Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О юридической помощи»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 23/08/2017
Публичное обсуждение до: 06/09/2017
Дата запуска онлайн-обсуждения: 11/09/2017 15:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 11/09/2017 16:00:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О юридической помощи»  


 

2. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О юридической помощи»  


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 (далее - Концепция). В Концепции в качестве одного из основных направлений развития правоохранительной и судебной систем, а также правозащитных институтов предусматривается необходимость совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан. В этой связи подчеркивается необходимость совершенствования механизма реализации гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно Концепции совершенствования требует система предоставления юридической помощи, и система оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.

В сфере юридической помощи участвует множество субъектов: адвокаты, нотариусы, частнопрактикующие юристы и др. При этом только деятельность адвокатов, нотариусов получило специальное законодательное регламентирование. Частнопрактикующие юристы законодательно не обозначены в качестве субъектов оказания юридической помощи. Не закреплены нормы, гарантирующие квалифицированный уровень оказываемой ими юридической помощи, что отрицательно сказывается на защите прав и свобод человека и гражданина. При этом доля их участия в сфере оказания юридической помощи существенна. 

В этой связи законопроект одним из своих направлений избрал необходимость придания деятельности частнопрактикующих юристов законодательных рамок.


 

4. Цели принятия законопроекта

Целью разработки законопроекта является комплексное совершенствование системы оказания юридической помощи.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Законопроектом регулируются общественные отношения, возникающие в сфере оказания юридической помощи, и определяются правовые механизмы реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц при оказании им юридической помощи.


 

6. Структура законопроекта

Законопроект состоит из 5 разделов.

Первый раздел «Общие положения» будет определять общие условия предоставления юридической помощи субъектами ее оказания. В нормах данного раздела будут определены принципы оказания юридической помощи; виды и формы предоставления юридической помощи; правовое положение субъектов, оказывающих юридическую помощь; компетенция правительства и уполномоченного органа в сфере юридической помощи, функции Комиссии по юридической помощи и пр. 

Раздел второй «Адвокатская деятельность» будет включать нормы, определяющие правовое положение адвокатов, как основных субъектов, оказывающих юридическую помощь (права и обязанности, гарантии, страхование ответственности); основания приобретения правового статуса адвоката (требования к претенденту, стажировка, аттестации, лицензирование, условия членства); формы организации адвокатской деятельности, органы управления РКА, территориальных коллегий адвокатов, их полномочия, контроль за деятельностью членов коллегий адвокатов, органов управления, привлечение к дисциплинарной ответственности, обжалование действий (бездействия) членов коллегий адвокатов, органов управления адвокатским сообществом и пр.

В третьем разделе будет определено правовое положение юридических консультантов; модель саморегулирования юридических консультантов; порядок и условия страхования профессиональной ответственности юридических консультантов; пределы осуществления государственного контроля и надзора за палатами юридических консультантов и т.д.

Раздел четвертый «Гарантированная государством юридическая помощь» будет регламентировать общие условия и порядок предоставления гарантированной государством юридической помощи.

Раздел пятый будет содержать заключительные и переходные положения законопроекта.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Положительные правовые и социально-экономические последствия:

- укрепление правового статуса представителей юридического сообщества (адвокатов, юридических консультантов, нотариусов, частных судебных исполнителей);

- повышение уровня профессиональной квалификации субъектов оказания юридической помощи;

- обеспечение доступа к получению юридической помощи на бесплатной основе социально уязвимым слоям населения, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- повышение качества юридической помощи;

- обеспечение качества юридической помощи, оказываемой адвокатом

- защита прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

- повышение роли коллегий адвокатов и адвокатских контор в надлежащей организации предоставления квалифицированной юридической помощи населению.

Принятие законопроекта не предполагает негативных и иных нежелательных социально-экономических и правовых последствий.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

С принятием законопроекта потребуется признание утратившим силу  действующих Законов «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года и «О гарантированной государством юридической помощи» от 3 июля 2013 года.

В целях реализации норм законопроекта предусматривается одновременно внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008;

- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года;

- Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях»;

- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года;

- Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года;

- Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях»;

- Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года «Об органах юстиции»;

- Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;

- Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах».


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

В настоящее время вопросы, входящие в предмет регулирования законопроекта, в целом регламентируются следующими законодательными актами:    

- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года;

- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года;

- Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года;

 - Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года;

- Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года;

- Закон Республики Казахстан «О гарантированной государством юридической помощи» от 3 июля 2013 года и т.д.

При этом данные законодательные акты фрагментарно регламентируют вопросы, предлагаемые в концепции. Кроме того, отдельные впервые вводимые механизмы требуют самостоятельной регламентации, например:

- саморегулирование юридических консультантов;

- комплексная социальная юридическая помощь (pro bono);

-страхование профессиональной ответственности юридических консультантов и адвокатов.


 

10. Наличие зарубежного опыта

Первым государством, которое установило юридическую помощь для малоимущих, была Германия.

В Германии юридическая помощь может предоставляться в гражданских (включая семейное право), административных, трудовых и даже конституционных спорах в судах, если какая-либо сторона не способна оплатить судебные и адвокатские сборы.

Предоставление юридической помощи регулируется принятым в 1980 году Законом о консультативной помощи и представительстве для граждан с низким уровнем дохода (Acton Advisory Assistance and Representation for Citizens with a Low Income), сокращенно Закон о консультативной помощи (Advisory Assistance Act). Законом не регулируются аспекты правовой помощи по уголовным делам, т.к. данная процедура подпадает под регламентацию Уголовно-процессуального кодекса.

Консультативная помощь также может оказываться иностранцам, однако в случае, если дело затрагивает аспекты иностранного права, помощь не предоставляется.

Условиями получения юридической помощи являются, во-первых, неспособность лица оплатить юридические услуги, во-вторых, высокий процент положительного исхода дела, в-третьих, дело не должно носить незначительный характер.

Заявка на юридическую помощь обычно подается вместе с проектом жалобы, искового заявления в соответствующий суд. Подобная процедура имеет определенные преимущества для заявителя юридической помощи, так как он временно освобождается от уплаты судебных издержек.

Юридическая помощь предоставляется за счет освобождения от судебных издержек и выплаты адвокатских взносов из государственного бюджета по решению суда. Сумма, выплачиваемая адвокату при предоставлении юридической помощи, регулируется в установленной законом таблице сборов и является значительно ниже, чем обычно адвокат может требовать в соответствии с обычной таблицей оплаты от клиента. Так, на сегодняшний день клиент должен оплатить услуги адвоката в сумме равной 15 евро. Однако если юридические услуги привели к положительному результату, выразившемся в улучшении финансового состояния (выплата долга, выплата компенсации), юрист может обратиться в местный суд для получения согласованной заранее оплаты.

Таким образом, особенностью германской системы является главенствующая роль суда в определении и решении о предоставлении юридической помощи заявителю. Также следует отметить, что адвокаты более ориентированы на успешное завершение дела, поскольку по завершению дела они вправе получать полное возмещение и оплату своих услуг, в случае проигрыша дела им выплачивается только минимальная плата за свои услуги в рамках юридической помощи.

В рамках уголовного разбирательства юридическая помощь доступна только в определенных обстоятельствах, исходящих из степени тяжести преступления и уязвимости обвиняемого, но никак не из его финансового положения. Финансовое положение обвиняемого учитывается только в случае определения его способности возмещения расходов на защиту в суде.

К вопросу о регулировании предоставления юридических услуг в Великобритании Парламент обратился в 1949 году, что выразилось в принятии Закона о правовой помощи и консультировании (Legal Aid and Advice Act 1949). С 1950 по 1989 гг. основным субъектом по проведению государственной политики в данной области было Юридическое общество, профессиональная организация, представляющая и регулирующая деятельность солиситоров. Слабая регламентация качества оказываемых услуг привела к принятию в 1988 году Закона о юридической помощи (Legal Aid Act 1988), согласно которому управление процессом предоставления юридической помощи перешло от Юридического общества к Совету по юридической помощи, члены которого назначались Правительством. Задачей Совета по юридической помощи являлось нахождение оптимального баланса сотрудничества государства с солиситорами. С начала 90-х годов Совет начинает сотрудничать с солиситорами на договорной основе по принципу франчайзинга - поставщикам услуг, получившим право на франчайзинг, предоставлялось преимущество в виде определенных полномочий.

За Юридическим обществом оставалась компетенция по установлению стандартов и критериев качества предоставляемых услуг. Так, Юридическим обществом была введена модель аккредитации юристов, согласно которой солиситор, прошедший одобренный Юридическим обществом курс обучения и сдавший практический экзамен, получает право на предоставление услуг в определенных областях. Помимо этого, в 1993 году Совет принимает серию собственных стандартов, известных как «Определение гарантии качества франчайзинга» (Legal Aid Franchising quality assurance specification - LAFQSA).

В 2000-м году полномочия Совета перешли к Комиссии по юридическим услугам, которая начала активно разрабатывать стандарты по юридической помощи и консультационным услугам, что в итоге выразилось в принятии в 2002 году единых стандартов оказания юридических услуг «Знак качества». Условия получения знака качества были разработаны Юридическим обществом. В основном они представляют собой набор стандартов для эффективного управления офисом. Были введены такие формы проверки, как оценка ведения дела, проверка материалов дела, проверка со стороны коллег (практикующие юристы с безупречной репутацией), проверка по методу «тайного покупателя».

В 2013 году на смену Комиссии по юридическим услугам было создано Агентство по правовой помощи, исполнительное агентство при Министерстве юстиции Великобритании, представляющее юридическую помощь и консультирование по гражданским и уголовным делам в Англии и Уэльсе. Подобные изменения были вызваны принятием Закона о правовой помощи, приговоре и наказании правонарушителей 2012 года с целью увеличения министерского контроля за расходованием бюджета Великобритании на предоставление юридической помощи.

На сегодняшний день для того, чтобы заключить контракт с Агентством, организация должна быть аккредитована по стандартам Агентства «Знак качества специалиста» или «Знак качества по медиации», либо по стандарту Юридического общества «Стандарт практики управления Lexcel» (Lexcel Practice Management standard).

Юридическую помощь по уголовным делам оказывает Служба публичных защитников, штат которой состоит из юристов, нанимаемых Агентством по юридической помощи для предоставления своих услуг в полицейских участках и в зале суда. Однако большинство спонсируемых юридических услуг в уголовной сфере оказывается частными юристами, заключившими контракт с Агентством и получающими плату за конкретное дело. 

Юридическая помощь в США подразделяется на уголовную и гражданскую сферы. Юридическая помощь в уголовных делах гарантируется для лиц, находящихся под уголовным преследованием и которые не в состоянии позволить себе нанять адвоката. Акт об уголовной юстиции (Статья 3006А Титула 18 Свода законов США) установил порядок оказания бесплатной юридической помощи неимущим и малоимущим обвиняемым по уголовным делам федеральной подсудности. В 1963 году Верховный Суд США в деле Гидеон против Вэйнрайт (Gideon v. Wainwright) установил, что Шестая поправка к Конституции касательно права на помощь адвоката требует от правительства предоставлять юридическую помощь тем обвиняемым, которые не в состоянии себе ее позволить. В США под публичным защитником (public defender) понимается адвокат, который работает в службе публичных защитников, то есть агентстве, спонсируемом государством и предоставляющим юридическую помощь малоимущим. Суд назначает службу публичных защитников для защиты подсудимого, служба в свою очередь направляет юриста для работы над делом. Суды также могут назначать частнопрактикующих юристов, которые выразили согласие на предоставление своих услуг малоимущим клиентам посредством заключения контракта, в котором определяется количество дел на определенный срок, либо на основании привлечения по конкретному делу.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Принятие данного законопроекта не повлечет затрат из республиканского бюджета, а также из местных бюджетов


 

Комментарий

АНАРБЕКОВА АСЕЛЬ

Целью разработки законопроекта является комплексно... посмотреть текст 13 19 29/08 - 11:30

Деятельность адвокатов уже регламентируется действующим Законом РК "Об адвокатской деятельности", в связи с чем принятие данного Закона, с отменой уже действующего является не целесообразным.

11/09 - 15:08

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта . Кроме того, законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности.

АНАРБЕКОВА АСЕЛЬ

В сфере юридической помощи участвует множество суб... посмотреть текст 13 18 29/08 - 11:40

Не урегулированной законодательно остается лишь деятельность частнопрактикующих юристов, тогда как все остальные категории имеют свои профильные Законы. В связи с чем, ради регулирования одной категории, отменять уже действующие законы является нецелесообразным.

11/09 - 15:20

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта . Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности .

АНАРБЕКОВА АСЕЛЬ

В этой связи законопроект одним из своих направлен... посмотреть текст 10 18 29/08 - 11:40

То есть необходимо принять Закон в отношении частнопрактикующих юристов.

11/09 - 15:20

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта . Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности.

АНАРБЕКОВА АСЕЛЬ

- укрепление правового статуса представителей юрид... посмотреть текст 10 18 29/08 - 11:42

Правовой статус представителей юридической профессии может быть укреплен при соблюдении остальными участниками взаимоотношений норм уже существующих законов.

11/09 - 15:20

Правовой статус юридических консультантов требует законодательного закрепления, ввиду отсутствия комплексного правового регулирования данной сферы в государстве.

АНАРБЕКОВА АСЕЛЬ

- обеспечение доступа к получению юридической помо... посмотреть текст 10 18 29/08 - 11:44

Путем нарушения конституционного права граждан на получение вознаграждения на труд, государство пытается снять с себя бремя обязательства по обеспечению гарантированной юридической помощью отдельных категорий. при этом, среди адвокатов также есть лица с низким уровнем дохода, инвалиды и прочие социально уязвимые слои населения.

11/09 - 15:21

Законопроектом функции по обеспечению гарантированной государством юридической помощи сохраняются. Наличие правового статуса адвоката не влияет на его социальный статус, таким образом, адвокат также имеет право на получение комплексной социальной юридической помощи.

АНАРБЕКОВА АСЕЛЬ

Принятие законопроекта не предполагает негативных ... посмотреть текст 9 18 29/08 - 11:46

Принятие законопроекта повлечет существенное нарушение гражданских прав адвокатов, нарушит основные начала деятельности адвокатуры как саморегулируемого сообщества.

11/09 - 15:21

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта . Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности.

АНАРБЕКОВА АСЕЛЬ

Раздел второй «Адвокатская деятельность» будет вкл... посмотреть текст 11 18 29/08 - 11:47

Правовой статус адвокатов в достаточной мере определен существующим Законом РК «Об адвокатской деятельности» и закрепление его, а также положительные правовые и социально-экономические последствия зависят от соблюдения действующего Закона остальными субъектами взаимоотношений. Принятие данного законопроекта направлено на централизацию управления деятельностью адвокатуры, путем создания Комиссии, в составе которой будут представители государственной власти и наделения властными полномочиями РКА. Кроме того, создание Комиссии, в состав которой входят представители Генеральной прокуратуры и Верховного суда негативно отразится на независимости и самоуправляемости адвокатуры. А также создаст предпосылки к нарушению принципов судопроизводства, таких как равенство сторон, состязательность

11/09 - 15:22

Данный вопрос прорабатывается на данный момент.

БОРИСОВ ДМИТРИЙ

4. Цели принятия законопроекта... посмотреть текст 9 17 29/08 - 15:13

Адвокатская деятельность регламентируется действующим законом "Об адвокатской деятельности". В данном законе достаточно полно расписан весь порядок - от стажировки и получения лицензии, до исключения или лишения лицензии. Если и есть необходимость совершенствования закона, то это возможно сделать путем внесения изменений, а не принятия нового. Необходимо разработать и принять закон в отношении частнопрактикующих юристов, деятельность которых ни чем не регулируется. Но объединять все в один закон нецелесообразно, и на это есть много причин. Одна из них: деятельность адвокатов лицензируемая, а частнопрактикующих юристов нет. И как можно в один закон впихать разные виды деятельности. Есть и другие причины, всего в комментариях не описать.

11/09 - 15:22

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта. Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности.

МАРАТОВ МАКСАТ

Принятие законопроекта не предполагает негативных ... посмотреть текст 8 17 29/08 - 15:54

Казахстанская адвокатура десятками лет совершенствовалась и не перестает совершенствоваться. Наш профильный закон выверен временем и правовыми реалиями и требует доработки, но никак не полную его отмену и принятие нового закона. Ввиду принятия положений концепции адвокатура потеряет свою независимость а значит и сам смысл существования адвокатуры в целом.

11/09 - 15:22

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта . Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности.

АРТЫШКО НАТАЛЬЯ

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О ю... посмотреть текст 4 17 29/08 - 19:13

Деятельность адвокатов уже регламентируется действующим Законом РК "Об адвокатской деятельности", в связи с чем принятие данного Закона, с отменой уже действующего является не целесообразным.

11/09 - 15:23

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта . Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности .

ГАЗЫМЖАНОВ ЕРЛАН

4. Цели принятия законопроекта... посмотреть текст 5 16 29/08 - 23:30

Этот законопроект отдаляет нас от цели обеспечения равноправия и состязательности сторон. В законопроекте обилие норм, негативно влияющих на равноправие и состязательность сторон судопроизводства. Делающих адвокатов зависимыми от государственных чиновников, которым закон позволяет оказывать давление и преследовать адвокатов в зависимости от их действий и выбранной позиции защиты. А также есть обилие норм, снижающих финансовую независимость адвокатов. Вообще нет норм, которые фактически расширяли бы полномочия адвокатов.

11/09 - 15:23

В настоящий момент рабочей группой принято решение по сохранению действующего Закона с внесением изменением и дополнений в части регулирования деятельности частнопрактикующих юристов, оказания гарантированной государством юридической помощи. Законопроектом предусматривается усиление правового статуса как адвокатской деятельности, так и статуса юридического консультанта в целом. Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение прав адвокатов, а также повышение степени профессиональной ответственности.

САЛИМБАЕВА ГАУХАР

2. Название законопроекта... посмотреть текст 3 17 31/08 - 14:20

Деятельность адвокатов уже регламентируется действующим Законом РК "Об адвокатской деятельности", в связи с чем принятие данного Закона, с отменой уже действующего является не целесообразным.

11/09 - 15:19

Законопроектом предусматривается утрата силы действующего Закона «Об адвокатской деятельности», но с дальнейшим принятием его в новой редакции. Также, Законопроектом предусматривается усиление правового статуса адвокатской деятельности, и закрепление правового статуса юридического консультанта. Кроме того, Законопроектом предусматривается повышение требований к квалификации адвоката, расширение их прав, а также повышение степени профессиональной ответственности .