Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


КОНЦЕПЦИЯ проекта Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 02/10/2017 19:08:01
Публичное обсуждение до: 16/10/2017
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/09/2020 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/09/2020 00:00:00
Приложенные документы:

ПРОЕКТ 26.09.2017

 

КОНЦЕПЦИЯ проекта Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений»

 

1. Название проекта закона

 

Проект Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений».

Предварительный текст законопроекта прилагается.

 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

 

В Республике Казахстан отсутствует специальное законодательство по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС).

В Казахстане ГТС являются наиболее распространенными типами инженерных сооружений с весьма важными функциями, оказывающими большое влияние на развитие экономики и социальной сферы, экологическую устойчивость, а также безопасное функционирование промышленных, социальных объектов, и главное безопасное проживание населения, в нижнем бьефе подпорных сооружений.

Обеспечение безопасности ГТС относится к специфической области межведомственной деятельности, в которой участвует большое число контрольно-надзорных органов и служб, министерства, национальные компании, местные органы управления и иные собственники, располагающие водохозяйственными сооружениями различного назначения. Взаимодействие между ними представляет довольно сложную проблему, и, ее системное решение требует соответствующего законодательно-правового и институционального обеспечения.

Однако в Казахстане до настоящего времени еще не сформирована система обеспечения безопасности гидросооружений, что не позволяет разрабатывать стратегические направления практических действий в этой области. Не имеется законодательной основы о безопасности ГТС, единой государственной системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации, учитывающей специфику ГТС.

Нормативная база в отношении безопасности плотин и других ГТС либо устарела, либо формально перенесена из области промышленного производства и строительства. Не ведется должным образом государственный реестр ГТС, не обобщается международный опыт эксплуатации различных ГТС, основанный на применении современных средств наблюдения и диагностики состояния сооружений.

Не выработана концепция государственной политики в этой сфере, четко не определены функции государственного надзора за безопасностью сооружений. В этих условиях решение проблем безопасности переместилась непосредственно на собственников (включая частных) и операторов сооружений, что ведет к резкому повышению вероятности роста аварийных ситуаций на сооружениях. Из-за отсутствия у собственников квалифицированных кадров и специалистов, достаточных финансовых средств не организована должным образом безопасная эксплуатация ГТС.

Следует особо подчеркнуть, что техническая безопасность напорных ГТС в значительной степени зависит также от надлежащей охраны сооружений от возможных диверсионных и террористических воздействий. С учетом международного опыта должны быть определены эффективные меры по предотвращению возможных противоправных действий в отношении ГТС и персонала на основе специализированного закона прямого действия (закона о безопасности ГТС).

Как уже отмечено, уполномоченный орган (Комитет по водным ресурсам) в области безопасности ГТС, ввиду неудовлетворительной координации и взаимодействия, недостаточности финансирования, малочисленности и отсутствия квалифицированных инженерно-технических специалистов, слабой оснащенности транспортом, контрольно-измерительными приборами и оборудованием, не в состоянии осуществлять возложенные на него функции контроля и надзора за безопасностью ГТС.

Все это в совокупности определяет высокую актуальность закона о безопасности ГТС, принятие которого будет способствовать усилению ответственности регулирующих органов и собственника сооружения за надежность функционирования гидротехнических объектов, снижению коррупционных нарушений в этой сфере.

Проект закона РК «О безопасности ГТС» разработан на основе модельного законодательного акта «О безопасности гидротехнических сооружений» (постановление МПА ЕврАзЭС от 04.04.08 № 9-10), в котором определены правовые механизмы регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности ГТС при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС; установлены обязанности органов государственного управления, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС (проект закона прилагается).

Закон о безопасности ГТС и создание специального органа для осуществления регулирующих и надзорных функции позволят сформировать единую систему управления в этой области. Подобные структуры по обеспечению безопасности ГТС функционируют в большинстве стран в качестве регулирующего и регламентирующего органа, и имеющего статус государственной (национальной) организации.

Основная роль такой службы заключается в оказании поддержки эксплуатирующим организациям (собственникам) в выполнении своих обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, и ее основными задачами должны быть:

  • законодательно-нормативное и организационное обеспечение деятельности в области безопасности ГТС;
  • формирование и осуществление политики в сфере безопасности ГТС, а также подготовка планов совершенствования государственной системы безопасности ГТС;
  • контроль реализации государственной политики в этой сфере, а также исполнения основных мероприятий, проводимых на государственном уровне;
  • координация и надзор за функционированием ГТС независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • выдача разрешений на деятельность субъектов хозяйствования, причастных к обеспечению безопасности ГТС;
  • государственная регистрация и контроль над проведением экспертиз деклараций безопасности ГТС;
  • подготовка предложений в межгосударственные и национальные программы обеспечения безопасности ГТС;
  • осуществление контроля над ходом исполнения этих программ и совершенствование отраслевых нормативных документов;
  • формирование отраслевых информационных баз данных и ведение реестра ГТС;
  • совершенствование системы обеспечения безопасности ГТС и разработка долгосрочных мероприятий по ее повышению.

Принятие закона «О безопасности ГТС» позволит усилить меры по противостоянию коррупции в секторе водного хозяйства, которые должны включать:

  • принятие прозрачности и общественного участия в качестве руководящих принципов во всех аспектах управления водными ресурсами и безопасностью ГТС;
  • усиление нормативного регулирования во всех соответствующих сферах – охраны окружающей среды, использования водных ресурсов, санитарии, сельского хозяйства и энергетики, проведение институциональных реформ и наращивание потенциала регулирующих органов;
  • обеспечение добросовестной конкуренции и подотчетности в отношении заключения и исполнения контрактов, связанных с использованием водных ресурсов и безопасностью ГТС.

Закон о безопасности ГТС позволит не только четко разграничить функции всех участников процесса обеспечения безопасности ГТС, создать эффективную систему их взаимодействия, но и поднять на качественно новый уровень решение задач безопасности водопользования и ГТС на национальном и межгосударственном уровнях. Такой законодательный акт должен быть определяющим в системе мер обеспечения национальной безопасности Казахстана.

В настоящее время на территории республики имеются 1665 ГТС, в том числе водохранилищ с объемом более 1,0 м3 – 319 штук (из них в республиканской собственности – 83 штук, в коммунальной собственности – 200 штук, в частной собственности – 34 штук и бесхозяйные – 60 штук); плотин – 443 штук (из них в республиканской собственности – 32 штук, в коммунальной собственности – 346 штук, в частной собственности – 45 штук и бесхозяйные – 20 штук); дамб – 125 штук и другие ГТС – 778 штук.

По состоянию на 01.05.2017 года всего обследовано – 1212 ГТС, из них 865 ГТС находятся в удовлетворительном, а 347 ГТС находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют ремонта.

Необходимость правового регулирования вопросов безопасности ГТС определяется крупномасштабными социально-экономическими последствиями от их повреждений и разрушений. Человеческие жертвы и материальный ущерб при этом сопоставимы с последствиями разрушительных природных катаклизмов.

В Казахстане строительство и возведение многих ГТС осуществлялось в 60-80-е годы прошлого столетия. Их обследование сегодня показывает, что фактический износ составляет более 60%, резко снижена надежность и безопасность стратегически важных ГТС.

В соответствии с Водным кодексом, Указом Президента Республики Казахстан от 1 ноября 2004 года № 1466 определен перечень водохозяйственных сооружений (далее – Перечень), имеющих особое стратегическое значение, в который включены 57 водохранилищ и 29 подпорных ГТС. В соответствии со статьей 25 Водного кодекса данные водохозяйственные объекты не могут быть переданы в аренду, доверительное управление и не подлежат приватизации.

Длительный срок эксплуатации и снижение в последние 20 лет объемов финансирования на эксплуатационные расходы, текущие и капитальные ремонты, а также влияние климатических и сейсмических факторов постепенно приводят к моральному и физическому износу всего комплекса ГТС. Есть среди них и объекты, расположенные неподалеку от вредных производств.

На сегодняшний день эксплуатируются такие крупные водохранилища как Астанинское построенное в 1970 году с емкостью 410,9 млн.м3, Селетинское – 1965 году (230 млн.м3), Каргалинское – 1975 году (280 млн.м3), Бартогайское – 1982 году (320 млн. м3), Капшагайское – 1970 году (18560 млн.м3), Терс-Ащибулакское – 1963 году (158,6 млн.м3), Тасоткельское – 1974 году (620 млн.м3), Самаркандское – 1939 году (253,7 млн.м3), Верхне-Тобольское – 1972 году (816,6 млн.м3), Каратомарское – 1965 году (586 Бугуньское – 1967 году (370 млн.м3) и другие.

Трагические события весной 2010 года в Алматинской области и 2014 года в Карагандинской области с человеческими жертвами и разрушениями, а также наводнения в других регионах Казахстана послужили серьезным уроком по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем. Необходима выработка рекомендации по оснащению ГТС современными контрольно-измерительными приборами, оборудованием и средствами повышения безопасности эксплуатации.

При оценке возможных чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием повреждений и разрушений ГТС, рассматривается не только динамическая авария, обусловленная распространением волны прорыва или подтоплением территории в нижнем бьефе, но может иметь место и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате снижения уровня воды в водохранилище ниже отметок, ограничение подачи воды по ирригационным системам, предусмотренных правилами его эксплуатации, и соответствующего прекращения или ограничения различных видов водопользования или иных последствий снижения этого уровня. Вред, нанесенный жизни, здоровью, имуществу людей или имуществу предприятий и организаций в результате негативных экологических последствий аварии ГТС, в мировой практике рассматриваться при оценке возможных последствий повреждений и разрушений.

Остановка на время, достаточное в условиях аридного климата для подсушки растений, хотя напрямую не несет угрозы жизни и здоровья населения, однако может оставить без работы и без продуктов питания, а стало быть и без средств к существованию группы людей, занятых производством сельхозпродукции в стране, получающей необходимую воду из тех или иных сооружений. Такой вид опасности напрямую относится к гидроузлам, насосным станциям и оросительным каналам.

По результатам расследования причинами аварий в 2010 году на водохранилище Кызылагаш, а также в 2014 году водохранилище Кокпекты в совокупности с другими оказался человеческий фактор.

Интенсивное таяние снега, обильные дожди, а также неосмотрительность местных властей привели к размыву дамбы и прорыву Кызылагашского водохранилища в верхнем течении р. Кызылагашка. Прорыв произошел из-за того, что управляющие Кызылагашским водохранилищем как всегда хотели накопить побольше воды в преддверии засушливого казахстанского лета, но при этом не отнеслись с должной серьёзностью к создавшейся в регионе паводковой ситуации.

Согласно предварительным выводам госкомиссии, причиной аварии на водохранилище Кокпекты явилось нарушение правил ремонта и эксплуатации плотины собственниками и арендодателями. Кроме того, как указывается в материалах МЧС, усугубило положение позднее информирование об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации – информацию передали уже при фактическом переливе воды через дамбу, а не с момента резкого подъема ее уровня и наполнения водохранилища.

Произошедшие события и полученные выводы показали, что на сегодняшний день, в республике нет норм законодательства, в том числе, положения существующего Водного кодекса и Закона «О гражданской защите», которые бы в полной мере обеспечивали решение как правовых, так организационных вопросов безопасной эксплуатации ГТС. Нет должной работы и в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этих объектах.

Одним из принципиальных вопросов является государственное регулирование отношений в области обеспечения безопасности ГТС. При авариях, влекущих крупномасштабные социально-экономические последствия, неизбежно возникают правовые конфликты, устранение которых в силу значительных размеров ущерба, вызванных аварией, можно лишь на основе законов и предусмотренных ими подзаконных актов.

Перечисленные выше обоснования говорят о том, что назрела необходимость разработки и принятия законопроекта по безопасности ГТС, который позволит урегулировать правовые отношения в сфере безопасности ГТС, проводить работы по реконструкции существующих и строительству новых водохозяйственных объектов, привлекать инвестиции, в том числе внешние, а также устойчиво развивать межгосударственные отношения с сопредельными государствами по вопросам регулирования и использования водных ресурсов трансграничных рек. Новый закон также позволит сохранить экологическое равновесие бассейнов водных объектов, а также устойчивую и бесперебойную подачи воды для вод потребителей.

В настоящее время решение указанных задач перенесено на низовой уровень, а именно на операторов сооружений, не связанных ни согласованными принципами обеспечения безопасности сооружений, ни общей законодательной базой.

Проектирование является важнейшим процессом, где закладываются основы безопасности будущих гидротехнических сооружений. Соблюдение строительных норм и правил – это гарантия обеспечения безопасности проектных решений. Для достижения этой цели проектные организации должны иметь эффективную систему управления качеством проектной продукции на основе международных стандартов, например, на основе стандартов ISO 9001-2000. Такие же требования о наличии системы качества строительно-монтажных работ необходимо предъявлять и к строительным организациям, которые, кроме того, должны в соответствии с проектом внедрить и организовать нормальную работу системы обеспечения безопасности ГТС в период их возведения. Эксплуатирующая организация должна принимать от строителей объект вместе с системой обеспечения безопасности ГТС, адаптируя ее к условиям эксплуатации сооружения. Современные системы обеспечения безопасности ГТС должны базироваться на использовании компьютерных средств проведения наблюдений и диагностики состояния сооружений.

Приведение национального законодательства о безопасности ГТС к международным стандартам и нормам ВТО соответствии с законодательством о техническом регулировании, предусматривает обязательные элементы международной систем нормативно-правового и нормативно-технического регулирования проектирования, строительства и эксплуатации ГТС и к ним относятся ряд следующих положений.

Во-первых, предусматривается разграничение ответственности собственников ГТС и органов государственного регулирования за последствия аварии ГТС. Собственник ГТС и эксплуатирующая организация несут ответственность за принятие надлежащих мер и наличие достаточных средств для обеспечения безопасности ГТС, независимо от источников их финансирования или этапа строительства, в том числе, возмещают ущерб, нанесенный в результате аварии или разрушения ГТС.

На органы государственного управления возлагается ответственность за обеспечение безопасности населения, проживающих в бьефах плотин, путем принятия норм и правил безопасности ГТС, которыми должен руководствоваться собственник ГТС, и надзора за действиями собственника ГТС в этом направлении.

Во-вторых, определяются конкретные обязанности собственника ГТС и эксплуатирующей организации по обеспечению норм и правил безопасности ГТС при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации.

В-третьих, разъясняются методы оценки уровня безопасности ГТС и методы мониторинга и контроля, применяемые органами надзора, включая инспекции, а также полномочия органов надзора по отношению к собственникам ГТС, не исполняющим своих обязанностей по обеспечению безопасности объектов.

В-четвертых, прописываются нормы и правила технического регулирования проектирования, строительства и эксплуатации ГТС.

Справочно. В России национальное законодательство в области безопасности ГТС последовательно приводится в соответствие с законом «О техническом регулировании». Разработаны национальные стандарты, стандарты организации применительно к обеспечению безопасности ГТС в гидроэнергетике, мелиорации, водном транспорте. Большое внимание уделяется подготовке кадров и научно-исследовательским работам в этой области: действуют Академия безопасности гидротехнических сооружений (Новочеркасск, ВУЗ) и Институт безопасности гидротехнических сооружений (г. Новочеркасск, НИИ).

 

ГТС должны иметь исходную проектно-сметную документацию, утвержденные технические паспорта, декларации безопасности, правила эксплуатации. В зависимости от уровня безопасности ГТС должны определяться меры по ее финансово-ресурсному обеспечению, а также использоваться экономические механизмы регулирования безопасности, в том числе на основе страхования риска гражданской ответственности собственников плотин и эксплуатирующих организаций за вред, который может быть причинен возможной аварией ГТС.

ГТС относятся к сложным природно-техническим системам, проектирование которых связано с рассмотрением большого числа условий, связей и вариантов возможного решения проектной задачи. Применяемая в настоящее время нормативно-методическая документация и технические нормативы по проектированию, строительству и эксплуатации плотин, водохранилищ, каналов, оросительных и других ГТС устарела и требует обновления.

Обеспечение безопасности ГТС включает проектную, строительную и эксплуатационную этапы, то есть носит комплексный характер. Решение проблем безопасности сооружений требует высокопрофессиональных знаний и ответственности, четкой организации мониторинга состояния сооружений, оперативного решения вопросов устранения аварийных ситуаций.

Строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация ГТС должны осуществляться в соответствии с разработанной собственником ГТС или эксплуатирующей организацией проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Таким образом, правовая система регулирования безопасности гидротехнических сооружений должна выглядеть следующим образом:

  • технический регламент (закон), другие национальные законы;
  • национальные стандарты и другие документы, принятые государственными органами и содержащие рекомендательные нормы.

Необходимость разработки национальных стандартов, технических регламентов, стандартов организаций или переутверждения действующих, требует значительного объема информации и доступа к ней, что предполагает взаимодействие с большим числом органов управления и организаций на местном, национальном и межгосударственном уровне. К сожалению, такая работа ведется очень слабо, информационное сотрудничество не налажено, что снижает эффективность планирования и обоснования проектных решений и ведет к значительному экономическому ущербу. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости эффективного межведомственного взаимодействия при планировании водохозяйственных мероприятий и проектировании строительства ГТС.

Эксплуатирующая организация должна строго соблюдать предусмотренные проектом меры обеспечения безопасности ГТС. Через определенный период времени, от трех до пяти лет, после приема плотины в эксплуатацию, а затем через каждые пять – десять лет следует проводить комплексную оценку проекта. Оценка должна быть комплексной с охватом экологических, социальных, экономических и институциональных факторов воздействия.

В связи с продолжительной эксплуатацией и недостаточными объемами проводимых ремонтно-восстановительных работ происходит разрушение основных конструкций ГТС, заиление водохранилищ и создается высокая вероятность чрезвычайных ситуаций, особенно, при прохождении весенних половодий и паводков. Наиболее распространенным видом аварий на ГТС, особенно малых, как уже отмечено, является перелив воды через гребень плотины, вызванный прохождением паводков с расходами воды выше расчетных, отказом гидромеханического оборудования, недостатками в работе технического персонала. При этом следует особо отметить ряд проблем, снижающих эффективность управления безопасностью ГТС. Прежде всего, это недостаточная обеспеченность гидрологической информацией; отсутствие разработанных нормативно-правовых документов прямого действия, регламентирующих оперативный доступ к гидрологической информации; отсутствие системного управления и контроля; слабая координация между ведомствами, местными представительными и исполнительными органами; конфликты ведомственных интересов при использовании водных ресурсов.

РГП «Казгидромет» для предотвращения и снижения последствий аварий на ГТС должен своевременно и безвозмездно предоставлять эксплуатационным организациям прогноз прохождения паводков с соответствующими рекомендациями по снижению неблагоприятных их последствий, оказывать необходимые консультационные услуги.

Статистика прорыва плотин водохранилищ в Казахстане:

Шардаринский район, ЮКО (19 мая 2009 года).

В Шардаринском районе ЮКО было затоплено более тысячи домов, больница и школа. Причиной бедствия стали обильные дожди, которые шли в регионе с начала мая. Шардаринский район – один из самых южных в Казахстане. Наводнение перед самым началом жаркого лета – тогда назвали делом невиданным. Отвод воды с территории населенного пункта был затруднен в связи с крайне неудовлетворительной работой местной водохозяйственной службы и плохим техническим состоянием прилегающей ирригационной системы.

Прорыв плотины в Кызылагаше (11 марта 2010 года).

В результате паводка 43 человека погибли, в том числе восемь детей; 300 получили ранения разной степени тяжести и около 1000 были эвакуированы; 146 домов было снесено полностью, 251 разрушены и 42 повреждены, на восстановление затратили 53,1 миллиона долларов.

Алматинская область, с. Еркино (31 мая 2010 года).

38 домов было подтоплено в результате прорыва береговой шпоры реки Каратал. Прорыв шпоры шириной 30-40 метров произошел 31 мая в 600 метрах от моста с восточной стороны. в селе водой было подтоплено 12 дворов по улице Курмангазы, 14 дворов по улице Берликожанова, шесть дворов по улице Сулеева и шесть дворов по улице Женис. В ликвидации ЧС были задействованы 78 человек и 60 единиц техники.

Алматинская область, с. Лесновка (23 июня 2010 года).

Более 2-х тысяч жителей вынуждены были покинуть свои дома из-за угрозы затопления. Наводнение в этом районе страны началось в результате прорыва дамбы на реке Усек. Прорыв дамбы произошел из-за резкого увеличения уровня воды в реке. МЧС Казахстана ранее предупреждало о возможных паводках в Алма-Атинской области, поэтому жертв удалось избежать. По данным министерства внутренних дел эвакуировано 2,187 тысячи жителей села Лесновка. Все они были доставлены в соседний город Жаркент.

Карагандинская область поселок Койбас (10 мая 2012 года).

Население эвакуировано из-за угрозы прорыва плотины. Проектный объем плотины 1 млн. 700 куб после проведенного обследования установлено, что в центре дамбы произошел сход грунта (по ширине гребня дамбы 1,5 м, у основания 10 м, высотой гребня до основания 5 м). Для понижения уровня воды и снятия давления на место возможного прорыва принято решение устроить проран, в 200 метров от опасного участка. Возможной причиной размыва стало отсутствие сифона – 6-ти метровой трубы.

Прорыв плотины Кокпектинского водохранилища (31 марта 2014 года).

Более 100 домов поселка Кокпекты оказались подтоплены. Сотрудники МЧС спасли 125 человек и обнаружили тела пяти погибших. Ущерб от прорыва плотины в Кокпекты оценили в 1,4 млрд тенге.

Карагандинская область, Абайский район, с. Жумабек (10 апреля 2014 года). Размыло частную плотину.

Алматинская область, Талгарский район (17 июля 2014 года).

Плотину прорвало в результате дождей, прошедших в горах.

Карагандинская область (13 апреля 2015 года).

Угроза прорыва на плотинах Манака, Танатбай, Байкадам, также сложная обстановка наблюдается на Шерубай-Нуринском водохранилище, сообщила пресс-служба местного Департамента по чрезвычайным ситуациям. Паводки начались в конце марта, к концу первой декады апреля из-за резкого потепления ситуация осложнилась.

Акмолинская область, Целиноградский район, с. Оразак (28 апреля 2015 года). Прорвало дамбу на реке Нура, проводилась экстренная эвакуация местных жителей.

 

3. Цель принятия проекта закона

 

Целью настоящего проекта Закона является регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по своевременному обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, ремонте, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС, а также внедрение системы обеспечения безопасности ГТС, путем правового регулирования вопросов обеспечения безопасности в целях предотвращения потери устойчивости сооружений в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, диверсионных действий, создания необходимых условий для повышения защиты населения и объектов, попадающих в зону возможного затопления.

 

4. Предмет регулирования проекта закона

 

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения в области организации и осуществления государственного надзора за обеспечением безопасности ГТС, контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности, государственного строительного надзора и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении указанных видов государственного надзора, а также третьих лиц, жизни и здоровью которых может быть причинен вред.

 

5. Структура и содержание проекта закона

 

Предлагается следующая структура проекта Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений»:

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области безопасности гидротехнических сооружений

Статья 3. Отношения, регулируемые законодательством Республики Казахстан в области безопасности гидротехнических сооружений

Статья 4. Цели и задачи законодательства Республики Казахстан в области безопасности гидротехнических сооружений

Глава 2. Государственное регулирование в области безопасности гидротехнических сооружений

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

Статья 7. Компетенция местных представительных органов

Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов

Статья 9. Государственный регистр гидротехнических сооружений

Глава 3. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

Статья 10. Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений

Статья 11. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации

Статья 12. Декларация безопасности гидротехнического сооружения

Статья 13. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений

Статья 14. Категории ответственности гидротехнических сооружений

Статья 15. Критерии безопасности

Глава 4.  Государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений

Статья 16. Органы государственного контроля за безопасностью гидротехнических сооружений

Статья 17. Проверка гидротехнических сооружений

Глава 5. Финансовое обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате аварии гидротехнических сооружений

Статья 19. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда

Статья 20. Финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения

Статья 21. Участие государства в возмещении вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Глава 6. Заключительные положения

Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона

Статья 24. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

 

Вышеприведенные чрезвычайные ситуации вызывают необходимость проведения системного мониторинга, установления должного надзора за обеспечением безопасности ГТС, совершенствования нормативно-правовой базы и обеспечения квалифицированными кадрами.

Сложившийся узковедомственный подход к решению проблемы обеспечения безопасности не способствует решению проблем, накопившихся в этой сфере. Реализация положений кодекса в области безопасности плотин имеет серьезные затруднения, в связи с возникшей правовой коллизией в этой области.

В настоящее время, согласно части 2 статьи 32 Кодекса уполномоченный орган (Комитет по водным ресурсам и его бассейновые инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов) осуществляет контроль над соблюдением собственниками режима работы водохозяйственных сооружений, а также требований, установленных нормативными правовыми актами в области безопасности плотин.

Однако ввиду недостаточности финансирования, малочисленности и отсутствия квалифицированных инженерно-технических специалистов, слабой оснащенности транспортом, ГСМ, практического отсутствия контрольно - измерительных приборов и специальных оборудований, уполномоченный орган не в состоянии должным образом осуществлять возложенные на него функции контроля в области безопасности плотин.

В соответствии с Кодексом, отношения, возникающие при обеспечении экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности водных объектов и предотвращении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные водные экологические системы, регулируются экологическим законодательством Республики Казахстан и законодательством «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отношения, возникающие по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на водных объектах, за исключением вопросов, связанных с безопасностью плотин, регулируются законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.

В Казахстане до настоящего времени все еще не сформирована система обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, что не позволяет разрабатывать стратегические направления практических действий в этой области. Не имеется законодательной основы о безопасности гидротехнических сооружений, единой государственной системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации, учитывающей специфику гидротехнических сооружений.

Кроме того, нормативная база в отношении безопасности плотин и других ГТС либо устарела, либо формально перенесена из области промышленного производства и строительства.

Не выработана концепция государственной политики в этой сфере, четко не определены функции государственного контроля за безопасностью плотин. В этих условиях решение проблем безопасности переместилась непосредственно на собственников (включая частных) и операторов сооружений, что ведет к повышению вероятности роста аварийных ситуаций на сооружениях. Из-за отсутствия у собственников квалифицированных кадров и специалистов, достаточных финансовых средств не организована должным образом безопасная эксплуатация ГТС.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

 

Принятие проекта Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений» позволит реализовать государственное регулирование обеспечения безопасности ГТС, разграничить функции Правительства, органов исполнительной власти, органов государственной власти на местах и эксплуатирующих организации по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС, установить ответственность за нарушение законодательства о безопасности ГТС, снизить уровень риска аварий ГТС, повысить эффективность мер по предупреждению и локализации аварий ГТС, а также по оповещению населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, снизить размер ущерба от социально-экономических последствий при разрушении ГТС.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

 

Принятие проекта Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений» возможно потребует одновременного приведения норм Водного кодекса, Кодекса «Об административных правонарушениях», Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» и других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.

Соотношение положений проекта закона «О безопасности гидротехнических сооружений» с Водным кодексом Республики Казахстан прилагается.

9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами

 

Действующая нормативная правовая база по безопасности ГТС:

Закона Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 2004 года № 467 «Об утверждении Правил введения временного государственного управления водохозяйственными сооружениями, имеющими важное стратегическое значение для экономики республики и региона»;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 420 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы»;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2009 года № 690 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений»;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 4 июня 2009 года № 326 «Об утверждении Правил проведения паспортизации гидромелиоративных систем и водохозяйственных сооружений и форму паспорта»;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 19-4/294 «Об утверждении Правил эксплуатации водохозяйственных сооружений, расположенных непосредственно на водных объектах»;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №19-2/420 от 6 мая 2015 года «Об утверждении стандарта государственной услуги «Аттестация организаций на право проведения работ в области безопасности плотин»;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июня 2015 года № 19-2/558 «Об утверждении регламента государственной услуги «Аттестация организаций на право проведения работ в области безопасности плотин»;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 19-2/1053 «Об утверждении требований, предъявляемых к организациям, аттестуемым на право проведения работ в области безопасности плотин»;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 19-2/1054 «Об утверждении Правил, определяющих критерии отнесения плотин к декларируемым, и Правил разработки декларации безопасности плотины»;

Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 августа 2016 года № 351 «О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 19-2/1054 «Об утверждении Правил, определяющих критерии отнесения плотин к декларируемым, и Правил разработки декларации безопасности плотины» и об утверждении стандарта государственной услуги «Регистрация декларации безопасности плотины»;

Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 октября 2016 года № 454 «Об утверждении регламента государственной услуги «Регистрация декларации безопасности плотины»;

После принятия проекта закона необходимо разработать и принять Технический регламент «О безопасности гидротехнических сооружений». Предварительный текст Технического регламента прилагается.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

 

Проект Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений» разработан на основе проекта Типового законодательного акта «О безопасности гидротехнических сооружений» подготовленным Межпарламентской Ассамблеей Евразийского Экономического Сообщества (прилагается Приложение к постановлению МПА ЕврАзЭС от 04.04.08 № 9-10).

Анализ крупных аварий последних лет с катастрофическими последствиями, происходящих в разных странах мира показывает, что одной из главных причин их возникновения является человеческий фактор, когда не подготовленные службы эксплуатации не могут локализовать аварийные ситуации на гидротехнических сооружениях. Около 50 % аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций, являются результатом низкой квалификации эксплуатационного персонала, неправильной организацией работ, нарушения или отсутствия норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а также неэффективного контроля за их безопасностью.

Обзор соответствующего законодательства различных стран дал возможность выделить общие вопросы обеспечения безопасности ГТС.

К ним относятся правовая и организационная формы регулирования сферы безопасности, полномочия и права регламентирующего органа, содержание режима регулирования.

В большинстве стран мира применяются общие принципы государственного регулирования безопасности гидротехнических сооружений (ГТС), выработанные практикой обеспечения их безопасности на всех стадиях жизненного цикла: проектирования, строительства, временной эксплуатации, постоянной эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции, консервации и ликвидации. Различия встречаются лишь в порядке реализации этих принципов в соответствии с действующим законодательством каждой страны.

Государственный надзор за безопасностью ГТС обеспечивается созданием целевого законодательства и органов государственной исполнительной власти, уполномоченных осуществлять надзор за исполнением этого законодательства собственниками ГТС и эксплуатирующими их организациями. Формы осуществления государственного надзора в различных странах весьма разнообразны и отражают особенности гражданского законодательства страны, административного деления и структуры органов исполнительной власти, а также ранее сложившихся традиций и институтов обеспечения безопасности ГТС. В большинстве стран создана двухуровневая структура органов надзора, состоящая из одного или нескольких центральных органов, определяемых по отраслевому признаку, и территориальных органов, образуемых в административных образованиях (штатах, провинциях, префектурах, областях и др.).

Полномочия этих органов определены законодательством в зависимости от категории (класса) опасности ГТС. Признаки отнесения ГТС к категориям опасности также определены законодательством.

К указанным признакам относятся, как правило:

  • высота водоподпорных сооружений;
  • объем водохранилища;
  • риск аварии ГТС (вероятное количество пострадавших людей, материальный ущерб третьим лицам, вред окружающей среде); 2 участие ГТС в регулировании водного режима трансграничных рек или водоснабжения соседних государств (полезное положение, принятое в законодательстве Австрии).

Эти же признаки являются и признаками идентификации ГТС, на которые распространяется действие законодательства по безопасности ГТС.

Сфера действия законодательства по безопасности ГТС обычно распространяется на все этапы жизненного цикла ГТС от их проектирования и строительства до консервации и ликвидации. В большинстве государств законодательство страны о безопасности ГТС состоит из государственных законодательных актов и законов или нормативных правовых актов административных образований.

Как правило, функции центрального органа надзора осуществляют государственные органы исполнительной власти, ответственные за охрану природы и (или) регулирование использования и охрану водных ресурсов (Австралия, Австрия, Англия, Канада, Франция, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Испания, Швейцария). В странах с развитой гидроэнергетикой функции регулирования безопасности ГТС могут возлагаться также на органы исполнительной власти, управляющие энергетикой страны (Индия, Китай). Такое решение обусловлено тем, что гидроэлектростанции используют наиболее высокие плотины и создают наиболее крупные водохранилища, что увеличивает риск аварий энергетических гидроузлов в сравнении с водохозяйственными, транспортными и другими гидроузлами.

В организации работы органов надзора и определении их основных функций есть много общего:

  • право на разработку норм и стандартов в области обеспечения безопасности ГТС;
  • организация и управление территориальными органами надзора, являющимися структурными подразделениями центрального Органа надзора;
  • периодическая и текущая проверка состояния ГТС;
  • формирование государственного регистра ГТС;
  • составление ежегодных отчетов (докладов) о безопасности ГТС для вышестоящих органов управления, Правительства Страны;
  • проверка выполнения правил эксплуатации ГТС и планов мероприятий по снижению риска аварий, проверка надлежащего финансирования эксплуатации ГТС и выполнения планов мероприятий по снижению риска аварий;
  • рассмотрение и утверждение (или регистрация) отчетов (деклараций) собственников и эксплуатирующих организаций о состоянии и уровне безопасности ГТС, мерах по снижению риска аварий;
  • выдача разрешений на эксплуатацию ГТС или лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации ГТС;
  • выдача разрешений на первичное заполнение водохранилищ при вводе ГТС во временную или постоянную эксплуатацию;
  • организация государственной экспертизы безопасности ГТС и аккредитации экспертных центров и экспертов, привлекаемых к этой работе, организация обучения (аттестации) руководителей и специалистов эксплуатирующих организаций;
  • создание, при Органе надзора консультационных советов, состоящих из специалистов-гидротехников.

Законодательством большинства стран установлено, что органы надзора не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате аварии ГТС, на строительство или эксплуатацию которого они выдали разрешение.

В ряде законодательных актов указывается, что Орган надзора вправе издавать нормативные правовые акты и обязательные для применения документы технического регулирования или требовать от собственников ГТС соблюдения норм технического регулирования, включенных в национальные стандарты и своды правил. Орган надзора вправе также разрабатывать квалификационные требования к ответственным лицам и специалистам, осуществляющих оценку технического состояния и безопасности ГТС по поручениям собственников. Причем эти лица не связаны никакой зависимостью с собственником, эксплуатирующей организацией и Органом надзора.

В деятельности органов надзора зарубежных стран имеются также многочисленные национальные особенности. В ряде стран в функции органов надзора входит организация Органом надзора внешнего управления гидротехническими сооружениями в случае снижения уровня безопасности ГТС (увеличения риска аварий сверх допустимых значений) или невыполнения собственником (эксплуатирующей организацией) в установленные сроки мероприятий по снижению риска аварий. В этих случаях орган надзора берет на себя выполнение и финансирование работ по предупреждению аварий и реализации мероприятий, не выполненных собственником ГТС с последующим взысканием с собственника израсходованных на эти цели средств. Такой порядок установлен, например, в США, Австралии, Новой Зеландии и ряде других государств.

Предусматривается также обязанность заказчиков строительства новых ГТС согласовывать с Органом надзора размещение ГТС и проектную документацию на ранних стадиях проектирования, а также технические решения и программы мониторинга, проектируемых ГТС, проекты инструкций по эксплуатации ГТС. Все эти услуги осуществляются за счет бюджета Органа надзора, который может формироваться как за счет государственного бюджета или бюджета административного образования, так и за счет нормированных отчислений собственников ГТС.

Для зарубежного законодательства характерен дифференцированный подход к осуществлению государственного надзора за ГТС, находящихся в государственной и частной собственности, а также в собственности местных (муниципальных) органов власти. Например, в США надзор за федеральными ГТС ведут Министерство обороны (Корпус военных инженеров Армии США) и Бюро мелиорации США (г. Денвер, штат Колорадо), а остальные ГТС находятся в основном под надзором органов надзора штатов, имеющих свое законодательство, гармонизированное с федеральным.

В Аргентине государственный надзор установлен только за ГТС, находящимися в частной собственности.

Законодательством ряда стран (например, в Канаде) устанавливается различный режим инспекций, осуществляемых органом надзора на ГТС, находящихся в государственной и частной собственности: государственные ГТС инспектируются чаще.

Правильно ли устанавливать различные требования Органа надзора к государственным и частным (приватизированным) ГТС – это следует решить при принятии новых законов.

В законодательстве большинства зарубежных стран (кроме Аргентины) нет указания на передачу ответственности за безопасность ГТС при смене собственника. Законодательство большинства стран требует хранения на объекте всей проектной и исполнительной документации, результатов наблюдений за состоянием ГТС в строительный период и далее – в период всей эксплуатации, а также сведений обо всех инцидентах и авариях, имевших место на ГТС.

В законодательстве ряда стран предусматривается ответственность собственников плотин в случае проявленной ими халатности (действий или бездействия, приведших к аварии), но в то же время снимает ответственность собственников ГТС в случае отсутствия фактов проявления халатности (например, при пропуске паводка, превышающего расчетный для данного ГТС – штат Монтана, США).

Государственный надзор за безопасностью плотин в зарубежных странах не ограничивается работой официальных органов надзора. К созданию нормативных документов и оказанию методической помощи органам надзора широко привлекаются национальные комитеты по большим плотинам, входящие в состав Международной Комиссии по большим плотинам и квалифицированные специалисты (эксперты), которые могут получить соответствующие лицензии или аккредитацию. В целом следует отметить, что зарубежное законодательство предоставляет Органам надзора более широкие полномочия.

Методика анализа риска ГТС в ряде зарубежных стран существует в форме нормативных документов, предусматривающих в основном качественный анализ факторов риска. Методическая база численного вероятностного анализа риска ГТС является актуальной научной проблемой и, к сожалению, еще далека от совершенства.

Методы предотвращения повышения риска аварий ГТС, применяемые во всех странах, включают периодические освидетельствования ГТС и их гидромеханического оборудования, обследования ГТС с анализом их технического состояния по результатам мониторинга (систематических визуальных и инструментальных наблюдений), с последующим проведением капитальных ремонтов и реконструкции ГТС, а в опасных случаях – принятием решений об их консервации или ликвидации.

В России и странах Центральной Азии применяется разработанный в семидесятых годах 20-го века метод оценки технического состояния и уровня безопасности ГТС по критериям безопасности – предельно допустимым значениям показателей технического состояния, характеризующим механическую и фильтрационную прочность, устойчивость и работоспособность ГТС.

Законодательство зарубежных стран по безопасности ГТС устанавливает сроки представления в Орган надзора отчетов (деклараций), (далее – отчет) обосновывающих безопасность ГТС, анализирующих техническое состояние ГТС и факторы риска и устанавливающих перечень необходимых мероприятий, направленных на снижение риска аварий (обеспечение безопасности ГТС). Периодичность подготовки указанных отчетов обычно составляет от 5 до 10 лет, чаще всего в зависимости от категории опасности ГТС.

Подготовке отчета предшествует обследование (инспектирование) ГТС, организуемое собственником ГТС с участием приглашенных экспертов. Требования к содержанию отчета содержат общие для всех объектов требования и дополнительные требования, зависящие от категории опасности ГТС, его назначения, особенностей конструкции и условий эксплуатации. К отчету прилагается акт обследования, подготовленный по установленной форме. Орган надзора рассматривает отчет с привлечением Консультационных комиссий, экспертных организаций и экспертов и выносит решение об утверждении (государственной регистрации) отчета и выдаче разрешения на эксплуатацию на период до следующего отчета. Отчет утверждается на срок, установленный законодательством или уменьшенный срок, если имеет место повышение риска аварии (снижение уровня безопасности) ГТС.

Одновременно с отчетом в Орган надзора передается подготовленный собственником ГТС расчет размера вероятного вреда, причиняемого в случае аварии ГТС, подтверждающий категорию опасности ГТС и подготовленный в соответствии с действующей нормативной правовой документацией или методическим рекомендациями. Для подготовки отчета и расчета размера вероятного вреда собственник может привлечь экспертов или специализированную организацию.

Законодательство по безопасности плотин возлагает на собственника обязанность осуществлять непрерывную эксплуатацию и выполнение всех действий и мероприятий, связанных с обеспечением безопасности плотин вплоть до передачи прав собственности другому собственнику или ликвидации плотины в установленном законодательством порядке.

Во всех странах, имеющих законодательство по безопасности плотин, ответственность за вред, причиняемый при аварии плотин, и за своевременное выполнение установленных правил эксплуатации плотин несет собственник ГТС или эксплуатирующая их организация. В некоторых случаях может возникнуть вопрос о том, какую часть ответственности несет собственник, если он не является эксплуатирующей организацией, и какую часть – эксплуатирующая организация.

На этот вопрос законодательство зарубежных стран, как правило, не отвечает.

Обязанность собственника (или эксплуатационника) – обеспечить достаточное и своевременное финансирование эксплуатации и технического обслуживания плотины и выполнения работ по обеспечению безопасности плотин и снижению риска их аварий. В большинстве стран контроль за надлежащим финансированием эксплуатации и выполнения мероприятий по обеспечению безопасности плотин осуществляет Орган надзора.

Киргизия

Основным законом в области обеспечения безопасности плотин в Кыргызстане является Водный кодекс, принятый в 2005 году, в котором впервые в законодательной практике Кыргызстана были включены нормы о чрезвычайных ситуациях и безопасности плотин.

Статья 75 возлагает ответственность за безопасность плотин, их безопасную эксплуатацию и техническое обслуживание, а также за причиненный ущерб в результате ненадлежащей эксплуатации плотин на владельцев и пользователей плотин.

Статья 76 предусматривает классификацию всех плотин, включая плотины гидроэнергетического назначения, по трем категориям: плотины республиканского значения, плотины бассейнового значения и плотины районного значения. Плотины классифицируются по таким критериям как высота, объем водохранилища, риск для населения и имущества, а также размер возможного ущерба и возможного изменения качества воды в случае разрушения плотины.

Учитывается и межгосударственное значение плотины, то есть ее влияние на режим речного стока для нижележащих по течению реки стран, если плотина находится на трансграничном водотоке. Все плотины межгосударственного значения относятся к высшей категории значимости – плотинам республиканского значения.

В Кыргызстане собственником плотин гидроэнергетического назначения и ГЭС является Государственный комитет имущества, как основной держатель акций объектов энергетики, переданных в управление Открытому акционерному обществу «Электрические станции».

Плотины ирригационного назначения являются также государственной собственностью и переданы в управление Департамента водного хозяйства Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности.

С принятием Водного кодекса повысилась ответственность владельцев плотин за их техническое состояние и надлежащий уровень эксплуатации.

Таджикистан

С учетом назревшей ситуации, а также придание вопросам безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений огромного социального, экономического и экологического значения в Таджикистане в конце 2010 года принят специальный Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» в его основе лежит модельный закон о безопасности ГТС.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, в период эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих лиц и организаций по обеспечению безопасности ГТС.

Основные вопросы, которые включает Закон это:

  • разграничение функций Правительства и государственных органов в сфере безопасности ГТС;
  • общие требования по обеспечению безопасности ГТС;
  • формирование Регистра ГТС;
  • установление основных обязанностей собственников и пользователей ГТС;
  • осуществление государственного надзора за безопасностью ГТС;
  • декларирование безопасности ГТС;
  • установление ответственности за нарушение законодательства о безопасности ГТС.

Принятие данного Закона обеспечило хорошую тенденцию к уменьшению риска возникновения аварий на ГТС.

Узбекистан

В Узбекистане вопросы безопасности ГТС регулируются специальным Законом «О безопасности гидротехнических сооружений», принятым в 1999 году. Действие закона распространяется на все крупные плотины и другие ГТС, находящиеся в государственной собственности, независимо от принадлежности к ведомству, которому эти сооружения переданы в эксплуатацию.

Система обеспечения безопасности ГТС в Республике Узбекистан включает:

  • разграничение функций Правительства, органов исполнительной власти, органов государственной власти на местах и эксплуатирующих организации по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС;
  • установление основных обязанностей эксплуатирующих организаций;
  • осуществление государственного надзора за безопасностью ГТС при их проектировании, строительстве и эксплуатации;
  • декларирование безопасности ГТС;
  • ведение кадастра ГТС;
  • установление ответственности за нарушение законодательства о безопасности ГТС.

Главной целью государственного регулирования обеспечения безопасности ГТС является предупреждение аварий путем:

совершенствования правил и норм проектирования, строительства и безопасной эксплуатации ГТС;

  • осуществления государственного надзора за выполнением правил и норм эксплуатации ГТС эксплуатирующими организациями, а также надзора за деятельностью иных лиц, которая может привести к снижению уровня безопасности ГТС;
  • наблюдения и анализа состояния сооружений и оснований, своевременного обнаружения и устранения тех их дефектов, которые при дальнейшем развитии могут привести к полной или частичной потере работоспособности объекта и возникновению чрезвычайной ситуации;
  • подготовки персонала к выполнению противоаварийных мероприятий и действиям в условиях локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создания необходимых для этого материальных и финансовых резервов.
  • Создана необходимая нормативно-правовая база и институциональная система по безопасности ГТС, а также накоплен определенный опыт в данной области, которые обеспечили предупреждения и снижения риска аварий на ГТС.

Российская Федерация

На территории Российской Федерации только крупных ГТС насчитывается более трех тысяч. Многие из этих сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии, имели место крупные аварии. Во многом причинами такой ситуации являлись низкая эффективность контроля и надзора, отсутствие законодательно установленных мер ответственности за ненадлежащее обеспечение безопасности ГТС, недостаточное финансирование мероприятий по безопасности. Законодательное регулирование этих вопросов и других вопросов безопасности ГТС и стало предметом Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 5 марта 1997 года, который регулирует вопросы обеспечения безопасности содержания и эксплуатации ГТС. Закон распространяется на все ГТС, аварии на которых могут создать чрезвычайные ситуации, сопровождающиеся угрозой жизни и здоровью людей, состоянию окружающей среды. Закон разграничивает полномочия Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных органов власти в вопросах обеспечения безопасности ГТС.

Правительство, опираясь на федеральные органы исполнительной власти, организует федеральный государственный надзор за безопасностью ГТС независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности водными ресурсами, обеспечивает надежность и безопасность ГТС, находящихся в федеральной собственности.

С момента принятия данного Закона риск возникновения аварийных ситуаций на ГТС заметно снизился, а на многих объектах возникновение аварии удалось предотвратить.

Анализ правовых документов по безопасности ГТС зарубежных стран позволяет сделать заключение о том, что во многих странах нет государственного закона о безопасности всех видов ГТС.

Кроме того, прилагается сборник Всемирного банка «Нормативно-правовая база безопасности плотин. Сравнительный аналитический обзор».

При этом, считаем целесообразным применить в Казахстане передовой опыт соседних стран России и Узбекистан, которые накопили определенный опыт в данной области по обеспечению предупреждений и снижений риска аварий на ГТС.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

 

Принятие проекта Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений» требует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета в связи с увеличением штатной численности государственных служащих для исполнения новых функций, возлагаемых законопроектом.

 

Структура Управления государственного контроля в области использования и охраны фонда, безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)

 

 

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

Бассейновые инспекции (БИ)

(8 инспекций, 5 отделов в каждой инспекции, в т.ч. нижеследующие отделы)

Управление государственного контроля в области использования и охраны водного фонда, безопасности ГТС*

(3+3=6 ед.)

Комитет по водным ресурсам МСХ РК

(8 управлений, в т.ч. нижеследующее управление)

Отделы государственного контроля и охраны водного фонда, безопасности ГТС**

(8 отделов при БИ)

(28+17=45 ед.)

 

 

* – Управление государственного контроля в области использования и охраны фонда, безопасности ГТС (далее – УГКБГТС) создается на базе (т.е. за счет расширения) действующего Управления государственного контроля в области использования и охраны фонда (т.е. к действующим 3 сотрудникам добавляем еще 3 новых сотрудников);

 

Функции УГКБГТС:

  • разработка нормативных правовых актов государственного контроля в области использования и охраны фонда, безопасности ГТС;
  • анализ деклараций по безопасности ГТС;
  • мониторинг и прогноз;
  • ведение регистра ГТС.

** – Отделы государственного контроля и охраны водного фонда, безопасности ГТС бассейновых инспекций (далее – ОГКБГТС) создаются на базе (т.е. за счет расширения) существующих отделов государственного контроля и охраны водного фонда БИ с дополнением новых сотрудников (ввиду отсутствия в Ертисской БИ отдела государственного контроля и охраны водного фонда, будет создан новый отдел – ОГКБГТС), т.е. на имеющихся 28 сотрудников БИ добавляем еще новых 17 сотрудников (см. нижнюю таблицу):

 

Наименования бассейновых инспекций

Отделы госконтроля и охраны водного фонда БИ, факт. шт. ед.

Планируется добавить штатных единиц для осуществления ГК в области БГТС

Планируемое количество единиц ОГКБГТС

(столбец 3 + столбец 4)

1

2

3

4

5

1

Арало-Сырдариинская

4

1

5

2

Балкаш-Алакольская

9***

1

10

3

Есильская

3

2

5

4

Ертисская

0

5

5

5

Жайык-Каспийская

2

3

5

6

Нура-Сарысуская

4

1

5

7

Тобол-Торгайская

3

2

5

8

Шу-Таласская

3

2

5

 

Итого по БИ

28

17

45

 

*** – большое количество сотрудников связано с большим количеством ГТС и большими расстояниями (большой территорией) БА БИ.

 

Укрупненные экономические затраты на деятельность Управления государственного контроля в области использования и охраны фонда, безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) (на первый год)

 

Статьи расходов

Сумма расходов

тыс. тенге

Примечание

1

Управления государственного контроля в области использования и охраны фонда, безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) (3 чел.)

 

при Комитете по водным ресурсам МСХ РК

 

Фонд оплаты труда (ФОТ)

8651,8

Государственные служащие категория С-4 со средним стажем 7-9 лет оклад 189883 (лечебное пособие, социальные налоги)

 

Командировочные

1304,4

3 чел. по 20 дней в год (5 поездок) (суточные МРП 2405*2, найм жилье 6 МРП, средняя цена 5000 тенге в один конец)

2

Территориальные инспекции (17 чел.)

 

28+17=45 инспекторов

 

ФОТ

26448,6

Рсходы ФОТ на дополнительные 17 чел. ггосударственные служащие категория С-О-5 со средним стажем 7-9 лет оклад 102436 (лечебное пособие, социальные налоги)

 

Командировочные

5416,2

17 чел. по 20 дней в год (5 поездок) (суточные МРП 2405*2, найм жилье 4 МРП, средняя цена 3000 тенге в один конец)

 

Приобретение автотранспорта

67662

Легковой автомобиль (14 ед.) (15л/100 км) (Ваз 2123); стоимостью 4833 тыс. тенге

 

ГСМ

7058

14 авто *143 тенге лимит на расход ГСМ согласно нормативу (объем двигателя мин. 1690 и лимит пробега в месяц 2600)

 

Приобретение оргтехники

4352

Компьютеры 17 шт. по 195 тыс. тенге, принтеры 17 шт. по 38 тыс. тенге, мебель 17 шт. на 391 тыс. тенге

 

Текущие расходы

400

Канцтовары

 

 

111336,8

325,546 тыс. долл. США

 

Итого: (п.1+п.2)

121293,00

354,658 тыс. долл. США

 

Примечание: 1 долл. = 342 тенге;

* – в Узбекистане по БГТС на 2016 год запланировано 1 032,1 тыс. дол. США.