Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 26/07/2018
Публичное обсуждение до: 09/08/2018
Дата запуска онлайн-обсуждения: 09/08/2018 10:55:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 10/08/2018 10:55:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности"

 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности».


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Концепция проекта Закона разработана в целях:

  • Реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, где определены ключевые национальные индикаторы, в том числе индикатор в сфере «зеленой экономики» и окружающей среды по снижению энергоемкости внутреннего валового продукта (далее – энергоемкость ВВП) к 2021 году на 20%, к 2025 году на 25% и к 2050 году на 50%.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – РК) энергоемкость ВВП по итогам 2016 года снижена на 18% от уровня 2008 года. По данным Международного энергетического агентства, наша экономика продолжает оставаться одной из наиболее энергоемких в мире, занимая 114 место из 147 стран (0,42 тонны нефтяного эквивалента на тысячу долларов в ценах 2010 года) и превышая в 3,5 раза средний уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития (0,12 тонн нефтяного эквивалента на тысячу долларов в ценах 2010 года).

Высокая энергоемкость ВВП страны частично объясняется рядом объективных причин:

1) резко-континентальный климат. Низкая средняя температура наружного воздуха и значительная продолжительность отопительного сезона по сравнению со странами континентальной Европы;

2) значительная доля энергоемких отраслей (горнорудная и металлургическая). На промышленных потребителей приходится около 67% производимой электроэнергии;

3) обширная территория страны и, как следствие, необходимость передачи электроэнергии на большие расстояния приводят к значительным потерям в электрических сетях.

Несмотря на наличие объективных причин высокой энергоемкости ВВП, существует значительный потенциал повышения энергоэффективности и энергосбережения, к примеру, энергоемкость ВВП страны в два раза превышает аналогичный показатель Канады, который сопоставим по параметрам холодного климата и плотности населения.

Анализ заключений энергоаудитов основных промышленных предприятий выявил средний потенциал энергосбережения, равный 10%, а в бюджетном секторе выявил потенциал энергосбережения равный 40%.

  • Исполнения пункта 12 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», в котором особое внимание уделено вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, а именно в части ужесточения требований по энергоэффективности к предприятиям и повышения требований к энергоэффективности зданий.
  • Дальнейшей реализации шага №59 Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» о привлечении стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международно признанный механизм энергосервисных договоров. Основной задачей шага является стимулирование развития частных энергосервисных компаний для предоставления комплекса услуг в сфере энергосбережения с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат.

Проект Закона будет направлен на обеспечение дальнейшего снижения энергоемкости ВВП страны путем совершенствования системы Государственного энергетического реестра, энергоаудиторской деятельности, системы энергосбережения в бюджетном секторе, системы государственного контроля и надзора, усиление региональной политики, создание благоприятных условий для развития услуг энергосервиса и реализации мер по энергосбережению, а также уточнение действующих норм законодательства РК в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в целях устранения пробелов и противоречий.

 

Совершенствование Государственного энергетического реестра

Одним из главных инструментов новой законодательной базы является создание Государственного энергетического реестра (далее – ГЭР), субъектами которого являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном 1 500 и более тонн условного топлива (далее – т.у.т.) в год, а также государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и естественных монополий, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном 100 и более т.у.т. в год.

В рамках работы ГЭР, для его субъектов, за исключением государственных учреждений, установлены обязательства по проведению энергоаудита, обеспечению снижения потребления энергетических ресурсов, реализации планов мероприятий и т.д. В 2016 году энергопотребление субъектами ГЭР составило 48 млн. т.у.т. или 38% от общего энергопотребления Республики Казахстана.

Количество субъектов ГЭР в 2016 году составляло 5 133 субъекта, в том числе частные юридические лица – 779 (с общим объемом потребления 62%); субъекты квазигосударственного сектора – 1 617 (с общим объемом потребления 36%) и государственные учреждения – 2 737 (с общим объемом потребления 2%).

В послании Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечено о необходимости принятия мер по цифровизации экономики страны. В рамках работы по цифровизации была разработана и апробирована Автоматизированная информационная система «Государственный энергетический реестр» (далее – АИС «ГЭР»).

В ходе апробации данной системы в текущем году, из 6 364 субъектов ГЭР добровольно предоставили информацию посредством АИС «ГЭР» 2 530 субъектов (государственные учреждения 1 409, субъекты квазигосударственного сектора – 891, частные юридические лица – 227, индивидуальные предприниматели – 3), что составляет 39,7% от общего числа субъектов ГЭР и показывает положительную тенденцию.

В текущем году в рамках проекта Всемирного Банка планируется усовершенствовать АИС «ГЭР» с дальнейшим переименованием в Национальную информационно-аналитическую систему «Энергоэффективный Казахстан» (далее – НИАС). Данную систему планируется представить такими подсистемами как «ГЭР», «Энергоаудит», «Карта энергоэффективности», «Анализ и мониторинг НПА» и «СМИ».

В связи с этим, для дальнейшего совершенствования ГЭР, как одного из главного инструмента системы энергосбережения, предлагается законодательно закрепить понятие Национальной информационно-аналитической системы «Энергоэффективный Казахстан», определив функции по обеспечению его функционирования в компетенцию уполномоченного органа.

Также в целях упрощения и оптимизации процесса концепцией предлагается весь информационный обмен реализовать посредством НИАС, в том числе определение порядка предоставления заключений по энергоаудиту.

Вместе с тем, в действующем Законе Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» (далее – Закон) предусмотрено, что субъекты ГЭР предоставляют информацию на бумажном и электронном носителях, усложняя данный процесс. Учитывая положительный опыт апробации АИС «ГЭР», концепцией предлагается предусмотреть возможность субъектам ГЭР право выбора предоставления информации на бумажном носителе или в электронном виде посредством НИАС.

В целях упрощения и оптимизации предоставляемой субъектами ГЭР информации предлагается изменить перечень предоставляемой ими информации:

- для частных юридических лиц исключить необходимость предоставления информации о потреблении и потерях воды в натуральном и денежном выражении, об оснащенности приборами учета энергетических ресурсов и т.д., так как данная информация не учитывается в процессе анализа энергоэфективности;

- для государственных учреждений (детские сады, школы, больницы и поликлиники) расширить перечень предоставляемой информации по отапливаемой площади, об оснащенности приборами автоматизированного теплового пункта и т.д.

В связи с тем, что данные субъекты ГЭР освобождены от прохождения обязательного энергоаудита, на текущий момент предоставляемая ими информация не дает возможности полностью проанализировать их деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе по энергопотреблению.

Данные изменения облегчат предоставление информации для бизнеса и позволят вести полный мониторинг энергопотребления всех государственных учреждений, а также расходов бюджетных средств на энергоресурсы.

На сегодняшний день, согласно реестру государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале, в стране имеется порядка 22 000 государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора.

В связи с установленным порогом энергопотребления для государственных учреждений 100 и более т.у.т. в год, в ГЭР включены всего 4 000 субъектов. Неполный охват государственных учреждений не позволяет проводить достоверный мониторинг их энергопотребления.

Учитывая необходимость мониторинга и анализа энергопотребления всех государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и естественных монополий, предлагается для них исключить порог энергопотребления в объеме, эквивалентном 100 тонн условного топлива.

Более того, ввиду успешного опыта использования АИС «ГЭР», масштаб полного охвата государственных учреждений, квазигосударственного сектора и естественных монополий вполне реалистичен.

 

Совершенствование системы энергоаудита

В международной практике одним из самых распространенных инструментов системы энергосбережения является проведение энергоаудита. Казахстан также не стал исключением и внедрил обязательную процедуру проведения энергоаудита для основной группы потребителей энергетических ресурсов, являющихся субъектами ГЭР. Согласно действующему законодательству, субъекты ГЭР обязаны получить заключение энергоаудита, в котором определен потенциал энергосбережения, и обеспечить реализацию энергоэффективных мер для его достижения.

На сегодняшний день, на территории РК энергоаудиторскую деятельность осуществляют более 130 юридических лиц, в штате которых числятся более 230 аттестованных уполномоченным органом энергоаудиторов.

Однако, проведенный в 2016-2017 гг. анализ 300 заключений энергоаудита выявил несоответствие более 60% из них установленным правилам. Основными замечаниями по заключениям энергоаудита являются выдача заключения без определения потенциала энергосбережения, экономическая нецелесообразность рекомендованных мероприятий, отсутствие технико-экономических обоснований мероприятий, а также несоблюдение иных установленных требований.

Одной из проблем низкого качества энергоаудита является квалификация энергоаудиторов. На сегодняшний день, аттестация энергоаудиторов проводится уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на основе квалификационных требований, установленных Законом об энергосбережении и вытекающими нормативно-правовыми актами. Аттестация энергоаудиторов проводится на основе предоставленных документов без экзамена и собеседования, на бесплатной основе, что не определяет ответственности уполномоченного органа и самого физического лица. Следует также отметить, что получение разрешения на осуществление энергоаудиторской деятельности самих юридических лиц, в состав которых входят определенное количество аттестованных энергоаудиторов, с 2016 года переведено на уведомительный порядок. В связи с этим, сложившаяся ситуация в области энергоаудита требует дальнейшего ее совершенствования.

         В то же время в целях реализации политики по передаче функции аттестации кандидатов в энергоаудиторы в конкурентную среду согласно 97 шага Плана наций «100 конкретных шагов» концепцией предлагается внедрить органы по подтверждению соответствия персонала в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (далее ОПС), которые будут аккредитованы Национальным органом по аккредитации в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» и будут информировать уполномоченный орган в области энергосбережения и энергоэффективности о выданных сертификатах по итогам полугодия.

Необходимо отметить, что энергоаудиторы будут обязаны подтверждать свои квалификационные требования каждые три года, повышая свою квалификацию и качество предоставляемых услуг. Эта системная мера повысит уровень подготовки энергоаудиторов и других специалистов в данной области (энергоменеджеры и эксперты).

Также внедрение ОПС предоставит возможность проводить оценку персонала в соответствии с международными стандартами, что создаст условия для признания их на зарубежных рынках.

По отношению к государству данное новшество позволит сэкономить государственный бюджет, обеспечит компактность государственного аппарата вследствие сокращения штатных единиц и инновационность бизнес-процессов по реализации функции в конкурентной среде.

Основными видами энергетических ресурсов, потребляемыми в зданиях, строениях и сооружениях жилищно-коммунального и бюджетного секторов, является тепловая и электрическая энергия. В них отсутствуют технологические процессы и иные оборудования, требующие наличия отраслевых знаний для персонала по их эксплуатации.

В связи с этим, и учитывая международный опыт, предлагается предоставление возможности энергоаудиторам осуществлять услуги энергоаудита зданий, строений и сооружений.

Это расширит предпринимательскую деятельность энергоаудиторов (физических лиц), повысит конкуренцию на рынке энергоаудита для сектора ЖКХ и государственных учреждений.

В настоящее время имеют место факты по демпингу на услуги энергоаудита, предоставлению заключений недобросовестными энергоаудиторскими организациями без посещения объектов обследования, занижению возможного потенциала энергосбережения, использованию не поверенных измерительных приборов и т.д.

Выявленные проблемы в области энергоаудита свидетельствуют о необходимости введения инструментов контроля, принятия мер по возврату процедуры аккредитации и ужесточению ответственности энергоаудиторов и энергоаудиторских организаций. Однако, это противоречит проводимой политике Правительства Республики Казахстан по снижению нагрузки на бизнес.

В связи с этим, в целях реализации 97 шага Плана наций
«100 конкретных шагов» по снижению государственного контроля и во исполнение статьи 32 Закона Республики Казахстан «О саморегулировании», а также в целях повышения качества заключений энергоаудита, предлагается в Законе предусмотреть внедрение механизма саморегулирования в энергоаудиторской деятельности на обязательной основе. Таким образом, правом проведения энергоаудита будут обладать энергоаудиторские организации и энергоаудиторы, сертифицированные ОПС и являющиеся членами (участниками) саморегулируемой организации в энергоаудиторской деятельности (далее – СРО).

Введение саморегулирования повысит уровень предоставляемых услуг, оказываемых энергоаудиторскими организациями, в связи с тем, что экспертная комиссия СРО будет проверять заключения энергоаудита на предмет соответствия установленным правилам, и следить за графиком поверки измерительных приборов. Это также предоставит возможность принятия быстрых и эффективных мер контроля в отношении недобросовестных членов организации, повышению конкурентоспособности своих членов путем повышения стандартов оказания услуг и создания условий для защиты прав потребителей в рамках Закона Республики Казахстан «О саморегулировании».

Внедрение СРО создаст на рынке энергоаудита здоровую конкурентную среду, искоренит демпинг путем стабилизации цены на услуги энергоаудита.

Эти вышеперечисленные системные меры должны обеспечить решение существующих проблем в области энергоаудита. А для дальнейшего совершенствования энергоаудита, как одного из распространенных инструментов энергосбережения и повышения энергоэффективности, и по итогам изучения международного опыта, предлагаются нижеследующие нормы.

Согласно Закону, заключение энергоаудита обязаны получить все субъекты ГЭР, за исключением государственных учреждений. Субъектами ГЭР являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более т.у.т. в год, а также государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и естественных монополий, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном ста и более т.у.т. в год.

Анализ данных ГЭР показал, что все субъекты квазигосударственного сектора и естественных монополий, потребляющие в диапазоне от 100 до
1 500 т.у.т. в год, суммарно потребляют менее 4% энергоресурсов от всех субъектов ГЭР.

В связи с этим, и для повышения эффективности проведения энергоаудита субъектами ГЭР, являющимися субъектами квазигосударственного сектора и естественных монополий, а также в целях снижения нагрузки на них, Концепцией предлагается сужение количества субъектов ГЭР, обязанных получить заключение энергоаудита по норме энергопотребления, путем проведения обязательного энергоаудита теми субъектами, которые потребляют энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном 1 500 и более т.у.т. в год, за исключением государственных учреждений.

В Казахстане имеется более 250 000 юридических лиц, 43 000 многоквартирных жилых домов, 22 000 государственных учреждений и т.д. Однако, процедуру обязательного энергоаудита обязаны провести всего
2 700 юридических лиц (субъекты ГЭР, за исключением ГУ). Доля потребления энергетических ресурсов данных 2 700 юридических лиц в общем объеме энергопотребления страны не превышает 40%. Соответственно, в остальных неохваченных 60% имеется большой потенциал энергосбережения – жилищно-коммунальный, бюджетный и транспортные сектора. Предлагается для данных неохваченных организаций на добровольной основе предусмотреть иные виды энергоаудита, которые позволят за короткое время выявить нерациональное использование энергоресурсов. А именно целевой энергоаудит и экспресс-энергоаудит.

Под целевым энергоаудитом понимается работа по сбору, обработке и анализу данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности потенциала энергосбережения и подготовки заключения, имеющее целевой характер или ограничение, как по объему, так и по времени его проведения.

Под экспресс-энергоаудитом понимается работа по сбору, обработке и анализу данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности потенциала энергосбережения и подготовки заключения, проводимой энергоаудиторской организацией в случае наличия у заказчика заключения обязательного энергоаудита и наличия международного и/или национального сертификата системы энергоменеджмента.

 

В связи с этим, предлагается введение понятий «целевой энергоаудит» и «экспресс-энергоаудит».

Данные новшества позволят расширить услуги энергоаудита ввиду снижения объемов и характера работ, повысит заинтересованность заказчиков по проведению энергоаудита по определенному виду энергетических ресурсов или определённому оборудованию, и снизит стоимость энергоаудита, что обеспечит его доступность для жилищно-коммунального и бюджетного секторов.

Необходимо отметить, что в международной практике существует несколько видов энергоаудита. Так, концепцией предусмотрены характер проведения энергоаудита – обязательный и добровольный, и разделение его на виды – полный, целевой и экспресс-энергоаудит.

По информации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), более половины потенциального повышения ресурсной эффективности и экономии издержек может быть получено путем улучшения практики управления без существенных капиталовложений. Большинство предприятий, внедривших систему энергоменеджмента, ежегодно снижают энергоемкость на 2-3%, а компании, только внедряющие энергоменеджмент, в течение первых двух лет экономят 10-20%.

Эффект от внедрения системы энергетического менеджмента для компаний в целом демонстрирует лучшую динамику роста значений основных показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в сравнении с компаниями, выполняющими только обязательные требования.

В связи с этим, для стимулирования предприятий предлагается альтернатива проведению обязательного энергоаудита при условии наличия у субъекта ГЭР заключения обязательного энергоаудита и действующей системы энергоменеджмента (сертификата), соответствующей требованиям международного и/или национального стандарта, при этом необходимо достижение за последние пять лет 10%-ого потенциала энергосбережения.

Субъектами ГЭР, потребляющими энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяча пятистам и более т.у.т. в год, являются порядка 800 организаций с суммарным потреблением 37% всех энергетических ресурсов страны.

На сегодняшний день, внедрение энергоменеджмента на предприятиях носит лишь добровольный характер, в связи с чем многие компании не внедрили энергоменеджмент до сих пор. При внедрении всеми крупными компаниями страны планируется снижение потребления энергоресурсов до 5% от всего потребления страны.

В связи с этим, и в целях реализации пункта 12 ОНП, концепцией предлагается обязать крупных субъектов ГЭР (потребляющих свыше 1 500 т.у.т. в год) назначить ответственных лиц по энергосбережению и повышению эффективности, которые будут обязаны проходить курсы переподготовки в учебных центрах каждые два года.

 

Совершенствование системы энергосбережения в бюджетном секторе

В 2017 году Всемирный банк провел оценку 114 стран мира по направлению «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». Оценка проводилась по 12 индикаторам, где по индикатору «Обязательства и стимулы для государственного сектора» у нашей страны один из самых низких показателей. Как уже ранее отмечалось, потенциал энергосбережения в государственном (бюджетном) секторе является достаточно высоким и достигает до 40%.

В целом, на сегодняшний день ситуация повышения энергоэффективности в стране следующая: частные юридические лица более инициативны и ответственны в вопросах энергосбережения, считая это необходимой мерой по снижению затрат на производство продукции, проведению технологической модернизации и улучшению своей конкурентоспособности.

В бюджетном секторе ситуация выглядит обратной – бюджетные организации не заинтересованы в реализации мер по энергосбережению ввиду многих факторов, таких как слабая осведомленность об энергосбережении, слабый контроль со стороны руководства за расходом энергоресурсов (оплата за коммунальные услуги производится из республиканского или местного бюджета), имущество не является собственностью руководства и, соответственно, у руководителей данных организаций отсутствует мотивация по энергосбережению.

Вместе с тем, в действующем законодательстве в компетенцию уполномоченного органа входит разработка и утверждение нормативов энергопотребления. Однако для разработки и утверждения нормативов необходима методика расчета нормативов, которая определит основы, включающие поправочные коэффициенты по годам постройки, этажности, площади (общей и отапливаемой/неотапливаемой), пребывания количества человек (учащихся, работников, посетителей, койко-мест), а также сезонные и другие факторы, влияющие на энергопотребление.

В связи с этим, для повышения энергоэффективности организаций бюджетного сектора, предлагается дополнить компетенцию уполномоченного органа в части разработки и утверждения методики расчета нормативов энергопотребления дополнить компетенцию уполномоченного органа в части разработки и утверждения методики расчета нормативов энергопотребления для бюджетных организаций в зависимости от вида теплоснабжения (центральное или автономное), используемого оборудования при теплоснабжении, вида потребляемых энергоресурсов, года постройки и типа здания, строения, сооружения, площади (отапливаемая/неотапливаемая), этажности, географического местоположения, последнего проведенного капитального ремонта и т.д.

 

Совершенствование системы государственного контроля и надзора в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

В рамках Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» внедрен новый институт профилактического контроля. Отличием от действующей системы проверок является профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства. Внедрен профилактический контроль и надзор с посещением и без посещения субъекта (объекта) контроля.

На основании вышеизложенного, в области энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо предусмотреть порядок проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля.

Субъектам контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности планируется выдавать рекомендации по устранению нарушений. Это позволит выстроить партнерские взаимоотношения с данными субъектами и изменить поведение устоявшейся системы государственного контроля и надзора.

На сегодняшний день, в области энергосбережения и повышения энергоэффективности установлены требования для объектов энергетического сектора, в частности по соблюдению нормативных значений коэффициента мощности в электрических сетях и нормативов по расходу электрической энергии на собственные нужды электростанций и подстанций. Для эффективной реализации данных функций, возложенных на уполномоченный орган, необходимо наличие квалифицированных сотрудников по специальности «электроэнергетика», имеющих соответствующий опыт в данной отрасли.

Следует отметить, что, согласно Закону, реализация государственной политики по энергосбережению в отраслях осуществляется соответствующими уполномоченными органами.

На основании вышеизложенного, и для качественной и эффективной реализации данных функций по контролю в области энергетики, предлагается передать в компетенцию уполномоченного органа в области электроэнергетики функции по контролю за соблюдение нормативных значений коэффициента мощности и нормативов энергопотребления на собственные нужды станций с утверждением совместных требований.

Передача функций положительно отразится на результатах проверки. К тому же, у уполномоченного органа в области электроэнергетики появится инструмент по достижению показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности в своей отрасли.

 

Усиление региональной политики в области энергосбережения

На сегодняшний день, основные нормы Закона регламентируют процессы по энергосбережению, в том числе и для местных исполнительных органов (далее – МИО). МИО являются органами, которые непосредственно внедряют все эти меры, проводят государственную политику на региональном уровне и т.д. Вместе с тем, все 16 административно-территориальных единиц по объему энергопотребления и структуре экономики имеют свои особенности. Некоторые регионы обладают значительным потенциалом энергосбережения, однако отсутствие квалифицированных сотрудников и финансовых средств не позволяет достигать данного потенциала.

Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – Министерство) ежегодно проводится оценка деятельности МИО по вопросам энергосбережения, по итогам которых регионам присваиваются баллы, в среднем по Казахстану данный показатель на низком уровне.

В регионах отсутствуют целевые показатели энергосбережения, достижение которых являлось бы их основной целью. Кроме того, в региональной политике отсутствует работа по пропаганде энергосбережения, население не осведомлено об основных преимуществах энергосбережения.

Для решения данных проблем предлагается наделить МИО компетенцией по разработке и утверждению отраслевых, региональных программ энергосбережения, а также компетенцией по их реализации.

Вместе с тем, для единого подхода в утверждении данных программ предлагается включить в компетенцию уполномоченного органа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности норму по разработке и утверждению Правил разработки отраслевых, региональных программ энергосбережения (и согласование данных программ с уполномоченным органом).

Также концепцией предлагается предусмотреть повышение информационного обеспечения МИО по деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и законодательное закрепление отраслевого праздника «День энергосбережения».

На сегодняшний день, в регионах отсутствие показателей по энергосбережению приводит к тому, что мероприятия по энергосбережению финансируется по остаточному принципу. Однако мероприятия по энергосбережению являются экономически целесообразными. Зачастую разработанные региональные комплексные планы не имеют за собой финансового обеспечения, что делает их реализацию не эффективной, в том числе предусматриваются мероприятия, носящие формальный характер. В местном бюджете отсутствуют программы, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности.

В связи с этим, для эффективной реализации региональной политики предлагается уполномоченному органу в области энергосбережения и повышения энергоэффективности наделить компетенцией по утверждению совместно с заинтересованными органами показателей по энергосбережению для МИО.

Данные показатели будут отражать следующее:

- повышение эффективности использования ТЭР и снижению затрат на энергоснабжение объектов бюджетной сферы и ЖКХ;

- повышению надежности и эффективности работы энергетического комплекса региона;

- снижению бюджетных расходов региона на адресные субсидии населению по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций в энергосбережение и т.д.

С целью снижения нагрузок на республиканский и местный бюджет при разработке программ энергосбережения необходимо учесть вопросы привлечения инвестиций и взаимодействия с международными финансовыми институтами.

Как показывает международный опыт, МИО заинтересованы в экономии энергоресурсов и создают все условия для выполнения ряда задач, в том числе по привлечению международных фондов для выделения грантов или созданию своих фондов, по привлечению иных финансовых источников. По опыту Болгарии «Фонд местных властей и правительства (FLAG)» берет финансовые средства у структурных фондов и фондов Европейского союза и далее распределяет среди муниципалитетов, где каждый проект проходит стадию согласования у управляющего банком FLAG.

Для Казахстана необходимо установить ориентир на бюджетный сектор (детские сады, школы, больницы), так как большое количество этих зданий 1950-1980 годов постройки или новые здания выполнены в ненадлежащем качестве, что требует выполнения мероприятий по термомодернизации ограждающих конструкций, в особенности для северного региона страны.

В связи с этим, предлагается МИО наделить возможностью по привлечению инвестиций в энергосбережение.

На сегодняшний день, в компетенцию акиматов всех уровней включены функции, обеспечивающие реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе:

         - включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории,

         - заключение соглашений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности,

         - осуществление информационной деятельности,

         - обеспечение снижения энергоемкости валового регионального продукта,

         - проведение мониторинга за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями, организацию проведения энергоаудита, термомодернизации государственных учреждений, закупа и установки приборов учета энергетических ресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления для государственных учреждений, а также обеспечение модернизации паркового и уличного освещения с учетом использования энергосберегающих ламп,

         - организацию утилизации ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения.

         Для эффективной реализации политики энергосбережения необходимо наличие в структуре аппаратов акиматов областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента подразделения по энергосбережению или ответственных лиц, осуществляющих исполнение вышеуказанных задач.

 

Создание стимулирующих механизмов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Энергоемкость ВВП является наиболее распространенным показателем энергоэффективности экономики страны. По данному показателю Казахстан является страной с высокой энергоемкостью экономики. Успех политики повышения энергоэффективности зависит от политической воли и комплексного подхода. Следовательно, необходимо продолжать разработку и улучшение своей политики по повышению энергоэффективности.

Созданная в целях реализации политики по снижению энергоемкости ВВП законодательная база характеризуется значительным преобладанием обязывающих механизмов при фактическом отсутствии инвестиционных и стимулирующих норм. Ряд законодательных требований (нормативы энергопотребления в промышленности, требования к коэффициенту мощности, обязательное снижение потребления энергоресурсов), принятых в части энергопотребления в промышленности, пока не дал существенных результатов.

Из 2 700 субъектов ГЭР, обязанных провести энергоаудит, за 2016 год только 393 утвердили планы мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, и только около 300 внедрили энергосберегающие мероприятия.

На низкий темп роста деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в Республике влияют такие негативные факторы, как:

- низкие тарифы на энергоресурсы, по причине чего производители и потребители не заинтересованы в получении экономии;

- высокая затратность энергосервисных услуг вследствие высокой стоимости технологий и оборудования и высокой стоимости/недоступности заемных средств.

Доступность дешевого угля и сравнительно низкие регулируемые тарифы на энергоресурсы (газ, тепло- и электроэнергия), безусловно, являются конкурентным преимуществом Казахстана, однако при этом инвестиционная привлекательность проектов по энергосбережению остается невысокой. Долгосрочная тарифная политика, предполагающая постепенное контролируемое повышение тарифов, должна устранить нерациональное потребление энергетических ресурсов, а также стимулировать поток инвестиций в модернизацию и повышение энергоэффективности секторов экономики.

Важно отметить, что энергосберегающие мероприятия могут иметь незначительные экономические выгоды для отдельно взятого предприятия, но в масштабе страны могут оказать синергетический эффект, приводя к значительной экономии энергоресурсов.

В целях реализации политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности определен Национальный институт развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (далее – Институт). Основная задача деятельности Института – оказание содействия в достижении целевых индикаторов по снижению энергоёмкости экономики РК, озвученных в послании Главы государства Назарбаева Н.А. «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» и закрепленных в Плане нации.

Институт, в качестве оператора рынка энергосервисных услуг, единственный владеет ситуацией и разрабатывает долгосрочные конкретные и масштабные планы. Реализация данных планов возможна путем создания прямых финансовых инструментов, способствующих развитию рынка энергосервисных компаний (далее – ЭСКО), и оказанием мер государственной поддержки.

Концепцией предлагается одной из мер государственной поддержки предусмотреть частичное возмещение затрат энергосервисных компаний на реализацию энергосберегающих мероприятий через Институт.

Для оказания данной меры государственной поддержки планируется разработать механизм предоставления частичного возмещения затрат для ЭСКО, вошедших в реестр (порядок и условия предоставления, критерии отбора). Планируется внесение соответствующих изменений/дополнений в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан и соответствующие нормативные правовые акты.

Другой предлагаемой мерой является субсидирование ставки вознаграждения по кредиту до 10% ставки и предоставление частичной гарантии по погашению задолженности неуплаты заемщиком в размере до 50% от суммы кредита.

В 2017 году в рамках Соглашения о предоставлении финансовой поддержки по реализации механизма стимулирования инвестиций в энергоэффективность городской инфраструктуры РК, заключенного между Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в рамках совместного с Программой развития ООН проекта «Устойчивые города для низкоуглеродного развития в Казахстане» необходимо предусмотреть бюджетные средства на эти цели для обеспечения гарантийных обязательств. Срок завершения данной апробации – декабрь 2019 года.

Механизм финансовой поддержки энергосервисных инициатив разработан и введен в действие впервые в Казахстане. Финансовую поддержку вправе получить представители частного предпринимательства (малый, средний бизнес), выступающие в форме энергосервисных компаний, а также компаний, работающие по механизму ГЧП и использующие и/или планирующие использовать заемное финансирование для реализации проектов, направленных на энерго- и ресурсосбережение в поддерживаемых секторах городского хозяйства, а также собственники объектов или их представители, использующие и/или планирующие использовать заемное финансирование для реализации проектов, направленных на энерго- и ресурсосбережение в поддерживаемых секторах городского хозяйства.

В рамках реализации данного пилотного проекта за 5 месяцев текущего года поданы заявки на получение субсидирования от 118 энергосервисных компаний, которые в настоящий период находятся на разных стадиях рассмотрения, что свидетельствует о достаточной востребованности данной меры стимулирования.

Впервые энергосервисным компаниям предоставлена возможность получить финансовую поддержку, что повлияло на увеличение частной инициативы по реализации энергосервисных договоров.

Таким образом, концепцией предлагаются внесения соответствующих изменений/дополнений в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан и соответствующие нормативные правовые акты.

Другой мерой государственной поддержки предлагается финансирование через специальные программы финансовой поддержки, предусматривающей оптимальное соотношение процентной ставки, периода кредитования и других условий выделения кредита для проектов ЭСКО в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (Единая программа финансирования предпринимательства «Дорожная карта бизнеса – 2020» (далее – ДКБ), либо открытие новых специальных программ).

Механизм оказания поддержки в рамках специальных программ предусматривает определение приоритетных секторов экономики для потенциальных участников согласно Общему классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКЭД). Перечень приоритетных секторов экономики для потенциальных участников не содержит прямое указание на вид деятельности «оказание энергосервисных услуг», в связи с чем необходимы внесения дополнения в ОКЭД.

Финансовым агентством, осуществляющим реализацию и мониторинг финансовой поддержки в рамках ДКБ, определено ФРП «Даму». Учитывая изложенное, и практический опыт и сложившуюся систему оказания содействия в финансировании малому и среднему бизнесу, реализацию вышеназванных мер поддержки предлагается осуществлять через ФРП «Даму», или другие финансовые институты.

На казахстанском рынке энергосервиса за период 2015-2018 годы реализовано всего 8 проектов ЭСКО, в то время как в Российской Федерации за один только 2016 год реализовано 702 энергосервисных договоров стоимостью 7 387,2 млн. руб. Высокая затратность составляющих проектов (оборудование, запчасти, материалы, проведенный заказчиками дорогой и не всегда качественный энергоаудит, что влечет за собой повторные затратные технические обследования, консалтинг, и др.) в сочетании со сложной процедурой реализации является одним из основных факторов малого количества проектов по внедрению энергосберегающих мероприятий в РК.

При этом возмещение инвестиционных вложений по проектам по энергосбережению происходит в последующих годах, вследствие чего отвлечение значительных по размеру ресурсов затрудняет финансовую деятельность компании. Инвестиции энергосервисной компании в проект возмещаются в течение ряда календарных лет, кроме того, имеет место просрочка/задержка платежей, что оказывает значительное влияние на стабильность финансовой деятельности. Учитывая изложенное, вопросы финансирования проектов по энергосбережению являются самым сложным и труднорешаемым барьером.

Для снижения налоговой нагрузки на энергосервисные компании РК предлагается энергосервисным компаниям (производителям энергоэффективного оборудования и материалов) предоставить налоговые льготы в части освобождения от НДС на импорт ввозимого оборудования и запчастей.

Кроме того, предлагается разрешить энергосервисным компаниям, реализующим энергосервисные договоры, уменьшение размера совокупного годового дохода при исчислении корпоративного подоходного налога на сумму фактически достигнутой экономии.

Справочно: рассмотрим эффективность данных мер на примере реализованного проекта энергосервисной компании. Стоимость инвестиционных вложений в оборудование (светильники) составила 29 млн. тенге. Стоимость НДС на импорт соответственно составила 3,1 млн. тенге. Срок договора составил 6 лет. Предполагаемая налогооблагаемая прибыль составила 120 млн. тенге. Без льготы КПН (20%) составила 23,9 млн. тенге. Со льготой – 21,3 млн. тенге. Т.е. при получении льгот расходная часть бюджета данной компании составит 5,7 млн. тенге. Данная сумма существенно снижает как финансовые затраты компании, так и затраты государственного бюджета по выплате обязательств.

Для реализации данных мер необходимо внести соответствующие изменения/дополнения в Налоговый Кодекс Республики Казахстан, Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан и другие нормативно-правовые акты.

Вышеназванные меры стимулирования деятельности планируется оказывать энергосервисным компаниям, вошедшим в перечень ЭСКО, формируемый Институтом.

Внедрение данных мер стимулирования окажет значительное влияние на активизацию деятельности компаний по оказанию энергосервисных услуг и позволит снизить энергоемкость ВВП государства, высвободить тепло- и электроэнергию для последующего перераспределения и более полного обеспечения ими других значимых объектов в результате получаемой экономии от реализации энергосберегающих мероприятий, увеличить объем налоговых поступлений в бюджет республиканского и регионального уровней, снизить затраты и повысить доходность предприятия, обновить активы предприятий, на которых планируется реализовать энергосберегающие мероприятия, сократить выбросы двуокиси углерода (CO2) и других загрязняющих веществ, развить местное содержание товаров/работ/услуг (большая часть энергосервисных компаний является отечественными товаропроизводителями).

Как правило, энергосервисные компании испытывают трудности при получении финансирования для реализации энергосервисных договоров в части предоставления залогового обеспечения, т.е. компания не имеет достаточного объема активов в залог для предоставления банку.

Для решения данного вопроса, предлагается в качестве залогового обеспечения кредита предоставить возможность использования обязательства заказчика по выплате обязательств по проекту, при этом также предлагается данный вид залогового обеспечения не дисконтировать или же дисконтировать с приемлемой маржей.

В связи с этим концепцией предлагается внести дополнение в части возможности передачи в залог прав по энергосервисному договору, и(или) переуступке права требования или осуществления перевода долга с согласия заказчика. Для реализации данной меры необходимо внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие банковскую деятельность, и подзаконные акты.

Введение мер государственной поддержки окажет положительный эффект, прежде всего на стоимость энергосервисных услуг, и будет способствовать широкому масштабированию проектов ЭСКО, которые окажутся привлекательными для потребителей. Кроме того, улучшение качества и увеличение количества реализованных проектов в целом по стране существенно отразятся на снижении энергоемкости ВВП РК.

Также в целях стимулирования потребителей тепловой и электрической энергии к переходу на возобновляемые источники энергии (далее – ВИЭ) и соответственно внедрения мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности в системе электроснабжения и отопления, в качестве стимулирующих мер к более интенсивному использованию выработки ВИЭ для альтернативного энергоснабжения жилых объектов (МЖД, ИЖС), подсобных хозяйств, ферм и т.д. предлагается внести изменения в Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» в части увеличения порога установленной мощности со 100 кВт до 250 кВт, включая комбинированные установки ВИЭ в понятий нетто-потребитель электрической энергии.

Это позволит диверсифицировать и расширить производство отечественных установок ВИЭ с применением менее энергоемких технологий и материалов.

Также следует отметить очень высокий потенциал с точки зрения экономии традиционного топлива и как следствие повышения энергоэффективности для экономики РК имеют синтетические газы, являющиеся продуктом переработки твердо-бытовых отходов или попутными технологическими газами, синтезируемыми в ходе различных высокотемпературных технологических процессах (за исключением попутного нефтяного газа). В тоже время без оказания поддержки направленной на повышение инвестиционной привлекательности таких проектов реализация этого потенциал экономически нецелесообразна ввиду высокой стоимости капитальных затрат на 1 кВт установленной мощности.

В целях поддержки подобных проектов предлагается внести изменения в Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», которые приравняют синтетические газы к ВИЭ и позволят в рамках реализации проектов по генерации электрической энергии с использованием синтетических газов получать соответствующие преференции и поддержку по аналогии с ВИЭ.

Использование синтетических газов в качестве альтернативы традиционному топливу, могло бы существенно не только снизить экологическое воздействие на атмосферу в процессе генерации электрической энергии, но и обеспечить значительное сбережение традиционного топлива и тем самым оказать позитивное влияние на энергоемкость экономики РК.

 

Совершенствование системы энергосервисных договоров

При участии в государственных закупках товаров/работ/услуг энергосервисные компании сталкиваются с проблемами источника оплаты услуг и критериев выбора победителя. В соответствии с пунктом 2 статьи 18-1 Закона «Цена по энергосервисному договору должна определяться исходя из достигнутых, либо запланированных к достижению в результате реализации энергосервисного договора показателей, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов или из экономии энергетических ресурсов, образующихся за счет снижения удельного энергопотребления на единицу продукции».

То есть критерии заключения энергосервисного договора – наибольшая эффективность в виде полученной экономии, срока окупаемости и чистой приведенной стоимости проекта. В то же время действующее законодательство о закупках предусматривает выбор победителя, в основном, на основе наименьшей цены. Таким образом, специфика деятельности энергосервисных компаний, не соответствует положениям Закона Республики Казахстан «О государственных закупках». Для предоставления возможности энергосервисным компаниям заключать договоры, предлагается процедуру заключения энергосервисных договоров осуществлять без применения норм Законов Республики Казахстан «О государственных закупках» и «О естественных монополиях», Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». Предлагаемая норма предполагает внесение дополнений в Бюджетный Кодекс Республики Казахстан (пункт 7 статьи 110. Секвестр Главы 20. Секвестр и корректировка бюджета).

При этом по критерию отнесения проекты по энергосбережению, реализуемые энергосервисными компаниями, в рамках оказываемых услуг государственному и квазигосударственному секторам, предлагается подразделять по механизму реализации на проекты по энергосервисным договорам и проекты государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).

При этом необходимо учитывать, что проекты с наибольшей стоимостью, как правило, реализуются по механизму ГЧП. Для облегчения выбора реализации проекта по энергосбережению участникам сторон предлагается определить по критерию стоимости:

1)      проекты по энергосбережению, стоимость инвестиций по которым не превышает 45 000 месячных расчетных показателей, реализуются по механизму энергосервисного договора;

2)      проекты по энергосбережению, стоимость инвестиций по которым превышает 45 000 месячных расчетных показателей, реализуются по механизму ГЧП.

При реализации проектов по механизму ГЧП энергосервисные компании сталкиваются с проблемами, связанными с их структурированием и сопровождением: сроки прохождения процедур срываются и затягиваются (проекты по модернизации освещения в городах Актобе и Темиртау), разработанная подрядной организацией документация недостаточно проработана, из-за чего конкурс по выбору партнера признается несостоявшимся (трижды по городу Аксу).

В целях апробации механизма реализации энергосервисных проектов через ГЧП в бюджетном секторе инициирован проект ГЧП «Модернизация и эксплуатация системы освещения АТК «Транспорт Тауэр» (проект прошел достаточно длительный процесс согласования – более двух лет).

Для повышения результативности проводимой работы в части усиления государственно-административной поддержки бизнеса по реализации проектов ГЧП целесообразно определить юридическое лицо по их сопровождению с учетом отраслевых особенностей. В связи с этим предлагается в качестве юридического лица по сопровождению проектов ГЧП в области энергосбережения и повышения энергоэффективности определить Институт.

Данная компетенция Института прямо повлияет на увеличение количества и качества реализуемых проектов и усилит государственно-административную поддержку по реализации проектов ГЧП с учетом значимости вопросов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для всех секторов экономики.

 

Совершенствование требований по энергоэффективности оборудований

Ежегодный рост потребительского спроса, индустриально-промышленный прогресс, интенсивные маркетинговые и рекламные стратегии привели к повсеместному увеличению объемов использования энергопотребляющих устройств. Вместе с тем, также необходимо учитывать имеющийся ежегодный износ парка оборудования, как бытового, так и промышленного назначения.

Все это приводит к увеличению потребления электроэнергии, и как следствие необходимость строительства энергогенерирующих мощностей. В промышленности основным потребителем электроэнергии являются электродвигатели и трансформаторы, а в быту – холодильники и кондиционеры.

В 2015 году в Казахстане потребление электроэнергии при использовании холодильников, двигателей и трансформаторов составили порядка 40 ТВтч. Без вмешательства в данный процесс и внедрения требований, направленных на снижение потребления электроэнергии при использовании всех четырех указанных типов оборудования, потребление к 2030 году увеличится до 87 ТВтч, что составляет больше половины от всего энергобаланса по Казахстану.

Также проведенные исследования показывают увеличение импорта вышеназванных оборудований. Крупными закупщиками данных оборудований являются субъекты квазигосударственного сектора.

Вместе с тем, в 2015 году в Закон об энергосбережении внесены изменения, предусматривающие компетенцию уполномоченного органа по установлению требований по энергоэффективности технологических процессов, оборудования, в том числе электрооборудования. Однако, данные требования не учитываются при осуществлении государственных закупок оборудований субъектами квазигосударственного сектора и государственными учреждениями.

На основании вышеизложенного предлагается предусмотреть норму по запрету осуществления закупок для государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора оборудований, несоответствующих требованиям по энергоэффективности.

Также необходимо отметить, что установление требований по энергоэффективности для технологических процессов является излишним ввиду множества технологических процессов, модернизации основных оборудований и изменения проектных решений на производстве – данные требования распространяются на производство цемента, так как в свое время эти предприятия являлись одни из самых энергоемких из-за мокрого способа производства цемента (на сегодняшний день на территории РК 13 предприятий по производству цемента мокрым и(или) сухим способом) и не учитывают другие виды и специфику предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности (предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, предприятия обрабатывающие продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.).

В связи с этим предлагается исключить норму по установлению требований по энергоэффективности для технологических процессов.

Мировой опыт показывает, что передовые страны в первую очередь обращают внимание на внедрение минимальных требований и стандартов по энергоэффективности для многих видов энергопотребляющих устройств, исходя из специфики своей экономики, что позволит:

- получить анализ действующего рынка об использовании эффективных, а также малоэффективных энергопотребляющих устройств;

- экономить финансовые средства и другие ресурсы предприятий и организаций при установке наиболее эффективных энергопотребляющих устройств;

- защитить национальный рынок от некачественной продукции и оборудований;

- дать возможность развитию и расширению отечественных производителей энергоэффективных оборудований и приборов, а также быть конкурентными в рамках экспорта и импорта, учитывая наличие аналогичных требований в других странах.

 

Повышение энергоэффективности в строительном и жилищно-коммунальном секторе

Основными потребителями энергетических ресурсов в Казахстане являются энергоемкие промышленные предприятия. На их долю приходится более 65% всей потребляемой электроэнергии страны. Это, прежде всего, объясняется структурой национальной экономики, где преобладают добывающие отрасли промышленности. Однако, необходимо отметить, что следующим вызовом в области энергосбережения для Казахстана будут являться вопросы потребления энергетических ресурсов зданиями, строениями и сооружениями, так как с каждым годом отмечается увеличение количества вводимых объектов, как жилых, так и нежилых.

Законом установлены основные требования по энергоэффективности, предъявляемые для зданий, строений и сооружений. Однако, на практике они не соблюдаются.

Энергоаудит, в свою очередь, позволяет выявить несоответствие объекта требованиям энергоэффективности, определить причины сверхпотребления энергетических ресурсов, предоставить рекомендации по их снижению.

На основании вышеизложенного, предлагается установить административную ответственность заказчика, подрядной организации (генеральной подрядной организации), лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, за несоответствие классу энергоэффективности после ввода в эксплуатацию новых объектов и существующий зданий, строений и сооружений, прошедших изменение (реконструкцию, расширение, модернизацию, капитальный ремонт).

Принятие данных мер позволит в будущем избежать больших вливаний финансовых средств в сектор многоквартирных жилых домов и зданий, а также отсрочить вопросы введения новых генерирующих мощностей для сокращения энергодефицита и создаст комфортные условия для проживания и работы. Также необходимо отметить, что данная норма не является объектом выборочных проверок, а лишь предоставит право жильцам и собственникам объектов защитить свои интересы. Компетенцию по рассмотрению административных дел по вышеуказанной норме предлагается возложить на уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства либо местный исполнительный орган.

 

Уточнение действующих норм законодательства РК в целях устранения пробелов и противоречий

Как ранее отмечалось, большую половину субъектов ГЭР составляют государственные учреждения (2 737 из общего количества 5 133), которые обязаны предоставлять информацию о потреблении энергетических ресурсов за календарный год, но освобождены от обязательного проведения энергоаудита. Однако на практике государственные учреждения не предоставляют в срок либо предоставляют недостоверную информацию в ГЭР, что является нарушением действующего законодательства РК.

Следует отметить, что в 292 статье КоАП РК установлена ответственность для субъектов ГЭР, являющихся субъектами предпринимательства, за вышеуказанное нарушение, однако отсутствует норма, предусматривающая административную ответственность первых руководителей государственных учреждений за аналогичное нарушение.

В связи с этим, в данной статье 292 необходимо предусмотреть введение административной ответственности первых руководителей государственных учреждений за нарушение сроков предоставления информации, вносимой в ГЭР, и предоставление недостоверных данных с установлением размера штрафа на должностное лицо субъекта ГЭР.

В связи с разработкой и утверждением нормативов энергопотребления, а также учитывая, что государственные учреждения освобождены от прохождения обязательного энергоаудита, предлагается законодательно предусмотреть ответственность по соблюдению нормативов энергопотребления государственными учреждениями и субъектами квазигосударственного сектора.

Концепцией предлагается установить административную ответственность государственного (бюджетного) и квазигосударственного (детские сады, школы, больницы) секторов по соблюдению нормативов энергопотребления.

Согласно Закону, субъекты ГЭР обязаны провести энергоаудит и по итогам разработать план мероприятий. Из 955 субъектов ГЭР, прошедших энергоаудит, только 393 разработали соответствующие планы по энергосбережению. Таким образом оставшаяся большая половина данных субъектов ГЭР до сих пор не утвердила план мероприятий поскольку отсутствуют установленный срок разработки и утверждения и ответственность за его соблюдение.

Учитывая введение профилактического контроля и обязанности субъекта ГЭР по разработке и реализации плана мероприятий по энергосбережению, предлагается в Законе установить срок разработки и утверждения плана мероприятий – не более 3-х месяцев, а в КоАП РК установить ответственность субъектов ГЭР за соблюдение сроков разработки плана мероприятий по энергосбережению, разрабатываемого по итогам проведения энергоаудита.

На сегодняшний день в ГЭР находятся субъекты, которые потребляют энергоресурсы, но здания, строения и сооружения или транспорт (воздушный, водный, земной) находятся на арендной основе. Возникает ситуация по определению лица, обязанного провести энергоаудит.

В связи с этим концепцией предлагается предусмотреть случаи освобождения субъектов ГЭР, не имеющих на своем балансе объекты потребления энергоресурсов (транспорт и/или здания, строения, сооружения), от проведения обязательного энергоаудита.

Предлагаемая норма Закона позволит установить порядок между субъектами ГЭР по прохождению обязательного энергоаудита и освободить тех субъектов ГЭР, которые не имеют на своем балансе здание, строение, сооружение и/или транспорт, и перенаправлять обязанность по прохождению энергоаудита на их владельцев.

Также концепцией предлагается предусмотреть норму по освобождению субъектов ГЭР от проведения обязательного энергоаудита в случае, если объект обследования является культурным наследием и т.д.

Среди энергоаудиторских организаций (на территории РК энергоаудиторскую деятельность осуществляют более 130 юридических лиц) имеются юридические лица, входящие в состав крупных холдингов (группы компаний), в том числе и субъекты квазигосударственного сектора (АО «Казахский институт нефти и газа», АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» и другие).

Вместе с тем, правила закупок товаров, работ и услуг (далее – ТРУ), в том числе правила закупок ТРУ АО «Самрук-Казына», позволяют приобретать услуги из одного источника, в случае приобретения ТРУ у организаций, голосующие акции (доли участия) которых прямо или косвенно принадлежат головной компании на праве собственности.

Это, в свою очередь, порождает недобросовестную конкуренцию, когда услуги энергоаудита приобретаются не по признаку наличия опыта, предоставления конкурентной цены или иных преимуществ, а по признаку аффилированности, что негативно отражается на предпринимательской деятельности энергоаудиторских организаций.

Также, при проведении энергоаудита аффилированными лицами возможен конфликт интересов и отсутствие объективности при выявлении причин нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов и оценке потенциала энергосбережения.

В этой связи необходимо внести изменения в Закон в части запрета на проведение энергоаудита у субъекта ГЭР аффилированным юридическим лицом (энергоаудиторской организацией).

Согласно подпункту 6-5) статьи 5 Закона, уполномоченный орган утверждает механизм оценки деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Однако в Законе отсутствует компетенция уполномоченного органа по проведению оценки деятельности МИО по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности. В свою очередь, данный механизм ранее утверждался постановлением Правительства Республики Казахстан и соответственно устанавливал компетенцию уполномоченного органа по проведению оценки деятельности МИО по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В связи с этим необходимо добавить компетенцию уполномоченному органу по проведению оценки деятельности МИО по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Следует отметить, что рынок по состоянию на сегодняшний день переполнен счетчиками электроэнергии различных моделей с совершенно разными характеристиками и возможностями. На данное время в Казахстане для учета электроэнергии применяются счетчики электроэнергии как индукционные, так и электронные (статические). Замена старых индукционных счетчиков класса точности 2,5 на более точные приборы учета класса точности 2,0 и точнее проходит медленными темпами.

Установление требования по классу точности для счетчиков электроэнергии означает, что потребители оплачивают потребленную энергию в точности до 99% от объема потребления.

Концепцией предлагается актуализировать норму по повышению класса точности до 1 (в целях коммерческого учета счетчиков электроэнергии с классом точности 2,5).

Также концепцией предлагается исключить пункт 2 статьи 13 Закона поскольку Законом Республики Казахстан «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике», вступившего в силу от 24 июля 2017 года, отменены дифференцированные тарифы по зонам суток. При этом для физических лиц остается дифференцированный тариф по объему потребления.

Также, предлагается уточнить определение понятия в Законе «субъекты квазигосударственного сектора».

В соответствии с Бюджетным кодексом, в понятие субъекты квазигосударственного сектора внесена норма, что если государство является учредителем государственных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, в том числе национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компании, то они являются субъектами квазигосударственного сектора.

Четкая регламентация требует определения «энергетическая эффективность», вызывающее противоречивое толкование, либо требующее актуализации в связи с развитием политики.

Концепцией предлагается уточнение данного определения в связи с тем, что это есть характеристика, отражающая отношение полученного эффекта от использования энергетических ресурсов к их затратам, произведенным в целях получения такого эффекта.

В дополнение к вышесказанному необходимо привести в соответствие подпункт 3) пункта 2 статьи 21 Закона и изложить в следующей редакции: «при осуществлении производства и (или) передачи энергетических ресурсов, …».


 

4. Цели принятия законопроекта

Проект Закона разработан для достижения следующих целей:

- качественное и ускоренное развитие и реализация политики путем совершенствования действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

- достижение конечного результата проводимой политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по снижению энергоемкости ВВП Республики Казахстан к 2021 году на 20%, к 2025 году на 25% и к 2050 году на 50%.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.


 

6. Структура законопроекта

Проект Закона состоит из 2-х статей. Статья 1 определяет содержание вносимых изменений и дополнений в:

- Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13 января 2012 года,

- Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года,

- от 4 декабря 2008 года,

- Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 2017 года,

- Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года,

- О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года,

- Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2009 года,

- Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года,

- Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года.

Статья 2 определяет порядок введения в действие проекта Закона.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Правовые последствия:

Прогнозируемые правовые последствия выражаются в улучшении существующего механизма правового регулирования общественных отношений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в частности, устранения пробелов в законодательстве, определения и/или усиления механизмов реализации прав и обязанностей, в создании новых и улучшения действующих правовых механизмов экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Социально-экономические последствия:

- снижение удельных показателей энергопотребления на единицу продукции и/или на единицу площади здания, строения, сооружения способствует стимулированию и повышению конкурентоспособности отечественных производителей;

- снижение удельных показателей энергопотребления на единицу площади зданий, строений, сооружений способствует стимулированию потребителей;

- поэтапное сокращение затрат по энергопотреблению и получение прибыли от повышения энергоэффективности во всех отраслях экономики, снижение энергоемкости ВВП;

- повышение уровня качества жизни путем повышения осведомленности населения и бизнеса, увеличение числа занятости населения, повышения качества услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, обеспечения развития доступных и энергоэффективных технологий, материалов и оборудования, повышение комфортных условий в помещениях.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Не требуется.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Вопросы по энергосбережению и повышению энергоэффективности регулируются:

- Конституцией Республики Казахстан,

- Законом Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»,

- Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»,

- ,

- Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»,

- Предпринимательским кодексом Республики Казахстан,

- О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс),

- Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»,

- Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»,

- Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях».


 

10. Наличие зарубежного опыта

Законодательные документы в международной практике являются важным фактором повышения энергоэффективности и развития энергосервисной деятельности, сближения страновых законодательных норм и практик. Тем не менее подходы к проблемам энергоэффективности значительно варьируются и определяются такими факторами, как различные стимулы, определяемые существующими правовыми рамками, а также условия финансирования проектов.

Основополагающими сферами эффективной политики энергосбережения являются энергоаудит, энергоменеджмент и устойчивые/стимулирующие механизмы инвестирования в проекты, в частности через механизм ЭСКО.

Энергоаудит и энергоменеджмент

В мировой практике энергоаудит является неотъемлемой составляющей энергосервисных услуг. К примеру обязательность энергоаудита и процедура его проведения в Германии регламентируется Законом об оказании энергосервисных услуг и мероприятиях по повышению эффективности использования энергии (EDL-G).

Ответственность и контроль за соблюдением обязательств и требований по проведению энергоаудита возложена на Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля (BAFA), которое в свою очередь и ведет публичный реестр аккредитованных энергоаудиторов (согласно § 8 EDL-G).

Аккредитацию BAFA производит на основании проверки соответствия квалификационным требованиям профессиональной подготовки, опыта и методики выполнения работ, предъявляемым энергоаудитору.

В рамках процедуры выборочного контроля качества BAFA имеет право направить инициативный запрос энергоаудитору на соответствие, подтвердив который, последний вправе получить аккредитацию.

В части контроля предприятий, обязанных провести энергоаудит, за нарушения обязательств (в том числе нарушения при проведении энергоаудита, несоблюдении сроков), применяются штрафы в размере до 50 000 EUR.

Объективно схож интересный опыт к внедрению энергоменеджмента в Японии и Сингапуре. Законом этих стран определены критерии и пороги энергопотребления крупных предприятий, в которых обязательна к внедрению система энергоменеджмента, наличие в штате специалиста (ЭМ) по управленческим решениям и реализации планов рационального использования энергии в производстве. Энергоменеджер составляет и мониторит выполнение ежегодного плана мероприятий по ЭС, а также предоставляет отчет об энергопотреблении и предпринятых мерах по энергосбережению в курирующие ведомства. В рамках соответствия уровня квалификации, энергоменеджер проходит обучение с последующей сертификацией в уполномоченном национальном институте.

Специализированным органом, принимающим заключение о соответствие принимаемых мер в области энергосбережения, проводится оценка и экспертиза текущего состояния предприятия, обучение и повышение квалификации специалистов, присвоение им квалификации, проверка, консультирование, методическую помощь и т.д.

Меры стимулирования и государственной поддержки в сфере энергосбережения

Существует множество мер стимулирования и государственной поддержки в процессе направленного на энергосбережение:

К основным мерам стимулирования и поддержки, широко применяемые в различных странах, для достижения показателей энергосбережения можно отнести следующие:

- Гранты и субсидии;

- Льготные кредиты и револьверные фонды;

- Гарантийные фонды;

- Бюджетные, налоговые меры и штрафы.

Гранты и субсидии: невозвратная мера финансовой поддержки для обеспечения финансовой устойчивости и целесообразности проведения мероприятий энергосбережения. Данная мера стимулирования и/или государственного регулирования, является очень актуальным механизмом-ответом на вызовы низких тарифов, дорогого импортируемого оборудования, высокого размере банковских ставок по заемному финансированию.

В первую очередь можно выделить следующие направления субсидирования и предоставления грантов:

- инвестиционное субсидирование (Дания, Финляндия, Швеция, Германия, Польша, Литва, Эстония);

- адресное субсидирование расходов семей, имеющие низкие показатели доходов (Казахстан, __________);

- субсидирование банковской ставки по коммерческим займам (Казахстан);

- субсидирование части расходов на проведение предпроектных работ и энергоаудита (Германия, Эстония, Финляндия).

Льготные кредиты и револьверные фонды: финансовые институты, предлагающие финансирование энергосбережения под сравнительно низкие проценты, чем имеются на банковском рынке для развития отрасли, с последующей передачи функций в конкурентную среду. Очень востребованный механизм, когда сроки окупаемости проектов энергосбережения имеют длинные сроки окупаемости и требуют минимальный уровень ставки вознаграждения по кредиту (Германия, Польша, Эстония, Литва).

Гарантийные фонды: фонды гарантии возврата основного долга по предоставляемым кредитам, более подходит для развития бизнеса в энергосбережении, традиционный механизм применяемый во всех станах мира.

На сегодняшний день, ПРООН-ГЭФ совместно с Министерством по инвестициям и развитию апробирует меры финансового стимулирования для бизнеса, заинтересованного в реализации проектов энергосбережения, через предоставление:

- субсидирования банковской ставки по коммерческому кредиту в размере 10% от номинальной ставки;

- предоставления гарантии в размере 50% от суммы займа для получения кредита.

Мера финансовой поддержки запущена в конце 2017 года и планируется к завершению к 2020 году, после чего при условии положительного апробирования предложенной технологии предоставления финансовой поддержки, требуется планирование средств бюджета на дальнейшее продолжение работ финансовой поддержки.

Программы налоговых преференций в Германии

Предприятия производственного сектора (горнодобывающая отрасль, добыча нерудных материалов, обрабатывающая отрасль, энерго- и водоснабжение, строительная отрасль) могут возместить часть уплаченных налогов по производству электроэнергии.  Уменьшение налоговой нагрузки производится на энергоносители, которые предприятие потребило в производственных целях или для работы дотируемых установок. Сумма возврата налогов достигает до 90%.

Для получения права на возврат налогов предприятие должно подтвердить:

- использование системы энергетического менеджмента, которая соответствует стандарту DIN EN ISO 50001, или свою регистрацию в качестве организации, использующей систему экологического менеджмента (EMAS).

- малые и средние предприятия вместо системы энергетического и экологического менеджмента могут использовать альтернативные системы, направленные на повышение энергоэффективности и отвечающие требованиям DIN EN 16247-1.

Еще одно условие для получения права на возврат налогов, это достижение цели снижения энергоемкости текущего года в рамках договоренности между правительством Федеративной Республики Германии и представителями экономики Германии о повышении энергоэффективности.

В Сингапуре Фонд энергоэффективности (Energy Efficiency Fund) следующие меры поддержки в целях повышения энергоэффективности на промышленных объектах:

Эффективный проектный подход при строительстве новых объектов (фонд спонсирует до 50% суммы техподдержки, ТЭО, консультаций экспертов)

Оценка энергоэффективности (фонд покрывает до 50% расходов по энергоаудиту и энергоэкспертизе)

Энергоэффективное оборудование и технологии (Фонд покрывает до 30% расходов на приобретение энергоэффективного оборудования и технологий для малого и среднего предприятия).

Повышение информационной осведомленности

Как доказывает международный опыт, эффективность реализации государственной политики энергосбережения существенно повышается, если она сопровождается долгосрочными мерами повышения информационной осведомленности целевых сегментов населения, поддерживаемыми со стороны государства.   К таким мерам информационной поддержки относятся:

- опубликование гос. органами тематической информации в СМИ;

- информирование потребителей об ЭЭ бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров;

- информирование о потенциале ЭС;

- информация о международном опыте;

- организация выставок;

- образовательные программы;

- информирование о требованиях законодательства;

- создание информационной системы и др.

Так, в рамках федерального законодательства Российской Федерации действует Интернет-портал «ГИС Энергоэффетивность». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» государственные органы власти, контролирующие органы обязаны раскрывать информацию о реализации программы энергосбережения путем публикации ее на официальном сайте в сети Интернет (https://gisee.ru/). При этом органы местного самоуправления обязаны регулярно осуществлять информационное обеспечение.

Законодательство Белоруссии также определяет часть стандартных мероприятий, таких как пропаганда ЭС через СМИ, организации выставок оборудований и технологий, акции, семинары, информировании потребителей ЭЭ продукций, соответствий ЭЭ строений, способах экономии электроэнергии и т.д.

Кроме того, законодательством Белоруссии предусматривается подготовка и повышение квалификации специалистов в области применения энергоэффективных технологий и осуществления энергетического менеджмента, а также им регламентируется учебно-программная документация образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, включающая изучение основ ЭС.

    Минимальные стандарты энергетических характеристик и маркировка

Одним из оптимальных подходов к повышению энергоэффективности в мировой практике является внедрение минимальных стандартов энергетических характеристик (МСЭХ), строительные кодексы, сертификация энергоэффективности МСЭХ и маркировка электроприборов. К примеру, производимые на территории РФ товары, импортируемые в РФ должны содержать информацию о классе их ЭЭ в технической документации, прилагаемой к этим товарам.

Определение класса ЭЭ бытовых энергопотребляющих устройств осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом.

В строительном секторе, ввиду растущей доступности инновационных технологий, наличие актуальных нормативов и минимальных стандартов является ключевым фактором развития ЭС.

В Японии любое физическое или юридическое лицо, намеревающееся строить/эксплуатировать здание, обязано принять все меры для предотвращения тепловых потерь и для рационального использования всех видов энергетического оборудования в здании в соответствии со стандартами, устанавливаемыми Министерством экономики, торговли и промышленности (МЭТП) и Министерством строительства.

Устанавливаются предельные теплопотери через стены зданий, коэффициенты энергопотребления для кондиционеров, вентиляторов, эффективность осветительных приборов, отопительных систем, лифтов и т.д.

В случае несоответствия объекта стандартам и минимальным требованиям, к владельцу применяются административные санкции.

Стимулирующие факторы для развития рынка ЭСКО в Германии:

Строгое выполнение обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, а также признание того, что энергосервисные контракты необходимы для достижения цели повышения энергоэффективности. Политическая поддержка, особенно на местном уровне;

Жесткое требование государственного регулирования к производителям энергоресурсов по предоставлению услуг по энергосервису, включая реконструкцию зданий у потребителя;

Рост цен на энергоресурсы в результате либерализации рынка электроэнергии;

Комплексный подход к требованиям по реконструкции и строительству зданий, расширение внимания с систем энергоснабжения зданий до их конструктивных элементов;

Обязательства публичного сектора по повышению энергоэффективности и создание административных структур, которые занимаются организацией, финансированием и реализацией деятельности по повышению энергоэффективности;

Демонстрационный эффект большого числа муниципальных проектов, поддержанных энергетическими агентствами;

Активная поддержка на федеральном уровне и уровне земель в форме стимулирования инвестиций, подготовки рекомендаций, стандартных процедур и документов, модельных контрактов, моделей определения уровня возможного повышения энергоэффективности;

Помощь в подготовке закупок услуг по энергосервису как государственных агентств, так и частных консультантов, что позволило получить примеры успешной реализации подобных контрактов;

Использование принципа объединения в рамках одного проекта пула (пакета) объектов, что обеспечило снижение транзакционных издержек;

Интерес финансовых институтов инвестировать в энергосервис;

Наличие опытных и компетентных энергетических агентств с миссией содействия энергосервису.

Также анализ международного опыта по законодательству в области энергосбережения и энергоэффективности, в частности РФ показывает, что с одновременным принятием основного Закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов. Например, в Бюджетный кодекс РФ, в части предоставления возможности государственным учреждениям заключать энергосервисные договора, в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитных бюджетных обязательств.

В Южной Кореи определен оператор рынка ЭСКО - Корейская корпорация энергоменеджмента, которая проводит поиск, отбор и экспертизу проектов и координирует проекты с заинтересованными энергосервисными компаниями, тем самым облегчая условия ведения такого бизнеса и оказывая государственную поддержу участникам рынка.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Реализация проекта Закона потребует финансовых затрат из государственного бюджета в размере ______ тыс. тенге. В связи с выполнением действующей функции Института развития электроэнергетики и энергосбережения, в части анализа практической реализации Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» и выдачи рекомендаций по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (_____ тыс. тенге), дополнительный объем работы потребует расходы, которые будут распределены на:

1) фонд оплаты труда (___ ед.) – ___ тыс. тенге;

2) административно-хозяйственные расходы (социальный налог, отчисления, аренда, связь, почтовые услуги и т.д.) – ____ тыс. тенге;

  1. мероприятия по подготовке кадров и привлечения зарубежных специалистов – ____ тыс. тенге.

 

  • 1
  • Комитет Индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
  • 0 0
  • 647

Комментарий

Танатаров Данияр Бердыбайулы

посмотреть текст 08/08 - 17:28 / Подписаться

1) Касательно НИАС: в данной концепции сказано: "... предусмотреть возможность субъектам ГЭР право выбора предоставления информации на бумажном носителе или в электронном виде посредством НИАС", означает ли это, что буду формироваться две аналитические базы, то есть одна в электронном виде, другая в традиционно бумажном виде. Будет ли информация, переданная на бумажном носителе преобразована в электронный вид и загружена в НИАС? Не будет ли целесообразнее обязать субъекты ГЭР предоставлять информацию в электронном виде посредством НИАС? 2) Касательно низкого (почти нулевого) уровня внедрения энергоменеджеров (ответственных за энергосбережение) в промышленных организация: проводились ли исследования почему данные организации не ввели энергоменеджеров в своих предприятиях? 3) Касательно механизма энергосервисных контрактов и качества энергоаудитов, в концепции сказано: «…Однако, проведенный в 2016-2017 гг. анализ 300 заключений энергоаудита выявил несоответствие более 60% из них установленным правилам. Основными замечаниями по заключениям энергоаудита являются выдача заключения без определения потенциала энергосбережения, экономическая нецелесообразность рекомендованных мероприятий, отсутствие технико-экономических обоснований мероприятий, а также несоблюдение иных установленных требований.» Будут ли, энергосервисные компании осуществлять свою деятельность согласно рекомендациям, которые были выведены в энергоаудитах имеющих низкое качество? Имеет ли целесообразность проводить энергоаудиты, если ЭСКО будут проводить свой энергоаудит и исключать меры, которые имеют долгий срок окупаемости? 4) Касательно схемы стимулирования использования ВИЭ через нетто-потребление: будет ли учитываться «зеленый» тариф, для производителей энергии из ВИЭ для стимуляции использования «чистой энергии»? 5) Касательно улучшения качества энергоаудитов: можно ли доверить союзу организаций (предоставляющих сейчас плохое качество энергоаудитов) права на мониторинг, и надеяться на улучшение энергоаудитов?