Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации

Статус: Архив
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 29/03/2019
Публичное обсуждение до: 12/04/2019
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации».


 

2. Название законопроекта

Основанием разработки концепции проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации» (далее – Концепция) является поручение Руководителя Администрации Президента А. Исекешева от 14 января
2019 года, поручение Заместителя Премьер-Министра от 13 ноября 2018 года, от 21 июня 2018 года № 20-3/05-2019 и от 23 июля 2018 года № 11-3/05-2038. Вышеуказанные поручения направлены на совершенствование законодательства в области средств массовой информации, телерадиовещании и доступа к информации.

Кроме того Концепция разработана с учетом практики применения законодательства в области средств массовой информации, телерадиовещании и доступа к информации, а также с учетом наилучших рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

1. На сегодняшний день, телевидение сохраняет за собой лидирующую позицию в качестве самого популярного и востребованного медиа в стране. Учитывая это, государство проводит системную модернизацию данной отрасли. Так, до 2020 года более 95% населения будет охвачено цифровым телевизионным сигналом, а уровень проникновения национального спутникового вещания «OTAU TV» уже достиг 28 %. 

Однако в настоящее время существует проблемный вопрос вещания на территории Республики Казахстан зарубежных спутниковых операторов («РадугаТВ», «Триколор ТВ», «НТВ+», «Орион Экспресс», «Ямал», «Hotbird», «Платформа HD», «Телекарта») незарегистрированных на территории Казахстана.

Согласно проведенному анализу за 2018 год, процент проникновения незарегистрированных на территории Казахстана зарубежных спутниковых операторов (далее – НЗСО) составляет 15%. В 2011 году данный показатель составлял 30%.

Анализ распространения спутникового вещания показывает, что в 4 приграничных регионах с Российской Федерацией уровень проникновения НЗСО остается высоким.

При этом уровень вещания «OTAU TV» по сравнению с НЗСО остается низким (ЗКО - «OTAU TV» - 30%, НЗСО – 40%;  Костанай - «OTAU TV» - 17%, НЗСО – 19%;  Павлодар - «OTAU TV» - 18%, НЗСО – 26%; СКО - «OTAU TV» - 16%, НЗСО – 27%).   

Вместе с тем, необходимо отметить, что, в остальных регионах,  несмотря на высокий уровень проникновения «OTAU TV» , в четырех регионах уровень проникновения НЗСО выше среднего показателя по Республике Казахстан (Акмолинская область - «OTAU TV» - 34%, НЗСО – 27%; Актюбинская область - «OTAU TV» - 40%, НЗСО – 30%; Атырауская область - «OTAU TV» - 72%, НЗСО – 16%; г. Шымкент - «OTAU TV» - 71%,  НЗСО – 17%)

Необходимо отметить, что НЗСО не транслируют казахстанские телеканалы, а также не выполняют требований отечественного законодательства в области телерадиовещания, СМИ и рекламы, в том числе Закона Республики Казахстан от 2 июля 2018 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Таким образом, граждане Казахстана, использующие зарубежные спутниковые приемные устройства, живут вне информационного пространства Республики Казахстан. 

С целью регулирования деятельности зарубежных спутниковых операторов в 2017 году Законом Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» были внесены поправки в Закон Республики Казахстан от 18 января 2012 года «О телерадиовещании», в частности установлен запрет на распространение карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, не имеющих лицензию в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан. При этом, законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение вышеуказанного требования.

За прошедший год апробация норм показала слабую эффективность принятого положения в рамках вышеуказанного Закона.   

Учитывая вышеизложенные проблемы по НЗСО, возникает необходимость установления административных санкций за распространение и незаконную установку зарубежных спутниковых приемных устройств.

Дополнительно к этому, предлагаем дополнить компетенцию местных исполнительных органов по выявлению фактов вышеуказанного нарушения, что повлияет на эффективность исполнения законодательства в области телерадиовещания и СМИ.

2. В настоящее время увеличивается количество теле-, радиоканалов, по состоянию на 2019 год их количество составляет 149 телеканалов.

При этом количество отечественных телеканалов с государственным участием составляет всего 8 телеканалов.

В этой связи в целях развития конкуренции требуется ввести новых подходы в сфере СМИ.    

Так, в целях внедрения новых подходов, предлагается уполномоченный орган наделить полномочием по принятию решения по деятельности вещания теле-, радиоканалов с государственной долей участия в уставном капитале. Данный метод способствует расширению аудиторий телеканалов. Соответственно, это будет отражаться на экономическом росте субъектов СМИ и донесение до граждан качественной информации.

3. На сегодняшний день реклама является основным, неотъемлемым элементом комплекса продвижения и источником финансов, в том числе для СМИ. Многие субъекты СМИ существуют за счет рекламных средств. 

Так, доходы от рекламы могут составлять до 60% содержания журналов, 70% объема газет, около 100% времени эфира теле- и радиопрограмм. В свою очередь, возможность получения доходов от рекламы в СМИ напрямую влияет на качество новостной ленты и программ.  

При этом реклама, развивая тенденции к расширению производства товаров, содействует обеспечению занятости в сфере услуг и производственном секторе экономики страны.

Однако, законами «О средствах массовой информации» и «О рекламе» установлен запрет на рекламу ряда  продукции, в том числе слабоалкогольной.

Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт, а в частности  Европейская конвенция о трансграничном телевидении не налагает запрета на рекламу алкогольных напитков при соблюдении следующих правил:

- рекламировать саму продукцию;

- сниматься с участием несовершеннолетних, в том числе выполняться с помощью мультипликации (анимации);

- быть адресована несовершеннолетним;

- утверждать, что рекламируемая продукция имеет лечебные свойства, поощрять их неумеренное потребление;

- осуждать воздержание от их  употребления;

- утверждать, что способствует укреплению взаимоотношений.

На основании международного опыта предлагается внести соответствующие поправки в законодательство в части рекламирования товарного знака и наименования, известного как наименование пива, пивного напитка и вина с установлением запрета в период с пяти часов утра до одиннадцати часов ночи местного времени, а также в праздничные и выходные дни.

Таким образом, разрешение рекламы слабоалкогольных продуктов в определенное время (ограниченное время), положительно отразится на развитии отрасли СМИ.

4. Кроме того, Концепцией предполагается решить проблемный вопрос по пустотам в эфирном времени при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан.

Так, согласно пункту 2 статьи 34 Закона «О телерадиовещании», операторы телерадиовещания при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан не должны допускать распространение рекламы, за исключением иностранных теле-, радиоканалов, специализирующихся исключительно на сообщениях и материалах рекламного характера.

На практике пустые экраны создают неудобства как для абонентов получающих услуги от операторов телерадиовещания, так и для операторов телерадиовещания, при заполнении заставкой о том, что согласно законодательству ретрансляция рекламы не допускается.

Таким образом, такие крупные операторы, как IDTV, Alma-TV, Otau-TV и другие, удаляют рекламные блоки самостоятельно с помощью программных средств и вручную.

В целях урегулирования вышеуказанного вопроса предлагается операторам телерадиовещания дать право заменять черные/пустые экраны на рекламу.

5. На сегодняшний день уполномоченный орган и местные исполнительные органы формирует, размещает и контролирует осуществление государственного заказа по проведению государственной политики.

В рамках информационного заказа осуществляется поддержка новых проектов в информационной сфере, инвестируется отечественная продакшн-индустрия, и это положительно отражается на развитии рынка, повышается его конкурентоспособность. В рамках государственного информационного заказа предусмотрены целевые средства на развитие цифрового вещания и распространение каналов свободного доступа бесплатных для граждан.

Кроме того, в 2017 году в рамках государственного информационного заказа было снято 40 телесериалов, что почти в 2 раза больше, чем годом ранее. Из них 15 снял телеканал «Казахстан», 13 – «Хабар» и еще 12 – частные телеканалы.

Несмотря на положительную практику имеется ряд негативных последствий. 

Так, наблюдается двойное субсидирование, когда одни и те же СМИ получают средства на центральном и на местном уровнях. Проведенный анализ показал, что около  35 % государственного информационного заказа местных исполнительных органов реализуется через республиканские СМИ, обеспечивая практику их двойного финансирования.

При этом уполномоченный орган фактически не имеет механизмов корректировать распределение информационного заказа.

Согласно поручению Руководителя Администрации Президента и в целях совершенствования существующей практики предлагается пересмотреть действующие процедуры распределения государственного информационного заказа посредством внесения соответствующих поправок в законодательства в части вывода регионального государственного информационного заказа в срок на два года из системы государственных закупок, поскольку согласно Закону «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» государство-член вправе в одностороннем порядке, установленном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях изъятия из национального режима на срок не более 2 лет. Также предлагается закрепления процедуры согласования местными исполнительными органами тематических линий.

 

Данная мера позволит сформировать единую систему государственной информационной политике.

Вместе с тем планируется рассмотреть налоговые льготы для отечественных СМИ, данный вопрос будет рассматриваться в случае получения положительных решений уполномоченных органов и Республиканской бюджетной комиссии.

6. Мониторинг реализации Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации» (далее – Закон о доступе к информации) выявил ряд проблем с его реализацией на практике в течение трех прошедших после его принятия лет. Об этом упоминается в публикациях в СМИ, в выступлениях депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представителей НПО, бизнеса и других. Критика касается не только государственных органов как основного обладателя информации, которые обязаны выполнять требования законодательства в области доступа к информации, но и субъектов квазигосударственного сектора, а также других категорий обладателей информации.

Кроме того в рамках реализации проектов «Дополнительный обзор, ведущий к полному обзору государственного управления (Функциональный обзор)» (Грантовое соглашение между Правительством Казахстана и ОЭСР, утвержденное ППРК от 27 апреля 2015 года № 356) и «Поддержка реализации Функционального обзора» (Грантовое соглашение между Правительством Казахстана и ОЭСР, утвержденное ППРК от 26 сентября 2017 года № 589) экспертами ОЭСР отмечалось, что Закон пока не работает в полной мере, в том числе отсутствует эффективный контроль за его соблюдением.

Данные выводы также подтверждаются результатами проведенного в 2018 году по заказу Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан исследования на тему: «Обеспечение доступа граждан и профессионального медиа-сообщества к информации в Казахстане: регионы и центры».

Позиции Казахстан в международных рейтингах также свидетельствуют о необходимости законодательных изменений.

В этой связи, на данном этапе необходим очередной пакет поправок в законодательство Республики Казахстан для дальнейшего развития транспарентного и подотчетного государства.

Так, несмотря на принятие в 2015 году Закона «О доступе к информации» и функционирование при Министерстве Комиссии по вопросам доступа к информации, на сегодня отсутствует компетенция уполномоченного органа в области доступа к информации, что вызывает множество вопросов на практике.

Таким образом, необходимо определить компетенцию уполномоченного органа на законодательном уровне.

В рамках 94 шага Плана нации в Казахстане внедряются принципы «Открытого правительства», в том числе созданы интернет-порталы

«Открытого правительства». Однако на сегодня отсутствует понятие «открытого правительства». В связи с чем, требуется его законодательное определение.

К обладателям информации в соответствии с Законом отнесены государственные органы, государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, субъекты государственной монополии и др., которые обязаны размещать информацию на интернет-ресурсе.

При этом, в соответствии с поручениями Заместителя Премьер-Министра от 21 июня 2018 года № 20-3/05-2019 и от 23 июля 2018 года
№ 11-3/05-2038, создается единый сайт государственных органов, который объединит интернет-ресурсы всех центральных государственных и местных исполнительных органов.

Законом определен перечень информации, размещаемой обладателями информации на интернет-ресурсе. В то же время, указанный перечень не учитывает специфики деятельности государственных учреждений, не являющихся государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора и других обладателей информации, а также потребностей населения и бизнеса.

Вышеуказанное потребует внесения изменений в статью 16 Закона
«О доступе к информации».

Работа созданных в рамках внедрения «Открытого правительства»                 интернет-порталов «Открытые данные», «Открытые бюджеты», «Открытые НПА», «Оценка эффективности деятельности государственных органов» урегулирована статьей 17 Закона «О доступе к информации».

Однако, нормативно-правовая основа для функционирования портала «Открытый диалог», где граждане подают обращения на блоги первых руководителей, а также участвуют в интернет-конференциях и опросах, отсутствует, что требуют соответствующих изменений.

В настоящее время на интернет-портале открытых данных   информация размещается только государственными органами. В то же время, обладателями информации согласно Закону являются также государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, субъекты государственной монополии и др. Указанное влечет за собой необходимость внесения изменений в статью 17  в части расширения категорий лиц, обязанных размещать информацию на портале «Открытые данные».

Данные меры позволят обеспечить эффективную реализацию конституционного права каждого на доступ к информации, а также соответствие международным стандартам, политикам и лучшей практике стран-членов ОЭСР.

В рамках проекта закона предусматривается устранения пробелов и коллизий в законодательстве.


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Целью принятия законопроекта является совершенствование действующего законодательства и создание единых требований для субъектов средств массовой информации.


 

4. Цели принятия законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в области средств массовой информации и телерадиовещания.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Структура Законопроекта состоит из статьи 1, предусматривающей внесение изменений и дополнений в законодательные акты, и статьи 2, предусматривающей порядок введения Закона в действие.

Статья 1.  Внесение изменений и дополнений:

Кодекс «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года
№ 235-V;

Закон «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года № 418-V;

Закон «О доступе к информации» от 16 ноября 2015 года № 401-V;

Закон «О телерадиовещании» от 18 января 2012 года № 545-IV;

Закон «О рекламе» от 19 декабря 2003 года № 508;

Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242;

Закон «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года
№ 451-I;

Статья 2. Порядок введения Закона в действие.


 

6. Структура законопроекта

По результатам проведенного мониторинга необходимость внесения изменений и дополнений в законодательные акты не установлена.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Принятие законопроекта направлено на приведение в соответствие норм отдельных законодательных актов Республики Казахстан, регулирующих вопросы средств массовой информации, телерадиовещания и доступа к информации с правоприменительной практикой, что исключает негативные правовые последствия в случае принятия законопроекта.

Кроме того, принятие законопроекта приведет к единообразному применению норм законодательства Республики Казахстан, в части разрешительных процедур в области телерадиовещания. Вместе с тем, разрешится порядок проведения государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан. Также позволит сформировать целостную картину государственной информационной политики и синхронизировать подходы в медиа-планировании на государственном и региональном уровнях.

Помимо этого, принятие законопроекта позволит создать условия и предусмотреть необходимые меры для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан.

Отрицательных социально-экономических последствий принятие данного законопроекта не повлечет.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Отсутствует.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Кодекс от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»;

Закон от 18 января 2012 года «О телерадиовещании»;

Закон от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»;

Закон от 24 ноября 2015 года «Об информатизации»;

Закон от 19 декабря 2003 года «О рекламе»;

Закон от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»; 

Закон от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации».


 

10. Наличие зарубежного опыта

По зарубежным спутниковым устройствам

В Латвии основные направления медиаполитики предполагают, что до 2020 года должны быть созданы благоприятные условия для деятельности местных СМИ, повышено качество медиасреды и уровня ответственности. По мнению экспертов, это позволит снизить «односторонний эффект» насыщенных пропагандой зарубежных СМИ.

Так, МВД Латвии предусматривает меры по искоренению незаконного ТВ, то есть спутниковых тарелок и Интернет-вещания.

План реализации проекта направлен на предотвращение незаконных аудиовизуальных медиа-услуг, их распределением в приграничных районах и на остальной части территории Латвии, а также для укрепления потенциала Государственной полиции, представители которой будут следить за нарушениями авторских прав.

По информации Ассоциации вещательных организаций Латвии, такое решение было принято для того, чтобы упорядочить систему легального вещания.

В «Основных направлениях латвийской медиаполитики» отмечено следующее: «В связи с тем, что из года в год растет разнообразие информации, в том числе из-за зарубежных СМИ, в нынешних геополитических условиях очень важно развивать не только качественную и надежную журналистику, но и медиаграмотность населения. Это позволит снизить «односторонний эффект» насыщенных пропагандой зарубежных СМИ. В нынешней ситуации необходимы чёткие указания к политике СМИ, которые бы гармонично сочетались с демократической Латвией, являющейся членом ЕС. Плюрализм мнений, разнообразие информации, её доступность в регионах - вот основные направления работы.».

 

По разрешению рекламы товарного знака алкогольной продукции

Европейская коненция о трансграничном телевидении не налагает запрета на рекламу алкогольных напитков при соблюдении следующих  правил:

- рекламировать саму продукцию;

- содержать связи с физической работой или вождением автомобиля;

- сниматься с участием несовершеннолетних, в том числе выполняться с помощью мультипликации (анимации);

- быть адресована несовершеннолетним;

- утверждать, что рекламируемая продукция имеет лечебные свойства, поощрять их неумеренное потребление;

- осуждать воздержание от их  употребления;

- утверждать, что способствует укреплению взаимоотношений.

В Российской Федерации разрешается реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенного из выращенного на территории РФ винограда, на выставках пищевой продукции и выставках организаций общественного питания.

Парламент Армении принял поправки к законам «О телевидении и радио» и «О рекламе», согласно которым действующим на территории страны телекомпаниям вновь разрешается рекламировать алкогольные напитки местного производства.

Согласно принятым поправкам, национальную продукцию телеканалы и электронные СМИ смогут рекламировать независимо от времени суток и без возрастных ограничений для аудитории. Так, к примеру, армянский коньяк разрешено рекламировать круглосуточно.

Алкогольную продукцию других производителей можно будет рекламировать с 22.00 вечера до 6.00 утра.

В Беларуси реклама алкогольных напитков в сети Интернет не запрещена, но значительно ограничена по содержанию.

В рекламе алкогольных напитков не должно быть:

-        информации о физических, химических и иных потребительских свойствах;

-        сведений о цене;

-        изображений алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки);

-        наименований видов указанных напитков;

-        образов людей или животных, в том числе рисованных, мультипликационных (анимационных), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения алкогольных напитков;

-        образов, высказываний, внушающих, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние.

В Киргизии реклама алкогольной продукции в радиоэфире разрешена только в ночное время — в период с 00:00 до 7:00.

Касательно государственного информационного заказа

По обеспечению доступа к информации

Рекомендация Совета ОЭСР по Открытому Правительству от 14 декабря 2017 года гласит, что сторонники данной системы должны «2. Обеспечить наличие и осуществление необходимой открытой правительственной нормативно-правовой базы, в том числе путем предоставления вспомогательных документов, таких, как руководящие принципы и руководства, при одновременном создании надлежащих механизмов надзора для обеспечения соблюдения требований».

Все страны ОЭСР имеют орган для рассмотрения права на доступ к информации. Конституции некоторых стран ОЭСР предусматривает создание надзорного органа для доступа к информации, но большинство из этих учреждений были созданы посредством Закона или Указа.

В странах ОЭСР данные функции могут выполняться отдельными или коллективными учреждениями:

Комиссар по вопросам информации (например, в Великобритании, Германии, Венгрии);

Комиссия / Институт (например, во Франции, Португалии, Мексике);

Омбудсмен, наделенный правом надзора за осуществлением этого права (например, в Швеции, Норвегии, Новой Зеландии);

другой орган, осуществляющий надзор за применением этого права (например, в Турции).

Органы надзора за доступом к информации в странах ОЭСР пользуются широкой оперативной и директивной автономией. Некоторые органы учреждаются в качестве конституционного положения, например шведский (Глава 12 Акта о форме правления) и датский (Статья 55 Конституции) омбудсмены. Национальный институт по вопросам транспарентности, доступа к информации и защиты личных данных в Мексике также является конституционным органом. По этой причине эти органы не находятся под прямым влиянием исполнительной, законодательной и судебной властей.

Как отмечалось выше, в странах ОЭСР существует несколько видов органов надзора за доступом к информации. Анализ показывает, что процедуры их назначения весьма разнообразны. Вместе с тем во всех этих законодательных актах придается большое значение условиям назначения, которые являются одним из важнейших средств обеспечения независимости и компетенции органа и, в более общем плане, поощрения открытого управления. Для комиссий наиболее распространенной практикой в странах ОЭСР является точное определение числа членов комиссии и условий их назначения, ограничение дискреционных полномочий исполнительной власти и обеспечение надлежащего представительства граждан.

Комиссар по вопросам информации Великобритании ежегодно размещает программу работы Комиссии и обеспечивает ее широкое распространение с помощью различных средств коммуникации, например, через прессу или веб-сайты.

Доступ к информационным учреждениям в странах ОЭСР подотчетен гражданам и правительствам в отношении их деятельности. Они выполняют это обязательство различными способами, включая ежегодные отчеты о деятельности. Например, федеральный комиссар Германии по защите данных и свободе информации в своем докладе дает обзор приоритетных направлений деятельности на двухгодичный период и перспективы в отношении ключевых вопросов защиты данных на будущее.

Одним из важных аспектов законодательства по свободе информации Израиля является то, что не требуется создания независимого регулирующего органа, такой как офис Уполномоченного по информации для наблюдения за исполнением законодательства, разрешения споров, введения санкций или предоставления руководства государственным органам и должностным лицам. Вместо этого люди, не удовлетворенные ответами на свои запросы, могут оспаривать отказ через административные суды, которые проводят проверку общественного интереса.

При рассмотрении отказа по предоставлению информации должностное лицо должно учитывать «заинтересованность заявителя в информации, если она указана в запросе, и общественный интерес к раскрытию информации в целях поддержания общественного здоровья, безопасности или окружающая среда». Это так называемый трехчастный тест, который, при необходимости, может быть проверен еще раз, в административном суде.

Закон также включает в себя некоторые прогрессивные меры для обеспечения того, чтобы исключения из общего принципа открытости информации не использовались неправильно.

Абсолютные исключения включают:

- информацию, касающуюся национальной безопасности и иностранных дел,

- информацию, которая, если она будет раскрыта, будет нарушать конфиденциальность других лиц,

- информацию, которая не может быть предоставлена в соответствии с другим законодательством.

В Швеции право на доступ к информации может быть ограничено только при наличии одного из нижеследующих исключений:

1) разглашение информации может нарушать безопасность Королевства или его отношения с другим государством или международной организацией;

2) центральная финансовая, денежно-кредитная или валютная политика Королевства;

3) инспекционная, контрольная или другая надзорная деятельность государственного органа;

4) заинтересованность в предупреждении или преследовании преступности;

5) экономические интересы государственных учреждений;

6) защита личных данных частных субъектов;

7) сохранение видов животных или растений.

Эти исключения из правил более подробно рассматриваются в Законе о публичности и секретности 2009 года, в котором подробно описывается,                 какие документы государственные учреждения могут хранить в секрете, какая процедура при этом должна быть соблюдена, какой период времени, и как обеспечивается доступ к информации затем, когда необходимость в её засекречивании уже пропала.

В Новой Зеландии на законодательном уровне закреплено право вторичного использования официальной информации и открытых данных. На специальном портале доступны для скачивания и повторного использования, в том числе в коммерческих целях, открытые данные 156 организаций.

В Великобритании, являющейся признанным лидером по свободе информации, открытого правительства, доступа к государственным реестрам и открытым данным, Закон о свободе информации предусматривает испытание на общественный интерес. В соответствии с Законом, обязанность раскрывать информацию не применяется там, где «при всех обстоятельствах конкретного случая общественный интерес в сохранении исключения превалирует над общественным интересом в раскрытии информации».

В США, принявшей одной из первых Закон о свободе информации, Закон предусматривает обязательства по обнародованию информации в инициативном порядке.

В странах ОЭСР установлена ответственность в виде штрафов за нарушение сроков предоставления информации либо ее непредоставление.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Принятие данного проекта Закона не повлечет затрат из государственного бюджета.


 

Комментарий

Калеева Тамара Мисхадовна посмотреть текст 1 0 03/04 - 13:17

Авторы негодуют, что «уровень вещания «OTAU TV» по сравнению с НЗСО /незарегистрированные зарубежные спутниковые операторы/ остается низким», скорбят, что « граждане Казахстана, использующие зарубежные спутниковые приемные устройства, живут вне информационного пространства Республики Казахстан». Чтобы улучшить ситуацию, предлагается за установку НЗСО наказывать, а чтобы никто не избежал наказания, «дополнить компетенцию местных исполнительных органов по выявлению фактов вышеуказанного нарушения». Простите, а как же право граждан на беспрепятственный доступ к информации? Кто имеет право посягать на Конституцию, решая за нас, кто и как нам смотреть?

30/05 - 12:24

Уважаемая Тамара Мисхадовна! Согласно статье 37 Закона РК «О телерадиовещании», распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания осуществляется при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов. Распространение карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, не имеющих лицензию в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан, запрещается. На протяжении долгого времени существует проблема по вещанию на территории Казахстана незарегистрированных зарубежных спутниковых операторов. Данная проблема заключается в том, что зарубежные спутниковые операторы не выполняют требования законодательства, а также не транслируют отечественные телеканалы. Таким образом, граждане, использующие серые тарелки, живут вне информационного пространства Республики Казахстан. Первый шаг по решению данной проблемы был предпринят в рамках Закона от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций», в частности установлен запрет на распространение спутниковых устройств операторов телерадиовещания, не имеющих лицензий в области телерадиовещания. Однако ввиду отсутствия ответственности, установленный запрет не показал значительных результатов по устранению данной проблемы. Таким образом, по данному вопросу возникает необходимость установления ответственности. При этом к ответственности будут привлекаться физические или юридические лица, распространяющие серые тарелки на территории РК. То есть данная ответственность не будет распространяться на граждан, купивших их для личного пользования, а также на тех, кто их уже установил.

Калеева Тамара Мисхадовна посмотреть текст 0 0 03/04 - 13:20

Наш скромный Уполномоченный орган хотят наделить новыми полномочиями, а именно – вмешиваться в деятельность теле-, радиокомпаний с государственными деньгами в уставном капитале. Это позволят им расширить аудиторию и снабжать зрителей качественной информацией, считают авторы концепции.

30/05 - 12:23

На сегодняшний день, наши исследования показали, что телезритель при частой смене языка вещания на одном телеканале в течение всего эфирного дня, покидает этот телеканал. К примеру, переходит на зарубежный телеканал. В основном телезритель предпочитает моноязычное вещание. Таким образом, предлагается наделить уполномоченный орган полномочием по принятию решения о вещании государственных телеканалов. При этом данная норма будет распространяться исключительно на телеканалы со 100 % участием государства, контент которых направлен на информирование населения страны о ключевых преобразованиях в социально-экономической и других сферах.

Калеева Тамара Мисхадовна посмотреть текст 0 0 03/04 - 13:27

Третье предложение для всех СМИ самое лакомое – разрешить рекламу слабоалкогольной продукции. Оно уже было в проекте поправок 2017 года, - но министерство МВД, рьяно борясь с алкоголизмом, выступило против, и норму убрали.

30/05 - 12:23

Уважаемая Тамара Мисхадовна, благодарим за активное участие. На сегодняшний день, вопрос по разрешению рекламы слабоалкогольного продукта, активно обсуждается с уполномоченными органами в сфере здравоохранения и охраны общественного порядка. После консолидированного решения будет продолжена дельнейшая работа.

Калеева Тамара Мисхадовна посмотреть текст 0 0 03/04 - 13:29

Предлагается, пока ищутся эти механизмы, на два года вывести региональный государственный информационный заказ из системы государственных закупок. То-то подарок местным СМИ, которые никаких денег, кроме акиматовских, зачастую не видят.

30/05 - 12:23

Уважаемая Тамара Мисхадовна, благодарим за активное участие. Предлагаемые меры в целом направлены на развития отрасли СМИ. Кроме того, будут проводиться обширное обсуждение по направлениям проекта.

Калеева Тамара Мисхадовна посмотреть текст 0 0 03/04 - 13:33

Самый большой и обстоятельный пункт Концепции - о доступе к информации. В нем использовано исследование, которое по госзаказу министерства сделало в прошлом году ТОО Бiлiм, - «Обеспечение доступа граждан и профессионального медиа0сообщества к информации в Казахстане: регионы и центры». В исследовании и в Концепции с обильными ссылками на исследования ОЭСР много и аргументированно говорится о недостатках закона «О доступе к информации» и его исполнения. А предлагается в итоге – ввести в закон пару терминов и, опять же, позаботиться о полномочиях министерства информации: «необходимо определить компетенцию уполномоченного органа на законодательном уровне». А ведь та же не раз упомянутая в Концепции ОЭСР констатирует: отсутствует административная ответственность за нарушение срока предоставления информации по запросам, отсутствует уголовная ответственность за умышленное или сознательное нарушение права на доступ к информации, отсутствуют в Законе РК «О доступе к информации» положения, направленных на защиту информаторов, - и рекомендует эти пробелы восполнить.

30/05 - 12:22

Уважаемая Тамара Мисхадовна, благодарим за предложения и высокую озабоченность вопросами доступа к информации. Работа над практической реализацией рекомендаций ОЭСР и совершенствованию законодательства в области доступа к информации будет вестись Министерством не только в рамках данной Концепции и разрабатываемого в соответствии с ней законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации». Как Вам известно, при Министерстве функционирует Комиссия по вопросам доступа к информации (далее – Комиссия). В соответствии с утвержденным Планом работы Комиссии на 2019 год, в IV квартале планируется вынести на заседание Комиссии вопрос внесения изменений и дополнений в законодательство о доступе к информации. В связи с чем, предлагаемые вами поправки будут рассмотрены на площадке Комиссии в рамках запланированной работы Комиссии.

БИРЖАНОВА ГУЛЬМИРА посмотреть текст 0 0 04/04 - 17:36

Как показала практика применения Закона о доступе к информации, он к сожалению не решает проблемы доступа к информации. Подзаконные нормативные акты, в частности Постановление №1196 об отнесении сведений к служебной информации ограниченного распространения в корне противоречит нормам закона о доступе. Необходимо, внести изменения в данное постановление. Если Казахстан действительно стремится в ОЭСР нужно привести закон в соответствии с рекомендациями. Также вопрос относительно Комиссии о доступе к информации, возможно необходимо расширить полномочия этой комиссии. В случаях нарушения закона, была возможность обращения в данную комиссию, поскольку судебный механизм не все используют и он занимает много времени.

30/05 - 12:22

Уважаемая Гульмира! Работа над практической реализацией рекомендаций ОЭСР и совершенствованию законодательства в области доступа к информации будет вестись Министерством не только в рамках данной Концепции и разрабатываемого в соответствии с ней законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации». Как Вам известно, при Министерстве функционирует Комиссия по вопросам доступа к информации (далее – Комиссия). В соответствии с утвержденным Планом работы Комиссии на 2019 год, в IV квартале планируется вынести на заседание Комиссии вопрос внесения изменений и дополнений в законодательство о доступе к информации. В связи с чем, предлагаемые вами поправки будут рассмотрены на площадке Комиссии в рамках запланированной работы Комиссии.

БИРЖАНОВА ГУЛЬМИРА посмотреть текст 0 0 04/04 - 17:38

Также необходимо ввести персональную ответственность конкретного чиновника за непредоставление информации.

30/05 - 12:22

Уважаемая Гульмира, благодарим за предложения и высокую озабоченность вопросами доступа к информации. На сегодня уже есть административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации (ст.456-1 КОАП). Причем ответственность несет конкретное должностное лицо. Кроме того, в случае нарушения сроков предоставления информации по запросу, государственный служащий несет дисциплинарную ответственность.

ПЕРВУХИН ИВАН 0 0 05/04 - 10:02

Создается в впечатление что просто надо продвигать "OTAU TV", и почему пример зарубежного опыта по использованию спутниковых тарелок Латвия. Интернет наверно тоже скоро запретят смотреть.

30/05 - 12:21

Уважаемый Иван, благодарим за участие в обсуждении! Опыт Латвии приведен как международный опыт. Министерством также был изучен международный опыт и других стран. На сегодняшний день, зарубежные спутниковые устройства нарушает национальное законодательство. Согласно Закону РК «О телерадиовещании» (далее – Закон) операторы, имеющие лицензии в сфере телерадиовещания, имеют право заниматься распространением информации. Вместе с тем, согласно статье 37 Закона, распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания осуществляется при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов. Распространение карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, не имеющих лицензию в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан, запрещается.

МЕДВЕДНИКОВА ДИАНА посмотреть текст 0 0 05/04 - 17:01

Очень сомнительно. Если каждый местный исполнительный орган будет придумывать свои тематически линии, то это никоим образом не будет способствовать единообразию госинфорполитики. Кроме того, если планируется вывести региональный госзаказ из сферы госзакупок и использовать опыт Министерства, когда деньги распределяет специальная комиссия, то это будет очередной шаг к закрытости и непрозрачности, как уже произошло.

30/05 - 12:20

На сегодняшний день МИО самостоятельно формируют, размещают и контролируют осуществление государственного информационного заказа. Однако на практике на региональном уровне существует ряд проблем по реализации госинформзаказа. Причина, зачастую бывает лишь в том, что подобные участники госзакупок демпингуют в ценовой части условий конкурса. Это в свою очередь сказывается на конечном медиа продукте, страдает потребитель информации. В целом снижается эффективность реализации госинформзаказа на местах. В соответствии с Правилами размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне создана конкурсная комиссия для обеспечения прозрачности при размещении ГИЗ. В состав указанной комиссии вошли представители неправительственных организаций, средств массовой информации и представители различных государственных органов. Для обеспечения эффективности реализации государственного заказа на основе выработанных качественных критериев применяется балльная система оценки определения СМИ на оказание государственного заказа по проведению государственной информационной политики. В целом, процедура размещения ГИЗ стала прозрачней, доступнее и позволило усовершенствовать действующий механизм финансовой поддержки негосударственных СМИ по повышению конкурентоспособности отечественного медиа-продукта.

МЕДВЕДНИКОВА ДИАНА посмотреть текст 0 0 05/04 - 17:04

и в первую очередь, в сфере доступа к информации Министерству надо начать с себя. Иначе получается, что боремся с тем что делаем сами. Министерство засекретило данные о бюджетных расходах на госинфорполитику, но при этом говорит о необходимости реформирования закона. Это очень странно и не вызывает никакого доверия.

30/05 - 12:20

С 2017 года при реализации государственного заказа среди негосударственных средств массовой информации (далее - СМИ) Министерство руководствуется Правилами размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне (далее - Правила), утвержденных Приказом Министра информации и коммуникаций № 75 от 28.02.2017 года. Указанными Правилами предусмотрена балльная система, предназначенная для определения теле-, радиоканалов, газет, журналов и интернет-ресурсов на оказание государственного заказа. В соответствии с бальной системой конкурсная комиссия, состоящая из общественных деятелей (треть от состава комиссии) и представителей государственных органов распределяет государственный заказ среди СМИ. Кроме того, согласно Правилам отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан №1196 от 31 декабря 2015 года, к служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, открытое опубликование которых может нарушить порядок соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью обеспечения независимости государственного органа при принятии решения. Кроме того, по данным вопросам имеется решение суда. К таким сведениям может быть отнесена информация, опубликование которой может повлиять на независимость государственного органа при принятий решений. Это касается и тех сведений, которые указаны в статье 6 Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» (содержание смотреть в справочной информации). Исходя из этого обращаем внимание на то, что разглашение подобной информации может существенно повлиять на независимость как самих сотрудников государственного органа, так и членов конкурсной комиссии и представителей СМИ. Вместе с тем отмечаем, что общие сведения относительно государственного информационного заказа можно получить на официальном сайте МИОР РК.

МЕДВЕДНИКОВА ДИАНА посмотреть текст 0 0 05/04 - 17:08

До сих пор нет исследований, подтверждающих эффективность и целесообразность госинформзаказа, поэтому говорить о повышении конкурентоспособности совершенно не корректно. Очевидно, что ежегодные вливания денег в конкретные СМИ не принципе НЕ МОГУТ способствовать развитию всей медиа-отрасли. Они способствуют лишь обогащению конкретных СМИ и людей. Поэтому считаю, что данные меры не смогут повлиять на те негативные последствия, которые имеет госинфорзаказ.

30/05 - 12:19

Государственный информационный заказ на республиканском уровне выступает инструментом государственной поддержки, в первую очередь, отечественного медиа-продукта и работает на повышение его конкурентоспособности. Механизм размещения государственного информационного заказа направлен на стимулирование средств массовой информации к производству качественного контента. 3 год успешно реализовывается на центральном уровне, и произведенная продукция в рамках ГИЗ пользуется спросом как у нас в стране, так и за рубежом. Так к примеру только за 2017-2018 г.г. было снято 86 телесериалов, из них в рамках государственного информационного заказа – 28, в рамках государственного заказа – 58 телесериалов. Вместе с тем, согласно Правилам размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне, утвержденных Приказом Министра информации и коммуникаций № 75 от 28.02.2017 года, состав Комиссии формируется уполномоченным органом из числа сотрудников ведомства уполномоченного органа, представителей неправительственных организаций, средств массовой информации, органов государственной власти. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми большинством голосов от общего количества присутствующих членов Комиссии.

ШАМСУТДИНОВ ЭМИЛЬ посмотреть текст 0 0 11/04 - 11:46

Двояко звучит пункт про льготы. Льготы получат СМИ, которые получат положительную оценку? Или в случае положительного решения по инициативе льготы будут рассмотрены?

06/06 - 11:06

В случае положительного решения уполномоченных органов и Республиканской бюджетной комиссии вопроса налоговых льгот они будут применяться для всех отечественных средств массовой информации без исключения.

НИКОНОВИЧ РУСЛАН посмотреть текст 0 0 11/04 - 13:49

В Концепции необходимо учесть следующие замечания: Цитата: "Однако в настоящее время существует проблемный вопрос вещания на территории Республики Казахстан зарубежных спутниковых операторов («РадугаТВ», «Триколор ТВ», «НТВ+», «Орион Экспресс», «Ямал», «Hotbird», «Платформа HD», «Телекарта») незарегистрированных на территории Казахстана." Замечание 1: "Проблема заключается в том, что гражданин вправе получать информацию любым способом и своё право реализует через просмотр доступных телеканалов посредством иностранных спутниковых операторов. Аналогично можно рассмотреть права граждан при использовании социальных сетей-нет ни одной отечественного производства и при этом читать информацию посредством иностранного агента не нарушает закон. Решение видится в увеличении количества телеканалов на платформе ОТАУ и стоимость оборудования и абонентской платы должна быть соразмерена со стоимостью зарубежных спутниковых операторов. Тогда рыночными механизмами государство добьётся благой цели. На сегодня развитие тормозится высокой стоимостью оборудования ОТАУ и малым количеством ТК в сети. Так же Казтелерадио выставляет очень высокую стоимость для телеканалов на распространение в своих сетях-что тормозит развитие разнообразных отечественных телеканалов. Напомню: отечественные ТК платят Казтелерадио за право вещания (распространение) в сети ОТАУ, при этом КТР сам платит за право вещания иностранным телеканалам за то что те разрешают распространять их." Цитата: "Согласно проведенному анализу за 2018 год, процент проникновения незарегистрированных на территории Казахстана зарубежных спутниковых операторов (далее – НЗСО) составляет 15%. В 2011 году данный показатель составлял 30%." Замечание 2: "Уменьшение доли иностранных НСЗО говорит о том что малыми шагами это происходит, по причине принудительно внедрения" Цитата: "Таким образом, граждане Казахстана, использующие зарубежные спутниковые приемные устройства, живут вне информационного пространства Республики Казахстан." Замечание 3: "Выдавливание граждан РК из информационного поля происходит как отмечено выше из за не рыночного развития национального оператора" Цитата: "Учитывая вышеизложенные проблемы по НЗСО, возникает необходимость установления административных санкций за распространение и незаконную установку зарубежных спутниковых приемных устройств." Замечание 4: Самая большая ошибка – неспособность создать выгодные, рыночные механизмы для граждан-чтобы граждане хотели приобретать приставки ОТАУ. Ошибка -пытаться наказывать за то «что люди смотрят и слушают» Цитата: "В настоящее время увеличивается количество теле-, радиоканалов, по состоянию на 2019 год их количество составляет 149 телеканалов. При этом количество отечественных телеканалов с государственным участием составляет всего 8 телеканалов. В этой связи в целях развития конкуренции требуется ввести новых подходы в сфере СМИ." Замечание 5: Непонятная норма. Так как "развитие конкуренции» министерством видится однобоко – через призму развития государственных СМИ, что хотя и нарушает закон О ТРВ, но не привлекает внимания уполномоченного органа. И вновь речь о развитии только гос СМИ. То есть вместо создания рыночных условий для развития теле радиоканалов разных форм собственности министерство предлагает развивать гос СМИ как фактор «экономического роста» и «донесение до граждан качественной информации». Последний пункт показывает, что уполномоченный орган не рассматривает частные телеканалы способными донести « до граждан качественной информации» Цитата: "Так, доходы от рекламы могут составлять до 60% содержания журналов, 70% объема газет, около 100% времени эфира теле- и радиопрограмм. В свою очередь, возможность получения доходов от рекламы в СМИ напрямую влияет на качество новостной ленты и программ." Замечание 6: "Для государственных СМИ доходы от рекламы не влияют на «качество новостной ленты и программ». А вот для частных сми играет и подобная норма положительно повлияет на развитие частных сми" Цитата: "Кроме того, Концепцией предполагается решить проблемный вопрос по пустотам в эфирном времени при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан." Замечание 7: "Не понятно о каких пустотах говорится. Ни в одном иностранном телеканале пустот или чёрных экранов нет. Тот кто описывает норму не смотрит телевидение и не в курсе ситуации реальной. Уполномоченный орган давно урегулировал замещение в иностранных ТК рекламные блоки отечественной социальной рекламой. Которую для этого вывели в 2018 из под действия закона о рекламе. Не знать этого - преступно" Цитата: "государство-член вправе в одностороннем порядке, установленном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях изъятия из национального режима на срок не более 2 лет. Также предлагается закрепления процедуры согласования местными исполнительными органами тематических линий." Замечание 8: "Вообще непонятная норма-это для снова для развития гос СМИ или частным достанется на развитие?" Цитата: "Вместе с тем планируется рассмотреть налоговые льготы для отечественных СМИ, данный вопрос будет рассматриваться в случае получения положительных решений уполномоченных органов и Республиканской бюджетной комиссии. " Замечание 9: "Полезная норма" Надеюсь, что замечания будут учтены.

06/06 - 11:06

Уважаемый Руслан Иосифович, благодарим за участие в обсуждении! Касательно введения ответственности за распространение нелицензионных зарубежных спутниковых устройств (спутниковых тарелок). Согласно статье 37 Закона РК «О телерадиовещании», распространение теле-, радиоканалов операторами телерадиовещания посредством спутникового телерадиовещания осуществляется при наличии разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) и лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов. Распространение карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, не имеющих лицензию в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан, запрещается. На протяжении долгого времени существует проблема по вещанию на территории Казахстана незарегистрированных зарубежных спутниковых операторов. Данная проблема заключается в том, что зарубежные спутниковые операторы не выполняют требования законодательства, а также не транслируют отечественные телеканалы. Таким образом, граждане, использующие серые тарелки, живут вне информационного пространства Республики Казахстан. Первый шаг по решению данной проблемы был предпринят в рамках Закона от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций», в частности установлен запрет на распространение спутниковых устройств операторов телерадиовещания, не имеющих лицензий в области телерадиовещания. Однако ввиду отсутствия ответственности, установленный запрет не показал значительных результатов по устранению данной проблемы. Таким образом, по данному вопросу возникает необходимость установления ответственности. При этом к ответственности будут привлекаться физические или юридические лица, распространяющие серые тарелки на территории РК. То есть данная ответственность не будет распространяться на граждан, купивших их для личного пользования, а также на тех, кто их уже установил. Кроме того, любой зарубежный спутниковый оператор согласно требованиям Закона РК «О телерадиовещании» может получить лицензию в области телерадиовещания. Таким образом, права граждан на получение информации не ограничиваются. Касательно наделения полномочием определения языка вещания государственных каналов. На сегодняшний день, наши исследования показали, что телезритель при частой смене языка вещания на одном телеканале в течение всего эфирного дня, покидает этот телеканал. К примеру, переходит на зарубежный телеканал. В основном телезритель предпочитает моноязычное вещание. Таким образом, предлагается наделить уполномоченный орган полномочием по принятию решения о вещании государственных телеканалов. При этом данная норма будет распространяться исключительно на телеканалы со 100 % участием государства, контент которых направлен на информирование населения страны о ключевых преобразованиях в социально-экономической и других сферах. Касательно замены черных/пустых экранов на рекламу. Законом РК «О телерадиовещании» предусмотрено наделение операторов телерадиовещания ответственностью по недопущениюь распространение рекламы при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан. Таким образом, такие крупные операторы, как IDTV, Alma-TV, Otau-TV и другие, удаляют рекламные блоки самостоятельно с помощью программных средств и вручную. В целях поддержки СМИ предлагается транслировать коммерческую рекламу, определенная доля от которой будет поступать в Фонд развития СМИ. Касательно государственного информационного заказа. На сегодняшний день местные исполнительные органы самостоятельно формируют, размещают и контролируют осуществление государственного информационного заказа. Однако на практике на региональном уровне существует ряд проблем по реализации госинформзаказа. Причина, зачастую бывает лишь в том, что подобные участники госзакупок демпингуют в ценовой части условий конкурса. Это в свою очередь сказывается на конечном медиа продукте, страдает потребитель информации. В целом снижается эффективность реализации госинформзаказа на местах. В соответствии с Правилами размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне создана конкурсная комиссия для обеспечения прозрачности при размещении ГИЗ. В состав указанной комиссии вошли представители неправительственных организаций, средств массовой информации и представители различных государственных органов. Для обеспечения эффективности реализации государственного заказа на основе выработанных качественных критериев применяется балльная система оценки определения СМИ на оказание государственного заказа по проведению государственной информационной политики. В целом, процедура размещения ГИЗ стала прозрачней, доступнее и позволило усовершенствовать действующий механизм финансовой поддержки негосударственных СМИ по повышению конкурентоспособности отечественного медиа-продукта.

ДИДЕНКО ОЛЬГА посмотреть текст 0 0 11/04 - 19:13

Для выполнения рекомендаций ОЭСР по выполнению Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией необходимо предусмотреть в Законе Республики Казахстан «О доступе к информации» презумпцию открытости информации для всех государственных органов и предприятий, субъектов квазигосударственного сектора, получателей бюджетных средств - юридических лиц, других обладателей информации. Предусмотреть в законе основания, по которым доступ к информации может быть ограничен, и установить срок действия такого ограничения. Пересмотреть и усилить положение о конституционных гарантиях реализации права на доступ к информации и об допустимых ограничениях этого права в соответствии со статьей 19 (3) Международного пакта о гражданских и политических правах.

06/06 - 11:07

Уважаемая Ольга Александровна! Работа над практической реализацией рекомендаций ОЭСР и совершенствованию законодательства в области доступа к информации будет вестись Министерством не только в рамках данной Концепции и разрабатываемого в соответствии с ней законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации». Как Вам известно, поскольку Вы являетесь членом, при Министерстве функционирует Комиссия по вопросам доступа к информации (далее – Комиссия). В соответствии с утвержденным Планом работы Комиссии на 2019 год, в IV квартале планируется вынести на заседание Комиссии вопрос внесения изменений и дополнений в законодательство о доступе к информации. В связи с чем, предлагаемые Вами поправки будут рассмотрены на площадке Комиссии в рамках запланированной работы Комиссии.

ДИДЕНКО ОЛЬГА посмотреть текст 0 0 11/04 - 19:14

Также для выполнения рекомендаций ОЭСР требуется существенно расширить полномочия Комиссии по вопросам доступа к информации, закрепить на законодательном уровне возможность рассмотрения жалоб населения о нарушении права на доступ к информации и принятия по ним решений, рекомендуемых для исполнения обладателями информации. По отдельным статьям закона требуется пересмотреть существующие положения с учетом международных стандартов и лучшей практики стран-участниц ОЭСР, например, по проведению открытых коллегиальных заседаний, по предоставлению информации в устной форме, по срокам предоставления информации. В целях выполнения рекомендаций ОЭСР по Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией предлагается расширить ответственность за нарушение права на доступ к информации (увеличить размеры административных штрафов) и закрепить в Законе Республики Казахстан «О доступе к информации» действенные механизмы привлечения к ответственности виновных лиц за нарушение права на доступ к информации).

06/06 - 11:07

Уважаемая Ольга Александровна! Работа над практической реализацией рекомендаций ОЭСР и совершенствованию законодательства в области доступа к информации будет вестись Министерством не только в рамках данной Концепции и разрабатываемого в соответствии с ней законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации». Как Вам известно, поскольку Вы являетесь членом, при Министерстве функционирует Комиссия по вопросам доступа к информации (далее – Комиссия). В соответствии с утвержденным Планом работы Комиссии на 2019 год, в IV квартале планируется вынести на заседание Комиссии вопрос внесения изменений и дополнений в законодательство о доступе к информации. В связи с чем, предлагаемые Вами поправки будут рассмотрены на площадке Комиссии в рамках запланированной работы Комиссии.

ДИДЕНКО ОЛЬГА посмотреть текст 0 0 11/04 - 19:16

В целях выполнения рекомендаций ОЭСР по Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией необходимо внести в ряд действующих законодательных актов Республики Казахстан изменений и дополнений, направленных на предотвращение чрезмерных денежных требований к СМИ и журналистам по возмещению морального вреда. Такими мерами должны стать: ограничение срока исковой давности по защите чести, достоинства и деловой репутации, если сведения опубликованы в СМИ, до 1 (одного) года; запрет для должностным лиц органов власти и государственных учреждений подавать иски о защите чести и достоинства. Требуется установить и разграничить в законодательстве статус публичного лица от иных лиц и предусмотреть повышенный порог критики в СМИ в отношении публичных лиц, а также распространить пропорциональный размер государственной пошлины по делам о защите личных неимущественных прав на иски, которые предъявляются в уголовном процессе. В целях снижения государственного регулирования медиаотрасли, Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» требуется дополнить положениями о внедрении и развитии механизмов саморегулирования, направленных на разработку, принятие и выполнение этических правил и стандартов, а также на развитие механизмов внесудебного рассмотрения информационных споров и конфликтов. Эта мера также позволит снизить нагрузку на судебную систему и послужит хорошим примером для развития аналогичных примирительных процедур в других отраслях.

06/06 - 11:06

Уважаемая Ольга Александровна, благодарим за участие в обсуждении! Вопросы, изложенные Вами, рассмотрены и проанализированы и в случае необходимости будут учтены Министерством в ходе дальнейшей работы.