблюдение баланса интересов государства и инвесторов.

Социально-экономические последствия принятия законопроекта: принятие поправок будет способствовать привлечению новых инвестиций в геологоразведку и открытию новых месторождений полезных ископаемых, что в свою очередь приведет к следующим результатам:

росту добычи полезных ископаемых в стране на 10-13%;

увеличению поступлений налогов от недропользователей на сумму предположительно 300 млрд. тенге в год;

росту ВВП на 1,9-2,5%;

увеличению занятости в отрасли и росту услуг сервисных и подрядных организаций.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Нет необходимости.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет регулирования законопроекта регламентируются Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, Экологическим кодексом Республики Казахстан, Земельным кодексом Республики Казахстан, Водным кодексом, а также законами Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О разрешениях и уведомлениях», «О техническом регулировании», и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения в сфере охраны и пользования недр.


 

10. Наличие зарубежного опыта

Результаты исследования лучшего международного опыта в сфере регулирования использовании подземных вод, включая такие страны как Канада, Австралия, а также ЮАР показывают, что разведка подземных вод в этих странах проводится преимущественно государством и регулируется водным законодательством.

В Канаде существует национальное агентство The Water Survey of Canada, которое отвечает за сбор, интерпретацию и распространение информации о водных ресурсах, а также за мониторинг состояния водных объектов и окружающей среды.

Поиск водных ресурсов в Канаде осуществляется этим агентством в рамках государственной программы. Вся информация о состоянии водных ресурсов  находится в открытом доступе, на сайте агентства есть возможность выбрать определенную территорию и узнать о наличии/количестве/качестве водных ресурсов.

В Западной Австралии также не предусмотрена возможность разведки подземных вод частными лицами, а регулирование использования водных ресурсов сосредоточено на вопросах использования воды в промышленных/непромышленных целях.

Поиском воды занимается Департамент Воды в рамках специальных программ (Perth Regional Confined Aquifer Capacity project, Royalties for Regions groundwater investigation projects, State Groundwater Investigation Program, Shallow Groundwater System Investigation). Государство вкладывает значительные средства в поиск и оценку водных ресурсов, признавая стратегическую важность ее для государства и граждан.

Информация о водных ресурсах также доступна посредством интерактивных карт. При этом Департамент Воды имеет право доступа к информации, имеющейся у недропользователей о состоянии водных ресурсов.

На основе данных о ресурсах воды составляется Water Allocation Plan, в котором подробно расписывается, как будут распределены водные ресурсы и в каких объемах. Распределение осуществляется на основе научных обоснований, и этот процесс включается в себя серьезные исследования и консультации с заинтересованными лицами.

В некоторых случаях на этапе подготовки проектных документов (mining proposal) Департамент Воды может выдать лицензию на ограниченный поиск (investigation) подземных вод для того, чтобы недропользователь мог провести оценку и определить место для будущих скважин, необходимых для добычи подземных вод для целей разработки проекта.

Опыт стран, являющихся лидерами по привлечению инвестиций в сферу недропользования (Австралия, Канада, США, Норвегия и др.), показывает, что одним из условий привлекательности недр для инвесторов является открытый доступ к геологической информации.

Чем больше качественной геологической информации государство может предоставить, тем меньше геологических рисков для инвестора и, следовательно, тем более привлекательны такие недра для инвесторов.

Кроме того, инициатива по обеспечению свободного доступа к геологической информации основана на рекомендациях экспертов Всемирного банка и ОЭСР, поскольку это является одним из ключевых моментов для формирования в Республике Казахстан базы данных об инвестиционном потенциале государства в сфере недропользования.

Проблемы классификации запасов и стандартизации их разных типов в последнее время весьма актуальны для казахстанских компаний-недропользователей.

Ведь «правильная», т.е. наиболее понятная инвестору классификация, позволяет компаниям привлекать более дешевые деньги, следовательно, снижает стоимость производства и увеличивает доходность.

До недавнего времени всеми казахстанскими недропользователями использовалась система классификации и учета запасов, разработанная еще в СССР. Собственно, эта система является внутри страны официальной, и именно она используется Государственной комиссией по запасам.

В горнорудной отрасли большинство стран применяет стандарты системы, признанной мировым сообществом шаблонов публичной отчетности о ресурсах и запасах CRIRSCO. 

Эта процедура не является обязательной, однако большинство компаний – особенно тех, чьи акции торгуются на зарубежных площадках, или которые планируют IPO – предпочитают подсчитывать запасы своих месторождений не только по казахстанской системе, так как зарубежные классификации позволяют более точно определить экономическую модель освоения месторождений и обеспечить инвестору прозрачность и предсказуемость его вложений. Именно это является основанием для принятия решений об инвестициях.

Действующая на сегодняшний день в Казахстане методика и система оценки запасов полезных ископаемых была разработана в 1960 году и пересмотрена в 1981 году. Данная система применяется только в республиках бывшего Советского Союза и в существующих социалистических странах, в которых экономика в значительной мере находится под контролем государства (плановое хозяйство, командно-административная система), тогда как в ведущих добывающих странах с рыночной экономикой используются иные более гибкие и рыночно ориентированные подходы к оценке запасов, их утверждению и подтверждению.

Так, в США, Канаде, ЮАР и Австралии, оценка ресурсов и запасов полезных ископаемых осуществляется не государственным органами, а непосредственно недропользователями с привлечением так называемых компетентных лиц. Указанные лица, являются независимыми экспертами, состоящими в профессиональных саморегулируемых организациях, и несут ответственность за представленное заключение.

В таких странах государство не является активным участником процесса недропользования, оно лишь создает правила деятельности в сфере недропользования, способствующие привлечению инвестиций. При этом методы оценки ресурсов и запасов полезных ископаемых применяются в соответствии с отраслевыми рекомендациями (best practices), а не правилами, установленными государством, поэтому понятие «государственная экспертиза недр» в значении текущей казахстанской системы оценки запасов полезных ископаемых не существует.

В тех же странах инвестиционное и экспертное сообщества приняли соответствующие требования к листинговым компаниям (недропользователям или их материнским организациям) о предоставлении публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, ресурсах и запасах твердых полезных ископаемых (т.е. данные правила являются частью соответствующих биржевых правил): кодекс JORC (Австралия), SME Guide (США), CIM (Канада), SAMREC (ЮАР) и др.

Данные требования обеспечивают сферу недропользования прозрачной системой отчетности о ресурсах и запасах твердых полезных ископаемых, тем самым предоставляя инвесторам базу для принятия решений относительно инвестиций в горнодобывающие компании и их проекты. Данная система регулирования оценки ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых является наиболее передовой в мировой практике.

Принимая во внимание международную практику и тенденции, разработчиком предлагается поэтапно перейти к системе оценки ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых, , на примере развитых горнодобывающих стран, во-первых, позволит привлечь в горнодобывающую индустрию Республики Казахстан инвестиции с внешних рынков капитала (через большую прозрачность информации о месторождениях в понятных для инвесторов терминах кодексов семейства CRIRSCO). Во-вторых, позволит сбалансированно и успешно внедрить новые условия недропользования по твердым полезным ископаемым, изложенным в настоящей Концепции.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта не предполагаются.