Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 18/02/2019
Публичное обсуждение до: 21/02/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 18/02/2019 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 21/02/2019 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного
воздействия регуляторных инструментов

 

Внедрение электронной систематизации трудовых договоров и их консолидация в «единой системе учета трудовых договоров»

 

В рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда»

 

Разработчик проекта документа: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

 Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Издержки бизнеса на ведение и хранение трудовых договоров на бумажных носителях, в том числе в связи с увеличением числа компаний с высоким оборотом рабочей силы, имеющих большое количество региональных подразделений.

Целевая группа:

Предлагаемые изменения затрагивают порядка 280 тыс. юридических лиц и 6,6 млн. граждан, занятых трудовой деятельностью в качестве наемных работников (по данным Комитета по статистике МНЭ РК)

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Нет

Да X

В 2018 году, выявлено 309 факта использования труда работников без заключения трудового договора, что затронуло 450 работников. В 486 случаях выявлены несоответствия в содержании трудовых договоров.

3.

 Какова цель вводимого регулирования

Снижение издержек работодателей на ведение и хранение трудовых договоров на бумажных носителях. Обеспечение сохранения сведений о трудовой деятельности работников. Возможность передачи сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде при трудоустройстве работников.

Упрощение процедур подтверждения факта трудоустройства, трудового стажа, квалификации работника.

Сосредоточение сведений о трудовой деятельности работника (сведений о прежних местах работы) в единой системе учета трудовых договоров, с предоставлением возможности получения сведений в режиме онлайн.

Обеспечение мониторинга за соблюдением трудового законодательства в части использования труда работников без заключения трудового договора или заключение трудового договора с нарушениями.

 ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1 Сохранение текущего положения.

В соответствии с Трудовым Кодексом при приеме на работу работодатель обязан заключать трудовой договор с работников в количестве не менее двух экземпляров.

В последующем, любые изменения в условиях труда подлежат обязательному оформлению в письменной форме в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, также не менее двух экземпляров.

Если учесть, что по данным уполномоченного государственного органа в области статистики, в среднем на одном крупном или среднем промышленном предприятии работает более 500 человек (на отдельных крупных предприятиях – более 20 тысяч человек), работодатели несут значительные издержки, связанные с оформлением трудового договора, дополнений к нему, а также его хранением.

Вместе с тем, при приеме на работу значительные издержки как финансовые, так и связанные со временем несут работники, так как в соответствии с трудовым законодательством работники обязаны предоставлять для заключения трудового договора обязательный перечень документов.

Альтернатива 2 Введение добровольного порядка

Введение положений о направлении работодателями в единую систему учета трудовых договоров информации о заключенном с работником трудовом договоре и вносимых по ним изменений и дополнений, а также о прекращении трудового договора и сведений о его трудовой деятельности, в виде права работодателя, не обеспечит полного охвата, эффективного функционирования системы учета трудовых договоров и в общем целей внедрения системы.

Вместе с тем, возможны риски внесения отдельными работодателями недостоверных сведений о трудовой деятельности работников, что в свою очередь, в последующем, приведет к ошибкам и неточностям при назначении пенсии и иных пособий, предоставляемых государством и увеличит количество обращений в государственные службы и судебные органы.

Альтернатива 3 Предлагаемая редакция законопроекта

Ведение требований по обязательному внесению работодателями информации о заключенном с работником трудовом договоре и вносимые по ним изменения и дополнения, а также информации о прекращении трудового договора и сведения о трудовой деятельности работника в единую систему учета трудовых договоров (ЕСУТД), обеспечит снижение издержек работодателя и работника при трудоустройстве за счет удобства и скорости получения информации, уменьшение бумажного документооборота и сохранности персональных данных граждан.

Также, ведение данной нормы облегчит трудоустройство при дистанционной работе за счет простоты взаимодействия с кадровой службой работодателя.

Вместе с тем, введение данной нормы облегчит, в последующем, назначение пенсии и пособий, предоставляемых государством.

 ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Отсутствуют

Расходы работодателей на ведение и хранение трудовых договоров на бумажных носителях. Необходимость подтверждения работником стажа и опыта работы в случае утраты или порчи трудовой книжки, путем обращения в суд.

 

Альтернатива 2

Отсутствуют

Необходимость постоянного дублирования сведений о трудовой деятельности, как в электронной, так и в бумажной форме, в случае добровольного участия в системе.

 

Альтернатива 3

Снижение издержек работодателя и работника при трудоустройстве за счет удобства и скорости получения информации, уменьшение бумажного документооборота.

Отсутствуют

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

отсутствует

Содержание большого количества сотрудников кадровой службы, организация хранения большого объема бумажных документов

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

 

Альтернатива 2

отсутствует

Использование при приеме работника на работу сведений о трудовой деятельности, как из единой системы учета труда, так и из бумажных документов, в случае добровольного участия в системе.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

 

Альтернатива 3

Отсутстви необходимости  большого количества сотрудников кадровой службы и организация хранения большого объема бумажных документов

В независимости от размера предприятия, присутствуют издержки по использованию персонального компьютера с подключением к сети интернет для формирования, передачи и хранения, содержащихся в настоящее время в трудовых договорах работников, сведений о трудовой деятельности.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом,

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

  

  

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

отсутствует

Наличие нарушений трудового законодателства в сфере найма и увольнения работников. Возможные риски по подлогу документов, связанных с трудоустройством и определением трудового стажа при расчете пенсионных отчислений и государственных пособий и льгот. Сохранение  статистики фактов коррупционных правонарушений со стороны государственных и гражданских служащих.

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 

Альтернатива 2

отсутствует

Отсутствие постоянной возможности применения цифровых технологий при осуществлении государственного мониторинга показателей в сфере труда.

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 

Альтернатива 3

Сохранность персональных данных. Снижение издержек работодателя и работника при трудоустройстве за счет удобства и скорости получения информации. Дополнительные возможности трудоустройства для дистанционных работников. Возможность применения цифровых технологий при осуществлении государственного мониторинга показателей в сфере труда. Снижение количество фактов использования труда работников без заключения трудового договора. В будущем облегчит, упростит и сделает прозрачными процедуры назначения пенсий и пособий, предоставляемых государством.

 

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности

(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

1

Не решает существующей проблемы

Альтернатива 2

3

Поставленная задача решается частично.

Добровольное внесение сведений о заключеных и прекращеных трудовых договоров в единую систему учета трудовых договоров приведет к дублированию трудовых договоров в бумажной форме, так как не все работодатели будут участвовать в системе и иметь доступ в единую систему учета труда для получения необходимых сведений о работнике (стаж, квалификация, предыдущее место работы).

Альтернатива 3

5

Поставленная задача решается полностью.

Будут обеспечены: сохранность персональных данных;

- снижение издержек работодателя и работника при трудоустройстве за счет удобства и скорости получения информации;

- дополнительные возможности трудоустройства для дистанционных работников;

- возможность применения цифровых технологий при осуществлении государственного мониторинга показателей в сфере труда;

- снижение количество фактов использования труда работников без заключения трудового договора

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

Отсутствует

Сохранение текущего положения  

не способствует уменшению издержек как работодателей, так и работников, а также количество нарушении трудового законодательства

Альтернатива 2

Отсутствует

Добровольность участия приведет к отсутствию полной и достоверной информации о трудовой деятельности работников в единой системе учета труда.

Альтернатива 3

Упрощение процедуры трудоустройства и сохранность персональных данных работника. Снизит количества сотрудников кадровой службы.

Даст возможность применения цифровых технологий при осуществлении государственного мониторинга показателей в сфере труда.

 

В независимости от размера предприятия, присутствуют издержки по использованию персонального компьютера с подключением к сети интернет

 Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

 Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

 

Альтернатива 3 рекомендуемая

Отсутствует

1. Сроки и этапы внедрения 2020 год

2. Ответственным уполномоченным органом за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Количество фактов использования труда работников без заключения трудового договора

 

Источник информации - годовой отчет местных органов по инспекции труда форма «Сведения о работе государственных инспекторов труда».

Количество выявленых фактов использования труда работников без заключения трудового договора в 2016 году – 239 случаев; 2017 году – 282 случаев, 2018 году – 309 случаев.

 

 

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

Ежегодно

Оценка достижения заявленных индикаторов будет осуществляться на основании государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет ____

Да __х__

Если Да – приведите их

Снижение количество фактов использования труда работников без заключения трудового договора в 2021 году – 260, 2022 году – 240, 2023 году – 220.

                     

      * – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

     

 

Подпись ____________ дата "___" ________ 201__ г

 

.

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

Нет

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

Нет

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

Нет

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

Нет

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

Нет

Иное (определить)

 

Нет

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание         (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

 

 

Расходы за 5 лет

Х

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

 

Х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

 


Х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

 

 Х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

 

 Х

Расходы за 5 лет


 


 


 

Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются ___тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________тенге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

 

 

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _x__

Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____