Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 18/03/2017
Публичное обсуждение до: 05/04/2017
Дата запуска онлайн-обсуждения: 04/05/2017 15:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 05/05/2017 15:30:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»

 


 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»

 


 

 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева № 1399-4 паб от 25 сентября 2013 года, а также в соответствии с его посланием народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» (Астана, 17 января 2014 года) в Казахстане разрабатывается Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (далее – Кодекс).

Кодекс является следующим этапом реформирования законодательства о недрах Республики Казахстан и заменяет собой действующий Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» (далее – Закон о недрах).

Принятие Кодекса повлечет необходимость признания утратившим силу Закона о недрах и определения порядка введения в действие положений Кодекса, направленных на регулирование как уже имеющейся системы недропользования, так и отношений, которые возникнут в этой сфере в будущем.

Согласно пункту 5 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с устанавливаемыми законами Республики Казахстан требованиями.  Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства. Кроме того, принятие Кодекса потребует подготовки необходимой инфраструктуры и принятия подзаконных нормативных актов. В этой связи Кодекс предлагается ввести в действие через 6 месяцев с даты опубликования.

В соответствии со статьей 30 Закона о недрах изменения и дополнения законодательства, ухудшающие результаты предпринимательской деятельности недропользователя по контрактам, не применяются к контрактам, заключенным до внесения данных изменений и дополнений. В этой связи гарантии, предусмотренные статьей 30 Закона о недрах, будут учтены при разработке законопроекта.

Законопроектом предполагается внести ясность в вопросы продления действующих контрактов на разведку и контрактов на добычу, а также порядка и условий перехода к добыче по действующим контрактам на разведку, с учетом положений Закона о недрах, предусматривающих исключительное право недропользователей, обнаруживших и оценивших месторождение на основании контракта на разведку, на заключение контракта на добычу. Кроме того, будут определены возможность и условия перехода на новый режим недропользования по Кодексу обладателей права недропользования по контрактам, заключенным до введения в действие Кодекса.

Учитывая подходы по администрированию контрактной (лицензионной) территории, предусмотренные проектом Кодекса, законопроектом будут определены судьба действующих геологических и горных отводов, а также вопросы определения территории для проведения операций по недропользованию и условия расширения территории по контрактам на добычу полезных ископаемых, заключенных до введения в действие Кодекса.

Заложенная проектом Кодекса концепция недропользования исключает понятие техногенных минеральных образований. В этой связи, в отношении действующих контрактов на использование техногенных минеральных образований законопроектом будут определены условия их использования после введения в действие Кодекса.

Согласно части второй статьи 30 Закона о недрах гарантии стабильности не распространяются, в том числе, на изменения законодательства Республики Казахстан в сфере экологической безопасности. В этой связи законопроектом будет установлен переход всех недропользователей на новый порядок ликвидации последствий операций по недропользованию, который должен быть произведен в течение определенного периода с даты введения в действие Кодекса.

В связи с предполагаемыми изменениями в вопросах недропользования подземных вод и лечебных грязей, законопроектом будет также установлен период перехода на новый режим регулирования добычи подземных вод и лечебных грязей по контрактам, заключенным до введения в действие Кодекса.

Кроме того, законопроектом  предусматривается урегулирование вопросов связанных с  переходом на новый порядок разработки и утверждения проектных документов, порядком внесения изменений в контракты и в рабочие программы контрактов на недропользование, заключенных до введения в действие Кодекса, регулированием закупа товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, а также иных вопросов в связи с введением в действие Кодекса.


 

4. Цели принятия законопроекта

Целью принятия законопроекта является определение порядка введения в действие Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании».


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием недр и их ресурсов, взаимодействием субъектов недропользования и государства.


 

6. Структура законопроекта

Концептуально, предлагается, что законопроект будет состоять из четырех групп положений: 1) положения, которое вводит Кодекс в действие; 2) положения, которое распространяет нормы Кодекса на отношения, возникшие до введения его в действие; 3) положения, которые признают Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» утратившим силу, за исключением определенных его норм; и 4) положений, устанавливающих особый порядок регулирования сложившихся отношений в  сфере недропользования в переходный период.

 


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Правовые последствия принятия законопроекта: формирование четкого и стабильного регулирования отношений по недропользованию, установление режима недропользования, направленного на соблюдение баланса интересов государства и инвесторов.

Социально-экономические последствия принятия законопроекта: принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Нет необходимости.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет регулирования законопроекта регламентируется Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, Экологическим кодексом Республики Казахстан, а также Законом о недрах и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения в сфере охраны и использования недр.


 

10. Наличие зарубежного опыта

Кодификация той или иной отрасли права и последующее введение в действие кодифицированных нормативных правовых актов имеет заметное распространение в законодательной практике за рубежом.

Систематизация законодательства о недрах и недропользовании в странах романо-германской правовой семьи реализовалась, прежде всего, путем принятия кодексов и субординированных институциональных законов. В частности, к таковым странам относятся Чили, Бразилия, Аргентина, Франция, Украина и другие, где введение в действие кодифицированных актов осуществлялось с тщательным учетом уже сложившихся отношений в сфере недропользования и установлением новых, более прогрессивных правил в этой сфере.

Для стран англо-саксонской правовой семьи кодификация, как форма отраслевой систематизации законодательства, не является характерной, за исключением США. Однако в таких странах, переживающих подъем добывающей отрасли, также наблюдается системность и вертикаль построения законодательства в сфере разведки и добычи полезных ископаемых. Прежде всего, такая системность выражается в принятии статута или акта, который, по сути, является и выполняет роль кодекса в том его значении, которое имеет место в романо-германской системе права, на основе и в соответствии с которым принимаются субординированные законодательные и подзаконные акты.

Подобная система правового регулирования существует в Канаде, Австралии, ЮАР и Индии, то есть именно в тех странах, где имеет место устойчивый рост сферы недропользования и постоянный приток инвестиций в добывающую отрасль.

В большинстве зарубежных стран с развитым горным производством формирование системы законодательства о недрах осуществлялось в виде кодификации (ФРГ, Франция, Италия), инкорпорации (США) либо систематизации (Англия) и сопровождалось решением вопросов применения вновь вводимых в действие актов законодательства с учетом того, что такие акты были призваны не только регулировать новые и желательные отношения в сфере недропользования, но и частично затрагивать права и обязанности в этой сфере, сформировавшиеся до введения новых актов законодательства в действие.

Стоит отметить, что в странах, где выстроена четкая иерархичность системы законодательства о недропользовании и горном производстве, где данное законодательство выделено в отдельную отрасль, наблюдается устойчивый рост инвестиций в данный сектор экономики.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта не предполагаются.